Введение
На уроках литературного чтения мы изучали отрывок из произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Первый сказочный герой, который встречает нас, это кот Баюн. Ученый кот, исполнитель песен и рассказчик сказок, т.е. положительный персонаж. Однако, в русской народной сказке «Поди туда – не зная куда, принеси то – не знаю что» кот описывается как достаточно жестокий герой сказки, который пытается погубить Андрея-стрелка. И только не справившись с ним, начинает рассказывать сказки. Получается, что кот Баюн использует сказки, чтобы усыпить бдительность и погубить. Противоречия в образе данного героя в этих произведениях заинтересовали меня.
Я поинтересовался у своих друзей, знаком ли им такой герой русских народных сказок как кот Баюн. Оказалось, что все друзья знают данного сказочного героя. Однако, никто не вспомнил сказок с участием кота Баюна. Мнение о нашем герое сформировано на основании пролога к поэме «Руслан и Людмила» и мультипликационного фильма «Иван царевич и Серый волк».
Объект исследования – образ кота Баюна.
Цель исследования – изменение образа кота Баюна от мифов до современных произведений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
Выяснить, знают ли ребята нашей школы о таком персонаже русских народных сказок как кот Баюн.
Определить, каким персонажем является кот Баюн – добрым или отрицательным героем.
Выяснить роль данного персонажа в славянской мифологии и русских народных сказках.
Проанализировать образ кота Баюна в авторских произведениях
Чтобы ответить на главный вопрос исследования, были использованы следующие методы: опрос, анкетирование, анализ результатов, наблюдение, анализ литературы и обобщение результатов.
1.1 Загадочный персонаж
На первом этапе исследования потребовалось узнать, а знаком ли данный персонаж ребятам моего класса. Для этого были выбраны четыре изображения кота Баюна из разных произведений.
Рисунок 1. Иллюстрация И. А. Кузнецова к сборнику «Русские народные сказки»
Рисунок 2. Иллюстрация В. Чижова к произведению Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»
Рисунок 3. Иллюстрация Н. М. Кочергина к поэме «Руслан и Людмила»
Рисунок 4. Скриншот кадра мультипликационного фильма «Иван царевич и Серый волк»
Ребятам поочередно демонстрировались изображения кота Баюна. И предлагалось ответить на следующие вопросы:
Знаком ли вам данный герой русских народных сказок?
Как его зовут?
Где живет (обитает) герой?
Чем известен? Какие поступки совершает?
Анкета представлена в Приложении 1.
В опросе приняло участие 24ученика 4 «б» класса школы № 27. В результате опроса получены следующие данные.
Во-первых, 85 % опрошенных ребят не узнали кота Баюна на иллюстрациях 1 и 2. Диаграмма 1.
Диаграмма 1. Знаком ли вам данный герой русских народных сказок?
Во-вторых, из 4 ребят, узнавших сказочного героя на иллюстрациях 1 и 2, при ответе на второй вопрос «Как его зовут?» указали «Кот ученый».
В-третьих, ребята не встретили затруднений в определении персонажей на иллюстрациях 3 и 4. 95 % опрошенных знают сказочного героя и написали его имя «Ученый кот». Никто не указал имя «Баюн». Интересным представляется ответ «Иван».
В-четвертых, в ответах на вопрос «Где он живет?» преобладал вариант «На дубе» - 15 человек, также присутствовали и другие варианты ответов. Диаграмма 2.
Диаграмма 2. Где живет (обитает) герой?
Отвечая на вопрос «Чем известен? Какие поступки совершает?» 18 человек ответили, что данный персонаж «умный, ученый», «рассказывает сказки», из них 10 добавили «всем помогает». Однако, не все ребята смогли ответить на данный вопрос, таких оказалось 6 человек.
Диаграмма 3. Чем известен? Какие поступки совершает?
