Вопросы воспитания и обучения в художественной литературе XIX-XXI веков

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вопросы воспитания и обучения в художественной литературе XIX-XXI веков

Горбарукова С.И. 1
1МБОУ СОШ № 30
Мартынова Г.А. 1
1МБОУ СОШ № 30
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Два года назад предо мной встал вопрос о моей будущей профессии. Спустя месяц я решила связать свою жизнь с педагогикой. Почему именно педагогика? Этим летом у меня был опыт, который имел большое значение для меня. Моей задачей было подтянуть своего младшего брата по предмету, который ему совсем не давался. Полтора месяца мы усердно занимались, и, скажу честно, это было непросто. Однако мне удалось подготовить брата даже к министерской контрольной работе, которую он успешно написал. Сейчас у него нет трудностей в изучении этого предмета.

Несмотря на то, что мой опыт оказался положительным, я поняла, что обучение – дело нелегкое. Это огромный труд. И чтобы воспитывать и обучать детей, необходимо многое знать и уметь. Масса литературы об этом написана в разные времена. Возникает вопрос: а одинаковыми ли были эти процессы на протяжении всей истории существования нашего мира? Мне кажется, сложно воспитывать подростков в современном мире, особенно если они избалованы материальными благами. Как правило, ребенок в обеспеченной семье становится капризным, позволяя себе недопустимые вольности; у него отсутствует чувство безнаказанности. Так меняется ли что-то в процессах обучения и воспитания, или они протекали одинаково в разные эпохи? В художественной литературе, на мой взгляд, есть живые примеры воспитания и обучения детей. Хочется понять, соответствуют ли эти процессы определениям известных педагогов XIX-XXI веков; изменилось ли сейчас восприятие этих процессов детьми, подростками, юношами и девушками, а также их родителями, обществом? Актуальность работы в том, чтобы понять, могут ли принципы воспитания и обучения героев литературы XIX-XXI веков быть образцом этих процессов для современных подростков.

Цель моей работы, соответственно: исследовать особенности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения в XIX-XXI веках на материале художественных произведений.

Задачи:

Познакомиться с высказываниями известных педагогов о воспитании и обучении.

Выявить и обозначить принципы воспитания и обучения героев художественных произведений.

Соотнести принципы воспитания и обучения героев художественных произведений с высказываниями педагогов.

Сравнить процесс воспитания и обучения ранее и сегодня.

Объект исследования: герои художественных произведений.

Предмет исследования: принципы воспитания и обучения героев художественных произведений.

Методы исследования:

-наблюдение за воспитанием и обучением героев художественных произведений XIX-XXI веков;

-обобщение накопленного материала;

-сравнение процессов воспитания и обучения ранее и сегодня;

-опрос сверстников;

-описание полученных сведений в результате опроса.

Теоретическая значимость работы заключается в осознании семейных ценностей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Прикладная ценность – в возможности использовать данный материал на уроках литературы в старших классах и семинарах по литературе и педагогике.

ГЛАВА 1. «МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ ЧЕМУ-НИБУДЬ И КАК-НИБУДЬ (ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX ВЕКА)»

Известный педагог XIX века, Ушинский К.Д., утверждал мысль о том, что начальное обучение и воспитание ребенок должен получать в семье, потом в детском общеобразовательном учреждении и, конечно же, в школе. При этом он подчеркивает важную роль приобщения детей к труду: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел … Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач» [7].

Выполняются ли эти условия при изображении процессов обучения и воспитания героев классической литературы XIX века?

