Тема милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Погорелова С.В. 1
1МОАУООШ № 28 имени А. Матросова г. Новокубанска
Кадобная О.Ю. 1
1МОАУООШ № 28 имени А. Матросова г. Новокубанска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема исследовательской работы:

«Тема милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Вид работы: исследовательская - поисковая

Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. XXI век… Столько проблем и столько вопросов у нас, юных, готовящихся к взрослой, сознательной жизни… Кем быть? Каким быть? На этот вопрос Пушкин в повести дает определенный ответ: держаться нужно за милосердие.

Также выполнение данной исследовательской работы помогает закреплять навыки самообразования, активизирует умственную и творческую деятельность учащихся, учит видеть необыкновенное в обыденном.

3. Введение

Пушкин был пророком и избранником Божьим, и хотя в совершенной иной, новой исторической ситуации, с другими поэтическими средствами, но все в том же контексте многовековой библейской культуры, теперь уже во всемирных, всечеловеческих масштабах поэт всем своим творчеством преподает главный урок: он «милость к падшем призывал».

Пушкин всем своим творчеством, по мысли А. Панарина, «эстетически раскрыл нашу специфику как православную», а характер народа, с его великим смирением и долготерпением, в которых он усмотрел проявление не рабства, а духовного достоинства, -как православный характер».

Исследование работ, посвященных духовной биографии русского гения, приводит к мысли, что для Пушкина универсалии православной нравственности стоят выше сословных, классовых, политических противостояний и различий.

«Он судил о людях и народах не по критериям развитости и неразвитости. Успеха и неуспеха, а по универсальным критериям духовного плана», - пишет А.А. Ильин.

Читая произведения писателя, мы чувствуем, что Пушкин любит своих героев и почти всегда им сочувствует, призывает «милость к падшим». «Это резко отличает его ото всей «разоблачительной» литературы, которой свойственно недоверие к человеку и страх перед его непредсказуемо разнообразными потенциями к совершению зла», - пишет Г. Лесскис.

Мысль Пушкина ясно проста: новое обретения Бога в сердце сделает его чистым, а чистым сердцем человек может познать ту Божественную мудрость (Бога узреть), которая до времени представляется человеку тайной.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (М.ф. 5,8), - сказано в Евангелии. Именно этой заповеди был верен Пушкин.

«Для него нет в мире никого и ничего безусловно-презренного и ничтожного, ни единого безразличного существа, от которого можно было бы равнодушно отвернуться. Все на свете важны. Подобно тому , как он прозаически замечает все повседневности фламандской школы пестрый сор, и поэтизирует к чему ни дается , так и в людях благодатной прозорливости ума и сердца всегда находит он что-то светлое-несомненно, потому, что сообщает им внутренний свет и тепло его собственной души»,- пишет Ю. Айхенвальд, который замечает , что у Пушкина «царит приветливое отношение к людям, чудная внимательность к ним ,- все ровно ,что будет ли это Наполеон со своими мощными замыслами или хлопотливая старушонка , будут ли это братья-разбойники или дядька Савельич из «Капитанской дочки»…»

Пушкин часто говорил, замечают исследователи его творчества, о жалком роде людей, достойном слез и смеха, о тупой черни, и он сказал эти гордые слова: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей, их пороки, их грехи». Но презрение к пошлости толпы не заглушает его любви к конкретному человеку. Частные недостатки не затемняют перед ним общего величия мировой драмы и ее участников – этих бедных «чад праха». Сердце Пушкина «не любить не может».

Вот почему тема милосердия становится для Пушкина ведущей в его творчестве, и наиболее глубоко она раскрывается в повести «Капитанская дочка»

Цель исследовательской работы

-увидеть, как тема милосердия раскрывается в повести Пушкина «Капитанская дочка», в чем ее своеобразие.

Задачи исследовательской работ

-понять, что есть милосердие как духовно-нравственная категория;

-изучить литературную критику по заявленной теме, выявить подходы к осмыслению данной проблемы;

-дать свою версию понимания темы милосердия в произведении «Капитанская дочка».

