Нравственные уроки Велесовой книги

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нравственные уроки Велесовой книги

Матросова М.С. 1Власов М.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ.П.П. ЕДУНОВА
Алексеева Л.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ.П.П.ЕДУНОВА
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время, по-моему, только половина русских людей хранит память своего народа, но если мы будем помнить, то мы станем лучше. Мы должны помнить своих предков, помнить историю своего народа, потому что без прошлого нет настоящего и нет будущего.

В центре внимания данного исследования оказалась русская мифология: ее история, ее современное состояние. Работа над этим проектом на одном из уроков литературы в начале учебного года: когда мы знакомились с устным народным творчеством, мы должны были попытаться собрать то, что осталось в наших семьях из фольклорного наследия: песня, сказка, частушки, но оказалось, что наши родственники знают искусство XX века, то есть советское искусство, но лишь немногие смогли сказать, что знают, что такое русский фольклор и мифология, и тогда мы решили познакомиться с нашей русской культурой более подробно.

Проблема исследованиязаключается в разрешении ряда противоречий, возникающих при восприятии и осмыслении нашими сверстниками русских народных традиций.

Цель исследования: обосновать необходимость и эффективность изучения и пропаганды русской культуры.

Объект исследования: учащиеся Новощаповской школы разного возраста.

Субъект исследования: «Велесова книга» и русский фольклор.

В процессе исследования была предложена следующая гипотеза: сейчас люди, как ив прошлом, празднуют, веселятся вместе, но вот все-таки сейчас люди не так дружны, не так близки, как тогда, потому что нас не объединяют единые традиции, даже такие, как единообразие отмечать тот или иной праздник.

На первом этапе было дано теоретическое обоснование проблемы, изучены связанные с ней труды, сбор информации.

Второй этап включал проведение анкетирования учащихся 1-11 классах школы и практическое воплощение проектного замысла: изготовление дощечек Велесовой книги и создание фольклорного ансамбля «Зоренька».

На третьем этапе осуществлялась систематизация и обобщение полученных данных.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава I. Памятник рунической славянской письменности: «Велесова книга»

Мы хотим вам рассказать о Велесовой книге. Велесова книга имеет много названий: Ве́лесова книга, Влесова книга, Книга Велеса, Влес книга, Влескнига, Дощечки Изенбека, Дощьки Изенбека. В нашей стране началось все в 1959 году. Именно в этом году один из зарубежных исследователей «Велесовой книги» Сергей Лесной (Парамонов) прислал в Комитетов славистов СССР фотографию одной из дощечек «Книги» (дощечка 16, сторона А) [2] .

Письменный текст Велесовой книги впервые был опубликован в 1950-е годы русскими эмигрантами Ю.П. Миролюбовым и А.А. Куренковым в Сан-Франциско. Согласно рассказам Юрия Петровича Миролюбова текст Велесовой книги списан им с утерянных во время войны деревянных дощечек. Книга содержит предания, молитвы, легенды и рассказы о древней славянской истории примерно с 7 века до н.э. до 9 века нашей эры.

Существуют две версии ученых о Велесовой книге. Одни считают, что Велесова книга - это фальсификация, а другие уверены в ее подлинности.

Академическая наука считает Велесову книгу поддельной и созданной в новейшее время автором, не имевшим представления о славянском языкознании:

Л.П. Жуковская связала подделку с именем собирателя и фальсификатора славянских древностей А.И.Сулакадзева, жившего в начале 19-ого века.