Как видно из приведенных результатов анкетирования ребятам знаком образ кота. Исходя из затруднений в определении персонажей с иллюстраций 1 и 2, ребята не читали русские народные и современные авторские сказки, где одним из героев является кот Баюн. Источниками информации о данном герое послужили произведение А. С. Пушкина и мультфильмы. Соответственно, никто не знает его настоящего имени – Баюн и считают данного героя исключительно положительным.
Изучение литературы о таком загадочном герое русских народных сказок как кот Баюн позволит мне выяснить роль данного персонажа в славянской мифологии, народных и авторских произведениях. Результатами своих открытий я смогу поделиться со своими одноклассниками, что может способствовать повышение интереса к литературному чтению.
Образ кота Баюна в славянской мифологии, русских народных сказках и авторских произведениях
Следующим этапом моего исследования является выявление роли кота Баюна в славянской мифологии. Для этого изучены энциклопедические словари, посвященные славянской мифологии.
Так, в словаре «Славянская мифология. Энциклопедический словарь» я не нашел информации о нашем герое. Однако, много информации посвящено котам и кошкам.
«Кошка, кот – домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями. Кот оценивается и как чистое, и как нечистое. Говорят «У кошки шерсть погана, а рыло чисто»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку – наоборот». Поверья объясняют появление кота как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери» [1., С.255-257]
В славянской мифологии очень большая роль отводится кошкам. Славяне наделяли кошек разнообразными функциями: кошка – хранитель домашнего очага (домашний покровитель); кошка – помощник нечистой силы, ведьм; кошка – проводник в «иной» мир и др. Кроме этого, кошка характеризуется как грациозное, свободолюбивое, умное, привязанное к дому животное. В то время как кот – существо независимое, свободолюбивое и не привязывается ни к чему. Однако, и кошки и коты ведут ночной образ жизни. Они связаны с потусторонним миром - с миром снов и сновидений. [2] Эти животные очень умны.
Во втором энциклопедическом словаре славянской мифологии также не было найдено информации о нашем герое. Однако, приводится информация о поэте-певце Бояне. «Боян вещий, аще кому хотише песнь творите, то растекашентсямыслию по древу, серым волком по земле, шизым орлом под облаками». В песнях Бояна, таким образом, сказалась традиция, связанная с представлением о «мировом дереве» [3., С 64-65]. Имена Боян и Боюн созвучны.
Возможно, именно эти герои славянской мифологии (кот и Боян) послужили прообразами кота Баюна в славянских сказаниях.
Информация о нашем главном герое наиболее полно представлена в энциклопедиях «Славянский бестиарий».
«кот Баюн — баюнок, представленный в виде кота-получеловека. Разновидность берегини. Говорит человеческим языком. Рассказывает сказки, напевает песни, успокаивает людей, помогая им хоть на время отрешиться от тягостных забот, навевает приятные сновидения. В то же время он опасен. Это живущий на краю земли, на самом краю света, самый сонный дух, который способен убаюкать до погибели любого человека. Кот Баюни воплотил в себе в обобщенном виде это противоречивое отношение: он действительно может оказать помощь человеку, но его ласковость может обернуться и противоположной стороной» [4]
«огромный кот-людоед, который обладает усыпляющим голосом. Баюн любит сидеть на столбе, греясь под лучами солнца. При виде случайного путника Кот начинает призывно мурлыкать. Если гость подходит к нему, Баюн начинает красивым голосом рассказывать предания. Своими волшебными историями персонаж гипнотизирует путников и убивает их. Живет Кот за тридевять земель в тридесятом царстве. Основным местом его обитания традиционно является лес, который находится на границе реальности и сна. В нем нет ни птиц, ни других животных. …Кот Баюн жестоко расправляется со всеми, кто решится потревожить его покой. Однако сам он не ищет приключений и спокойно сидит на столбе в ожидании случайных путников.»[5]
В «Пантеоне Славянских богов, духов и героев бестиария» кот Баюн наделен еще и такой характеристикой как целитель «Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). [6]
Проанализировав описания кота Баюна, можно выделить следующие черты, характеризующие главного героя:
- говорит на человеческом языке, обладает усыпляющим голосом, знает много преданий;
- живет на краю земли, в необитаемом лесу, в Тридесятом царстве («Тридесятое царство, тридесятое государство» символизирует путешествие в Царство Мертвых» [7., С. 42];
- может погубить человека, а может исцелить. Здесь проявляется двойственность натуры кота Баюна: кот – берегиня и кот-людоед. В описании кота можно увидеть, что он сам не ищет жертву, а поджидает ее и отправляет в Царство снов, соответственно губит человека. А чтобы исцелиться, необходимо добыть этого волшебного кота, т.е. победить.