Объект и предмет работы: повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Я также обращалась к информационным источникам, словарям, энциклопедической и специальной литературе.

Практическая ценность исследовательской работы на сегодняшний день состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, при подготовке к олимпиадам, при поступлении в ВУЗ, а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с комплексным анализом текста.

4. Основная часть

Милосердие не бывает чрезмерным

Фрэнсис Бэкон

Общие сведения.

1. Тема милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1.1. Милосердие как духовно – нравственная категория.

Милосердие…. Если спросить кого-нибудь, что это такое, в большинстве случаев получишь такой ответ: это великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень плохое. Слово «милосердие» несколько устаревшее, непопулярное сегодня. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «Брат милосердия», даже словарь дает их с пометкой «устар.» (устаревшее). А ведь когда-то считалось, что изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности: милость к поверженным и пострадавшим. Глубокое равнодушие к человеку стало на столько принятой нормой обычной падшей жизни, что само слово «милость» стало относиться к романтически-архаическому лексикону. И так же часто, как равнодушие или безразличие встречается в жизни и другая форма немилости – осуждение. Не случайно, что ни на один другой грех Господь Иисус Христос не обращал такого усиленного и постоянного внимания, как на осуждение….

В словаре В. Даля милосердие трактуется как «сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалобность, мягкосердность».

В Новом словаре русского языка сказано о милосердии следующее: это есть готовность помочь кому-нибудь из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-либо, вызванные чувствами.

В Большом толковом словаре русского языка дается такое определение: милосердие – это готовность оказать помощь; снисхождение, вызванные такими чувствами.

Большая Российская Энциклопедия трактует это понятие как сострадание, любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся; деятельное проявление.

Мы видим, что все определения сходны в одном: главная черта милосердия –это готовность на деле помочь человеку, и эта готовность рождена состраданием , любовью.

Анализ религиозной, богословской и философской литературы привел к мысли, что милосердие есть одна из христианских добродетелей. Слово милосердие рождено соединением двух слов: «милость» и «сердце». Милость, согласно христианской этике, это, прежде всего, рождение живого сердца, становящегося божественным, которое именно в силу этого своего нового качества проявляется, прежде всего (а может быть, и более всего) - в неосуждении. В обычном, несколько сентиментальном переживании милосердие сводится к сочувствию, к сопереживанию.

В книге В. Свешникова «Очерки православной этики» особенности этого понятия определяются таким образом: «Главное практическое деяние милующего сердца - это своевременное и уместное практическое утешение.

Главное дело сострадательного милосердия – живущая в нем молитва к Богу. Вообще главное движение милующего сердца по отношению к ближнему - сочувствие (сострадание, сорадование и проч.). Сочувствие, не способное осквернить грехом грешащего страдальца». Но это лишь начало, «отправленная точка» милосердия».

Христианская этика отмечает, что милосердие – это сила, потому что милосердие свойственно людям, которые способны прийти на помощь, потому способность к милосердию – это признак духовной зрелости человека.

Стоит обратить внимание на то, что в движении милосердия есть опасные ложные тенденции: перед нами сердечное, кажется, переживание, но без малейшей попытки помочь. Здесь просматривается сентиментальное лицемерие, здесь виден тот нравственный формализм, который бесполезен для дающего и оскорбителен для берущего.

В мире милостивые, замечают богословы, даже по природным данным, встречаются редко, тем более редки те, кто стараются обрести подлинную милость, но милосердие прежде всего спасительно для тех, кто способен на него.

«Чем больше сердце человека расширяется в милости, тем очевиднее для него становится бесконечная милость Божья», - пишет В. Свешников.

О милосердии писал многие мыслители. Вот некоторые лишь высказывания:

«Милосердием и краткостью, отречением от себя ты обезоружишь всякого врага. От недостатков дров тухнет всякий огонь»,- утверждал В.И. Вернадский

«Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то что ты хочешь проявить, едва ли есть милосердие», - учил В.А. Сухомлинский.

Л.Н. Толстой так скажет о милосердии: «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка, прежде всего в не осуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству». Великий русский писатель всегда призывал своих читателей к помощи ближнему своему, к состраданию, к милосердию.

