Что наша жизнь? Игра?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что наша жизнь? Игра?

Дементьева Т.А. 1
1МБОУ города Иркутска гимназия №3
Гаевская О.И. 1
1МБОУ г. Иркутска Гимназия №3
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Самая пагубная из страстей – алчность, ибо она делает человека неразумным, заставляет его бросить надёжное и устремляться за ненадёжным.

Эзоп1

Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает опасностей, грозящих ему.

Эзоп

Те, кто считает, что деньги – это всё, без сомнения, готовы на всё ради денег.

Э. Бошен2

Под кучей денег может быть погребена человеческая душа.

Н. Готорн3

Азартные игры появились ещё в Древнем Египте (игра в кости). Позже данным видом деятельности увлекались в Древних Индии, Греции и Риме. Всегда были люди, которые предпочитали выиграть деньги, нежели их заработать, поэтому проблема азартных игр существует и в XXI веке. Конечно, за это время появилось многообразие азартных игр и способов увлечения ими. В наше время даже подростки, не выходя из дома, могут играть в них. Таким образом, можно сказать, что данная тема была актуальна во все времена. И многие деятели искусств обращали на неё внимание. Например, художники с конца XVI века стали изображать азартные игры, подчёркивая их разрушительное влияние на личность. Целые серии подобных изображений создали В. Дейстер4Ж. Латур5Караваджо6 (см. Приложение 2).

В работах многих русских и иностранных авторов разных эпох (были исследованы произведения, относящиеся к XVIIIXXI векам), некоторые из которых сами были увлечены азартной игрой, была затронута данная тема. При прочтении этих книг меня заинтересовало то, что в них показано разное влияние этого вида деятельности на внутренний мир человека и на его судьбу. В своём исследовательском проекте мы решили показать, какие могут быть последствия увлечённости человека азартными играми на примере литературных произведений и исторических примеров.

1.1. Актуальность. В XXI веке многие, как и прежде, увлекаются азартными играми. По официальным данным, 10% россиян играют в азартные игры (не учитываются люди, играющие в онлайн-казино). Согласно другой официальной статистике, 75% от всех игроков испытывают удачу именно в онлайн-казино. Проведя математические расчёты (см. Приложение 3), было выявлено, что примерно 57,8 млн. россиян, что составляет 40% от всего населения, играют в азартные игры (см. Приложение 4).

К сожалению, ещё нет официальной статистики о последствиях зависимости от азартных игр, но в научной статье по социологии, посвящённой игровой зависимости, были представлены анонимные рассказы таких игроков и их родных, и я составила собственную статистику. Самыми страшными последствиями были агрессия (в 2% случаев), развод (3%), употребление алкоголя (4%), одиночество, отчаяние (5%), депрессия (6%), смерть / самоубийство (7%), болезнь, зависимость (7,5%), враньё, преступление (8%), потеря работы (8,5%), долги (12%). Такие последствия показывают необходимость скорейшего решения данной проблемы (см. Приложение 5).

Интернет-казино привлекательны тем, что в них отсутствуют ограничения по возрасту и гарантируется полная анонимность игроков, поэтому часто в этом участвуют и подростки, хотя им запрещён этот вид занятий в силу возраста.

Анкетирование, проведённое в ходе работы надо проектом, подтвердило актуальность исследования данной темы, так как большинство учащихся МБОУ г. Иркутска (4-11 классы) тоже увлекаются азартными играми.

Кроме того, это очень неоднозначная тема, так как психологи многих стран до сих пор ведут дискуссии о вреде и пользе азартных игр. Я хочу сама разобраться в данной проблеме и, исходя из обоснований экспертов, сформировать своё мнение на этот счёт.

Борьба с чрезмерным игорным азартом с давних времен составляла одну из задач административной и уголовной политики почти во всех странах мира. В 2006 году в был принят закон, запрещающий организацию казино и игорных учреждений по всей территории России, кроме Краснодарского, Крымского и Алтайского краёв, Калининградской и Ростовской областей, Приморья и границы Краснодарского края и Ростовской области (см. Приложение 6). В 2014 году было предложено организовать игорную зону на территории Крымского полуострова. Я думаю, что заинтересованность правительства данной проблемой ещё раз подтверждает необходимость её исследования.

Данное исследование имеет не только социальную, экономическую и политическую, но и образовательную актуальность, ведь 8 из использованных произведений входят в школьную программу по литературе.

1.2. Объект исследования: азартные игры.

Предмет исследования: влияние азартных игр на человека.

1.3. Цель исследования: выявление влияния зависимости от азартных игр на духовный мир человека, а вследствие и на его судьбу, опираясь на исторические примеры и литературные произведения разных эпох (XVIIIXXI века), в которых затрагивается данная тема.

1.4. Задачи исследовательской работы:

Найти информацию об истории азартных игр, их теоретических особенностях и существовании в современном мире;

Найти исторические примеры, показывающие влияние азартных игр на жизнь человека;

Прочитать и изучить литературные произведения, в которых упоминаются азартные игры;

Узнать увлечённость авторов данных произведений этим видом деятельности;

На основании результатов, полученных при выполнении задач № 3 и 4, составить аналитическую таблицу;

Провести анкетирование среди учеников МБОУ гимназии №3 г. Иркутска в целях выявления увлеченности детей разного возраста (4-11 классы) азартными играми;

На основе исторических фактов, изученной литературы и проведенного анкетирования выявить влияние азартных игр на человека;

Составить буклет о вреде азартных игр и провести классный час на эту тему.

1.5. Гипотеза: Если главной целью азартной игры является выигрыш денег или иных материальных ценностей, то, следовательно, азартные игры способствуют проявлению отрицательных черт личности, падению его нравственных ценностей, что в свою очередь отрицательно отражается и на всей судьбе этого человека, что описано в литературных произведениях XIX-XXI веков.

1.6. Методы исследования:

Методы эмпирического уровня: анкетирование среди учеников 4, 5, 7, 9 и 11 классов МБОУ города Иркутска гимназии №3 с целью выявления зависимости среди подростков от азартных игр, сравнение исторических эпох относительно развития азартных игр в конкретный период времени, сравнение влияния азартных игр на человека в литературных произведениях.

Методы экспериментально-теоретического уровня:анализ информации об азартных играх, математическое моделирование при решении задачи, исторический, логический, синтез, индукция.

Методы теоретического уровня:изучение и обобщение, формализация, анализ и синтез, аксиоматика.

1.7. Научная новизна исследования: проблема игромании существовала всегда, но в последнее время она обрела новые черты, такие как игровые автоматы, «однорукие бандиты», интернет-казино. Впервые данным видом деятельности могут увлекаться и подростки, что было доказано проведённым в МБОУ города Иркутска гимназии №3 анкетированием, которое показало, что большая часть учеников 4-11 классов играют в азартные игры. Таким образом, имея исторические и литературные примеры последствий данной зависимости, мы изучаем её и в современном мире.

1.8. Теоретическая значимость работы: информирование окружающих об истории азартных игр, содержании литературных произведений, связанных с ними, рассказ о том, как авторы данных произведений были связаны с азартной игрой и как это повлияло на их жизни. Предупреждение об отрицательном влиянии азартных игр на примере литературных произведений.

