Проблемы детского чтения в начальной школе

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы детского чтения в начальной школе

Арушанян В.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №3" г. Перми
Сущек С.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №3" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я люблю читать. С детства мой дом был полон книг. Мама читала мне русские сказки, а также познакомила меня с Груффало. Чуть позже, наряду с Дениской писателя В. Драгунского, я подружился с Петсоном и Финдусом. Да это персонажи детских книг, которые были со мной рядом.

Сейчас я учусь в 4 классе, мне 10 лет. Друзья детства смотрят на меня с книжных полок. Но я не перестал читать. Я открываю для себя новые горизонты, знакомлюсь с новыми именами в литературе.

Современное время – век бурного развития науки и техники. Время, когда существуют множество видов технических средств, позволяющих узнать много нового и интересного (интернет, видео, социальные сети). А что же книга? Утратила ли она прежнее значение быть источником информации, наслаждения?

Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Всем людям хочется, чтобы им сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Поэтому необходимо приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Современные дети часто слышат упреки в свой адрес в том, что мало читают.

Чтобы понять, насколько остра эта проблема для нашего класса, я начал работу над проектом «Проблемы детского чтения в начальной школе». В исследовании приняли участие учащиеся 4 «В» класса МАОУ «Гимназии №3» г. Перми.

Цель проекта – повышение интереса учащихся начальной школы к чтению, привлечение внимания взрослых к проблеме снижения читательской активности учащихся.

Задачи проекта:

Изучение истории книги и развития детской литературы;

Анализ читательской активности учащихся 4 «В» класса МАОУ «Гимназии № 3», роли семьи в развитии читательской культуры одноклассников;

Анализ современного книжного рынка;

Анализ развития детских библиотек в г. Перми;

Нахождение путей решения проблем, выявленных в результате исследования.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, обобщение, анализ.

Актуальность проекта и практическая значимость данной работы заключается в том, что в нашей школе впервые было изучено развитие читательского интереса учащихся. В ходе работы был создан информационный буклет, для активизации интереса учащихся к книгам, художественному чтению. Результаты работы могут послужить основой для дальнейшей работы школы над активным приобщением учащихся к чтению.

Гипотезы:

Дети мало читают, потому что они не любят читать;

Дети мало читают, потому что у них нет свободного времени;

Дети мало читают, потому что их родители не любят читать, не покупают книги;

Дети мало читают, потому что не ходят в библиотеку, в библиотеках нет интересных книг;

Дети мало читают, потому что мало информированы о различных авторах, новинках литературы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Я решил выяснить, действительно ли современные дети мало читают, как утверждают взрослые, и каковы причины снижения интереса моих одноклассников к чтению и книге.

Я составил опрос для одноклассников, а также их родителей, который поможет найти ответы на поставленные вопросы.

Проверка 1 гипотезы: «Дети мало читают, потому что не любят читать».

Результаты опроса (Приложение 1, диаграмма 1) показали, что 74 % опрошенных детей в классе любят читать, не любят читать 26 %.

На вопрос «Много ли вы читаете?» 47 % опрошенных детей ответили, что читают каждый день, реже одного раза в неделю читают 16% , по выходным 32% опрошенных. Один человек ответил, что читает только то, что задают в школе (Приложение 1, диаграмма 2).

На диаграмме 3 (Приложение 1) видно, что мои одноклассники любят читать разнообразную литературу. Но больше всего им нравятся сказки и истории о школьной жизни.

Гипотеза 1 не подтвердилась, большинство детей любят читать и читают каждый день.

Проверка 2 гипотезы: «Дети мало читают, потому что у них нет свободного времени».

Большинство детей (58%) во время опроса ответили, что у них мало свободного времени (Приложение 1, диаграмма 4).

При этом 64% опрошенных предпочли провести свободное время с телефоном в руках. Однозначно провести свободное время с книгой не захотел никто. Ответ «Проведу время за чтением» выбрали как вариант наряду с другими (телефон, прогулка) лишь 8 человек из 19 опрошенных (Приложение 1, диаграмма 5).

Гипотеза 2 подтвердилась. Дети мало читают, потому что у них мало свободного времени, а также они неохотно выбирают чтение для отдыха в свободное время.

Проверка гипотезы № 3: «Дети мало читают, потому что их родители не любят читать, не покупают книги».

По результатам опроса школьников (Приложение 1, диаграмма 6) у 89 % детей есть положительные примеры в семье, родители, бабушки, дедушки, сестры, братья постоянно читают. Лишь 2 человека ответили, что никогда никого не видят дома с книгой.

Однако, традиции семейного чтения есть только в одной семье из опрошенных. Большинство семей 53 % опрошенных никогда не читают книги вместе (Приложение 1, диаграмма 7).

