Традиции чеховского театра

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции чеховского театра

Майорова О.Д. 1Стенькина А.В. 1
1Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» Промышленно-экономический колледж
Вилова Е.С. 1
1Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» Промышленно-экономический колледж
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

2019-й год, год театра, передал эстафету 2020-ому, в начале которого весь культурный мир вспоминает 160-летие русского писателя-гуманиста, драматурга А. П. Чехова, чьё творчество было направлено на решение проблем, актуальных и сегодня. Как сберечь в себе Человека и не поддаться влиянию среды? Как не предать мечту и не потерять веру в себя? Эти и другие сопутствующие вопросы писатель выводит во главу своих произведений.

Чехов и театр... Это особая тема, достаточно изученная исследователями. Мастер рассказа, Чехов-драматург стоял у истоков нового этапа развития русского национального реалистического театра, созданного А.Н. Островским, сформулировавшим принципы русской драматургии, когда появился новый театр, где доминантой является текст. Но и Островский на поздних этапах творчества ощутил необходимость новых драматических форм и принципов.

Пьесы А.П. Чехова, в которых подтекст занимает главное место и его глубинные смыслы поистине неисчерпаемы, стали новым витком в развитии драматургии. Каждое новое поколение находит всё новые возможности для собственной трактовки, сходясь в главном: Чехов нас учит жить.

В ходе работы мы попытаемся дать ответы на вопросы, что нового Чехов привнёс в театральное искусство, насколько живы чеховские принципы, существуют ли новые постановки его пьес сегодня, каково отношение зрителя к традициям театра Чехова и к попыткам его интерпретировать.

Для решения поставленных задач мы будем использовать такие методы, как

изучение литературы по выбранной теме;

знакомство с постановками чеховских пьес разных лет по воспоминаниям современников и по записям спектаклей из сети Интернет;

просмотр пьесы «Чайка» в Московском областном театре драмы и комедии;

анализ отзывов о различных постановках пьесы «Чайка».

1. Роль творчества А.П.Чехова в становлении русского драматического искусства.

Русская профессиональная литературная драматургия сложилась в конце 17–18 вв. Специфика драмы как явления искусства состоит в принадлежности ее двум формам культуры: литературе и театру, поскольку без сценического воплощения жизнь драмы неполна. Эта двусмысленность драмы определила и характер изучения ее истории. Она послужила объективной основой того обстоятельства, что драматургия стала предметом научного интереса двух искусствоведческих дисциплин: театроведения, изучающего репертуар как основу сценического творчества, и литературоведения, изучающего драму как явление литературы.

В жизни России XIX века театр брал на себя все функции, которые теперь сообща выполняют кино и культурные программы радио и телевидения. Тогда именно театр был пропагандистом определенного стиля жизни, а также создателем своего рода эталонов облика и поведения. Но, быть может, еще важнее, что театр был едва ли не единственной формой общественного интереса.

Театр был единственной в России узаконенной и общедоступной формой свободного публичного выражения, если не личного мнения каждого, то хотя бы личного вкуса. Собственно, пожалуй, именно театр формировал и определял уникальную роль искусства в личном самосознании каждого зрителя и в общественной жизни России в целом, роль, которую позже унаследовала литература.

Особую роль в русской драматургии того времени сыграло творчество А.П. Чехова, намного обогнавшее свое время и определившее вектор дальнейшего развития мирового театра.

А.П. Чехов производил впечатление странного писателя, странного драматурга. Он был не очень понятен зрителям. Он сразу начал с экспериментов в драматургии. Такие пьесы, как « Иванов», « Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» не укладываются в традиционную систему драматических жанров и фактически опровергают устоявшиеся правила драматургии. Для Чехова это не случайно. К этому времени сложилось впечатление, что старая драматургия изжила себя. Принято считать, что А.П. Чехов заложил основы русской драмы, где нет главных или второстепенных, отрицательных или положительных героев, где нет ярких поступков и нет громогласных диалогов. В драме Чехова все действия обусловлены двойным смыслом.  