1.8. Практическая значимость работы: узнав о вреде азартных игр на примерах литературных произведений и исторических фактов, некоторые люди откажутся от идеи азартной игры.

1.9. Характеристика анкетирования: в ходе исследования нами было проведено анкетирование среди учеников 4, 5, 7, 9 и 11 классов МБОУ города Иркутска гимназии №3, в котором приняло участие 176 респондентов.

Для удобства опрашиваемых вопросы в анкете не различались по форме: были представлены только вопросы-меню. По предметному содержанию в анкету вошли вопросы о фактах и вопросы о мнении. По способу распространения анкета носила раздаточный характер. По форме проведения анкетирование было групповым и очным.

Диагностика посредством анкетирования была направлена на выявления количества учеников, играющих в азартные игры, с целью подтверждения или опровержения утверждения о том, что многие подростки в нашей стране играют в азартные игры, а также составления представления о мнении подростков на тему вреда и пользы азартных игр.

Историческая справка

Возникновение и развитие азартных игр в древности

Кости, игра, в которой бросается пара всем знакомых кубиков, появилась на заре Древнего Египта и быстро распространилась на Азию. Конечно, в самом Египте использовались непривычные для нас формы костей, но уже в Древней Индии эту игру преобразили, сделали более утончённой и успешно дошедшей до наших дней. По правилам костей, у игрока выпадает определённое количество очков, которые несут ему победу или проигрыш – всё просто. Чтобы сделать эту игру ещё более подвластной случайности, используют кружку или стакан для встряхивания кубиков. ж
Несколько позже, в том же Египте выдумали более богатую разновидность костей – нарды. В этой игре человек уже увереннее влияет на результат: появились фишки, которые передвигаются в заданном порядке, согласно выпавшим костям. Особенно удачно она прижилась на Ближнем востоке и в Средней Азии.

Восточная Азия подарила нам принципы карточных игр, которые распространились и на домино, и на современный покер. Со временем, карты попали в руки европейцев и тут же появилось знакомое нам разнообразие правил и колод. С тех пор карты стали любимым развлечением солдат, путешественников, дворян и простых людей. Достаточно быстро карточные игры были приспособлены и для ставок. В истории не раз случалось, что несколько карточных побед решали судьбу нескольких провинций и деревень, когда последние просто-напросто ставились против мешочка с золотом.

Азартные игры на разных этапах существования Российского государства (см. Приложение 7)

Азартные игры в Российской империи

Р Настоящая мода на карты началась во времена так называемого «золотого века российского», то есть в последние годы царствования Екатерины II. Историк М. И. Пылаев писал: «Карточная игра усилилась до необычайных размеров; дворяне почти только и делали, что сидели за картами: и мужчины, и женщины, и старые, и молодые садились играть с утра, зимою еще при свечах и играли до ночи, вставая лишь пить и есть; заседания присутственных мест иногда прерывали, потому что из самого заседания вдруг вызывали членов к кому-нибудь на карты; играли преимущественно в коммерческие, но много и в азартные игры… В эти годы дошло до того, что зимой, в Москве, в публичных собраниях и клубах, и в маскарадах вовсе почти не танцевали, а все садились за карточные столы».

Но истинный расцвет карточной игры пришелся на XIX век. Блюстители морали били тревогу, утверждая, что «ежедневно семь десятых петербургской мужской публики с десяти часов вечера садится за карты. Потребность игры стала столь привычной, что в некоторых кругах оценивают человека по критерию: "он играет», «он не играет…» Петр Вяземский писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас. В русской жизни карты – одна из непреложных и неизбежных стихий».

Именно тогда и сформировались правила светского поведения за карточной игрой. В 1827 году была выпущена анонимная книга «Жизнь игрока, описанная им самим, или открытие хитрости карточной игры», где среди прочего утверждалось: «Игрок должен быть, смотря по обстоятельствам, шалуном, философом, мотом, экономом, нежным, сердитым, вспыльчивым, мягкосердечным, добронравным, великодушным, а иногда даже дураком. Таковой только способен сделаться славным игроком». После подобные выпускались раз в десятилетие, советы по поведению «за зеленым столом» включались и в учебники «вежливости светского этикета», ибо слишком значительной частью светской жизни была карточная игра, чтобы обойти ее вниманием.

Азартные игры в СССР

До прихода к власти большевиков наибольшей популярностью во времена царской России были карточные игры, а также тотализаторы, которые проводились на ипподромах. И вот наступил конец 1917 года, новая власть – новая эпоха. По мнению правительства, в новой эпохе нет места азартным играм. Уже через 7 дней после революции вышел нормативный правовой акт (постановление), которым было оговорено закрытие всех игорных заведений на территории страны. И, разумеется, внезапно ставшим вне закона игорным домам пришлось перейти в подпольное положение. Азартные игры не исчезли из СССР, они продолжали работать, но являлись нелегальными.

Спустя год, весной 1918 года была предпринята попытка вновь легализовать игорные заведения, ввести налог, который бы уплачивался в пользу городов. Но попытка не увенчалась успехом, и данный бизнес так и остался нелегальным. Осень 1921 года считается первой попыткой реабилитации азартной игры в РСФСР, было разрешено официально продавать игральные карты, и казино с игорными клубами стали расти как грибы после дождя. Но жизни им было всего два года. Выводы после социологического исследования жизни рабочих были, мягко сказать, неутешительными – весь досуг сводился к игре в карты. Культурный отдых, спортивные мероприятия, музыка – это все пролетариат не интересовало. Основной конкурент картам был алкоголь: или пить, или играть. Выводы подвергли в шоковое состояние власть, и народные комиссары в экстренном порядке создали комиссию для борьбы с алкоголем, наркотиками (основным среди которых был кокаин) и азартными играми. Первый удар был нанесен по рабочим районам, игорные заведения подлежали незамедлительному закрытию, ну а следом очередное постановление положило конец и всем остальным казино. С целью ужесточения наказания уголовный кодекс обзавелся отдельной статьей, которая обещала совсем не маленький срок каждому, кто осмелится заняться организацией азартных игр. И контролируемый жесткими рамками уголовного кодекса игорный бизнес России тех времен ушел в подполье.

Была разрешена игра в бридж. Он считался интеллектуальным видом спорта и не попадал под категорию запрета. Основоположниками моды этой игры в СССР стали прибалтийские республики, где данная игра была очень популярна. Турниры международного масштаба проводились в Риге еще с 1934 года и сохранили эту традицию и в советское время. Бридж-клубы стали появляться по всей большой стране. Но, как и всегда, в 1973 году бриджу было присвоено звание «буржуазного извращения». Бриджу и строительству коммунизма стало не по пути. Все клубы закрыли, а сама игра вернулась в спорт только 1990 году.

Законодательная база об азартных играх в РФ

Закон об азартных играх (см. Приложение 8) был принят членами Государственной Думы 20 декабря 2006 года, одобрен был через неделю Советом Федерации. В законную силу документ вступил 29 декабря 2006. С момента издания закона он претерпел внесение множества изменений. Последняя редакция законодательного акта об игорном бизнесе приходится на 28 марта 2017 года.

В Российской Федерации игорный бизнес находится под строгим наблюдением государства. До 2009 года азартные игры были распространенным занятием на всей территории Федерации. Однако, после 2009 года государство ввело запрет на учреждение и развитие игорного бизнеса почти во всех российских городах. В соответствии с законом, исключение составляют некоторые территории: Алтайского края, Краснодарского края, Приморского края, Республика Крым, Калининградская область (см. Приложение 5).