Если мы обратимся к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», то увидим, что отец особо не беспокоился о качестве образования своего дитяти. Свои родительские полномочия он передал Madame, а потом MonsierlAbbe. Эпитет «(француз) убогой» метко характеризует гувернёра, которому доверил родитель ребенка. «Не докучал моралью строгой», «Слегка за шалости бранил» – вот принцип воспитания MonsierlAbbe. Самому отцу некогда было заниматься Евгением, так как он жил в праздности, давая балы и проматывая деньги. Не просто бытует в народе половица: «Яблоко от яблони падает недалеко». Такую картину мы наблюдаем и в романе. С юности Онегин стал вести такую же разгульную жизнь, как и его отец, ведь больше этого родитель ему не дал: «Легко мазурку танцевал/И кланялся непринуждённо;/Чего же вам больше? Свет решил,/Что он умен и очень мил»[4]. С иронией А.С. Пушкин говорит о воспитании юноши и полученном им образовании: «Мы все учились понемногу/Чему-нибудь и как-нибудь,/Так воспитаньем, слава Богу,/У нас немудрено блеснуть», «Всего, что знал еще Евгений,/Пересказать мне недосуг»[4]. Всё говорит о том, что обучение Евгения Онегина было поверхностным: «Да помнил, хоть не без греха/Из Энеиды два стиха./Он рыться не имел охоты в хронологической пыли», «Не мог он ямба от хорея,/Как мы ни бились, отличить./Бранил Гомера, Феокрита»[4]. Однако, были всё-таки знания и умения, которыми в совершенстве владел молодой повеса: «Он по-французски совершенно/Мог изъясняться и писал», «Зато читал Адама Смита/И был великий эконом»[4].

Итак, Евгений получил полностью домашнее воспитание и образование. Но, к сожалению, любовь к труду не была ему привита. Отец не смог дать своему ребенку ни внимания, ни достойного образования. Возможно, отсюда главные проблемы Онегина впоследствии: хандра из-за отсутствия любимого занятия, ощущение нереализованности в жизни, неумение брать на себя ответственность за другого человека, доводить дело до конца…

В отличие от Онегина, Владимир Ленский остался сиротой в юном возрасте. Дети-сироты рано становятся самостоятельными и быстрее взрослеют. Так же, как и Онегин, герой ни в чём не нуждался, имея хороший капитал. Но свой капитал Ленский использовал грамотно, вложив его в хорошее образование: он учился в Германии, в Геттингене, где приобрёл знания по философии большей частью: «Поклонник Канта и поэт/Он из Германии туманной/Привёз учёности плоды:/Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный,/Всегда восторженную речь/И кудри черные до плеч»[4]. Однако философское образование сделало из героя наивного романтика, идеализирующего мир, что, возможно, помешало ему трезво оценивать ситуации, в которые он попадал; лишило его проницательности при знакомстве с людьми: «От хладного разврата света/Еще увянуть не успев,/Его душа была согрета/Приветом друга, лаской дев»[4]. Неудивительно, что эта чистая душа еще верит в любовь и дружбу: «Он верил, что душа родная/Соединиться с ним должна,/Что безотрадно изнывая,/Его вседневно ждёт она…/Он верил, что друзья готовы/За честь его приять оковы»[4]. Итак, Владимир Ленский, молодой помещик, получил отличное образование в Германии, наверняка, благодаря своему упорству и труду.