2. Особенности драматургии А.П.Чехова

Особенностью Чеховской драмы является уход от точного реалистического изображения персонажей; любовь к детализации, которая в свою очередь нацелена на действие и описание перипетий, а именно неожиданных поворотов в развитии сюжета; также наличие таких признаков как содержательность, лаконизм, лиризм.

23 апреля 1889 года в письме брату Александру А. П. Чехов написал фразу, ставшую крылатой: «Краткость - сестра таланта». Эта фраза - итог рассуждения писателя о драматургии. Став творцом нового жанра литературы - маленького рассказа, поднявшегося до высоты эпического повествования, в каждом из которых – бездна смысла, Чехов удерживает внимание зрителя и в драматургическом произведении. А длинным монологом сделать это довольно трудно. Сам писатель обладал этим талантом в высшей степени. Его творчество было содержательным с точки зрения информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения, и одновременно предельно кратким, немногословным.

Развив до подлинной виртуозности свое удивительное умение «писать талантливо, то есть коротко», Чехов пользовался сложными и по-своему необычными приемами. Наиболее эффективным из них является оригинальный способ типизации, форма выражения характерного через частное, свойственная только Чехову. Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений.

В чеховской пьесе мы постоянно чувствуем присутствие автора в каждой сцене, в каждом эпизоде. Его чувства, мысли, отношение к людям и событиям прослеживаются во всем: в репликах персонажей, в ремарках, в лирических отступлениях и в ритме драматического действия. Поэтому при определении жанра чеховской пьесы критики сходятся на таком определении, как лирическая комедия.

Демонстрируя нам настоящее, прошлое и будущее общества, Чехов, прежде всего, обращается к внутреннему миру героев, показывая, насколько низким и мелочным может быть человек. Так, например, в пьесе «Вишневый сад» Чехов очень тщательно прорисовал образы героев, сделав акцент на бездействии героев и их отношении к происходящей действительности. Он считал, что каждому поколению присущи неограниченные возможности жить лучше. Однако на протяжении пьесы автор показывает нам разочарование своим народом. Если первоначально он делал ставку на веру и силу молодого поколения, то после - безнадежность, бессилие и смирение перед судьбой.

А.П.Чехов мастерски владел искусством детализации, утверждая, что «без детали вещь не живёт». Деталь способна с помощью небольшого текстового объема, С помощью детали несколькими словами Чехову удавалось передать максимальное количество информации, дать яркое представление о персонаже.

В качестве примера рассмотрим применение писателем цветовой детализации в пьесе «Три сестры»: Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, Маша в черном, Ирина в белом платье. Психологически холодный и печальный, синий цвет в пьесе Чехова сопровождает жизнь, лишенную тепла, домашнего уюта. Черное платье Маши - траур не столько по умершему год назад отцу, сколько по собственной несчастливо сложившейся жизни. Белый цвет - традиционный цвет чистоты, молодости, детства. Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события, поднять цветовую гамму произведения на уровень символики.

Также проявлением внимания к деталям в драматургии А.П.Чехова является активное применение, казалось бы, второстепенных театральных приемов, а именно авторских ремарок, звукописи, символов.

Например, в первом действии «Вишневого сада», автор подробно описывает декорацию – помещение, где все ожидают приезда Любови Андреевны. Особенное внимание в этой ремарке уделяется саду, который виднеется из окна – его деревья усыпаны белоснежными цветами. Но упоминание о холодных утренниках наталкивает на грустное предчувствие, что все это великолепие скоро погибнет.

Очередным примером детализации драматургии Чехова может послужить символика, присутствующая в пьесе «Чайка». Пьеса содержит три знаковых символа: озеро, чайка, мировая душа. Озеро символизирует красоту среднерусского пейзажа - важный элемент чеховских пьес. Мы не видим описания городской среды. Пейзаж становится участником драматических событий. Закат, луна, озеро - все это проекции душевной жизни героев. 