О.В.Творогов предположил, что текст Велесовой книги был подделан самим Ю.П. Миролюбовым в 1950-х годах в целях подтверждения его научных теорий.[1]

Типичное для защитников Велесовой книги мнение заключается в следующем: это совершено не изученный и лишь на ¾ недавно опубликованный источник - по всей видимости, летопись языческих русских жрецов, начинающаяся событиями задолго до нашей эры и доведенная до Аскольда и Дира, но не захватившая вовсе Олега. Все сведения об истории текста до момента публикации исходят от эмигранта, автора художественных произведений и любительских сочинений по славянскому фольклору Ю. П. Миролюбова. Согласно его рассказам в 1919г., во время Гражданской войны, офицер Белой Армии полковник Али (Федор Артурович) Изенбек оказался в опустошённом имении близ Харькова. В разгромленной библиотеке он увидел валявшиеся на полу дощечки, исписанные не понятными ему, но как будто древнеславянскими буквами. Он, будучи участником археологических экспедиций в Средней Азии, почувствовал, что дощечки могут иметь историческую ценность, приказал своему вестовому собрать их в мешок. Ему удалось не только вывезти их при эвакуации из Крыма, но и сохранить.

В 1925 году Изенбек поселился в Брюсселе, где о табличках узнал Миролюбов, который и занялся их изучением. Изенбек ревниво относился к дощечкам, не позволял выносить их из своего помещения и отклонил предложение профессора брюссельского университета Экка об их изучении. Миролюбов пытался реставрировать дощечки, переписывать их, расшифровывать и фотографировать. Ему удалось переписать большую часть и сохранить достаточно чёткое изображение одной из табличек и ещё несколько (до шести) менее чётких. В августе 1941 года Изенбек умирает, и таблички бесследно исчезают.[4]

Что же представляет из себя эта книга?

«Влесова Книга» была написана на деревянных дощечках, которые имели отверстия для скрепления ремнём. Как отмечает в своих воспоминаниях её первый исследователь Ю.П. Миролюбов в письме С. Лесному в 1957 г.: «Дощечки были приблизительно одинакового размера, тридцать восемь на двадцать два см, толщиной в полсантиметра. Поверхность была исцарапана от долгого хранения. Местами они были совершенно испорчены какими-то пятнами, местами покоробились, надулись, точно отсырели. Лак, их покрывавший, или же масло, поотстало, сошло. Под ними была древесина тёмного цвета. Края были отрезаны неровно. Похоже, что их резали ножом, а никак не пилой. Размер одних был больше, других - меньше, так что ”дощьки” прилегали друг к другу неровно. Поверхность, вероятно, была тоже скоблена перед писанием, была неровна, с углублениями. Текст был написан или нацарапан шилом, а затем натёрт чем-то бурым, потемневшим от времени, после чего покрыт лаком или маслом. …Каждый раз для строк была проведена линия, довольно неровная. Текст был писан под этой линией… На другой стороне текст был как бы продолжением предыдущего, так что надо было переворачивать связку “дощек”, как в листах отрывного календаря. В иных местах, наоборот, это было, как если бы каждая сторона была страницей в книге. На полях некоторых “дощек” были изображения головы быка, на других - солнца, на третьих – разных животных, может быть, лисы, собаки или же овцы. Трудно было разбирать эти фигуры…Буквы были не все одинаковой величины. Были строки мелкие, а были крупные. Видно, что не один человек их писал. Некоторые из ”дощек” потрескались от времени, другие потрухлявились, и я их склеивал при помощи селикатного лака…”[1]

Нас заинтересовала данная информация, и мы решили воспроизвести дощечки Влескниги. На уроках технологии с нашим учителем мы делали эти дощечки: сначала распилили по необходимому размеру дощечки, их 8, так как в нашем классе восемь мальчиков, то есть каждый ученик делал свою дощечку, а затем писали слова и обрабатывали по старинному и современному рецепту (приложение № 1). Каждая дощечка содержит слова, значения которых важно знать каждому образованному человеку, разговаривающему на русском языке. Для того чтобы всем было понятно, что из себя представляет Велесова книга, мы подготовили презентацию (приложение № 2), с которой познакомили учеников 5 класса, а затем и заинтересовавшихся учеников школы. Какие же 8 дощечек мы выбрали?

Влескнига

Название книги содержит слово ВЛЕС. Кто же это?

