Образ усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Соловьев В.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермолинская основная общеобразовательная школа
Гаврилова Л.Н. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермолинская основная общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение:

Когда читаешь произведения русских классиков, узнаешь много нового из истории России. На уроках литературы мы изучали роман А.С.Пушкина «Дубровский», в котором рассказывалось о жизни провинциального дворянства в XIX веке. Меня заинтересовал мир русской усадьбы, ее устройство, быт, жизнь ее обитателей.

Сегодня существует много работ, изучающих мир русской усадьбы в творчестве А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский, Д. Благой, Ю. Лотман, В. Маранцман и др.

В этом романе отразились многие явления русской жизни того времени: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, протест отважных и непокорных людей из народа.
По мнению Н. Г. Чернышевского, «трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен».

2. Актуальность темы:

Изучение провинциальных усадеб открывает новые страницы жизни знаменитых имён России, а с ними становятся значимыми простые названия сельских поселений, вскормивших лучшие человеческие силы Отечества. 

Цели работы:

- анализ текста романа А. Пушкина «Дубровский»;

- изучение реальных источников изображения провинциальной усадьбы;

- выяснение роли образа усадьбы в произведении.

3. Основная часть:

а) Словарная работа

В начале своей работы я выяснил значение слов «дворянин», «помещик», «поместье», «усадьба».

Первоначально дворянином именовался человек, служивший при дворе царя или великого князя. С XIV века русские дворяне стали получать в уплату за государственную или воинскую службу землю – поместье (от место «должность на службе»), ее хозяин назывался «помещиком». Эту землю нельзя было продавать, обменивать и передавать по наследству. В 1714 году Петр I утвердил право передачи поместий по наследству, и «помещиками» с тех пор именовались все землевладельцы. В свое имение дворянин приезжал на короткий срок, так как был занят на службе. Постоянно поселиться в усадьбе он мог лишь, уйдя в отставку.

После выхода «Жалованной грамоты дворянству» Екатерины II (1785 г) дворяне были освобождены от обязательной государственной и военной службы и получали право свободно распоряжаться поместьем. Дворянин мог выбирать: посвятить себя службе или поселиться в деревне. Многие помещики поспешили в родные места.

В этот период  и появляется в литературе  термин «усадьба».

б) Что такое усадьба?

 Слово "усадьба" произошло от русского глагола "усаживаться", т.е. «сесть», «осесть», «посадить».

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова «усадьба» - это помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.

Во второй половине XVIII века возникло множество новых усадеб. Они были разными. Одни усадьбы – роскошные, имеющие европейский вид, с грандиозными дворцами, с красивыми парками. Эти усадьбы принадлежали богачам и предназначались для празднеств, увеселений, приемов.

Другие усадьбы – скромные, небольшие по площади, в окружении домов собственных крестьян. Они строились для спокойного житья помещиков среднего достатка. В этих усадьбах помещики жили подолгу.

в) Устройство усадьбы

Дворянские усадьбы не строились по плану, а по вкусу помещика. Поэтому они отражают черты хозяев.

Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом. Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и верандами выходила в парк, в котором устраивались пруды, оранжереи, дерновый круг, аллеи, дорожки, строились беседки и другие парковые сооруже­ния.

Около господского дома располагались хозяйственные постройки, несколько флигелей, кладовые, конюшня, псарня, людские, бани. В крупных усадьбах нередко стоилась церковь. Иногда устраивались зверинцы, ставшие прообразами зоопарков.

г) Место действия в романе

Все события в романе А.С.Пушкина «Дубровский» происходят в трех помещичьих усадьбах: Покровское, Кистеневка и Арбатово.
Кистеневка  усадьба разорившегося помещика Андрея Гавриловича Дубровского.

Покровское - усадьба богатого дворянина Кирилы Петровича Троекурова.

Арбатово усадьба князя Верейского. 

д) Прототипы помещичьих усадеб

        Прототипами описанных в романе поместий стали поместья Псковщины и Подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистенёвке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском — Петровского, в Арбатове — Архангельского.