В романе есть еще одна семья, достойная внимания. Это семья Лариных, где воспитывались две сестры, Татьяна и Ольга. Девушки росли в российской глубинке, но, как и все дети помещиков, получили домашнее образование и были обучены французскому языку. О каком-то специальном образовании речи не идёт. Большую часть жизни подрастающих сестёр занимал досуг. Важно отметить, что А.С. Пушкин изображает и в этой семье равнодушие родителей к воспитанию своих детей. Татьяной и Ольгой занималась няня, которая рассказывала по вечерам зимою страшные истории и устраивала для сестёр и их подруг игры в горелки. Тем не менее, определенное влияние на формирование картины окружающего мира в сознании девушек оказала мать. Ольга, видимо, унаследовала от матери такое качество, как легкомыслие. Мечтая о жизни в свете, жена Ларина следовала моде и «любила Ричардсона», не прочитав при этом ни одной страницы его произведения. Но желаниям её не суждено было сбыться: её выдали замуж за помещика, который увёз новоиспечённую супругу в деревню, где она, погоревав, занялась хозяйством и успокоилась. Надо заметить, что, являясь самодержавной хозяйкой дома, к работе своих дочерей она так и не приучила. Единственное, что находим – занятие для Ольги во время приёма гостей: «Проходит время; между тем/Прикажут Ольге чай готовить»[4]. А что же Татьяна? Задумчива, мечтательна, живёт только обманами любовных сентиментальных романов Ричардсона и Руссо. В отличие от матери, она любила читать: «Ей рано нравились романы/Они ей заменяли всё»[4]. Но кто является героем этих романов? Поэт характеризует Грандисона, одного из героев романа Ричардсона, как франта и игрока, хотя в примечаниях к роману «Евгений Онегин» говорится о том, что Ричардсон олицетворяет добродетель. Можно предположить, какими ошибочными были представления Татьяны об образе будущего возлюбленного и каким необыкновенным ей показался Онегин. А если бы родители сами читали и интересовались кругом чтения своих детей, возможно, драмы в жизни Татьяны, да и Евгения тоже, не произошло бы. Итак, Ольга и Татьяна не были приучены ни к интеллектуальному, ни к физическому труду и были предоставлены по сути самим себе в своём воспитании и обучении. Однако незрелые растущие дети не могут таким образом заложить начала успешности своей будущей взрослой жизни.

А.С. Пушкин во многих своих произведениях поднимает вопросы воспитания и обучения детей помещиков. Так, в его романе «Дубровский» мы опять встречаем ребёнка, который рано потерял мать и в 8 лет был отдан в Кадетский корпус в Петербурге, в то время как отец жил далеко от него в деревне и вёл своё хозяйство в принадлежащем ему имении. По сути, Владимир Дубровский оказался сиротой при живом родителе. Отцу, видимо, было настолько жалко своего «сироту», что он не жалел денег на его содержание в Петербурге. Несмотря на военное воспитание, которое должно быть достаточно жёстким, деньги делали молодого человека расточительным и ветреным: «…он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Никто не привил молодому человеку понятие о ценности труда и, соответственно, денег. Но жизнь вдалеке от отца всё же сформировала у Дубровского-младшего романтическое отношение к родителю и семье. Помимо отца, членом семьи Владимира Дубровского была его няня, заменявшая какое-то время ему мать. Молодой Дубровский так привык к непозволительной роскоши, что, когда после печального письма от няни он поехал в отпуск в свою деревню навестить отца, в дороге им овладели тревожные мысли, показывающие слабость, неприспособленность к другой жизни, требующей труда и хлопот: «…он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глущь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку»[3]. Беззаботную жизнь своему сыну обеспечивал Андрей Гаврилович и, не приучив к труду Владимира, не посвятив его в дела имения, обрёк сына на беспомощность и жалкое существование. А ведь если бы молодой Дубровский разбирался в бумагах отца, возможно, и суд был бы выигран, и трагедии бы не произошло, и не было бы бунта: «…молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения; у Андрея Гавриловича не было поверенного. Разбирая его бумаги, нашёл он только первое письмо заседателя и черновой ответ на оное; из того не мог он получить ясное понятие о тяжбе и решился ожидать последствий, надеясь на правоту самого дела»[3]. И только хорошее образование (знание французского языка, грамматики, географии) помогли Дубровскому осуществить свои планы: проникнуть в дом Троекурова с целью отомстить за отца. Но и здесь наш герой терпит неудачу: без ума влюбляется в дочь богатого помещика, с которой, увы, будущего так и не обретает.

Мария Троекурова, 17-летняя девушка, была воспитана своим отцом в строгости и послушании. Безумно её любя, он, в соответствии со своим характером, мог ей когда-то в чём-то потакать, а иногда мог жестоко с ней обращаться. Это и явилось причиной скрытности девушки: «Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом они будут приняты»[3]. Бедную Машу можно только пожалеть: оставшись с самодуром-отцом после смерти матери, она не имела и подруг, выросла в уединении. Но надо отдать Кирилу Петровичу должное в том, как он заботился об образовании своих детей, не жалея денег. В распоряжении Маши была «огромная библиотека, составленная большей частию из сочинений французских писателей XVIII века». Опять, как и в случае с Татьяной Лариной, отец не интересовался книгами, которые читала дочь, да и сам не любил это дело. Вот и остановилась девушка на чтении романов, продолжив своё воспитание, «начатое некогда под руководством мамзель Мими».