Опрос родителей (Приложение 2, диаграмма 1) показал, что 100 % взрослых любят читать. Однако, 64% опрошенных редко покупает книги детям (Приложение 2, диаграмма 2).

Как правило, родители покупают книги, которые просят дети (41%) (Приложение 2, диаграмма 3).

Я решил найти причину, почему родители редко покупают книги детям.

Для исследования по данной проблеме мной были составлены следующие подборки книг (Приложение 3):

Современные российские писатели;

Современные зарубежные писатели;

Писатели – лауреаты премии им. Андерсена;

Комиксы и графические романы;

Научно-популярная литература.

Список книг, я составлял на основе личных предпочтений из книг, которые прочитаны мной, а также из новинок литературы, которые меня интересуют.

Я не стал включать в исследование классические и всеми любимые детские книги, так как считаю, что о них итак известно много. Все произведения любимых детских писателей заслужили уважения и почёта.

С помощью приложения, я определил случайным образом по три книги из подборки, чтобы провести исследование (Приложение 4).

Сначала я выяснил о доступности книг в интернет-магазинах и в обычных книжных магазинах. Изучил цены, определил среднюю стоимость каждой книги (Приложение 5).

Проанализировав полученные результаты, я определил, что выбор книг в интернет-магазинах больше. В каждом интернет-магазине можно приобрести 10 книг из 15, попавших в выборку. Лишь одну книгу Скота О`Делла «Остров голубых дельфинов» невозможно купить ни в одном из магазинов. Эта обусловлено тем, что книга последний раз переиздавалась в 2012 году в издательстве «Центр «Нарния».

Средняя цена книги составила 531 рубль.

Цена книги складывается из разных затрат. К прямым можно отнести стоимость полиграфических материалов, услуг типографий, авторский гонорар, перевод текста (если речь идет об иностранных книгах), редактуру, стоимость оригинал-макетов для книги, а также услуги художников и художественных редакторов. Есть и косвенные расходы, такие как транспортировка книг, хранение, содержание офиса, зарплаты сотрудников издательства, налоги и прочее (Приложение 6).

Действительно цена книг достаточна высока, не многие родители готовы отдать за книгу более 500 рублей.

Я решил узнать, а есть ли выбранные для исследования книги в библиотеках г. Перми, и проверить гипотезу 4: «Дети мало читают, потому что не ходят в библиотеку».

В нашем городе есть Муниципальное бюджетное учреждение города Перми «Объединение муниципальных библиотек». Оно является крупнейшей библиотечной сетью Пермского края, которая включает 37 библиотек и обеспечивает обслуживание жителей города Перми. Из них 11 детских библиотек.

Основной целью данного учреждения является создание условий для реализации прав граждан на доступ к информации и знаниям на различных видах носителей путем организации.

Проанализировав данные опубликованные на сайте http://biblioteki.perm.ru (Приложение 7), можно сделать вывод о том, что в 2018 году незначительно снизилось общее число пользователей (на 45 человек). Однако, показатели посещения библиотек и документовыдача увеличись. Из этого можно сделать вывод, что в библиотеку ходят дети, которые любят читать. В среднем каждый читатель взял для чтения 20 книг в 2018 году.

Опрос моих одноклассников показал, что лишь 3 человека постоянно ходят в библиотеку. Редко в библиотеку ходят 7 человек. Большинство опрошенных (47 %) никогда не ходят в библиотеку (Приложение 1, диаграмма 8).

Итак, гипотеза 4 также подтвердилась.

Я решил проверить есть ли в библиотеках книги из моей выборки, а также доступны ли они к выдаче (Приложение 8).

Из проведенного анализа, можно сделать вывод, что многие книги из выборки есть в библиотеках города Перми (9 из 15). Однако количество экземпляров на общее количество пользователей ничтожно мало.

Я заметил странную особенность, многие книги из моей подборки, несмотря на малое количество экземпляров доступны для выдачи, то есть не пользуются спросом. Значит ли это, что дети не знают о данных книгах или что они их не интересуют?

Поэтому я понял, что необходимо провести еще один опрос и узнать, а знают ли мои сверстники о новых именах в литературе, или предпочитают произведения, проверенные временем.

Проверка гипотезы 5: «Дети мало читают, потому что мало информированы о новинках литературы, о различных авторах».

Я провел опрос и проверил, знакомы ли моим одноклассникам новые имена в литературе.

К сожалению, данный опрос показал, что дети совершенно не знакомы с новыми авторами, с интересными книгами.

