Помоги себе сам

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Помоги себе сам

Абузярова А.К. 1Коцарев А.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Александровского района Оренбургской области «Александровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Рощепкина Василия Дмитриевича»
Коцарева Т.В. 1
1филиал "Александровский" МАУДО "Центр развития", педагог дополнительного образования
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования. Мы часто слышим от взрослых, что сегодня дети мало читают, все больше телевизор смотрят или в гаджетах сидят. Хотя и взрослые сами, чаще всего, ведут себя также. А ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и учителем. Хотя в наших семьях есть не только взрослая, но и детская библиотека, привычка семейного чтения, которая была в семьях наших родителей - уходит. Возможно, именно по этой причине очень многие дети читают медленно, безграмотно, плохо понимая смысл прочитанного. Поэтому тему нашего исследования мы считаем актуальной.

Проблема исследования: По оценкам психологов, на успеваемость ребёнка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения. В нашем классе некоторые дети плохо учатся, потому что читают медленно и безграмотно, плохо или совсем не понимают заданий.Скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной, отсюда и проистекают почти все их беды. Ученик, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет не усидчив, будет отвлекаться, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения — это не удовольствие, анаказание. С каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается, поэтому надо владеть оптимальной скоростью чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. К такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Итак, что даёт оптимальное чтение?

при чтении совершенствуется память и устойчивое внимание

скорость чтения оказывает сильное влияние на успеваемость

без хорошей техники чтения невозможна высокая образованность

низкая скорость чтения не позволяет осваивать материал информациипри увеличении объёма

Цель исследования: найти пути, которые помогут научиться читать быстро и качественно,повысив при этом скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 20-40 слов;

Задачи исследования:

1. Изучить литературу, о значении скорости чтения и её влиянии на развитие и успешность школьника,о причинах медленного чтения и способах их преодоления.

Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;

3.Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;

4.Сделать анализ. Сформулировать выводы и рекомендации.
Объект исследования: чтение

Предмет исследования: скорость чтения.

Гипотеза: Если выполнять определённые упражнения регулярно и старательно, то можно научиться быстро и грамотно читать, увеличив скорость чтения на 20 -40 слов за месяц.

Методы исследования: сбор информации, наблюдение, интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение, составление памяток.

II.Основная часть

2.1. Причины медленного чтения и пути преодоления

1. Малое поле зрения

Изобретены приёмы, помогающие расширить угол зрения: таблицы Шульте, Слоговые таблицы, пирамида

2. Слаборазвитая оперативная память

Необходима работа над оперативной памятью.Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором

И.Т. Федоренко.

2.2 Влияние скорости чтения на развитие школьника

Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. С помощью словаря мы узнали, что чтение - это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс полученияинформации из её источника.

В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.

В техническую сторону чтения входит несколько составляющих: во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов. Во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл. В-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл. В-четвёртых, это способ чтения. Различают четыре способа чтения:1) побуквенный, 2) слоговой, 3) плавный слоговой с прочтением целыми словами, 4) чтение целыми словами. В-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту. Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.

Известные факты о скорости чтения

Наблюдения учёных показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад. Это 150-300 слов в минуту.

Но истории известны факты феноменально быстрого и рационального чтения – 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Лев Николаевич Толстой, Фёдор Иванович Достоевский, Максим Горький, Марк Твен и другие.

Современный человек тоже способен читать с такой скоростью.

1. Скорость чтения 16-летней киевлянки Иры Иваченко – 163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в присутствии журналистов.

2. Неофициальный рекорд скорости чтения – 416 250 слов в минуту - принадлежит другой киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был установлен 9 сентября 1989 года во время одного из тестирований руководством центра в присутствии 20 слушателей курсов. На момент установления рекорда Евгении было 16 лет. Для того, чтобы целиком прочитать толстый журнал Евгении требуется всего 30-40 секунд. Примерно минута уходит у нее на чтение книги среднего формата. Содержание прочитанного Евгения пересказывает часами, не упуская мельчайших подробностей.

3. Ученица российской Школы Олега Андреева Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения скорости чтения – 60.000 зн. /мин. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

4. Президенты Джон Кеннеди и Франклин Рузвельт также настойчиво тренировались в скорочтении и достигли отличных результатов чтения - свыше 1000 слов в минуту.