В Православии есть две заповеди блаженства, где соединяются понятия «милость» и «сердце»:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (5 заповедь)

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (6 заповедь)

В каждом из этих изречений угадывается общая мысль: милосердие одна из духовно-нравственных категорий, которая отражает степень совершенства человека, его способность любить «другого», любого человека, способность понимать, что каким бы ни был человек, он нуждается в поддержке и сострадании.

Такое отношение к человеку было свойственно А.С. Пушкину. Милость к униженным, оскорбленным становится для Пушкина нравственным требованием, одной из высших обязанностей. Живое чувство сострадания отражено в его творчестве. Не случайно это чувство вылилось в знаменитые строки:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.»

«Изведав на собственном опыте трудность борьбы с греховным соблазном, - пишет митрополит Анастасий (Грибановский),- Пушкин умел снисходить к немощам своих ближних». Он предпочитал, по словам данного исследователя, «милость к падшим призывать» вместо того, чтобы бросать в них «камень осуждения».

Наиболее глубоко тема милосердия раскрывается Пушкиным, считают многие исследователи, в его итоговом произведении, повести «Капитанская дочка», позволившем увидеть читателю пушкинскую картину мира и человека в нем во всей полноте.

1.2 Литературная критика о теме милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

«Духовное содержание пушкинской повести связано, прежде всего, с простым и смиренным взглядом автора на смысл русской истории и на ее подлинных героев»,- утверждает А.А. Ильин, осмысливая проблематику итогового произведения писателя. Исследователь говорит: «В названии повести А.С. Пушкина стоит простое слово, выражающее главную героиню предельно точно и исчерпывающе –дочь». А.А. Ильин раскрывает, как мы заметили, тему милосердия в контексте названия произведения, утверждая, что Маша Миронова есть воплощение христианского милосердия.

По мнению критика, только дочь, настоящая дочь, может писать в самые трудные минуты своей жизни, повторяющиеся слова евангельской молитвы: «Да будет воля Твоя». «Она и врагу постоянно напоминает через его имя и отчество о сыновстве, не смея и намеком превосходить Божий суд»,- пишет исследователь. Это и есть истинное милосердие, по мнению А.А. Ильина. Героиня не проклинает врага своего, не обличает его, а взывает к милости Божьей.

«Пушкин создает по-своему уникальный образ дочери, которая каждым своим словом и поступком напоминает всем, кто с ней встречается, о главном назначении человека – о его сыновстве перед Богом….»,- точно подмечает исследователь А.А. Ильин.

Анализируя образ пушкинской героини, исследователь приходит к мысли, что Маша Миронова спасает Гринева, и в этом поступке критик усматривает проявление милосердия. Героиня напоминает молодому человеку о необходимости все делать по родительскому благословению, служить верно и «обретать законное имя отца семейства». Критик приходит к выводу, что дочь капитана Миронова «совершает поистине духовный подвиг: спасает целый род Гринева от клеветы и позора». При этом исследователь ссылается на важнейший эпизод повести: просьбу Маши Мироновой о помиловании Гринева. Эта просьба - обращение к знатной даме. Здесь прозвучали, по мысли А.А. Ильина, «благочестивые» очень значимые слова:

-Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

-Никак нет-с. Я приехала просить милость, а не правосудие….».

По мнению исследователя, существует огромная разница между поисками правого суда и просьбой о милости, о прощении. Безусловно, прав критик, утверждая, что Марья Иванова выражает духовный опыт наших «отцов пустынников», дух смирения, терпения и любви. «Дочь не может оправдываться перед людьми и искать какого бы то ни было суда, кроме суда Божьего»,- пишет А.А. Ильин.

Итак, мы видим, что размышляя о духовном смысле «Капитанской дочки», А.А. Ильин рассматривает тему милосердия в связи с образом Маши Мироновой. Ее поступки есть проявление живого милосердия. Такова мысль исследователя.

