ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Юровских Е.С. 1
1МБОУ "Лицей № 1" г. Шадринска
Юровских О.В. 1
1-
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема «Использование устаревших слов в современной жизни» волнует многих. Язык - живой организм, он сам регулирует набор слов, нужный данному поколению в данное время. Все попытки искусственно изменить язык ни в одной стране ни в какое время не привели к результату. Старые слова ходят, вместе с ними - новые, потом что-то отпадёт, что-то останется, что-то вновь присоединится. Поверьте, что через пять-шесть лет из нашей разговорной речи уйдут слова "гламур", "хайп" и пр., прошлое - некогда популярные "клёво", "вау" и т. д. Язык непрерывно развивается, при этом отдельные слова устаревают и становятся непонятными или малопонятными. [6]

Меня эта тема заинтересовала, поэтому я решил подробнее изучить устаревшие слова.

Цель: выяснить, как часто мы употребляем устаревшие слова в нашей речи.

Для достижения цели были выделены следующиезадачи:

Как часто мы употребляем устаревшие слова;

От кого мы слышим устаревшие слова;

Какие устаревшие слова чаще всего мы употребляем.

Объект исследования: одноклассники, знакомые люди.

Предмет исследования: современная речь.

Гипотеза: устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней Руси.

Методика исследования:

Теоретический анализ литературы.

Анкетирование.

Математико-статистическая обработка данных.

Поисковый.

База исследования: МБОУ «Лицей № 1» г. Шадринска.

Глава I. Теоретическая часть.

Роль устаревших слов в современной речи

У каждого человека есть своя малая родина - то место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих - маленькая деревенька. К сожалению, сейчас эти корни основательно забыты, а ведь это целый культурный «пласт» прошлых поколений. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - цитата великого учёного М.В. Ломоносова актуальна всегда. В последнее время начал пробуждаться интерес к прошлому. Но история неумолима. В наши дни исчезают мелкие населённые пункты, существовавшие порой по 300 ­- 400 лет. Гибнут документы, домашние архивы, устаревшие слова, у которых со временем появилось новое значение. Например: живот - жизнь, живот - часть тела. Или урок - порча, сглаз, урок в школе. Новое поколение знает их под новым значением. Некоторые слова имеют несколько значений. Например: руда - кровь, руда - полезное ископаемое. Это могло произойти из-­за большой численности народностей и их последующего смещения. А вместе со всем этим углубляется разрыв между прошлым и будущим. Проследить этот разрыв необычайно трудно. Нынешнее поколение школьников и их бабушки и дедушки пользуются разной разговорной речью.[7]

. Устаревшие слова в произведениях литературы

Шадринский район  расположен в северо-западной части Курганской области и граничит со Свердловской областью. Район был образован в 1924 году в составе Шадринского округа Уральской области. В 1934 году вошёл в состав вновь образованной Челябинской области, в 1943 году — в состав Курганской области. Численность населения района в последние годы снижается и в 2017 году составила примерно 25600 человек. Основное население района — русские — 91,1 %. Кроме того здесь проживают: татары — 4,2 %, украинцы — 1 %, другие — 3,7 %: белорусы, литовцы, башкиры, казахи и др. Из этого можно предположить, что устаревшие слова, которые использовались и используются на территории Шадринского района, образовались благодаря слиянию и сглаживанию языковых различий, и распространению новых языковых особенностей, которые образовали новые слова.

Диале́кт — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Говор – мельчайшая единица диалекта. Незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Это слова областные или диалектные. Они не входят в состав национального языка, а употребляются только в говорах, и не повсеместно, а лишь на определённой территории. Вот почему все современные языки на разных территориях своего распространения представлены местными диалектами (в наше время – лишь в сельской местности).

Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Подавляющее большинство старых слов входят в активный словарный запас, употребляются нами часто и в силу их постоянного использования в речи старыми не считаются. Более того, они составляют основу современной речи, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно.

Значения старинных слов можно найти в словарях и справочниках.

Авось - как-нибудь, либо, возможно, может быть

Бает - говорит, рассказывает

Балакать - говорить

Батог - палка, которой бьют

Ветошь - тряпки, обрывки тканей для мытья чего-либо

Выдюжить - выдержать, вытерпеть, перенести

Горница - комната

Давеча - недавно, незадолго до момента разговора

Завсегда - всегда, постоянно

Изба - дом из круглых бревен

Кузов - плетеная корзинка

Кулёк - небольшой мешочек или свёрток

Лады! - выражение согласия, одобрения; синоним "Хорошо!"

