Интересно о Словарном слове

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интересно о Словарном слове

Пелипенко Ю.С. 1
1МБУ Лицей № 60
Скрябина Т.П. 1
1МБУ Лицей №60
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В школе на уроках русского языка мы узнаем много новых слов. Слова называют предметы, явления, признаки, действия. Весь мир отражается в словарном составе языка. Русский язык самый богатый по запасу слов. Правописание большинства слов можно объяснить правилом, например, безударная гласная в корне слова, непроизносимые согласные, парные согласные в середине или конце слова, разделительный твердый и мягкий знак. Но есть также и слова, правописание которых нельзя проверить правилом. Это словарные слова. Написание таких слов надо запоминать. Но как же их запомнить, и не делать ошибки в написании?

Актуальность

Правописание словарных слов вызывает много трудностей не только y школьников, но и y взрослых. Мне нравится изучать русский язык в школе. Когда знаешь орфографические правила, и умеешь их применять при написании слов, то совсем нетрудно писать правильно и грамотно. Но есть слова, которые нельзя проверить, и их приходится запоминать. Таких слов в русском языке не мало. Мне не всегда легко дается запоминание таких слов. Мне стало интересно, а как проще запомнить словарные слова.

Гипотеза

Улучшится ли качество написания словарных слов, если использовать разные техники.

Цель

Разнообразить и сделать интереснее и проще процесс запоминания словарных слов.

Задачи

Узнать, что такое словарное слово

Познакомиться со способами запоминания словарных слов.

Найти интересные способы запоминания словарных слов.

Провести эксперимент в школе среди одноклассников, используя нестандартные техники запоминания словарных слов.

Создать лэпбук о словарных словах.

Изучая материал для своего проекта, я понял, что информации по нестандартным способам изучения словарных слов не так много. Поэтому, опираясь на теоретические данные, я решил их систематизировать и найти им практическое применение. В своей работе я использовал учебные пособия, словари, тренажеры для запоминания словарных слов. Об истории образования словарных я узнал из «Поэтической истории азбуки с азами церковнославянской азбуки» Саблиной Н. П. Для написания теоретической части моего проекта я использовал учебные пособия и научные работы. Очень понятно и доступно про принцип мнемотехники изложено в учебном пособии Беленькой Т.Б. «Мнемотехника для начальной школы. Тренируем память». Про изографы я узнал из работы Братченко А.Ф. Сербина Л.Ф. Изографы. Для изучения метода ассоциаций я выбрал книгу Агафонова В.В. «Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик». В этой книге приведены очень интересные ассоциативные стихотворения о словарных словах и изложена суть этого метода. Для практической части я использовал словари, тренажеры словарных слов, учебник русского языка. Придумывать картинки к словарным словам мне помогали материалы из красочного пособия «Словарные слова в картинках» под ред. Анашина Н.Д.

2. Основное содержание

2.1. Что такое словарное слово

Словарные слова русского языка — это такие слова, правописание которых не подчиняется целиком или частично под правила русского языка. Эти слова невозможно проверить. Поэтому их приходится попросту заучивать. Кроме того, чтобы не забыть то, что уже выучено, следует время от времени их повторять. Словарные слова появляются на уроках русского языка уже в первом классе. Сначала самые простые, например, собака, ученик, язык [14]. И с каждым новым учебным годом количество слов увеличивается и усложняется. Например, понедельник, петрушка, компьютер [5].

2.2. История словарных слов

Русский язык, как и любой другой, имеет свою историю. Со временем в языке появляются новые слова, а некоторые уходят из употребления и поэтому теряется связь между родственными словами, которые некогда были проверочными. Так появляются словарные слова. Зная историю своего языка, можно объяснить написание многих слов. Например, с первого класса мы заучиваем, что «жи, ши» пиши с буквой «и». Оказывается, раньше буквы «ж» и «ш» обозначали мягкие согласные звуки и соответственно писались с гласными переднего ряда, в данном случае «и» [12]. Знать историю своего языка – это здорово, но на такие исследования уходит много времени, а учить словарные слова надо регулярно, поэтому приходится их просто запоминать.

2.3. Классические способы запоминания словарных слов

Обычно в школе знакомятся с новыми словарными словами по следующей схеме:

1. Чтение словарного слова

2. Объяснение значения слова.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик [7].

2.4. Игровые способы запоминания словарных слов

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными — это мертвый груз. Существует много способов запоминания слов, и в своем проекте я хотел бы остановиться на более эффективных, которые не только разнообразят урок, внесут элементы игры, а также сделают процесс запоминания словарных слов более интересным и привлекательным.

