Персонажи русских народных сказок и славянская мифология

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Персонажи русских народных сказок и славянская мифология

Никифорова А.Е. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Селятинская средняя общеобразовательная школа №2
Кравченя Н.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Селятинская средняя общеобразовательная школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С раннего детства мы знакомы с русскими народными сказками, знаем, что Баба Яга и Кощей Бессмертный злые, а Иван обязательно победит темную силу и спасет Василису Прекрасную. Но нам интересно знать, откуда в русских сказках такие необычные герои и такие повороты сюжета?

Я тоже задумалась над этими вопросами и выяснила, что большинство народных сказок берут начало в мифах древних славян.

Цель работы:

Представить языческую славянскую мифологию в качестве основного способа осмысления природного и человеческого мира древних славян и объяснить происхождение самых распространенных сюжетов, любимых героев в народных сказках.

Осуществление поставленной цели возможно только при решении следующих задач:

1.Показать языческую мифологическую систему для понимания мировосприятия древних славян.

2.Ознакомиться и сравнить богов древних славян с фольклорно-этнографическим материалом.

3. Продемонстрировать навыки самостоятельного исследования в работе с художественными произведениями.

Практическая значимость моего проекта в том, что данный материал может быть использован на уроках истории, литературы , во внеурочной деятельности.

Глава I. Представление славян об устройстве мира.

Прежде чем говорить о художественных образах и сюжетах в мифологии восточных славян и русских сказках, необходимо нарисовать мифологическую картину устройства мира такой, как её представляли наши предки. Культ природы определял мироощущения древних славян. Культ наивный, рождённый близостью человека к природе, к земле. Тёмный лес, бурлящий ручей , глубокий колодец, даже отдельное дерево представлялись славянам одушевлёнными.Особенно привлекали их своей мощью старые большие деревья, раскидистые густолиственные дубы. Они чтили глубокие и быстрые реки. Недаром в сказках реки говорят с героями человеческим языком.

Славяне поклонялись огромным камням и горам. Во всех былинах судьба русских богатырей ставилась в таинственную связь с ними. Славянские боги олицетворяли добрые и злые силы природы, её богатство и тайны. Перун- страшный бог грозы, самый главный из богов. Солнце -известное под различными именами ,( Даждьбог, т.е бог, подающий благо, Сварог- от слова "свар"-жар и др.) Велес или Волос - благодетельный бог скота, Мокошь- богиня ткачества и водной стихии. Перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую , для приближения её к человеческому разуму, был свойственен славянскому образу мышления. Поклонение Матери-Земле -яркое этому свидетельство. Славяне верили о существовании загробного мира. Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками-праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного.  Считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли воду различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались славянами леса и рощи, их считали жилищами богов. Славяне думали, что их родословная происходит от богов.  Они верили в потусторонний мир, смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Славяне сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом - допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело.1 Славяне считали, что предки продолжают и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.Древнему славянину казалось, что каждый дом находится под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. Каждое живое существо, которое соприкасалось с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с точностью отмечающей часы и встречающий зарю своим пением, признавался вещей птицей. Ни одно жертвоприношение не обходилось без заклания петуха. Редкая сказка не упоминала о "петушке". Утки и гуси символизировали воду. Бык, взрыхляющий пашню ралом , был олицетворением плодородия. В честь бога Тура (дикого быка) устраивались весенние праздники молодёжи. Конь- гордое стремительное животное представлялось то богом солнца, то с образом конного воина. Лесные звери представлялись оборотнями, враждебными человеку. Волками оборачивались колдуны. В болотах жил багник, в каждой реке- водяной, в лесах- лешие, а в глубине непроходимой пущи -огромный "пущевик", с руками, как сучья, и с зелёными волосами. Десятками заговоров пытался пахарь-славянин отгородиться от враждебной лесной нечести. О своих богах славяне слагали мифы и легенды. Так, например, Сварог научил людей ковать металл. Герои- змееборцы побеждали огромных драконов и впрягали этих чудовищ в плуг. Так характеризуются духовные устремления, мироощущения наших предков.

Глава II.Герои русских народных сказок – языческие персонажи славянских мифов

Глава 2.1. Солнце – первое божество древних славян.