На указанных территориях, учреждения, проводящие азартные развлечения попадают под действие Федерального Закона № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Известные русские поэты и писатели, игравшие в азартные игры (см. Приложение 9)

В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого отражены автобиографический игровой опыт, описан внутренний мир игрока, рассмотрены личностные и внешние обстоятельства, побуждающие к игре. Многие произведения русской литературы пропитаны азартом карточной игры. Так как играли не только герои произведений, но и сами писатели.

Игра в карты была одним из важнейших символом светской жизни (не только способом занять время, но отличным качеством, означающим принадлежность человека к свету, определенному кругу). Игра была средством социальной ориентации, идентификации себя с окружающими, самоопределения.

Играл и даже не гнушался шулерством «старик Державин» (когда Гавриил Романович еще не был стариком, да и в старости тоже). И, кстати, долги чести не всегда отдавал. Зато под старость в карты стало везти, и как-то раз, имея при себе 8 тысяч, он выиграл целых 40 тысяч рублей. Державин счел это знаком свыше: выплатил все долги, прикупил недвижимость и завязал с игрой.

Заядлым игроком был Александр Сергеевич Пушкин. Великий поэт и писатель справедливо говорил однажды, что страсть к игре есть самая сильная из страстей. Другому приятелю Пушкин как-то сказал: «Я предпочел бы умереть, чем не играть». Проигрывал он огромные суммы, при годовом жаловании в семьсот рублей ему случалось за одну ночь просадить несколько тысяч. После гибели на дуэли он оставил 60 тысяч рублей долга, который милосердно погасил из личных средств император Николай I. Более половины этих денег были долгом чести, то есть карточным долгом.

Михаил Юрьевич Лермонтов, «сумрачный гений», не был азартен, ровно, как и другим страстям подвержен не был. Играл, конечно, потому что стыдно офицеру не играть. Но без удовольствия, а потому и без особого ущерба для кошелька.

Лев Николаевич Толстой играл, причем безупречно соблюдая правила.
Например, считалось, что упавшую под ломберный стол купюру дворянин поднимать не должен: это законная добыча лакеев. И когда вечно бедствовавший поэт Афанасий Афанасьевич во время игры наклонился за упавшей десятирублёвой купюрой, Лев Николаевич, дабы указать на низость такого поступка, зажег от свечи сторублевую ассигнацию и посветил ему.

Федор Михайлович Достоевский был настоящим игроманом, проигрывался в прах, выпрашивал денег у беременной жены, а ее оставлял голодать. Многие свои романы он писал только для того, чтобы карточные долги выплатить. И говорил: «Если бы русские писатели не играли в карты, то не было бы русской литературы».

Зато поэт Николай Алексеевич Некрасов, воспевший страдания русских крестьян, играл не только профессионально, но и очень удачливо, благодаря игре он и сам жил безбедно, и журнал «Современник» часто спасал от финансового краха очередным выигрышем. «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите», - говорил ему Белинский. Утверждали, что в год он выигрывал до 20 тысяч рублей – огромная по тем временам сумма. При этом страстью своей Некрасов карты не признавал и говорил: «В чем другом у меня не хватает характера, а в картах я стоик».

И в новое время играли, конечно. Например, Владимир Владимирович
Маяковский был агрессивным игроком, проигрыши воспринимал как личную
трагедию, легко обвинял партнеров в шулерстве, всегда готов был начать драку, лишь бы оспорить проигрыш. «С Маяковским страшно было играть в карты», - вспоминал другой поэт, Николай Асеев.

Таким образом, многие известные поэты и писатели XIX и XX веков увлекались азартными играми, впоследствии посвящая этому свои произведения. Для некоторых литературных деятелей написание книг было способом заработка денег в целях погашения долгов.

Некоторые люди XIX века играли в азартные игры не ради выигрыша, а по причине того, что в те времена это было очень модно, и все представители дворянства были увлечены игрой. Одним из таких людей был поэт, прозаик, художник и драматург Михаил Юрьевич Лермонтов.

Исследование

Термин «азартная игра»

Термин азартная игра имеет множество различных значений в зависимости от культурного или исторического контекста, в котором он употребляется. В настоящее время азартная игра имеет следующее экономическое определение: заключение пари на деньги или какую-либо материальную ценность на событие с сомнительным исходом с главным намерением получения прибыли или материальных ценностей. Обычно исход игры ясен в пределах короткого промежутка времени.

Есть и более простое бытовое определение: азартная игра – игра с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей, исход которой полностью или в значительной степени зависит не от навыка играющего, а от случая.

Последствия увлечённости азартными играми, описанные в литературных произведениях (см. Приложение 10)

3.2.1. Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» (1831)

В этой повести показан пример того, как азартные игры (в данном случае карточная игра в банк) могут привести к агрессии и серьёзным конфликтам. Недавно переведённый офицер не знал об особенностях игры Сильвио и посчитал, что тот ошибся: «…Офицер, потеряв терпение, взял щетку и стер то, что казалось ему напрасно записанным. Сильвио взял мел и записал снова. Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара. Мы смутились. Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: «Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите бога, что это случилось у меня в доме».

Также здесь говорится о том, что азартные игры приводили к дуэлям, а значит, к смертельным последствиям: «…Мы не сомневались в последствиях и полагали нового товарища уже убитым.»

3.2.2. Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1833)

Германн – военный инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого капитала, а потому вынужденный жить на одно жалованье, не позволяя себе ни малейшей прихоти. В душе игрок, он никогда не садится за карточный стол. Однако «сильные страсти и огненное воображение» Германна воспламеняются от рассказа его друга Томского о трех картах, которые позволили когда-то его бабушке, графине Анне Федотовне, погасить большой карточный долг. Дом графини притягивает отныне Германна, словно магнит. Он готов на все, лишь бы овладеть тайной трех карт, которая принесет ему богатство. «Расчет, умеренность и трудолюбие», на которых он строил свою прежнюю жизнь, теряют для Германна свою былую привлекательность.

Ради достижения своей цели Германн поступает крайне безнравственно: используя любовь Лизаветы Ивановны как ключ к дому графини, Германн проникает в ее спальню и заклинает старуху ему тайну трех карт. Испуганная графиня умирает, так ничего и не сказав.

В конце повести, не выполнив условие графини, он оказывается в психиатрической больнице, хотя его жизнь могла бы сложиться гораздо удачнее: «… Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

3.2.3. Исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836)

Зурин предлагает играть на деньги только что обучившемуся игре Гринёву, понимая, что обыграет его: «…Зурин громко ободрял меня, дивился моим быстрым успехам и, после нескольких уроков, предложил мне играть в деньги, по одному грошу, не для выигрыша, а так, чтоб только не играть даром, что, по его словам, самая скверная привычка», в результате чего юный Пётр проиграл 100 рублей (по тем временам огромная сумма).

3.2.4. Повесть в стихах М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» (1838)

Главный герой этого произведения господин Бобковский, казначей, из-за зависимости от игры потерял всё, что имел в своей жизни:

«…Он проиграл коляску, дрожки,

Трех лошадей, два хомута,

Всю мебель, женины сережки,

Короче — всё, всё дочиста.».

