Маршрут поисков капитана Гранта (по книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта»)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маршрут поисков капитана Гранта (по книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта»)

Баранова Д.А. 1
1МАОУ "Гимназия №3" г. Перми
Сущек С.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №3" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В летние каникулы я прочитала книгу «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Это один из наиболее популярных приключенческих романов. Роман вдохновил меня на путешествия, и мне захотелось более подробно изучить объекты по пути следования героев романа.

Так и появилась мысль выбрать данную тему для исследования.

Цель исследования

Итак, целью моего исследования является заинтересовать моих одноклассников творчеством писателя Жюля Верна, вызвать желание прочесть роман «Дети капитана Гранта», а также и другие приключенческие произведения писателя.

Задачи исследования:

- выяснить пункты следования экспедиции по поискам капитана Гранта;

- выделить особенно интересные места, которые посетили путешественники, и рассказать о них;

- проложить на географической карте маршрут следования героев романа;

- создать иллюстрированный атлас по следам поисков капитана Гранта.

- выяснить у одноклассников, знакомы ли они с романом и интересуются ли они путешествиями.

Методы исследования: анализ литературного источника, поиск и анализ источников в интернете, сравнительный анализ, картографические методы, анкетирование.

Гипотезы:

- существует ли маршрут экспедиции в реальности?

- является ли маршрут кругосветным?

Актуальность исследования

В наш век компьютерных игр, социальных сетей и «Айфонов» с множеством приложений, особенно хочется обратить внимание ребят на книги о приключениях. Ведь в книгах описывается много интересных фактов из прошлого, это словно путешествие во времени.

Материалы проекта могут быть полезны на уроках географии и литературы.

Глава 1.Опрос

По итогам анкетирования, в котором приняло участие 19 человек, можно сделать следующие выводы:

Роман оказался не популярен среди моих одноклассников, книгу прочли 5 человек;

Однако путешествие вокруг света хотели бы совершить 14 человек, что говорит о том, что путешествия интересны ребятам;

Наиболее популярным у ребят оказался способ передвижения на воздушном шаре, далее самолёт и меньше всего ребят выбрали яхту, поэтому данное исследование откроет ребятам интерес к путешествиям водными видами транспорта;

Так, самыми популярными странами для посещения оказались Франция, Англия и Япония (1 место по 6 человек), Италия (2 место -5 человек), Китай (3 место – 4 человека), а также были упомянуты Австралия, Бразилия, Греция, Канада, Испания, Мальдивы, Шотландия, Турция, Южная Корея, Уэльс, Израиль, США (по 1 человеку), можно сделать вывод, что география желаний охватывает весь мир. (Приложение1).

Глава 2. Атлас

На следующем этапе моего исследования я отобрала и изучила местоположение на географической карте мира объектов, которые были на пути следования экспедиции поиска капитана Гранта. Рассмотрим их подробнее:

Глазго, Шотландия 25 августа 1864года. Начало путешествия.

Глазго можно назвать роскошным городом Шотландии, это четвертый по численности населения город в Соединенном Королевстве (после Лондона, Бирмингема и Ливерпуля), считается городом с богатой историей, культурными и религиозными ценностями. Из порта Глазго и начинается путешествие.

Остров Мадейра, Атлантический океан, 30 августа 1864 года.

Архипелаг состоит из двух населённых островов: Мадейра и Порту-Санту, и двух отдалённых групп мелких ненаселённых островов, служащих пристанищем морским птицам — Ильяш-Дезерташ и Селваженш. Мадейра была открыта португальским моряком Жуаном Гонсалвишем Зарку примерно в 1418 год — 1420 годах. Сегодня Мадейра популярный курорт среди звезд мирового шоу бизнеса.

Канарские острова, Атлантический океан, 2 сентября 1864года.

Канарские острова — живописный архипелаг в Атлантическом океане, край вечного лета с идеальным климатом, изумрудными долинами, причудливыми скалами и песчаными пляжами. Официально Канары — автономная провинция Испании, состоящая из 7 больших островов (Эль-Йерро, Ла-Пальма, Ла-Гомера, Тенерифе, Лансароте, Гран-Канария и Фуэртевентура) и нескольких маленьких. Звание столицы архипелага раз в 4 года передают друг другу города Санта-Крус-де-Тенерифе и Лас-Пальмас-де-Гран-Канария.

Острова зеленого мыса, Вилла-Прая, Атлантический океан, 3сентября 1864 года.

