Насколько ритмичная современная поэзия. Сопоставительный анализ рэп - поэзии и произведений поэтов 20 века

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Насколько ритмичная современная поэзия. Сопоставительный анализ рэп - поэзии и произведений поэтов 20 века

Окунева А.А. 1
1МОБУ ООШ № 27
Бережная Н.А. 1
1МОБУ ООШ № 27
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Насколько ритмичная современная поэзия. Сопоставительный анализ рэп - поэзии и произведений поэтов 20 века».

Введение.

Однажды я прочитала высказывание, обращенное к одному знакомому рэп - исполнителю: «То, что ты делаешь – это отсутствие культуры! Вот раньше была музыка, а сейчас …». Я задумалась: ведь это не первое такое обращение к рэпу, замеченное мной и «обвиняющее» его в разрушении культуры, искусства. Также неоднократно приходилось слышать, особенно от взрослых людей: «Как вы это слушаете?», «Это же такой бред…», « Это разве музыка?...» и т.д.

Но рэп, согласитесь, все увереннее входит в жизнь молодежи и становится неотъемлемой частью многих субкультурных направлений. Все чаще на вершинах музыкальных чатов оказываются рэперы, а не исполнители поп-музыки. А вместе с рэпом мы чаще заостряем свое внимание на тексте песни, так как доминирующая роль текста в композициях этого музыкального направления очевидна. Поэтому мне в голову пришла идея рассмотреть рэп как направление не просто в музыке, а в искусстве в целом.

Это предопределило тему моего исследования: «Насколько ритмичная современная поэзия».

Актуальность работы определяется тем, что РЭП, как стиль хип-хоп музыки, всё больше входит в молодёжную среду, влияет на манеру общения, нравы, стиль одежды,  во многом определяя мировоззрение  современных школьников и студентов. 

Цель работы: доказательство принадлежности рэп - поэзии к современной поэтической культуре.

Задачи:

1) изучить литературоведческий материал о системах стихосложения;

2) установить тождественность понятий «акцентный стих» и «рэп»;

3) доказать, что современная рэп-лирика в полной мере может считаться «последовательницей» традиций классической поэзии;

4) установить творческие параллели в поэзии современных рэп-исполнителей и поэтов 20 века.

Объект исследования: поэтические тексты современных рэп-исполнителей и поэтов 20 века.

I РАЗДЕЛ. Рэп и история его развития.

Почти все рэперы в текстах называют себя поэтами, литераторами, философами, правда, не уточняя деталей: к какому конкретно культурному течению ближе их творчество. Практически рэп, вначале противопоставленный массовой культуре и публичному вкусу, является в наше время чуть ли не единственным "последователем" традиций классической поэзии, которую читают и обожают хотя бы за то, что это классика.

Итак, что же такое рэп?

Рэп — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером, или более общим термином MC. Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардрок-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.

Слово «рэп» произошло от английского «rap» — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). Нo «rap» также означает «говорить», «разговаривать». Позднее возникли ошибочные теории, по которым слово «рэп» — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия) и т. п.

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи. 
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким: 
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет 
Что это просто невозможно — на русском делать рэп. еклама 15

Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой 
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...» 
Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты. 
«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» — это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп». 
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. 
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. 
Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха. 
Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема — подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев». 
В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны — начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам — возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки». 
Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи. 
В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные — богатые), культурному (конформисты — нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года. 
Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля. 
На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране. 
Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России. 
Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России. 
Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках». 
Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз. 
Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа: 
Первый этап (1987-1993) — так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) — был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза; 
Второй этап (1993-1998) — период «хип-хоп-соула» — обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи; 
Третий этап — Современный этап — «нео-соул» (nu soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х. 
Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры. 
Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало. 
Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах. 
Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд'Эрос, Бьянка — являются желанными гостями на вечеринках в R&B-клубах . Нужно констатировать — хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр. Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа — Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» — 2H Company, , Трэш-Шапито, Кач. 
Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова. 
Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения. 
Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет. Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп — это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура. 
Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m, Noize MC, рэппершей Mad-A. 
В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E. 
В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года....

