Звукопись в произведениях русских детских писателей XX века

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Звукопись в произведениях русских детских писателей XX века

Ануарбеков М.Б. 1Ералинов А.М. 1
1школа-гимназия №19 имени К.И.Сатпаева
Сатыбалдиева Э.Т. 1
1школа-гимназия №19 имени КУ.И.Сатпаева
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Нам нравится поэзия, мы любим не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, представлять себе яркие образы, созданные автором. Для этого нужно быть внимательным к поэтическому слову, к его музыкальности, к звучанию. Мы заинтересовались  звукописью как художественным приёмом. Нам стало интересно, какие существуют виды звукописи, почему поэты обращались к этим приёмам. Нам захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях русских детских поэтов XX века и  проследить, насколько полезными будут результаты нашего исследования при составлении собственного текста.

Цель работы:

1.Раскрыть значение звукописи в произведениях детских поэтов XX века.

2.Найти параллели звуковой структуры произведений разных авторов.

3.Выяснить их значение для передачи ритма художественных образов.

Задачи работы:

Изучить литературу по теме исследования.

Провести звуковой анализ стихотворений разных авторов.

Разработать анкету, чтобы выяснить, насколько респонденты понимают

роль звукописи в поэтическом тексте.

Провести это анкетирование, проанализировать его результаты.

Составить словарик терминов по «звукописи» текста и справочник

благозвучных сочетаний и слов в помощь учащимся при создании

собственных поэтических текстов.

Методы исследования:

сбор научных фактов, изучение монографических публикаций и статей, образовательных ресурсов интернета, проведение социального опроса в форме анкетирования, чтение и построчное размышление над поэтическими

произведениями, подготовка презентации Power Point,составление словарика терминов по «звукописи» текста и справочника благозвучных сочетаний и слов в исследованных произведениях.

Работа по теме исследования проводилась в несколько этапов:

Накопление фактического материала.

Научно-обоснованное содержание и выводы.

Результат работы:

1.Составлен словарик терминов по «звукописи» текста.

2.Предпринята попытка по составлению справочника благозвучных сочетаний и слов для учащихся в соответствии с содержанием вышеуказанных произведений.

3.Результаты исследования можно рекомендовать всем тем, кто интересуется литературой, произведениями русских детских поэтов XX века .

Содержание и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, главы, представляющей собой теоретическую разработку данной проблемы, и практической части исследования, также из заключения, списка литературы и приложения.

Основная часть

2.1. Приёмы для усиления  звуковой выразительности стихотворений.

Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь уже самими звуками изобразить то, о чём пишут. Они тщательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими, «гремящими» звуками. И в этом им помогает звукопись.

Что такое звукопись?Звукопись – одно из свойств выразительной речи, совокупность приёмов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. Звукопись – приём усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространённой формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придаёт тексту свое­образную симметрию[4].

Звукопись создаётся самыми различными приёмами. Рассмотрим некоторые из тех, которые нам удалось найти при исследовании самых известных произведений русских детских поэтов XX века: К.И.Чуковского, С.Я.Маршака и С.В.Михалкова

1. Аллитерация. Это организованное повторение согласных звуков. Этот приём значительно усиливает речь, придаёт ей ритм.
Из бледного бокала
Блаженство допивал. (К.Бальмонт)
Часто аллитерация применяется в соединении с звукоподражанием.

2 . Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напомина-ющими звучание явлений окружающего нас мира. Например, звук [ш] часто ассоциируется с тишиной или шуршанием. Константин Бальмонт в своём

стихотворении «Камыши» старается построить звукоряд на букве ш:

Полночной порою в болотной глуШи
Чуть слы
Шно, бесШумно ШурШат камыШи.

3.Ассонанс – французское слово, означающее «созвучие». Это организованное чередование гласных звуков. Наиболее ярко ассонанс проявляется, если гласные стоят под ударением.
Все хорошо под сиянием лУнным,
Вс
ЮдУ родимУЮ Русь Узнаю…
Быстро леч
У я по рельсам чУгУнным,
Дума
Ю дУмУ своЮ… (Н.Некрасов).
Аллитерация или ассонанс – это вспомогательные усиливающие приёмы, помогающие выразить содержание текста.

4. Анафора  — стилистический приём, заключающийся в повторении сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Звуковая анафора – повторение одних и тех же сочетаний звуков:

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища. (А. Пушкин)

Лексическая анафора– повторение одинаковых слов.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера...

(К. Симонов)

Данный отрывок можно отнести к примеру создания синтаксической анафоры.

Синтаксическая анафора (анафорический параллелизм) – повторение одних и тех же синтаксических конструкций: 

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей. (М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово составляет начало стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля!..
От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Земля!..
Она бежит, бежит

На тыщи вёрст вперёд.

