Введение
Музей «С именем Лермонтова» школы № 4 был создан коллективным трудом, в результате совместной деятельности учителей, учеников, родителей, выпускников, ветеранов Великой Отечественной войны, жителями города. Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они, учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Очень интересны судьбы выпускников, учителей и директоров, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Мы можем гордиться своими выпускниками: ветеранами труда, государственными служащими, медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов…
Большое место в музее занимает творчество замечательного поэта М.Ю.Лермонтова, чьи произведения включены в программу по литературе на всех ступенях обучения. Это воспитывает у учащихся любовь к малой родине, к родной литературе, уважение к традициям края, города, школы. Также наш город называется Лермонтов в честь М.Ю.Лермонтова.
В день рождения поэта ежегодно проводится Лермонтовская неделя. В этот период в музее организуются экскурсии по залам музея, музейные уроки, встречи с сотрудниками музея – заповедника им.М.Ю.Лермонтова города Пятигорска. Также стало доброй традицией в период литературной недели знакомить школьников с жизнью и творчеством отечественных поэтов-юбиляров. Формы проведения мероприятий разнообразны: теоретический аспект представляют ежегодные читательские конференции, практический – конкурс чтецов. Среди произведений, представленных на конкурс, учащиеся читают и собственные авторские стихотворения.
Организатором и руководителем музея школы с 2004 по 2010год - ветеран труда, отличник народного образования, учитель русского языка и литературы Калинская Ольга Николаевна. На протяжении долгих лет неоценимый вклад в развитие музея вносила и директор школы. С 2010 года директором музея - ветеран труда, отличник народного образования Моисеенко Ирина Владимировна.
Дидактические цели:
Организация самостоятельной познавательной деятельности
Приобретение навыков самостоятельной работы по
теме и работы в творческой группе
Умение определять и решать проблемы
Обучение навыкам анализа проделанной работы
Методические задачи:
Формирование представлений о музейной работе
Ознакомление с основами построения экспозиции
Организация работы Совета музея
Планирование деятельности музея в учебно- воспитательной работе
Задачи школьного музея:
Информативность
Воспитание интереса к предмету экспозиции
Понимание связи времен
Продолжение изучения предмета экспозиции, стимулирование исследовательской работы учащихся
Вопросы самостоятельных исследований:
Школьный музей и разделы его экспозиции
Экскурсионная работа в школьном музее
Возможности музейных уроков
Исследовательская работа на основе музейных экспонатов (История памятников Лермонтову в нашем городе)
История города в названиях улиц (КТД)
Городские новости в СМИ
Монопроекты
Классификация проектов по продолжительности
Краткосрочные проекты
Мини-проекты
Долгосрочные проекты
Недельные проекты
Музей - учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес.
Особенности школьной экспозиции
Наличие большого количества печатных источников
Фотографии и документы из семейных архивов
Предметы быта (серийного производства)
Отсутствие (или маленькое количество) подлинных исторически ценных экспонатов
Наличие экспонатов, сделанных своими руками
Масштабный долгосрочный общешкольный проект
Педсовет
Выбор направления и темы
Уточнение руководителей проектов
Формирование состава проектных групп
Обсуждение принципов работы в творческих группах
Тематика экспозиций
Кавказ в творчестве Лермонтова
Город, в котором мы живем
Деятели истории и культуры на Кавказе
Страницы школьной летописи
«СименемЛермонтова»
История культуры в регионе
Связано с именем поэта
Литература и искусство
Открытие музея
Открытие музея состоялось 15 октября 2004 года, в день 190-летия со дня рождения М.Ю Лермонтова.
На открытии музея присутствовали гости. Директор школы вручила ключ от музея организатору музея Калинской Ольге Николаевне.