Чайка - этот образ-символ - проходит через каждого персонажа. Бескрылые люди рвутся взлететь, вырваться из обыденности. Омертвение чайки означает омертвение души, искусства, любви. 

Немаловажную роль, составляющую особенность драматургии А.П.Чехова играют звуки. Данная деталь прослеживается почти во всех пьесах великого драматурга. Вновь обратимся к пьесе «Вишнёвый сад». Мы можем наблюдать такие звуковые детали как: печальный вальс, играющий на балу, который, вопреки всякой логике, устраивает в день торгов Любовь Андреевна; стук шаров для бильярда, напоминающий о любимом занятии Гаева; скрежет лопнувшей струны, безвозвратно нарушивший очарование и покой летнего вечера, символизирующий завершение прежней жизни героев. Символичным является и стук топора в конце пьесы.

В обыденных вещах, в житейских мелочах, в прозе жизни А.П.Чехов находит способ заговорить с читателем о вечных человеческих ценностях, о философских категориях, о смысле жизни, о ее ценностях, о любви, о чувствах, которые невозможно передать, одновременно высмеивая пошлость и мещанство, приспособленчество и леность души.

Вместо привычных реплик автор применяет особый психологический прием, который Немирович-Данченко назвал «подводным течением», то есть подтекстом. Прежде всего, это «двойное звучание» каждого персонажа, а именно многозначность его характера. Тем самым, философия Чехова задействована именно в том «подводном течении», которое открывается читателю и зрителю только в том случае, если тот поймёт автора и пойдёт за ним.  Чехов говорил так: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». А, следовательно, нужно создать новое, такое, чтобы зритель видел на сцене не спектакль, а жизнь. Таким образом, Чехов в своих пьесах уходит от реализма для большей реалистичности, а всё, что он хочет донести до читателя и зрителя, он доносит через подтекст.

Природа смеха у Чехова тоже особенная. Жанр некоторых пьес Чехов определяет как комедийный, потому что его герои сами довели себя до такого состояния, они забыли, что значит жить по-настоящему, а лишь ломают какую-то комедию, грустную и бессмысленную. Они не могут отличить настоящее от подделки, они не могут отдаться целиком этой жизни, они существуют. Комизм и одновременно трагизм героев заключается в нежелании оглянуться вокруг себя и услышать голос этого мира, открыть глаза и наконец-то жить сердцем. А пока этого не произойдет, они будут все глубже утопать в своем болоте.

Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Смешное в его рассказах и пьесах всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Грустное в рассказах Чехова находит свое подтверждение в том, что сама жизнь несовершенна. Однако писатель учит нас преодолевать это несовершенство обращением к доброму и мягкому юмору. Чехов часто использует прием грустной иронии в своих произведениях, которая помогает читателю взглянуть на мир человеческих взаимоотношений как бы со стороны, учит думать, чувствовать и любить.

Считаем, что пьесы Чехова - это своеобразное зеркало, отражение нашей жизни, наших ошибок, в которых мы не всегда можем признаться.

3. Воспоминания современников о Чехове

Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла разностороннее отражение в воспоминаниях современников. В их записях, имеющих порой не только историко-литературное, но и художественное значение, раскрывается внутренний мир Чехова, характеризуются его отношения к важнейшим событиям эпохи, приводятся существенные страницы его биографии.

То обстоятельство, что Чехов в течение двух десятилетий стоял в центре русской литературы и искусства, работая в непосредственной близости и будучи связан личной дружбой со многими известными писателями, художниками, композиторами, актерами, придает мемуарам о Чехове особое значение. Они дают материал не только для знакомства с жизнью Чехова, но также освещают и один из значительных периодов в развитии русского искусства; с организацией Московского Художественного театра.