Начальное домашнее воспитание под руководством француза получил и Пётр Гринёв из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Однако сначала, с 5-летнего возраста он был отдан на воспитание стремянному Савельичу, который выучил его грамоте. А француз Бопре, будучи в своём отечестве парикмахером и не имея педагогических навыков, напротив, предпочёл выучиться у Петруши «кое-как болтать по-русски» вместо того, чтобы по контракту научить Гринёва «по-французски, по-немецки и всем наукам». Пётр Гринёв, пожалуй, один из немногих персонажей А.С. Пушкина, который благодаря именно отцу, его неравнодушию к судьбе сына, делал правильный выбор на своём жизненном пути и был поистине счастлив в личной жизни и на службе своему государству. Видя непродуктивное влияния француза на своего недоросля, поняв, наконец, что не каждый носитель французского языка знает науки и желает добросовестно обучать русских детей, Андрей Петрович Гринёв решает в 16 лет в корне изменить жизнь сына. Вместо службы в Петербурге, свободной, благополучной, кстати, как и у Дубровского, отец отправляет Петрушу в Оренбург, к своему старинному товарищу и другу: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон…»[5]. Размышляет Пётр Гринёв в этот момент подобно Владимиру Дубровскому: «Итак, все мои блестящие надежды рушилась! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной…»[5]. Но результат воспитания Дубровского и Гринёва совершенно разный. Дубровский, так и не состоявшись в жизни, скрылся за границу от правосудия, а Гринёв, отдав настоящий долг Родине, был судьбою отблагодарён: женился на Марье Ивановне по взаимной любви и наплодил потомство.

К произведениям с похожим сюжетом в воспитании и обучении детей относится и сюжет комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Зажиточный чиновник, Павел Афанасьевич Фамусов, воспитывает один дочь Софью. Она занимается музыкой, играет на музыкальных инструментах: «Когда ж печальное ничто на ум нейдет/Забылась музыкой, и время шло так плавно»[1]; читает французские романы, чем расстраивает своего отца, который считает это делом пустым и не приветствует такое увлечение Софьи: «Всю ночь читает небылицы,/И вот плоды от этих книг!/А все Кузнецкий мост/И вечные французы/Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:/Губители карманов и сердец!»[1] Здесь мы видим ясное понимание отцом, что французские любовные романы далеки от реальности (Фамусов называет их небылицами). Павел Афанасьевич, неравнодушный к судьбе своей дочери, старается обратить внимание Софьи на не только пустые, но и опасные плоды от чтения чужеродной нам литературы. Возможно, поэтому Софья не совсем доверяется Молчалину, своему придуманному герою любовных романов. Из слов Фамусова мы также узнаем о гувернантке, француженке мадам Розье, которая ранее воспитывала Софью, но которая, польстившись на более высокое жалованье, ушла в другой дом на работу. Фамусов ставит, однако, в пример Софье себя: «Не надобно другого образца,/Когда в глазах пример отца»[1]. Впервые мы слышим из уст героя произведения осуждение французской литературы того времени, да и всего французского, уверенно вошедшего в жизнь русских людей. И образ дочери, которая может дерзить в ответ отцу, хитрить, обманывать его, тоже встречается впервые.