Интересные факты

Задолго до появления современного рэпа песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано. Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol», в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавший смесь английского с итальянским. И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США. Сам Челентано на концерте в СССР заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей.

Но надо сказать, что наши собственные бабки и дедки умели то же самое: частушки, исполнявшиеся на деревенских “беседах” тоже были чистой импровизацией – никто их заранее не писал. Вообще, частушки, певшиеся по очереди, как вопрос-ответ, удивительно похожи на рэперскую перебранку, а «беседа» мало чем отличалась от гарлемских представлений (С Гарлемом связан подъём афроамериканской музыки в середине 1930-х. виднейшие музыканты того времени выбрали площадкой своих выступлений театр «Аполло» в Гарлеме, в его окрестностях жили Moby, Билли Холидей, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон).

Истоки рэпа лежат в творчестве гриотов – народных бардов из Западной Африки, которые исполняли песни речитативом. 
В газете "Коммунист" за 18.04.08 писалось, что рэп родился вовсе не на улице, как многие считают, а в тюремном карцере. Его придумали заключенные как способ общения с самими собой, что помогало поддерживать более-менее нормальное психологическое состояние.
Известный рэп-исполнитель Серега (Сергей Пархоменко) сказал "Многие почему-то думают, что рэп – сугубо американский жанр. Это не так. Вспомните, как еще в 1969 году Леонов исполнял первый рэп". Имелось в виду озвучивание мультфильмов о Винни-Пухе. Его песенки вполне могут быть отнесены к рэпу.
На сленге наркоманов слово «децл» означает небольшую дозу. Рэпер (или хип-хопер, его так и так называют) Кирилл Толмацкий получил это прозвище еще в детстве за свой маленький рост. 
Настоящее имя и фамилия знаменитого рэпера Эминема – Маршалл Матерс. О происхождении своего псевдонима артист говорит, что это совмещение первых букв имени и фамилии. 

Доктор Дре – создатель стиля «gangster rap», один из основателей группы "Niggaz With Attitude". Его настоящее имя – Андре Янг.
В Казахстане есть группа, которая своим названием вводит в заблуждение. Она называется «Da Gudda Jazz», но является не джазовым, а хип-хоп-коллективом. Кто любит хип-хоп – можете послушать новые песни Da_Gudda_Jazz, зайдя по ссылке.

II РАЗДЕЛ. «Рэп» и «акцентный стих».

Что собой представляет рэп текст? Это свободный текст или стих, имеющий внутреннюю структуру и определенную схему рифмовки. Для многих рэперов - «поэтов улиц», которые достаточно рано начали сочинять и читать свои рэп тексты, возможно, будет интересно узнать, что их любимый рэп - это одна из систем стихосложения, описанная в энциклопедиях, а именно - АКЦЕНТНЫЙ СТИХ.

В конце XIX – начале XX веков в русской поэзии начинают активно разрабатываться нетривиальные формы стихосложения. Привычная силлабо-тоническая система постепенно сменяется чисто тонической. Широкое распространение получают такие размеры, как дольник, тактовик и акцентный стих. Последний представляет собой особенно интересное явление. Рассмотрим, что такое акцентный стих и чем он отличается от других размеров.

Термин «акцентный стих» (иногда встречается понятие «ударник») происходит от латинского слова «accentus», которое переводится как «ударение». Именно ударение является ключевым параметром для этой формы стихосложения. Как и для тактовика, для акцентного стиха характерно равенство ударений в каждой строке стихотворения. Но безударных слогов может быть произвольное количество. Если в тактовике это число, как правило, не превышает трёх, то в акцентном стихе безударных слогов может быть гораздо больше, до четырёх-пяти и более.

Важный признак акцентного стиха – наличие рифмы. Если строки произведения, написанного этим размером, не рифмованы, то такой стих называют свободным или верлибром.

