КОНЦЕПТ «СВОБОДА» В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОНЦЕПТ «СВОБОДА» В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Смагина С.А. 1
1МБОУ "Лицей №24"
Сафонова Е.В. 1
1МБОУ "Лицей №24"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изучение концептосферы является одним из актуальных вопросов современной лингвистики, о чем свидетельствуют многочисленные научные теоретические и практические работы, направленные на исследование концептов в различных языках.

Цель нашего исследования – выявить базовые, понятийные, оценочные и образные признаки концепта «свобода» в сознании современных подростков.

Задачи – на основе анализа внутренней формы и лексического значения слов-репрезентантов концепта, а также синонимов, антонимов и ассоциаций определить признаки концепта «свобода» в русском языковом сознании; провести свободный ассоциативный эксперимент среди подростков 15-17 лет, направленный на построение ассоциативных полей лексических единиц-репрезентантов концепта «свобода»; сопоставить выявленные признаки концепта «свобода» с ассоциативными полями, полученными в ходе эксперимента, и сделать выводы об отражении концепта «свобода» в сознании современных подростков.

Объектами исследования являются концепт «свобода» в русской языковой картине мира и языковое сознание подростков 15-17 лет. Предмет исследования – средства языкового выражения концепта «свобода» в русской языковой картине мира и ассоциативные связи лексических единиц-репрезентантов концепта.

Методы – свободного ассоциативного эксперимента, анализа структуры ассоциативного поля, анализа лексико-семантических отношений между стимулом и реакцией; дефиниционного анализа словарных толкований лексемы, компонентного анализа семантики лексем.

В ходе работы мы опирались на теоретические исследования в области когнитивной лингвистики Ю.Н. Караулова, В.А. Масловой, М.В. Пименовой, А. Вежбицкой, научные статьи, посвящённые анализу конкретных концептов и обобщению научного знания в области изучения концептосферы, а также лингвистические данные словарей различных типов и интернет-проектов, посвященных корпусной лингвистике.

Научная новизна заключается в попытке выявить различные признаки концепта «свобода» в сознании современных подростков на основании сопоставления языкового выражения этого концепта, отраженного в Национальном корпусе русского языка и словарях различного типа с данными, полученными в ходе самостоятельно проведенного свободного ассоциативного эксперимента.

Практическая ценность – построение ассоциативных полей слов-репрезентантов концепта «свобода», которые могут оказаться полезными как для учёных, занимающихся вопросами когнитивной лингвистики, детских психологов, так и для педагогов, работающих в 9 – 11 классах.

Часть 1. Концепт «свобода» в русском языковом сознании

По определению В.А. Масловой, концептом является «семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры» [14, стр.272]. Важно то, что концепт не возникает из значения ключевого слова непосредственно, но «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Он окружён эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом» [12, стр. 286]. Соответственно, концепт изменчив и зависит от сознания носителей языка, также он имеет многослойную структуру.

В первой части нашей работы мы исследуем базовые, понятийные, функциональные, оценочные и образные признаки концепта «свобода». Согласно исследованиям М.В. Пименовой, базовые признаки определяются на основании анализа внутренней формы главного слова-репрезентанта концепта, понятийные представлены в ЛСВ слов-репрезентантов, его синонимах, образные признаки формируются благодаря метафорическому переосмыслению понятия, оценочные отражают степень ценности понятия, а функциональные показывают признаки тех функций, которые в сознании носителей языка закреплены за тем или иным референтом [18].

Итак, базовые признаки концепта «свобода» можно осознать, проанализировав данные этимологического словаря М. Фасмера [27, Т.3, стр. 582-583]: лексема «свобода» связана с древнерусскими словами «свобода» (независимость, свободное поселение), «свободь» (свободный), «слобода» (свобода, состояние свободного человека), сербохорватским «свобода» (мужество, свобода), словенскими «svobod» (разрешение, освобождение), «svobodа» (свобода, отпуск), чешским «svobodа» (свобода, холостяцкое положение, девичество), а также с церковнославянскими «свобъство», «собъство persona», где «svobь» от «svojь» (положение свободного, своего члена рода).