Интересный подход к теме милосердия в пушкинской повести можно найти в работе митрополита Анастасия (Грибановский). Он объясняет отсутствие в творчестве Пушкина и в частности в повести «Капитанская дочка» «отталкивающих порочных типов» пушкинским милосердием. Пушкин, по мысли митрополита Анастасия, «примиряет» нас даже с таким закоренелым преступником, как Пугачев, когда рисует картину его публичной казни. Когда мы видим Пугачева, который «кивнул головой», мы «готовы вместе с автором простить умирающего злодея, предавая его кающуюся душу праведному и вместе милостивому суду Божию».

Подобную точку зрения мы найдем в работе Ю. Айхенвальда. Говоря о пушкинской «религии добра», которая открывается читателю «Капитанской дочки», исследователь Ю. Айхенвальд замечает, что у Пушкина в каждом герое есть проблески «нравственной милы жизни». Даже Пугачев, отмечает критик, «имеет в себе черты великодушия и благородства», в нем «блещет луч добра».

Эту же мысль достаточно оригинально интерпретирует М. Цветаева в своей статье «Пушкин и Пугачев». Поэтесса называет Пугачева необычно в своей статье: «вожатый», воспринимая его, скорее, сказочным героем, чем исторической личностью. В своей работе М. Цветаева, как мы видим, говорит о Пугачеве с теплотой, восторгом, добротой. «Пугачев никому не обещал быть хорошим - оказался», - к такому выводу приходит М. Цветаева, анализируя поступки героя. Милость, по мнению М. Цветаевой, состоит в «пугачевской благодарности и благородстве», в «любви к невозможному для нее сыну». Безусловно, права М. Цветаева, говоря, что «между Пугачевым и Гриневым – любовный заговор». Заговор человеческой любви. Любви всего народа. «Благодарность злодея» Пугачева Цветаева видит не в материальной заинтересованности («долг платежом красен»), а в особом чувстве, которое неистребимо в русском человеке. Это чувство она называет «дары любви».

«Пугачев на дары Гриневу ненасытен», - пишет М. Цветаева. И даже последний жест Пугачева («кивнул головой» во время казни) Цветаева комментирует неожиданно как «последний дар любви»: «больше ему подарить Гриневу было- нечего».

Исследователи повести «Капитанская дочка», как мы видим, приходят к общему выводу, что это произведение проникнуто духом милосердия. «Ее можно назвать повестью о милосердии», - пишет А.Н. Катасонов. Рассматривая данную тему, критики, как мы заметили, обращают внимание чаще всего на центрально-сюжетную линию повести - историю взаимоотношений Гринева и Пугачева, которая есть, прежде всего, история милосердия. Глубоко и необычно анализирует смысл встреч Пугачева и Гринева исследователь А.Н. Катасонов. «Во всех четырех встречах милосердия, - пишет он, - является как бы нервом отношения наших героев».

Анализируя эпизод первой встречи героев, критик приходит к выводу, что с обращения «брат» о дворянина к босяку, голяку – нарушаются социальные условности и появляется «особая общность». Тут впервые, по мнению исследователя, промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто особенное… Это состояние души Катасонов называет «ниточкой сочувствия, жалости…». Критик усматривает в поступках Гринева уважение к человеку, к его достоинству. Исследователь так характеризует состояние души героя в этот момент: «Человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что это образ Божий. И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, «кощунство»». Все это почувствовал Пугачев, по мысли критика. «И завязались между нашими героями таинственные отношения, где высшее и низшее – едины, где нет господства, ни рабства… где враги – братья», - пишет А.Н. Катасонов.

Исследователь считает, что Пушкин приводит читателя всем содержанием своего произведения к такому выводу, к такому итогу: «Чем можно ответить на милосердие, на милость? Чем его измерить? – Только милосердием же…». Анализируя текст повести, Катасонов утверждает, что «через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия». Отпуская Гринева из Белгородской крепости, Пугачев, по мысли критика, «управляется законом милосердия», выше которого и благородней которого нет ничего в этом мире. Примечательна мысль исследователя о том, почему закон милосердия «царит» между Гриневым и Пугачевым: «Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внутреннему человеку, и не может уже забыть этого Пугачев». Этот «закон милосердия» исследователь образно называет «касанием душ». И это определение, безусловно, удачно. Действительно, мы становимся свидетелями, как жестокий мир озаряет светом жалости и милосердия. Безусловно, прав литературовед, утверждая, что «все в повести полно милосердия». Любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой он рассматривает с христианской точки зрения. Это, по его словам, «не любовь – страсть, не любовь – восхищение, а христианская любовь, жаление». («Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна»).

