Имена прилагательные как компонент идиостиля М.Ю. Лермонтова (на материале романа «Герой нашего времени»)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Имена прилагательные как компонент идиостиля М.Ю. Лермонтова (на материале романа «Герой нашего времени»)

Заверуха Д.С. 1
1ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Ярышева Г.Н. 1
1ФГКОУ "ОПКу"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема исследовательской работы – «Имена прилагательные как компонент идиостиля М.Ю.Лермонтова (на материале романа «Герой нашего времени»).

Выбор данной темы вызван стремлением подробнее рассмотреть роль имен прилагательных в художественном тексте, так как они имеют огромный образный потенциал, способны ярче, глубже, шире раскрыть и внешность персонажа, и его характер, и его действия, и разные объекты, их качества и свойства и др.

Актуальность данной работы связана с тем, что указанный аспект поэтической речи М.Ю. Лермонтова недостаточно рассматривался исследователями творчества поэта. Так, исследователи Ильинская И.С., Шмелев Д.Н. утверждают, что поэтическая речь М.Ю. Лермонтова вовсе лишена внешних украшений, но и в то же время лексически и синтаксически богата, стилистически разнообразна, эмоционально насыщена.

Целью работы является анализ прилагательных, которые выбирает М.Ю. Лермонтов и которые формируют один из компонентов его идиостиля.

Задачи, решаемые в работе:

установить инвентарь имен прилагательных, включенных Лермонтовым в текст романа;

охарактеризовать функции, выполняемые именами прилагательными;

выявить степень употребительности разрядов имен прилагательных в анализируемом произведении;

определить специфику авторского отношения к именам прилагательным.

Объектом исследования является язык романа «Герой нашего времени»

Предметом работы послужили имена прилагательные.

Основные методы работы: метод анализа, метод описания, метод статистического подсчета.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении раскрывается актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи, структура данного исследования.

Первая глава называется «О роли имен прилагательных в поэтической речи». В ней характеризуются особенности использования имен прилагательных в текстах художественной литературы.

Вторая глава – «Имена прилагательные как компонент идиостиля М.Ю.Лермонтова (на материале романа «Герой нашего времени») характеризует фактический материал, состоит из трех параграфов:

Качественные имена прилагательные

Относительные имена прилагательные

Притяжательные имена прилагательные

Практическая часть исследует имена прилагательные с точки зрения выполняемой ими функции, активности употребления в тексте, отражения авторского отношения к ним.

В заключении подводятся итоги исследовательской работы.

Список литературы включает 20 источников: монографий, исследований, журнальных статей.

Глава 1. О роли имен прилагательных в поэтической речи.

Язык художественной литературы представляет собой самое своеобразное явление в системе национального языка. Отличаясь образностью и выразительностью, язык художественной литературы в силу своих художественно-эстетических качеств заметно выделяется в системе национального языка, оказывая плодотворное влияние на развитие всей национальной речевой культуры, что объясняется как самими качествами, так и сферой распространения художественных произведений.

В языке художественной литературы изобразительные функции представлены богаче и разнообразнее. «Функции языка в художественной литературе, - указывает академик В.В. Виноградов, - расширяются, и усложняются. На базе общенародного языка, при помощи его выразительных возможностей, создаются формы художественного изображения, принципы речевых образов и характеров, приемы типизации и индивидуализации речи персонажей, осложненные способы ведения диалога, богатая художественная фразеология, целый арсенал изобразительных средств. Приемы и принципы художественного мастерства, образные обобщения передаются по традиции, некоторые из них включаются в общенародный язык. В национальную сокровищницу стилистики и поэтики входят те способы и приемы отражения и воспроизведения действительности в слове, которые исторически обогащаются в процессе развития национальной литературы. В закономерностях развития средств словесно-художественной образности и экспрессии выражается национальная специфика литературы. Чем ближе они к словесно-художественному творчеству народа, его национальным качествам, тем они сильнее и действие их долговечнее. Печать глубокого национального своеобразия лежит на них» [2, С. 5].

Специфика языка художественной литературы заключается также в резко очерченной индивидуальности языка и слога каждого писателя. Как состав привлекаемых автором речевых средств, так и сами способы и приемы их употребления определяются целой совокупностью факторов: мировоззрением писателем, тематикой произведений и излюбленными у автора жанрами литературы, своеобразием его творческого метода, а также его эрудицией, воспитанием и образованием, не говоря уже о других, более частных и привходящих факторах. Формирование речевых средств писателя осуществляется в русле стилистических традиций. Но, творчески осваивая это наследие, каждый талантливый автор выступает и как новатор, прокладывающий новые пути развития языка художественной литературы и существенно обогащающий национальную культуру образного слова.