Солнце, месяц и звёзды были первыми божествами древних славян. Обожествление солнца засвидетельствовано многими преданиям. Исчезающие вечером, как бы одолеваемое рукою смерти, оно постоянно, каждое утро снова является во всём блеске и торжественном величии, что и возбудило мысль о солнце как о существе неувядаемом, бессмертном, божественном. Как светило вечно чистое ослепительное в своём сияние, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердным; имя его сделалось синонимом счастья.Солнце постоянно совершает свои обороты: озаряя землю днём, оставляет её ночью во мраке; согревая весною и летом, покидает её во власть холоду в осенние и зимние месяцы. «Где же бывает оно ночью? – спрашивал себя древний человек. – Куда скрываются его животворные лучи в зимнюю половину года?» Фантазия людская творит для него священное жилище, где божество это устраивается после дневных трудов и где скрывает свою благодатную силу зимою. По общеславянским преданиям, благотворное светило дня, красное Солнце, обитает на востоке в стране вечного лета и плодородия, откуда разносятся весною семена по всей земле; там высится его золотой дворец, оттуда выезжает оно поутру на своей светозарной колеснице, запряжённой белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.В русских народных сказках этот герой выступает либо в качестве символа своей связи с человеком, либо для некоторого его обожествления. Так происходит в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Дети, рожденные обычной женщиной, имеют «во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и обладают способностями «расти не по дням, а по часам», исполнять желания, получать волшебным образом необходимое: «По моему прошенью, когда б здесь явилась банька!» В более поздних сказках Солнце – практически человек, правда, обладающий фантастическими способностями, которые использует в бытовых целях. Так, в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» Солнце женится на царской дочке, которая, при случае, жарит на нем яичницу.

Глава 2.2.Волк – сказочный герой – представитель животного мира

В сказках славян чаще всего из зверей действует Волк. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя – Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Вук, а у немцев – Вольф). Считалось, что Волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречён на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. Собственно говоря, этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие христианские времена. Древнейшие наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с Волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, Волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собой волчьи стаи и грозит им дубинкой.

Иногда он подходит к деревне в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем - и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада. В лесу он созывает к себе Волков и каждому определяет его добычу. Кто бы это ни был – овца, корова, свинья, жеребенок или человек – он не избегнет своей участи, как бы ни был осторожен, потому что Волчий пастырь неумолим, как сама Судьба.

