Введение
Горы удивляют своим могуществом, своей неприступностью, своими неповторимыми пейзажами. Горы занимают около 40% поверхности Земли. Они есть на каждом материке и крупном острове. Даже по дну океанов протянулись горные цепи, отдельные вершины которых поднимаются над водой, образуя острова. Армения – горная страна, многочисленные вершины возвышаются на ее территории. Примерно 90% ее площади находится на высоте более 1000 м. Для сравнения, в России горные области занимают порядка 30% территории.
Наверное, не встретишь на земле равнодушного к горам человека. Чем же они привлекают людей? Конечно, красотой отвесных утесов, чистым воздухом, вечными снегами на вершинах. Когда человек поднимается в горы, весь мир простирается под ним. Земля кажется такой крошечной, что мы можем чувствовать себя великанами, что можем переступить с вершины на вершину, обрести свободу духа, забыть о тех проблемах, которые оставляем там – у подножия.
Горы привлекали многие виды искусства на протяжении всей истории человечества. Конечно, армянская культура обращалась к горным пейзажам в первую очередь. Великий армянский поэт Ованес Туманян посвятил своей Родине, красивейшей природе, величайшим горам всё свое творчество. Мы выдвинули гипотезу: если горы занимают в творчестве поэта большое место, то с их помощью О. Туманян раскрывает свой мир, свою душу.
Тема исследовательской работы: В горах мое сердце… (анализ описания гор в поэзии Ованеса Туманяна)
Цель работы проанализировать значение гор в поэзии О. Туманяна и их роль в духовном мире армянского поэта.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1.Собрать информацию о творчестве армянского поэта.
2.Отобрать лирические произведения Ованеса Туманяна, в которых присутствует горы, провести классификацию по значению.
3.Определить художественные средства, используемые для создания величественной картины гор, создать словарь эпитетов и метафор О.Туманяна. Сделать вывод, как используемые художественные средства раскрывают духовный мир поэта.
Объект исследования - лирические произведения Ованеса Туманяна, армянского поэта XIX века.
Предмет исследования – горы в лирических произведениях Ованеса Туманяна.
Методы исследования: метод выборного чтения и анализа, метод классификации, сравнения и сопоставления, опрос и анализ анкет.
Актуальность работы в том, что мы должны знать историю нашей культуры, ведь народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Кроме этого нам необходимо быть внимательными к нашей природе, частью которой мы являемся.
Тесная связь природы и человека мастерски показывается поэтом. Человеческое состояние отражается природой, все человеческие чувства присущи и окружающему миру природы, а трагедия человечества – война – одинаково страшна и для человека, и для природы.
Практическая значимость работы в том, что я сама узнаю больше о творчестве «поэта всех армян» и познакомлю своих одноклассников, ребят разных национальностей. Результаты исследования пригодятся мне на уроках литературы, русского языка, географии.
Глава I. Краткие сведения об Ованесе Туманяне
«Как поток спустился он с диких гор легендарного Лори, принеся с собой целый мир природы, пышный и многообразный», [6] – отзыв армянского поэта Аветика Исаакяна отражает место Ованеса Туманяна не только в армянской, но и в мировой литературе.
С детства О. Туманян знал тяжелую жизнь армянского народа, жил его переживаниями и заботами, его мечтами. (Приложение 1) Туманяну не удалось получить образование. Сначала он учился в Лори, затем в одной из лучших армянских школ, Тифлисской семинарии Нерсисян. 16-летним юношей он вернулся к себе на родину, в Дсех.
Несмотря на тяжелые условия жизни, О. Туманян занимался самообразованием и достиг больших результатов. Но главное для него было – служение Родине. Сам поэт говорил: «Чем ближе будет писатель к своему народу, тем больше его величие» [1].
Туманян стал писать уже с 10 лет, но известность получил в 1890 году, когда был напечатан первый сборник стихов. Но уже с первых произведений источником вдохновения стали для него обычные явления народной жизни, события и праздники, природа и человеческие отношения.
Период жизни поэта – это тяжёлые времена для армянского народа: первая мировая война, геноцид армян в Турции, революции и гражданские войны. И армянский поэт О. Туманян находился в центре событий. Надежды и страдание народа находили отклик в его сердце. Во всех его произведениях показаны страдания армянского народа. Наиболее ярко оно представлено в стихотворении «Армянское горе»:
Армянское горе – безбрежное море,
Пучина огромная вод;
На этом огромном и чёрном просторе
Душа моя скорбно плывёт.
Его произведения поднимают многие проблемы Армении:
- классовое расслоение деревни и стихийный протест народа,
- героическая борьба армянского народа с чужеземными захватчиками за свободу и независимость родины,
- противопоставление всеобщего счастья миру «зла и горя»
- горе народов во время Первой мировой войны,
- радость от своего труда, который должен быть основой будущего, разумного общественного строя,
- возрождение родины после войн, экономической разрухи, недопонимания.