III. Исследование

3.1 Практическая часть

Всю экспериментальную часть мы разделила на три этапа: стартовая диагностика, собственно экспериментальная и итоговая диагностика.

На этапе стартовой диагностикиперед нами стояла задача: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью.

Для решения этой задачи мы сравниливлияние скорости чтения на скорость выполнения домашнего задания. 4 класс «Окружающий мир», тема «Моря, озёра и реки России». Параграф учебника составил 362 слова. Моя скорость чтения 110 слов в минуту. Я прочитала этот текст за 3 минуты 20 секунд. Ответы на вопросы заняли 2 минуты, пересказ 5 минут, выполнение дополнительного задания 10. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру мне понадобилось 20 минут 20 секунд.

Скорость чтения моей одноклассницы, Азалии 65 слов в минуту. Она прочитала этот текст за 6 минут. Ответы на вопросы заняли 10 минут; пересказ - 10 минут. Дополнительное задание по выбору, она не выполняла. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру ей понадобилось 26 минут.

Если же скорость чтения ниже, например, меньше 50 слов в минуту (у нас есть такой ученик), то на эту же работу ему потребуется больше получаса.

Выводы:

-скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала при переходе из класса в класс увеличивается и соответственно будет увеличиваться время, затраченное на подготовку к урокам.

3.2 Экспериментальная часть

Чтобы добиться результата, нужна система занятий. На втором этапе учителем была создана экспериментальная группа.

Д ля обучения приёмам беглого чтения было проведено 10 занятий «Маминой школы» Ежедневно, мы выполняли комплекс упражнений, продолжительность каждого занятия составляла 45 минут.

Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать.

К аждое занятие начиналось с чтения скороговорок.

Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

Утром присев на пригорке

Учат сороки скороговорки

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор. С топором чинить забор

Но наилучшие результаты дала нам работа над следующей забавной скороговоркой:

«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовалдорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр свахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржскийбесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка"

Затем этап контрольного чтения текста, после которого мы отмечали полученный результат на «Графика роста скорости чтения».

Ежедневно, после троекратного повторного чтения того же текста мы записывали горизонт увеличения скорости чтения.

Выполняли упражнения, используя предлагаемые правила чтения, помогающие быстрее находить информацию и лучше ее запоминать.

Упражнения по чтению на материале таблиц звуков, слогов, слов и словосочетаний, используя три способа прочтения («Прятки», «Титры», «Скороговорки»), требующие умения быстро и правильно говорить, выполняли, чередуя их с другими упражнениями:

-на развитие внимания («Найди спрятанные слова», «Зачеркни разными способами», «Найди лишнее»);

- на развитие мышления («Поиск закономерностей», «Найди пару»);

-на тренировку памяти («Запомни и покажи»);

-на расширение поля зрения, необходимого для охвата слова или
словосочетания целиком (таблицы Шульте, числовые пирамиды, лабиринты).

Чередование упражнений позволяло мобилизовать познавательные процессы на достижение целей исследования. Все упражнения старались выполнять с максимальной скоростью. Результаты выполнения сложных упражнений мы записывали внизу страницы.

Кроме предложенного комплекса упражнений мы выполняли ещё несколько упражнений на развитие техники чтения.

Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивалась вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Наша задача была, двигая глазами, справа налево прочитать 2 страницы текста.

Корректировка деформированных предложений. Необходимо было найти в предложении смысл, расставив верно слова в нужной форме, например:

- стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность запоминать образы слов, а так же развивает словесную память.

Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости. Приложение №1

3.3 Итоги исследования

Кроме всего этого, ежедневно на ночь мы читали не менее 2- 3 страниц печатного текста.

1. Наиболее эффективными оказались упражнения, имеющие
творческий занимательный характер такие как «Поиск закономерностей», «Запомниипокажи»,
лабиринты, поиск в тексте заданных слов, игра в прятки, таблицы Шульте.

Ещё нам очень нравилось контрольное чтение текстов, т.к. не терпелось узнать, на сколько слов повысилась наша скорость чтения;

2. Сложными для нас были упражнения: «Найди слова», работа с
таблицами звуков, слогов, слов, словосочетаний, т.к. необходимо было прилагатьусилия для качественного их выполнения;

3. На эффективность работы повлияли личные психофизические,
логопедические особенности, но положительные изменения есть у всех;

4. Чтобы видеть прогресс каждого необходимо фиксировать результаты
на «Графике повышения скорости чтения» понимая, что всегда есть то, к
чему можно стремиться.