ВЛЕС или Волос – бог, давший письменность, научивший пахать и сеять, покровитель скота, что было в древности главным богатством, покровитель музыки.

2. Дощечка 1

К чему нам помнить древние доблестные времена, идя куда – невесть. А так вот смотрим вспять и говорим, что вот, стыдимся мы Нави-Прави-Яви знать и все вокруг ведать и понимать.

Вот, Даждьбог сотворил нам то и это – все, что существует.

Первая дощечка заинтересовала нас словами Навь – Правь - Явь и Даждьбог.

Навь – “неявное”, “непроявленное” (Тонкий мир,”Тот свет”) - одна из трех составных частей свет. Правь - “Правящее”, ”Управляющее”, ”То, что правит” (Огненный мир)- одна из трех составных частей мира. Правь невидима, в отличие от Нави, которая бывает иногда видима.

Явь, ”явное”, ”Проявленное” (физическое, то, что здесь, в этом мире ”этот свет”) - одна из составных частей мира.

Даждьбог - Бог солнца, буквально Дающий Бог; Бог-Творец. Даждьбог называется Отцом Русов, в смысле”Праотец”в этом же тексте(дощ.23)они называются и сынами Перуна, поскольку и тот-аспект(проявление) Сварога. В текстах дощечек Влескниги Русы - Даждьбожи (Даждьбоговы) внуки. Называя Русов Даждьбожими внуками, имеется в виду,что Праотцы Русов были дети Его. Приводимая в Ипатьевской летописи фраза: ”Солнце Царь, сын Сварогов, еже есть Даждьбог”,-хотя может быть понято и так,что Сварог есть Даждьбог (“сын Сварога, который есть Даждьбог”), а также “Солнце Царь есть Даждьбог”.

3. Дощечка 3 а

Влеса молим мы, нашего Отца, чтоб двинулся по небу Конник Суражий, и чтоб взошел над нами Сурье сказать колеса золотые вращать.

На дощечке 3а нас нам было непонятным словосочетание Конник Суражий - оказывается, Сурья - Солнце, Божество Солнца, суражий – солнечный, прекрасный.

4. Дощечка 8

От утра и до утра видим мы, как иное дурное делается на Руси, и ждем, что настанет доброе, а ведь не настанет оно иначе, если силу свою не сплотим и не возьмем цель единую в мысли наши.

5. Дощечка 11 а

Вот, примитесь, первое, Триглаву поклонитесь. Восхваляем и Сварога. Да и Богу Перуну и Богу Святовиду славу речем мы

На дощечке 11-а слова следующие:

Триглава - Неразделимая Троица:

Сварог - Отец Небесный, бог- олицетворение Неба- Сварги.

Сварог сам не являлся, только Его Заместители (Сварожичи).По старинным народным повериям, сохранившимся ещё в начале 20 века, любимое блюдо Сварога - творог. Творожная пасха приготовлялась на Велик день и на дни поминовения Праотцов.

2. Перун – Божество битвы и борения. Перун назван “Губителем врагов”.

3. Святовид- аспект Сварога как Бога Света.

Речем - говорим, восхваляем.

6. Дощечка 22

Еще ведь рассказывают о том, как квасура была от Богов получена, тайна, как приготовить сурину. А это ведь жажды утоление, которое бывает на Радогощ, чтобы о Богах нам радоваться и плясать.

Квасура-напиток. Сурина - напиток, приготовляемый из ячменя сбраживанием на Солнце, и использовавшийся в ритуальных целях.

Радогощ - обряд, Божество радости гостям, гостеприимство. Радогощ-“Хозяин, радующий гостей.”

7. Дощечка 37а

Как идут четыре конца Света, оттуда и праздники идут к нам. И они суть: Праздник первый Коляда, и второй-Ярь, Красные Горы, и Овсени Великие и Малые.