Большое место в жизни Чехова занимал театр. Известно, что Чехов не только писал пьесы, но и принимал личное участие в работе театра над их постановкой, особенно в последний период жизни, сойдясь с К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, актёрами Московского Художественного театра. По свидетельству современников Чехова - актеров и театральных деятелей, - он принимал живейшее участие в организации МХТа. Часто бывал на репетициях тех пьес, которыми началась история этого театра, делал указания для исполнения отдельных ролей, сцен, вникал в многочисленные подробности театральной жизни. "Он любил, понимал и чувствовал театр, - конечно, с лучшей его стороны... - писал Станиславский. - Он любил тревожное настроение репетиций и спектакля, любил работу мастеров на сцене, любил прислушиваться к мелочам сценической жизни и техники театра".

Никогда он не уделял такого внимания театру, никогда не выступал таким страстным поборником новых театральных форм, как в ялтинский период своей жизни. Чехов является не только автором пьес, идущих в Московском Художественном театре, но и одним из создателей его художественной программы, вдохновителем его борьбы за утверждение новых форм драматического искусства.

III. Анализ разных постановок пьесы А.П. Чехова «Чайка»

Величайший путь А.П.Чехова на драматургическом поприще начался именно с пьесы «Чайка», написанной им в 1895–1896 гг. и впервые опубликованной в 12 номере журнала «Русская мысль» за 1896 год.

«Чайка» — самая трагическая комедия, сюжет которой состоит из лабиринта захватов и страстей, выхода из него нет, ведь нет выхода из ряда противоречивых человеческих чувств.

Мы решили уделить особое внимание данной пьесе, так как именно она по праву дала некий толчок дальнейшему развитию всей чеховской драматургии. Проанализируем же историю «Чайки» и разберёмся в различных интерпретациях её постановки.

Первая постановка знаменитой чеховской пьесы «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Александрийском театре Петербурга. Ставил пьесу Е.П. Карпов, драматург и режиссер. На подготовку спектакля отводилось не более 10 дней, что было характерно для того времени. На репетициях актеры были плохо подготовлены, не знали наизусть своих ролей.

Фактически первая постановка считалась полным провалом: актеры играли весьма скверно, публика была так равнодушна и рассержена, что сам Чехов, присутствовавший в театре, покинул его незадолго до конца, а на следующий день и вовсе уехал из Петербурга.

Все действие Петербургской «Чайки» сопровождалось непредсказуемым смехом публики. Одним из объяснений провала было то, что зрители в театре пришли на бенефис комической актрисы и поэтому были настроены увидеть что-то веселое, развлекательное.

Антон Павлович считал, что в пьесах нужно изображать жизнь, какая она есть, и людей таких, какие они есть. А в жизни «не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо сделать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, и просто разговаривали о погоде.

После оглушительного провала Чехов зарёкся больше никогда не писать для сцены. Однако в мае 1898 г. В.И. Немирович-Данченко просил Антона Павловича разрешить поставить «Чайку» в Московском художественном театре. Он говорил, что «Чайка» — единственная современная пьеса, захватывающая его как режиссёра. А.П Чехов дал согласие. 17 декабря этого же года пьеса была исполнена на сцене МХТ. Задача, когда-то поставленная В.И. Немировичем-Данченко — реабилитировать чеховскую пьесу, дать «умелую, небанальную» постановку была выполнена полностью.

Уверенности в успехе постановки не было ни у кого, публика могла не принять нового спектакля. Вся труппа испытывала неимоверное волнение и тревогу, осознавая степень ответственности перед автором и будущим своего театра.

Сначала зрители были весьма сдержанны, а в третьем акте публика была уже покорена. Когда спектакль закончился, на исполнителей обрушился град аплодисментов и оваций. В зрительном зале слышались взволнованные голоса, позже публика потребовала послать телеграмму Чехову в Ялту. Критики были восхищены не меньше зрителей и признали, что спектакль поражает своей новизной, отсутствием шаблонов и великолепным актерским ансамблем. Стало очевидно, что МХТ нашел своего Автора и вышел на новый уровень, заняв одно из первых мест в русском театральном искусстве рубежа веков.