Не галди! - не шуми!

Недуг - болезнь

Несолоно хлебавши - обмануться в своих ожиданиях, сделать что-то без ожидаемого результата.

Отлынивать - уклоняться от дел

Парит! душно, жарко

Полати - дощатый помост для спанья, устроенный под потолком между печью и противоположной стеной

Почать - начать

Сдюжить - выдержать, вытерпеть, перенести

Седмица - неделя

Сусек - ларь, в котором хранится мука или зерно

Чеплажка - небольшая посуда для жидкости (чашка / плошка, бутыль)

Шибко - очень, слишком

Яства - еда, пища, кушанье

Устаревшие слова часто можно встретить в произведениях литературы. В рамках данного проекта проведено исследование устаревших слов в сказках А.С. Пушкина. В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, долгорукавка, душегрейка. Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению. 

В сказках у Пушкина встречается описание мужской одежды царя Салтана: 
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате 
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Можно встретить и описание женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке, 
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: 
алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош - монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

В стихотворении Ивана Сурикова «Детство» также встречаются устаревшие слова (Приложение 1). Вот отрывок из этого стихотворения.

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

Весь ты перезябнешь, -

Руки не согнешь, -

И домой тихонько,

Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой,

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом;

Только слышишь: воет

Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

Избу освещает

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца.

У любого человека в жизни было детство, полное воспоминаний и мечтаний. Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям автор. Эти строчки написаны немного с грустной интонацией. Кажется, что автор скучает по своему детству, где было уютно в кругу семьи.[8]

Точно описывает разницу между старинными и современными предметами поэт Самуил Яковлевич Маршак в стихотворении «Вчера и сегодня» (Приложение 1). Вот отрывок из стихотворения:

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

— Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, —
И вода бежит рекой…

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Не каждый знает в настоящее время, что такое коромысло. Коромы́сло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины. Коромыслом пользовались наши прабабушки, чтобы сходить за водой.

«Вчера и сегодня» - это поэтический рассказ о том новом, что вошло в быт русских людей. Но Маршак не просто говорит о преимуществе нового перед старым, но и о необходимости приносить людям пользу.

У современной поэтессы Людмилы Никоры есть стихотворение «Притяжение». (Приложение 1)

С годами все сильнее тянет
В тот рай, где старый русский дом.
Полешки там в подтопке шают
И пахнет хлебом и теплом.
Бабуля в штопаном запоне
Хлопочет около шоштка,
Груздянку, видно, ладит ноне,
А давеча была уха.
Дед, притулившись возле печки,
Домашний курит табачок.
Бухтит, что в пять утра на речке
Чебак сам лезет на крючок.
Там летом в лывах весь проулок,
И дожжык матросит с утра.
От аромата свежих булок
Не мудрено сойти с ума.
А если устоится вёдро, -
Бегом до колков – по грибы.
Коль натакашься, полны ведра
Обабков можно там добыть.
Потеряны ключи от рая,
Нет больше крынок и лучин,
И вкус паренок не узнает
Мой сын…

Не каждый, например, знает, что запон – это фартук. А шошток – это чугунная плита у русской печи. Крынка – кувшин из глины. Удивляет в этом стихотворении зауральский говор: бухтит, дожжык, вёдро, натакашься.

Изучив и проанализировав литературный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь.

2. По произведениям литературы можно отследить этот путь.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Описание методов исследования

Используем ли мы сейчас устаревшие слова? Был проведён опрос учеников 6А класса, родителей учеников и знакомых. Опрашиваемые (30 человек) были разделены на три группы: школьники, взрослые люди до 45 лет и взрослые старше 45 лет. Было задано три вопроса.

Какие старинные слова вы употребляете в своей речи?

От кого вы про них узнали?

Знаете ли вы значение слов запон, полешки, лыва?

Данные опроса приведены в таблице 1.

Таблица1
Употребляемость старинных слов с учётом возрастных категорий

 

Какие слова употребляются

Откуда узнали слова

Школьники

Кабы, ёжиться, схорониться, баять, бадог

Родственники, 3 человека – книги

Взрослые до 45 лет

Давеча, лыва, докулью, баять, блажить, веньгать, стибрить, оклематься, возгудать, скукожиться

Родственники, книги

Взрослые от 45 лет

Лопотина, на притчу, доколе, пошто, дожжык, изурочить, аркать, гоношиться, ойёченьки, хоромы, хрушкой, куржак, ни зги не видно, сочни скать, кулёма, окомёлок, голбец, мизгирь

Родственники

По результатам опроса было выявлено, что школьники  практически не употребляют старинные слова, т.к. сейчас модно употреблять западные слова, а старые слова забываются. В основном опрашиваемые слышали эти слова от родственников и стали употреблять их. Но они имеют своеобразное произношение. Поэтому употребляются редко. Есть люди, которые знают слова из книг. Количество употребляемых устаревших слов снижается в зависимости от возраста.