Мы видим, что многие герои повести, по оценки Катасонова, становятся носителями идеи милосердия, суть которого – бескорыстная любовь, бескорыстная вера в человека, деятельна помощь. Ведь именно так определяется, как мы знаем, понятие «милосердие» в словаре Даля и богословных книгах. «Милосердие исходит от личности и направлено, собственно, только к ней», - делает вывод Катасонов. Именно к этой мысли приводит нас Пушкин всем содержанием повести: «Любить, не значит согласиться с неправдой любимого; простить, не значит оправдать преступление». Пушкин глубоко чувствовал и гениально изображал эту трезвость христианского милосердия. В этом выводе, безусловно, прав критик. Пушкин, по мнению Катасонова, дает «именно ту трактовку этой темы, которая характерна для всей тысячелетней русской истории». Достойна внимания мысль исследователя о связи таких понятий, как честь и милосердие: «Милосердие освещает честь, честь же дает милосердию конкретность , историчность».

Безусловно, прав А. Н. Катасонов, делая такой вывод: «Милосердие должно быть «зрячим». Путь милосердия – не путь «благодушного всепрощения, а путь жертвенного самоотвержения, путь христианского подвига». К такому выводу, по мысли Катасонова, можно прийти, читая повесть Пушкина.

Анализ литературы по теме показал, что заявленная тема является предметом осмысления многих литературных критиков, она изучена во многих аспектах. Однако в ходе исследования нас заинтересовал вопрос: звучит ли слово «милосердие» в пушкинском тексте?

Итоги исследования работы в этом направлении я изложила в следующей главе.

Практическая часть

1.3. Слово «милость» и его духовный смысл в повести Пушкина «Капитанская дочка» (Итоги самостоятельного исследования текста)

Анализ текста повести привел меня к мысли о том, что слово «милость» как составляющее понятие «милосердие» часто употребляется в произведении, и это не случайно. Я выделила в тексте 30 цитат. Данный текстовый материал я попыталась систематизировать. В результате этого образовались следующие группы:

1) Христианин – носитель милосердия Бога;

2) Обращение к Богу;

3) Слова в значение «милосердие».

Обратимся к первой группе.

В эпоху Пушкина существовало, во-первых, немало речевых конституций, в которые входило это слово. Например, устойчивым было в речевом этикете обращения «милостивый государь». Этимология данного словосочетания восходит к православной этике: христианин всегда воспринимался носителем милосердия Бога. И всякое упоминание слова «милостивый», «милости прошу», которые прочно вошли в сознание русского человека как проявление духовно-нравственного сознания человека православной культуры.

В тексте Пушкина мы встречаем около 7 подобных речевых конструкций. В основном данное обращение может звучать во время диалогов людей, находящихся на различных социальных ступенях: Гринев и Савельич, Пугачев и его приближенные, Пугачев и Гринев.

Впервые слово «милость» прозвучало во 2 главе в повести Пушкина: «милостивый государь Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство….». Генерал, читая эти строки письма, воспринимает их как лесть, ему, как мы заметили, не очень приятно слышать такие слова в свой адрес. Но на самом деле данное обращение было сказано от чистого сердца.

«Дорогие гости, милости просим за стол», - говорит Василиса Егоровна, приглашая всех обедать. Сколько доброты и любви в этом обращении!

«Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое ваше писание я получил….», - пишет в письме Савельич своему «хозяину». Читая это письмо, ощущаешь теплоту и уважение. Савельич любит Андрея Петровича и готов ради него на любую жертву.

Особую группу составляют те речевые выражения в тексте (7 изречений), которые представляют собой обращение к Богу, к его милосердию. Например: «Сто рублей! Боже ты милостивый!...», - произносит с горечью Савельич. Он, обращаясь к Богу, просит образумить Гринева, уберечь его от глупости.