Коляда- Божество Годового цикла – Кола (колесо, круг), изображавшееся фигурой с колесом в руке, ежегодный праздник годового цикла, который после христианизации был совмещен с Рождеством, тогда как в древности празднование Коляды (Новогодия) совершалось 1 сентября, а еще раньше год начинался весной, в марте.

Красные Горы - весенний праздник, позже, после христианизации, был совмещен с Пасхой, другие названия - Красная Горка ,Велик День. Яров день - праздник начала Весны, Весеннего Солнца, видимо, в день весеннего солнцестояния-22марта.

Овсени, Овсень - Божество сбора урожая; праздник после сбора урожая.

8. Дощечка 38а

И сказали Ирею отцы: «Веди нас отсюда». И пошли они с Кием, Щеком и Хоривом, темя сынами Ирея, другую землю глядеть. И с того начался род Славян – и до нынешнего дня.

Кий - имя князя - основателя Киева. Щек и Хорив – легендарные братья Кия, о которых идет речь в «Повести временных лет» - памятнике русской литературы 11 века

На мой взгляд, все в этой книге говорит о важности все делать сообща, а главное уметь радоваться каждому дню и уметь трудиться и праздновать. Удивительно, что в древней Руси было всего четыре основных праздника, но как много можно узнать о традициях празднования того или иного праздника.

Мы решили узнать, как отмечают праздники сегодня, проведя следующий опрос:

Что значит для вас праздник?

Есть в вашей семье праздничные традиции?

Были опрошены 85 человек разного возраста. Результаты опроса представлены в таблице:

Вопрос

Мальчики

Девочки

Что значит для вас праздник?

60 % - ждут и готовятся к празднику

25 % - равнодушны

15 % - не ждут

62 % - ждут и готовятся к празднику

38% -равнодушны

Есть ли в вашей семье праздничные традиции?

20 % - есть

(дарить подарки, запускать фейерверки, красить на Пасху яйца)

80 % - нет

35 % - есть

(дарить подарки, накрывать стол и собираться за ним, печь пирог по особому рецепту на папин день рождения – 1 ч.)

65 % - нет

«Отсутствие праздника в нашей жизни – важный показатель неблагополучия. Праздник – это что-то очень существенное. Это центральное событие в жизни человека.

Современному человеку катастрофически не хватает опыта праздника. Достаточно посмотреть на современные светские праздники, чтобы понять степень деградации этого важнейшего аспекта общественной жизни.»[5]

Русские праздники объединяли людей, но традиции празднования этих праздников утрачивается, да и праздники уже не имеют каких-либо четких традиций, потому что нет объединяющего начала: труда, праздника, во время которого можно и, главное, хочется петь русские народные песни. Все это и привело к разобщению людей.

Глава II. Сохранение русских народных традиций – фольклорный ансамбль «Зоренька»

В октябре 2019 года мы, учащиеся 5 класса, решили под руководством нашего учителя создать фольклорный ансамбль, но мы столкнулись с проблемой: у нас не было репертуара и костюмов. Костюмы девочки взялись шить под руководством учителя технологии (приложение № 3), а за репертуаром мы отправились в город Тверь в государственный университет.

На филологическом факультете университета существует вот уже 47 лет фольклорный ансамбль «Славяночка», 27 лет им руководит Лебедева Светлана Николаевна, она то и рассказала нам о традициях празднования русских праздников, спела нам народные песни, объяснила правила игры

Как только мы получили информацию, тут же взялись за работу. Нас ждали выступления. Первое выступление фольклорного ансамбля состоялось 16 ноября 2019 года (приложение № 4). Девочки нашего класса исполнили приветствие – закличку для гостей школы.

Как по лугу травка

По лугу муравка

Расстилается, расстилается!

Как народ гостями,

Как народ гостями,

Похваляется, похваляется!

Люди дорогие, люди дорогие

К нам приехали!

С радостью встречаем,

Да все величаем!

Любви, счастья Вам!

