Значение цвета в произведениях русских писателей

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Значение цвета в произведениях русских писателей

Салимова А.А. 1
1МАОУ Домодедовская СОШ №2
Филиппова И.В. 1
1МАОУ Домодедовская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Цвет – явление, которое окружает человека повсюду и вызывает особые эмоции. Каждый цвет воздействует на психологию человека и имеет свое значение. Цветовое выражение используется как символ в литературных произведениях. Используя традиционную символику цвета, авторы открывают нам свой внутренний мир и дарят удивительные, неповторимые произведения искусства. Цвет в литературе – художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве.

Цель данного исследования: Определить символику цвета в произведениях А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

Проанализировать произведения И.А.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна: «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Темные Аллеи», «О Любви», «Дом с мезонином», «Невеста», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».

Определить роль использования цвета в произведениях

Выявить количество разных цветов в творчестве И.А.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна

Провести социологический опрос

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение цветовой символики дает возможность проникнуться глубочайшим внутренним миром как героев произведений, так и самих авторов.

Новизна работы определяется попыткой рассмотреть символику цвета в контексте литературного произведения.

Практическая значимость определяется возможностью использования материалов работы на уроках литературы.

Гипотеза: «символика цвета определяет настроение и характер произведения»

Работа состоит из нескольких частей: введения, основной части, анкетирования, сравнительного анализа, заключения

Мне было интересно узнать, в каком контексте авторы используют цвет, поэтому в своей работе я отразила некоторые моменты, содержащие цвет и попыталась дать определение чувств, возникающих при чтении. Например, «…вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зелёные озими…»- описание природа; «…в будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и темно-синей юбочке…» - образ героини;

«…это была нитка дешевых красных бус…» - печаль, олицетворение последней надежды, веры и любви.

Так же в процессе исследования я провела социологический опрос среди учащихся 11 классов МАОУ Домодедовской СОШ№2. К результатам опроса я буду обращаться в течение всей работы.

Вопросы анкетирования

1. С каким цветом ассоциируется у вас творчество писателей

И.А.Бунина

А.П.Чехова

А.И.Куприна?

2. Как вы думаете, кто из перечисленных авторов чаще всего обращался к лексике, обозначающей цвет?

Творчество И.А.Бунина.

Бунина надо читать, изучать самостоятельно и навсегда забыть о тщетных попытках рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. Стоит подметить, что у Ивана Андреевича было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения. Он был счастливым писателем, который с одинаковой зоркостью видел все: ««тихую, темную» избу, стекло, «холодно играющее разноцветными огоньками» и «скудные, свинцовые, спокойные» дни поздней осени».

В произведениях И.А. Бунин часто использует символику цвета, чтобы выразить душевное состояние героев.

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок…»- приятные воспоминания.

«…Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя…»- мечты и желания

«…а потом удивительный обед: вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, мандарины и красный квас,- крепкий и сладкий-пресладкий…»- описание радостных чувств.

«…на ранней утренней заре, по ледяному ветру и первому мокрому зазимку, уезжали в леса и в поле, а к сумеркам опять возвращались, все в грязи, с раскрасневшимися лицами…..» - чувство усталости, описание образа.

«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:

«…Помню раннее, свежее, тихое утро…Помню большой, весь золотой , подсохший и поредевший сад…»- приятные воспоминания, радость

«…большая была старуха, вся какая-то темная…шея -желтая и высохшая…» - образ человека

«…пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца…» - увядание души, грусть.

«…дедовские книги в толстых кожанных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шерщавой бумагой…» - радость

«СИНИЙ» фрагменты:

«…долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами…» - умиротворение

«…вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синевытые, пасмурные…» - приятные воспоминания

«СЕРЫЙ» фрагменты:

«…холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами голубое небо…» -печаль

«…снова нагонял зловещие космы пепельных облаков…»- печаль

«Фиолетовый» фрагменты:

«…окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь, велишь заседлывать лошадей…»- нетерпение, восторг

«…это оттого, что дом окружён садом, а верхние стекла окон цветные: лиловые…»- умиротворение; описание уютного дома

«Голубой» фрагменты:

«…и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым…»-умиротворение

«…погасал его свет, закрывалось окошечко в голубое небо…»- грусть

Произведение «Легкое дыхание»

«СЕРЫЙ» фрагменты:

