Нам нравится поэзия, мы любим не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, представлять себе яркие образы, созданные автором. Для этого нужно быть внимательным к поэтическому слову, к его музыкальности, к звучанию. Мы заинтересовались звукописью как художественным приёмом. Нам стало интересно, какие существуют виды звукописи, почему поэты обращались к этим приёмам. Нам захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях русских детских поэтов XX века и проследить, насколько полезными будут результаты нашего исследования при составлении собственного текста.
Цель работы:
1.Раскрыть значение звукописи в произведениях детских поэтов XX века.
2.Найти параллели звуковой структуры произведений разных авторов.
3.Выяснить их значение для передачи ритма художественных образов.
Задачи работы:
Изучить литературу по теме исследования.
Провести звуковой анализ стихотворений разных авторов.
Разработать анкету, чтобы выяснить, насколько респонденты понимают
роль звукописи в поэтическом тексте.
Провести это анкетирование, проанализировать его результаты.
Составить словарик терминов по «звукописи» текста и справочник
благозвучных сочетаний и слов в помощь учащимся при создании
собственных поэтических текстов.
Методы исследования:
сбор научных фактов, изучение монографических публикаций и статей, образовательных ресурсов интернета, проведение социального опроса в форме анкетирования, чтение и построчное размышление над поэтическими
произведениями, подготовка презентации Power Point,составление словарика терминов по «звукописи» текста и справочника благозвучных сочетаний и слов в исследованных произведениях.
Работа по теме исследования проводилась в несколько этапов:
Накопление фактического материала.
Научно-обоснованное содержание и выводы.
Результат работы:
1.Составлен словарик терминов по «звукописи» текста.
2.Предпринята попытка по составлению справочника благозвучных сочетаний и слов для учащихся в соответствии с содержанием вышеуказанных произведений.
3.Результаты исследования можно рекомендовать всем тем, кто интересуется литературой, произведениями русских детских поэтов XX века .
Содержание и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, главы, представляющей собой теоретическую разработку данной проблемы, и практической части исследования, также из заключения, списка литературы и приложения.
Основная часть
2.1. Приёмы для усиления звуковой выразительности стихотворений.
Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь уже самими звуками изобразить то, о чём пишут. Они тщательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими, «гремящими» звуками. И в этом им помогает звукопись.
Что такое звукопись?Звукопись – одно из свойств выразительной речи, совокупность приёмов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. Звукопись – приём усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространённой формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придаёт тексту своеобразную симметрию[4].
Звукопись создаётся самыми различными приёмами. Рассмотрим некоторые из тех, которые нам удалось найти при исследовании самых известных произведений русских детских поэтов XX века: К.И.Чуковского, С.Я.Маршака и С.В.Михалкова
1. Аллитерация. Это организованное повторение согласных звуков. Этот приём значительно усиливает речь, придаёт ей ритм.
Из бледного бокала
Блаженство допивал. (К.Бальмонт)
Часто аллитерация применяется в соединении с звукоподражанием.
2 . Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напомина-ющими звучание явлений окружающего нас мира. Например, звук [ш] часто ассоциируется с тишиной или шуршанием. Константин Бальмонт в своём
стихотворении «Камыши» старается построить звукоряд на букве ш:
Полночной порою в болотной глуШи
Чуть слыШно, бесШумно ШурШат камыШи.
3.Ассонанс – французское слово, означающее «созвучие». Это организованное чередование гласных звуков. Наиболее ярко ассонанс проявляется, если гласные стоят под ударением.
Все хорошо под сиянием лУнным,
ВсЮдУ родимУЮ Русь Узнаю…
Быстро лечУ я по рельсам чУгУнным,
ДумаЮ дУмУ своЮ… (Н.Некрасов).
Аллитерация или ассонанс – это вспомогательные усиливающие приёмы, помогающие выразить содержание текста.
4. Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Звуковая анафора – повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. (А. Пушкин)
Лексическая анафора– повторение одинаковых слов.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера...
(К. Симонов)
Данный отрывок можно отнести к примеру создания синтаксической анафоры.
Синтаксическая анафора (анафорический параллелизм) – повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей. (М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово составляет начало стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
На тыщи вёрст вперёд.
Над нею жаворонок дрожит
И про неё поёт.
(А. Твардовский)
Звукопись можно считать выразительно-изобразительным средством в литературном творчестве. Так как все звуки принято в поэтической речи разделять на резкие и нежные, тихие и звучные, гармонические и дисгармонические, то внедрение тех либо других становится заметным стилистическим средством в художественном арсенале мастера [4].