Таким образом, мы видим, что в значении слова «свобода» на передний план выходит сема «сам, свой» (связь с концептом «свой – чужой»), а также имеется указание на наличие некоего общества, в котором человек может ощущать себя свободным. Основное значение современного нам слова «свобода» содержит его исконную характеристику – наличие внешних условий для осуществления воли индивида. [6, стр. 162]. Следует отметить, что для русской культуры характерно понимание свободы как противоположности рабству. Так, А.Г. Лисицын пишет о том, что глагол «свободити» в текстах, написанных на древнерусском языке, употребляется в основном со словами «работа», «рабство», а слово «свободь» противопоставлено словам «работа», «раб» [11, стр. 74]. Это отражено и в антонимических парах современного русского языка «свобода – рабство», «освободитель – поработитель», «освобождать – порабощать» и др. [13].

Далее обратимся к понятийной составляющей концепта и проанализируем значение, синонимы и антонимы слова «свобода», а также дериватов первой ступени его словообразовательного гнезда [23, стр. 417] – «свободушка, свободный, высвободить, освободить».

Согласно толковым словарям С.И. Ожегова [20] и Ушакова [26] слово «свобода» имеет следующие значения: 1) в философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; 2) отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-либо класса, всего общества или его членов (свобода совести, слова, печати, личности); 3) вообще отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-либо; 4) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе; (на свободе, разгов. – на досуге, в свободное от работы время; свобода рук, книжн. – ничем не ограниченная возможность действовать). В толковом словаре Ефремовой [7], кроме вышеперечисленных, находим такие значения, как государственная независимость, суверенитет; отсутствие рабства, крепостной зависимости и освобождение от неё; отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному желанию; избавление от чего-либо стесняющего, связывающего; лёгкость, естественность, непринуждённость, отсутствие натянутости в общении; излишняя непринуждённость, развязность; разг. раздолье, простор, досуг.

По словарю А.П. Евгеньевой синонимами [22, Т.2, стр. 399 – 400] слова «свобода» являются «независимость», «воля» (возвышенное) во 2, 3 и 4 значениях по Ожегову (см. словарную статью выше). Во 2 и 3 значениях возможен устаревший синоним «вольность», который может встречаться в современной поэтической или стилизованной речи. В новом объяснительном словаре синонимов русского языка под редакцией Ю.Д. Апресяна [16, стр. 1003 – 1007] указывается на отличия в значениях синонимов «свобода – воля»: воля исключает какие-либо ограничения, а свобода может быть ограничена как отдельным человеком, так и обществом, традициями, моралью. Там же отмечается, что свобода не предполагает специфики желаний человека, которые могут быть как несущественными, так и связанными с высшими духовными потребностями. А вот воля ассоциируется скорее с простейшими, даже низменными желаниями («Теперь нам воля – пей, гуляй, круши все вокруг!» [16, стр. 1005]). Свобода может обозначать приятное чувство, которое испытывает человек, не ограниченный препятствиями и поэтому способный делать то, что он желает. А воля связана с пространством, где человек может беспрепятственно перемещаться (гулять на воле), и ограничить такую волю могут, соответственно стихийные силы природы (вырваться из снежного завала на волю). Отметим, что речь идёт об отличии слов «свобода» и «воля» только в их синонимичных значениях.

Согласно словарю А.П. Евгеньевой [22, Т.2, стр. 399-400], синонимами «свободы» могут быть также слова «воля, приволье, раздолье» в 3 значении по Ожегову, причём «приволье, раздолье» указывают на полное отсутствие каких-либо ограничений. Эти синонимы предполагают наличие открытого пространства, но «приволье» употребляется, когда речь идёт о приятных занятиях детей и действиях животных (детям на даче – приволье; ласточкам в саду – приволье), а под «раздольем» подразумевается не только большое пространство, но и свобода для осуществления «положительных» действий [16, стр. 1003 – 1007]. Связь понятия «свобода» с пространством отражает и возможный синоним «простор», на который указывает Абрамов [2].