Самый известный Волк в русских сказках - герой сказки "Об Иване -царевиче, "Жар-птице" и "Сером волке", ведь только благодаря мудрости Волка Ивану-царевичу удается совершить подвиги и остаться в живых. Знакомство начинается с того, что Волк съедает коня Ивана и предлагает себя в качестве ездового животного: "Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты пеш изнурился; жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?" Иван-царевич сказал Серому Волку, куда ему ехать надобно; и серый волк помчался с ним пуще коня…"
Причем, гибель коня происходит вовсе не по вине Волка - царевич сам избирает тот путь, на котором того ожидала неминуемая гибель: "… В чистом поле стоит столб, а на столбу написаны эти слова: "Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а Конь его жив и здрав останется". Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя Конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем может достать себе другого Коня".
Читая сказку, увлекаясь ее сюжетом, вслед за Иваном-царевичем, отчего-то не удивляешься не только тому, что Волк разговаривает человечьим голосом, но и умению Серого оборачиваться …в королевну Елену: " Серый Волк …ударился о сыру землю - и стал прекрасною королевною Еленою, так что никак и узнать нельзя, чтоб то не она была".2
Во всех делах Волк куда прозорливее Ивана, знает секреты волшебных предметов, да вот толку от его советов не много: царевич все делает по-своему и потому не раз оказывается в трудном положении. Не говоря уж о смерти от рук братьев, Василия и Дмитрия, тут тоже Волк приходит ему на помощь: "Иван-царевич лежал мертв на том месте ровно тридцать дней, и в то время набежал на него Серый Волк и узнал по духу Ивана-царевича. Захотел помочь ему - оживить, да не знал, как это сделать. В то самое время увидел Серый Волк одного ворона и двух воронят, которые летали над трупом и хотели спуститься на землю и наесться мяса Ивана-царевича. Серый Волк спрятался за куст, и как скоро воронята спустились на землю и начали есть тело Ивана-царевича, он выскочил из-за куста, схватил одного вороненка и хотел было разорвать его надвое. Тогда ворон спустился на землю, сел поодаль от Серого Волка и сказал ему: "Ох ты гой еси, Серый Волк! Не трогай моего младого детища; ведь он тебе ничего не сделал". - "Слушай, Ворон Воронович! - молвил серый волк. - Я твоего детища не трону и отпущу здрава и невредима, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевять земель, в тридесятое государство, и принесешь мне мертвой и живой воды". На то Ворон Воронович сказал серому волку: "Я тебе службу эту сослужу, только не тронь ничем моего сына". Сказав эти слова, ворон полетел и скоро скрылся из виду. На третий день ворон прилетел и принес с собой два пузырька: в одном - живая вода, в другом - мертвая, и отдал те пузырьки серому волку. Серый Волк взял пузырьки, разорвал вороненка надвое, спрыснул его мертвою водою - и тот вороненок сросся, спрыснул живою водою - вороненок встрепенулся и полетел. Потом Серый Волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою - его тело срослося, спрыснул живою водою - Иван-царевич встал и промолвил: "Ах, куды как я долго спал!" На то сказал ему Серый Волк: "Да, Иван-царевич, спать бы тебе вечно, кабы не я…"
За съеденного Коня Волк полностью расплатился с царевичем и на прощание сказал ему такие слова: "Ну, Иван-царевич, послужил я тебе довольно верою и правдою. Вот на сем месте разорвал я твоего коня надвое, до этого места и довез тебя. Слезай с меня, с Серого Волка, теперь есть у тебя Конь златогривый, так ты сядь на него и поезжай, куда тебе надобно, а я тебе больше не слуга". В то же время, в сказке «Лиса и Волк», наш герой очень доверчив и откровенно глуп. Волк верит рассказу Лисы о возможности наловить рыбу, используя свой хвост: «куманек опрометью кинулся к проруби удить. Пришел и запустил хвост в воду. Вот сидит, сидит, а клева нет, да и только. И хвост у него так вмерз в прорубь, что и пятерым Волкам не вытащить». Рыбалка не удалась настолько, что пришлось убежать от проруби с оторванным хвостом. Но и после этого Волк верит в байки Лисы и везет ее, здоровехонькую, на себе домой.

2.3.Полувой дух-хозяин поля

С древнейших времён до наших дней самым важным и самым любимым духом русской природы была Мать Сыра Земля. Представлялась она прекрасной женщиной: травы, цветы. кустарники и деревья -её пышные волосы, а холмы и овраги-изгибы тела. Кто не уважал землю -кормилицу , тому не давала она хлеба. Кто сыновним поклоном не привечал её , тому ложилась она на гроб не пухом лёгким, а тяжёлым камнем. Кто не брал с собой в дальний путь горсти родной земли, тому не суждена была встреча с родиной. Мать Сыра Земля улыбалась солнцу и даровала людям невиданные красоты. Она засыпала студёной зимней порой и просыпалась по весне, страдала от засухи, а омытая живительной влагой ,- оживала. И как живая женщина рожала она живых существ. Один из её детей - рано состарившийся и выглядевший куда старше своей вечно юной матери - полевик, охраняющий хлебные поля.3 Видевшие полевого духа описывали его как маленького старичка, чёрного телом, с разноцветными глазами , без одежды, но с волосами и бородой из колосьев и листьев. В отличие от остальных духов природы полевик появляется не ночью. а днём. Живёт в поле весной и летом , во время всхода, роста и созревания хлебов. С началом жатвы наступает для него нелёгкая пора: приходится от острого серпа уворачиваться , прятаться в недожатых полосках. Да ещё следить , чтобы люди начало сева не пропустили, косить начали вовремя, а в знойный полдень не работали. Не соблюдавших этих правила строго наказывал, мог и солнечный удар наслать. В конце жатвы для полевого наступало время почёта и уважения, заслуженного отдыха. В последнем стопе находил он приют. Наряжали сноп в сарафан. С песнями несли его на зиму в житницу, где хранили до нового сева, чтобы , засеяв вытрясенное из этого снопа зерно, умилостивить покровителя полей, дать ему возможность возродиться в новых всходах.