Таблица 2

Уровень знаний значений старинных слов

 

Запон

Полешки

Лыва

Школьники (10чел.)

1%

10%

60%

Взрослые до 45 лет (10 чел.)

45%

80%

100%

Взрослые от 45 лет (10 чел.)

60%

100%

100%

Можно предположить, что следующее поколение совсем перестанут употреблять данные слова, т.к. они не изучаются и произносятся довольно редко. Таким образом, может исчезнуть большой пласт культурной жизни народа.

Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод:

Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Реже узнаются из книг.

В зависимости от возраста употребляемость данных слов снижается.

Многих заинтересовало не только значение устаревших слов, но и то, как выглядят предметы старины, которые мы ни разу не видели в обиходе. В Шадринском краеведческом музее есть небольшая экспозиция на эту тему. Теперь мы знаем как выглядит ухват, люлька и многое другое. (Приложение 2)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы.
Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь. Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение от родителей к детям. Реже узнаются из книг. В зависимости от возраста употребляемость данных слов снижается.

При всем совершенстве ежедневная речь русского человека будет выглядеть скучной без старинных русских слов. Слова из русского прошлого добавляют в речь русского человека краски, эмоции, выразительность, осуществляя незримую духовную связь русского человека со своими историческими корнями.

Привычка использовать эти слова позволит нам сохранить свою русскую душу, обеспечит преемственность поколений и позволит нам, русским, остаться уникальным  народом.

Таким образом, мы опытным путём доказали, что в зависимости от возраста употребляемость устаревших слов снижается, наша речь становится менее разнообразной и менее красочной.

Все поставленные задачи исследования выполнены, цель работы достигнута. Таким образом, гипотеза в ходе исследования нашла свое подтверждение.

Используемые источники

Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1- 4. М.: Русский язык, - 1978 - Т. 1. А-З - 1978. - 699 с.

Шадринская старина: краеведческий альманах. /сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1993. - 132 с.

Мокеев В.М. Шадринск: путеводитель-справочник /В.М. Мокеев. Челябинск, 1986. - 140 с.

Словарь устаревших слов

 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Четвёртое издание под редакцией Шведовой Н.Ю. – М.: Русский язык, 1982. - 816с

http://www.bolshoyvopros.ru

https://infourok.ru

http://stydopedia.ru

https://nsportal.ru

Приложение 1.

Используемые стихи.

И. Суриков «Детство»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнешь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку -
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке...
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

С. Маршак «Вчера и сегодня»

Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.

Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму —
Не нужна я никому?

А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька —
Три-четыре волоска.

Говорю я:- Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.

Пузырёк у вас запаян,
Как зажжёт его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: — Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:
— Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же нет мне дела?

Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:
— Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я — электрическая
Экономическая
Лампа!

Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!

Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?

Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
— Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!

Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило:
— В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.

Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.

У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.

Запятые, точки, строчки —
Бьют кривые молоточки.
Вдруг разъедется машина —
Едет вправо половина…
Что такое? Почему? Ничего я не пойму!

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
— Никто по воду не ходит.
Коромысла не берёт.

Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик,
И вода бежит рекой!

Так сказало коромысло
И на гвоздике повисло.


Л. Никора «Притяжение»

С годами все сильнее тянет
В тот рай, где старый русский дом.
Полешки там в подтопке шают
И пахнет хлебом и теплом.
Бабуля в штопаном запоне
Хлопочет около шоштка,
Груздянку, видно, ладит ноне,
А давеча была уха.
Дед, притулившись возле печки,
Домашний курит табачок.
Бухтит, что в пять утра на речке
Чебак сам лезет на крючок.
Там летом в лывах весь проулок,
И дожжык матросит с утра.
От аромата свежих булок
Не мудрено сойти с ума.
А если устоится вёдро, -
Бегом до колков – по грибы.
Коль натакашься, полны ведра
Обабков можно там добыть.
Потеряны ключи от рая,
Нет больше крынок и лучин,
И вкус паренок не узнает
Мой сын…

Приложение 2.

Фототчёт о посещении краеведческого музея

Зыбка (люлька)

Ухват

Светец

Гармонь и туеса берестяные

Фрагмент горницы

Просмотров работы: 15836