Роль школьного музея " с именем М.Ю. Лермонтова"

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль школьного музея " с именем М.Ю. Лермонтова"

Тупицына Е.В. 1
1МБОУ СОШ№4
Долуденко О.П. 1
1МБОУСОШ 4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Музей «С именем Лермонтова» школы № 4 был создан коллективным трудом, в результате совместной деятельности учителей, учеников, родителей, выпускников, ветеранов Великой Отечественной войны, жителями города.  Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они, учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Очень интересны судьбы выпускников, учителей и директоров, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Мы можем гордиться своими выпускниками: ветеранами труда, государственными служащими, медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов…

Большое место в музее занимает творчество замечательного поэта М.Ю.Лермонтова, чьи произведения включены в программу по литературе на всех ступенях обучения. Это воспитывает у учащихся любовь к малой родине, к родной литературе, уважение к традициям края, города, школы. Также наш город называется Лермонтов в честь М.Ю.Лермонтова.

В день рождения поэта ежегодно проводится Лермонтовская неделя. В этот период в музее организуются экскурсии по залам музея, музейные уроки, встречи с сотрудниками музея – заповедника им.М.Ю.Лермонтова города Пятигорска. Также стало доброй традицией в период литературной недели знакомить школьников с жизнью и творчеством отечественных поэтов-юбиляров. Формы проведения мероприятий разнообразны: теоретический аспект представляют ежегодные читательские конференции, практический – конкурс чтецов. Среди произведений, представленных на конкурс, учащиеся читают и собственные авторские стихотворения.

Организатором и руководителем музея школы с 2004 по 2010год - ветеран труда, отличник народного образования, учитель русского языка и литературы Калинская Ольга Николаевна. На протяжении долгих лет неоценимый вклад в развитие музея вносила и директор школы. С 2010 года директором музея - ветеран труда, отличник народного образования Моисеенко Ирина Владимировна.

Дидактические цели:

Организация самостоятельной познавательной деятельности

Приобретение навыков самостоятельной работы по

теме и работы в творческой группе

Умение определять и решать проблемы

Обучение навыкам анализа проделанной работы

Методические задачи:

Формирование представлений о музейной работе

Ознакомление с основами построения экспозиции

Организация работы Совета музея

Планирование деятельности музея в учебно- воспитательной работе

Задачи школьного музея:

Информативность

Воспитание интереса к предмету экспозиции

Понимание связи времен

Продолжение изучения предмета экспозиции, стимулирование исследовательской работы учащихся

Вопросы самостоятельных исследований:

Школьный музей и разделы его экспозиции

Экскурсионная работа в школьном музее

Возможности музейных уроков

Исследовательская работа на основе музейных экспонатов (История памятников Лермонтову в нашем городе)

История города в названиях улиц (КТД)

Городские новости в СМИ

Монопроекты

Классификация проектов по продолжительности

Краткосрочные проекты

Мини-проекты

Долгосрочные проекты

Недельные проекты

Музей - учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес.

Особенности школьной экспозиции

Наличие большого количества печатных источников

Фотографии и документы из семейных архивов

Предметы быта (серийного производства)

Отсутствие (или маленькое количество) подлинных исторически ценных экспонатов

Наличие экспонатов, сделанных своими руками

Масштабный долгосрочный общешкольный проект

Педсовет

Выбор направления и темы

Уточнение руководителей проектов

Формирование состава проектных групп

Обсуждение принципов работы в творческих группах

Тематика экспозиций

Кавказ в творчестве Лермонтова

Город, в котором мы живем

Деятели истории и культуры на Кавказе

Страницы школьной летописи

«СименемЛермонтова»

История культуры в регионе

Связано с именем поэта

Литература и искусство

Открытие музея

Открытие музея состоялось 15 октября 2004 года, в день 190-летия со дня рождения М.Ю Лермонтова.

На открытии музея присутствовали гости. Директор школы вручила ключ от музея организатору музея Калинской Ольге Николаевне.