Поэт считал, что именно культура, разум и справедливость, а не меч и кровь, должны быть средством для решения конфликтов между народами. «Все хорошее будет создано любовью, но мечом — никогда» [5].
Несмотря на социальные темы стихов, природа всегда присутствует в них. Она никогда не являлась простым фоном, не служила украшением, не выступала в роли свидетельницы печальных событий. Реки, горы, темные ущелья, поля под пером поэта оживают. И на первом месте – горная гряда в Лорийском районе, родине О.Туманяна. Лори – это огромные горы, сплошь покрытые лесами, устремляющиеся ввысь гордые утесы, расположившиеся у подножия селения; внизу – развернувшееся глубокое ущелье, в котором течет гордая горная река Дебет. Сложенные веками притчи, сказки, песни звучали рядом с красотой родной природы и вошли в мир поэта, стали необходимой частью его духовной жизни.
Во второй главе мы проанализируем лирические произведения Ованеса Туманяна, в которых присутствует горы, объединим стихотворения по значению в группы.
Глава II. Муза поэта в горах живет
Армения — горная страна. Многочисленные цепи больших и малых возвышенностей тянутся с востока на запад. Вершины Алагяза и Арарата покрыты вечными снежно белыми снегами. Между гор яркими красками играют поля и нивы. В реках и ручьях журчит чистая вода. Над каменистыми дорогами нависли громады отвесных скал.
В сборниках О. Туманяна пейзажи занимают особое место. В них автор показывает читателю образ родной страны: «роскошные поля и леса», и «далекие горы в тумане», «с нежным шепотом протекающую тихую речку» и ее богатые плодородные берега.
Мы проанализировали стихотворения в сборнике «Стихотворения Ованеса Туманяна», в котором из 134 произведения в 39 встречаются горы, и выделили 6 групп по их значению.
К первой группе относятся 16 стихотворений, в которых упоминание гор используются для представления места и времени действия: «На вершине горы цветы раскрылись по склонам гор», «В ущелье гор, среди села лавчонка тесная была». Из описаний места событий складывается картина той жизни, которая была в Армении в конце XIX века. И это не просто фотография местности, а живое воспроизведение природы, где ощущается ее жизнь: «Там, высоко, над скалой, в глуби гор, покрытых мглой… Под прикрытьем гор и неба…». Чувствуется, что поэт был в этих местах, видел горы и в солнечные, и в дождливые дни.
Вторая тема пейзажей О.Туманяна (8 стихотворений) – это результат общения с природой, любования, описания красоты. Яркие картины гор говорят о том, как хорошо знал и чувствовал поэт природу Армении. Таково стихотворение «В горах», где поэтически точно и вдохновенно представлена картина жизни горцев, природа родных О.Туманяну мест: «Спустилась ночь, и горы исчезли во мраке, а дождь все льет и льет». В лирических стихах пейзаж занимает главное место, наблюдается умение автора скупыми, но вместе с тем яркими штрихами создавать цельные поэтические картины, например, в стихотворении «Армянскому скитальцу»:
«Сияет Арарат гигант-шатер,
гора из гор и царь всех гор,
седой приникнув головой
К небесной груди голубой,
Встает, торжественно скорбя.
Вдали – и в сердце у тебя».
Так представить горы может только автор, знающий и любящий природу родины. По собственному признанию поэта, «любовь к горам и тоска по жизни в горах» всегда жили в его душе». [3] Стихотворение заканчивается размышлением о том, зачем же в этом прекрасном мире, который создан для счастья, люди живут неспокойно, враждуют друг с другом, убивают друг друга.
К третьей группе можно отнести 8 стихотворений. В них горы – это родина, объединение всех кавказцев. В стихотворении «Желание» О.Туманян говорил о своем желании «подобно птице полюбить лишь вольность и небесный простор», улететь в тот далекий край, «где цветут поля дедов, где в пустынной крепости на туманной горе тлеют забытые кости предков, где висят на старинной стене широкий щит и заржавленный меч». В стихотворении «С Отчизной» поэт с горечью говорит о судьбе Армении:
О, горный мой край,
О, скорбный мой край!
Ты вся изранена, земля, и всё же ты жива,
Стоишь готовая сказать заветные слова.
О.Туманян использует однородные прилагательные с усилением качеств, которыми он наделяет горы: «горный мой край, скорбный, бесценный, грядущий, встающий мой край!» в последней фразе стихотворения – «встающий мой край» – чувствуется вера поэта в то, что Армения сможет подняться.