Согласно задачам нашей работы, далее мы бы хотели обратиться к лингвистике и проанализировать то, какую роль играют части речи (конкретно, имена прилагательные) как изобразительно-выразительные средства в создании текста, художественного произведения.

Если рассматривать факторы, которые влияют на обязательность прилагательного в тексте, то можно обнаружить, что в основном они относятся к трем семантическим сферам, причем в каждой из этих сфер по-разному распределяется влияние собственно языкового и внелингвистического аспектов высказывания.

Одна сфера, которая определяет роль прилагательного в высказывании, это семантика существительного-определяемого, вторая — это семантика предиката, к которому непосредственно относится именная группа, обычно это сказуемое; третья сфера связана с ролью именной группы в семантике высказывания в целом на фоне общей для носителей языка «картины мира» и ситуации.

Исследователь Нефедова Р.М. утверждает, что в современном русском языке имена прилагательные - это самая многочисленная после имен существительных группа слов. Большую роль играют имена прилагательные в речи. Они выполняют «выделительную», «живописную» функцию [11].

Велика роль прилагательных в художественной литературе. По значению прилагательные чрезвычайно разнообразны, потому они широко используются при создании портретных характеристик персонажей, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. В создании художественного образа участвуют все слова в тексте, но особая нагрузка в них падает на прилагательные – благодаря их неограниченной возможности раскрывать сущность предметов.

Глава 2. Имена прилагательные как компонент идиостиля М.Ю. Лермонтова (на материале романа «Герой нашего времени»).

Предметом изучения настоящей работы являются имена прилагательные, отмеченные в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нами было выписано свыше трехсот имен прилагательных для исследования.

Рассмотрим, как М.Ю. Лермонтов использует в романе «Герой нашего времени» качественные имена прилагательные: в каком количестве, в каких функциях и др.

Качественные имена прилагательные.

Имена прилагательные, характеризующие внешний облик кого или чего-либо.

В нашей классификации данная группа представлена 27 примерами. В эту семантическую группу входят следующие словосочетания: бархатные глазки, бледный небосклон, гладкий хребет, гладкая шея, горящая щека, гладкий источник, грязный хозяин, густой лес, круглая шляпа, косматый дьявол, мертвый сон, мокрая рубашка, мохнатая тучка, новый мундир, полная форма, слепой чертенок, стройный стан, сутуловатый стан, серьезный вид, пьяный господин, полураскрытые губки, толстая дама, кудрявая гора, хромой старичок, худощавая, жилистая рука, хромая лошаденка. Функция данных имен прилагательных – охарактеризовать внешний вид кого или чего-либо. Хотелось бы отметить, что большая часть имен прилагательных характеризуют, описывают лицо, взгляд, персонажей и служат в словосочетаниях эпитетами (серьезный вид, гладкий хребет, мохнатая тучка).

1.2. Имена прилагательные, характеризующие внутреннее состояние персонажей (их 19 в тексте):бессильное отношение, враждебные намерения,внутренний жар, воинственный дух, глубокое отчаяние, глубокое блаженство, грустное противоречие, глубокая грусть, душевная сила, душевное состояние, душевная красота, печальный разговор, насыщенная гордость, распустившаяся душа, смешной восторг несчастный характер, необъятное наслаждение, сентиментальный разговор, чистая душа.

Функция данных имен прилагательных – охарактеризовать внутренне состояние персонажей произведения. Большая часть имен прилагательных связаны со словом душа и характеризуют, описывают разные состояния ее.

состояние

Душа, душевное сила

распустившаяся

красота

чистая

Данные имена прилагательные передают очень ярко, красочно, тончайшим образом внутреннее состояние персонажей, их душевные беспокойства, смятения и выступают в роли эпитетов.

1.3. Имена прилагательные, дающие оценку кому – чему – либо.