Глава III. Сравнительный анализ мифических и сказочных образов

В представлении восточных славян весь мир создал бог Род. "И вот родил Род небесное царство Правь, потом - царство срединное Явь, а следом - тёмное царство Навь. Из мирового неведомого пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб - Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должен был уходить оно в царство глубинное, призрачное, туда, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил.4 Ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка и вовсе доберётся до Правильного царства, до страны, в которой вот-вот появятся могучие боги и станут править миром. Одно плохо: перемешано всё в мире, и некому наблюдать за порядком, всё подмечать, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато. Тогда кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, - Сварога могучего, вдохнул в него свой всесильный дух и дал ему не одну голову, а целых четыре, чтобы мог он на все четыре стороны света оборачиваться. И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошёл ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая. А потом дальше давай то да сё сварганивать! Ведь имя тому богу было Сварог. Нам знакомо весёлое слово - сварганивать. Его переймут потом люди у богов и будут всегда говорить его, коли захотят сотворить что-нибудь этакое, необычное.5 Потом Сварог и Черный Змей (Чернобог) поделили землю, пропахали межу. Справа осталось Правильное царство - небесная синяя Сварга, слева - подземное царство Нави, а в срединном мире Яви Межа посередь мира легла.

"Удивительная речка потекла по Меже, отдели мир темный и мертвый от мира живого, явного. Сама по себе родилась эта речка смрадная, и назвалась та речка Смородиной. В речке Смородине слезы с кровью перемешаны, волны там одни ледяные - холодные, а другие кипучие - огненные, оттого и шипит, и паром пышет речка Смородина. Отделяет она живых от мертвых, и даже бессмертные боги боятся переходить ту речку, а уж у смертного и вовсе ни переехать её, ни переплыть никакой не будет возможности. Лишь волшебный Калинов мост через речку ту перекинут, по нему умершие люди в мир подземный будут шествовать, но пока об этом еще никто не догадывается. В сказке "Царевна Лягушка" "Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть"6

Василиса Премудрая, она же Василиса Прекрасная, в русских сказках - это не кто иной, как богиня жизни Жива, дочь Сварога и Лады в славянской мифологии: "И вот, когда пришел положенный срок, у Лады-матушки родились три прекрасные дочери: сначала светловолосая и веселая Леля, богиня весны и чистой девической любви. А потом еще две сестры - солнечноокая красавица Жива, животворящая богиня жизни, и холодная Мара-Морена, богиня холода и смерти. Взяла себе Жива силу живой воды, а Морена обрела силу мертвой воды".

В мифе: Привязали птице Гамаюн боги бочку под крылья, чтобы набрала в Ирии вещая птица священной сурьи, и наказали ещё, чтобы в клюве принесла она с Рипейских гор живой воды. И ответили ему братья Сварожичи:

Молвил Перун, полной грудью вздохнув: "Как же долго я спал во Сырой Земле! "И ответили ему братья Сварожичи: "Спать бы тебе, Перун, вечным сном, если б не пришли на выручку". В сказке о Василисе Премудрой есть такой сюжет, когда обернулась Василиса Премудрая белой лебедью и упорхнула в окно. Подобное встречается и в мифе: ":Лебёдушкой белоснежною сей же час вспорхнула Жива на небо, замахала сильными крыльями и полетела . Практически тоже самое рассказывается и в мифе:

"И те косточки, что остались от трапезы богиня Жива складывала, и кружилась в танце Жива Свароговна: одной ручкой махнет - встанут лес и река, другой ручкой махнет - летят птицы под облака".

В мифологии есть легенда о том, как Морена похитила Даждьбога и приковала к острым Хвангурским скалам, а Жива отправилаь его спасать. "Лебедушкой белоснежною сей же час вспорхнула Жива на небо, замахала сильными крыльями. Но внезапно небо и воды заморочили помощницы Морены - мары. И с пути лебедь белая сбилась, снова в девицу обернулась, пешком двинулась по острым камням. Истоптала три пары железных сапог, истерла три железных посоха, в кровь изранила руки и ноги, но пришла наконец к горе Хвангуре, к обиталищу земному Кащея - бога зла".