В знаменитой поэме «Капля меда» в основу легла армянская легенда: позорная война народов из-за крохотной капли меда! Поэма написана в 1909 году. Незадолго до этого произошли две чудовищно несправедливые бойни: война Англии с Южно-Африканскими республиками и царской России — с японцами. Так что, хотя Ованес Туманян позаимствовал сюжет из старинной армянской притчи, поэма оказалась сатирическим откликом на события современности.
В стихотворении «Поэтам Грузии» призыв Туманяна звучит пронзительно: «И пусть, Кавказ, твои сыны на голос наших лир справлять сойдутся с вышины многоязычный пир!» И тогда общая песня объединит все народы Кавказа.
В следующей группе 7 стихотворений, мы определили ее тему – гора как символ счастливой жизни, источник вдохновения, место избавления от страданий. В стихотворении «Ты почему…» поэт олицетворяет горы, дает им возможность забрать страдания людские: «Сказали горы: «Мы возьмем Твои страданья на себя». В стихотворении-легенде «Голубиный скит» О.Туманян повествует о спасении армян, которые превратились в голубей и улетели в горную высь:
Сколько в малый скит ни вошло армян,
Обернул их всех в голубей Ован —
Умолил на то благодать с небес, —
И в родимый дол, и в родимый лес
Выпускал он птиц на живой простор:
Все в приют ушли неприступных гор.
Упорхнули все…
Изображение природы, лирические картины сменяются бунтарским протестом — темой протеста, нежеланием терпеть унижение. И, вероятно, поэт был убежден, что человек, как природная стихия, должен быть свободным.
В отдельную группу (9 стихотворений) мы включили произведения, в которых горы сравниваются с различными объектами: полями, могилой, низменностями, пропастями, чиновниками, с людьми, живущими в горах.
- «Сравнил бы их (горцев) с Масис - горой, Горой, ушедшей в облака»
(«Народному писателю»);
- «Живой Давид горой встает» («Давид Сасунский»);
- «Песен твоих задор не слышит полей простор. Улетела ты с наших гор»;
- «Шлю из горного мира той, для которой в мои края путь закрыт
гробовой плитой» («Плач куропатки»);
- «Покинул я внизу, в глубокой мгле, Почет, богатство, Зависть,
злорадство. Всё, что гнетет свободный дух к земле. И вижу я (прозрачна даль в горах) с моей вершины — на дне долины как просто всё и пусто!» («Перевал»);
- «Давно в разлуке с музой я. Теперь я выезжаю в свет, Тут заседанье, там обед, Уж я политик, тамада, А муза скрылась без следа… Мне говорили, что она Теперь в горах живет одна» («Экспромт»);
- «Как гости, на свадебном буйном пиру Горы зеленые…» («Ануш»);
-«Скалы древние, седые, равнодушны к пропастям» («Сако Лорийский»);
- «Тучеглавые горы! Вас нынче зову Сквозь туманы постылых, безрадостных дней» («Горный край»).
В приведённых сравнениях преимущества получают горы, человек смотрит на них снизу вверх, поэтому горы величественны, свободны, а вся природа могущественна и вечна, по сравнению с человеческим родом. Людская суета не позволяет музе поэта творить, поэтому О.Туманян рвется на родину в горы:
«Ущелья, горы, вы мои с младенчества друзья,
На путь свободного труда всех призываю я.
И зов мой к братьям этих гор – и близким, и далеким,
И в зове этом стали мы едины навсегда».
Еще одна группа, в которой автор называет конкретные горы. Главная, конечно, это Арарат. Есть у неё и другое название – Масис. Арарат (Масис) – символ Армении. Горный массив Масиса образован двумя почти правильными вулканическими конусами – Масис и Сис, или Большой и Малый Арарат. Окрестности Масиса и Сиса – одна из колыбелей армянской цивилизации. По Московскому договору от 1921 году Большой Арарат передан Турции, а в 1932 году персы отдали свой Малый Арарат Анкаре. Таким образом, обе вершины Арарата сейчас находятся в другом государстве. Однако именно эта вершина считается символом Армении. Гора была помещена на герб страны. И даже несмотря на то, что гора сейчас не на территории современной Армении, она все равно в памяти и восприятии народа остаётся тем местом, откуда началась история армян. Конечно, названия главной вершины Армении не могло не быть названным в произведениях О. Туманяна.
Кроме имени этой горы звучит название Казбека, Лорийского ущелья, Сасунских гор, Марута, горы в Грузии Абул и Мтин.
Казбек – является самой высокой вершиной Кавказа. Предания народа гласят, что эта высота покоряется только людям с открытой душой и добрым сердцем, так же как и Арарат. Эти две вершины находятся далеко друг от друга, но поэт за их высоту (обе более 5000 метров) представляет нам их диалог, там, в облаках:
«Товарищ, привет!» – загремел Масис,
И голос был страшен, как молний след,
И горы Кавказа отозвались,
И глухо ответил Казбек: «Привет!»