2.4.1. Ассоциации

К словарному слову, которое нужно запомнить, необходимо добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква находится в сильной позиции [11].

Например, слово ВОРОТА. Нужно запомнить букву О.

Придумываем ассоциации: слова ГОЛ и ВОЛК. ВОЛК-забивака — это символ олимпиады 2018. ГОЛ забивают мячом в ворота. Представляем эту картину: волк забивает мячом гол в футбольные ворота. Акцентируем здесь внимание на том, что слова «гОл» и «вОлк» подсказывает нам нужную букву, так как в этих словах она находится в сильной позиции (приложение 1 рис. 2.1).

2.4.2. Мнемосистемные "связи"

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей". Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Ребенок представляет слово, которое необходимо запомнить, как картинку. И когда он в своем воображении соединяет несколько слов, представляя их уже конкретными образами, то мозг запоминает все эти слова вместе. И если вспоминается одно слово, то мозг вспоминает и остальные слова, которые он запомнил вместе с данным словом [3]. Данный способ заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться",

Словарные слова: ПОГОДА, ДОРОГА, ОГОРОД, ОВОЩИ, ГОРОХ, МОРКОВЬ, ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, РАСТЕНИЕ, КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ, можно оживить в целом рассказе.

Например:

Стояла солнечная погода. Светило солнышко. По знакомой дороге мы приехали на огород. Мы посадили овощи. (Семена всех овощей напоминают букву «О».) Горох (рисуем горошины), морковь, огурец, помидор. Но у нас выросли и "неправильные" растения, у них семена напоминают букву «О», а вырастает буква А. Это - капуста, картофель (приложение 1 рис. 2.2).

2.4.3. Наглядно-образный способ запоминания

Суть этого способа состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Не секрет, что все дети любят рисовать. Для начала необходимо выяснить, понятен ли смысл слова детям. Затем отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании. Записать слово печатными буквами. Сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова [2]. Например:

Шофер – это человек, который сидит за рулем автомобиля. Соответственно разрисовываем букву «О» как руль (приложение 1 рис. 2.3).

Шоссе – это дорога, по которой мчатся автомобили. А без колес машина не поедет. Разрисовываем букву «О» как колесо машины. На шоссе обязательно должна быть разметка. Двойная прерывистая линия дорожной разметки обозначает границы полос движения. Маскируем удвоенную «СС» под двойную прерывистую (приложение 1 рис. 2.4).

А какой же хоккей без хоккеистов и клюшек? (приложение 1 рис. 2.5)

2.4.4. Изографы-помощники

Изографы – это картинки, на которых слово зашифровано буквами. Этот способ предполагает, что из всех букв слова составляется его образ, т. е. мы рисуем предмет буквами, из которых состоит слово [4].

На картинке-изографе «трактор» у трактора вместо колес гусеницы. Гусеницу изображаем буквой «О», что автоматически исключает букву «А» (приложение 1 рис. 2.6).

2.5. Исследование

На уроках русского языка мы часто пишем словарные диктанты. Часто я допускаю ошибки в написании словарных слов. Я узнал от своих одноклассников, что у многих ребят тоже есть трудности с запоминанием словарных слов. Я решил проверить, изменится ли грамотность, если запоминать словарные слова при помощи нестандартных методов запоминания. Моя учительница, Татьяна Павловна, помогла мне провести этот эксперимент. На уроке я рассказал ребятам о различных интересных методах запоминания словарных слов (приложение 1 рис. 2.7) и предложил поучаствовать в эксперименте. Многие ребята поддержали меня. Таким образом, класс поделился на две группы: в первой ребята учили словарные слова обычном способом, во второй – игровыми методами. До эксперимента по итогам предыдущих словарных диктантов, большая часть ребят из класса допускали ошибки в написании словарных слов. В течение месяца в рамках эксперимента мы работали над запоминанием словарных слов нестандартными методами и делились впечатлениями с ребятами. После эксперимента был проведен контрольный словарный диктант, который писали 25 человек. 12 из писавших ребят учили словарные слова обычными способами, 13 человек – нестандартными методами. Словарный диктант состоял из 15 слов. Из ребят, которые не участвовали в эксперименте, без ошибок словарный диктант написали 4 ученика, одну ошибку допустили 5 учеников, 2 и более ошибки сделали 3 ученика. Ребята, принимавшие участие в эксперименте, показали более успешные результаты: ни одной ошибки - 9 учеников, 1 ошибка – 4 ученика (приложение 1 рис. 2.8).