В ходе своей исследовательской работы я познакомился с каждым имением подробнее.

   Михайловское

Сельцо Михайловское (бывшее Зуево) – родовое имение матери А.С.Пушкина, расположено в Псковской области. Эти земли были подарены императрицей Елизаветой Петровной в вечное владение пра­деду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу «за заслуги, оказанные им отечеству». После смерти Абрама Петровича Ганнибала село досталось его сыну Осипу Абрамовичу, который  обустроил усадьбу и переименовал село в Михайловское. Затем Михайловское досталось его дочери, Надежде Осиповне, матери поэта. Для Пушкина оно стало поэтической родиной (родился он в Москве, а от­рочество провёл в Царском Селе под Санкт-Петербургом). В Михайловском Пушкин часто бывал, жил и творил, а с 1824 по 1826 годы отбывал ссылку.

    Михайловское — небольшое поселение.

Усадьба имеет простую планировку.В центре находится   господский дом. Перед домом устроены цветники и дорожки.

Дом небольшой, довольно скромный. Состоит из девичьей, гостиной, столовой, кабинета и нескольких комнат. На стенах гостиной висят фамильные портреты Пушкиных. Своей родословной Александр Сергеевич дорожил и гордился.

Рядом с домом Пушкина находится домик няни Арины Родионовны, два флигеля, дом кухарки. За флигелями располагался фруктовый сад, оранжерея, теплица, пасека и парк, окруженный рощами.

Михайловский парк со своими вековыми елями угрюм и молчалив. Здесь часто прогуливался поэт, когда искал уединения и вдохновения.

Любил ходить Пушкин и дорогой от Михайловского в Петровское. Эта дорога повторяет путь от Кистеневки до Покровского.

С северной стороны господского дома открываются живописные виды на ближайшие окрестности. Пушкин очень любил эти места за красоту простого русского пейзажа.

Петровское

    Более богато выглядит имение двоюродного деда Пушкина, Петра Абрамовича Ганнибала, Петровское. Среди подаренных императрицей земель была деревня Кучане, расположенная на противоположном от Михайловского берегу одноименного озера. Она досталась по наследству Петру Абрамовичу, который переименовал имение в Петровское по имени царя Петра I.

Усадьба состоит из большого господского дома, парка, дома управляющего, служебных построек, небольшого винного завода. 

Парк выходит к берегу озера. В центре парка — круглый дерновый партер, от которого расходятся четыре аллеи. Липовые аллеи сменяются лабиринтами, повсюду встречаются беседки, есть грот, пруды, растут фруктовые деревья.

 Петр Абрамович по характеру своему был человек грубый, вспыльчивый, несдержанный. Быт села Петровского был крепостнический, полный жестокости. Камердинер Петра Абрамовича вспоминает: “Когда бывали сердиты Ганнибалы или если Петр Абрамович выходил из себя, то людей выносили на простынях”. Иначе говоря, пороли до смерти! Эти черты сказались в образе К.П.Троекурова.

В Петровском долгое время существовали крепостные музыканты и танцоры.

Для увеселений в усадьбе держали клетки со зверенышами диких зверей.

Архангельское

         Третья усадьба — подмосковное Архангельское. Её владелец - князь Николай Борисович Юсупов. Пушкин был знаком с ним с детства. Несмотря на то что князь был намного старше, между ними сложились дружеские отноше­ния.

   Усадьба Юсупова отличается от двух пре­дыдущих роскошью и масштабами (ее площадь около восьмисот гектар). Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Современники называли её "под­московным Версалем".

Н.Б. Юсупов много лет провёл в Европе, собрал богатейшую коллекцию произведений скульптуры, живописи, прикладного искусства, редких книг и разместил ее в Архангельском. Он любил празднества и увеселения, построил в имении театр.

 Усадьба включает в себя дворцы, храм-усыпальницу, скульптуры, живопись, редкие книги и, конечно же, чудесный парк.

          Парк состоит из трёх частей. Первая — итальянский парк с террасами. Далее лестница ведёт во французский парк с оранжереями, в которых выращивали апельси­ны и лимоны. Во француз­ской части парка находятся небольшие зелёные ко­ридорчики "берсо", в которых гости могли укрыть­ся от солнца.