Считается, что в основе акцентного стиха лежит раёшный стих, использовавшийся в XVII – XVIII веках в прибаутках, балаганных стихах, подписях к лубочным картинкам и т. д. Характерной чертой раёшного стиха была парная рифма. Вот один из таких припевов-прибауток:

Чудак покойник:    U – U – U
Умер во вторник,    – U U – U
В 
среду хоронить,    – U U U –
А он по
ехал боронить.    U U U U – U U U –

Из сборника «Пословицы русского народа», В. И. Даль.

Как видим, количество безударных слогов в стихах разное, в то время как ударных – одно и то же (кроме последней строки). Благодаря этому «неровные» строки вместе звучат гармонично.

Это свойство использовал А. С. Пушкин в своём произведении «Сказка о попе и работнике его Балде», благодаря чему повествование так напоминает скоморошескую песню.

Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне об
рок по самой моей смерти…

Если представить эти строки в виде схемы, также увидим в них признаки акцентного стиха:

U U U – U – U U –
– U U U – U U –
– U U U U U – U – U
U U – U – U U U – U

Вот ещё пример из этого же произведения:

А Балда приговаривал с укоризной:
«Не го
нялся бы ты, поп, за дешевизной».

U U – U U – U U U U – U
U U – U U U – U U U – U

В эпоху Золотого века русской поэзии акцентный стих не имел большого распространения. Обычно им писали только произведения, подражающие народным стихам или имитирующие фольклор. Зато уже в конце XIX века интерес к старинным формам стихосложения побудил поэтов-экспериментаторов обратить внимание и на акцентный стих. Так, например, большим поклонником этой формы был В. В. Маяковский. Множество его произведений написано именно акцентным стихом. Вот отрывки некоторых из них:

Вашу мысль,    – U –
меч
тающую на размягчённом мозгу,    U – U U U U U U – U U –
как 
выжиревший лакей на засаленной    U – U U U U – U U – U U
ку
шетке,    U – U
буду драз
нить об окровавленный сердца    U U U – U U U – U U – U
лос
кут:    U –
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.    – U U U U U – U U – U U – U

«Облако в штанах».

Девушка пугливо куталась в болото,    – U U U – U – U U U – U
ширились зловеще лягушечьи мотивы,    – U U U – U U – U U U – U
в 
рельсах колебался рыжеватый кто-то,    – U U U – U U U – U – U
и у
порно в буклях проходили локомотивы.    U U – U – U U U – U U U U – U

«Любовь»

Я, выколачивающий из строчек штаны,—    – U U – U U U U U – U U –
ко
нечно, как начинающий, не очень часто,    U – U U U U – U U U – U – U
я — ещё и российский гражданин,    – U – U U – U U U –
безза
ветно чтущий и чиновника и участок.    U U – U – U U U – U U U U – U

«Внимательное отношение к взяточникам».

Исследуя эти фрагменты, можем заметить, что применяемый здесь акцентный стих неустойчив. В произведении могут встречаться как продолжительные безударные интервалы в 4-5 слогов, так и обнаруживаться менее долгие интервалы.

Также обратим внимание, что во всех отрывках имеется выраженная рифма. Многие авторы вслед за Маяковским считали этот элемент одним из наиболее важных признаков стихотворения.

Вот ещё несколько отрывков из произведений выдающихся поэтов Серебряного века:

А так соблазнительно в тёплые лапки    U U U U – U U – U U – U
Уткнуться губами, дрожа,    U – U U – U U –
И слушать, как шёлково-мягкие тряпки    U – U U – U U U U U – U
Шуршат, словно листьев осенних охапки    U – U U – U U U U – U
Под мягкою рысью ежа.    U – U U – U U –

«Городской романс», Саша Чёрный.