«…Апрель, дни серые…» - печаль

«…сереет весеннее поле…»-грусть

«РОЗОВЫЙ» фрагменты:

«…розовый вечер…» - эйфория

«БЕЛЫЙ» фрагменты:

«…а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная…»- описание внешности

«…белеет облачный склон…»- грусть

«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:

«…черные, кипящие смолой глаза…» - восхищение

«…черные, как ночь, ресницы…»- восторг

«…в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева…»-скорбь

«…глаза совсем молодые, черные…»- умиление

Произведение «Темные аллеи»

«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:

«…чернобровыйчерноброваячерные брови…»-образ героя

«…все меняя черные колеи...»-грусть

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…покраснелкраснеяпокраснел…»-смущение, растерянность

Творчество А.П.Чехова.

Цветовая деталь для Чехова – это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали автор даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы. Именно поэтому можно сделать вывод, что А. П. Чехов является истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики.

Произведение «О Любви»

«СЕРЫЙ» фрагменты:

«…воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни…»- образ героя

«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:

«…начинаешь тосковать по черном сюртуке…»- печаль

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…и уши краснели…с красными ушами…»- волнение, смущение

Произведение «Дом с Мезонином»

«СЕРЫЙ» фрагменты:

«Белокуров»*12 - говорящая фамилия, которая позволяет предположить возраст героя. «БЕЛЫЙ» фрагменты:

«…я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином…» - воодушевление

«…белые каменные ворота…» - очарование

«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:

«…высоко на вершинах держался яркий золотой свет…» - умиротворение

«СИНИЙ» фрагменты:

«…штанах из синей дабы…»- цвет дешевой ткани

«…в будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и темно-синей юбочке…» - образ героини

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…увидев меня, слегка краснела…»-смущение

«…покрытая багровым облаком, восходила луна…»- грусть

«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:

«…с толпой зеленых ив…»- восторг

«…зеленый огонь…»-грусть;

«…припомниться зеленый огонь…»-мимолетная радость, в тоже время и тоска

Произведение «Дама с собачкой»

«БЕЛЫЙ» фрагменты:

«…за нею бежал белый шпиц…она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем…» - описание собаки, описание образа героя

«…на вершинах гор неподвижно стояли белые облака…» - описание природы

«СЕРЫЙ» фрагменты:

«…красивые серые глаза…» - приятные воспоминания

«…одета в его любимое серое платье…» - радость

«…голова его уже начинала седеть…у него голова стала седой…» - описание возраста героя

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…человека в красной шапке…» - описание внешности

«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:

«…по ней от луны шла золотая полоса…» - легкость, красота

Творчество А.И.Куприна.

Куприн — превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни, но и литературного характера: портрет, психология, речь — все проработано до мельчайших нюансов. Палитра красок достаточно разнообразна. Часто писатель вводит в текст не просто классические цвета: синий, красный, черный и т.д., – но и совершенно неожиданные цветовые оттенки, большинство из которых являются метафорами или имеют некоторый метафорический оттенок: «серебристо-стальной», «весело-синий», «густо-красный», «серебристо-зеленый», «кровавый», «жемчужный», «лиловый», «оливковый», «молочный», цвет «черного жемчуга», цвет «осеннего неба», «яблочно-зеленый», «пенно-розовый» и т.д. Они передают неповторимость пейзажа и раскрывают характеры героев, позволяют читателям глубже проникнуть в созданный автором мир, постигая его глазами художника слова, по-особому воспринимающего окружающую действительность и жизнь, созданную его воображением.

Произведение «Гранатовый браслет»

«БЕЛЫЙ» фрагменты:

«…выпуклыми от ветра, белыми парусами…» - покой, спокойствие

«…и кожа на щеках нежная, шейка такая белая, невинная…» - чистота чувств

«…звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады…» - описание природы

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов…» - очарование

«…только что настали красные денечки…» - печаль

«….Вера покраснела при этих словах…» - смущение

«… шептал Желтков, глядя вниз, на пол, и краснея…» - стыд

«…вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу…» - любовь

«РОЗОВЫЙ» фрагменты:

«…розовые кусты еще давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы…» - наслаждение

«…в лунном свете есть какой-то розовый оттенок…» - насмешка

«…и тщательно перевязанный розовой ленточкой…» - чистота чувств

«…повеял на меня сильный розовый запах…» - удивление

«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:

«…на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина…деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья…» - описание природы

«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:

