Особенности образа кота (кошки) в российской и зарубежной литературе

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности образа кота (кошки) в российской и зарубежной литературе

Эделева А.С. 1
1МБОУ Школа №157
Календарева О.А. 1
1МБОУ Школа №157
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кот - это друг, который никогда не пытался с тобой дружить.

Он нетерпеливо вырывается из твоих рук и каждую ночь

спит у твоих ног. Ему почти ничего от тебя не нужно,

но если тебя нет рядом - он скучает. Кот - это одно

сплошное противоречие, но именно поэтому

ты его любишь.

Все мы очень сильно любим кошек - этих симпатичных и интересных домашних животных. Не зря же весь интернет переполнен картинками и различными историями про котов, а видео с участием этих мохнатых зверушек собирают миллионы просмотров. 

Коты – очень удивительные животные, которые живут рядом с человеком более семи тысяч лет. Конечно, существуют и другие домашние любимые питомцы у человека, но именно кошки и коты самые восхитительные из всех домашних животных. Они живут во всех уголках нашей земной планеты. Коты и кошки дарят человеку тепло и ласку. Они пробуждают в нас лучшие чувства. Люди всегда считали, что это они заводят кошек, но на самом деле все совершенно наоборот. С давних времен кошки всегда сопровождали человека. Но при этом они никогда не служили ему, как остальные животные. Живя поблизости, они сохраняют полную самостоятельность и дружелюбный нейтралитет [12; с.113].

Вероятно, именно поэтому, кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих российской и зарубежной литературы.
Представленная работа является попыткой выяснить, в каких образах предстает кошка в произведениях российской и зарубежной литературы и какие функции она выполняет.

Исследование произведений о животных, в данном случае о кошках, весьма актуально, так как выявляет влияние мифологии и системы народных верований на произведения народно-поэтического творчества, где главными героями являются животные. Если обратиться к истории появления кошки рядом с человеком, то вопросов останется больше, чем ответов на них. Как кошка пришла к людям? Что заставило её это сделать? Почему она осталась жить в доме? Учёные до сих пор не нашли ответа на эти вопросы. Иногда шутливо говорят: может быть, не кошка пришла к человеку, а человек пришёл к кошке? Что ж, в это можно поверить, проследив «кошачий след» в литературе разных эпох и народов, начиная с мифологии, и до сегодняшнего дня.

Цельюданного исследования является изучение образа кошки в системе жанров устного народного творчества.

Чтобы более полно исследовать данный вопрос, на основе общей цели сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть образ кошки в российской и зарубежной литературе;

- проанализировать образ кошки в народных и авторских сказках;

-провести анкетирование обучающихся 4 классов с последующей обработкой результатов.

Гипотеза: образ кошки в литературе неоднозначен, и она продолжает оставаться таинственной, непостижимой, до конца непонятной человеку, она все-таки выступает как олицетворение уюта, домашнего очага, тепла и покоя, как воплощение игривости, мудрости.

Объект исследования: произведения российской и зарубежной литературы о котах (кошках).

Предмет исследования: сравнительный анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, размышление, анализ результатов.

1. Кошка - любимое домашнее животное

Кошка - это самое удивительное и распространенное домашнее животное. Классические небольшие размеры и неприхотливость в уходе делают их изумительными домашними питомцами.

Нынешняя домашняя кошка произошла от ливийской дикой кошки. Она была приручена человеком более 10 тысяч лет назад, еще на раннем этапе развития цивилизации. Сначала этих животных приручили для того, чтобы они стали верными помощниками в борьбе с грызунами. Грызуны представляли огромную опасность для людей, уничтожая запасы зерна, и к тому же, были разносчиками различных смертельных заболеваний. Люди были не в состоянии решить эту проблему самостоятельно, но очень быстро заметили, что кошки прекрасный союзник в борьбе с врагом. Кошки со временем поняли, что жизнь рядом с человеком весьма выгодна – так началась многовековая плеяда дружбы человека и кошки [16].

Современные ученые все еще спорят о том, удалось ли полностью одомашнить кошку. В отличие от собак (которые в процессе одомашнивания выработали сильную привязанность к человеку, и почти полностью утратили повадки предка – волка), кошки по-прежнему являются самостоятельными животными [11; с.13].