2.2. Характерные черты детской литературы.
Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с её помощью закладывается понятие о добре и зле, формируются мировоззрение, идеалы. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в среднем и старшем возрасте начинают читать вдумчиво.
Характерные черты детской литературы:
Детям отводится главная роль.
По тематике соответствует детскому возрасту.
Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
Простой язык.
Много диалогов и действия.
Много приключений.
Счастливый конец (победа добра над злом).
Воспитывает ребёнка
Как бы ни пытались определить детскую литературу, по сути это всегда те книги, которые нравятся детям[5].
Представляем краткий обзор творчества К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова[1].
1.Корней Иванович Чуковский (1882-1969)
Настоящее имя – Николай Корнейчуков. Известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе. С детства твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.
2.Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)
Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу всё. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый - полосатый» и др.
3.Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)
Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Все мы помним такие произведения, как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас?», «Песенка друзей», «Три поросёнка», «Под Новый год» и другие.
2.3. Звукопись в произведениях детских поэтов
Очень непохожие друг на друга и по стилю, и по жанрам детские писатели и поэты XX века, тем не менее, неизменно любимы как детьми, так и их родителями. Их книги всегда востребованы юными читателями, веселят их и помогают познавать мир. Желая узнать причину популярности этих произведений, мы решили исследовать звуковую структуру одного произведения каждого поэта.
Звуковой анализ стихотворения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Корней Иванович Чуковский написал сказку в стихах «Муха-Цокотуха» в 1923 году. В сказке «Муха-Цокотуха» автор прославляет добро, которое традиционно побеждает зло. Муха и комар предстали перед нами в сказках добрыми, положительными героями. Хотя в реальной жизни они нам доставляют неудобства и являются паразитами. Таракан в сказках является наглым отрицательным героем, к которому все испытывают неприязнь, впрочем, как и в жизни. В сказках его всегда побеждают, в жизни с ним продолжают бороться. Замечательный сказочник Корней Иванович Чуковский сумел сделать так, что мы смогли полюбить то, что в жизни нам неприятно [3]. Немаловажную роль в таком восприятии читателями сыграла звуковая организация текста (предлагается звуковой анализ фрагмента произведения).
Анафора |
Ассонанс |
Текст стихотворения |
Аллитерация |
Звукопо- дражание |
Муха Муха по полю пошла Муха лексическая |
у,у,у о, у у |
Муха, Муха - Цокотуха, |
по, по, пошла шк шла |
х бр х шл |
Пошла Приходите |
а у а и у а и а у у |
Пошла Муха на базар |
по ар ар ра щ |
ар ра |
Прибегали |
а и а а у а о о у у и- -и- и |
Тараканы прибегали, |
а шк шк шк млк клм |
шк |
Приходили Приносили |
о у о о о о о о |
Приходили к Мухе блошки, |
пр шк жк жк ст ст жк |
жк ст |
Приходила принесла |
а а а у у у а а у а а а а у э |
Приходила к Мухе |
пр пч пр кр кр щ |
п |
Поволок погубить |
у а о а у о а у у о па ую у о о у у о у |
Вдруг какой-то старичок Цокотуху погубить! |
ст б б б |
б |
Помогите И кормила я вас, Поила Покиньте последний |
а а у и и а о э а |
"Дорогие гости, помогите! Не покиньте меня |
г-г-г з-з вс вс н-н н |
г з в н |
Звуковой анализ стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный».
«Вот какой рассеянный» — самое популярное стихотворение С.Я. Маршака для детей. Оно впервые было опубликовано в 1930 году, и с тех пор было переиздано десятки раз и переведено на многие языки. Непонятно почему, но рассказ о «человеке рассеянном с улицы Бассейной» многие десятилетия трогает сердца и взрослых, и детей [2].