Листья, цвет и ветки —    – U – U – U
Всё заключено в одной почке.    – U U U – U U – U
Кру
ги за кругами сеткой    U – U U – U – U
Суживаются до маленькой точки.    – U U U U U – U U – U
Кру
тящийся книзу голубь    U – U U – U – U
Знает, где ему опуститься.    – U – U U U U – U
Когда 
сердце делается совершенно голым,    U U U U – U U U U U – U – U
Видно, из-за чего ему биться.    – U U U U – U U – U

«Листья, цвет и ветки…», В. А. Кузмин.

В XX веке акцентный стих в своём творчестве применяли такие поэты, как Андрей Белый, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Есенин, З. Н. Гиппиус, И. А. Бродский и др. В настоящее время этот размер встречается в текстах рэп-исполнителей, молодых поэтов-новаторов, где чаще смешивается с тактовиком.

Большинство молодых рэперов рано или поздно начинает волновать вопрос написания текстов к созданной ими музыке. И в поисках ответа на вопрос «как научиться писать стихи» они посещают форумы литераторов, читают статьи с сенсационными заголовками и устанавливают на компьютеры программы для подбора рифм. Но, зачастую, их поиски не венчаются успехом. А между тем, целых 90 лет уникальной статье одного из ярчайших советских поэтов Владимира Маяковского под названием «Как делать стихи» .

По поводу этой статьи в июне 1926 года Владимир Маяковский писал, что основа творчества современного поэта (я добавлю – и поэта-песенника также) лежит в социальном заказе. В таких условиях вдохновение приходит не всегда, а писать надо. Поэтому поэту, чтоб идти в ногу со временем, надо стать профессионалом своего дела. Таким же, как профессиональный врач, или, скажем, токарь. Для этого надо освоить современный метод «как писать стихи», то есть их делать, производить. Быть профессионалом, значит по Маяковскому, всегда давать определенную норму качественного продукта. В данном случае – поэзии. Ответ Маяковский на вопрос «как писать стихи» дает однозначный – жить поэзией. Старые способы отвечают не на тот вопрос, который нужен современникам. Книги о ямбах и хореях дают ответ на вопрос, как писали стихи, а не как писать их. Вот почему метод Маяковского до сих пор востребован.

Для отечественного стихосложения Владимир Маяковский был реформатором с большой буквы. Хотя раннее творчество было практически традиционно по форме, в дальнейшем он изобрел свой собственный стиль. Испытав определенное влияние поэзии Артюра Рамбо, Шарля Бодлера и Поля Верлена, Маяковский больше всего впечатлился манерой американца Уолта Уитмена. Маяковский отверг традиционные стихотворные размеры, придумав для своих стихов особый ритм. В ходу была так называемая «лесенка»: способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове и продолжением записи с новой строки:

Для веселия

планета наша

мало оборудована.

Надо

вырвать

радость

у грядущих дней.

В этой жизни

помереть

не трудно.

Сделать жизнь

значительно трудней. (В.Маяковский. «Сергею Есенину»)

Благодаря особой ритмике поэта даже можно назвать первым рэпером. Уже в конце двадцатого века и в нынешнем столетии отечественные хип-хоп музыканты взяли эту особенность на вооружение. Петербургская группа Ikambi Gwa Gwa записала композицию «Все на митинг» на стихи Маяковского, а пару-тройку лет назад творческим наследием поэта воспользовался екатеринбургский рэпер Наум Блик (он же Dry Ice из EK Playaz).

Но справедливости ради нужно отметить, что, помимо Маяковского, литературовед В. Ф. Марков, называет ещё двух поэтов, Шершеневича и Большакова, причастных к процессу создания необычного ритма.

Шершеневич в своей книге «Футуризм без маски» назвал одной из важных черт футуристической поэзии преодоление однообразности, закостенелости классических метров и достижение в стихе ритмической свободы: «Ритм – беспокойный, неосторожный, увлекающий, не изнуряющий, изящная папироса, более переменчивый, эластичный». Автор предупреждает о трудностях овладения таким стихом и необходимой подготовке для его восприятия: «Понятно, что при введении в поэзию неровного темпа жизни, футуристы предпочитают пользоваться ритмическим стихом. Трудность пользования ритмическим стихом обусловливает и трудность чтения его, увеличенную еще часто тем, что неподготовленный читатель не всегда может с первого взгляда найти в строке цезуру, необходимую для правильного прочтения».