Над нею жаворонок дрожит

И про неё поёт.

(А. Твардовский)

Звукопись можно считать выразительно-изобразительным средством в литературном творчестве. Так как все звуки принято в поэтической речи разделять на резкие и нежные, тихие и звучные, гармонические и дисгармонические, то внедрение тех либо других становится заметным стилистическим средством в художественном арсенале мастера [4].

2.2. Характерные черты детской литературы.

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с её помощью закладывается понятие о добре и зле, формируются мировоззрение, идеалы. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в среднем и старшем возрасте начинают читать вдумчиво.

Характерные черты детской литературы:

Детям отводится главная роль.

По тематике соответствует детскому возрасту.

Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).

Простой язык.

Много диалогов и действия.

Много приключений.

Счастливый конец (победа добра над злом).

Воспитывает ребёнка

Как бы ни пытались определить детскую литературу, по сути это всегда те книги, которые нравятся детям[5].

Представляем краткий обзор творчества К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова[1].

1.Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков. Известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе. С детства твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

2.Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу всё. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый - полосатый» и др.

3.Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Все мы помним такие произведения, как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас?», «Песенка друзей», «Три поросёнка», «Под Новый год» и другие.

2.3. Звукопись в произведениях детских поэтов

Очень непохожие друг на друга и по стилю, и по жанрам детские писатели и поэты XX века, тем не менее, неизменно любимы как детьми, так и их родителями. Их книги всегда востребованы юными читателями, веселят их и помогают познавать мир. Желая узнать причину популярности этих произведений, мы решили исследовать звуковую структуру одного произведения каждого поэта.

Звуковой анализ стихотворения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Корней Иванович Чуковский написал сказку в стихах «Муха-Цокотуха» в 1923 году. В сказке «Муха-Цокотуха» автор прославляет добро, которое традиционно побеждает зло. Муха и комар предстали перед нами в сказках добрыми, положительными героями. Хотя в реальной жизни они нам доставляют неудобства и являются паразитами. Таракан в сказках является наглым отрицательным героем, к которому все испытывают неприязнь, впрочем, как и в жизни. В сказках его всегда побеждают, в жизни с ним продолжают бороться. Замечательный сказочник Корней Иванович Чуковский сумел сделать так, что мы смогли полюбить то, что в жизни нам неприятно [3]. Немаловажную роль в таком восприятии читателями сыграла звуковая организация текста (предлагается звуковой анализ фрагмента произведения).

Анафора  

Ассонанс

Текст стихотворения

Аллитерация

Звукопо- дражание

Муха

Муха по полю пошла

Муха

лексическая

у,у,у

о,

у

у

Муха, Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

по, по, пошла

шк шла

х

бр х

шл

Пошла

Приходите

а у

а и у

а и

а у у

Пошла Муха на базар
И купила самовар: "Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"

по ар

ар

ра

щ

ар

ра

Прибегали

а и

а

а у

а

о

о

у у

и- -и- и

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

а

шк

шк

шк

млк

клм

шк

Приходили

Приносили

о у

о

о о

о

о о

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые В них застежки золотые.

пр

шк

жк

жк ст

ст жк

жк

ст

Приходила

принесла

а

а

а у у

у

а а

у а

а а

а у э

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
"Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"

пр

пч

пр

кр

кр

щ

п

Поволок

погубить

у а о

а у о

а у у о

па

ую у

о о у у о у

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

ст

б б

б

б

Помогите

И кормила я вас,
И поила я вас,
стилист.

Поила

Покиньте

последний

а

а у

и

и

а

о э а

"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,

Не покиньте меня
В мой последний час!"

г-г-г

з-з

вс

вс

н-н

н

г

з

в

н

Звуковой анализ стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный».

«Вот какой рассеянный» — самое популярное стихотворение С.Я. Маршака для детей. Оно впервые было опубликовано в 1930 году, и с тех пор было переиздано десятки раз и переведено на многие языки. Непонятно почему, но рассказ о «человеке рассеянном с улицы Бассейной» многие десятилетия трогает сердца и взрослых, и детей [2].

В стихотворении 75 строк, которые организованы в основном в четверостишия, и повторяющееся 7 раз двустишие:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