Основная группа прилагательных дается с оценкой. Они могут обозначать признаки субъекта. В нашей классификации данная группа самая большая – 75 лексем: великолепная картина, безумный мальчишка, дорогая вещь, ужасный плут, ужасная бестия, проклятая гора, прекрасные люди, искренняя злость, трагический голос, жалкая привычка, беспокойная любовь, лестная эпиграмма, ужасная грусть, прекрасный желудок, достойный друг, завистливый медик, отличный храбрец, плохое дело, плохое утешение, ужасный плут, холодный вид, холодный взгляд, чудная коляска, скудный приют, чудный узор, милое личико, смертельная бледность, буйная голова, красивая лошадь, огненные глаза, занимательная картина, необыкновенная веселость, грозный вид, бешеный взгляд, рассеянный взгляд, презрительная улыбка, гадкая шинель, насмешливая улыбка, сердитый взгляд, беглый взгляд, покорный вид, умоляющий взгляд, наглый взгляд, светлый взгляд, блестящая кавалькада, милая княжна, мутно-нежный взгляд, вялый флегматик, страстный взгляд, выразительное лицо, приятный дом, хорошенькая соседка, скромный палисадник, смешной восторг, приветливые огоньки, бедная Бела, бесцветная молодость, жаркий поцелуй, прохладная тень, горный воздух, таинственная пропасть, прохладный ветер, животворящий воздух, больная нога, несчастный день, неудачная охота, свежий голосок, большая дерзость, твердый голос, богатый человек, холодный ветер, необыкновенная вещь, честное слово, сильная рука, гадкая шинель.

Поражает мастерство автора в описании взгляда:

холодный

бешеный

рассеянный

серьезный

Взгляд беглый

умоляющий

светлый

наглый

мутно-нежный

страстный

Функция данных имен прилагательных – дать оценку персонажу, происходящим событиям, вещам и всему тому, что окружает героев романа.

Хотелось бы отметить неоднократное использование автором прилагательного «ужасный» для подчеркивания отрицательного персонажа или явления.

плут

Ужасный бестия

грусть

1.4. Имена прилагательные, характеризующие возраст (их 7): старый приятель, старый князь, молодой человек, старый кавказец, старое весло, молоденькая девочка, молодой человек.

Функция данных имен прилагательных – охарактеризовать возраст персонажей, явлений, вещей. Четко выделяются прилагательные, которые использует автор в данном случае - прилагательные – антонимы – молодой – старый. Автор не старается конкретно указать возраст персонажей и тактично ограничивается вышеназванными прилагательными.

1.5. Имена прилагательные, характеризующие размер чего-либо (их 22): маленькая ножка, маленькая бухта, небольшая хата, длинная цепь, широкая поляна, крупная буква, широкая сакля, высокая гора, небольшой платок, узенькая площадка, длинная аллея, маленькая ручка, большой дом, узкая тропинка, большая бородавка, высокая трава, маленькие глаза, толстая трость, глубокое ущелье, огромная шапка, мелкий дождь, высокая гора.

Функция данных имен прилагательных – охарактеризовать размер чего – либо. Чаще в данной группе встречаются следующие прилагательные: маленький, небольшой, большой.

1.6. Имена прилагательные, описывающие свойства характера (их 23): коварная нескромность, упрямый штабс-капитан, страстный охотник, добрый штабс-капитан, дикий кабан, дикая черкешенка, добрый человек, храбрый джигит, славный малый, дикий народ, преглупый народ, глупый товарищ, добрый малый, благородный человек, ненастная жадность, мудрый человек, услужливый капитан, чувствительная барышня, умные люди, любезный доктор, храбрый джигит, преупрямый мальчишка, знатная барыня.

Функция данных имен прилагательных – охарактеризовать персонажей, свойств со стороны характера, наиболее выделяющихся черт. Данные прилагательные служат инструментарием для создания полноценного, неповторяющегося, художественного образа. В своем произведении автор очень ярко описывает характеры персонажей и очень талантливо изображает их внутренний мир.

1.7. Имена прилагательные, характеризующие число, объем и время (их 13) - многочисленное общество, последний подарок, единственная женщина, толстая тетрадь, толстая женщина, легкий шорох, легкие облака, последнее утешение, близкая смерть, старинная песня, поздняя ночь, бесконечный источник, бесконечная страсть.

Автор ассоциирует время с бесконечностью (бесконечный источник, бесконечная страсть), тем самым открывает глубину своих чувств и мыслей читателям, время для него неограниченно.