Расшатывание классического метра, предпринятое Маяковским, Шершеневичем и Большаковым и подхваченное другими поэтами, приобрело такой размах, что Андрей Белый в 1922 г. в предисловии к своей книге, названном «Будем искать мелодии», с неудовольствием отметил: «недавно в Москве все писали одним и тем же расхлябанным размером».

III РАЗДЕЛ.

Сравнительный анализ текстов рэп-исполнителей и стихов поэтов

20 века.

Основной общей чертой поэзии Золотого и Серебряного веков российской литературы и рэп-лирики оказывается, естественно, содержание. После исследования текстов я пришел к выводу, что почти всем личностям российского рэпа можно отыскать "коллег" по творческому цеху посреди поэтов XIX - начала XX веков. Разочарованный романтизм и дотошный самоанализ Da B.O.M.B. перекликается с творчеством Лермонтова:

«…Все то, что было, Мы поменять не способны. Уже случилось, переболело и остыло. Что будет - неведомо обыденным людям. По воле судеб пусть будет то, Что будет» (Da B.O.M.B. "То, что было…", 2004 г.)

и

«Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной…» (М. Ю. Лермонтов "Гляжу на будущность с боязнью", 1841 г.)

«Обычный Ритм», наверняка, единственная рэп-группа, чье творчество посвящено природе. В этом их можно сопоставить с Есениным, который в то время, когда творческая братия из кожи вон лезла в поисках нестандартных тем для произведений, по - провинциальному просто и душевно воспевал российские пейзажи.

Традиции классики передаются не только лишь темой, но ритмикой рэпа, что, кстати, доказано внедрением почти всеми МС произведений классиков в оригинале (лирика Цветаевой в треке Фиста "В осеннюю пору лето", стихотворение Есенина в ставшей уже классикой рэпа песне DA 108 "Столичный Гуляка"). Чем больше ценится в рэпе необычная рифма и личный стиль, чем реже встречаются зарифмованные глаголы и строки, оканчивающиеся на "далее - ранее" либо "день-тень", тем больше общего у рэп-поэзии и футуризма. Футуристы предпочли оригинальность и новизну, отказавшись признавать какие-либо правила: от стихотворных размеров до орфографии. К примеру, критикуемые составные рифмы - их, футуристов, рук дело:

«Из сел иди, из РОЩ ИДИ К высочайшей лобной плОЩАДИ…» (Игорь Северянин)

и «…Где сосунки НА МЕРИНАХ Имеют НАМЕРЕНЬЯ к бабам…» (Big Black Boots)

Прием многократно повторенной рифмы гласных, в стихосложении называемый ассонансом (созвучие), а в рэпе после выхода второго сольника ШЕFFа узнаваемый как ломаный слог - излюбленная фишка такого же Маяковского: «Лет до 100 РАСТИ нам без СТАРОСТИ. Год от ГОДа РАСТИ нашей БОДРОСТИ…» и то же у Джи Вилкса: «ФонтАН до небес, табло авангарДА По развитию - УганДА, А так - NUMBER ONE…»

Время от времени стихотворение строится на одном лишь созвучии (рифмой как бы не пахнет, но складность строк ощущается), либо же ассонанс смешивается с четкой рифмой: «…Молоды, но уже ветераНЫ, стариКИ, МонсТРЫ музыКИ, осТРЫ на языКИ ПолНЫ отваГИ…» (Лигалайз, "Back together", 2004) и «У - лица. Лица у догов годов резче» (В. Маяковский, 1913)

Российский рэп продолжает начатое футуристами переосмысление рифмы как непременного атрибута поэзии. Игра слов и звуков время от времени просто не поддается описанию: «Мои слова меняют смысл, Меж строк можешь глядеть Местами слизывать моменты считки…» (Sir-J "М.С. М.С.", 2004 г.); «Соло самой значимой личности С профессией эМСи из сборной Рф С 100 Про гарнизона с Бэд Би в унисоне Эл соло…» (Al Solo "Соло самой значимой личности", 2004 г.).