После проведения исследования обозначились следующие проблемы:

Дети мало читают, потому что у них мало свободного времени;

Дети мало читают, потому что цена книг достаточна высока и не все родители готовы покупать книги детям;

Дети мало читают, потому что не ходят в библиотеку;

Дети мало читают, потому мало информированы об интересных книгах.

Таблица решение проблем:

Проблема

Пути решения

У детей мало свободного времени

Создание памятки «Спать нельзя дочитывать» о введении чтения в привычку (Приложение 9)

Книги дорогие

Памятка «Как искать книги в библиотеке» (Приложение 10)

Дети не ходят в библиотеку

Памятка «Как искать книги в библиотеке» (Приложение 10)

Информационный бюллетень «КЛАССное литературное обозрение» о новинках литературы для детей, периодичность 1 раз в месяц

Дети мало читают потому, что мало информированы об интересных книгах

Информационный бюллетень «КЛАССное литературное обозрение»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования, были выявлены причины низкой читательской активности моих одноклассников.

Мной была издана памятка о введении чтения в привычку, и памятка по поиску книг в библиотеках г. Перми.

Также мной был составлен информационный бюллетень, в который вошли обзоры на книги, участвовавшие в моём исследовании. Мои одноклассники оценили мой бюллетень, им захотелось прочитать новые книги. Я планирую выпускать бюллетень 1 раз в месяц, в него будут входить обзоры на новинки литературы для детей. Цель моего проекта была достигнута.

Оценив и полюбив литературу, каждый может обогатить свой внутренний мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

А.А. Говоров, Т.Г. Куприянова «История книги». – Москва: Издательство МГУП «Мир книги» -1998-346 с.

В. А. Есипова «История книги». – Томск: Издательство Томского университета - 2011 – 611 с.

М. Ильин «Сто тысяч почему». – Ленинград: Издательство «Детская литература» - 1989 – 223 с.

С. Прудовская «История книги своими руками». – Москва: Издательство «КомпасГид» - 2015- 60 с.

http://biblioteki.perm.ru

https://www.chitai-gorod.ru

https://www.labirint.ru

https://www.ozon.ru

https://zen.yandex.ru/media/kultprosvet/kniga-v-nashe-vremia--roskosh--5a842923e86a9eb54f19ef09

Приложение 1

Результаты опроса одноклассников

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

 

Приложение 1

Результаты опроса одноклассников

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Диаграмма 8

Приложение 2

Результаты опроса родителей

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Приложение 3

Список книг выбранных для исследования

 

Современные российские писатели

Современные зарубежные писатели

Писатели - лауреаты Премии им. Андерсена

Комиксы и графические романы

Нон-фикшн

1

Алмазов Борис "Старые да малые"

Браун Питер "Дикий робот"

Алмонд Дэвид "Скеллиг"

Бласко Серена "Детектив Энола Холмс"

Булатов Михаил Александрович "Собирал человек слова"

2

Веркин "Облачный полк"

Гейман Нил "История с кладбищем"

Кадоно Эйко "Ведьмина служба доставки"

Браво, Реньо "Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла"

Доннер Кэрол "Тайны анатомии"

3

Востоков Станислав "Фрося Коровина"

Моуэт Фарли "Не кричи: Волки!"

Крюк Джеймс "Тим Талер или проданный смех"

Бритт Фанни "Джейн, лиса и я"

Кувыкина Ольга "Письма насекомых"

4

Громова Ольга "Сахарный ребёнок"

Нанетти Анджела "Мой дедушка был вишней"

Линдгрен Астрид "Приключения Чиполлино"

Верн Жюль "Дети капитана Гранта"

Лаврова Светлана Аркадьевна "Сказания земли уральской"

5

Дашевская Нина "Вилли"

Нильсон Фрида "Джаггер, Джаггер"

Нестлингер Кристине "Новые рассказы про Франца"

Гуоджин "За стеной метели"

Левитан "Мир в котором живут звезды"

6

Жвалевский, Пастернак "Гимназия №13"

Паар Мария "Вафельное сердце"

Патерсон Кэтрин "Мост в Терабитию"

Дэвид Виснер "Сектор 7"

Левшин Владимир

7

Ищенко Дмитрий "В поисках мальчишеского бога"

Пеннипакер Сара "Пакс"

Родари Джанни "Приключения Чиполлино"Пеппи Длинныйчулок

Келли Джо "Я убиваю великанов"

Маколи Дэвид "Как все устроено"

8

Ледерман Виктория "Календарь ма(й)я"

Розофф Мег "Джастин Кейс"

Скот О"Делл "Остров голубых дельфинов"

Монтгомери Люси "Анна с фермы "Зеленые крыши". Графический роман

Рогалева Елена Ивановна "Сами с усами"

9

Михеева Тамара "Асино лето"