В качестве аналогов слова «свобода» называют лексемы «независимость, самостоятельность, вседозволенность» [16, стр. 1007]. Согласно электронному словарю-справочнику синонимов и квазисинонимов русского языка компьютерной системы ASIS В.Н. Тришина [25] синонимами «свободы» можно считать 31 слово. Они отражают все отмеченные значения существительного «свобода». Его антонимами могут выступать лексемы «угнетение, гнёт, рабство, неволя, тюрьма [13], несвобода, зависимость» [16, стр. 1007].

Теперь обратимся к анализу значения слова «свободный», которое, согласно толковому словарю С.И. Ожегова [20], имеет следующие ЛСВ: 1) пользующийся свободой (во 2 значении; свободный народ); 2) беспрепятственный, никем не запрещённый (свободный проезд); 3) совершающийся легко, без помех (свободные движения, свободное дыхание); 4) непринуждённый (слишком свободное поведение); 5) никем или ничем не занятый (свободное место); 6) просторный, не тесный (свободное платье, в комнате свободно); 7) не занятый работой, относящийся к досугу (свободное время); 8) книжн.: не имеющий чего-либо (свободен от недостатков); «свободен» – о том, кто может идти, кого не задерживают; наречие «свободно» - просто, легко, без помех; «свободный перевод» - не следующий строго за оригиналом. В толковом словаре Ушакова имеются дополнительные толкования [26]: не испытывающий принуждения извне, самостоятельный, располагающий собою по собственному усмотрению, имеющий право делать что-либо по своему усмотрению (чаще краткие формы), находящийся на свободе, не в заключении (чаще краткие формы), существующий отдельно (хим., свободный водород), не имеющий опоры, ни к чему не прикреплённый (свободно держаться в воздухе), не передающий движения другим частям механизма (колесо со свободным ходом), «свободная профессия» - профессия работника, живущего на гонорар, а не на заработную плату с места службы. В толковом словаре Ефремовой [7], кроме вышеперечисленных, находим такие значения, как суверенный; не находящийся в крепостной зависимости, рабстве; не связанный с кем-либо какими-либо отношениями; не оформленный юридически.

Согласно словарю А.П. Евгеньевой, синонимами [22, Т.2, стр. 400 – 403] слова «свобода» являются лексемы «независимый, вольный» в 1 значении слова «свободный» по Ожегову, при этом «независимый» указывает прежде всего на самостоятельность, а «вольный» употребляется в возвышенной речи. Также синонимами прилагательного «свободный» являются слова «вольный, привольный, раздольный (разг.), вольготный (прост.), которые можно соотнести с 3 значением существительного «свобода» по Ожегову и его синонимами «приволье, раздолье». Прилагательные «привольный, раздольный» указывают на отсутствие не только ограничений, но тревог и огорчений. Синоним «беспрепятственный» соотносим со 2 и 3 значением прилагательного «свободный» по Ожегову, «незанятый, пустой (разг.), праздный (разг.), досужий (устар.)» - с 7, «незанятый, пустой» - с 5, «просторный, широкий» - с 6 значением.

Также следует обратить внимание на сложные слова с корнями «свобод» и «воль», отмеченные в словаре А.П. Евгеньевой [22, Т.2, стр. 402 – 403]: «свободомыслие, вольномыслие» (свободный, независимый, критически направленный образ мыслей, противоречащий господствующим идеям); «своеволие, своенравие, самоволие, самовольство (разг.), своевольство (разг.), своевольничание (разг.), самовольничание (разг.)» (склонность поступать по своей прихоти, не считаясь с другими); «своевольный, своенравный, самовольный, самонравный (прост.), нравный (прост.)» (о человеке, который поступает по своей прихоти, не считаясь с другими). Согласно словарю синонимов ASIS В.НТришина [25] синонимами слова «свободный» можно считать 119 слов и выражений. Они отражают все отмеченные значения прилагательного «свободный». Хочется отметить синонимы «неженатый, фрилавный, холостой, холостяк, холостяцкий», которые имеют значение «не связанный узами брака с кем-либо», что может дополнить ЛСВ слова «свободный» «не связанный с кем-либо какими-либо отношениями», выделенный в толковом словаре Ефремовой [7].