И, на мой взгляд, беспрецедентный пример умения владения рифмой от Big Black Boots: «…Прямо из гортани хип-хоп для тебя прямо в лоб и ты труп, Так, как будто тебя беломором торкнуло. Проволокой пробей в ухе пробку, попробуй просто выговори Хип-хоп не попросту выговор, это приговор, Это мир для фигур крупнокалиберных…».

Постмодернизм - культурное течение 2-ой половины двадцатого века, которое по почти всем канонам также можно практически беспрепятственно отождествить с рэпом. Ритмичность и жёсткость текстов, извечные и насущные проблемы в стихах, которые отражают мрачную сущность мира– всё это присуще двум этим жанрам. Другая идея постмодернистов - уверенность в том, что все умнейшее и вечное уже давным-давно сотворено, и сотворить что-то полностью новое фактически невозможно (а поэтому переделывали на собственный лад стихотворения, к примеру, того же Есенина). Основанная на сэмплах (мелодичных фрагментах) музыка, фольклор, цитаты, а то и целые куплеты и припевы на базе произведений классиков либо песен русских времен обосновывают частичную солидарность рэперов с постмодернистами в этом вопросе. Грубоватость и просторечность произведений не снижают стилизованно-романтического звучания стихотворений Иосифа Бродского, а постоянные акценты и ассонансы дают нам понять общие схемы построения стихотворений как и самого автора, так и рэперов:

Мимо ристалищ, капищ,

Мимо храмов и баров,

Мимо шикарных кладбищ,

Мимо больших базаров,

Мира и горя мимо,

Мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле

Пилигримы.

("Пилигримы") Иосиф Бродский.

Ритмика стиха очень напоминает стиль рэп - исполнителя Файка, множество ассонансов часто смешиваются с неточной рифмой:

Временами

Нами неминуемо на кон, были

Выкинуты карты, но масти не те.

Я не намутил, я не был у дел,

Я не молодел,

Но я не горевал,

Оберегали меня те идеи,

На берегу Невы, седея,

Мне всё по бороде, в игре я крепну,

Как аперитив, всех опередив, мне бы

Перейти на темп быстрее.

("Время")

Но не только одной ритмикой схожи произведения этих двух литературных течений. Философские размышления Евгения Евтушенко о смысле жизни, о вечности, о жизни и смерти так же перекликаются с творчеством некоторых современных авторов:

Разве же можно,

Чтоб все это длилось?

Это какая-то

Несправедливость...

Где и когда это

Сделалось

Модным:

"Живым -

Равнодушье,

Внимание -

Мертвым?"

(Е. Евтушенко «Нежность»)

Это не просто пустые

Заряды,

Я видел, как его рука

Сокрушает преграды!

Выжил, выбрал верную из

Сотни дорог,

Он слышал, я просил... я

Знаю, он помог!

Ангел мой, пойдём со мной

Сквозь тайгу дремучую,

Как метеорит, как луч

Сквозь тучи!

Благослови на путь любой

Как на последний бой,

Благослови меня и тех, кто

Идёт со мной!

(Ант 25/17 «Молитва»)

Итак, одна принципиальная "литературная" изюминка русского рэпа: он вместил в себя все вероятные культурные направления предшествующих веков, в том числе и такие противоречивые, как футуризм (неизменное рвение к новизне) и постмодернизм (обращение к старому). Но самое основное литературное течение, повлиявшее на рэп, на мой взгляд, - это романтизм. Потому, что хип-хоп культура вначале являлась культурой протеста, бунтом. А романтизм - это совсем не любование луной и восхищение цветочками, как почему-то неверно считают почти все, путая его с сентиментализмом. Романтизм - это сначала бунт и борьба, часто выраженные в нарочитом противопоставлении лирического героя окружающему миру. А в рэпе этот бунт приобретает нередко твердый нрав.

