Введение
Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, который ведут общество вперёд.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Как часто на уроках литературы мы слышим от учителя: «Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Литература помогает увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её». Невольно в 15 лет начинаешь относиться к этим словам все серьезнее, задумываться над ними все больше, начинаешь понимать, какое огромное значение в жизни человека имеет литература, литература хорошего качества, та, которую называют классической. Но в современном мире, как мне кажется, большинство людей, я имею в виду все-таки своих сверстников, предпочтут для прочтения простую, захватывающую сюжетом литературу больше, чем способную обогатить духовный мир человека. Телефоны, компьютеры и прочая электроника постепенно вытесняют книги. Это огромная проблема для общества и для конкретно взятого человека. Но я сегодня хочу поделиться своими соображениями не об этом, а о том, каков нравственный потенциал современной русской литературы? Воспитывает она или только развлекает молодёжь?
Основная часть.
Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений, написанных в конце XX в. – начале XXI вв.
История русской литературы исчисляется уже не одним тысячелетием. Каждый этап ее развития можно разделить на периоды. Современная русская литература – один из самых интересных, загадочных и непредсказуемых периодов, ведь он продолжает развиваться в наше время.
Современной литература – это книги, вышедшие в свет после распада СССР в 1991 году по настоящее время. Этот переломный для России момент отразился на образе мышления и на мировоззрении граждан, а через них - на литературе.Эти произведения написаны в условиях творческой свободы. Иногда кажется, что сегодня вообще отсутствует цензура. Хочется высказать свое мнение, к чему же это привело.
Самыми популярными современными русскими писателями и поэтами являются:
Дмитрий Глуховский
Дарья Донцова
Виктор Пелевин
Людмила Улицкая
Борис Акунин
Владимир Сорокин
Татьяна Толстая
Андрей Дементьев
Лариса Рубальская
Михаил Веллер
Дина Рубина
Попробуем проанализировать произведения отдельных писателей и поэтов, опираясь на результаты собственного знакомства с их произведениями и отзывы читателей.
Дмитрий Глуховский «Метро 2033»
Начнем с нашумевшего постапокалиптического романа-фантастики Дмитрия Глуховского (12 июня, 1979). Фантаст своим необычным и устрашающим произведением «Метро 2033» в 2002 году (Книга была выпущена в издании «Эксмо» в 2005 году) положил начало целой вселенной, у которой стало множество последователей и среди иных писателей. «Метро 2033» - начало истории, первое творение из цикла книг о выживании москвичей в метро.
Книга повествует о жизни выживших после третьей мировой войны людей в московском метрополитене. Сюжет захватывает юного читателя с первых страниц, правда, местами кажется, что описание затянуто. Роман полностью погружает в угнетенную атмосферу антиутопии и раскрывает мир Москвы 2033 года. Книга вызывает массу разнообразных эмоций!
Текст написан довольно простом языком (отмечается, что в следующих изданиях он уже более усложнен). Диалоги наполнены философскими рассуждениями о ценности жизни, нравственных и духовных проблемах человечества, важности ценить то, что мы имеем, проблематике отношений сообществ людей, взаимосвязи природы и человека. Читая книгу, начинаешь проводить параллели с нашим прошлым и настоящим, больше ценить такие качества, как порядочность, честность, мужество, и с презрением относиться к предательству, лжи, трусости.
Но, кажется, чтопрочтение некоторых сцен будет сложным для восприятия впечатлительных людей, так как воздействует на психику, пугает и нагнетает тяжелую атмосферу. В романе присутствуют жестокие сцены.
Вывод: Я бы рекомендовала книгу для прочтения как старшему, так и подрастающему поколению. Данное произведение поможет человеку сформировать собственное мировоззрение, научить ценить жизнь, уважать людей с твердым характером, сильных и мужественных. Хочу обратить внимание на отзыв одного из читателей:
Дмитрий Пелевин «Чапаев и пустота»
Дмитрий Пелевин – крайне спорная личность. Отношение к нему у меня довольно амбивалентно. С одной стороны, он обращает внимание на государственные и социальные проблемы современной России, с другой -делает это чересчур вызывающе, использует ненормативную лексику и давит на психику. «Чапаев и Пустота», выпущенный в 1996 году роман и включенный в 1997 году в список претендентов на Малую Букеровскую премию, считается ценителями творчества Пелевина его самым гениальным произведением.