Антонимами слова «свободный» могут выступать лексемы «угнетённый, подневольный [13], тесный, скованный, занятый, рабский» [19].

Обратимся к семантике глаголов «освободить» и «высвободить». Согласно толковому словарю С.И. Ожегова [20] слово «освободить» имеет следующие значения: 1) сделать свободным в 1, 5, 7 и 8 значениях; 2) изгнав захватчиков, вернуть себе, обратно; 3) избавить от чего-либо, дать возможность не делать что-либо; 4) уволить. Глагол «высвободить» значит «вынуть, освободить от чего-либо стесняющего» и «освободить, взяв откуда-либо (высвободить средства)». В словаре Ушакова [26] указывается также на значение «опорожнить, очистить» (глагол «освободить») и «помочь освободиться откуда-либо, разг.» (глагол «высвободить», а в толковом словаре Ефремовой [7] на значения «устранять то, что мешает движению» (глагол «освободить»).

По словарю А.П. Евгеньевой синонимами [22, Т.2, стр. 67] слова «освободить» являются лексемы «отпустить, выпустить» и «очистить, опростать (прост.), причём «выпустить» употребляется только тогда, когда имеется в виду освобождение из заключения, ловушки. Также указывается на такие слова, как «опорожнить», «избавить», «уволить». Электронная версия словаря синонимов предлагает следующие варианты: «отстранить, отчислить, устранить, сократить, вывести, снять, сместить» [21].

Антонимами слова «освободить» могут выступать следующие слова: «поработить, угнетать [13], захватить, закабалить, зачислить, принять» [21].

Таким образом, проведя лексикографический анализ слов-репрезентантов, мы можем говорить о понятийных признаках концепта «свобода» - независимость, отсутствие стеснений, но в то же время и ограничение. Получается, что свободным является тот человек, который может делать всё, что захочет, но в определённых рамках (недаром в русском семантическом пространстве «свобода» связана с концептами «власть», «демократия», «закон»). Итак, свободу можно считать парадоксальным понятием, ведь она не мыслится без наличия неких ограничений со стороны отдельных людей, общества, государства, норм морали, традиций.

Свобода мыслится как отсутствие ограничений для реализации определённых потребностей, как высоких, так и низменных, относящихся «к полному, необузданному произволу или самовольству» [4]. С одной стороны, «свободный» - это никем не угнетённый, не занятый, просторный, а с другой – праздный, бесцеремонный, бесконтрольный, самовольный: «Само слово «свобода» понимается большинством народа как синоним слова «беспорядок», как возможность безнаказанного совершения каких-то антиобщественных и опасных поступков» [3, стр. 240].

Свобода связана с понятием некоего обширного пространства, в пределах которого человек является «своим», без помех осуществляет желаемые действия и беспрепятственно передвигается. Нахождение в таком пространстве, естественно, вызывает приятные ощущения, счастье. Это хорошо отражено в таких синонимах и толкованиях, как «раздолье, приволье, лёгкий, непринуждённый, никем не занятый, просторный, относящийся к досугу». Сделанный нами вывод подтверждается также мнением лингвиста А. Вежбицкой, которая отметила следующую особенность концепта «свобода»: «во всех русских словарях слово свобода толкуется с упоминанием слов «стеснять» или «стеснение», производных от «тесно», как если бы свобода состояла, по сути своей, в «освобождении» из своего рода смирительной рубашки, материальной или психологической» [3, стр. 35]. Русский концепт «свобода» можно соотнести с образом распелёнатого младенца, который испытывает удовольствие от того, что может двигаться без всяких ограничений [6, стр. 166], то есть оказывается, по сути, в обширном пространстве. Идею связи обширного открытого пространства и счастья со «свободой» подтверждают и примеры частотной сочетаемости слова «свобода» [9]: «счастье, пространство, эйфория, восторг свободы; наслаждаться свободой».

А на открытом пространстве обычно много воздуха и света, есть простор для полёта птиц. Так проявляются образные признаки концепта. Свобода может быть метафорически осмыслена как воздух, ветер, свет, птица, крылья, полёт. Это доказывают примеры сочетаемости [9]: «запах, глоток, ветер, свет, дерево, солнце, аромат, крылья свободы, дышать свободой, пахнуть свободой».