Опять убеждаемся в том, что среди дворян XVIII-начала XIX веков было признано приоритетным для детей начальное домашнее воспитание с обязательным участием носителя французского языка. Но вот могли ли французские гувернёры выучить хорошо другим предметам, кроме французского, своих подопечных? Ведь именно французский язык отлично знали, как свой родной или лучше, и Евгений Онегин, и сёстры Ларины, особенно Татьяна, и Владимир Дубровский, и Маша Троекурова. И только Ленский и Дубровский, которые продолжили своё образование вне стен дома, получили действительно качественное образование, расширив свой кругозор. Подрастающее же женское поколение воспитывалось далее самостоятельно на любовных сентиментальных романах, далеких от действительности. И роль родителей в воспитании играет особую роль. Толк вышел только из тех детей, которых, действительно, родители приучали к труду, но, как видим, большинство героев было воспитано в ласке и жалости. И это, к сожалению, испортило им судьбу, сделало их беспомощными перед жизненными обстоятельствами, когда надо было проявить ум, смекалку и твёрдость характера.

Проанализировав материал художественных произведений писателей XIX века, можно прийти к выводу о том, что воспитание дворянских детей того времени не было направлено на раскрытие индивидуальных качеств ребенка, а предусматривалось воспитание идеала, к которому стремились все: владение французским языком, умение танцевать на балах, манерность. У дворянских детей был определенный свод правил поведения, который они не могли нарушать. Воспитание же было беспорядочным, на мой взгляд. А по достижении семилетнего возраста к детям приставляли гувернеров, которые и занимались обучением детей. Но они давали лишь поверхностные знания.

ГЛАВА II. ПОЧЕМУ ФРАНЦУЗСКИЙ?

Почему французский язык был так популярен в XVIII-XIX веках настолько, что каждая семья старалась нанимать для обучения своих детей именно носителя языка? Оказывается, в этот период Франция были лидирующим в Европе государством, центром науки и культуры. Французский язык был языком международного общения. Его знали образованные люди во всех странах Европы. Это был язык официально-делового общения: на нем составлялись международные документы.

Дополнительный толчок распространению французского языка среди российских дворян придала Великая французская революция (1789-1799 гг.), когда многие аристократы бежали из охваченной бунтами страны, и находили убежище в том числе и в России. Число эмигрантов в эти годы достигло 15 тысяч человек.

Правительство Российской империи с подозрением относилось к любым революциям и охотно принимало у себя монархистов. Кто-то из них достиг высот, служа российскому трону, например, Арман-Эммануэль де Ришельё, потомок знаменитого кардинала, впоследствии ставший градоначальником Одессы. Другие, не столь успешные, становились гувернёрами при богатых семьях, учили дворянских детей танцам или фехтованию.

Вокруг французского языка шли жаркие споры. Одни считали, что заимствования из французского обогащают русскую культуру, делают русский язык более благородным, другие – что они ведут в никуда. «Доведем язык свой до совершенного упадка», – переживал министр народного просвещения Александр Шишков, ратовавший за чистоту русской речи.

А.С. Грибоедов с иронией отзывался в комедии «Горе от ума» о русских, которые поклоняются всему французскому, хотя говорить на языке толком не умеют: «Смешенье языков французского с нижегородским».

И всё-таки на французском общались все дворяне: это был язык, ассоциировавшийся с благородством и высокими чувствами. Исследование писем самого знаменитого русского поэта А.С. Пушкина, который считается основателем современной русской речи, показало, что около 90% писем женщинам он писал на французском.

Интересна тенденция. В мире в ту или иную эпоху получает признание один из языков и становится лидирующим в мировом общении. Так, с конца XX века до сегодняшнего дня популярность имеет английский язык. И в настоящее время обязательно он составляет имидж образованного человека. Детям нанимают репетиторов для того, чтобы они лучше знали английский язык, даже если у ребенка нет способностей к его изучению. Почему же сегодня английский стал языком мирового общения? Из курса истории я узнала, что Великобритания в прошлом была крупнейшей империей. США же сегодня считается культурно, политически и экономически влиятельной страной. Эти факторы и сыграли большую роль в определении международного языка в настоящее время.