Произведение о Петре Пустоте, путешествие которого, главным образом, происходит либо в психиатрической больнице, либо в пустоте. Книга наполнена различными запутанными рассуждениями, головоломками, в некоторых моментах она чересчур будоражит мозг, потому прочтение сложно. На протяжении всего повествования автор доказывает читателю нереальность нашего мира и то, что он существует на самом деле в наших сознаниях.
Язык романа изобилует множеством трудных слов, выражений, словарный запас автора, несомненно, богат. Но, мне кажется, все-таки нельзя использовать ненормативную лексику. Литература должна воспитывать, облагораживать, учить прекрасному. И задача писателей в том числе показывать возможности родного русского языка: красоту, образность, выразительность, а не показывать пример использования художниками слова нецензурных слов и выражений. Была ли цензура - возникает вопрос?
Недостатки: присутствуетв книге жестокость, ненормативная лексика, упоминаются совершенно открыто наркотические препараты. Как отозвался один из читателей, «Чапаев и Пустота» способно «внести разлад в неокрепшие души». А мои хорошие знакомые смогли прочитать только первые 100 страниц, сказали, что наворочено и ничего не понятно.
Вывод: Однозначно предназначен этот роман для читателей старшей возрастной категории. Я бы не рекомендовала его для молодежи.
Однако отзывы к данному произведению, как бы то ни было удивительно, в большинстве своем положительны:
Борис Акунин «Алмазная колесница»
Борис Акунин не только писатель, но и общественный деятель, ученый-японист. Увлечение Японией, как ни странно, пригодилось ему для выпуска в свет в 2002 году детектива «Алмазная колесница».
Данная книга состоит из двух частей, входящих в серию «Приключения Эраста Фандорина»: одна является самым настоящим детективом, а другая словно сказка или любовно-приключенческий роман, порой даже жутковатый.
Хитро сплетены две эпохи, показаны этнические особенности японцев и проведен экскурс на то, как поднималась из ниоткуда мощная Японская держава. Историческая часть, безусловно, заинтересовывает. Наблюдается прекрасное слияние философии с историей. Затрагиваются также и политические проблемы, в том числе и Российской Федерации.
Читается легко, а множество интриг и неожиданных поворотов не оставят равнодушным читателя. Образ главного героя Фандорина покоряет своей любовью к Родине (чувством патриотизма), силой характера, стойкостью перед обстоятельствами, находчивостью, смелостью, мужественностью.
Я считаю, роман подходит для спокойного прочтения во время отдыха, но и есть над чем поразмыслить.
Недостатки: много сцен насилия и жестокости.
Вывод: Могу рекомендовать данное произведение для прочтения разным возрастным категориям. Это увлекательный детектив с интересными историческими фактами.
Отзывы у детектива положительные, читателями дана высокая оценка творению Акунина:
Современная русская поэзия
Дементьев Андрей Дмитриевич
Данный автор запомнился мне больше всех среди российских поэтов. Его стихотворения наполнены патриотизмом, любовью к жизни и посвящены воспитанию души. Чего только стоит любовь к родине в стихотворении «Прекрасное имя – Россия»:
Какое прекрасное имя - Россия!
Мы с именем этим добрей и сильней.
В нём ветер надежды и дни фронтовые,
И шорох берёз, и печаль журавлей.
Проходят года над моею страною.
Проходят года над великой судьбой,
И если мы в жизни чего-нибудь стоим,
То лишь потому, что мы сердцем с тобой.
Такое прекрасное имя- Россия!
Завьюженный лес и молчанье полей.
Я в сердце своём это имя носила,
Когда расставалась с Россией моей.
Такое прекрасное имя - Россия!
Она нам свой добрый характер дала.
Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила,
Чтоб вечно Россия счастливой была.
