Введение
Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, исцеляющее для человека чувство. Мы видим, что Пушкин по-настоящему любит героинь своих произведений. Его женщины чисты, чувствительны, они умеют нежно любить, также преданны своему браку, чтят свои семьи. Именно такие девушки, как в романах «Евгений Онегин», «Дубровский» и «Капитанская дочка» пробуждают лучшие чувства в мужских персонажах пушкинской прозы, в лирическом герое его поэтических произведений. Цель нашей работы: выявить особенности женских образов в творчестве А.С. Пушкина. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать произведения А.С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
2) выявить и описать особенности описания героинь произведений А.С. Пушкина.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы показать на примере женских образов А.С. Пушкина, какими нравственными качествами должна обладать современная девушка.
Методы работы:
-работа с биографическими источниками;
-поисковая деятельность;
-метод анализа и обобщения;
-метод наблюдения.
Мы выдвинули гипотезу, что для А. С. Пушкина важна не внешняя красота, большое внимание он уделяет внутреннему миру героинь.
Евгений Онегин - образ Татьяны Лариной
В этом произведении Татьяна воплощает в себе идеал русской девушки. Если с самого начала романа она была наивной и милой, то к концу становится умной и разумной женщиной. Ее поведение и внутренний мир меняются на протяжении всего произведения, однако девушка не изменяет своим принципам.
Образ Татьяны в романе – романтический. Она влечет все мистическое и загадочное, что есть в этом произведении, хотя и верит преданиям, вещим снам и гаданиям. Пушкин подчеркнул индивидуальность героини на фоне девушек «пустышек», как, например, ее сестра. С ее образом мы знакомимся во второй главе:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
У этой героини сложилась неоднозначная судьба одинокой девушки, с безответной любовью к Евгению Онегину. Но все же эта женщина стала сильной, он не смог сломить ее дух, а она не предала свои принципы. Хоть Татьяна и не любила своего мужа, но все равно не изменила ему.
После отказа Онегина, а также брака с генералом, Татьяна сильно изменилась. Раньше она была наивной девочкой, теперь же это качество заменяют мудрость, статность и рациональность. Но не стоит забывать и ее верности. Татьяна любила Онегина даже тогда, когда решила выйти за генерала, даже тогда, когда Онегин соизволил обратить на нее внимание. Она никогда не пошла бы на предательство. Это говорит о том, что она – благородный человек. Евгений не сломил ее своим отказом, а дал ценный урок: теперь Ларина лучше разбирается в людях и умеет держаться в обществе. Также она любила читать романы, потому что ей симпатизировало одиночество, нравилось мечтать. Татьяна очень любила природу, так что очень много времени проводила наедине с ней, что все больше и больше сближало ее с ней.
Пушкин с любовью создал образ сильной девушки с глубоким внутренним миром. Какие бы обстоятельства не пытались ее сломить, она на протяжении всего романа не теряет своей естественности. Татьяна — бессмертный идеал не просто женщины, а человека чести.
«Дубровский» - образ Марии Троекуровой
Образ Марии Троекуровой хорошо воплощался в идеал Пушкина: молодая, красивая, великодушная и добрая натура. Но также она была недоверчивой, скрытной и имела твердый характер. Девушка рано лишилась матери, за ней ухаживала няня, поэтому в душе Мария была одинока, даже не имела подруг. Жила она со своим отцом Кирилом Петровичем, но он не мог в полной мере раскрыть ей свои чувства. Троекуров воспитывал дочь своенравно: временами мог показать любовь и проявить заботу, а мог грубо и резко обращаться с ней. Такая атмосфера повлияла на девушку и ее характер.
Спасением Марии была библиотека, в которой было много французских романов. В свободное время она гуляла, вышивала, занималась музыкой, читала. Она была образованной, хорошо знала французский, как и большинство других девушек.
Всё изменилось с появлением учителя-француза Дефоржа, должного обучать её сводного брата. А после его умелой борьбы с медведем, семнадцатилетняя девушка поняла – это герой её романа. Но оказывается, что под хорошим учителем скрывался Владимир Дубровский. Он был разбойником и лучшим другом Маши в прошлом до того момента, пока молодого человека не отправили на учебу в Петербург. Мария не смогла быть со своей любовью, потому что отец решил выдать ее замуж за богатого князя Верейского. После венчания Дубровский нашел их, но для девушки было уже поздно: «…Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского».