ГЛАВА III. РОЛЬ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Несмотря на лидирующую роль английского языка в современном образовании, каждый относится к нему по-разному. Кому-то важно изучать его, а кто-то не видит особенной роли языка в своём настоящем и даже будущем. Я решила выяснить, насколько актуальным изучение английского языка является для современных подростков, и провела анкетирование «Актуальность изучения английского языка для подростков». В опросе участвовали 16 школьников разного возраста. Им надо было ответить на 3 вопроса. Результаты работы представлены в таблицах ниже:

-“Почему вы учите английский язык?”

Кол-во ответивших

Кол-во ответивших в %

Необходим для карьерного роста

Понадобится в будущем

Необходим для путешествий

Не учу

Так как учусь в гуманитарном классе

Нравится язык

6

37,5

+

-

-

-

-

-

3

18,75

-

+

-

-

-

-

1

6,25

-

-

-

+

-

-

1

6,25

-

-

-

-

+

-

3

18,75

-

-

-

-

-

+

2

12,5

-

-

+

-

-

-

-“Посещаете ли вы репетиторов?”

Количество ответивших

Количество ответивших в %

Да

Нет

14

87,5

-

+

2

12,5

+

-

-“Имеет ли пользу для развития русского языка заимствования из английского?”

Количество ответивших

Количество ответивших в %

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

12

75

+

-

-

2

12,5

-

+

-

2

12,5

-

-

+

Итак, результаты опроса позволяют говорить о том, что большинство подростков не посещает репетиторов, но в то же время считает умение владеть английским языком необходимым для карьерного роста. Значит, школьных навыков этим подростка вполне достаточно для их самореализации в будущем. Заимствования же слов из английского языка необходимы для развития русского и социализации в обществе. С этим также согласилась большая часть ответивших.

ГЛАВА IV. «ДЕТЕЙ НЕ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ – С ДЕТЬМИ НАДО ДРУЖИТЬ» (ПО СТРАНЦАМ СОВРЕМЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Симон Соловейчик – советский журналист, публицист и теоретик педагогики ХХ века. Он говорил, что педагогика – не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить».

Симон Львович был убежден, что воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут многому научить.

Как происходит воспитание и обучение ребенка сейчас? Какой период жизни ребенка является самым решающим в его развитии? Над этими вопросами рассуждаешь, когда читаешь книги XX-XXI веков.

Если обратиться к повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», то можно увидеть следующее. Главный герой, Саша Савельев, учится во втором классе. С четырех лет он живет у бабушки с дедушкой, потому что мать променяла ребенка на свою личную жизнь. Жизнь Саши была несладкой. Его бабушка Нина все время на него злилась, проклинала при любом удобном случае: «Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!»[6] Также она называла часто мальчика «сволочью», что означает «подлый человек». Даже неудивительно, что Саша живет все время в страхе. Он боится, что бабушка когда-нибудь его убьет: «…и почему-то решил, что бабушка утопит меня в ванне», «Если будет душить, дедушка, пожалуй, не услышит»[6]. Бабушка объясняла Саше, что он ничего самостоятельно делать не может, поэтому помогала даже ему купаться. Она в открытую желала смерти своему внуку: «Чтоб ты больше никогда не проснулся»[6]. Бабушка обвиняла во всех смертных грехах не только внука, но еще и своего мужа. Это объяснялось тем, что она была раньше отличницей, душой компании, пока не влюбилась в Сеню (так звали ее мужа).

Саша со своим приятелем любили ходить на огромную стройку Автодорожного института, потому что там их никто не мог найти. И только здесь он чувствовал себя, действительно, свободным, ведь он мог делать все, что ему захочется, он просто хотел свободы, немного личного пространства: «Но как не ходить туда, где можно делать все что захочется и где тебя не могут найти?»[6] Однако эти вылазки длились недолго, ведь бабушка однажды заметила, что Саша вернулся домой весь мокрый. Она вновь начала покрывать его разными словами: «Ах ты мразь!»[6] И так продолжалось всегда, когда мальчик искал себе приключений.