Старк Ульф "Мой друг Перси, Буффало Билл и я"

Фарджон Элинор "Седьмая принцесса"

Пирсон Люк "Хильда и тролль"

Хокинг Стивен "Джордж и тайны Вселенной"

10

Рудашевский Евгений "Здравствуй, брат мой Бзоу"

Хината Риэко "Книжная лавка под дождём"

Янсон Туве "Все о Муми-троллях"

Рубин Шон "Боливар"

Эйвери Марк "Восхитительные птицы"

Приложение 4

Выборка книг для исследования с помощью генератора случайных чисел

Категория

Случайные числа, сгерерированные с помощью приложения

Список книг, попавших в выборку

Современные российские писатели

 

Громова Ольга "Сахарный ребенок"

Ледерман Виктория "Календарь майя"

Михеева Тамара "Асино лето"

Современные зарубежные писатели

 

Нанетти Анджела "Мой дедушка был вишней"

Старк Ульф "Мой друг Перси, Буффалло Билл и я"

Хината Риэко "Книжная лавка под дождём"

Писатели - лауреаты Премии им. Андерсена

 

Кадоно Эйко "Ведьмина служба доставки"

Патерсон Кэтрин "Мост в Терабитию"

Скот О"Делл "Остров голубых дельфинов"

Комиксы и графические романы

 

Браво, Реньо "Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла"

Бритт Фанни "Джейн, лиса и я"

Гуоджин "За стеной метели"

Нон-фикшн (Научно-популярная литература)

 

Доннер Кэрол "Тайны анатомии"

Лаврова Светлана Аркадьевна "Сказания земли уральской"

Хокинг Стивен "Джородж и тайны Вселенной"

Приложение 5

Анализ книжного рынка (интернет-магазины и магазин «Читай-город» в ТРЦ «Спешилов» г. Перми)

Приложение 6

Из чего складывается цена книги

Приложение 7

Анализ деятельности библиотек г. Перми

Показатель

2016

2017

2018

   

Пользователи дети

75787

80040

79995

-45

99,94

Посещения дети

645122

691214

702356

11142

101,61

Документовыдача дети

1441233

1533187

1537365

4178

100,27

Средняя посещаемость

8,5

8,6

8,8

   

Средняя читаемость

19,0

19,2

19,2

   

Приложение 8

Анализ наличия книг в библиотеках г. Перми

Приложение 9

Памятка «Спать нельзя дочитывать».

Привычка – это действие, которое повторяется регулярно.

Сделайте чтение доступным.

Держите книги на видном месте, чтобы была возможность почитать в свободное время.

Сделайте чтение желанным.

Обсуждайте с друзьями прочитанные книги, спрашивайте совета, что почитать, рекомендуйте им прочитанные вами книги.

Чтение должно приносить удовольствие.

Читайте книги, которые вам нравятся. Применяйте правило «50 страниц», если после прочтения 50 страниц книга не заинтересовала вас – не читайте её.

Читайте регулярно.

Пользуйтесь трекером привычек. Отмечайте каждый день, когда вы читали.

Сделайте процесс чтения несложным.

Определите для себя сколько страниц в день вам удобно читать, или например, определенное количество времени (30 минут, 1 час).

Приложение 10

Памятка «Как найти и забронировать книгу в библиотеке».

Как найти и забронировать книгу в библиотеках г. Перми.

Для того, чтобы найти книгу воспользуйтесь поиском на главной странице сайта или в электронном каталоге http://find.biblioteki.perm.ru

В электронном каталоге на сайте Объединения Муниципальных библиотек г. Перми вы сможете найти нужное издание и забронировать его для чтения в ближайшей для вас библиотеке.

Результаты поиска выдаются в виде списка изданий и обозначения в фонде которых они находятся.

Найденные издания можно забронировать для чтения. Для этого необходимо авторизоваться на сайте в правом верхнем углу страницы. Для авторизации введите следующие данные: Ваша фамилия – логин, номер читательского билета – пароль.

После авторизации у Вас появится возможность заказывать найденную книгу.

При заказе книги заполните следующую форму:

Также после авторизации Вы сможете пользоваться личным кабинетом (в правом верхнем углу экрана), в котором есть информация о книгах, которые находятся у Вас на руках в разделе «Мой формуляр», а также о выполнении Ваших заказов на бронирование книг во вкладке «Моя корзина заказов»:

Информация в разделе «Мой формуляр»

Информация в разделе «Мои заказы»

 

Из раздела «Мой формуляр» информация удаляется при возврате книги, из раздела «Мои заказы» удаляется при выдаче книги.

Приложение 11

Информационный бюллетень «КЛАССное литературное обозрение».

Просмотров работы: 145