По поступкам, которые совершила Мария, мы можем сказать о ее нравственных качествах. Чувство долга перед будущим мужем не позволяло Маше бежать с любимым. Она не могла нарушить клятву верности ради собственного счастья. Дубровский же не мог предложить ей хорошей жизни. Он был беден и командовал разбойниками. Так личные принципы и жизненные сложности помешали счастью двух любящих людей.
3) «Капитанская дочка» - образ Марии Мироновой
Мария Миронова является главной героиней романа Пушкина «Капитанская дочка». На общем фоне романа, девушка выглядит «бесцветной» и неинтересной. Марина Цветаева, анализируя это произведение, утверждала, что вся беда Марии Мироновой заключалась в том, что ее любил Гринев, но Пушкин ее не любил вовсе. Из-за этого образ девушки в романе получился эффектным и в некой мере бесполезным.
А. С. Пушкин дает своей героине следующую портретную характеристику: круглолицая, румяная девушка, у которой были светло-русые волосы, зачесанные за уши. Внешность Маши непримечательна, однако деталь «уши, которые у ней так и горели» указывает на то, что девушка сразу влюбилась в Петра Гринева, который приехал в Белогорскую крепость.
Героиня повести– добрая, нежная и в то же время сильная девушка. В тяжелых ситуациях она показывает свое истинное лицо. Мать Марии называет девушку трусихой, однако когда Миронова сталкивается с жизненными трудностями, она преодолевает их с высоко поднятой головой. Также она отказывается выйти замуж за предателя и изменника Швабрина. Несмотря на то что Мария является бесприданницей, она знает себе цену. Поэтому отказывается от брака, который помог бы ей улучшить материальное положение. Героиня говорит о том, что лучше она встретит смерть, чем выйдет замуж за такого безнравственного человека, как Швабрин. Настоящие чувства – вот что ценит Мария Миронова. Она по-настоящему умеет любить и ценить близкого человека. Девушка искренне влюбляется в Петра Гринева и готова ради него пойти на все. Однако, чтобы быть вместе, она ждет благословения родителей Гринева. Это говорит о том, что семейные традиции и законы морали имеют огромное значение для Маши. Она не хочет нарушать волю отца Петра, а главное – не хочет нарушать Божью волю. Отношения Маши и Петра Андреевича Гринева складываются совсем по-другому. Петр Андреевич предпочитает делать выводы о людях самостоятельно, поэтому ложь Швабрина, который пытался обрисовать Машу как бесчестную, глупую девушку, скоро была обнаружена. Тонкая душевная организация Гринева и возникшая симпатия позволила выйти отношениям между молодыми людьми на новый уровень и довольно быстро перерасти в настоящую взаимную любовь.
Мария – это образ истиннорусской женщины, в котором сочетаются такие качества, как искренность и нежность, любовь и честность, героизм и сила духа. Маша – верная и преданная девушка. Точного описания Пушкин не вложил в эту девушку, однако мы можем судить по ней, смотря на ее поступки.
Заключение.
Женскую красоту и обаяние воспевали на страницах своих произведений многие поэты и писатели XVIII и XIX веков. Как очаровательны пушкинские Маши: Маша Троекурова («Дубровский») и Маша Миронова («Капитанская дочка»). Они разные, но объединяет их высокое чувство долга. Женские образы в произведениях А.С. Пушкина различны и многогранны, однако главное место занимает внешне хрупкая девушка, которая обладает удивительной стойкостью, волей и нравственностью. Она совершает все свои поступки от самого сердца, любит в полную силу и терпит компромиссов с совестью.
Список литературы:
1.Авдеев М. В. Маша Миронова. Характеристика героини «Капитанской дочки» Пушкина. — «Новь», 1989, 1 августа, т. XXIX, № 19.
2. Пушкин А.С. Повести. Романы. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 352 с.
3. Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин; художник Н. Кузьмин. – М.: Дет. лит., 2011. – 206 с.
4.Лотман Ю. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - М., 1975.
5. Лотман Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - М., 1976.