«Мы старою славой с тобой близки
Друзья по страданьям мы, старина,
Хоть розно стояли мы, далеки,
Но буря над нами была одна».
Горная гряда в Лорийском районе, родине О.Туманяна, стало любимым местом поэта, это место величественно представлено в поэме и противопоставлено пропастям:
«Вот Лорийское ущелье — неподвижны, там и сям
Скалы древние, седые, равнодушны к пропастям,
Скалы смотрят друг на друга, ничего не говорят.
Немигающий, упорный, неподвижный черный взгляд».
О Сасунских горах и монастыре на горе Марут идет речь в героической легенде «Давид Сасунский». По мнению некоторых специалистов, Марута-лер была святилищем еще в языческие времена. Название монастыря, построенного на вершине в средние века в честь Богородицы, произошло от названия самой высокой вершины сасунских гор – Марута-лер и стало ассоциироваться с Девой Марией.
«Умереть бы мне за свет этих мест!
То наша гора, то свет Марута!
Монастырь здесь был, где глыбина та —
Сасуна покров, Сасуна оплот,
Заступницу здесь почитал народ…»
Таблица №1 Названия гор в стихах О. Туманяна
Название гор |
Название стихотворений |
Арарат, Масис |
«ПРИМИРЕНИЕ», «АРМЯНСКОМУ СКИТАЛЬЦУ» «С ОТЧИЗНОЙ», «ПОЭТАМ ГРУЗИИ», «В СТРАНЕ АРМЯН, КАК ВЕЛИКАН, СТОИТ МАСИС МОГУЧИЙ…», «С РОДИНОЙ» |
Казбек |
«ПРИМИРЕНИЕ» |
Лорийское ущелье |
«САКО ЛОРИЙСКИЙ» |
Сасунская гора, Сасун |
«ДАВИД САСУНСКИЙ» |
Марут |
«ДАВИД САСУНСКИЙ» |
Абул и Мтин |
«ПАРВАНА» |
Подводя итог, можно отметить, что описание гор служат поэту не только местом событий. Скорее это место размышлений о судьбе народа. И мы понимаем, что автор близко к сердцу принимает всё, что происходит на его родине.
Все проанализированные стихи представлены в Приложении 2.
Глава III. Выразительные средства создания образа гор
Важнейшим элементом, которым определяются особенности произведений Туманяна явилась природа родины. «Для живого человека, — писал В. Г. Белинский, — природа всюду является одушевленною… Чувство своего сродства, своей общности, своего тождества со всем великим царством жизни заставляет наш дух видеть свое отражение в таинственных явлениях природы» [2]. У Туманяна природа всегда одухотворена. Армянскому поэту в высшей степени свойственно чувство своего единства с природой. Рассмотри, с помощью чего О. Туманяну это удалось сделать.
Образ гор в творчестве армянского поэта создавался с помощью художественных и синтаксических средств выразительности:
- предложения с прямой речью, в которых вершины гор ведут диалог:
«Товарищ, привет!» – загремел Масис,
И голос был страшен, как молний след… («Примирение»)
«Ты почему про нас забыл?» -
Пожаловались кручи гор. («Ты почему…»)
- олицетворение, художественное средство, которое оживляет неживые предметы. Их в стихах Ованеса Туманяна много: «горы встречают дружбу», «Гора встает, торжественно скорбя», «старый Арарат улыбкой встретит луч», «Скалы смотрят друг на друга, ничего не говорят».
Предложения с прямой речью и олицетворения помогают автору оживить горы, сделать их не только географическим объектом, но и друзьями и собеседниками.
- эпитеты: «Арарат гигант-шатер», «с вершины темной, выше всех,
где рядом с новым старый снег», «Масис могучий», «до окружных гор
неприступных гор», «скалы древние, седые, равнодушны к пропастям».
«седой приникнув головой», «к небесной груди голубой», «в печальных горах и наши глаза взирают с тоской»,
«тучеглавые горы», «поднявшись на солнечную крутизну».
Автор так подбирает эпитеты, что на наших глазах горы оживают. Это не только прилагательные, обозначающие размер и могущество, но и слова, передающие психологическое состояние: «седой приникнув головой
к небесной груди голубой», «в печальных горах и наши глаза взирают с тоской».
- прилагательных цвета в поэзии О. Туманян несколько: зеленые, синие, снежные, серые, черные горы. В представлении поэта горы разделяются на мирные, когда они зеленеют, расцветают, высятся на синем небе, и на воинственные – во время бурь и непогод, войн и смерти.