В стихотворении преобладают ударные звуки, которые помогают ярче передать настроение героев: [а] - звучит 58 раз – активный звук, передаёт силу страха, [у]–37 раз – рождает панику, [о]–28 раз– ожидание чего-то необычного. То есть в стихотворении больше ассонанса. Часто встречающиеся сочетания согласных (аллитерация): со звуком [р]: р–тр–кр–пр–ткр – это звуки беспокойства, со звуком [в]: в–вт –вн – передают начало движения, со звуком [т]: т—тк – ритм продолжающегося движения. Переход звука [ш] в звук [ф]это непродуманная остановка в движении. Повторяются удвоенные согласные буквы сс- звук [c]: свистящий звук, передаёт предостережение. Звукоподражания:[а] – аканье, наивность; [у] – удивление, [тш] – шипение, [ф] – фырканье, [о] – оканье, радость, [с] – свист, [тр] – запуск мотора, [т]-[тк]-[ткр] – стук, ритм работы. Присутствуют многие виды анафоры: звуковая, лексическая, стилистическая и строфическая. Звуковая: [с] –[с] –[в][в] –[с]. Повторяется слово: вместо  – вместо – лексическая. Повторяется предложение: Говорят ему - Говорят ему – синтаксическая. Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал
– строфическая (повторяется 2 раза)

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
– строфическая (повторяется 7 раз)

Звуковой анализ стихотворения С.Михалкова « А что у вас?»

Это стихотворение С. Михалков написал в 1935 году. Сколько лет прошло с тех пор? А стихотворение продолжает жить, фразы из него стали “ крылатыми выражениями”. Наши мамы, папы, бабушки и дедушки знают наизусть строки из него. Кажется, что эти стихи были всегда, и невозможно представить себе детство без весёлых, озорных, в то же время содержательных, но без излишних нравоучений стихотворений любимого детского писателя.

Ассонанс представлен так: [о] – 40, [а] – 36, [э] – 6, [у] – 3; сочетание [ау] – 7. Аллитерация дана в таком нарастании: [л]–[ лч]– [лк]– [плт]; [бр]–[кр]–[пр]–[др]–[чр]; [ск]–[кр]–[ст];[вс] –[вн]– [вж]– [жв]; [ш]– [щ]– [шк]. Сочетания согласных помогают передать такие признаки звукоподражания: переключение, тишина, жужжание, дрожь, лёгкость, шипение. Стихотворение построено на основе синтаксической и строфической анафор, имеющих в основе звуковую анафору. Примеры: Кто на – Кто на – синтаксическая анафора. Дело было– делать было – синтаксическая анафора, повторяющаяся в конце стихотворения. Дело было становится строфической анафорой. Лексический повтор виден в следующих строчках: «Мама – лётчик?», «Мама – милиционер». «Обе мамы – инженеры».

Приведённые примеры помогли нам по-новому взглянуть на звуковой строй поэтических произведений. Мы смогли «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах, найти параллели звуковой структуры произведений разных авторов.

Хотя глобальная компьютеризация и  затронула уже практически все страны мира, но книги остаются популярными и востребованными. И в особенности это касается детской книжной литературы, которая оказывает просто огромное влияние на малышей. Именно в детской литературе они впервые познают тонкую грань между добром и злом, находят своих кумиров и своеобразные примеры для подражания, да и просто коротают время. Детская литература занимает значительное место в воспитании любого малыша, так как имеет возможность непосредственно влиять на психику ребенка, его жизненную линию поведения и эталоны его подражаниях[3].

А звукообразы придают художественную завершённость и особую цельность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой стиля того или иного автора.

2. 4. Анализ результатов исследования

В задачи данного исследования входило изучение уровня знаний учащихся школы. Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов. Вопросы и ответы в анкете были составлены таким образом, чтобы можно было проследить, насколько респонденты увлекаются чтением дополнительной литературы и понимают ли они роль звукописи в поэтическом тексте. В ходе анкетирования было опрошено 20 человек.

Текст опросника среди учащихся 6-х классов по теме «Звукопись в произведенях русских детских писателей XX века»

1.Каких русских детских поэтов XX века вы можете назвать?

Знаю: Не знаю

2.Чьё произведение вам больше нравится?

1.С.Михалкова “А что у вас?” Да/нет/ не знаю этого произведения

2.С.Маршана ”Вот какой рассеянный” Да/нет/ не знаю этого произведения.

3.И.Чуковский ”Муха-цокотуха” Да/нет/ не знаю этого произведения

3.Обращали ли вы внимание на повтор гласных или согласных в стихотворениях? Да/ Нет

4. Как вы думаете, почему эти стихотворения звучные и запоминающиеся?

1.Потому что много повторяющихся гласных

2. Потому что много повторяющихся согласных

3. Строка стихотворения начинается с одной и той же буквы.

Анкетирование помогло выяснить:

1.Все ученики могут перечислить не более 4 поэтов XX века.

2.Самыми известными среди респондентов являются С.Я.Маршак, С.В.Михалков и Н.Н.Носов.

3.Самым любимым поэтом XX века был назван С. Михалков, далее 50% респондентов назвали ещё и С.Маршака, 10% – К.Чуковского.

4.Все ученики обращали внимание на благозвучие стихотворных строк поэтов.

5.В первую очередь ученики обратили внимание на сочетания гласных в тексте.

Выводы

Проведённое нами анкетирование показало:

1. К сожалению, в число известных поэтов ученики не включили К.Чуковского.