Затем мы начали заучивать и репетировать русскую колядку – обрядовую песню, которую исполняют на 1-ой празднике русского народного календаря. О том, что у русских людей было четыре основных праздника, мы узнали из дощечки № 37 Велесовой книги: «Как идут четыре конца Света, оттуда и праздники идут к нам. И они суть: Праздник первый Коляда, и второй-Ярь, Красные Горы, и Овсени Великие и Малые»

Подготовив свое выступление, мы «колядовали» 0 в школе на Рождественском спектакле «Дарить подарки».

Девочки исполнили колядку, которую мы записали у руководителя «Славяночки»:

Ой, Каледа! Ой, Маледа!

Как ходила Каледа накануне Рождества!

Ой, Каледа! Ой, Маледа!

Как у Ваньки-то двор

На семи столбах, на восьми верстах!

Столбы точеные, позолоченные!

Ой, Каледа! Ой, Маледа!

То не 40 коров, 50 боровов,

Они в полюшко идут-

Все помыкивают,

А и с полюшка идут-

Все поигрывают!

Ой, Каледа! Ой, Маледа!

Под окошком бьет,

Пироги подает.

Что из зернышка – пирог,

Полузернышка - блинок!

Ой, Каледа! Ой, Маледа!

Кто даст пирога -

Тому рожь хороша, околотиста, омолотиста!

Кто не даст пирога, тому корову за рога

А мальчики в это время показывали себя, свою силу и удаль плясками и играми.

Следующая наша цель - праздник Красная горка. Для этого девочки готовят костюмы себе, а когда они закончат свои костюмы, они начнут шить костюмы мальчикам, а все мы разучиваем хороводные песни, игры и особенности празднования этого праздника (приложение № 5).

Красная горка считается девичьим праздником, на игры в этот день являются обыкновенно все девушки до единой (конечно все в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест). Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку.

В русском языке слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. На Красную горку парни и девушки выбирали себе женихов и невест и в игровой, шутливой форме, выказывали свои симпатии. Парни и девушки наряжались в самые лучшие и красивые свои одежды. Девушки и женщины заплетали в косы цветастые ленты и повязывали красивые платки, чтобы обратить на себя внимание и понравиться своему любимому. С распространением христианства этот праздник был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню).[3]

Заключение

Работая над этим проектом, мы пришли к выводу, который нас удивил: и сейчас люди, как в прошлом, празднуют, веселятся вместе, но вот все-таки сейчас люди не так дружны, не так близки, как тогда.

Сейчас мир совсем другой: все как-то сами за себя, одни. Раньше же люди были очень близки. Праздновали праздник целой общиной, соблюдая свои традиции, а в современном обществе, да и в семье традиций нет, а если и есть, то очень простые: «за стол вместе сесть, да фейерверки попускать, да еще подарки подарить надо».

Мы работали над этим проектом, чтобы не забывать своих предков и всегда помнить прошлое своего народа, потому что, если мы будем помнить, мы будем лучше.

Слова дощечки № 8 «Велесовой книги»: «От утра и до утра видим мы, как иное дурное делается на Руси, и ждем, что настанет доброе, а ведь не настанет оно иначе, если силу свою не сплотим и не возьмем цель единую в мысли наши»[1] еще раз напоминают нам о необходимости узнавать прошлое своего народа, помнить и хорошее, и плохое в нашей истории, чтобы, сделав правильные вывода, не совершать дурное, а стремиться к доброму, делать ДОБРОЕ, а не ждать его.