- сравнения: «как угрюмо нависли скалы над бешенством вспененных вод», «как великан, стоит Масис могучий», стояла гора, как время, стара, «И утес, как великан, призадумался угрюмо», «по небу горы ведут хоровод, пьяные горы встают поутру, как гости, на свадебном буйном пиру», «как с водопоя верблюды, на склон гуськом из ущелья идут облака», «живой Давид горой встает».
Такие сравнения позволяют описывать одно явление с помощью другого, например, мы представляем, как корабли-верблюды не спеша идут по пустыне, автор сравнивает с ними облака, которые «идут из ущелья». «Сущность сравнения – сопоставление двух явлений, предметов и т.д. по какому-либо общему для них признаку» [4], например, задумчивость великана и утеса.
- метафоры и слова движения: гора встает, торжественно скорбя», «с какой горы течешь сюда, моя студеная вода», «угрюмо нависли скалы», «зацветает гора, взберемся на гребень вершины с тобой», «Блеснут вершины гор, Арарат улыбкой встретит луч и воспоет твою судьбу», «телята пустились с горы», «с горы летящий конь», «горы исчезли во мраке». Метафоры усиливают образность, передают неповторимость природных явлений. Поэт в природе особенно любит и выделяет движение. И несмотря на то что горы замершие, их автор все-таки изображает в движении, живыми, незастывшими.
- градация представляет собой усиление или ослабление эпитетов, метафор или других выразительных средств: «В армянских горах, в суровых горах,
в высоких горах, в кровавых горах, в печальных горах, в зеленых горах» - в стихотворении эпитеты не стоят друг за другом, описание гор происходит на протяжении всего текста, но можно увидеть, как оно усиливается.
- «Идем мы издалека – из тьмы веков, из сумрака времен» - обобщение значимости поднимаемых проблем,
- «По круче горной покинул я внизу, в глубокой мгле, почет, богатство, зависть, злорадство» - освобождение в горах от пороков общества,
- «Зацветает, ожидает, зеленеет гора» - восхищение природой,
- «Горный мой край, скорбный, бесценный, грядущий, встающий мой край!» в последних словах– «встающий мой край» – чувствуется вера поэта в то, что Армения сможет подняться.
Думается, поэт использует данное средство, чтобы усилить восприятие гор, сделать образ более эмоциональным, а проблемы, которые поднимаются в стихах, более значимыми.
С помощью выделенных средств пейзаж в стихах О. Туманяна высту-пает как элемент сюжетного развития. Поэт в минуту тоски и одиночества обращается к родным горам, в которых видит верных друзей, и рассказывает им о своем горе:
«Ой, горы, вам я кричу,
Одни вы вторите мне.
С надеждой к вам я бежал,
Я так от мира устал!
О горы, скройте меня
В глухих расселинах скал!
Как к дому друга, иду
К скалистым кручам во льду…»
Таким образом, рассмотрев художественные средства, которые использовал автор, рассказывая нам о судьбе своей родины, можно сделать вывод, что эти средства подчёркивают красоту и величественность армянских гор, помогают поэту раскрыть свой внутренний мир, свое восприятие жизни.
Заключение
Изучая и сравнивая произведения Ованеса Туманяна мы сделали следующие выводы:
Ованеса Туманяна называют душой армянского народа. В его патриотической поэзии отразилась любовь к отчизне, своему народу, культуре и богатой природе.
Природа в стихах никогда не служит простым фоном или украшением, не выступает в роли равнодушной свидетельницы трагических событий.
Анализируя содержание стихов, я подсчитала, сколько раз поэт в своих произведениях повествует о горах. Их оказалось 39. Описания гор легко поделились на 6 групп по значению и роли в тексте.
Таблица № Значения описания гор с количеством стихотворений
Значение употребления гор |
Количество |
|
1. |
Представление места и времени действий |
16 стихотворений |
2. |
Общение с природой, любование ею, описание красоты |
8 стихотворений |
3. |
Горы – это родина, объединение всех кавказцев |
8 стихотворений |
4. |
Символ счастливой жизни, источник вдохновения, место избавления от страданий |
7 стихотворений |
5. |
Сравнение с различными объектами |
7 стихотворений |
6. |
Конкретные горы |
9 стихотворений |
В лирических стихах пейзаж создан яркими штрихами, он включает в себя не только восхищение «горным раем», но и размышления о судьбе народа, который «давно идет издалека – из тьмы веков, из сумрака времен».
В сюжетных стихотворениях лирические картины сменяются бунтарским протестом, нежеланием терпеть унижение. Автор убежден, что человек, как природная стихия, должен быть свободным.
В сравнениях с другими объектами, людьми преимущества получают горы за гордый и свободный нрав.
