Имена собственные учащихся 5-11 классов нашей школы

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Имена собственные учащихся 5-11 классов нашей школы

Саможенова Н.С. 1
1МБОУ СОШ №14
Сайпирова Р.А. 1
1МБОУ СОШ №14
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Имя человеку даётся один раз, при рождении, сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Мне стало интересно, почему у людей разные имена, по какой причине меня назвали именно Натальей, что означает мое имя. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя. Мне захотелось узнать больше о своем имени и именах учащихся нашей школы. В классе, в котором я учусь очень интересные имена. Об этом говорят все, кто соприкасается со списком моего класса. Наталья, Розалия, Карина, Елизавета, Ирина, Лиана, Диляра, Софья – это имена девочек. Илья, Ильсур, Зуфар, Данила, Зураб, Ильнар – это имена мальчиков. Какие имена встречаются в других классах? Может быть, только в нашем такие «удивительные»? Я решила провести анализ имён обучающихся 1- 11-х классов на примере нашей школы и выяснить, какие имена были самыми популярными, в 2009-2019 годах, какие можно отнести к «редким». Знают ли ребята значения своих имен. Чем руководствовались родители, когда выбирали имя для своего новорожденного. Существенна ли разница в значениях имён арабского, латинского, греческого, персидского, древнееврейского происхождений. В этом заключается новизна моего исследования.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но редкий сможет объяснить его значение.

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Как могло случится, что мы не знаем сути и даже удивляемся зачастую самой мысли о том, что человеческое имя может ещё что-то значить, кроме того, что оно называет какого-либо конкретного человека .

Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа , который был их творцом.

Гипотеза: имя является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.

Актуальность:темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности  на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

Цель исследования:выяснить значение, происхождение и частотность употребления имен собственных учащихся 1 - 11 классов.

Задачи:

- познакомиться с литературой по данной теме;

- выяснить значение и происхождения имен собственных учащихся 1-11 классов;

- выявить наиболее популярные и редкие имена собственные среди мальчиков и девочек;

- проанализировать анкетные данные опроса детей и их родителей о выборе имени для их ребёнка.

Предмет исследования:

- имена учащихся 1-11 классов нашей школы.

Объект исследования:

- значение, происхождение и частотность употребления имен в 1 – 11 классах.

База исследования:

 -учащиеся 1 - 11 классов.

Методы исследований:

- работа с литературой;

- поиск информации в сети Интернет;

- анкетирование учащихся и их родителей.

Составление презентации

Планируемый результат: расширение знаний обучающихся о собственных именах.

2 Основная часть

Как на Руси давали имена

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имён своими корнями уходит в очень отдалённую эпоху и тесно связана с историей русского народа и его языка.

Около четырёх тысяч лет тому назад на равнинах, раскинувшихся между реками Одрой, Вислой и Днепром, жили племена славян.

Впоследствии, когда начался процесс объединения племён, славяне, жившие на востоке Европы, по Днепру, Волхову и верховьям Волги, положили начало русской народности.

Древнейшие памятники русской письменности относятся к 10-11 вв. С этого времени и начинается достоверная, научно обоснованная история русских имён.

В одних случаях человек характеризовался по какому-либо внешнему признаку, в других – по моральным качествам, по положению и в племени или в семье, по отношению к нему его родителей и сородичей, а иногда – по роду его занятий.

Вот несколько древних русских имён – характеристик:

- по внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш;

- по черте человеческого характера: Добр, Храбр, Горд, Молчан, Баян, Умник;

- по месту в семье: Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой;

- по профессии: Кожемяка, Селянин.

Впервые столкнувшись с такими именами, кое-кто может не поверить в их подлинность, скажет, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков, и каждое из них может быть документально подтверждено. А что касается того, что это – клички, прозвища, то с этим нельзя не согласиться, так как никакой разницы между прозвищем и именем в древней Руси не было.

1.2. Роль имени в жизни человека

Выбирая имя ребёнку, родители должны думать о его будущем, чтобы став взрослыми, их сын или дочь не испытывали стеснения перед людьми и обиды на родителей за легкомысленно придуманное, или слишком «оригинальное» имя.

Имён на свете много, хороших, разных. Каждый может выбрать по своему вкусу.

Русские народные имена несут в себе заряд бодрости и характеризуют людей с самых лучших сторон. Если проанализировать их именно с этой точки зрения, то можно обнаружить в перечне русских имён такие, которые:

А) говорят о силе людей, их энергии и жизнеспособности : Римма – «весёлая», «румяная»;

Б) напоминают о мужестве, зовут к счастью, славе и победе : Макар – «счастливчик», Виринея – «вестница победы»;

В) воспевают красоту человека, блеск и изящество его фигуру: Евграф – «красавец», Глафира – «изящная»;

Г) символизируют радость, любовь и свет: Лука – «ясный», «светлый», Манефа – «радостная», Филат – «любимый»;

Д) могут считаться синонимами таких замечательных понятий, как «мир», «душевная чистота», «благородство»: Агния – «чистая», Иринарх – «миротворец», Геннадий – «благородный человек»;

Е) говорят о строгости и властности их владельцев: Кирилл – «властный», Василиса – «царица», Регина – «правительница»;

Ж) заставляют верить в талантливость людей, в их ум и трудолюбие: Капитон – «умный», Муза – «талантливая», Егор – «землепашец».