А потом и свою жену-красавицу Авдотью Николаевну:

«…И просит важно позволенья

Лишь талью прометнуть одну,

Но с тем, чтоб отыграть именье,

Иль проиграть уж и жену.»

3.2.5. Роман М.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени» (1840)

Вулич был очень азартным игроком, проигрывал много денег, подвергал свою жизнь опасности ради игры: «...Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство. Рассказывали, что раз, во время экспедиции, ночью, он на подушке метал банк, ему ужасно везло. Вдруг раздались выстрелы, ударили тревогу, все вскочили и бросились к оружию. «Поставь ва-банк!» — кричал Вулич, не подымаясь, одному из самых горячих понтеров. «Идет семерка», — отвечал тот, убегая. Несмотря на всеобщую суматоху, Вулич докинул талью, карта была дана.»

3.2.6. Комедия Н.В. Гоголя «Игроки» (1841)

В этом произведении поднимается вопрос о шулерстве, т.е. обмане с целью выигрыша денежных средств. Шулерство всегда была распространённым явлением в азартных играх, особенно в игре в банк. Это значит, что азартные игры способствуют проявлению такого отрицательного качества человека, как лживость. В итоге Ихарев поплатился за свой обман, потеряв выйгранные 80 тыс. рублей, причём он не смог никак наказать шулеров, обокравших его, потому что сам был таким же.

3.2.7. Повесть М.Ю. Лермонтова «Штосс» (1845)

Художник Лугин, страдавший от сплина, к концу произведения он стал зависимым от азартных игр: «…В эту минуту Лугин не мог объяснить того, что с ним сделалось, но с этой минуты он решился играть, пока не выиграет: эта цель сделалась целью его жизни: он был этому очень рад.» И это крайне отрицательно повлияло на его жизнь: «…Всякую ночь в продолжение месяца эта сцена повторялась: всякую ночь Лугин проигрывал; но ему не было жаль денег, он был уверен, что наконец хоть одна карта будет дана, и потому всё удваивал куши: он был в сильном проигрыше, но зато каждую ночь на минуту встречал взгляд и улыбку — за которые он готов был отдать всё на свете. Он похудел и пожелтел ужасно. Целые дни просиживал дома, запершись в кабинете; часто не обедал.», «…Он уже продавал вещи, чтоб поддерживать игру; он видел, что невдалеке та минута, когда ему нечего будет поставить на карту. Надо было на что-нибудь решиться. Он решился.» Продолжение этого произведения нам неизвестно, так как оно не было завершено из-за смерти автора.

3.2.8. Роман Ф.М. Достоевского «Игрок» (1861)

До выигрыша 200 000 франков Алексей Иванович видел в игре не цель, а средство, – но в дальнейшем ходе событий он превращается в заурядного искателя счастья за игорным столом. Он мог бы прожить счастливую жизнь с женщиной, которую очень любил и ради которой впервые решился на игру в рулетку, что привело его к зависимости.

Как впоследствии сказал мистер Астлей, обращаясь к Алексею Ивановичу: «…Да, вы погубили себя. Вы имели некоторые способности, живой характер и были человек недурной; вы даже могли быть полезны вашему отечеству, которое так нуждается в людях, но — вы останетесь здесь, и ваша жизнь кончена. Я вас не виню. На мой взгляд, все русские таковы или склонны быть таковыми. Если не рулетка, так другое, подобное ей. Исключения слишком редки. Не первый вы не понимаете, что такое труд (я не о народе вашем говорю)».

3.2.9. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» (1867)

В этом романе тоже говорится об огромном проигрыше, когда Фёдор Долохов обыграл своего друга Николая Ростова на 43 тысячи в «Фараон». В это время Николай думал: «…Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние?»

3.2.10. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» (1880)

В этом произведении тоже говорится о проигрыше. Старший сын Степан Владимирович слыл в семействе под именем Стёпки-балбеса и Стёпки-озорника. Получив диплом, Степан скитался по департаментам, пока вконец не изверился в своих чиновничьих дарованиях. Мать «выбросила сыну кусок», состоявший из дома в Москве, но, увы, и с этим запасом Стёпка-балбес прогорел, частью проев «кусок», частью проиграв. Продавши дом, попробовал было он выпрашивать то табачку, то денежку у зажиточных крестьян матери, живших в Москве, однако вынужден был сознаться, что бродить уже не в силах и остался ему только один путь — обратно в Головлево на даровое довольство. И Степан Владимирович отправляется домой — на семейный суд.

3.2.11. Рассказ Л.Н. Андреева «Большой шлем» (1899)

В этом рассказе говорится о том, что для многих игроков реальная жизнь отходит на задний план и главной жизненной целью становится какое-то достижение в игре.

Так, герои рассказа «Большой шлем» всю радость жизни получали только на встречах, где они играли в винт, «…Карты давно уже потеряли в их глазах значение бездушной материи, и каждая масть, а в масти каждая карта в отдельности, была строго индивидуальна и жила своей обособленной жизнью». А главной жизненной целью Масленникова было сыграть в «большой шлем». В итоге он умер от паралича сердца, так и не сыграв его, хотя был очень близок к этому.

3.2.12. Сборник рассказов В.Т. Шаламова «Колымские рассказы» (1967)

В рассказе «На представку» говорится о том, как в лагере двое блатных играют в карты. Один из них проигрывается в пух и просит играть на «представку», то есть в долг. В какой-то момент, раззадоренный игрой, он неожиданно приказывает обычному заключённому из интеллигентов, случайно оказавшемуся среди зрителей их игры, отдать шерстяной свитер. Тот отказывается, и тогда кто-то из блатных убивает его, а свитер все равно достаётся блатному.

В этом произведении показывается, что в зависимости от контингента, последствия азартных игр могут быть разными. Например, в этом случае вызванная азартной игрой агрессия привела к летальному исходу.

3.2.13. Иронический детектив И. Хмелевской «Азарт» (1997)

Данное произведение – это опус об азарте, о страсти к игре, которой одержимы миллионы людей, в том числе и сама знаменитая писательница. Трудно найти более сведущего знатока игры и азарта, чем Хмелевская, Иоанна самолично посетила все крупнейшие казино мира, поиграла во всевозможные азартные игры и теперь желает поделиться своим опытом с читателями.

Главный вывод, который можно сделать, прочитав это произведение, - это то, что всегда нужно уметь вовремя остановиться – взять деньги и уйти. Хотя, по-моему, лучше и не начинать заниматься данным видом деятельности, ведь остановиться играть гораздо сложнее, чем не начинать этого делать.

Мотивы, приводящие к игре

Игра, тем более игра азартная, с ее непредсказуемым результатом, связанная с определенным, порой значительным, риском, в состоянии вызвать массу разнообразных эмоций, азарт. И если у человека деятельность, связанная с азартной игрой, начинает занимать существенное, если не ведущее, место в жизни, значит, произошла переоценка жизненных ценностей, возникла новая (нездоровая) доминанта, а возможно, и заболевание – патология влечения.

Имеется определенная склонность к развитию игромании, в основе которой лежит дисгармония личности, концентрированной на материальных ценностях в ущерб духовным, развившаяся в результате наследственной предрасположенности, или влияния окружающей социальной среды, или их сочетания.