Образ гор в творчестве армянского поэта создавался с помощью художественных и синтаксических средств выразительности: предложения с прямой речью, олицетворения, эпитеты, метафоры, градация, сравнения. Все эти средства позволяют увидеть нам слияние О. Туманяна с окружающим миром. Духовные ценности поэта - понятия добра и зла, справедливости, стремления к свободе, воспевание красоты природы – раскрываются в стихотворениях, события которых происходят на природе, в горах. Поэтому считаем, что гипотеза «если горы занимают в творчестве поэта большое место, то с их помощью О. Туманян раскрывает свой мир, свою душу» доказана.
Список литературы и Интернет ресурсов
ИНТЕРНЕТ БИБЛИОТЕКА http://doc.knigi-x.ru/22istoriya/61831-1-est-pisateli-kotorim-suzhdeno-sigrat-osobuyu-rol-tolko-istorii-rodnoy-literaturi-duhovnoy-zhiz.php
Виссарион Белинский - Стихотворения М. Лермонтова https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/criticism/page-2-224074-vissarion-belinskii-stihotvoreniya-m-lermontova.html
Григорьян К. Н. ОВАНЕС ТУМАНЯН https://coollib.com/b/303765/readи
Мигита Ю. Сравнение как средство художественной выразительности http://litset.ru/publ/7-1-0-14875
Ованесян С. Ованес Туманян — Душа народа https://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/ovanes-tumanyan-dusha-naroda/
Стихотворения Ованеса Туманяна http://lit.peoples.ru/poetry/ovanes_tumanian/poem_34732.shtml
Туманян Ованес – Стихотворения https://tunnel.ru/post-tumanyan-ovanes-stikhotvoreniya-lvov-mikhail-1985
Почему Арарат - священная для армян гора и как он оказался у турок? https://www.livekavkaz.ru/index.php?newsid=4562
Туманян С.А. О творчестве Ованеса Туманяна https://www.armspb.org/news/29-03-2019
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Краткая биография Ованеса Туманяна
Ованес Тадевосович Туманян – великий армянский поэт, писатель, общественный деятель. Он родился 19 февраля 1869 года в Дсехе, в одном из селений Лорийского района. Отец его был сельским священником. «Самое дорогое и самое лучшее, что было у меня в жизни,- писал впоследствии поэт,- это был мой отец. Он был честный и благороднейший человек. Человеколюбивый, щедрый, веселый, общительный, он в то же время всегда серьезный». Многое от отца унаследовал будущий писатель. С юных лет познал Туманян полную горечи жизнь армянского крестьянина, проникся его думами и заботами, его мечтами. Он слушал и запоминал живущие в народе сказки и песни, притчи и предания. Все это вместе с величественными красотами родной природы органически вошло в его мир, стало неотъемлемой частью его духовной жизни, а позднее отразилось в творчестве.
Туманяну не удалось получить систематического образования. Он учился сначала в Лори, затем в одной из лучших армянских школ того времени, тифлисской семинарии Нерсисян, которую, к сожалению, не закончил. 16-летним юношей он был вынужден покинуть Тифлис и вернуться к себе на родину, в Дсех. На том кончилось обучение. Вскоре прибавились и семейные заботы, которые отнимали много сил у поэта, часто находившегося в тяжелых материальных условиях. Туманян женился в девятнадцать лет и имел десять детей. Нужда на первых порах заставляла его служить в консисториях различных учреждений, в которых обычно царила атмосфера угодничества и лести, выполнять однообразную, нудную работу. В середине 90-х годов Туманян навсегда оставляет службу, о которой вспоминал потом как об «аде», чтобы отдаться целиком литературному труду. Несмотря на неблагоприятные условия жизни, Туманян упорно занимался самообразованием и достиг больших результатов.
Он великолепно знал творчество Шекспира, к которому относился с особым благоговением, поэзию Байрона, Пушкина, Лермонтова; прекрасно разбирался в мировом фольклоре, особенно в эпосах и сказках народов мира. Глубокое и безошибочное чутье народного поэта всегда помогало ему правильно ориентироваться в вопросах истории культуры, избегать каких бы то ни было чужеродных влияний. «Я всегда имел верного, надежного путеводителя: свою интуицию»,- говорил поэт.