В школу Саша ходил очень редко: «Самое большое – я отходил подряд три недели и запомнил это время как череду одинаковых незапоминающихся дней»[6]. Причины редких посещений были разными: частые болезни, сдача анализов, а мать записала мальчика в школу рядом с ее домом, ведь надеялась на то, что сын будет жить с ней. По этим причинам Саша часто обучался у себя дома. Он должен был делать не только все домашние задания, но и все классные работы, включая диктанты, изложения и сочинения. Когда Саша делал ошибки в словах, бабушка выскребала букву бритвой, где он допустил ошибку или же заставляла переписывать всю тетрадь. А задания бабушка всегда спрашивала у отличницы Светы, которую Саша хотел столкнуть с лестницы. В этой ситуации мальчик брал пример со своей бабушки, ведь она постоянно грубо обращалась со своим внуком. То есть ребенок на подсознательном уровне хотел навредить другому. Это называется отражением поведения. Бабушка учила Сашу, что слово – серебро, а молчание – золото; что есть святая ложь, и лучше иногда соврать; что надо быть всегда любезным, даже если не хочется. «Правилу святой лжи» она следовала всегда.

Из-за того, что бабушка запрещала Саше что-либо делать самостоятельно, он рос не только трусом, но и завистником: «Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет то, чего не умею я»[6]. Итак, пытаясь «воспитывать» и «образовывать» внука своими методами, бабушка по сути растила такого же монстра, как и она: озлобленного, завистливого. А ведь мальчику не хватало простой человеческой любви, ласки, понимания, свободного личного пространства, друзей, в конце концов, ведь большую часть он проводил дома. Домашнее обучение превращалось в насилие над психикой ребенка, что способствовало снижению мотивации ребёнка к усвоению каких-либо знаний, а может, и возникновению ненависти к учебе.

В этой же повести мельком говорилось об отличнице Светочке Савцовой. Девочка старалась не пропускать занятия в школе, всегда ее посещала. Родители девочки использовали метод «Воспитания таланта». Они привили ей любовь к музыке, а именно к игре на скрипке: «Светочка, учившаяся в музыкальной школе, играла ей потом на скрипке свои собственные этюды»[6]. Я могу предположить, что родители Светы прибегали к методу раннего развития способностей. Отсюда и сочинение собственных этюдов девочкой, ведь не каждому дано сочинять собственную музыку.

Итак, перед нами две разные семьи: социально неблагополучная, где мальчик, по сути брошенный матерью, воспитывался в страхе, агрессии и перенимал отрицательные качества характера взрослого человека – бабушки; и благополучная, в которой росла талантливая скрипачка, окруженная любовью и вниманием родителей. Какими вырастут эти дети, как сложится их судьба, можно только догадываться. Вырастет ли из Саши достойный человек? – большой вопрос. Всё ли благополучно сложится у Светы? – тоже зависит от конкретных обстоятельств, ведь бабушка Саши тоже была когда-то положительным ребёнком.

Одна из героинь сборника рассказов Людмилы Улицкой «Бедные родственники», Бронька, рано родила четырех сыновей: Юру, Мишу, Гришу и Сашу. Всех детей она любила одинаково, к их воспитанию она относилась очень ответственно. Она старалась долго не оставлять своих детей без личного присмотра: «Когда ее посылала за чем-нибудь мать, и совсем уж бегом неслась обратно, боясь оставить младенца без своего личного присмотра на лишнюю минуту»[8]. Сначала Бронька сама занималась развитием своих детей дома: играла вместе с сыновьями: «Играла с детьми, как молодая кошка с котятами»[8]. По достижении определенного возраста они шли в детский сад, а затем уже и в школу для получения новых знаний. Дети росли добрыми. Братья были сплоченными, всегда могли защитить друг друга в случае чего: «Во дворе, среди сверстников, они верховодили, да и как было противостоять их братскому фалансеру»[8]. Симка гордилась тем, что у нее такие талантливые, умные и здоровые внуки: «Теперь Симкино тщеславие кормилось от этих исключительных, таких удачных, таких талантливых – слава Богу! – и таких умных – Боже мой! – и здоровых – тьфу-тьфу не сглазить! – мальчиков»[8]. В будущем Юра стал инженером по электрике, разбогател. Миша получил образование в Калифорнии и стал невропатологом. Образование ему помог получить Юра. Даже несмотря на то, что братья уже все выросли, обзавелись семьей, они все друг за друга стояли горой.