Одним из мотивов является необходимость заполнения свободного времени, ведь оно, являясь богатством человека, может быть и недостатком.

Игра утоляет сенсорный голод личности в ее потребности в щекочущих нервы ощущениях. Ведь благодаря игре человек входит в мир захватывающих событий, исход которых заранее неизвестен, он словно переносит себя в виртуальный мир, где еще неведомо, кем он станет: злодеем или простофилей.

Важный побудительный мотив игры – стремление произвести впечатление, доказать окружающим и самому себе, что ты удачливее, сообразительнее, да и вообще лучше.

Жажду наживы можно считать главной причиной стремления к игре, хотя многие игроки считают, что их цели более благородные, ведь стремление к денежному выигрышу при игре в бильярд или винт просматривается не столь явно, как за «одноруким бандитом» или на тотализаторе. Но если человек с безумным азартом опустошает лотки с лотерейными билетами, то, скорее, его преследует исключительно жажда обогатиться здесь и сейчас и в фантастических размерах.

Интеллектуальный тренинг, возможность проявить свои способности – один из самых частых мотивов, встречающийся в ответах заядлых игроков. Такое объяснение каждодневного нахождения за игорным столом не что иное, как попытка оправдать себя в самом выгодном свете!

Стремление обмануть судьбу, доказать свое превосходство над ней с древнейших времен приводит человека в мир азартных игр. Именно на этом стремлении и держатся простейшие азартные игры и нелепые пари.

Часто, желая обрести некий устойчивый социальный статус или войти в определенный круг общества, человек становится игроком. В истории известны случаи, когда ловкие карточные игроки, благодаря своим навыкам добивались приближения к сильным мира сего, что обеспечивало им взлет и продвижение как в карьере, так и в социальной сфере.

Игра как другая реальность – еще один побудительный мотив. Обыденная жизнь скучна и однообразна с ее каждодневными проблемами и беспричинной суетой. Человек стремится убежать от суровых будней, окунаясь в мир виртуальной реальности.

Итоги анкетирования

Проведя анкетирование, мы выяснили, что с 4 по 11 параллель дети увлечены азартными играми. Даже представители начальной школы (4 параллель) играют в азартные игры. Всего количество учащихся 4 класса, увлекающихся азартными играми, составило 63% от числа респондентов данной возрастной группы. Многие дети осознают вред азартных игр, но всё равно в них играют. Большинство представителей всех возрастных групп, кроме одиннадцатиклассников, считают, что азартные игры вредны. 76,5% учеников 11 класса написали, что их главной целью является выигрыш. Представители младших возрастных групп в основном в ответах на этот вопрос выбрали вариант «удовлетворение интереса».

Большая часть представителей всех опрашиваемых классов ответила, что они играют в азартные игры в компании людей, а не в интернете. На всех параллелях, кроме 9, большинство респондентов ответили, что играют в азартные игры, а в 7 классе это количество составило 92,3%, только 2 человека этого классе не играют в азартные игры.

Таким образом, мы выяснили, что представители всех возрастных групп с 4 по 11 класс играют в азартные игры, но чем старше становятся дети, тем чаще целью их азартных игр становится выигрыш, а не удовлетворение интереса. Увлечение азартными играми вредит и учебному процессу. А в 11 классе дети должны быть заняты подготовкой к ЕГЭ, но многие одиннадцатиклассники тоже играют в азартные игры.

Заключение

«Вся наша жизнь – игра!» - сказал Шекспир. Великий классик сам не подозревал, насколько окажется прав в будущем. Жизнь – это самая увлекательная игра, которую только можно себе представить. Но только персонажи компьютерных игр могут иметь несколько жизней. Важно помнить, что жизнь у нас одна и кнопки «отменить последнее действие» в ней нет.

Для русского человека азартные игры как раньше, так и сейчас являются частью жизни. Поэтому эта тема не могла обойти внимание писателей и поэтов, которые отображают в своих произведениях явления действительности. Тема карточной игры (прямо или косвенно) присутствует в трудах многих авторов, которые так или иначе ее осмысляют и преобразовывают в своих произведениях.

Хоть все эти авторы в своих произведениях показывают отрицательное влияние азартных игр на нравственные ценности человека, его мировоззрение, а впоследствии и на судьбу, многие из них сами были азартными игроками. Например, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Некрасов и другие. В XIX веке играть в азартные игры было очень модно, и многие представители дворянства этим увлекались.

Азартные игры имеют разрушительное влияние на личность. Во-первых, за игорный стол человека приводит нежелание трудиться, такой человек ищет «лёгких денег» и рассчитывает только на везение в игре, ведь намного проще выиграть деньги, нежели их заработать.

Самое распространённое качество, присущее азартным игрокам, - это жадность. Ведь именно это качество движет людьми, когда они хотят выиграть как можно больше денег или иных материальных ценностей. Об этом рассказано в повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Старуха сказала Германну сыграть только один раз, но желание получить ещё больше денег привело его за игорный стол и во второй раз. Если бы не это, его жизнь могла бы сложиться намного лучше, ведь, как мы знаем из повести, всю оставшуюся жизнь Германн провёл в психиатрической больнице. Также в этом произведении говорится о зависти, которая тоже может являться причиной увлечения азартными играми, ведь в начале повести Германн завидовал людям, которым их материальное состояние позволяет играть. Здесь поднимается и вопрос об обмане, так как ради денег молодой человек обманывал Лизу.

Обман упоминается и в произведении Николая Васильевича Гоголя «Игроки», в котором говорится о шулерстве некоторых игроков. Таких людей не интересует, каким путём они приобрели какую-то сумму денег, их волнует только результат. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» опытный игрок Долохов обыгрывает Николая Ростова, который только научился играть. Подобная ситуация показана в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», когда Зурин выиграл в бильярд у Гринёва 100 рублей.

В повести А.С. Пушкина «Выстрел» есть эпизод, показывающий агрессию, вызванную неудачей в азартной игре. Ради азартной игры некоторые люди готовы идти на жертвы. Например, в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Тамбовская казначейша», казначей проигрывает в карты не только всё своё имущество, но и собственную жену.

У азартных игроков приземлённые мечты. Так, у героя произведения «Большой шлем» Масленникова главной жизненной целью и мечтой было сыграть в большой шлем. Люди, одержимые азартными играми, не живут в реальном мире, у них другие ценности, цели, мечты, которые связаны только с игрой и выигрышем материальных ценностей.

Азартные игры неизбежно приводят людей нравственному падению. В большинстве случаев такие люди теряют всё, что имели, если они не смогли вовремя остановиться. Фёдор Достоевский перестал играть, когда второй раз женился и был счастлив. Некоторые люди бросают игру (в большинстве случаев на это есть свои причины) и тем самым избегают несчастья. К сожалению, мы не смогли найти таких примеров в прочитанных литературных произведениях.

В произведениях «Большой шлем» Л.Н. Андреева, «Штосс» М.Ю. Лермонтова, «Игрок» Ф.М. Достоевского, «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина описано то, какие плачевные последствия имела увлечённость азартными играми. В этих книгах говорится о проигрышах.