Также свобода неразрывно связана с борьбой, она воспринимается как нечто желанное и священное: «жажда, факел свободы; бороться, сражаться, умереть за свободу; стремиться к свободе, рваться на свободу, мечтать о свободе; отстоять, защищать свою свободу, добиться свободы, дорожить своей свободой, на алтарь свободы [9]. Таким образом, говоря об оценочных признаках концепта, можно отметить, что свобода обладает высокой ценностью, воспринимается как нечто положительное.

Важно отметить то, что свобода может персонифицироваться («… свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут» А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд»). На возможность персонификации указывает и сочетаемость с глаголами в качестве субъекта [9]: «свобода пришла, пьянила, опьяняла». Не стоит забывать и знаменитую Статую Свободы «Свобода, озаряющая мир», расположенную в США и представляющую собой женщину как олицетворение свободы. На основании этого можно сделать вывод о функциональных признаках концепта – свобода приносит радость, полноценную, счастливую жизнь.

Часть 2. Концепт «свобода» в сознании современных подростков

Чтобы сделать выводы о том, как концепт «свобода» отражается в сознании современных подростков, мы провели свободный ассоциативный эксперимент по методике Ю.Н. Караулова [8] среди 119 обучающихся МБОУ «Лицей №24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина» Сергиево-Посадского городского округа Московской области в возрасте от 15 до 17 лет. В качестве стимулов респондентам были предложены само слово «свобода», его дериваты первой и второй ступеней, несколько смежных по смыслу слов, а также антонимы. Полученный ассоциативный словарик, состоящий из 28 ассоциативных полей, полностью приведен в приложении.

Сопоставив выявленные нами базовые, понятийные, функциональные, оценочные и образные признаки концепта «свобода» с ассоциациями подростков, мы приходим к следующим выводам.

Значения основных слов-репрезентантов концепта были представлены словами-реакциями в различной степени, при этом несколько ЛСВ не были отражены вовсе. Это «свобода» в своем философском аспекте как «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества» [20], «освободить» в значении «уволить» [20], «свободный» в значениях «существующий отдельно, не имеющий опоры, ни к чему не прикреплённый, не передающий движения другим частям механизма» [26], «не оформленный юридически» [7].

Прежде всего, свобода у подростков ассоциируется с «отсутствием стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-либо класса, всего общества или его членов [20], что доказывают следующие ассоциации. Свобода - слово (6), равенство (4), воля (3), независимость (2), страна (2), свобода действия, Энгельс, совесть, флаг, революция, Франц. революция, Навальный. Свободный – независимый (11), вольный (5), Россия (2), народ, гражданин, человек и власть. Освободить - Александр II (5). Освободить – людей, народ, общественность.

Следующим по популярности значением является «раздолье, простор, досуг» [7]. Приведём примеры ассоциаций. Свобода - поле (5), птица (4), дом (3), гулять (3), улица (3), ветер (2), крылья (2), безграничный простор (2), небо (2), природа, горы, отдых, бесконечность, раздолье. Свободный – выходные, незанятой, занят. Освободить – отпустить (9).

Также важными оказались значения «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» [20], «отсутствие рабства, крепостной зависимости и освобождение от неё» [7], что доказывают следующие слова-реакции. Свобода - тюрьма (6), рабство, заточение, плен. Свободный – раб. Освободить - спасти (8), выпустить (5), помочь (3), клетка (2), заложник (2), бездомные животные, выпустить по доброму пленника, плен, откинулся с зоны, крестьян.

Свобода воспринимается подростками и как «отсутствие каких-либо ограничений, стеснений» [20], «избавление от чего-либо стесняющего, связывающего» [7] (Свободный - орёл (2), полёт, ни от чего независящий, ничего несдерживаемый, необязанный, лёгкий, руки.); «лёгкость, естественность, непринуждённость, отсутствие натянутости в общении» [7] (Свободный – своенравный (2), раскрепощённый, простой, без комплексов. Освободить – раскрепоститься.); «излишняя непринуждённость, развязность» [7] (Свобода – убийство. Свободный – дикий, вне закона, без ответственности.); «отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному желанию» [7] (Свободный – человек (11), бизнесмен, мальчик, без второй половины, мужик, не подчиняющийся, школьник, совершеннолетний, холостой, чувства, казак.).