1.8. Имена прилагательные, характеризующие цвет (их 45): белая фигура, бледный небосклон, белая тучка, белые зубы, белый парус, белый ром, желтые обрывы, желтое пятно, загорелая кожа, золотистый отлив, золотое облако, золотая бахрома, золотой туман, зеленый плющ, зеленый мирт, зеленая гора, красный бешмет, коричневые перчатки, красноватые скалы, румяный блеск, серебряная нить, смуглая рожа, смуглый цвет, серая шинель, светло-желтая перчатка, светло-голубой галстук, серое облако, темно-лиловый свет, тусклый свет, темное небо, темная вершина, черная грива, черный локон, черная кошка, черные камни, черная шаль, черные глаза, черное ущелье, черная туча.

В данной группе частотностью отличаются прилагательные: белый и черный.

тучка

зубы

Белый парус

ром

фигура

грива

локон

кошка

камни

Черный шаль

глаза

ущелье

туча

Автор в своем произведении использует цвета как символы, это не простая дополняющая характеристика художественного образа, а целое таинство образа-символа, где выделяется скрытый смысл. Обилие многоцветъя эпитетов придают произведению подтекст, показывая стилистическое своеобразие М.Ю.Лермонтова.

Таким образом, мы в своем исследовании по значению выделили восемь групп качественных имен прилагательных и они оказались наиболее активными в тексте автора, что связано с их особенностью – называют признаки предметов, которые обычно воспринимаются органами чувств, обозначают свойства характера, выражают оценку и т.д.

2.Относительные имена прилагательные.

Теперь рассмотрим относительные имена прилагательные, которые использует М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

2.1. Имена прилагательные, указывающие на время (их 5) – ночная буря, ночной мороз, ночной пловец, ночное нападение, крещенский холод, утренняя молитва.

Функция данных имен прилагательных - охарактеризовать время происходивших явлений. Ярко выделяется в этой группе прилагательное ночной:

буря

Ночная мороз

пловец

нападение

2.2. Имена прилагательные, указывающие на место (их 35) - персидская шапка, черноморский урядник, крымский татарин, черноморский казак, татарский припев, черкесский костюм, московская барыня, губернская барыня, русский мужик, близкая буря, соседская скала, соседская комната, соседский аул, турецкий падишах, горная серна, закавказское солнце, кабардинская трубочка, кайшаурская долина, угловая комната, косьянское вино, здешний аристократ, кавказский лад, итальянская опера, персидский ковер, петербургская кузина, московская привычка, римский авгур, московский франт, соседский аул, русский колокольчик, крестовая гора.

2.3. Имена прилагательные, указывающие на материал (их 21) – снеговая гора, серебряное кольцо, шелковая косынка, восковой огарок, серебряная оправа, серная спичка, камышовая крыша, каменный дом, крепостной вал, кремнистая возвышенность, каменный крест, железная клетка, ледяная кора, кровавая полоса, чугунный чайник, каменистая дорога, каменное окошко, каменная скамья, бронзовая цепочка, соломенная шляпа, липовая аллея, виноградная аллея, морская аллея, нумерованная фуражка.

В этой группе выделяется имя прилагательное каменный, что связано с той местностью (Кавказские горы), где в одной из глав и происходили события.

дом

крест

Каменный окошко

дорога

скамья

2.4. Имена прилагательные, обозначающие принадлежность кому - чему либо (их 11)курьерская тройка, чиновнический стол, черкесская шапка, детский кинжал, хозяйский сын, купеческая пристань, воровской народ, черкесская пуля, юношеская страсть, отцовское стадо, офицерский сюртук.

Для данных прилагательных характерна более тесная смысловая связь с существительным по сравнению с другими прилагательными.

2.5. Имена прилагательные, выражающие отношение «предназначенные для…» (их 7) – пехотный мундир, носовой платок, дорожная трубка, походный стаканчик, дорожный колокольчик, казенная вещь, почтовая тройка.

Данная группа имен прилагательных подтверждает особенность относительных прилагательных – они являются постоянными, не имеют количественных градаций и могут служить основой для классификации однородных предметов и их разделения на подклассы (березовые дрова – сосновые дрова).

Таким образом, среди относительных имен прилагательных наиболее частотными являются прилагательные, указывающие на место. Мы предполагаем, что это связано со своеобразием романа. Эпизоды из жизни Печорина смещены во временном отношении, фабульно Печорин покидает крепость навсегда, уезжая в Петербург, затем Персию; сюжетно он вновь в нее возвращается. Вот в этом блуждании по кругу света главного героя, в письменном реализации всего этого и нашли свое отражение относительные имена прилагательные, указывающие на место, время, происхождения действий.