«…наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых сучьях…» - описание природы

«…по вей террасе разливался зеленый полусвет…» - описание природы

«…маленький зеленый камешек…один зеленыйзеленый гранат…» -любовь

«СЕРЫЙ» фрагменты:

«…посеревшем от времени…» - описание предмета, чистота чувств

«…на его звонок отворила дверь полная, седая, сероглазая женщина…»

«…сероглазая, старая женщина…» - описание героя

«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:

«…звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи…» - описание загадочной атмосферы

«…старик замолчал и осторожно потянул губами черное вино…» - описание образа героя

«…ночь была черна…» - описание времени

Повесть «Олеся»

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…красные лапы…» - удивление

«…с очень короткими красными веками…» - описание героя

«…еще больше краснея…» - смущение

«…сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями…»- умиротворение

«…красной, огромной физиономии…» - описание героя

«…с рыжими огромными клетками…в огненно-красном галстуке…» - описание образа

«…длинные красные ссадины изборождали ее лоб…» - печаль, отвращение

«…это была нитка дешевых красных бус…» - печаль, олицетворение последней надежды, веры и любови

«РОЗОВЫЙ» фрагменты:

«…снег розовел на солнце…» - описание природы

«…в смугло-розовом тоне кожи…» - описание героя

«СЕРЫЙ» фрагменты:

«…огромный серый заяц…» - описание животного

«…мы люди простые, серые…» - печаль

«КОРИЧНЕВЫЙ» фрагменты:

«…я вижу ее коричневую кожу…» - описание героини

«…по улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки…» - описание пейзажа

«…ее коричневое лицо собралось в чудовищную, отвратительную гримасу…» -описание образа героини

«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:

«…черными глазами…жесткую черную бороду…» - описание внешности

«…ее черного искусства я не умел найти объяснения…» - магия, волшебство

«…пол неба закрыла черная туча…» - описание природы

«БЕЛЫЙ» фрагменты:

«…сверкая своими белыми зубами…» - описание героя

«…были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы…» - описание природы

«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:

«…а лицо у него мертвое зеленое…» - болезнь

«…большая зеленая площадь, идущая от церкви до кабака…» - описание окружающего мира

Произведение «Суламифь»

«КРАСНЫЙ» фрагменты:

«…красное дерево…» - вид дерева

«…красивших волосы и ногти в огненно-красный цвет…» - красота девушки

«…бледно было его лицо, губы –точно яркая алая лента…» - описание главного героя

«…на указательном пальце носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса…» - богатство

«…опускает глаза и сама краснеет…» - стыд

«…красная нижняя губа бессильно свисала вниз…» - описание внешности

«…драгоценные подвески из глубоко-красных карбункулов…» - богатство, выражение чистой любви

«…глаза ее горели напряженным красным огнем…» - ненависть

«…руки его обагрены алой кровью…» - смерть

«…венец из кроваво-красных рубинов…» - символ любви и смерти

«БЕЛЫЙ» фрагменты:

«…надели на нее короткую белую тунику…» - образ главной героини

«…древний старец в белой одежде…» - святость, мудрость

«…от прикосновения прекрасных белых рук царицы…» - восторг

«…он принял из рук помощника белого голубя…» - смерть, кара

«…лицо ее было бело…» - смерть

«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:

«…виссон, шитый золотом…» - описание одежды

«…носивших золотые звенящие запястья на руках, золотые обручи на плечах…» - богатство

«…с золотыми локотниками…» - богатство

«…шатер был украшен золотым шитьем…» - величие

«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:

«…старшим над ними сегодня был чернокудрый красавец…» - описание героя

«…и с суровым взглядом из-под косматых черных бровей…» - описание героя

«…при черном кашле…» - болезнь

«…отводит черные мысли…» - печаль

«…черную меланхолию…» - болезнь

«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:

«…длинные зеленые глаза потемнели…» - ненависть

«…зеленая трава пестреет…» - описание природы

«СИНИЙ» фрагменты:

«…синие звезды на лбу и на щеках…» - описание героя

«…синим, густым, пьянящим, ароматным фимиамом…» - описание предмета

«ГОЛУБОЙ» фрагменты:

«…девушка была в легком голубом платье…» -описание героя

«…его выцветшие голубые глаза…» - черты главного героя

«…множество слуг шло в голубых одеждах…» - описание второстепенных героев

Сравнительный Анализ

Цвет

«Антоновские яблоки»