Причины, по которым человек начинает интересоваться азартными играми, могут быть разными. Но в итоге у многих это вызывает зависимость, которая называется игроманией. Проблема игромании особенно актуальна в XXI веке, веке информационных технологий. Самую большую опасность она представляет для детей и подростков. Исходя из этого мы провели анкетирование учеников разных возрастных групп, обучающихся в МБОУ гимназии №3. По результатам этого анкетирования было выявлено, что большинство учащихся 4, 5, 7, 9 и 11 параллелей играют в азартные игры (62%), но при этом лишь некоторые из них считают их полезными (40%).

Это значит, что проблема азартных игр в наши дни так же актуальна, как и в предыдущие века, и современные авторы тоже посвящают этому свои произведения. Например, польская писательница Иоанна Хмелевская в своей книге «Азарт» описала современные казино и их обстановку.

На данный момент проблема увлечённости игр очень остро прослеживается, недаром игроманию называют болезнью XXI века. Это не случайно, ведь сейчас, в век информационных технологий, люди любого возраста могут воспользоваться интернетом, чтобы поиграть. Но если разумно использовать возможности, которые нам предоставляет интернет и даже игры, то можно интеллектуально развиваться, не выходя из дома. Таким образом, каждый из нас сам решает, как воспользоваться тем, что нам предоставляет Всемирная паутина.

Все проблемы надо решать на корню. Я считаю, что необходимо рассказать современным школьникам о негативном влиянии азартных игр на жизни людей на примерах литературных произведений, чтобы они не повторяли ошибки главных героев этих книг. Ведь наше поколение будет строить будущее нашей страны. А что могут создать люди, для которых главной в жизненной ценностью являются азартные игры?

Список источников информации:

Электронные ресурсы:

Сайт «210fz. Обзор законов». Закон 244 об игорном бизнесе с изменениями. Web: https://210fz.ru/zakon-244 (02.12.2018)

Сайт «BelatraGames». Азартные игры в СССР. Web: http://belatragames.ru/onthestage/item/ (21.10.2018)

Сайт «CyberLeninka». Игровая зависимость: особенности и социальные последствия. Web: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-zavisimost-osobennosti-i-sotsialnye-posledstviya (15.11.2018)

Сайт «Fandom». Термин азартная игра. Web: http://ru.science.wikia.com/wiki/ (15.10.2018)

Сайт «Redapp». Краткая история азартных игр. оWeb: http://redapp.ru/offtop/kratkaya-istoriya-azartnyx-igr.htm (02.10.2018)

Сайт «Анкетолог. Институт общественного мнения». Отношение граждан России к азарту. Web: https://iom.anketolog.ru/2015/06/ (26.09.2018)

Сайт «Москва – Петушки». Карточные игры в русской литературе. Web: http://moskva-petushki.ru/articles/other/cards-game-in-literature/ (06.10.2018)

Сайт «Россия сегодня». Игорный бизнес в России опять ушёл в тень Web: https://inosmi.ru/social/20171109/240719860.html (26.09.2018)

Сайт управления информационно-образовательных ресурсов Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. «Игрок» Ф.М. Достоевского, Достоевский - игрок и игроки в русской литературе. Web: http://lib.spbgut.ru/jirbis2_spbgut/ (30.10.2018)

Литературные произведения:

«Азарт», И. Хмелевская;

«Большой шлем», Л.Н. Андреев;

«Война и мир», Л.Н. Толстой;

«Выстрел», А.С. Пушкин;

«Господа Головлёвы», М.Е. Салтыков-Щедрин;

«Игроки», Н.В. Гоголь;

«Игрок», Ф.М. Достоевский;

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин;

«Колымские рассказы», В.Т. Шаламов;

«Пиковая дама», А.С. Пушкин;

«Тамбовская казначейша», М.Ю. Лермонтов;

«Штосс», М.Ю. Лермонтов.

Приложения

Приложение 2. Таблица художественных произведений, посвящённых азартным играм

Картина

Автор

Описание

«Шулеры» (1594 г.)

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610)

Это одна из самых известных картин на тему азартных игр. Картина была написана в момент становления его как художника. На картине изображён хорошо одетый молодой человек, а два шулера уже готовы окутать его своими сетями – у одного карты спрятаны за спиной, второй старается подсмотреть в карты юноши, которого они собираются жульнически обыграть. Яркое полотно не лишено драматизма ситуации, которая открывается внимательному зрителю – спокойная течение игры в любой момент может вспыхнуть насилием, ведь у одного из шулеров за поясом кортик.

«Преферанс» (1879 г.)

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848-1926)

Для Виктора Михайловича Васнецова подобный сюжет не привычен. Певец русского фольклора и природы он вдруг обратился к изображению картёжников. Отношение к азартным играм у Васнецова, по-видимому, было не самое лучшее. Преферансисты изображены скучающими, в атмосфере картины не хватает огня и драмы, присущей карточной игре. Двое из пяти играющих, не занятые происходящим за столом, откровенно не знают, чем себя занять.

«Игрок в карты» («Картёжник») (1917 г.)

Пабло Пикассо (1881-1973)

Эту картину испанский гений пишет в момент своего увлечения кубизмом, поэтому для неискушенного зрителя она представляет собой нечто невразумительное с картами посередине. Что ж, таково видение творца, но сложно не заметить, что картам в картине, изобилующей геометрическими элементами, выделено центральное место.

«Игроки в карты» (1895)

Поль Сеза́нн (1839-1906)

Это серия из пяти картин, объединённых темой игры в карты. Три из них – варианты одной композиции, где два человека сидят за столом и держат в руках карты. Только антураж на всех холстах разный. Две другие картины тоже похожи между собой. Отличие в деталях. И здесь художник изобразил не азарт, а рутинное занятие, даже порой кажется, что игроки убивают время. У персонажей просто-таки унылые лица, а, может быть, они погружены в тяжёлую думу.

«Солдаты, играющие в карты и кости» (1620)

Валанте́н де Було́нь (1591-1632)

У Валентена де Булоня тема карт и игры проходит через целый ряд картин. Сюжет картины «Плут» напоминает о полотне «Шулеры» Караваджо, о котором шла речь выше. Не раз французский художник изображал гадалок, которые с картами накоротке. Но наше внимание приковано к картине «Солдаты, играющие в карты и кости». Не занятые своим прямым делом солдаты предаются азартным играм со страстью и напряжением в лицах. Одна пара играет в карты, другая – мечет кости. Динамизм происходящего мастерски передан де Булонем.

Приложение 3. Математические расчёты, направленные на выявление примерного количества игроков в РФ и процентного соотношения играющих и неиграющих людей в РФ, исходя из данных двух статистик (оформлено в виде решения способом математического моделирования).

I. С.М.М.:

 

Играют в онлайн-казино, в %

Играют в игорных зонах, в %

Всего

Все население РФ

х (неизвестная переменная)

10

~144,5 миллиона (на 2017 г.)

Игроки РФ

75

25

~?

II. Р.М.М.

1) =

25х = 750 (по свойству пропорции)

х = 30

30% населения РФ играют в онлайн-казино

2) 30% + 10% = 40% (населения РФ) – играют в азартные игры

100% - 40% = 60% (населения РФ) – не играют в азартные игры

3) 144,5 млн. * 0,4 ≈ 57,8 млн. чел. в РФ – играют в азартные игры

III. Ответ: 57,8 млн человек в РФ играют в азартные игры, что составляет 40% от всего населения страны.

Приложение 4.Диаграммы процентного соотношения играющих и неиграющих людей в Российской Федерации

Приложение 5. Таблица последствий игровой зависимости, результаты которой составлены из проведенных Евгенией Лозгачёвой интервью с игроками и их родственниками для составления научной статьи по социологии.