Красота русских имён в их звучности, музыкальности . В этом отношении они могут успешно конкурировать с именами других народов.

Звуковая красота традиционных русских имён определяется тем, что в их составе много гласных и носовых согласных звуков. Возьмите, к примеру, имена Нина. Светлана, Никанор, Пантелеймон. Как легко они произносятся, как красиво они звучат! И все это потому, что в них много звуков а, о, е, и, м, н.

В других наших именах чаще попадаются другие согласные: р, с, п, т, но это не делает их хуже первых: в них чувствуется больше «крепости», «добротности», звуковой «упругости»: Пётр, Григорий, Маргарита, Филарет.

Однако в поисках звучных, красивых имён некоторые родители бросаются в сторону от главного пути: они ищут такие имена в языках западноевропейских народов, среди слов, имеющих отвлеченный характер и, что ещё хуже, - в научно-технических словарях. Это привело к тому, что из-за «звучной» оболочки некоторых имён стали выглядывать существа и понятия, не имеющие никакого отношения к человеческой личности. Мы об этом уже говорили, но хочется привести и покритиковать ещё несколько неудачных во многих отношениях имён.

Погоня за оригинальностью привела некоторых отцов и матерей к мысли о допустимости превращать имена их сыновей и дочерей в своеобразные семейные справочники, в которых можно найти заметки о событиях из их жизни. В результате появились имена: Кзета, означающее «крымское землетрясение», которое пришлось пережить родителям в год рождения дочери; Арта — от «артиллерия», род войск, в которых служил родитель; Желрода, увековечившая причастность отца к железнодорожному транспорту.

Разве это имена и тем более — русские? За такие имена дети никогда не скажет спасибо своим родителям. А есть и такие имена, за которые прямо-таки судить надо: Главсп - «главспирт».

Немногим лучше и такие имена, как Лирика, Идея, Эра, Электрон, Спутник, Ракета и даже Дифференциал. Ведь это же научные и технические термины! За ними не видно человека.

Выбирая имя ребёнку, родители обязаны подумать и о том, как оно звучит в домашней обстановке, в ласкательном варианте. Николай, например, звучит замечательно: Коля, Коленька, Колюнчик, Николушка. Имя Иван может превратиться во множество ласковых детских названий: Ваня, Ванечка, Ванюша, Иванушка, Ванчик и т.д. А что можно «выдавить» из такого имени как Трактор? Тракторок, Торик? Трактик? Или Идея: Дея? Деечка?

Мы, русские — богачи в области имён: их у на сотни. Выбирай любое. Всем хватит имён, хороших и разных. Русские имена отобраны народом на протяжении многих веков.

Чтобы не ходили по нашей земле под русскими фамилиями Железные дороги, Главспирты, Джоны и Чаны, стоит посмотреть по-новому на наши старые русские имена. Нельзя ли заставить их «сиять заново», как говорил поэт? Ведь, кроме благозвучия, в старинных русских именах заложен глубокий смысл. Только он, к сожалению, зачастую не всем известен.

Я думаю, что этот смысл заключается в том, что в этом есть большая мудрость и, соединяя через поколение одинаковые имена, мы до сих пор, как в седые времена, подтверждаем это родство душ.

Раздел 2. Влияние имени на характер человека

В народном сознании имена распределяются на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь, а если имя мученика ,-и жизнь сойдет на одно сплошное мучение. Обычно подчеркиванье в имени его царственности, нищелюбия и других качеств.

В житиях, прологах, в церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени.» По имени и житие» - стереотипная формула житий; По имени житие, а не имя по житию. Имя оценивается Церковью, а за нею и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия; как идея, а святой - как наилучший ее выразитель.

И все-таки имя-онтологически первое, а носитель его, хотя бы и святой,-второе; самому Господу, еще не зачавшемуся на земле, было предуготовано от вечности имя, принесенное Ангелом. Тем более-люди.

Я думаю, что имя полностью влияет на характер и даже на судьбу человека. Допустим, историческое имя Яков. От древности и до наших дней с ним, и в больших и в малых масштабах, связаны вихри, около имени Якова возникающие, столкновения, потрясения, коварства, заговоры; около этого имени кто-то попадается, нередко гибнет. Разумеется, таково имя Яков историческом масштабе; в личном же-оно не достигает этой грандиозности, но тем не менее определяет характер и поведение, ярко выраженные родоначальником всех Яковов-Праотцом Иаковом. Таким образом, можно сделать о том, что данное при рождении имя все же влияет на судьбу человека.