Сейчас в мире насчитывается более 566 миллионов домашних кошек. Выведено очень много пород, с различным экстерьером, длинной шерсти и характером.

2. Коты (кошки) в фольклоре

Народное искусство слова – фольклор, переводится с английского как «народная мудрость, знание». Фольклор возник в глубокой древности, когда люди не умели писать. Первобытный человек верил в то, что его окружают добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, задобрить просьбами и заклинаниями.

Человек верил в возможность перевоплощения злых духов в кота или кошку, верили в связь кошки с потусторонним миром, поэтому существует такое множество произведений народной культуры с главным действующим лицом – котом. Фольклор определяется как устное народное творчество.

Нередко отдельные его элементы носили мистический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Народ на Руси исстари пополнял запасы своих творений, и до наших дней дошло огромное количество бесценных образцов российской национальной культуры, воплощаемой именно в жанре фольклора. Кот, являясь персонажем довольно неоднозначным и многоликим, тем не менее, привлекал большое внимание к себе, он стал символом мудрости, учености [13; с.84].

Кошке приписывали магические, сказочные свойства, наделяли ее почти человеческими характеристиками. Все это замечательно отражено в русском фольклоре. По сравнению с другими животными, кошке отдавали самую важную роль в народном творчестве.

Так чем же вызвано столь пристальное внимание к представителю семейства кошачьих? Почему народ на Руси с таким почтением относится к нему? Какие черты кота сделали его любимым персонажем русского народного творчества? Разве другие животные не достойны такого же к себе отношения? Желание найти ответы на эти и другие вопросы стало основой нашего исследования.

Из истории

Чтобы понять, почему котам или кошкам в русском фольклоре отводится особое место, нужно заглянуть в историю развития отношений человека и кошки.

Впервые кошка упоминается в китайских письменных источниках шестого века. В тексте говорится, что она очень похожа на тигра, только значительно меньше, живет в доме и ловит мышей. Отсюда мы делаем вывод, что изначальное предназначение кошки – ловля мышей, которое сохранилось за ней и по сей день [15].

В русской культуре и конкретно в русском фольклоре в гораздо меньшей степени бытует мнение о связи кошек с дьяволом, что нашло соответствующее отражение в фольклорном фонде русского языка. Это произошло потому, что широкое проникновение западной культуры в Россию началось тогда, когда средневековые «гонения на кошек» в Европе уже начали уходить в прошлое. В русском фольклоре кот - вполне благообразное животное: интеллектуал, затейник и забавник [7; с.88].

Роль Кошки в Древней Руси

На Руси кошка издревле считалась «сакрально чистым» животным. Она чрезвычайно почиталась у всех земледельческих народов – по понятным причинам: лучшей защиты амбаров и собранного урожая от грызунов просто не найти.

Русские фольклор и суеверие до сих пор сохранили глубокое уважение к Коту Котофеечу: в новое жилище первой должна войти кошка, а «кота убить – семь лет счастья не видать». Вплоть до революции у купцов было негласное соревнование: у кого кот толще и глаже.

Кот был излюбленным персонажем картинок и стихов на предметах народного творчества. Кот занял столь теплое и почетное место в русской избе и славянской душе не случайно [14].

Русский фольклор тесно связывает кошку с домовым: кот – помощник, «скотинка» домового, домовой – «хозяин», кошка - «хозяйка».

Кроме того, «фольклорная» кошка может видеть домового, русалок, кикимор и чертей: если кошка оживилась и с интересом смотрит в пустой угол, там явно шныряет кто-то из них. Есть у нее еще одна немаловажная роль: кошка – русский Харон. Именно кошка провожает душу умершего на тот свет, показывает ему дорогу.

Есть еще русский Гипнос – кот Баян, погружающий в дрему, и кот-баян, Ученый Кот, знаток песен и сказок, восседающий на дубе. Такой многоликой может быть русская кошка.

В древности, на Руси кошка благодаря своей высокой наблюдательности и способности к выучке прочно заняла свое место в доме около хозяйки или хозяина, как верная помощница. Но все-таки кошки в большинстве своем случаях использовалась по своему основному назначению – ловле мышей, ведь в этом с ней никто не может сравниться [15].