Туманян начал писать уже в 10-11 лет, но как поэт получил известность в 1890 году, когда вышел в свет его первый стихотворный сборник. Уже в этой ранней книге достаточно четко выявилось то новое, что нес Туманян в своей поэзии. Для современников это новое проявилось более наглядно и ощутимо лишь спустя десятилетие, в начале 900-х годов, когда Туманян, в корне переработав свои ранние произведения и написав ряд новых, предстал перед общественностью как сформировавшийся художник, несущий в литературу качественно новое начало. Особый вклад внёс в развитие армянской эпической поэзии. Его баллады и поэмы своим богатством содержания, философской глубиной не уступают лучшим эпическим произведениям мировой литературы. Опираясь на фольклорные источники, Туманян создавал новые произведения, вкладывая в них свои идеи. Поэма «Давид Сасунский», «Взятие крепости Тмук», «Парвана» написаны на основе исторических преданий. В них воспеваются истинная красота, бессмертие человеческих чувств, родная природа, которые могут вдохновить человека на подвиги.
Поэт не раз говорил, что не меч и кровь, а разум и справедливость должны быть средством для решения конфликтов между народами. По убеждению Туманяна, искусство - великая сила, которая совершенствует человека.
Ованес Тадевосович скончался в марте 1923 года в Москве. Совершенно больной, он думал о родных местах, хотел успеть дописать начатые поэмы, сказки, легенды.
Творчество Туманяна является неотъемлимой частью духовного мира армянского народа. На основе поэм, сказок, рассказов Туманяна созданы оперы, балеты, кино и мультфильмы.
На русский язык произведения Туманяна переводили такие поэты как Б.Ахмадулина, В.Брюсов, А.Блок, В.Державин, А.Тарковский, К.Симонов, С.Маршак. Они раскрыли огромное богатство многовековой армянской поэзии, показали её самобытность и многообразие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Стихотворения Ованеса Туманяна с описанием гор
Название стихотворения |
Роль гор |
Пример из текста |
|
1 |
«АНУШ» |
Место и время действия Воспоминания о счастливых временах Сравнение с людьми |
На вершине горы Цветы раскрылись по склонам гор. Любимым твоим горам!.. где гора над горою встает, где по небу горы ведут хоровод, где пьяные горы встают поутру, Как гости, на свадебном буйном пиру Горы зеленые, детства друзья! Опять я вас вижу, и вспомнилась мне Счастливая, ранняя юность моя! На горах крутых Когда ж на горах закат догорит И горы-друзья внимают ему О горы, скройте меня В глухих расселинах скал! |
2 |
«АРМЯНСКОМУ СКИТАЛЬЦУ» |
Описание, восхищение |
Сияет Арарат гигант-шатер, гора из гор и царь всех гор, седой приникнув головой К небесной груди голубой, Встает, торжественно скорбя. Вдали – и в сердце у тебя |
3 |
«В АРМЯНСКИХ ГОРАХ» |
Место действия |
В армянских горах, в суровых горах. в высоких горах в кровавых горах в печальных горах в зеленых горах |
4 |
«В СТРАНЕ АРМЯН, КАК ВЕЛИКАН, СТОИТ МАСИС МОГУЧИЙ…» |
Горы – это родина |
Масис могучий |
5 |
«ВЗЯТИЕ ТЫМКАБЕРДА» |
Место действий |
Много черных туч окрест горы гора сверкает средь мощных гор |
6 |
«ГОРНЫЙ КРАЙ» |
Противопоставление гор безрадостным дням жизни |
Тучеглавые горы! Вас нынче зову Сквозь туманы постылых, безрадостных дней, Вам подарок несу мои сны наяву, Гнёт раздумий, что мучат сильней и сильней. |
7 |
«ГРАБЕЖ! РАЗБОЙ СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ!» |
Война в горных селениях |
И вниз спешат с высоких гор. Ведут коней на поводу |
8 |
«ДАВИД САСУНСКИЙ» |
Место действий Сравнивает человека с горой |
Он в горы бежит, он в долы бежит С горы Марута теперь не сойду: Живой Давид горой встает, |
9 |
«ДИТЯ И ВОДА» |
Чистая вода течет с высоких гор |
«С какой горы течешь сюда, Моя студеная вода?» «С вершины темной, выше всех, Где рядом с новым старый снег». |
10 |
«ЕСЛИ ВРЕМЯ ПРИДЕТ» |
Горы - могила |