«Легкое дыхание»

«Темные аллеи»

Всего

Красный

14

1

5

20

Желтый

9

-

1

10

Зеленый

4

-

-

4

Синий

3

-

-

3

Серый

3

2

-

5

Фиолетовый

2

-

-

2

Голубой

5

-

-

5

Розовый

1

1

-

2

Белый

5

3

1

9

Черный

11

5

4

20

Проанализировав произведения, я выяснила, что в «Антоновских яблоках» автор обращается к цвету 57 раз, сочетая перечисленные цвета, тем самым получая более полный, конкретный образ окружающего мира. В произведении «Легкое дыхание» Бунин прибегал к цвету 12 раз, а в рассказе «Темные аллеи», несмотря на цветное звучащее название, Иван Андреевич использовал цвет 11 раз. У респондентов творчество Бунина ассоциируется больше всего с «белым» цветом, но, опираясь на проведенную работу, я увидела, что цветовой спектр его произведений гораздо больше и в нем преобладают красный и черный цвета, а белый находится на 4 позиции.

Цвет

«О Любви»

«Дом с мезонином»

«Дама с собачкой»

Всего

Белый

-

3

7

10

Красный

1

2

1

4

Серый

1

12

3

16

Желтый

-

1

1

2

Фиолетовый

-

-

1

1

Зелёный

-

5

-

5

Синий

-

2

-

2

Чёрный

1

-

-

1

Изучая заявленные произведения, я предполагала, что в рассказе «О любви» имеет место быть большая цветовая гамма, но оказалось, что автор обратился к цвету всего три раза. «Дама с собачкой» -13 , а вот «Дом с мезонином» - 25 раз. По результатам опроса многие участники ответили, что в творчестве Чехова преобладает черный цвет. Вполне возможно, однако в произведениях «О любви», «Дом с мезонином» и «Дама с собачкой» черный цвет на последнем месте, а серый занимает лидирующую позицию. Опираясь на определения этимологического словаря слова «серый» , приняла «говорящую» фамилию героя за цвет в рассказе «Дом с мезонином».

Цвет

«Гранатовый браслет»

«Олеся»

«Суламифь»

Всего

Красный

12

14

37

63

Белый

8

7

28

43

Чёрный

5

9

25

39

Серый

4

4

6

14

Желтый

5

2

34

41

Зелёный

5

5

10

20

Коричневый

-

7

-

7

Синий

2

1

6

9

Голубой

2

5

8

15

Фиолетовый

-

3

6

9

Розовый

6

3

4

13

Куприну не чужда поэтика сказок и легенд, которая содержит всю палитру красок, и в прекрасном, завораживающем произведении «Суламифь» прослеживается 164 момента, в которых автор использует цвет, в «Олесе» - 60 а в повести «Гранатовый браслет» - всего, как ни парадоксально, 49

Респонденты в творчестве Куприна отметили красный цвет. Возможно, потому что красный цвет -это цвет жизни, который символизирует активность и энергию, крепость и решимость, любовь, гнев, что так характерно для героев Куприна. Из всех вышеперечисленных произведений «коричневый» цвет использовался в повести «Олеся» для описания внешности, природы.

Заключение.

При подготовке к своей работе я использовала этимологические словари, чтобы более глубоко определить значимость использования цвета, и с огромным удовольствием познакомилась с произведениями великих мастеров слова. Мы доказали, что, используя цвета в своих произведениях, авторы полностью смогли передать испытываемые чувства и эмоции нам, читателям.

А еще я убедилась, что практически каждое произведение обладает своим цветом.

Литература:

А.П.Чехов. Рассказы и повести, Москва, «Детская литература», 2012

А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Повести и рассказы, Москва, «Детская литература», 2012

И.А.Бунин. «Чистый понедельник». Повести и рассказы, Москва, «Детская литература», 2017

Универсальный словарь по русскому языку, издательство «Весь», 2009

"Школьный этимологический словарь" Г.А.Крылова. Феникс, 2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Социологический опрос

Темы опроса:

1. С каким цветом ассоциируется у вас творчество писателей

И.А.Бунина

А.П.Чехова

А.И.Куприна?

Сравнительный Анализ:

И.А.Бунин

2.А.П.Чехов

3.А.И.Куприн

2. Как вы думаете, кто из перечисленных авторов чаще всего обращался к лексике, обозначающей цвет?

Просмотров работы: 11524