Вспомним , как часто этот сложный путь проходят самые разные герои, чтобы добраться до царства Кощея Бессмертного и освободить любимого или любимую. В сказке также сказано: "Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного"

Глава 3.1.Кощей Бессмертный – самый могущественный персонаж русских сказок.

Кощей Бессмертный - это герой мифологический, сын Чернобога: "В Кощном царстве царил другой сын Черного Змея - братец Горына Кощей Чернобогович. Этот Кощей жил в образе человеческом, но столько ненависти и жадности было в том человекообразном злодее, что хватило бы с лихвой на всю Вселенную". Кощей Бессмертный - не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость»; глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода.7 Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Глава 3.2 Змей Горыныч – мифический представитель тёмных сил

В мифологии о Змее Горыныче сказано: "Был у Чернобога еще один сын, Горын Змеевич, перенявший у отца своего всю его змеиную природу, живучесть и многоголовость. Жил Горын в пещере под Черной горой - от слова "гора" он горыном и прозывался. Впрочем, мог этот змей изрыгать изо рта пламя, так что Горыном его звали еще и потому, что в его пасти что-то горело. Было у Горынича то ли три головы, то ли шесть, то ли девять: люди, которые его видели, иногда от страха со счету сбивались и не могли точно ответить, сколько же именно было голов у этого змея,- может, и все двенадцать.. В русских народных сказках – это все еще злой, но уже не такой сильный герой. Так, в сказке «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» сказитель рисует нам страшное «о трех головах и семи хвостах», с «медными когтями», чудище, наводящее ужас на все живое. Но находится смелый Добрыня, отважившийся сразиться со Змеем. Змей Горыныч, чувствуя равного себе соперника, прибегает к хитрости и просит перемирия.8 Добрыня – добрая душа, верит и отпускает губителя русских душ. После того, как обман был вскрыт, Добрыня Никитич беспощадно истребляет нечисть и спасает русских людей.

Глава 3.3 .Баба Яга – древнейший персонаж славянской мифологии.

Самый популярный сказочный персонаж русских народных сказок, это, конечно же, Баба Яга. Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Она обладает еще и исключительной богатырской силой, несмотря на свою внешнюю немощь. Оказывается, в языческие времена считалось, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плакал, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся. Именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.

Заключение

Работа по сопоставлению русских сказок со славянскими мифами очень увлекла меня. И чем я больше сравнивала и вчитывалась, тем чаще задавалась вопросом: а сказки ли рассказывали нам в детстве, может быть, это были просто славянские мифы? В итоге я пришла к выводу , что большинство образов русских народных волшебных сказок взято из славянской мифологии. Основа сюжетов народных волшебных сказок - мифология. В процессе "жизни" сюжеты варьировались, видоизменялись, т.к. человек искал своё место в мире добра и зла, учился жить. Рядом с мифологическими образами появляются образы людей. Философию жизни человек заключал в сказки, где "правда ложь, да в ней намёк". Во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом. Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Обращаясь к сказкам, славянской мифологии , мы находим единение народа , силу его памяти. Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства. Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

Список литературы

1.Дети Сварога (древнейшие мифы восточных славян) / Консультанты А.Л.Цеханович, Е.В.Миронов. - М.: Проект-Ф, 2008.

2.В. Калашников. Славянская мифология.Москва,2005

3.Русские народные сказки: . "Царевна - лягушка", "Два Ивана - солдатских сына" "Василиса Премудрая"

4.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

5.Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

6.Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

7.Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

Приложение

Баба-Яга

Змей Горыныч

Кощей Бессмертный

1Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

2Русские народные сказки: . "Царевна - лягушка", "Два Ивана - солдатских сына" "Василиса Премудрая"

3В. Калашников. Славянская мифология.Москва,2005

4Дети Сварога (древнейшие мифы восточных славян) / Консультанты А.Л.Цеханович, Е.В.Миронов. - М.: Проект-Ф, 2008.

5Дети Сварога (древнейшие мифы восточных славян) / Консультанты А.Л.Цеханович, Е.В.Миронов. - М.: Проект-Ф, 2008.

6 Русские народные сказки: . "Царевна - лягушка", "Два Ивана - солдатских сына" "Василиса Премудрая"

7Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

Просмотров работы: 5665