Последствия

Кол-во человек

% от общего кол-ва

Негативные

200

77,5

Проблемы в семье (родственники)

16

6,2

Развод

6

2,3

Употребление алкоголя

8

3,1

Смерть / самоубийство

14

5,4

Проблемы на работе

17

6,6

Болезнь, зависимость

15

5,8

Депрессия

12

4,6

Пустота

8

3,1

Страх, бессилие

11

4,3

Враньё, преступление

16

6,2

Одиночество, отчаяние

10

3,9

Долг

24

9,3

Агрессия

4

1,5

Проигрыш

39

15,1

Позитивные

58

22,5

Выигрыш

21

8,1

Замена другим делом

8

3,1

Лечение

15

5,8

Помощь

14

5,4

Приложение 6. Карта РФ (красным цветом обозначены территории, на которых разрешён игорный бизнес)

 

Крымский край

Ростовская область

Краснодарский край

Калининградская область

Приморский край

Алтайский край

Приложение 7. Историческая таблица, показывающая положение азартных игр на разных этапах существования нашего государства.

Этапы /

хронологические

рамки

Регулирование азартных игр государством

Сословия (классы)

Возрастные группы

Литературные произведения этого времени

Российская империя (1721-1917 гг.)

Азартные игры и игральный бизнес легальны

Дворянство

От 18 лет

«Выстрел» (1831), А.С. Пушкин;

«Пиковая дама» (1833), А.С. Пушкин;

«Капитанская дочка» (1836), А.С. Пушкин;

«Тамбовская казначейша» (1838), М.Ю. Лермонтов;

«Герой нашего времени» (1840), М.Ю. Лермонтов

«Игроки» (1841), Н.В. Гоголь;

«Штосс» (1845), М.Ю. Лермонтов.

«Игрок» (1861), Ф.М. Достоевский;

«Война и мир» (1867), Л.Н. Толстой;

«Господа Головлёвы» (1880), М.Е. Салтыков-Щедрин;

«Большой шлем» (1899), Л.Н. Андреев;

СССР (1917-1991 гг.)

24.11.1917 –постановление о закрытии всех игорных клубов и притонов.

9.11.1921 – разрешение продажи игральных карт

05.1928 – постановление о повсеместном закрытии игорных заведений

Игорные заведения работали, хоть и были нелегальными

Рабочие

От 18 лет

1. «Колымские рас

сказы» (1967),

В. Шаламов

Российская Федерация (1991-наше время)

До 2006 г. –легально

С 2009 г. игорный бизнес запрещён везде, кроме 6 специально организованных зон

Существует множество интернет-казино, хотя они нелегальны

Все

Все (дети могут играть в онлайн-казино)

«Азарт» (1997), И. Хмелевская

Приложение 8. Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2006 N 244-ФЗ (последняя редакция).

Статья 3. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

осуществления государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность.

Приложение 9. Поэты, игравшие в азартные игры

Поэт

Описание деятельности

Особенности азартной игры

Произведения, исследуемые в работе

Гавриил Романович Державин (1743-1716)

Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Не гнушался шулерством

Не всегда отдавал долги чести

Под старость выиграл в карты 40 тыс. и завязал с игрой

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Проигрывал огромные суммы

После смерти оставил 60 тысяч рублей долга, которые за него погасил из личных средств император Николай I.

«Капитанская дочка»

«Пиковая дама»

«Выстрел»

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Русский поэт, прозаик, драматург, художник. В творчестве Лермонтова сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества.

Не был азартен

Не проигрывал больших денежных сумм

Играл из-за того, что стыдно офицеру не играть

«Тамбовская казначейша»

«Штосс»

Лев Николаевич Толстой

(1828-1910)

Известный русский писатель и мыслитель, один из величайших писателей-романистов мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.

Безупречно соблюдал правила

«Война и мир»

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года.

Выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма, что не получило должной оценки современников при жизни писателя

Был игроманом

Многие романы писал, чтобы выплатить карточные долги

«Игрок»

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)

Русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.

С 1847 по 1866 год – руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам».

Играл профессионально

Играл удачливо

Утверждал, что в год выигрывал до 20 тыс. рублей (большая сумма для того времени)

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

Русский советский поэт, футурист, один из крупнейших поэтов XX века.

Помимо поэзии, ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Был агрессивным игроком

Проигрыши воспринимал как личную трагедию

Обвинял партнёров в шулерстве, всегда готов был начать драку, лишь бы оспорить проигрыш

Приложение 10. Таблица по прочитанным литературным произведениям

Произведение, автор, год создания

Главный герой, увлекавшийся азартными играми

Вид азартной игры, описание

Проявившиеся в ходе игры качества (одно из последствий)

Последствия увлеченности

1

«Выстрел», А.С. Пушкин, 1831

Сильвио – отставной офицер, проживающий в одном захолустном местечке. По натуре он благородный, честный и мужественный человек; недавно переведённый офицер

Банк – азартная карточная игра с неограниченным числом игроков, которые делятся на две категории: понтеров и банкомета. Название этой игры является родовым для одной из самых многочисленных категорий азартных игр. Банк, возможно, самая распространенная игра в среде русских дворян 19 в. Именно в нее играл Германн в «Пиковой даме» А. С. Пушкина; Ноздрев в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя предлагал зятю Мижуеву «соорудить банчишку».

У каждого игрока своя колода карт. Один из игроков — банкомет, все остальные — понтеры, т. е. играют против банкомета. Каждый понтер делает ставку на одну или несколько карт. Когда ставки сделаны, банкомет начинает метать банк, т. е. открывает поочередно карты из своей колоды — направо, налево, направо, налево. Если карта, на которую сделана ставка, легла направо, выиграл банкомет, если налево — понтер.

Агрессия: «…Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара.»

Показывается, что возможны смертельные исходы (из-за дуэлей), но такого примера в произведении не приведено: «…Мы не сомневались в последствиях и полагали нового товарища уже убитым.»

2

«Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтов, 1838

Господин Бобковский - казначей

Человек не ценил всего, что у него было, ради игры пожертвовал даже своей женой.

Проигрыш: «…Он проиграл коляску, дрожки,

Трех лошадей, два хомута,

Всю мебель, женины сережки,

Короче — всё, всё дочиста.», а потом и свою жену Авдотью Николаевну.

3

«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов, 1840

Вулич - Поручик, необычный и таинственный человек. Он замкнут, его в жизни не волнует ничего, кроме игры. Он невероятно азартен, частые проигрыши не останавливают его. Этот человек отважен, не боится смерти, хладнокровен.

Сильная зависимость

Проигрыши:

«…за зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство», был возможен летальный исход:

«…Рассказывали, что раз, во время экспедиции, ночью, он на подушке метал банк, ему ужасно везло. Вдруг раздались выстрелы, ударили тревогу, все вскочили и бросились к оружию. «Поставь ва-банк!» — кричал Вулич, не подымаясь…»

4

«Игроки» Н.В. Гоголь, 1841

Ихарев – профессиональный карточный шулер, недавно выигравший 80 тысяч у полковника Чеботарёва.