Малопопулярными оказались такие значения, как «никем и ничем не занятый» [20] (Свобода – маршрутка. Свободный – открытый (2), касса. Освободить – сделать доступным); «просторный, не тесный» [20] (Свободный – просторный.); «не имеющий чего-либо» [20] (Свободный – от лишений, от оков.); «изгнав захватчиков, вернуть себе, обратно» [20] (Освободить - Европа (2), война.).

Таким образом, мы выявили базовые и понятийные признаки концепта «свобода» в сознании подростков, а теперь обратимся к образным и оценочным признакам. Следует отметить, что респондентами было предложено достаточно много метафорических реакций, которые полностью подтверждают наши выводы, сделанные в первой части исследования. Систематизируем их в следующей таблице.

Образный / оценочный признак

Ассоциативные реакции респондентов

(обширное) пространство

Свобода – мир (4), улица (3), безграничный простор (2), небо (2), природа, горы, бесконечность, раздолье.

Свободный – небо.

Высвободить – небо.

место, где человек является своим, родным

Свобода – дом (3).

счастье (приятные ощущения)

Свобода – счастье, рай, отдых, радость.

Свободный – счастливый (9), ура (2).

Освободить – радоваться, сделать счастливым, раскрепоститься.

Высвободить – сделать счастливым.

воздух

Свобода – свежий воздух.

Высвободить – воздух.

ветер

Свобода – ветер (2).

Свободный – ветер (2).

свет

Свобода – белый (2), <птица> белая.

птица

Свобода – птица (4), голубь (2), птица белая.

Свободный – орёл (2), птица.

Высвободить – птица (4), птенчик.

крылья

Свобода – крылья (2).

Освободить – крылья.

полёт

Свобода – полёт.

Свободный – летящий.

нечто желанное, необходимое, положительное, а также связанное с борьбой

Свобода - жизнь (21), мир (4), правда, мечта, жажда жизни.

Свободный – мечта, жизнь, мир.

Освободить – спасти (8), помочь (3), герой (2), рыцарь (2), помочь спасти, дать жизнь, излечить, победа, выпускной, простить, помощь, справедливость.

Высвободить – помочь (3), спаситель (3), спасти (3), герой.

Мы видим, что свобода представлена в образах привольного пространства, дома, воздуха, неба, ветра, света, летящей крылатой птицы и получает положительную оценку. Свобода – это жизнь, источник блага и счастья.

Однако встретились реакции, которые отражают парадоксальность свободы и говорят о том, что свободным не так-то легко и приятно быть, о том, что свобода немыслима без ограничений и может превратиться в анархию. Приведём примеры ассоциаций. Свобода – месть, выбор, ложь, не бывает, уже не та. Свободный – одинокий, вне закона, мёртвый, без ответственности. Освободить – разрушить, умереть. Высвободить – умереть, сломать рёбра. Подобные реакции немногочисленны, однако они есть.

Итак, при анализе ассоциативных полей становится ясным, что подростки состоянию свободы, несущей радость, чётко противопоставляют состояния рабства, угнетения, связанное с депрессией (свобода – тюрьма (6), рабство, заточение, плен). Обращает на себя внимание тот факт, что угнетение у многих ассоциируется со школой и взрослыми людьми, а освобождение – с совершеннолетием и непосещением уроков. Приведем пример соответствующих ассоциаций. Поработитель – родители (2), математичка (2), завуч, имена школьных учителей (2). Угнетение – школа (3), имена учителей (6). Угнетатель – завуч (2), имена учителей (9). Неволя – школа (4), лицей, урок. Освободитель – выпускной, 18-летие. Освободить – из школы, имена учителей (3), не ходить в школу, звонок. Независимость – совершенолетие (2), 18 лет (2), взрослые, универ, взрослая жизнь. Свободный – совершеннолетний. Высвободить – выпускной, окончание шк., школа. Тюрьма – школа (8).