Не от родителей ли зависит, какими вырастут их дети? Не от их ли тактики и стратегии воспитания и образования? На мой взгляд, здесь демонстрируется правило Симона Соловейчика, ставшее афоризмом: дружить надо с детьми! Тогда и людей достойных получим для нашего общества.

Современные произведения дают нам понять, что родители по-разному воспитывают своих детей сегодня. Это зависит и от конкретных жизненных обстоятельств, которые закладывают черты характера ребенка, и от моральных принципов и устоев самих воспитателей.

В современном мире открывается все больше детских садов и школ, куда родители отдают своих чад для получения ими более полных знаний о мире, обществе в целом. Это помогает социализироваться детям, раскрыть себя и развить свои способности. Однако большую роль во всех начинаниях играет семья: именно эти люди должны быть, в первую очередь, заинтересованы в будущем своего ребенка, в становлении его как личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мои исследования показали, что в XIX веке дети дворянского происхождения получали домашнее обучение. Родители нанимали детям учителей и гувернеров, которые в большей степени, чем родители, прививали им знания и воспитывали их. Произведения литературы показывают, что далеко не всем учениками везло с учителями, которые учили их «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Отсутствие трудового воспитания, отчуждённость родителей и детей всегда сказывается на судьбах последних. Вряд ли принципы воспитания и обучения героев литературы XIX века могут быть образцом этих процессов для современных подростков.

А вот художественная литература XX-XXI веков поднимает больше вопросов воспитания и обучения ребенка: как воспитать гармоничную личность? как не сломать психику ребенка? какова роль родителей в воспитании детей? нужно ли наказание и как оно должно выглядеть? и тому подобное. Можно сделать вывод, что для воспитания достойного человека, физически и психически здорового, достаточно тепла, заботы и внимания со стороны родителей. Конечно, и наказание должно быть, однако жестокие методы наказания сделают жестокими и воспитанников. Ведь говорят, что поведение ребенка – это отражение того, что происходит у него в семье.

Обучение же детей сейчас происходит в несколько этапов. Начальное домашнее обучение, как и в предыдущих веках, осталось. Сначала родители развивают ребенка дома, затем он идет в детский сад для удовлетворения социальных потребностей (родители в этот период продолжают развивать и обучать детей), потом в школу, где уже специалисты дают знания и осуществляют не только процесс обучения, но и воспитания. Однако родители должны понимать, что школа только помогает родителям поддерживать то, что заложено ими в детях, самыми первыми и самыми важными воспитателями, поэтому ни в коем случае нельзя снимать с себя ответственность за воспитание и обучение своего чада. После окончания школы человек определяется со своим профессиональным статусом и продолжает развиваться всю свою сознательную жизнь, выбирая колледж, вуз, а потом и работу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Грибоедов А.С. Горе от ума /Интернет-библиотека Алексея Комарова https://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html

Егоров Олег. Почему в России говорили по-французски?//Russia Beyond https://ru.rbth.com/zhizn/16-russia-french-language, 27 августа 2018 г.

Пушкина А.С. Дубровский. – М: Классика, 2015

Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М: Классика, 2015

Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Классика, 2015

Санаев П. Похороните меня за плинтусом /Книги онлайн https://www.bookol.ru/proza-main/sovremennaya_proza/190574/fulltext.htm

Труд в его психическом и воспитательном значении/Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М, 1974

Улицкая Л. Бедные родственники /ЛИТМИР. Электронная библиотека https://www.litmir.me/br/?b=541350&p=1

Просмотров работы: 3267