Раздел 3.Имена нашего класса в 1-11классах нашей школе

Арабские (мусульманские)

Древнегреческие

Латинские

Древнееврейские

Русские

Динар

Наиль

Ильсур

Расуль

Зуфар
Ильнар
Зураб

Рамиль

Ильдар

Батыр

Динислам

Арслан

Дилара

Зарина

Гульназ

Айгуль

Денис

Алексей

Кирилл

Арсен

Никита

Розалия

Софья

Ксения

Кира

Ника

Ирина

Константин

Роман

Максим

Наталья

Виктория

Валерия

Алина

Татьяна

Карина

Данила

Илья

Елизавета

Мария

Анна

Анастасия

Алёна

Вадим

Владимир

Славянские

Французские

Восточноевропейское

Древнеримское

Персидское

Милена

Ангелина

Радмир

Полина

Лиана

Юлия

Диана

Дарья

В процессе работы было проведено анкетирование в нашей школе. В анкетировании приняли участие 40 человек.

Результаты анкетирования.

Вопросы Да Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»? 35 5

Знаешь ли ты значение своего имени? 26 14

Знаешь ли ты происхождение своего имени? 11 29

Знаешь ли ты почему тебя назвали именно так? 15 25

В результате анкетирования я выяснила, что большинство учащихся в нашей школе не знают происхождения своего имени и дня именин, и почему их назвали именно так, как их зовут.

Самые популярные имена нашей школы за 2009-2019гг.

Девочки:

Розалия - 5

Карина - 4

Виктория - 4

Дарья - 3

Зарина - 3

Ксения - 3

Дилара -3

Мальчики:

Данила -6

Алексей - 4

Вадим - 3

Максим - 3

Ильдар - 3

Самые редкие имена нашей школы за 2009-2019гг.

Девочки:

Полина

Диана

Кира

Ника

Алёна

Лиана

Татьяна

Мальчики:

Зураб

Зуфар

Батыр

Константин

Динислам

Наиль

Расуль

Значения имён нашей школы.

Большинство знают значение своего имени. Остальные желают узнать о его значении.

Девочки:

Анна - «благодать», «милость божья», «миловидная», «симпатичная».

Анастасия-означает «возвращение к жизни», «воскресение», «воскресшая», «возрожденная», «бессмертная».

Ангелина- означает «ангельская» или «благая вестница».

Алёна- означает «факел», «сияющая», «солнечная».

Алина- означает «возвышенная», «благородная».

Айгуль- означает «лунный цветок».

Виктория- означает «победа»

Валерия- означает сильная, крепкая, здоровая, богатая.

Гульназ- «красота», «изящество», «миловидная».

Дарья- сильная, побеждающая.

Диана- это имя римской богини луны, «божественная».

Дилара- означает

«красивая», «влюбленная».

Елизавета- «Божья помощь», «почитающая Бога», «клятва Божья».

Зарина- означает «красота рассвета».

Ирина- означает «мир, покой».

Карина- «киль корабля», «вперед смотрящая»

Кира- означает «повелительница» или «госпожа».

Ксения - означает «чужестранка».

Лиана- означает «тонкая».

Мария- означает «горькая», «желанная», «безмятежная».

Милена- означает «милая».

Наталья- означает родная.

Ника- означает «победа».

Полина- самостоятельная.

Софья- означает мудрая.

Татьяна- означает «учредительница».

Юлия- означает «кудрявая», «пушистая».

Мальчики:

Алексей- означает «защитник».

Арслан- означает «лев».

Арсен- означает «мужественный».

Батыр- означает «герой»

Вадим- означает «обладающий славой».

Владимир- означает «владеть миром».

Данила- означает «Божий суд».

Денис- означает «принадлежащий богу Дионису».

Динислам- означает «покорность»

Динар- означает «дорогой», «ценный».

Зуфар- означает «победитель».

Зураб- означает «планеты Венера».

Ильдар- означает «обладатель государства».

Ильнар- означает «пламя Родины».

Ильсур- означает «трубящий о судном дне».

Илья- означает «крепость Господня».

Кирилл- означает «господин».

Константин- означает «постоянный».

Максим- означает «величайший».

Наиль- означает «достигающий успеха».

Рамиль- означает «чудесный», «волшебный».

Расуль- означает «посланник».

Радмир- означает «ратник».

Заключение.

Занимаясь исследованием, я узнала о значениях и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё. Это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след мы оставит наше имя в этом мире. Проведённое мной исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имя — это то, что даётся ребёнку с рождения, то с чем он идёт всю свою жизнь.

От имени вовсе не зависит какой у человека будет характер.

В нашем классе преобладают арабские, древнегреческие, латинские, французские имена.

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание, как взрослых, так и детей. Взрослые смогут серьезнее подойти к выбору имени для своего ребенка или внука. А дети много нового и интересного узнают о себе и своем имени, познакомятся с удивительной наукой,

ономастикой.

Копилка интересных сведений об именах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Список литературы.

А.А. Угрюмов «Русские имена» 1962г.

А.А. Бобров «Имя — судьба: книга для родителей и крёстных.» И 56 Сост., вступ. слово А. Боброва. - М.: Современный писатель, 1993- 240с.

Электронные ресурсы: https://kakzovut.ru https://kartaslov.ru

Просмотров работы: 75