        Третий парк — английский пейзажный, похожий на лес, с арками, беседками и мавзолеями.

е) Барские усадьбы в романе

Затем я исследовал описание барских усадеб в романе:

Усадьба князя Верейского Арбатово

В описании имения Арбатово видно европейское изящество. Господский дом Верейского выстроен «во вкусе английских замков». Князь знакомит гостей со своей картинной галереей. В усадьбе играет духовой оркестр, устраиваются фейерверки. Особое внимание привлекает парк с островами, беседками, мраморными статуями, памятниками. Внешний облик дома и парка говорит об изысканности хозяина. Но Верейский на самом деле эгоистичен, лишен благородства, любви и уважения к другим. В Арбатове безлюдно, совсем не видно мужиков, так как хозяин совершенно равнодушен к ним.

Усадьба Андрея Гавриловича Дубровского Кистенёвка

В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Усадьба Дубровского – это обыкновенный небогатый домик русского дворянина с простой семейной жизнью. Всё в имении говорит о бедности его хозяина, который был не в состоянии следовать европейской моде. В господском доме нет дорогих вещей. Автор обращает внимание лишь на несколько предметов: портрет матери Владимира и пакет с надписью «Письма моей жены». Они помогают лучше понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте внутренний мир, а не богатство.

Несмотря на свое низовое положение (владел семьюдесятью душами), хозяин был горд и независим. Здесь царят добрые отношения между помещиком и его крестьянами, которые преданны своему хозяину, отзывчивы, решительны.

Усадьба Троекурова Покровское

Усадьба Покровское соответствует склонностям и характеру хозяина. Здесь имеются все признаки богатства: огромный каменный дом с бельведером, старинный сад с прудом и аллеями, новая каменная церковь; псарный двор, лазарет для больных собак. Хозяин стремится показать свое богатство, проводит время в пирах и развлечениях, любит охоту. Дом Троекурова наполнен вещами: огромная библиотека, гостиная, столовая, наполненный яствами стол, комната с медведем. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ мира, лишённого духовности.

К.П. Троекуров самолюбив, считает себя выше многих помещиков в округе, умеет упрекнуть или обвинить любого. Он бездушен, своенравен, может издеваться как над животными, так и над людьми, редко считается с мнением окружающих. Между Троекуровым и его холопами нет добрых отношений, они переняли от хозяина многие качества, наглы, дерзки, чувствуют себя под его защитой.

Выводы:

После сравнения реальных усадеб и описанных в романе я пришел к выводу, что

- реальные усадьбы являются прототипами литературных

- описание внешнего вида дома, его обстановки, занятий хозяина даёт возможность узнать социальное положение помещика, понять его характер

ж) Секреты названий

Затем я изучил материал, связанный с названиями поместий, и выяснил следующее:

Названия усадеб

Имения чаще назывались по названию расположенных рядом рек, деревень, иногда – от названий церквей или в честь праздников.

Пушкин указывает, что в Покровском есть церковь Покрова, а также в доме Троекурова празднуют праздник Покрова. Отсюда и название – Покровское.

Захудалая деревушка бедного дворянина Дубровского называется Кистеневка.

Кистеневка — нижегородское имение отца Пушкина, которое находилось в восьми километрах от Болдина и досталось Александру Сергеевичу по наследству. Поэт ездил туда для оформления документов.

Кистеневка была чрезвычайно бедна, плохое управление разорило крестьян. В архивах хранится немало дел о побегах кистенёвских крестьян.

Название деревни произошло от слова «кистень» и связано с попытками борьбы крестьян против помещиков. Кистень - это старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью. Его использовали разбойники. Недаром своих заглавных героев А.С.Пушкин поселил именно в Кистеневке: ведь Владимир Дубровский становится благородным разбойником.

Имение Арбатово, возможно, получило свое название от города Ардатова Симбирской губернии, в котором Пушкин заменил букву «д» на «б».