Таким образом, кот Баюн, в славянской мифологии является достаточно неоднозначным героем.
Рассмотрим образ кота Баюна в русских народных сказках. В поисках информации о роли сказочного персонажа, мною изучены следующие сборники русских народных сказок:
Большая книга русских сказок
Русские сказки/Пересказ А. Н. Нечаева
Кот встречается в большом количестве русских народных произведений. В одних сказках кот обитает в темном лесу, в других – живет у людей или бабы-яги. Поступки данного героя также неоднозначны. Кот может как помогать главному герою, так и пытаться его погубить. Где-то кот представлен как добрый персонаж, а где-то он является злобным существом, помогающий нечистой силе. А, например, в сказке «Баба-яга», кот, который служит Яге и должен охранять девочку, помогает ей сбежать. [1., C. 5-10]. В очередной раз я столкнулся с противоречивыми поступками данного персонажа русских народных сказок.
Кроме этого, изучая русские народные сказки, обратил внимание, на следующие моменты:
Во-первых, кот никогда не является главным персонажем и находится на вторых ролях. Обязательно присутствуют другие животные и/или люди.
Во-вторых, именно кот Баюн, как герой русских народных сказок, встречается достаточно редко. Хотя, некоторым «сказочным котам» присуще определенные черты кота Баюна. Так, в сказке «Иван меньшой-разум большой», кот-игрун обладал волшебными гуслями «стал тоненько тренькать. И такое пошло веселье – на месте усидеть нельзя. Все именитые гости ударили в пляс. …Добрый молодец все три диковинки в мешок склал, и сразу все стихло». [8., С. 288]
Кот Баюн встретился в сказках «Поди туда – не зная куда, принеси то — не знаю что» и «Иван-царевич».
В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» описывается встреча Андрея-стрелка и кота Баюна следующим образом:
«Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю…» [9., С. 439-440].
Аналогичный сюжет представлен в сказке «Иван-царевич», где отец отправляет своего сына на поиски сказочного героя за Тридевять земель в Тридесятое царство. Иван-царевич также использует железный колпак, вместо клещей рукавицы, чтобы изловить кота. Однако, в данной сказке кот обладает удивительным даром – лечить. При чем лечит он отца-царя, рассказывая истории.
Рассмотрим образ нашего героя в русских народных сказках.
Обитает кот в Тридесятом царстве за Тридевять земель. Именно туда Андрей-стрелок и Иван-царевич отправляются на поиски волшебного кота. Отправляются не по собственной воле, а по приказу царя. Оба героя предупреждены о мощи и коварстве кота Баюна. Они заранее готовятся к схватке, например, голову защищают железными колпаками.
Кот нападает на Андрея и Ивана только когда они приближаются к столбу. Кот разбивает железные колпаки, можно предположить, что когти у кота железные.
У славян железо являлось «одним из древнейших металлов, имеющим высокий сакральный статус в народной культуре и используемый в защитной и медицинской магии. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов, что обусловлено его прочностью, твердостью, связью с огнем, долговечностью. Эти же признаки делают железо. символом здоровья. С другой стороны, железо противопоставлено живой природе: оно холодное, неподвижное, оно не растет и не развивается, оно — элемент «мертвого» мира, поэтому железо. часто выступает как атрибут нечистой силы». [10., С. 159–177]. Оба героя обладают оберегами и изначально их силы равны.