2.Многие учащиеся обращали внимание на звуковую структуру поэтического текста, но не могут привести примеры в соответствии с литературоведческими терминами.

3.Необходимо предложить Памятки по определению приёмов звуковой организации текста, в том числе и поэтического.

Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь выяснить значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определить функции звуковой организации текста, мы предприняли попытку составить словарик терминов по «звукописи» текста и начали составлять справочник благозвучных сочетаний и слов для учащихся, который может им пригодиться при создании собственных поэтических текстов (дан в Приложении).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокая музыкальность поэзии XX века предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в её способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой. И несмотря на то, что исследованные нами произведения были написаны почти столетие назад, благозвучные стихи не только даруют удовольствие, они врезаются в память.

Предприняв попытку определить роль звукописи в поэтическом тексте, мы разглядели некоторые виды звукописи и их особенности на примере творений российских детских поэтов XX века. В результате проделанной работы мы достигли поставленной цели и выяснили значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определили функции звуковой организации текста.

Проведя анкетирование и проанализировав его результаты, мы смогли подтвердить выдвинутую гипотезу: содержание поэтических произведений зачастую рассматривается без тщательного анализа звуковой выразительности текста.

Следовательно, чтобы научиться вникать в секреты текста, нам необходимо перечитывать лучшие произведения литературы, не упуская из виду звуковую структуру текста. Это поможет нам научиться создавать собственные тексты, в том числе и поэтические.Мы полагаем, что предложенный нами словарик терминов по «звукописи» текста и справочник благозвучных сочетаний и слов на примере произведений детских писателей XX века может пригодиться тем, кто интересуется данной темой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сборники произведений детских поэтов XX века., изд-во «Детская литература»,Москва, 1985.

2. Сборник стихотворений известных русских поэтов XIX—XX веков vtoraya-literatura.com/publ.

3. Ю. В. Казарин. «Поэзия и литература», изд-во «Просвещение», Москва.

4. «Звукопись: примеры из литературы, определение звукописи». classlit.ru/publ/sochinenija_na_...

5.«Русская детская литература XX века». studfiles.ru/preview

Приложение

Справочник благозвучных сочетаний и слов (на основе исследования фрагмента произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный»)

Назначение: составлен в помощь учащимся при создании собственных поэтических текстов.

Кодировка и цвет гласных

звуков

а-1,/зелёный

и-2,/синий

ы-3,/коричневый

о-4,/жёлтый

у-5,/красный

э-6/чёрный

Кодировка и цвет согласных, сочетаний согласных, слогов

1звук согласный-1, /белый

2звука согласных -2,/розовый

3звука согласных -3,/малиновый

слог-1согласный+ 1гласный-4,/фиолетовый

слог-чередование гл+согл-5,/морковный

 

Построчное расположение гласных ударных звуков

Кодировка гласных

звуков

Частотность гласных ударных звуков

в тексте

Цветовое восприятие

Э,э

У,э

у,а

а,уАу,а

у,аА,у,у,у

а,э,у

о,о,э

у,э

6,6

5,6

5,1

1,5,1, 5,1,

5,1,5,5,5,

1,6,5

4,4,6,

5,6

Жил человЕк рассЕянный
На Улице БассЕйной. Сел он Утром на кровАть,
СтАл рубАшку надевАть,
В рукавА просУнул рУки
ОказАлось, Это брЮки.
ВОт какОй рассЕянный
С Улицы БассЕйной!

 
   
   
         
         
     
     
   

Состояние удивления,

ощущение доброго смеха

Для передачи такого состояния нужно сочетание

с гласным звуком [у]

Построчное расположение согласных, сочетаний согласных, слогов

Кодировка

Частотность согласных, сочетаний согласных, слогов в тексте

Цветовое восприятие

Р

--

Тр, кр,ть

Р,ть

Р,пр,р

Бр

р

аССе

аССе

С

Ст

С

сь

аССе

ассе

ра

ба

Вать

Ба,Вать

Ка,ва

Ка,

Ка,ра

ба

1, 5,4,

4,5,

2,2,1,4,

1,1,4,4,

1,2,1,1,4,4

2,1,4,

1,5,4,4,

5,4

Жил человек РАССЕянный
На улице БАССейной. Сел он уТРом НА КРоВАТЬ,
СТал РуБАшку НАдеВАТЬ,
В РуКАВА ПРоСунул РуКИ
ОКАзалоСЬ, это БРюКИ.
Вот КАкой РАССЕянный
С улицы БАССЕйной!

     
     
     
     
     
     
     
     

Дрожь

Свист

Состояние удивления

Для передачи такого состояния нужно сочетание

дрожащих, свистящих звуков со слогами,

оканчивающими на [а]

Просмотров работы: 7555