Спустя годы, пьесы А.П. Чехова не теряют своей актуальности. Напротив, набирают популярность, считаются востребованными среди театров. Пьесы А.П. Чехова до сих пор пользуются особым вниманием среди зрителей, ценителей драматического искусства. В наши дни ставятся множество спектаклей по мотивам великих чеховских произведений .

30 ноября 2019 года в Московском областном театре драмы и комедии г. Ногинск мы посетили спектакль «Чайка» по пьесе А. Чехова в постановке Веры Анненковой, благодаря чему мы по-настоящему смогли убедиться в том, что классика бессмертна. Театр доказал это. Артисты овладели нашим вниманием полностью. На протяжении трёх часов в зале стояла тишина, а в финале, не смолкая, звучали аплодисменты.

У спектакля много достоинств. Прежде всего, это бережное отношение к тексту пьесы и языку Чехова: здесь гармонично слились воедино и свет, и музыка, и костюмы, и декорации. Музыка к спектаклю, тревожная и грустная, написана композитором Егором Шашиным. На наш взгляд, режиссеру, актерам и всей команде удалось создать спектакль в традициях классического русского театра. Отсутствие какого бы то ни было эпатажа - очередное преимущество постановки. В этой комедии нет курьёзных случаев и веселья, в ней говорится о вечном: о любви, ревности, творчестве, поисках себя, проблеме отцов и детей, отношениях между поколениями и социальными слоями, наконец, о мечте, которая иногда не сбывается.

Рассуждая о современных интерпретациях постановок пьесы «Чайка», мы не можем обойти стороной эпатажную постановку «Чайки» режиссера Константина Богомолова в 2011 году в театре под руководством О.П. Табакова. Спектакль включает элементы театрального перфоманса, где действующие лица перенесены в другие временные и пространственные рамки, а именно в быт советской коммунальной квартиры середины 20 века. Не обошлось и без провокационных сцен в этой постановке, из-за которых отношение к спектаклю было неоднозначное.

Готовя новую редакцию спектакля «Чайка» в 2014 году, Константин Богомолов по сути представил зрителям новый, почти ни в чем не похожий на ранее поставленный спектакль. При этом сам режиссер в одном из своих интервью оценил новую версию как более приближенную к классическому чеховскому варианту, к созданию которого он начал более тяготеть. Новая «Чайка» Богомолова — это классический театр, наверное, совсем не такой, какого ждали от режиссера после его постановок последних лет. Но именно этим и ценна новая версия чеховской пьесы, несмотря на то, что режиссер пренебрег историческими костюмами.

Сегодня в театре не только слово на сцене главный, но и определенно существенный способ воздействия. Театр становится искусством пластических идей и пространственных фантазий. Главным в спектакле становится уже не действие, а состояние человека. Этим обусловлена особая эмоциональность текста, ведь задача заключается не в том, чтобы оставить зрителю роль пассивного наблюдателя, пусть даже и сочувствующего. Таким образом, современный театр стирает границу между зрителями и актерами, изменяясь, он становится подобно перфомансу, лишь с одной целью – разбудить воображение аудитории, что, по мнению самого К. Богомолова, намного важнее, чем отличие современной формы выражения на сцене от классического театра.

2.Анализ отзывов о различных постановках пьесы А.П. Чехова «Чайка»

В своем исследовании мы использовали материалы сайта https://www.literaturus.ru/, где нашли информацию об оценке современниками А.П. Чехова первых постановок пьесы "Чайка" (1896г.). С целью изучить мнения и критику общественности того времени, провели анализ, по результатам которого выявили следующее.

На сайте https://www.literaturus.ru/ опубликованы 22 отзыва о первой постановке пьесы А.П. Чехова «Чайка» в Санкт-Петербурге; из них 16 отзывов (71%), которые констатируют провал пьесы, и только 6 (29%) положительные (Приложение 1).

Исходя из проведенного нами анализа отзывов с сайта http://www.teatr.ru, приходим к выводу, что современное общество даёт следующую оценку пьесе «Чайка», поставленной в 2011и 2014гг. К.Богомоловым. 92% участников опроса высказываются о постановке как об успешной, 8% она не понравилась (Приложение 2).