Независимая республика Острова Зеленого Мыса, считается африканской. Архипелаг лежит напротив самой западной точки Африки (мыса Альмади и Зеленого мыса в сенегальском Дакаре), примерно в 1000 км от континента. 10 крупных островов, из них 9 обитаемых, и 5 малых необитаемых островов-скал. Столица – город Прая, на острове Сантьяго.

Экватор 7 сентября 1864года.

Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария. Экватор служит началом счета географической широты (широта экватора - 0 град.).

Магелланов пролив 25 сентября 1864года.

Магелланов пролив — пролив, разделяющий архипелаг Огненная Земля и континентальную Южную Америку, узкий и в некоторых местах очень опасный для мореплавания. Длина пролива — 575 км, наименьшая глубина на фарватере — 20 м Впервые был преодолён Магелланом в 1520 году во время его кругосветного путешествия, Огненная Земля долгое время считалась северной частью Неведомой Южной земли.

Консепсьон, буха Талькуано, Чили, Южная Америка, 4 октября 1864 года.

Талькауано – старинный город, что подтверждает дата его основания – 5 ноября 1764 года. В начале 19 века порт Талькауано вызывал большой интерес у американцев: через порт Талькауано транспортировалось большое количество питьевой воды и продуктов питания.

«Дункан» высаживает путешественников на западном берегу Южной Америки, с тем, чтобы обойдя м.Горн, встретить их на восточном побережье у мыса Корриентес.

Переход через Андские Кордильеры, южная Америка.

Анды — Андийские Кордильеры, горная система, окаймляющая Юж. Америку на С. З. и 3. от Карибского моря до Огненной Земли. Исп. название этой горной системы Кордильера де лос Андес кордильера Анд (исп. кордильера (cordillera) горный хребет, горная цепь.

Река Рио-Колорадо, 26 октября 1864 года.

Ри́о-Колора́до (исп. Río Colorado — буквально красная река) — река в Аргентине, на севере Патагонии. Длина свыше 1200[1] км. Образуется при слиянии рек Рио-Гранде и Барранкас, истоки которых находятся на восточных склонах Анд. В глубокой и широкой долине пересекает засушливую область северной Патагонии, местами образует каньон. При впадении в залив Баия-Бланка Атлантического океана образует дельту. Почти параллельно немного южнее протекает Рио-Негро.

Пампасы, Южная Америка.

Пампасы представляет собой травянистую злаковую растительность на плодородных красновато-чёрных почвах, формирующихся на вулканических породах. Она состоит из южноамериканских видов тех родов злаков, которые широко распространены в Европе в степях умеренного пояса (ковыля, бородача, овсяницы).

Аргентинские равнины, Южная Америка.

Страна Аргентина даже на карте невероятно красивая, вытянутой формы и с необъятными пропорциями. Она расположилась сразу в нескольких климатических поясах, начиная от Антарктики, проходя через ледяные горы Патагонии и обширные равнины, и оканчивается на севере в тропических джунглях. Аргентина находится по соседству с Парагваем, Уругваем, Бразилией, Чили и Боливией. На западе располагаются Андийские Кордильеры, а на востоке она омывается Атлантическим океаном.

Часть вторая. Путешественники плывут на восток по 37 параллели, пересекают Индийский океан.

Архипелаг Тристан-да-Кунья, Атлантический океан, 18 ноября 1864.

Тристан-да-Кунья (англ. Tristan da Cunha) — архипелаг в южной части Атлантического океана, входящий в состав британской заморской территории , состоящей из Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья.

Южная Африка, г.Кейптаун, 24 ноября.

Кейптаун – портовый город на юго-западе Южно-Африканской Республики, расположенный на Капском полуострове, омываемом водами Атлантического океана. Над городом возвышается Столовая гора, на плоскую вершину которой ведет канатная дорога. Оттуда открывается потрясающий вид на город, гавань, где швартуются яхты, и остров Роббен, который славится своим музеем в здании печально известной тюрьмы, где когда-то был заточен Нельсон Мандела.

Остров Кенгуру, 18 декабря 1864года.

Остров Кенгуру расположен близ побережья Южной Австралии, к юго-западу от столицы штата Аделаиды. Более трети территории острова входит в состав заповедников, где обитают морские львы, коалы и разнообразные виды птиц. Национальный парк Флиндерс-Чейc на западе острова известен своими колониями пингвинов и причудливыми скальными образованиями, среди которых напоминающие скульптуры скалы Ремаркабл и покрытая сталактитами Адмиральская арка.

Австралия, провинция Виктория, 20 декабря 1864года.