3. Образ кошки (кота) в сказке

Кошка в русских народных и зарубежных (народных и авторских) сказках встречается очень часто. Он играет самые различные роли: положительные и отрицательные.

Исследуя роль кота в русских народных и зарубежных (народных и авторских) сказках, я выделила несколько видов сказочных котов: кот-помощник, кот-спасатель, кот-друг, кот-хитрец и плут, кот-разбойник, кот-баюн.

Кот-помощник

Именно такая роль чаще всего отводится коту в сказках. Он помогает хозяину и своим друзьям избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти, при этом проявляет разный характер. Иногда кот совершает бескорыстные поступки, а иногда старается извлечь выгоду. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака. В сказке «Баба-яга» кот помогает девочке спастись от Бабы Яги. В сказке «Кот – золотой хвост» котик помогает медведю найти себе жену.

В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена». В сказке хозяин продает кошку на корабль, отправляющуюся в далекую страну, где кошки не водятся. Там она помогает «корабельщику», убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями [10].

В сказке «Репка» кошка Мурка помогает деду и бабке вытащить репку.

Кот-спасатель

В русской народной сказке «Кот, петух и лиса» - кот выступает как положительный герой.

Кот жил вместе с петушком. Кот трудолюбивым был, за лыком в лес ходил. Уходя из дома, наказывал петушку: «Если лиса придет звать в гости и станет кликать, не высовывай ей головочку, а то унесет тебя». Да только петушок непослушным был, и коту приходилось спасать его от лисы. Трижды кот спасает своего друга. Кот выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив. Тот же сюжет использован в сказке «Кочеток, заяц да котик» [10].

Кот-друг

В русской народной сказке «Жихарка»рассказывается, что жили кот, петух и Жихарка. Жихарка – это имя маленького мальчика. Лиса унесла Жихарку и хотела его съесть, а он обманул лису и домой убежал. Герои этой сказки -Кот, Петух и Жихарка - добрые, заботливые, любят друг - друга, настоящие друзья.

Кот-хитрец и плут

Это качество сближает его с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе. Все действия кота обдуманны. Он очень хитер и подстраивает все так, как ему удобно. Похожая история описывается и в сказке «Медведь, собака и кошка». «Была у мужика кошка; перестала ловить мышей, и ну проказить: куда ни полезет, а что-нибудь разобьет или из кувшина прольет.

В сказке «О Ваське-Муське» кот очень хитрый. Жил помещик, у которого был кот. Звали его Васька-Муська. Когда кот состарился, хозяин его выгнал. Васька притворился мертвым, а когда мыши его решили похоронить, он всех мышей переловил. Жил после этого он еще лучше, чем у помещика. Хотя есть и другой вариант этой сказки. Кот – жадина объелся мышами, да и помер. Вот его с веселой музыкой и похоронили [10].

Кот-разбойник

В сказке «Кот-серый лоб, козел да баран» - кот, хитрый плутишка - воришка. «Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит». Аналогичный сюжет и в сказке «Напуганные медведь и волки».В этих сказках кот, узнав, что замышляет хозяйка, решает бежать. Но не просто удрать, а прихватив с собой других домашних животных – козла и барана. Попав в лес, они увидели у костра волков. Хитростью кот их прогнал, съел их добычу. Волки побоялись вернуться обратно. В этих сюжетах схож образ кота-разбойника, способного напугать таких лютых зверей, как медведь и волки [10].

Кот-Баюн

Кот-Баюн — персонаж русских народных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает, усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай. В сказке «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что» пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, прыгнул ему на голову. Андрей-стрелок ухватил кота клещами и давай бить прутьями. Андрей бьет, а кот Баюн начал сказки рассказывать. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Так и победил. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повел» [10].

4. Коты и суеверия

Наблюдения за поведением кошек вели с незапамятных времен. Каждое движение, будь то облизывание лапки, царапанье стен, мяуканье и даже чихание, истолковывалось как добрый или дурной знак. За кошками, особенно черными, потянулись длинным шлейфом суеверия, обряды, приметы с многочисленными «фактами», перекочевавшими в устный фольклор, сказки и литературные произведения.