В стихотворении 75 строк, которые организованы в основном в четверостишия, и повторяющееся 7 раз двустишие:
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
В стихотворении преобладают ударные звуки, которые помогают ярче передать настроение героев: [а] - звучит 58 раз – активный звук, передаёт силу страха, [у]–37 раз – рождает панику, [о]–28 раз– ожидание чего-то необычного. То есть в стихотворении больше ассонанса. Часто встречающиеся сочетания согласных (аллитерация): со звуком [р]: р–тр–кр–пр–ткр – это звуки беспокойства, со звуком [в]: в–вт –вн – передают начало движения, со звуком [т]: т—тк – ритм продолжающегося движения. Переход звука [ш] в звук [ф] – это непродуманная остановка в движении. Повторяются удвоенные согласные буквы сс- звук [c]: свистящий звук, передаёт предостережение. Звукоподражания:[а] – аканье, наивность; [у] – удивление, [тш] – шипение, [ф] – фырканье, [о] – оканье, радость, [с] – свист, [тр] – запуск мотора, [т]-[тк]-[ткр] – стук, ритм работы. Присутствуют многие виды анафоры: звуковая, лексическая, стилистическая и строфическая. Звуковая: [с] –[с] –[в] – [в] –[с]. Повторяется слово: вместо – вместо – лексическая. Повторяется предложение: Говорят ему - Говорят ему – синтаксическая. Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал – строфическая (повторяется 2 раза)
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной! – строфическая (повторяется 7 раз)
Звуковой анализ стихотворения С.Михалкова « А что у вас?»
Это стихотворение С. Михалков написал в 1935 году. Сколько лет прошло с тех пор? А стихотворение продолжает жить, фразы из него стали “ крылатыми выражениями”. Наши мамы, папы, бабушки и дедушки знают наизусть строки из него. Кажется, что эти стихи были всегда, и невозможно представить себе детство без весёлых, озорных, в то же время содержательных, но без излишних нравоучений стихотворений любимого детского писателя.
Ассонанс представлен так: [о] – 40, [а] – 36, [э] – 6, [у] – 3; сочетание [ау] – 7. Аллитерация дана в таком нарастании: [л]–[ лч]– [лк]– [плт]; [бр]–[кр]–[пр]–[др]–[чр]; [ск]–[кр]–[ст];[вс] –[вн]– [вж]– [жв]; [ш]– [щ]– [шк]. Сочетания согласных помогают передать такие признаки звукоподражания: переключение, тишина, жужжание, дрожь, лёгкость, шипение. Стихотворение построено на основе синтаксической и строфической анафор, имеющих в основе звуковую анафору. Примеры: Кто на – Кто на – синтаксическая анафора. Дело было– делать было – синтаксическая анафора, повторяющаяся в конце стихотворения. Дело было становится строфической анафорой. Лексический повтор виден в следующих строчках: «Мама – лётчик?», «Мама – милиционер». «Обе мамы – инженеры».
Приведённые примеры помогли нам по-новому взглянуть на звуковой строй поэтических произведений. Мы смогли «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах, найти параллели звуковой структуры произведений разных авторов.
Хотя глобальная компьютеризация и затронула уже практически все страны мира, но книги остаются популярными и востребованными. И в особенности это касается детской книжной литературы, которая оказывает просто огромное влияние на малышей. Именно в детской литературе они впервые познают тонкую грань между добром и злом, находят своих кумиров и своеобразные примеры для подражания, да и просто коротают время. Детская литература занимает значительное место в воспитании любого малыша, так как имеет возможность непосредственно влиять на психику ребенка, его жизненную линию поведения и эталоны его подражаниях[3].
А звукообразы придают художественную завершённость и особую цельность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой стиля того или иного автора.
2. 4. Анализ результатов исследования
В задачи данного исследования входило изучение уровня знаний учащихся школы. Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов. Вопросы и ответы в анкете были составлены таким образом, чтобы можно было проследить, насколько респонденты увлекаются чтением дополнительной литературы и понимают ли они роль звукописи в поэтическом тексте. В ходе анкетирования было опрошено 20 человек.
Текст опросника среди учащихся 6-х классов по теме «Звукопись в произведенях русских детских писателей XX века»
1.Каких русских детских поэтов XX века вы можете назвать?
Знаю: Не знаю
2.Чьё произведение вам больше нравится?
1.С.Михалкова “А что у вас?” Да/нет/ не знаю этого произведения
2.С.Маршана ”Вот какой рассеянный” Да/нет/ не знаю этого произведения.
3.И.Чуковский ”Муха-цокотуха” Да/нет/ не знаю этого произведения
3.Обращали ли вы внимание на повтор гласных или согласных в стихотворениях? Да/ Нет
4. Как вы думаете, почему эти стихотворения звучные и запоминающиеся?
1.Потому что много повторяющихся гласных
2. Потому что много повторяющихся согласных
3. Строка стихотворения начинается с одной и той же буквы.
Анкетирование помогло выяснить:
1.Все ученики могут перечислить не более 4 поэтов XX века.
2.Самыми известными среди респондентов являются С.Я.Маршак, С.В.Михалков и Н.Н.Носов.
3.Самым любимым поэтом XX века был назван С. Михалков, далее 50% респондентов назвали ещё и С.Маршака, 10% – К.Чуковского.