3.Притяжательные имена прилагательные.

Относящихся к данной группе имен прилагательных нами выявлено в материале 2: разбойничья лошадь, баранья шапка.

Данные имена прилагательные выражают принадлежность не конкретизированному лицу (или животному), но значение они приобрели относительное (соболий воротник, баранья шапка и т.д.).

Таким образом, притяжательные имена прилагательные очень мало употреблены в произведении, что, по нашему мнению, связано с их особенностью – они являются разновидностью относительных имен прилагательных.

Заключение

В своем исследовании мы попытались рассмотреть один аспект поэтического стиля М.Ю.Лермонтова – имена прилагательные как компонент идиостиля М.Ю.Лермонтова (на материале романа «Герой нашего времени»). В романе именам прилагательным отведена значительная роль. Об этом свидетельствует собранный нами материал – функции, частотность употребления, своеобразие имен прилагательных.

В романе «Герой нашего времени» нами было выявлено 231 единица качественных имен прилагательных. Это наиболее активная по употреблению группа имен прилагательных, характеризующая: 1) внешний облик кого или чего-либо; 2) внутреннее состояние персонажей; 3) возраст; 4) размер; 5) число, объем, время; 6) цвет; 7) дающая оценку чему-либо; 8) описывающие свойства характера.

В нашем исследовании зафиксировано 80 относительных имен прилагательных. Они обозначают: 1) время; 2) место; 3) материал; 4) принадлежность кому, чему-либо; 5) отношение «предназначенные для…».

Притяжательные имена прилагательные занимают третье место по активности после качественных и относительных прилагательных в тексте романа М.Ю.Лермонтова. Характерной особенностью притяжательных имен прилагательных является то, что они указывают принадлежность предмета определенному лицу. В романе нами было выявлено 2 общепритяжательных имен прилагательных. Отсутствие частнопритяжательных прилагательных в романе обусловлена тем, что такие формы имеют яркую стилистическую окраску разговорного стиля.

Если обратиться вопросу определения специфики авторского отношения к именам прилагательным, то, можно сделать вывод, что М.Ю.Лермонтов очень искусно, талантливо, оригинально обращается со всеми частями речи одинаково и мастерски их использует для создания своих образов и произведения в целом.

Таким образом, анализ специфики употребления только одного средства-имени прилагательного убедительно свидетельствует об индивидуальности стиля М.Ю.Лермонтова и подтверждает слова другого великого поэта России – Есенина: «У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов».

Поэтический язык автора отличается меткостью и точностью, простотой в самой сложности. Глубокое и тонкое чувство природы проявляется в его необыкновенных живописных пейзажных зарисовках. Точность, простота, естественность его прозы соединяется с живописной яркостью, эмоциональной насыщенностью.

Огромную роль в создании всего этого сыграли имена прилагательные, согласно своим особенностям, способностям и выступая как яркие изобразительно-выразительные средства.

Имена прилагательные как компонент идиостиля писателя специально не изучаются на уроках русского языка. Однако мы предполагаем, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении имен прилагательных, как материал на факультативных занятиях по русскому языку в старших классах, на внеклассных литературоведческих мероприятиях.

Список использованной литературы

Афанасьев В., М.Ю. Лермонтов, – М., 1991.

Виноградов В.В.,О языке художественной литературы, - М., 1991.

Висковатов П.А., М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество, - М., 1987.

Гин Я.Н., Проблема поэтики грамматических категорий, - М., 1996.

Домарев К.П., Это увлекательное имя прилагательное // Русская словесность, 1996, № 6.

Лермонтов М.Ю., «Герой нашего времени», - М., 1969.

Лермонтовская энциклопедия, - М., 1989.

Ломинадзе С.В., Поэтический мир Лермонтова, - М., 1985.

Максимов Д.Е., Поэзия Лермонтова, - М., 1961.

Мамуйлов В.А., Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий, - М., 1966.

Нефедова Р.М., Имена прилагательные как изобразительные средства языка // Русский язык в школе, 2000, №6.

Стрыгина Т.В., Разряды прилагательных, функционально – системный подход к изучению // Русская словесность, 2006, №1.

Фирсова С.В., Имя прилагательное такое замечательное // Русская словесность, 2004, №3.

Чудаков А., Слово – вещь – Мир. От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков, - М., 1992.

Шанский Н.М., Художественный текст под лингвистическим микроскопом, - М., 1986.