Русские народные поверья о кошке противоречивы. С одной стороны, кошка считается животным вещим (способным предугадывать будущее) и приносящим счастье, поэтому в России до сих пор повсеместно считается, что кошку убивать - большой грех. «Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать». «Кошку мучить – грех».

Приобретение кошки сопровождается разнообразными магическими действиями: покупать кошку нельзя, ее можно обменять, например, на куриное яйцо или две копейки [6; с.208].

Народными приметами, связанными с этим домашним зверьком, люди пользуется до сих пор. Мы и сейчас чуть что - грешим на кошку. Дорогу перебежала - пути не будет, во сне привиделась - к ссоре, чихнула в твою сторону - заболеешь, лапкой «рыльце мыла» - жди незваных гостей и т. д.

Приметы

• Кошка крепко спит к морозу.

• Кошка закрывает нос лапами - к ненастью.

• Кошка катается по полу - к ветру и метели.

• Кошка клубком свернулась - к морозу, вверх брюшком лежит - к теплу.

• Кошка к человеку тянется - к обнове.

• Кошка дерёт стену когтями - к непогоде.

• Кошка клубком — на мороз.

• Кошка в печурку — стужа на двор.

• Кошка скребет пол — на ветер, на метель [6; с.113-115].

По славянской традиции, перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал.

Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию.

Поверья

С помощью черного кота можно получить неразменный рубль. Для этого нужно, поймав черного кота без единой белой отметины, встать с ним безлунной ночью на перекрестке четырех дорог, одна из которых ведет на кладбище, и щипать кота так, чтоб он мяукал. Когда подойдет незнакомец и попросит продать кота, надо требовать за кота один рубль – этот рубль и будет неразменным: сколько бы раз вы его не отдавали, он будет возвращаться к вам.

Кот, пес и петух черной масти предохраняют дом от воров.

• Нельзя возить кошку на лошади – лошадь после этого будет сохнуть.

• Кошачий чих – к зубной боли. И чтобы зуб не заболел, нужно сказать кошке: «Здравствуй!».

• Если кот чихнет неподалеку от невесты в день её свадьбы – счастливая семейная жизнь обеспечена.

В России есть примета: если кошка умывается, придут гости. И в зависимости от того, откуда кошка заносит лапу, хозяева определяют, с какой стороны ждать гостей.

Сегодня кошка – одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы, о её поведении, сохранились и по сей день.

5. Коты (кошки) в пословицах и поговорках

Немало пословиц и поговорок, связанных с кошками. Ни один народ столько не многословил о ней, как русские. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и народ мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Вот некоторые из них:

• Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.

• Не всё коту масленица - будет и великий пост.

• Кошка на порог- мышка в уголок.

• Кошки нет - мышам раздолье.

• Кошка спит, а мышей видит.

• Кошачьи глаза дыму не боятся.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

• Кошка - лапкой, а медведь - пяткой.

• Кот мышей ловить не устанет, а вор воровать не перестанет [7; с.77-104].

На протяжении веков наблюдения людей за кошками выразились во множестве остро подмеченных пословицах и поговорках.

Записывать пословицы начали еще в глубокой древности. Один из первых сборников пословиц был составлен еще Аристотелем, в России сборники пословиц появляются в конце XVII века.

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Прямой смысл связан с конкретным наблюдением и его оценкой, скрытый отражает многовековой опыт народа, поэтому в ряде случаев пословицу надо также разгадывать, как и загадку.

Отличительной особенностью поговорок является соединение краткости и яркости оценки или описания. Поговорки - «золотой запас» русского языка, поскольку являются одним из ярких изобразительных приемов.

И пословицы и поговорки являются результатом наблюдений. Так как кошка на протяжении веков находилась рядом с человеком, она, несомненно, нашла свое место и в этом жанре фольклорного творчества.

Владимир Иванович Даль (1801-1872 г.г.)
«Пословицы русского народа» в 2-х томах, 1853 г.

(жизнь-смерть)

Кошку девятая смерть донимает (она живуча).

(счастье-неудача)

Не все коту масленница, будет и великий пост.

Доведется ж и коту с печи соскочить.

Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.

(богатство-бедность)

Богат Мирошка, а животов - собака да кошка.

Живет Ермошка: есть собака да кошка.

(достаток-убожество)

Дай Бог и кошке свое лукошко!

И псу конурка, и коту печурка.

(терпение-надежда)

Кошкой в глаза мечется.

Не поворчав, кошка куска не съест.

(воровство-грабеж)

Битому коту лишь лозу покажи.

Кошку бьют, а невестке наветки дают.

(кара-угроза)

Полно кошке таскать из чашки.

Я тебя, как кошку, уткну за это рылом.

Кошка скребет на свой на хребет.

(вина-заслуга)

Отольются кошке мышкины слезки.

(просьба-отказ)

Пакостлив как кот, роблив (труслив) как заяц, блудлив как кошка.

Труслив что заяц, блудлив что кошка.

(ссора-драка)

Живут, как собака с кошкой.

Лады, что у кошки с собакой.

Один рычит да лает, другая мурлычет да фыркает.

(отвага-трусость)

Утопили мыши кота в помойной яме, да мертвого.

Спорили мыши за лобное место, где будут кота казнить.

Трусливее зайца, прокудливей кошки.

(стыд-совесть)

Кошачьи глаза дыму не боятся.

(мужчина-женщина)

Мужик да собака всегда во дворе, а баба да кошка завсегда в избе.

Кто кошек любит, будет жену любить.

(молодость-старость)

Ласкай кота, коли не родила дитя.

Не умела родить ребенка, корми серого котенка.

(здоровье-хворь)

Взяло кота поперек живота.

(язык-речь)

Живой пес лучше мертвого льва.

(имя-кличка)

Макар да кошка - комар да мошка.

(звание-сословие)

Что поп, что кот: не поворчав, не съест.

(род-племя)

Напала на кошку спесь: не хочет с печи слезть.

Загордился кот, с печи нейдет.

Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает.

(любовь-нелюбовь)

Добрый привет и кошке люб.

(друг-недруг)

Носится, как кошка с котятами.

(работа-праздность)

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Отчего кот гладок?-Поел да и на бок.

(много-мало)

На мышку и кошка зверь.

Коровушка с кошку, надоила с ложку.

(прямота-лукавство)

Это мыши кота погребают (т.е притворная печаль).

Постригся кот, посхимился кот, а все тот же кот.

Эти кошки облизали ножки.

(осторожность)

Лев спит, а одним глазом видит (глядит).

(зависть-жадность)

Захотел от кошки лепешки, от собаки блина.

(воля-неволя)

Мышке с кошкой внаклад играть.

Кошка любит молоко, да рыло коротко.

(смех-слезы) [7].

Из Словаря русского языка:

 Кот в мешке - о чем-либо неизвеcтном, таящем неожиданности.

 Кота в мешке купить - приобрести что-либо, не видя и не зная качества покупаемого.

 Кот наплакал (кого/чего) - очень мало

 Кошачий концерт (шутл.) - 1) О криках и завываниях кошек и котов, 2) о нестройной музыке, пении.

 Знает кошка, чье мясо съела - о том, кто виноват и сознает свою вину.

 Как кошка с собакой (живут) - о постоянно ссорящихся людях.

 Как угорелая кошка (метаться, бегать и т.п.) - в исступлении, бессмысленно.

 Кошки скребут на душе (или на сердце) - о тоскливом, тяжелом состоянии, настроении.

 (Черная) кошка пробежала дорогу - между кем-то произошла размолвка, поссорились.

 В темноте все кошки серые.

 Кота в мешке покупать нельзя.

 Кошачья лапка мягка, да коготок востер.

 Кошачьи глаза дыму не боятся.

 Кошка не могла достать мяса и говорит: сегодня пятница (пост).

 Кошка с собакой дружно не живут.

 Кошку против шерсти не гладят [2].

6. Образ кота (кошки) в литературных произведениях русских и зарубежных писателей

В различных поэтических традициях распространены мотивы учёного кота. Пушкинский учёный кот из поэмы «Руслан и Людмила», ходящий «по цепи кругом» – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд».

Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А.С.Пушкиным. Образ кота ученого – неотъемлемого представителя сказочного мира – он ввел в Пролог поэмы «Руслан и Людмила».

Эдуард Успенский очень ярко в своей книге «Дядя Федор, Пес и Кот» показал Кота Матроскина, как умного, смышленого, доброго, заботливого, трудолюбивого, бесстрашного и в тоже время внимательного и хитрого. Такие качества, я считаю, каждый из нас хотел бы иметь. Герой – Кот Матроскин очень тонко умел подметить качества дяди Федора — недостатки, так считал кот: дядя Федор очень любит своих родителей, обожает природу, тащит в дом любую зверюшку, очень много читает, чистит зубы каждый день. Кота Матроскина читатель встречает умнейшего. И я бы сама очень хотела бы быть похожей на него. Не каждый может так мыслить, как умеет Кот Матроскин. Он объясняет Шарику, что такое рыночные отношения, планирует отсоединить Простоквашино от государства и сделать свою республику, в которой будут свои деньги и свои паспорта. Это — фантастика.

В рассказе А.И. Куприна «Ю-ю» кошка становится настоящим хранителем здоровья мальчика, когда ребенок заболевает. Кошка самоотверженно сидит у комнаты мальчика, не реагируя на то, что ее прогоняют, над ней насмехаются. Герой-повествователь проникается уважением к кошке. В таком поведении домашнего животного есть элемент чуда, ведь Ю-ю показала пример доброты и чуткости, тех качеств, которые люди стремятся развивать [13; с.127].

Алексей Толстой нарисовал своего кота Базилио. В сказке «Золотой ключик или Приключения Буратино» кот — хитрый обманщик, который с такими же, как и сам (Алисой), обманывает людей, прикидывается слепым. Разве нет таких людей в наши дни [3]?

Образ Кота читатель повстречает и в произведениях Шарля Перро. «Кот в сапогах» умный, смышленый. Он достался в наследство своему хозяину. Казалось, что толку с кота? Но читатель встречает сообразительного, любящего своего хозяина и преданного Кота. Чтобы войти в доверие к королю, кот обращается «Великий Король», а чтобы возвысить своего хозяина «Маркиз Карабас». Кот делает своего друга счастливым, богатым, женит хозяина на принцессе.

В сказке «Бременские музыканты» Братьев Гримм образ кота раскрыт в дружбе со своими товарищами, потому что дружба победит всякую беду и зло.

В рассказе «Радость жить» Хосака Кадзуси главный герой не просто ценит и любит кошку. Для него она является смыслом жизни, чем-то ценным и незаменимым. Человек редко задумывается над тем, что такое жизнь и как он живёт. Маленький слепой котёнок помогает герою осознать, что жизнь значима, если знаешь, для кого (чего) живёшь. «Люди говорят о радостях жизни или о её печалях, но сам я предпочитаю говорить о радости жить». Традиционный образ кошки-помощника приобретает более глубокое звучание: маленький котёнок – символ новой жизни – помогает герою осознать своё жизненное предназначение, смысл жизни как таковой [14].

Результаты анкетирования

Мне стало очень интересно, что знают об образе кота в мировой литературе мои сверстники, и я решила провести опрос. Мы провели анкетирование в 4а и 4б классах. Было опрошено 45 человек.

Цель анкетирования: узнать, что знают учащиеся об образе кота в российской и зарубежной литературе.

Результаты опроса следующие:

1. Читаете ли вы сказки?

а) часто – 15 ответов

б) иногда – 30 ответов

в) никогда – 0 ответов

2.Какие русские народные сказки о котах вы знаете?

17 человек знают название русских народных сказок о котах

28 человека не знают название русских народных сказок о котах

3. Какие произведения зарубежных писателей о котах вы знаете?

7 человек читали произведения зарубежных авторов о котах

38 человек не знают произведения зарубежных авторов о котах

4.Какие качества характера вы видите в образе кота в русских народных сказках?

а) помощник – 25 ответов

б) спаситель – 18 ответов

в) разбойниик – 2 ответов

5. Есть ли у вас кошка или собака?

Да -30 ответов

Нет- 15 ответов


6.Какое влияние они на вас оказывают - положительное или негативное?