Библиографический список использованной литературы

и электронных ресурсов

Влесова книга. Литературный перевод ее текстов Н.В.Слатина. Москва-Омск «Русская правда». 2003

Ю. Дадонов. Истоки славянской письменности. Москва. «Вече», 2008

Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова. Москва. 1989

Велесова книга. Википедия. Интернет-ресурс ru.wikipedia.org

Ирина Пшеничникова «Этой радости мы не лишены» Журнал «Наследник» № 15 2017 г.Интернет-ресурс naslednick.ru

Приложение № 1

Изготовление «Велесовой книги»

 

Адабир А.В. помогает Беляеву А., учащемуся 5 класса, писать текст дощечки № 1

Дощечка 38 а

 
 

Титульный лист

«Велесовой книги»

П риложение № 2

Приложение № 3

Изготовление русских народных костюмов для участников фольклорного ансамбля «Зоренька»

Знакомство учащихся 5 класса с традициями русских народных костюмов

Украшение сарафанов

Приложение № 4

Выступление ансамбля «Зоренька»

Приложение № 5

Праздник Красной горки: особенности и традиции

Красная горка - последний день пасхальной недели, первое воскресенье после Пасхи. Название произошло оттого, что обряд встречи восхода солнца или Красной Весны проходит на горе. Красная горка – первый праздник, направленный на плодородие. На нем начинаются молодежные игры, парни присматривают себе невест, на нем открыто происходит первая демонстрация отношений.

Выходят девушки, они идут на гору и начинают водить хоровод.

На больших деревьях

Русалки сидели – ули!

Рано - рано – руно!

Русалки сидели!

Русалки сидели,

Девочек просили – ули!

Рано – рано – руно!

Девочек просили.

Девочки – подружки,

Дайте хлеба – соли - ули!

Рано – рано – руно!

Дайте хлеба – соли!

Дайте хлеба – соли!

В нас кольцо в неволи – ули

Рано – рано – руно

В Нас кольцо в неволи

Затем приходят парни и начинаются игры.

Игра «Раз пропала Ершова голова»

Девушки водят хоровод, он (парень) ходит внутри хоровода и выбирает понравившиеся ему девушку, когда песня заканчивается, девушки разбегаются в стороны, а водящий парень должен поймать выбранную им девушку. Если он ее поймает, то он ее целует, но целовали раньше не так, как сейчас принято, в таких «поцелуйных играх» допускалось только приложиться щекой, это называлось «миловаться» - троекратно, затем парень провожал девушку до места в хороводе и вставал рядом, затем выбирался новый водящий.

Раз пропала Ершова голова,

Раз пропала молодчикова..

На чужой – на той сторонушке!

Ты куда, куда Ерш ползешь?

Куда пробираешься?

Пробираюсь я на барский двор,

К Акулине Ивановне,

К Авдотье Степановне!

Все вместе:

Стук, враг под окном

Все вместе:

Кто там?

Водящий:

Я имя – имя отчество водящего

Все вместе:

Зачем пожаловал?

Водящий:

Попить, погулять,

Красных девок повидать!

Все вместе:

А деньги то есть?

Водящий:

Есть!

Все вместе:

Сколько?

Водящий:

Называет любую сумму (все равно для девок будет мало)

Все вместе:

Мало!

Дальше опять водят хоровод и поют.

Старухи стариков берегут,

Молодухи мужиков стерегут,
Красны девицы спасаются,

По углам они бросаются!

Игра «Ткацкий станок»

Участники встают в две шеренги и двигаются попеременно, как ткацкий станок, выбирается водящий.

Начинают говорить (не петь) и двигаться.

Я веселая ткачиха

Хорошо умею ткать!

Понч, понч, клепа, клепа!

Хорошо умею ткать!

Водящий должен пробежать между рядами, как нитка, чтобы его не задели.

Если его захватывали, то выбирается новый.

1. По традиции старинной

Здесь, на красной на горе

Гуляли девицы и парни

И присматривались все!

2.Зазываем на гору водить хороводы , смеяться

С горы катать крашеные яйца,

Ведь предания утверждают:

«На Красную горку яйца катают, солнышко величают,

На праздник гостей приглашают!»

0 Раньше молодежь обходила каждый двор и просила исполнить коляду, если же хозяин хотел, чтоб у него был хороший урожай, он разрешал ее исполнять и давал колядующим какой – нибудь еды, например, колбасы или хлеба.

Просмотров работы: 53