4.Все ученики обращали внимание на благозвучие стихотворных строк поэтов.
5.В первую очередь ученики обратили внимание на сочетания гласных в тексте.
Проведённое нами анкетирование показало:
1. К сожалению, в число известных поэтов ученики не включили К.Чуковского.
2.Многие учащиеся обращали внимание на звуковую структуру поэтического текста, но не могут привести примеры в соответствии с литературоведческими терминами.
3.Необходимо предложить Памятки по определению приёмов звуковой организации текста, в том числе и поэтического.
Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь выяснить значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определить функции звуковой организации текста, мы предприняли попытку составить словарик терминов по «звукописи» текста и начали составлять справочник благозвучных сочетаний и слов для учащихся, который может им пригодиться при создании собственных поэтических текстов (дан в Приложении).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокая музыкальность поэзии XX века предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в её способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой. И несмотря на то, что исследованные нами произведения были написаны почти столетие назад, благозвучные стихи не только даруют удовольствие, они врезаются в память.
Предприняв попытку определить роль звукописи в поэтическом тексте, мы разглядели некоторые виды звукописи и их особенности на примере творений российских детских поэтов XX века. В результате проделанной работы мы достигли поставленной цели и выяснили значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определили функции звуковой организации текста.
Проведя анкетирование и проанализировав его результаты, мы смогли подтвердить выдвинутую гипотезу: содержание поэтических произведений зачастую рассматривается без тщательного анализа звуковой выразительности текста.
Следовательно, чтобы научиться вникать в секреты текста, нам необходимо перечитывать лучшие произведения литературы, не упуская из виду звуковую структуру текста. Это поможет нам научиться создавать собственные тексты, в том числе и поэтические.Мы полагаем, что предложенный нами словарик терминов по «звукописи» текста и справочник благозвучных сочетаний и слов на примере произведений детских писателей XX века может пригодиться тем, кто интересуется данной темой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сборники произведений детских поэтов XX века., изд-во «Детская литература»,Москва, 1985.
2. Сборник стихотворений известных русских поэтов XIX—XX веков vtoraya-literatura.com/publ.
3. Ю. В. Казарин. «Поэзия и литература», изд-во «Просвещение», Москва.
4. «Звукопись: примеры из литературы, определение звукописи». classlit.ru/publ/sochinenija_na_...
5.«Русская детская литература XX века». studfiles.ru/preview
Приложение
Справочник благозвучных сочетаний и слов (на основе исследования фрагмента произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный»)
Назначение: составлен в помощь учащимся при создании собственных поэтических текстов.
Кодировка и цвет гласных звуков |
а-1,/зелёный и-2,/синий ы-3,/коричневый о-4,/жёлтый у-5,/красный э-6/чёрный |
Кодировка и цвет согласных, сочетаний согласных, слогов |
1звук согласный-1, /белый 2звука согласных -2,/розовый 3звука согласных -3,/малиновый слог-1согласный+ 1гласный-4,/фиолетовый слог-чередование гл+согл-5,/морковный |
|||||||||||||||||
Построчное расположение гласных ударных звуков |
Кодировка гласных звуков |
Частотность гласных ударных звуков в тексте |
Цветовое восприятие |
|||||||||||||||||
Э,э У,э у,а а,уАу,а у,аА,у,у,у а,э,у о,о,э у,э |
6,6 5,6 5,1 1,5,1, 5,1, 5,1,5,5,5, 1,6,5 4,4,6, 5,6 |
Жил человЕк рассЕянный |
||||||||||||||||||
Состояние удивления, ощущение доброго смеха |
Для передачи такого состояния нужно сочетание с гласным звуком [у] |
|||||||||||||||||||
Построчное расположение согласных, сочетаний согласных, слогов |
Кодировка |
Частотность согласных, сочетаний согласных, слогов в тексте |
Цветовое восприятие |
|||||||||||||||||
Р -- Тр, кр,ть Р,ть Р,пр,р Бр р |
аССе аССе С Ст С сь аССе ассе |
ра ба Вать Ба,Вать Ка,ва Ка, Ка,ра ба |
1, 5,4, 4,5, 2,2,1,4, 1,1,4,4, 1,2,1,1,4,4 2,1,4, 1,5,4,4, 5,4 |
Жил человек РАССЕянный |
||||||||||||||||
Дрожь |
Свист |
Состояние удивления |
Для передачи такого состояния нужно сочетание дрожащих, свистящих звуков со слогами, оканчивающими на [а] |