Я провел опрос среди одноклассников с целью выяснить, какие способы ребятам понравились больше всего (приложение 2). Опрос показал, что больше всего ребятам понравились те способы запоминания, где можно было рисовать, разрисовывать буквы или составлять из букв картинку (приложение 1 рис. 2.9). Ученики, которым больше пришлись по душе способ «мнемосистемные связи» и «ассоциации», очень любили сочинять и рассказывать истории. Каждый нашел для себя подходящий именно ему способ запоминания словарных слов.

После проделанной работы мне захотелось систематизировать все методы интересным и наглядным способом. Я решил сделать лэпбук на тему «Способы запоминания словарных слов». Как-то на уроке русского языка моя учительница, Татьяна Павловна, рассказала нам про лэпбук.  Меня очень заинтересовала это самодельная папка-раскладушка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок. А самое главное, что весь материал подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр (приложение 1 рис. 2.10). Особенно мне понравилось придумывать разные кармашки, прятать слова в окошечках и разрисовывать буквы (приложение 1 рис. 2.11). У меня много друзей в начальных классах, и я с удовольствием рассказывал ребятам из других классов, как интересно учить словарные слова. И мой лэпбук очень мне в этом помогал (приложение 1 рис. 2.12).

3. Заключение

В результате нашего исследования я пришел к следующим выводам:

Нестандартные методы запоминания повышают интерес детей к изучению русского языка.

Наглядно-образные способы запоминания словарных слов способствуют более качественному запоминанию словарных слов.

Ребята, которые запоминали словарные слова нестандартными способами, допускали меньше ошибок в словарных диктантах.

После проведенного эксперимента ребята показывают более успешные результаты в написании словарных диктантов. Запоминание словарных слов превратилось из скучного заучивания в увлекательное занятие, так как каждый ученик открыл для себя подходящий именно ему способ запоминания словарных слов.

4. Список использованных источников

Агафонов В.В. Неправильные правила Ассоциативный орфографический словарик – 2-е изд. – М.: Ювента, 2007 - 63 с.

Алексеев Ф.П. Словарные слова в картинках с правилами – М.: Издательство АСТ, 2017 – 96 с.

Беленькая Т.Б. Мнемотехника для начальной школы. Тренируем

память: Учебное пособие / Т.Б. Беленькая – Москва: Феникс, 2014. – 39 с.

Братченко А.Ф. Сербина Л.Ф. Изографы - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - 140 с.

Канакина, В.П. Горецкий, В.Г. Русский язык. 3класс. Учебник. В 2 ч.Ч.1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2016 - 159 с.

Козаренко В.А. Все о способах запоминания / В.А. Козаренко. –

М.: Издание, 2015. – 219 с.

Кужанкулова Г. Р., Боязитова Р. Н., Ерёмина Н. А. Словарная работа по русскому языку в начальных классах // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 883-885.

Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах

– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 345 стр.

Львов М.В. Правописание в начальных класса –

М.: Просвещение, 2014. – 236 с.

Любич В.А. Мнемотехника как система запоминания новых слов

на уроках русского языка в школе / В.А. Любич, //– Москва: Русский язык в школе. – 2015. –№8. – С.13-18

Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций/ А. Погодина // Начальная школа. - 2010. - № 13. – С. 48

Саблина Н. П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской азбуки – М.: Благотворительный фонд «Покров», 2013 – 192 с.

Словарные слова в картинках под ред. Анашина Н.Д. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 47 с.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова. 1-2 классы –М.: АСТ, 2018 – 96 с.

Ушакова О.Д. Словарные слова Справочник школьника – СПб: Литера, 2005 -96 с.

Приложение 1

2.4. Игровые способы запоминания слов

2.4.1. Ассоциации

Рисунок 2.1. Волк забивает гол

2.4.2. Мнемосистемные "связи"

Рисунок 2.2 Словарные слова на тему «растения»

О А

2.4.3. Наглядно-образный способ запоминания

Рисунок 2.3 Шофер

ШФ Ё Р

Рисунок 2.4 Шоссе

С С

ШС С Е

С С

Р исунок 2.5 Хоккей

ХО Е Й

2.4.4. Изографы-помощники

Р исунок 2.6 Изограф «Трактор»

2.5. Исследования

Р исунок 2.7 Учить словарные слова интересно

Рисунок 2.8 Результаты словарного диктанта после эксперимента

Рисунок 2.9 Данные анкетирования

Р исунок 2.10 Лэпбук

Рисунок 2.11 Как я делал лэпбук

Рисунок 2.12 Мой помощник – лэпбук

Приложение 2

Анкеты

Просмотров работы: 410