С этим городом Пушкина связывало многое:

- осенью 1883 года, возвращаясь в свое имение Болдино из Оренбурга, где поэт собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта», он проезжал через, где менял почтовых лошадей (на этом месте установлена памятная плита)

- в селе Хрипуново Ардатовского уезда располагалось родовое имение Чаадаевых, где в раннем детстве жил известный философ, писатель Петр Чаадаев, близкий друг А.С. Пушкина

- в Ардатовском уезде в имении отца долгие годы жил Николай Тургенев, декабрист, писатель, старший товарищ Пушкина по петербургскому обществу «Арзамас»

Вывод: названия поместий имеют реальные источники, Пушкин тщательно подбирал названия, вкладывал в них особый смысл в соответствии с замыслом романа

з) Усадебная лексика

Наше впечатление от художественного произведения полностью зависит от того, понимаем ли мы его. А правильно понять художественный текст возможно только в том случае, когда мы понимаем язык, которым он написан.

В ходе работы над романом мне постоянно приходилось пользоваться толковым словарем, так как значение многих слов мне было незнакомо. Это были устаревшие слова, связанные с описанием жизни и быта людей XIX века. Устаревшая лексика используется автором для изображения эпохи.

Я решил узнать, знают ли ученики нашей школы значение некоторых устаревших слов. Для этого учащимся 7 – 9 классов была предложена анкета «Знаете ли вы значение данных слов?», включающая 12 устаревших слов из романа «Дубровский»:

дворовый, камердинер, крепостной, людские (избы), отъезжее поле, помещик, приказчик, псарь, стремянный, усадьба, флигель, холоп.

В анкетировании принимало участие 19 человек. Многие ученики не смогли правильно объяснить значение предложенных слов, хотя это произведение ими было изучено в шестом классе (результаты анкетирования представлены в диаграмме).

Чтобы разрешить трудности, возникающие при чтении романа А.С.Пушкина «Дубровский», я составил толковый словарик «Барская усадьба». Он облегчит понимание текста, поможет вдумчивому чтению произведения, пригодится при изучении произведений писателей XIX века в старших классах.

5. Заключение

Из моего исследования можно сделать следующие выводы:

1) реальные усадьбы являются прототипами для создания образов усадьб в романе

2) названия поместий тщательно подобраны автором, несут в себе особый смысл в соответствии с замыслом романа

3) усадьба в романе имеет большое художественное значение:

а) является местом действия героев

б) характеризует социальное положение помещика

в) является одним из способов характеристики героев

Практическая значимость работы связана с возможностью углубленного изучения произведений школьной программы, с возможностью использования данного исследования в процессе подготовки к урокам литературы.

Русская усадьба занимает значительное место в отечественной культуре. Её по праву называют "образом России».

С провинциальными усадьбами связаны жизнь и деятельность многих известных исторических личностей, общественных и политических деятелей и деятелей науки и искусства (усадьбы А.П.Чехова «Мелихово», Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», Ф.И.Тютчева «Мураново», М.Ю.Лермонтова «Тарханы»)

Многие поместья, как Абрамцево, Остафьево внесли весомый вклад в русскую художественную культуру. Они являются великолепными архитектурными памятниками своего времени. Ряд усадеб получил известность как важные центры культурной жизни России.В этих усадьбах их владельцами были собраны великолепные коллекции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Исследование русской усадьбы необходимо, чтобы сохранить в народной памяти и истории Отечества, её образ как уникальное явление русской жизни.

6. Список литературы:

«Дубровский». А.С.Пушкин

Толковый словарь в 4-х томах. В.И.Даль.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов

Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

Журнал «Литература в школе», №6, 2004г, Вахитова Т. М. «Образ дворянской усадьбы».

Краткий этимологический словарь русского языка. Н.М.Шанский

В.Г.Маранцман «Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении»

В. П. Мещяреков, М. Н. Сербул. «Дела давно минувших дней…» Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики 18-19 веков

МаранцманВ.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина. Методическое пособие для учителя. Автор-составитель Н.М. Свирина.

Просмотров работы: 12009