Шулерство (обман): Швохнев, Кругель и Утешительный тоже были шулерами.

Суицид (возможное последствие): после проигрыша Саша Глов от отчаяния предпринимает попытку застрелиться (не получилось);

5

«Пиковая дама», А.С. Пушкин, 1833

Германн - военный инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого капитала, а потому вынужденный жить на одно жалованье, не позволяя себе ни малейшей прихоти. В душе игрок, он никогда не садится за карточный стол.

Штосс (фараон) – азартная карточная игра из разряда банковых игр. Каждый игрок и банкомет имеют свою колоду карт. Игрок выбирает из своей колоды карту и объявляет свою ставку. Банкомет в открытую сдвигает верхнюю карту своей колоды на полкарты вправо так, чтобы все участники игры могли видеть только первую и вторую карты, которые имеют в игре штосс свои названия. Если карта игрока отсутствует в первых двух картах, банкомет сбрасывает две первые карты на стол — первую направо, вторую налево — и открывает следующую пару карт.

Игра продолжается до того момента, когда в колоде банкомета встретится карта, совпадающая по достоинству с картой игрока.

Если эта карта выпала налево, выиграл игрок, направо — выиграл банкомет.

Германн готов на всё ради того, чтобы узнать тайну трёх карт: любовь Лизаветы Ивановны он использует лишь в качестве ключа к достижению собственной цели, из-за него умирает старуха, и он не чувствует угнетения совести.

Германн мог бы жениться на Лизавете Ивановне и прожить хоть и небогатую, но достаточно счастливую жизнь. Но в итоге «…Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

6

«Штосс», М.Ю. Лермонтов, 1845

Лугин – художник, изнывающий от сплина (депрессия), который не может завершить начатый женский портрет

Сильная зависимость: «…В эту минуту Лугин не мог объяснить того, что с ним сделалось, но с этой минуты он решился играть, пока не выиграет: эта цель сделалась це-лью его жизни: он был этому очень рад.»

Всякую ночь в продолжение месяца эта сцена повторялась: всякую ночь Лугин проигрывал; но ему не было жаль денег, он был уверен, что наконец хоть одна карта будет дана, и потому всё удваивал куши: он был в сильном проигрыше, но зато каждую ночь на минуту встречал взгляд и улыбку — за которые он готов был отдать всё на свете. Он похудел и пожелтел ужасно. Целые дни просиживал дома, запершись в кабинете; часто не обедал.»,

«…Он уже продавал вещи, чтоб поддерживать игру; он видел, что невдалеке та минута, когда ему нечего будет поставить на карту. Надо было на что-нибудь решиться. Он решился»

Остальные последствия не известны, так как произведение не было завершено из-за смерти автора.

7

«Война и мир», Л.Н. Толстой, 1867

Николай Ростов" – невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица". Герой отличается "стремительностью и восторженностью", он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Фёдор Долохов – герой, который был небогат, но умел поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. Это умный, храбрый и хладнокровный человек.

Долохов обыграл своего друга на 43 тысячи

Проигрыш. Мысли Ростова: «…Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла?»

8

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин, 1836

Зурин служит ротмистром гусарского полка и обожает типичные для гусаров развлечения: выпивка, женщины карты. Он – человек азартный, но не злобливый и не теряющий собственного достоинства в некоторых ситуациях испытывает выраженный стыд, хотя также иногда может давать себе волю. Пётр Гринёв - главный герой рассказа. Его основные качества – честь и искренность.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд – это разновидность лузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды).

Зурин предлагает играть на деньги только что обучившемуся игре Гринёву, понимая, что обыграет его.

Проигрыш: Пётр Гринёв, не умея играть, проигрывает Зурину 100 рублей (по тем временам огромные деньги).

9

«Игрок», Ф.М. Достоевский, 1861

Алексей Иванович - «молодой человек» 25 лет, он служит домашним учителем у Генерала (сам с горькой иронией уточняет: «я принадлежу к свите генерала»). Терпит он своё положение из-за Полины, которую любит порой до ненависти, из-за которой пошёл первый раз на рулетку, чтобы выиграть для неё 50 тысяч франков и заразился на всю оставшуюся жизнь болезненной страстью к игре.

Рулетка – игра, в которой игроки размещают свои фишки на игровом поле стола. Каждый игровой стол имеет минимальные и максимальные пределы ставок на каждую позицию. Рулетка запускается ещё до окончания прекращения приема ставок. Шарик запускается в сторону, противоположную вращению колеса. После попадания шарика в ячейку, крупье объявляет выигрышное число, при этом он фиксирует его на игровом поле и собирает в доход казино все проигравшие ставки.

Главный герой мог бы прожить счастливую жизнь с Полиной Александровной, ведь они любили друг друга, но как сказал мистер Астлей: «…Да, вы погубили себя. Вы имели некоторые способности, живой характер и были человек недурной; вы даже могли быть полезны вашему отечеству, которое так нуждается в людях, но — вы останетесь здесь, и ваша жизнь кончена. Я вас не виню. На мой взгляд, все русские таковы или склонны быть таковыми. Если не рулетка, так другое, подобное ей. Исключения слишком редки. Не первый вы не понимаете, что такое труд (я не о народе вашем говорю)»

Приложение 11. Результаты анкетирования, представленные в табличной форме

Вопросы, ответы /Класс

4

5

7

9

11

   

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Играете ли вы в азартные игры?

а) Да

29

63

33

62,3

24

92,3

10

40

14

53,9

б) Нет

17

37

20

37,7

2

7,7

15

60

12

46,1

2

Где вы играете в азартные игры?

а) В интернете

12

35,3

11

34,3

8

30,7

5

50

7

38,8

б) В компании людей

22

64,7

21

65,7

18

69,3

5

50

11

61,2

3

Что является вашей целью?

а) Выигрыш

7

19,4

6

18,2

7

28

4

40

13

76,5

б) Удовлетворение интереса

19

52,7

19

57,6

12

48

4

40

2

11,7

в) Победа в игре

10

27,7

8

24,2

6

24

2

20

2

11,7

4

Азартные игры…

а) Полезны

16

35,5

20

37,7

12

46,1

7

28

15

60

б) Вредны

29

64,5

33

62,3

14

53,9

18

72

10

40

Приложение 12. Диаграммырезультатов ответов на вопрос анкетирования №1 «Играете ли вы в азартные игры?»

Приложение 13. Диаграммырезультатов ответов на вопрос анкетирования №2 «Где вы играете в азартные игры?»

Приложение 14. Диаграммырезультатов ответов на вопрос анкетирования №3 «Что является вашей целью?»

Приложение 15. Диаграммырезультатов ответов на вопрос анкетирования №4 «Азартные игры…»

1 Эзо́п (около 600 г до н. э.) – древнегреческий поэт-баснописец

2 Пьер Эдмон Бошен (1748-1824) – французский писатель

3 Натаниэль Го́торн (1804-1864) – американский писатель

4 Виллем Корнелис Дейстер (1599-1635) голландский художник

5 Жорж Дюмени́ль де Лату́р (1593-1652) – лотарингский живописец, мастер светотени

6 Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610) – итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века

Просмотров работы: 124