Положительное – 40

Негативное – 5

7. Какие приметы о кошках знаете?

Черный кот дорогу перейдёт – к несчастью – 20 ответов
Кот умывается- к гостям – 10

Выводы


Проведя опрос, мы предположили, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.

Проанализировав данные ответы, выяснилось, что: у 67% всех опрашиваемых есть дома домашние питомцы, 76% положительно относятся к кошкам, 93% считают, что кот в мировой литературе чаще всего положительный персонаж.

Большинство участников анкетирования ответили, что их домашние питомцы влияют на них только положительно. Поэтому если у вас есть в доме кошки, внимательно присмотритесь к ним, любите их.

На основании исследованного материала можно сделать следующие выводы:

Коты широко представлены в русских народных сказках.

В сказках эти животные могут играть как главную, так и второстепенную роль, но образ кота от этого не меняется.

В большинстве сказок это не кошка, а кот.

Во многих сказках у кота есть не только имя, иногда и отчество, что говорит об уважительном отношении человека к этому животному.

В русских народных сказках кот показан ловким, хитрым, находчивым и положительным героем, помощником, спасителем.

В сказках кошка может служить ведьме, но при этом помогать добрым людям. Иногда кот может обманывать, воровать.

В сказках кошка чаще выступает как обычное домашнее животное и даже говорит по-человечески. Кошки очень похожи на нас с вами. И все же кошка остаётся существом таинственным и загадочным.

Заключение

Изучив литературу, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза верна. Несмотря на то, что образ кошки в литературе неоднозначен и она продолжает оставаться таинственной, непостижимой, до конца непонятной человеку, она всё-таки выступает как олицетворение уюта, домашнего очага, тепла и покоя, как воплощение игривости, мудрости.

Причины частого упоминания кота в народном фольклоре уходят своими корнями в древние века. Народ создавал произведения о кошках, опираясь на хорошо знакомые ему поверья и верования.

Познакомившись с разными образами кошки в литературе, прихожу к выводу о том, что кошка обладает совершенно одинаковыми чертами и в древней мифологии, и в фольклоре, и сказках разных народов мира. Кошки становятся для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошки очень похожи на нас с вами. И все же кошка остаётся существом таинственным и загадочным. Вот такие они, сказочные кошки, очень разные и многогранные. Никто не знает, что от них ожидать, и возможно в этом и заключается маленькое волшебство чудесных созданий. Следовательно, я могу сделать вывод, что моя гипотеза верна.

Несмотря на то, что образ кошки в литературе неоднозначен, и она продолжает оставаться таинственной, непостижимой, до конца непонятной человеку, она всё-таки выступает как олицетворение уюта, домашнего очага, тепла и покоя, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься. Это самое ласковое создание, которое не только поступками, а и просто своим присутствием помогает человеку в трудную минуту. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они, источают покой, приносят удачу, счастье, богатство, человек становится добрее и терпимее. Они умеют любить, лечить, спасать от одиночества, быть преданными и верными друзьями. Большинство участников анкетирования ответили, что их домашние питомцы влияют на них только положительно. Поэтому если у вас есть в доме кошки, внимательно присмотритесь к ним, любите их и самое главное помните слова Антуана де-Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Список использованной литературы

Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. – М., 2001.- 336 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1980.

Золотой ключик: сказки российских писателей. – М., 2000. - 384 с. 

Кисель Н. К., Некрасова М. С. Милее кошки зверя нет. – Минск, 2000. - 221с.

Крылов И.А. Басни.- М., 1984. - 303 с.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990.- 335 с. 

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990. - 335 с. 

Крылов И.А. Басни.- М., 1984. - 303 с. 

Левшин В.А. Русские сказки, М.,1998. - 187с.

Русские народные сказки. – М., 2004. - 482с.

«Русский фольклор», под ред. В. П. Аникина; - М., 1985. - 113с.

Сборник А.А.Эрленвейна и Е.А.Чудинского. Русские сказки и побасенки. – М., 2001. – 225с.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

www.yandex.ru – картинки и фотоматериал

http://archive.1september.ru/rus/2001/02/9_11.htm

http://zoomir.forumbb.ru/viewtopic.php?id=

Просмотров работы: 2740