Рэп должен быть бунтом, рэп должен быть достойным продолжением наследия бунтарей прошедших веков, таковых как Джорж Байрон, Артюр Рембо, Владимир Маяковский…", - говорит рэпер Алексей "Грюндиг" Перминов в "Манифесте уличного поэта современности".

IV РАЗДЕЛ.

Можно ли считать рэп искусством. Социологический опрос.

Чтобы показать не только свое мнение, но и мнение окружающих, я занялся опросом всё в той же социальной сети «Вконтакте». Опрос был на тему: «Считаете ли вы рэп искусством?» и 4 варианта ответа: «Конечно. Сомневаюсь. Смотря какой. Нет.» (см. Приложение №1)

На данный момент в опросе приняло участие 1285 человек. Результаты опроса подтвердили мои ожидания. Общее мнение распределилось таким образом (см. Приложение №2):

1. Конечно – 55,6% (714 чел.)

2. Сомневаюсь – 6,5% (84 чел.)

3. Смотря какой – 30,8% (396 чел.)

4. Нет – 7,1 (91 чел.)

Из 1285 человек, которые приняли участие в опросе только 839 человек (см. Приложение №3) из России (остальные представители Украины, Белоруссии, Казахстана, Германии и др.):

1. Конечно – 55,4% (465 чел.)

2. Сомневаюсь – 6,3% (53 чел.)

3. Смотря какой – 31,6% (265 чел.)

4. Нет – 6,7% (56 чел.)

Далее мнение лиц, достигших 18 лет, таких участников опроса оказалось 563 (см. Приложение №4):

1. Конечно – 55,4% (312 чел.)

2. Сомневаюсь – 6,2% (35 чел.)

3. Смотря какой – 31,4% (177 чел.)

4. Нет – 6,9% (39 чел.)

Так получилось, что среди всех участников опроса, оказалось только 144 девушки, это очень мало, но следует заметить, что среди девушек мнение распределилось уже немного по другому (см. Приложение №5):

1. Конечно – 41% (59 чел.)

2. Сомневаюсь – 6,9% (10 чел.)

3. Смотря какой – 43,8% (63 чел.)

4. Нет – 8,3% (12 чел.)

Я также обратилась к мнению работников нашего техникума, и только один человек из 30 ответили, что рэп не является искусством.

Но я посчитала, что для исследования общественного мнения опроса недостаточно, и поэтому обратилась к ресурсам Интернету для того, чтобы найти интервью рэперами: «Почему ты стал заниматься рэпом? Что он значит в твоей жизни? И считаешь ли ты это искусством и почему?»

«Привет! Я певец - блогер ( рэп здесь лирический спокойный)- он всегда присутствовать должен в песнях!) Я в 14 лет на сцене пел, теперь видео – клипы ну и рэп- лирика плюс подошла к моей жизни!) Искусство – это талант – а музыка это наша жизнь! Многим нравится рэп, многим нет, у каждой аудитории свой вкус, кого-то можно поставить на верный путь, и он после может сказать спасибо. Нужно делать то, что нравится во-первых тебе, донести это до родителей, друзей и всё. А остальное на данный момент не важно, если это начинает нравится твоим людям – и они рады тебе, то второй шаг это делать для своих людей, своей аудитории. Это жизнь.»

(Денис Белик)

«Долго слушал рэп в детстве. Разных исполнителей. Таких как 2 пак, нотариуса, фифти, эминема. Мне понравилась сама музыка. Построение киков, снэйров. Различные семплы. Из-за сильного желания заниматься этим, я написал текст и из сети скачал минус. Записал на камеру от компьютера. Выложил в интернет. Друзья говорили, что получается, дабы не обидеть. Но это мне дало толчок. И я углубился. Рэп часть моей жизни. Рэп мое искусство. Я считаю, что именно рэп культура проникает до души каждого, кто слушает. Она как библия или другая священная книга.»