Кот Баюн ожидает героев на каменном столбе. «Камень — один из первоэлементов мира (наряду с землей, водой, огнем, воздухом); символ мертвой природы. Твердость, прочность, долговечность, неподвижность, неподверженность изменениям определяют его использование в охранительной, продуцирующей и лечебной магии. Камень является местом пребывания злых духов. Место под камнем связано с потусторонним миром» [1., С. 214–215]. Получается, что наш герой стоит на страже входа в Царство мертвых. В славянской мифологии граница — в народных представлениях пространственный рубеж, разделяющий «свой» и «чужой» мир [1., С. 480]
В русских народных сказках кот, не сумев победить противника, прибегает к хитрости и пытается убаюкать сказаниями. Героев спасает то, что они предупреждены о коварстве Баюна и не слушают его рассказы.
Основной сюжет в этих сказках похож, но есть и различия, связанные с причиной поимки нашего героя. Так, если в сказке «Поди туда – не зная куда, принеси то — не знаю что» волшебного кота ловят ради «прихоти» царя, то в сказке «Иван-царевич» кот обладает удивительным даром и лечит отца-царя, рассказывая истории.
Анализируя произведения русского народного творчества и сравнивая с образом кота Баюна в славянской мифологии, еще раз убеждаемся в силе и мощности такого персонажа, его хитрости и мудрости. В то же время, сохраняется неоднозначность изучаемого героя. С одной стороны, он может погубить, а с другой – вылечить. Особое внимание хочется обратить на то, что кот Баюн сам не ищет встречи с главными героями сказок. Наоборот, их отправляют на поиски и поимку кота. Однако, в русских народных сказках мы не находим подтверждения или опровержения того, что кот Баюн является котом-людоедом.
Следующим этапом исследования является анализ образа кота Баюна в авторских произведениях.
Так, в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» мы видим образ кота-ученого, сказителя, который обитает возле дуба.
В сборнике сказок «Мифы русского народа» Науменко Г. М., кот Баюн предстает перед нами в образе мудрого кота, который во снах учит детей уму-разуму «Кот Баюн. Наделён чудесным, завораживающим голосом, слышным за семь вёрст. Как замурлыкает, так напускает, на кого захочет, заколдованный сон. Видения во сне не отличаются от обычных переживаний, и всё происходит словно в реальной жизни» [11., С. 11-12]
В данных произведениях кот Баюн предстает перед нами в образе мудрого кота-ученого, сохраняющего одну из способностей героя русских народных сказок и славянской мифологии – убаюкивать. Он обладает волшебным голосом, который слышен за семь верст.
Однако, Э. Успенский в произведении «Вниз по волшебной реке», опять возвращает нас к первоначальному образу кота Баюна «На мост вскочил Кот Баюн и посмотрел на Ивана-Коровьего сына своими колдовскими глазами. Как ни крепился Иван, как не боролся со сном, не устоял. Упал и, беззащитный, заснул прямо на мосту. Кот вскочил ему на грудь и стал рвать кольчугу стальными когтями» [12., С. 98]
В данной сказке кот Баюн выступает на стороне отрицательных героев. Он усыпляет Ивана и нападает на уснувшего. В русских народных сказках нет сюжетов, где Баюн напал бы на спящего героя. Однако, на поиски и поимку кота отправлялись только главные герои, которые были подготовлены к встрече с волшебным котом.