Состав Совета музея
Директор музея
Директор школы
Педагоги-консультанты
Ученический актив
Представители родительского комитета школы
Заместитель директора по хозяйственной части
Направления работы Совета музея
Учителями славится Россия
Любовь к Отечеству, к своей малой родине, уважение к школе, ее традициям, учителям и товарищам рождаются со знания истории школы.
На стендах школьного музея помещены фотографии директоров школы, отличников образования, ветеранов. Здесь же представлены материалы о сегодняшнем дне школы и документы, освещающие ее историю с первого года существования – с 1964.
Литературный зал
Экспозиция Лермонтовского зала постоянно обновляется и включает материалы не только о Лермонтове, но и о его современниках.
Зал спортивной славы
Степашкин А.В., учитель физической культуры
Первые опыты
Школьные экскурсоводы
Группа экскурсоводов-девятиклассников подготовила и провела интересные экскурсии по залам школьного музея «С именем Лермонтова»
У нас в гостях поэты города
Свои стихи представили школьникам О.И.Мальцева, Д.Д.Кокаев, Р.Каргасеков и юные поэты-школьники.
Сотрудничество
Ставропольский краеведческий музей имени
Г. Прозрителева и Г. Прав
Пятигорский краеведческий музей
Государственный Музей-заповедник
М.Ю. Лермонтова в г. Пятигорске
Встреча с научными сотрудниками
музея-заповедника М.ЮЛермонтова
Соснина Е.Л. и Буравова С.Н. – желанные гости школьников. В своих рассказах они воссоздают образ лермонтовской эпохи, знакомят учащихся с новостями из лермонтовских музеев России.
Мероприятия в школьном музее
Школьный музей – центр познавательной, исследовательской и творческой деятельности учащихся
Представленный мной материал «Роль музея в современной школе» отличается актуальностью тематики, отражает современные направления в педагогике по стимулированию творческого подхода к приобретению знаний, самостоятельной исследовательской работы.
В последнее время часто встает вопрос, нужен ли музей современной школе. Я считаю, что нужен, так как в данный проект задействованы директор музея, совет музея, учителя, учащиеся школы. Проект дает четкий ответ на поставленный вопрос. Какова же роль школьного музея в наши дни? Какую учебно-методическую функцию он выполняет?
Многолетний опыт показывает, что музей «С именем Лермонтова», созданный в МБОУ СОШ №4 города Лермонтова, играет огромную роль в решении учебных и воспитательных задач. Прежде всего, работой в музее охвачено большое количество учеников, обновляется материал для экспозиций, составлена программа проведения экскурсий по залам музея, на конкурсной основе выбираются экскурсоводы. Музей способствует углубленному изучению творчества М.Ю.Лермонтова.
Исследовательская работа, связанная с собиранием и систематизацией материалов по истории края, города, школы, способствует развитию чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны в целом.
Представленный материал используется при проведении музейных уроков литературы, истории, краеведения, внеклассных мероприятий, экскурсий для учащихся 1-11 классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Анциферов Н.П. Душа Петербурга. – Л., 2006.
Архивные материалы школьного музея «С именем Лермонтова»
Бонами З. Как читать и понимать музей. Философия музея//АСТ, 2018
Гнедовский М.Б. Музейная аудитория // Советский музей. – 1986. - №4.
Лермонтов М.Ю. в Пятигорске// Издательство «Снег», 2018
Литвина А., Степаненко Е. Мы идем в музей. Путеводитель//ГИМ,2015
Музееведение. На пути к музею XXI в. – М., 1989.
Попова Е., Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам // Советский музей. – 1992 №1.
Селегей П.Е. Домик Лермонтова. Путеводитель по Государственному литературно-мемориальному музею// Ставропольское книжное издательство, 1974
Сидоренко З.Я. Наш школьный музей. – 2004.
Словарь основных музейных терминов. – Хабаровск, 2008.
Федотов Ю.С. Истоки. Начало. Судьба. Государственный музей-заповедник
Этический кодекс ИКОМ для музеев. – М., 2003.