Заключение

В заключении исследования подведем итоги нашей работы. Мы проанализировали внутреннюю форму и лексическое значение слов-репрезентантов концепта «свобода» на основании данных словарей различных типов, материалов интернет-проектов, посвященных корпусной лингвистике, и сделали выводы об отражении концепта «свобода» в русском языковом сознании.

Нами был проведён свободный ассоциативный эксперимент по методике Ю.Н. Караулова [8] среди 119 обучающихся МБОУ «Лицей №24» в возрасте от 15 до 17 лет, в ходе которого респондентам было предложено написать ассоциации к слову «свобода», его дериватам первой и второй ступеней, а также антонимам. Составленный ассоциативный словарик, включающий 28 ассоциативных полей, полностью приведен в приложении.

Мы сопоставили выявленные признаки концепта «свобода» с ассоциативными полями, полученными в ходе эксперимента, и сделали ряд интересных наблюдений над тем, как концепт «свобода» отражён в сознании современных подростков.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследования в области когнитивной лингвистики.

Список литературы

Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / под ред. В.П. Нерознака. – М., 1997. – С. 267 – 279.

Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999. (Электронная версия: http://www.gramota.ru)

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/351954, дата обращения: 11.01.2020.

Деева Н.В. Концепт «жизнь»: понятийная и символическая составляющие // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. Том 9, выпуск 2. Стр. 83 - 89.

Егорова О.С., Кириллова О.А. «Свобода» и «воля» как ключевые концепты русской культуры // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 4 – Том I (Гуманитарные науки). Стр. 161 – 167.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь, 2012 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk.html, дата обращения: январь 2020.

Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/124506-pall.html, дата обращения: декабрь 2020.

Карта слов и выражений русского языка [Электронный ресурс] / https://kartaslov.ru/, дата обращения: январь 2020.

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева — М.: Советская энциклопедия, 1990.

Лисицын А.Г. Анализ концепта «свобода – воля – вольность» в русском языке [Текст] : дис. … канд. филол. наук / А. Г. Лисицин. – М., 1995. – 259 с.

Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология/ Под ред. В.П. Нерознака. – М., 1997. – С. 280-287.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка /Под ред. Л. А. Новикова.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Рус. яз., 1984.—384 с.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие, 3-е изд, 2008. – 272 с.

Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс] / http://ruscorpora.ru/old/index.html, дата обращения: декабрь 2019.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Второе издание, исправленное и дополненное / Под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна. – М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. – 1418 с.

Петровых Н.М. Концепты воля и свобода в русском языковом сознании // Известия Уральского государственного университета. – 2002. - №24. – С.207-217.

Пименова М.В. Концепт надежда в русской языковой картине мира // Человек и его язык / Под ред. Е.А. Пименова, М.В. Пименовой. Кемерово: Графика, 2003. Вып.4. С. 47 – 67.

Словарь антонимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_antonyms/, дата обращения: 11.01.2020

«Словарь русского языка» (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, совместно с Н. Ю. Шведовой). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/, дата обращения: январь 2020.

Словарь синонимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/255090/%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C, дата обращения: январь 2020.

Словарь синонимов русского языка: в 2 томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 2003.

Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014. – 639 с.

Тришин В.Н. Мощь русского языка по данным синонимического словаря-справочника компьютерной оценочной системы ASIS (с исправлениями от 30.10.2017 года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/soft/a119/597862.html, дата обращения: 11.01.2020

Тришин В.Н. Большой русский словарь-справочник синонимов (близких по смыслу слов) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://trishin.net/, дата обращения: январь 2020

Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940. [Электронный ресурс]/Режимдоступа:https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/?f=0JHQntCc0JE%3D&t=0JLQktCV0KE%3D&nt=1147 , дата обращения: январь 2020

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. /Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. – 2-е издание. – М.: Прогресс, 1987.

Шулятиков И.С. Термин «концепт» в современной лингвистике //Вестник Вятского государственного университета, №12, 2015. С. 98 – 102.

Просмотров работы: 295