Во время наступления Пугачева на крепость Иван Игнатьич произносит «Бог милостив: солдат у нас довольно…». Он верит в то, что Бог поможет им.

Все эти реплики произносятся героями, в различных ситуациях. Читая их, мы понимаем, что люди, обращаясь к Богу, действительно, ждут от него помощи. Русский православный человек всегда знал, что Бог – милосерден.

Самую большую группу (16 конструкций) составляют те выражения, где слово «милость» употребляется в значении «милосердие». Эти выражения представляют собой прямое обращение к Богу, истинную веру в него. Именно поэтому в повести больше всего высказываний в значении «милосерди». Только искренне верующий человек, любящий Бога, может произнести данные выражения искренне от сего сердца.

«По милости Пугачева, я имел добрую лошадь…» - говорит Гринев (10 глава повести). Он, говоря это, имел в виду милосердие Пугачева, великодушие его и доброту.

«Я приехала просить милости, а не правосудия…» - отвечает Маша Миронова светской даме. Милосердие для героини в данный момент было самым важным, самым нужным подарком. Этот эпизод является одним из самых ярких примеров истинного милосердия, великодушия.

Проследим за «движением» слова «милость» в отношениях между Гриневым и Пугачевым. Впервые это слово произносится во второй главе. «Ваше благородие. Век не забуду ваших милостей…» - эти слова произносит Пугачев, пораженный подарком Гринева. Прочитав только эти слова, можно понять искреннее чувство благодарности Пугачева. Он поистине счастлив, приняв дар от Гринева. И он впоследствии не забудет этой милости…

Итак, проведенное исследование показало, что в повести Пушкина употребление слова «милость» и его производных («милостивый», «помилуй») создает особый фон духовно – нравственного содержания. Читая произведение Пушкина, мы постигаем православный уклад жизни России XVIII века, той России, которая еще не оторвалась от своих корней.

6. Заключение

Итак, проведённое мною исследование помогло понять, что милосердие является центральной темой данного произведения. Пушкину удалось раскрыть, что милосердие есть важнейшая духовно-нравственная категория для русского человека.

Изучив критику, мы увидели, что главная черта милосердия – это готовность на деле помочь человеку, и эта готовность рождена состраданием, любовью.

Анализ религиозной, богословской и философской литературой привели мысли, что милосердие есть одна из христианских добродетелей. Не случайно слово милосердие рождено соединением двух слов: «милость» и «сердце».

Милость, согласно христианской этике, это, прежде всего, рождение живого сердца, становящегося Божественным, которое именно в силу этого своего нового качества проявляется, прежде всего (а может быть, и более всего ) – в неосуждении.

Милосердие отражает степень совершенства человека, его способность любить «другого», любого человека, способность понимать, что каким бы ни был человек, он нуждается в поддержке и сострадании.

Такое отношение к человеку было свойственно Пушкину.

Анализ литературы по теме показал, что заявленная тема является предметом осмысления многих литературных критиков, она изучена во многих аспектах. Однако в ходе исследования нас заинтересовал вопрос: звучит ли слово «милосердие» в пушкинском тексте?

Проведенные исследование текста показало, что всего в повести Пушкина употребление слова «милость» и его производных («милостивый», «помилуй») создает особый фон духовно-нравственного содержания.

Проделав данную работу, в заключении я могу сказать, что Пушкин был пророком и избранником Божьим. Всем своим творчеством он преподает главный урок: он «милость к падшим призывал». Пушкин понимает, что милосердие всегда просто и деятельно, оно идет от сердца.

7. Список используемой литературы

1. Айхенвальд Ю. «Силуэт русских писателей», - М., 1994

2. «Большой толковый словарь русского языка», - Санкт-Петербург, 2002

3. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка», - М., 2002

4. Ильин А.А. «Русская литература в контексте отечественных православных традиций», - Ярославль, 2000

5. Катасонов А.Н. «Хождение по водам», - Пермь, 1998

6. «Новый энциклопедический словарь», - Москва, 2002

7. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»

8. Цветаева М. «Пушкин и Пугачев», - Москва, 2001

Просмотров работы: 3726