(Геворг Gev.O Мартиросян)

«1.Потому что с детства его слушал и всегда был склонен к музыке.

2.В моей жизни он значит очень многое, не дня без него.

3.Да я считаю это искусством благодаря рэпу меняются люди и к каждому треку человек подходит по своему, есть разный рэп и каждый по своему неповторим.» (Алексей SPITE Смирнов.)

«Привет. Все просто. Рэп – это самая легко доступная музыка в плане исполнения. Не обязательно обладать музыкальными навыками, чтоб ее исполнять. Хотя, чтобы это делать круто, понимать музыкальную теорию необходимо »

(Martin Wills)

«Дело в том, что я не занимаюсь рэпом, я пищу стихи. Рэп – это направление в творчестве. В моей жизни он играет не самую главную роль, но кому-то помогает жить и действовать, и это прекрасно!»

(Ваня Пинж Пинженин – поэт из Санкт-Перербурга)

«Искусство все что угодно, что делается красиво, с душой, и знаниями. Можно бухать алкоголь, а можно понимать ароматы, вкус, чувствовать выдержку, или методы производства. Как и можно варить пиво в подвале в перемешку с димедролом, а можно по всем рецептам, с соблюдением всех правил, и добиваясь непревзойденного вкуса. Если я могу найти искусство в алкоголе, что убивает людей, то в рэпе и подавно.»

(Олег Усков, проект ComedoZ.)

«Рэп - это искусство, но не всякий. Чтобы творчество стало искусством, нужно нести какой-то смысл, посыл в каждой песне. Начал заниматься, потому что хотел это делать, читать, петь, я учусь петь до сих пор сам, и неплохо блин выходит. Я делаю то, что мне нравится, и не могу без музыки, не смогу уйти от нее, это моё».

(Артём Lil'Stop Старовойтов, Mancore)

Заключение

Данная работа способна дать наиболее полное представление о современной ритмичной поэзии, о её особенностях и истории возникновения. Проведенное мной исследование выявило, что рэп является одним из самых популярных музыкальных направлений современности, однако остается лишь надеяться, что большая часть представителей хип-хоп общественности знакомо с творчеством Маяковского не только лишь благодаря строкам «Ешь ананасы, рябчиков жуй…», не считает, что Блок – это человек, который пишет тексты для рекламы мобильной связи. В таком случае окажутся не напрасными не только мои старания, да и старания людей, которые не раз подчеркивали неповторимость рэпа как музыкального направления, доказывая, что рэп – не попросту музыка и уж никак не «гарлемские частушки» (распространенное обывательское мировоззрение), а уникальный симбиоз музыки и поэзии.

Проделанная работа значительно расширила мои знания по русской литературе 19-20 веков, и, быть может, кому-то послужит хорошей основой для создания собственных стихов.

Большое спасибо людям, откликнувшимся на мой опрос и мои вопросы.

В нашем современном мире рэп является практически единственным последователем классической поэзии. Теперь я могу уверенно утверждать, что рэп – это искусство.

Список литературы

Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917 — 1930). — 1959. — С. 81—117.

Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л. А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е. П. Проснина]; под ред. В. П. Журавлева.-10-е изд.-М,: Просвещение, 2005.-С. 20-26с.

Шершеневич В. Футуризм без маски: Компилятивная интродукция. М., 1913. С. 60-73.

Интернет Ресурсы:

http://top-hiphop.ru/

http://mavashimisha.ru/

рэп-текст.рф

http://www.literaturoved.ru/

http://vk.com

http://vk.com/goldbattleru

http://vk.com/rap_v_vk

http://ru.wikipedia.org

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/111656/%D0%A6%D0%B5%D0%B7%D1%83%D1%80%D0%B0

youtube.com

http://vk.com/mancore

http://gazgolder.com/

Просмотров работы: 1192