Шатковская Н.В., Виды семантических отношений в лексико– семантической группе притяжательных прилагательных со значением родственной принадлежности // Русский язык в школе, 1978, №;4.

Шигуров В.В., Отпричастные прилагательные с отрицанием // Русский язык в школе, 1989, №6.

Шипцына Г.М., О системных взаимосвязях признаков качественности имен прилагательных // Русский язык в школе, 2000, №5.

Шрамм А.И., Очерки по семантике качественных прилагательных. – М, 2009.

Энциклопедия «Русский язык». – М., 2016.

Приложение 1.

Словник имен прилагательных, употребленных в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Баранья

Бархатный

Беглый

Бедный

Безумный

Белый (7)

Бесконечный (2)

Бессильный

Беспокойный

Бесцветный

Бешенный

Благородный

Бледный

Блестящий

Близкий (2)

Богатый (2)

Большой (4)

Бронзовый

Буйный

Великолепный

Воинственный

Враждебный

Высокий (3)

Вялый

Выразительный

Внутренний

Волшебный

Виноградный

Воровской

Второй (2)

Восковой

Голубой

Горный (2)

Глухой

Гадкий (2)_

Губернский

Глубокий (4)

Глупый (2)

Гладкий (3)

Густой (2)

Грязный (2)

Грустный

Горящий

Дагестанский

Душевный (3)

Дорогой (2)

Достойный (2)

Длинный (3)

Добрый (3)

Дикий (4)

Двойной

Дорожный (3)

Дикий (4)

Двойной

Дорожный (2)

Детский

Дружный

Единственный

Жаркий

Жалкий

Животворящий

Жилистый

Желтый (2)

Железный

Занимательный

Завистливый

Знатный

Здешний

Золотой (4)

Зеленый (3)

Загорелый

Итальянский

Иронический

Искренний

Красноватый

Косматый

Кудрявый

Круглый

Крупный

Коварный

Кавказский (3)

Кабардинский

Кайшаурский

Косьянский

Камышовый

Каменный (5)

Кровавый

Курьерский

Казенный

Купеческий

Кардинальский

Красный (3)

Коричневый

Крещенский

Крымский

Крепостной

Линейный

Любезный

Липовый

Легкий (2)

Ледяной

Лестный

Милый (2)

Мертвый

Мокрый

Мохнатый

Мутно – нежный

Молодой (3)

Маленький (4)

Мелкий

Мудрый

Морской

Многочисленный

Московский (4)

Новый

Необыкновенный

Насмешливый

Наглый

Нумерованный

Несчастный (2)

Насыщенный

Необъятный

Небольшой (2)

Ненасытный

Неудачный

Необоснованный

Носовой

Ночной (2)

Отцовский

Офицерский

Отличный

Огромный

Огненный

Правый

Последний (2)

Поздний

Прохладный (2)

Персидский (2)

Петербургский

Пехотный

Первый (4)

Походный

Почтовый

Полный

Презрительный

Пьяный

Покорный

Полураскрытый

Приятный

Приветливый

Печальный

Проклятый

Прекрасный (2)

Плохой (2)

Рассеянный

Римский

Ружейный

Разбойничья

Румяный

Розовый

Русский (2)

Распустившийся

Сентиментальный

Смешной

Старый (4)

Страстный (2)

Славный

Слепой

Стройный

Скудный

Смертельный

Сутуловатый

Серьезный (2)

Сердитый

Строгий

Светлый

Скромный

Смешной

старинный

Серебряный (5)

Смуглый (2)

Серый (2)

Светло – желтый

Светло – голубой

Солнечный

Свежий

Сильный

Соседский (4)

Снеговой

Серный соломенный

Солдатский (2)

Трагический (2)

Толстый (2)

Тяжелый

Темно – лиловый

Тусклый

Темный (2)

Темно – синий

Таинственный

Твердый

Тропический

Татарский

Турецкий (2)

Тридцатилетний

Тройной

Ужасный (4)

Узкий (2)

Упрямый (2)

Услужливый

Умный

Умоляющий

Угловой

Утренний

Хозяйский

Худощавый

Холодной (4)

Хромой (2)

Хорошенький

Храбрый (3)

Чиновнический

Чудный

Чистый

Чувствительный

Чудный

Чугунный

Чужой

Черный (10)

Честный

Черноморский (2)

Черкесский (3)

Чеченский

Широкий (2)

Шелковый

Юношеский

Южный

Просмотров работы: 959