Шлю из горного мира той, Для которой в мои края Путь закрыт гробовой плитой. |
11 |
«ЗОВ ВЕСНЫ» |
Горы – это родина, это жизнь |
Зацветает, ожидает, зеленеет гора. |
12 |
«КАПЛЯ МЕДА» |
Место действий |
В ущелье гор, среди села Лавчонка тесная была. |
13 |
«КОНЕЦ ЗЛА» |
Место действий |
Стояла гора. Как время, стара. |
14 |
«Концерт» |
Горы – участники событий |
Но безмолвствует вечный утёс, Наклонившись громадой угрюмой, Он охвачен загадочной думой, Он исполнен неведомых грёз. |
15 |
«МАРО» |
Смерть в горах |
С высоких гор Там, высоко, над скалой, В глуби гор, покрытых мглой Под прикрытьем гор и неба… |
16 |
«НА КРЕСТИНАХ МОИХ ДЕНЬ – ФАКЕЛОМ БЫЛ» |
Горы создают творца |
Мне живительным миром была роса, а взгорье – крестным отцом. И я тем был крещен, кто создал меня поэтом, – самим творцом. |
17 |
«НАРОДНОМУ ПИСАТЕЛЮ» |
Сравнение жизни людей с горой |
Сравнил бы их с Масис - горой, Горой, ушедшей в облака. |
18 |
«НЕ ПРОСИ МЕНЯ, НЕ ВОСПОЮ» |
Место действия |
Раз в горах пропел я те слова, - И завяли розы и трава! |
19 |
«ПАРВАНА» |
Место действий |
Седой хозяин гор Высокотронные Абул и Мтин В молчании стоят спиной к спине, И на плечах, над синевой вершин, Страну Парвана держат в вышине. |
20 |
«ПЕРЕВАЛ» |
Возвышение гор над низменностью |
По круче горной Покинул я внизу, в глубокой мгле, Почет, богатство, зависть, злорадство |
21 |
«ПЕСНЯ АРМЯН» |
Горы – это родина |
Идем, идем с далекого Востока, От синих гор, где дальний небосклон; Давно, давно идем мы издалека — Из тьмы веков, из сумрака времен… |
22 |
«ПЛАЧ КУРОПАТКИ» |
Противопоставление гор и полей |
Песен твоих задор Не слышит полей простор. Улетела ты с наших гор. |
23 |
«ПОГОС И ПЕТРОС» |
Место действий |
Мечется стадо, мычит от жары, Вроссыпь телята пустились с горы. |
24 |
«ПОСТИЖЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ» |
Горы, вершины – символ счастья |
К солнцу в горный рай я мечтой лечу, |
25 |
«ПОЭТ И МУЗА» |
Место и время действия |
Вышло солнце из-за гор |
26 |
«ПОЭТАМ ГРУЗИИ» |
Арарат – объединение всех кавказцев |
И пусть, Кавказ, твои сыны На голос наших лир Справлять сойдутся с вышины Многоязычный пир! |
27 |
«РЕЗВИЛСЯ В КОШАКАРЕ Я…» |
Гора – прошлая счастливая жизнь |
Ту гору ветер тучей скрыл, Свет солнца моего затмил, |
28 |
«ПРИМИРЕНИЕ» |
Описание, восхищение |
То старый Масис, великан земли, А против Масиса – Казбек-гора. И горы встречают дружбу высот, Потоками слезы с вершин текут |
29 |
«С ГОРНЫХ ВЫСЕЙ СТРЕМИТСЯ РУЧЕЙ; |
Место действий Впечатления |
С горных высей стремится ручей; |
30 |
«С ОТЧИЗНОЙ» |
Горы – это родина |
Горный мой край, блеснут вершины гор старый Арарат улыбкой встретит луч |
31 |
«С РОДИНОЙ» |
Место действий, |
И жизни радостной лучи улыбкой озарят Верхи до неба вставших гор, священный Арарат. |
32 |
«САКО ЛОРИЙСКИЙ» |
Место действий, легенды края |
Вот Лорийское ущелье — неподвижны, там и сям Скалы древние, седые, равнодушны к пропастям, Скалы смотрят друг на друга, ничего не говорят. Немигающий, упорный, неподвижный черный взгляд. |
33 |
«СКОРБЬ СОЛОВЬЯ» |
Суровое место |
С вершины темной |
34 |
«ТЫ МОЮ РОДИНУ ВИДЕЛ? СКАЖИ!» |
Горы – это родина, описание, тяжелая жизнь на родине |
Видел ли ты те холмы небольшие Видел ли ты, как угрюмо нависли Скалы над бешенством вспененных вод? |
35 |
«ТЫ ПОЧЕМУ…» |
Горы – место избавления от страданий |
Сказали горы: «Мы возьмем Твои страданья на себя». |
36 |
«ТЫСЯЧЕГОЛОСЫЙ СОЛОВЕЙ» |
Место действий |
Вот из-под черной той горы Сверкнет его свирепый взор. |
37 |
«ШАХ И РАЗНОСЧИК» |
Место действий |
Одичалый взгляд Водит лютый враг до окружных гор: Пленных нет как нет. И всё пуст собор. |
38 |
«ЭКСПРОМТ» |
Противопоставление гор чиновникам Горы – родина музы поэта |
А муза скрылась без следа… Мне говорили, что она Теперь в горах живет одна, |
39 |
«ГОЛУБИНЫЙ СКИТ» |
Горы – символ свободы |
До окружных гор неприступных гор |