Темы стихотворений Дементьева - любовь и дружба, верность и предательство, противостояние несправедливости, невзгоды и радости народа. Такие, казалось бы, простые, но вечные вопросы, которые волнуют сердце каждого человека. К сожалению, Андрей Дементьев ушел из жизни в прошлом году, но его стихи еще будут долго жить в наших сердцах, потому что у них высокий нравственный потенциал, потому что они нужны для воспитания подрастающего поколения.
Рубальская Лариса Алексеевна.
Рубальская Лариса Юрьевна – Член Союза писателей Москвы, поэтесса, автор текстов песен, заслуженный деятель Российской Федерации. Стихотворения Рубальской Ларисы заставляют задуматься о насущных и важных проблемах, в том числе, проблемах русской молодежи. Стихи очень мудрые. Она высмеивает отрицательные человеческие качества, прежде всего, глупость и невежество. Одним из моих любимых стихотворений является стихотворение «Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье».
Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье
Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье.
Оно лежало средь крючков и старых ярких платьев,
Среди усталых пыльных книг, средь кисточек и мела.
Оно лежало и на всех неверяще смотрело.
Народ шел мимо, редко кто вдруг подходил к прилавку
Купить брошюрку, календарь, иголку, нить, булавку.
И равнодушный взгляд скользил по глупой мелочовке,
А счастье так просилось в дом, так робко и неловко.
Моляще поднимало взгляд, едва-едва пищало,
Но «кто-то» мимо проходил и счастье замирало.
Темнело, я брела домой. В карманах грея руки.
Торговец собирал товар, чуть напевал со скуки.
Я бы прошла, но вдруг задел молящий и печальный
Беспомощный несчастный взгляд, как будто вздох прощальный.
Я подошла, а за стеклом пластмассовой витрины
Комочек маленький дрожал от горя и обиды.
Комок устал, хотел в тепло, замерз на этой стуже,
Но к сожалению комок был никому не нужен.
— И сколько стоит? — голос мой дрожал от напряжения.
— Что? Это? — Это! — Да бери, оно — одни мученья!
Я бережно взяла комок, к груди его прижала,
Закутав в складочки пальто домой почти бежала.
Бежала греть. Скорей, скорей! В тепло с морозных улиц,
И даже блики фонарей как-будто улыбнулись….
Несомненно, для моих сверстников произведения Л.Рубальской могут стать хорошей школой.
Заключение.
Я познакомилась с популярными произведениями XX-XXI столетия и пришла к выводу, насколько противоречива бывает современная русская литература. Но что думают на эту тему мои ровесники?
Результаты опроса.
Как вы считаете: современная русская литература воспитывает или развлекает?
2. Приносит ли современная русская литература какой-либо вред?
3. Какому жанру вы отдаете предпочтение?
Итак, востребованы такие жанры, как фантастика, детектив, роман и драма. Причем фэнтези и научную фантастику предпочитают подавляющее большинство, хотя этот жанр, на мой взгляд, не призван для рассуждений и воспитания души. Хочется верить, что учителя литературы на своих уроках будут популяризировать воспитывающую нравственные качества современную литературу.
Выводы. Положительные и отрицательные стороны современной русской литературы
Положительные |
Отрицательные |
Способствует формированию мировоззрения, гражданской позиции, патриотизма Поддержание любви к чтению Развитие воображения |
Недостаток смысловой нагрузки Переполненность сленгом, наличие ненормативной лексики Алкогольная пропаганда, пропаганда наркотиков и психотропных препаратов Призывы к суициду Чрезмерная жестокость и насилие Безнравственные темы |
Имеет право на существование любой жанр литературы. Только одни произведения способны поддерживать любовь к чтению, улучшать настроение, нескучно проводить время. Другие закладывают в душу, сердце основы нравственного поведения, способствуют формированию правильных взглядов на окружающий мир, людей, учат сочувствию и милосердию.
Одна из главных проблем современной русской литературы - это появление в огромном количестве низкосортных произведений, не имеющих никакой нравственной ценности, низкое качество цензуры. Необходимо блокирование доступ к вредоносной литературе.
Работая над этим проектом, я поняла, что я, как человек читающий, должна делать. Объяснять своим друзьям, ровесникам, какую литературу они должны читать, что им взять в библиотеке, какую книгу купить в магазине.
Судьба русской литературы в наших руках, в руках ее творцов и читателей!