Еще одно описание кота Баюна встречаем в аннотации к книге автора А. Федорова-Давыдова «Сказки кота Баюна». «Кот-Баюн наделен волшебным голосом, с помощью которого ему удается привлекать и усыплять путников. Баюнлюдоед и зазевавшийся прохожий может стать его следующим блюдом на обед. Самое интересное то, что сказки, которые рассказывает кот-людоед, обладают целебными свойствами, и те, кто силен духом, могут излечиться от всех недугов, если не станут добычей кота. Обитает это удивительное создание в тридесятом царстве, расположенном за тридевять земель.»[13., С. 2]
В мультипликационном мультфильме «Иван-царевич и Серый волк», который пользуется большой популярностью у детей, демонстрируется образ кота-ученого. Кот живет на дубе с золотой цепью, своими советами помогает главному герою преодолевать препятствия на пути достижения цели. Он умный и хитрый. У кота имеется волшебный атрибут – зеркало. Именно при помощи зеркала кот осуществляет видеосвязь с Иваном и волком. Конечно, в мультфильме присутствуют кадры, где кот нападает. Но охотится он на мышь - сестру Черномора. Однако, это воспринимается абсолютно естественно, т.к. в повседневной жизни кот охраняет жилище от грызунов. Кстати, этот момент соответствует и легенде славянской мифологии о появлении кота на земле: «Странствовала когда-то Велес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род» [14]
В авторских произведениях кот Баюн встречается редко. Чаще всего он предстает перед нами в образе мудрого кота или кота-ученого. Иногда встречается образ кота Баюна с чертами героя из русских народных сказок и славянской мифологии. Авторы выбирают определенные характеристики героя исходя из авторского замысла произведения.
Заключение
Для получения ответа на главный вопрос моего исследования: «Кот Баюн сказку расскажет или погубит?» я изучил славянские мифы, русские народные и авторские сказки. Узнал из дополнительной литературы многое не только о главном герое исследования, но и верованиях наших предков. Понял, что изучение исторических корней появления героев русских народных и авторских сказок очень занимательный процесс.
В результате проведенного исследования сформировался главный вывод –образ кота Баюна в славянской мифологии и русских народных сказках схож. Главный герой исследования может как погубить, так и исцелить. Но поможет он только тем, кто сможет победить его. В авторских произведениях кот по задумке автора может обладать не всеми, а только определенными чертами, присущими первоисточнику. Какими именно зависит от задумки автора.
Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературного чтения при изучении тем, связанных с устным народным творчеством и авторских произведений. Очень надеюсь, что результаты моего исследования способствуют повышению интереса ребят к чтению, не только русских народных сказок, но и других произведений.
Библиографический список источников:
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: - Междунар. Отношения, 2002. – 512 с
Кошки в славянской мифологии. [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/koshki-v-slavjanskoi-mifologii.html
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: «Эллис Лак», 1994. – 415 с.
Древнерусский словарик - славянская мифология. [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: http://drevnerus.ru/kot-bayun/
Бестиарий. Энциклопедия. [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: https://www.бестиарий.рус/kot-bayun/
Пантеон славянских богов, духов и героев. Бестиария, раздел Кошки [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа:http://bogislavyan.ru/kot-bayun-volshebnaya-kisa/
Артемов В. Мифы и предания древних славян.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. -64 с ил.
Русские сказки/Пересказ А. Н. Нечаева – М.: Сов. Россия. 1997 с 304
Большая книга русских сказок. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008 – 576 с., ил.
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 159–177.
Науменко Г. Н. Мифы русского народа. – М.: АТС, 2014 с. 64
Успенский Э. Н. Вниз по волшебной реке- М.: ООО Издательство АСТ», 2013 – 130 с., ил.
А. Федеоров-Давыдов. Сказки кота Баюна – М.: ЭКСМО, 2013 – 30 с.
Велес – Славянский Бог трех Миров [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: https://славяне.сайт/veles/
Приложение 1
Анкета
Персонаж 1
Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
Как его зовут? _______________________________________
Где он живет?_____________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ___________________________________________________________________
Персонаж 2
Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
Как его зовут? _______________________________________
Где он живет? ____________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ____________________________________________________________________
Персонаж 3
1.Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
Как его зовут? _______________________________________
Где он живет?______________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ___________________________________________________________________
Персонаж 4
1.Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
2. Как его зовут? _______________________________________
3.Где он живет? ________________________________________________ __________________________________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ____________________________________________________________________