Состав Совета музея

Директор музея

Директор школы

Педагоги-консультанты

Ученический актив

Представители родительского комитета школы

Заместитель директора по хозяйственной части

Направления работы Совета музея

Учителями славится Россия

Любовь к Отечеству, к своей малой родине, уважение к школе, ее традициям, учителям и товарищам рождаются со знания истории школы.

На стендах школьного музея помещены фотографии директоров школы, отличников образования, ветеранов. Здесь же представлены материалы о сегодняшнем дне школы и документы, освещающие ее историю с первого года существования – с 1964.

Литературный зал

Экспозиция Лермонтовского зала постоянно обновляется и включает материалы не только о Лермонтове, но и о его современниках.

Зал спортивной славы

Степашкин А.В., учитель физической культуры

Первые опыты
Школьные экскурсоводы

Группа экскурсоводов-девятиклассников подготовила и провела интересные экскурсии по залам школьного музея «С именем Лермонтова»

У нас в гостях поэты города

Свои стихи представили школьникам О.И.Мальцева, Д.Д.Кокаев, Р.Каргасеков и юные поэты-школьники.

Сотрудничество

Ставропольский краеведческий музей имени

Г. Прозрителева и Г. Прав

Пятигорский краеведческий музей

Государственный Музей-заповедник
М.Ю. Лермонтова в г. Пятигорске

Встреча с научными сотрудниками

музея-заповедника М.ЮЛермонтова

Соснина Е.Л. и Буравова С.Н. – желанные гости школьников. В своих рассказах они воссоздают образ лермонтовской эпохи, знакомят учащихся с новостями из лермонтовских музеев России.

Мероприятия в школьном музее

Школьный музей – центр познавательной, исследовательской и творческой деятельности учащихся

Представленный мной материал «Роль музея в современной школе» отличается актуальностью тематики, отражает современные направления в педагогике по стимулированию творческого подхода к приобретению знаний, самостоятельной исследовательской работы.

В последнее время часто встает вопрос, нужен ли музей современной школе. Я считаю, что нужен, так как в данный проект задействованы директор музея, совет музея, учителя, учащиеся школы. Проект дает четкий ответ на поставленный вопрос. Какова же роль школьного музея в наши дни? Какую учебно-методическую функцию он выполняет?

Многолетний опыт показывает, что музей «С именем Лермонтова», созданный в МБОУ СОШ №4 города Лермонтова, играет огромную роль в решении учебных и воспитательных задач. Прежде всего, работой в музее охвачено большое количество учеников, обновляется материал для экспозиций, составлена программа проведения экскурсий по залам музея, на конкурсной основе выбираются экскурсоводы. Музей способствует углубленному изучению творчества М.Ю.Лермонтова.

Исследовательская работа, связанная с собиранием и систематизацией материалов по истории края, города, школы, способствует развитию чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны в целом.

Представленный материал используется при проведении музейных уроков литературы, истории, краеведения, внеклассных мероприятий, экскурсий для учащихся 1-11 классов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Анциферов Н.П. Душа Петербурга. – Л., 2006.

Архивные материалы школьного музея «С именем Лермонтова»

Бонами З. Как читать и понимать музей. Философия музея//АСТ, 2018

Гнедовский М.Б. Музейная аудитория  // Советский музей. – 1986. - №4.

Лермонтов М.Ю. в Пятигорске// Издательство «Снег», 2018

Литвина А., Степаненко Е. Мы идем в музей. Путеводитель//ГИМ,2015

Музееведение. На пути к музею XXI в. – М., 1989.

Попова Е., Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам // Советский музей. – 1992 №1.

Селегей П.Е. Домик Лермонтова. Путеводитель по Государственному литературно-мемориальному музею// Ставропольское книжное издательство, 1974

Сидоренко З.Я. Наш школьный музей. – 2004.

Словарь основных музейных терминов. – Хабаровск, 2008.

Федотов Ю.С. Истоки. Начало. Судьба. Государственный музей-заповедник

Этический кодекс ИКОМ для музеев. – М., 2003.

Просмотров работы: 70