Исходя из данных анализа отзывов о постановке пьесы «Чайка» разных времён, хочется отметить, что первые петербургские зрители, современники А.П.Чехова, не оценили его посыл вследствие отсутствия готовности для восприятия зрителем новых театральных форм.

Однако совершенно иначе мыслит современное общество, готовое воспринимать театральные эксперименты, которое практически единодушно во мнении, что постановка пьесы «Чайка», когда-то  не вписавшаяся в каноны старого русского театра, ныне «зазвучала» совершенно по-новому.

IV. Заключение

Подводя итог, хочется вспомнить письмо А.П. Чехова брату Н. П. Чехову, написанное в марте 1886 года, где писатель охарактеризовал воспитанного человека. Эти составляющие, которые давно уже литературоведы договорились называть нравственным кодексом писателя, в общем стали отправной точкой для разговора автора с читателем. Сам писатель с юных лет усилием воли заставлял себя всегда говорить правду, не заискивать перед сильными, не жаловаться на судьбу, выполнять долг. Через всё творчество А.П. Чехов проводит мысль, обозначенную в повести «В овраге»: «…Кто трудится, кто терпит, тот и старше». Труд, терпение, следование призванию делают из нас, по Чехову, Человека, который обязан не предавать свои идеалы, беречь в себе это человеческое начало. Разговор драматурга со зрителем базировался именно на этих гуманистических принципах.

Форма разговора стала основой нового театра, созданного совместными усилиями режиссеров К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также драматурга А.П. Чехова. В центре нового театра находится не только текст, но в большей степени подтекст, то недосказанное, которое зритель должен постичь, опираясь на подсказки – детали, пояснения к ремаркам, описания действия. Для понимания авторского замысла в постановках пьес нового театра фоном для текста становится звук, сценография, пластика.

Чеховские пьесы продолжают свою жизнь, во многом сохраняя чеховский подход к изображаемому в них. Есть и современные постановки, включающие элементы театрального перфоманса, где герои помещаются в другие временные и пространственные условия. Каждый режиссер имеет право на собственное видение постановки и чеховских пьес в том числе, и, как показывает анализ постановок и отзывов о них, большинство зрителей сегодня готовы принимать новые театральные формы, в то время как режиссеры в итоге придерживаются классической трактовки или возвращаются к ней.

Список использованных источников и литературы

А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров. [Электронный ресурс]

(https://imwerden.de/pdf/chehov_v_vospominaniyakh_sovremennikov_1986.pdf)

Гитович Н.И. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. - Москва: Художественная литература, 1986 [Электронный ресурс]

(http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000022/index.shtml)

Левитан О. Чехов и Станиславский: к проблеме инновационной театральности. [Электронный ресурс]

(http://sites.utoronto.ca/tsq/47/tsq47_levitan.pdf)

МХТ им. Чехова. Спектакль «Чайка» [Электронный ресурс]

(https://www.youtube.com/watch?v=VSMggVzPnoY&feature=youtu.be)

Пьесы А.П. Чехова [Электронный ресурс]

(https://ilibrary.ru/author/chekhov/form.9/index.html)

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. [Электронный ресурс]

(https://www.litmir.me/bd/?b=101603)

Чепуров А. А. А. П. Чехов и Александринский театр: На рубеже XIX и XX веков. СПб.: Балтийские сезоны, 2006. [Электронный ресурс]

(www.teatr-lib.ru/Library/Chepurov/chehov/)

Приложение 1

Результаты анализа отзывов

о первой постановке пьесы А.П. Чехова «Чайка» в Санкт-Петербурге в 1886 г.

Приложение 2

Результаты анализа отзывов

о постановке пьесы А.П. Чехова «Чайка» в МХТ им. Чехова К. Богомоловым (2011, 2014 гг.)

Просмотров работы: 589