На этапе итоговой диагностикимы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений.

Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. Количество слов, прочитанных за 3 минуты, делилось на 3, и мы узнавали скорость чтения за 1 минуту. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание.

Выводы:

скорость чтения каждого из учеников увеличилась;

если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская
занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.

IV. Заключение

Пока мы не дотянули до оптимальной скорости чтения: 150 слов в минуту, но мы поняли, что скорость чтения реально увеличить можно с помощью специально подобранных игр и упражнений. Мы поняли:

Чтение - это основа всех наук. Человек, не умеющий работать с текстом, не будет знать ни математики, ни биологии, ни физики и т.д.

Освоение метода быстрого чтения – процесс приобретения нового навыка умственной деятельности.

Процесс чтения неразрывно связан с развитием памяти, внимания, мышления.

Обязательное условие успешности обучения- непрерывность, регулярность занятий, систематичность выполнения упражнений.

Результаты эксперимента:
Гипотеза нашла подтверждение, цель близка к достижениюПоследний замер скорости чтения показал: скорость чтения у всех детей в классе увеличилась от 7 до 47 слов в минуту / на 7, 8, 9, 13, 14, 16, 17,19, 20, 22, 23,28, 31, 34, 47 слов в минуту/.

У трёх человек увеличение скорости чтения незначительная, т.к. они дополнительным чтением занимаются нерегулярно, работу над ошибками по русскому языку почти никогда не делают, на уроках не активны, саморазвитием не занимаются.

При норме на конец года 90 слов в минуту, на 15 января 11 учащихся читают более 90 слов, 4 человека читают более 70 слов в минуту, 4 человека читают менее 60 слов в минуту.

И у Коцарева Арсения, и у Абузяровой Алисы скорость чтения увеличилась на 30 - 40 слов в минуту. Оба читают выше 100 слов в минуту.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Для отдельно взятого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроке и дома.

Для класса: есть ряд упражнений-игр для больших перемен, которые мы можем проводить, организовывая себя на игру самостоятельно, или их может организовывать учитель на уроках.

Для родителей: работу по развитию навыка беглого чтения необходимо начинать с 6-7 лет, поэтому для родителей мы вместе с классным руководителем сконструировалапамятки: советы родителям «Рекомендательный список упражнений, которые могут помочь ребёнку научиться бегло, читать». Приложение №2.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения.- Мн. Университетское: 2007.-224с.

Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание
шестое. Феникс. 2013 г.

Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-
е издание, дополненное. Москва. 2010 г.

Интернет – ресурсы

http://www.nsportal.ru

http://www.pedsovet.su

http ://www. skorochtenie.info/

Приложение №1

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко): Набор №1-№18 с указанием числа букв и времени экспозиции

Приложение №2.

«Рекомендательный список упражнений, которые могут помочь ребёнку научиться бегло, читать»

Бинарное чтение

«Очередь»

«Буксир»

«Ловушка»

«Прыжки»

«Фотоглаз»

«Найди меня»

«Счёт слов»

«Сканирование»

«Игра в прятки»

«Мнимое слово»

чтение перевернутого текста

корректировка деформированных предложений

жужжащее чтение.

чтение в темпе скороговорки;

выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

многократное чтение

артикуляционная гимнастика

чтение чистоговорок шепотом и медленно:

упражнения для развития четкости произношения:

чтение тихо и умерено:

чтение громко и быстро:

чтение скороговорок, пословиц, поговорок

чтение согласных

складывание слов из половинок.

чтение деформированных предложений

восполнение пропусков букв в словах

чтение слоговых таблиц

корректурная проба

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения). 

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш... 

Ба – бябо - бёбу - бю бэ – бе бы - би

За - зязо - зёзу - зю зэ - зезы - зи

Фа – фяфо – фёфу - фюфы – фи фэ - фе

Ла - ля ло - лёлу - люлы – ли лэ - ле

Для развития правильного произношения,.
совершенствования навыка чтения используем работу со слоговыми таблицами
, таблицы слов.

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида».

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.

Р асположив в центре зеленую точку или вопросительный знак, можно успешно применять таблицы на практике. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Взрослый называет букву, ребёнок должен найти её, не отрывая взгляда от центра.

Просмотров работы: 36