Викто́рия (англ. Victoria) — штат на юго-востоке Австралии, самый маленький по территории штат в континентальной части страны. Население 5 354 042 человека[2] (2011). Столица и крупнейший город — Мельбурн. Официальное прозвище — «Садовый штат». Девиз — «Мир и процветание». Морским символом штата является конёк-тряпичник.

Новая Зеландия остров Северный (Те-Ика-а-Муи).

Северный остров в значительно меньшей степени покрыт горами, чем Южный. Самая высокая его точка — активный вулкан Руапеху (2797 м.). Однако на Северном острове имеется высокая вулканическая активность, в результате чего из шести вулканических зон страны пять расположены именно здесь.

Остров-фантом Табор 8 марта 1865года.

Риф Мари́я-Тере́за (англ. Maria Theresa Reef, фр. l'île Tabor) — «остров-призрак», риф, якобы находящийся к востоку от Новой Зеландии и к югу от архипелага Туамоту, «открытый» китобоем Асафом П. Табером в 1843 году и названный в честь его родного американского городка Мария-Тереза. По другой версии, имя дано в честь корабля. На этом острове экспедиция находит капитана Гранта.

Таким образом, побывав во всех точках путешествия, я составила иллюстрированный атлас (Приложение 2).

После того, как я составила атлас по местам следования экспедиции, я показала его одноклассникам, а затем вновь предложила ответить ребятам на несколько вопросов. (Приложение 3).

Глава 3.

Повторное анкетирование, в котором приняли участие 22 человека, показало:

Наибольший интерес среди ребят вызвала река Рио-Колорадо и её выбрали 17 человек, второе место по популярности заняли город Кейптаун и Аргентинские пампасы (по 7 человек), третье место заняли остров Амстердам, архипелаг Огненная Земля и Новая Зеландия (остров Те Ика А Муи) -(по 3 человека), так же были упомянуты и остальные пункты следования, их упомянули по 1 человеку.

многие ребята считают, что экспедиция не являлась кругосветной. На самом деле, на карте показан зеленым пунктиром, обратный путь «Дункана», из чего можно сделать вывод о том, что экспедиция обогнула земной шар по 37 параллели и вернулась в начальный пункт отправления.

из 22 одноклассников- 15 хотели бы повторить маршрут поисков капитана Гранта.

составленный мной иллюстрированный атлас заинтересовал ребят, готовность прочитать роман Жуля Верна «Дети капитана Гранта» выразили 16 человек.

Заключение

В начале моего исследования, я выдвигала следующие гипотезы:

Существует ли маршрут в реальности? Да, существует! Все пункты следования реальны и доступны к посещению, за исключением рифа Мария-Тереза и острова Табор, где путники находят капитана Гранта.

Является ли маршрут следования кругосветным? Да, является! Экспедиция совершила путешествие вокруг земного шара по 37 параллели, и вернулась в начальный пункт отправления – город Глазго, Шотландия. Так же, я выяснила, что путешествие заняло 8 месяцев и 15 дней.

Работа над проектом показала, что после просмотра составленного мной иллюстрированного атласа наибольший интерес у ребят вызвала река Рио-Колорадо, город Кейптаун и Аргентинские пампасы, архипелаг Огненная Земля и Новая Зеландия (остров Те Ика А Муи). Это говорит о том, что география желаемых для посещения мест ребятами изменилась.

По результатам повторного анкетирования оказалось, что 15 человек из 22 опрошенных выразили желание повторить маршрут следования экспедиции и посетить более далекие и менее известные места нашей планеты, что еще раз говорит о том, что ребята любознательны и готовы к новым открытиям.

Начальный опрос одноклассников показал, что всего 5 человек из 19 опрашиваемых, читали роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Однако после презентации составленного мною подробного маршрута и иллюстрированного атласа по местам следования поисковой экспедиции, а так же в ходе повторного опроса одноклассников, выяснилось, что книгу готовы прочитать 16 человек из 22 опрошенных.

На основании этих данных, можно сделать вывод, что цель моего проекта достигнута!

Я уверена, что существует множество современных, увлекательных книг о путешествиях в наши дни. Так же я уверена, что изучать путешествия по книгам, которые были написаны задолго до моего рождения, не менее увлекательно! Ведь в те времена, не было современного оборудования для навигации, суда в прошлом не были столь велики и быстроходны как сегодня, так же не имели связи с «Большой Землей», оттого еще интереснее изучать путешествия прошлого.

Список литературы:

1. Ж.Верн «Дети капитана Гранта».- М., Эксмо -2018

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1.

Приложение 3.

Просмотров работы: 7892