«Способы создания образа главного героя в произведении В.П. Крапивина «Та сторона, где ветер»: лингвистический аспект»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Способы создания образа главного героя в произведении В.П. Крапивина «Та сторона, где ветер»: лингвистический аспект»

Федотов А.М. 1
1Гимназия № 2 "Квантор" г Коломна
Руденкова И.В. 1
1Гимназия №2 "Квантор" г. Коломна Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление

Владислава Крапивина, советского и российского писателя, автора около 250 рассказов, повестей, романов для детей и юношества называют парадоксом современной детской литературы. Он известен миллионам читателей, но его творчество практически не исследовано критиками и литературоведами. Я очень люблю книги этого писателя. Одной из первых, прочитанных мною, стала реалистическая повесть «Та сторона, где ветер». Меня поразила судьба главного героя Владика. Этот мальчик был слепой. Его жизнь складывалась непросто. И автору, мне кажется, было совсем непросто найти лингвистические средства для изображения такого необычного героя. Проблема создания образа Владика в повести Крапивина «Та сторона, где ветер» заинтересовала меня, и я решил провести исследование в этом направлении.

Объект исследования: текст повести В.П. Крапивина «Та сторона, где ветер».

Субъект исследования: лингвистические способы создания образа.

Актуальность моей работы состоит в следующем:

- теоретические знания, полученные в работе над темой, помогут мне лучше понимать языковые особенности других художественных произведений и подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;

- знакомство с индивидуальными особенностями языка писателя обогатит мой читательский опыт;

- изучение творчества В.П. Крапивина удовлетворит мой личный интерес, поскольку произведения автора малоизучены.

Цель работы: выявить лингвистические приемы, которые использует В. Крапивин для создания образа главного героя.

В соответствии с поставленной целью я определил для себя следующие задачи:

- познакомиться с биографией писателя;

- исследовать текст повести, для того чтобы выявить лингвистические приемы, которыми пользуется писатель для создания образа;

- изучить теоретические материалы по теме и подтвердить теоретические знания примерами из текста;

- выявить концепцию создания образа главного героя.

2. Биография писателя

Советский и российский писатель, автор около 250 рассказов, повестей, романов для детей и юношества Владислав Крапивин – парадокс современной детской литературы. Он известен миллионам читателей, но практически не исследован критиками и литературоведами.

Владислав Крапивин родился в Тюмени в 1938 году. Он был третьим ребенком в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Его детство пришлось на голодные военные и послевоенные годы. Несмотря на голод и суровые тюменские зимы, в целом у Крапивина было счастливое детство. Свободное время пролетало в увлекательных детских играх. В начале 1942 года отец Славы Крапивина получил повестку в армию. Война пощадила его, но не пощадила семью Крапивиных: Петр Федорович связал свою жизнь с другой женщиной в далекой Белоруссии. Этот горький семейный сюжет потом проявится в произведениях писателя. В отсутствие отца у Крапивина устанавливаются особо теплые отношения с матерью. Ежедневное счастье от возвращения мамы было таким сильным, что Крапивин перенес это особое чувство во многие свои тексты.

4 сентября 1945 года Слава идет в первый класс школы №19. Живой мальчик сразу начинает удивлять учителей своим чересчур неординарным подходом к знаниям. Слава много читал, а свой первый художественный текст — рассказ о пиратах «Остров приведения» — написал в неполные восемь. Текст маленький писатель создал за пять вечеров, написав его на старых газетах. Слава начинает писать стихи, и уже в третьем классе впервые печатается во всесоюзной «Пионерской правде» с своим стихотворением. Еще Крапивин рисует — и неплохо. В будущем Крапивин будет иногда сам рисовать иллюстрации к своим книгам.

Владислав Крапивин в 1956 году поступает на отделение журналистики факультета филологии Уральского государственного университета. Как начинающий литератор В. П. Крапивин, по его личному признанию, испытал большое влияние К. Г. Паустовского, изучал его творчество и даже был у него на похоронах. В октябре 1959 года «Вечерний Свердловск» публикует рассказ Крапивина «Восьмая звезда». Именно эту публикацию сам Владислав Петрович считает началом своего литературного пути — длинною уже более в 60 лет.

Жизнь Крапивина в тот период складывается из трех главных дел: журналистики, писательской работы и работы с детьми. В 1961 году Владислав Крапивин создает в городе Свердловске детский внешкольный отряд “Каравелла”, где ребята стали заниматься журналистикой, парусным делом, спортивным фехтованием и съемками фильмов. Владислав Петрович оставался его руководителем более 30-ти лет. В 1962 году выходит первая книга — сборник рассказов «Рейс «Ориона». Его печатают в «Урале» и «Уральском следопыте», о нем говорят, как о перспективном писателе-фантасте.

В 1964 году Владислав Крапивин женится на молодой учительнице Ирине Васильевне. Позднее Крапивин будет говорить о ней как о единственной женщине в своей жизни. В том же году Крапивин принят в члены Союза писателей СССР. К началу 1970-х Крапивин уже всесоюзная знаменитость. В 1970—1980 годы являлся членом редколлегий журналов «Пионер» и «Уральский следопыт». Крапивин делает поразительно быструю для молодого советского писателя карьеру: его произведения легко находят место в журналах, а книги выходят одна за другой. В 80-е выходят очередные «золотые» произведения Крапивина — «Журавленок и молнии», «Трое с площади Карронад». Владислав Петрович работает над масштабным романом «Острова и капитаны». В 1984 году Крапивин получает награду — орден Трудового Красного Знамени. У писателя много наград: орден Дружбы народов и Почета. Признан почетным гражданином Екатеринбурга, Свердловской области, Тюмени. Неоднократно получал литературные премии. С 2006 года присуждается ежегодная Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина. Председателем жюри является сам Владислав Крапивин. В 2007 году писатель избран профессором Тюменского государственного университета. На родине писателя в литературно-краеведческом центре открыт музей Владислава Крапивина с постоянной экспозицией «Славка с улицы Герцена», состоящей из вещей из жизни и творчества писателя.

3. О произведении

Повесть «Та сторона, где ветер» была написана в течение двух лет с 1964 по 1966 год. В этот период Крапивин пишет реалистические повести о мальчишках, мечтающих путешествовать, совершать подвиги. Героев для своих книг автор находит в жизни. Ребята из его отряда «Каравелла» становятся прообразами многих персонажей. В повести «Та сторона, где ветер» автор представляет необычного героя. Мальчик Владик - слепой, но сильный духом. Он борется со своим недугом и побеждает его.

4. Способы создания образа главного героя

Поскольку главный герой произведения – слепой мальчик, автор особенным образом создает его портрет.

Использование звуковой лексики

Лексика со значением звучания служит средством восприятия героем окружающего мира. Слепой человек воспринимает пространство вокруг себя через звук, поэтому в описании интерьера, состояний природы присутствует очень много звуковой лексики.

«Ночью грянул норд-вест. Он ударил так, что несколько шиферных плиток сорвались с крыши и застучали о деревянное крыльцо. Застонали расшатанные ворота. Потом, когда первая волна ветра ушла и он сделался ровнее, Владик услышал гудение проводов. Они дрожали в потоках воздуха, как басовые струны, и низкий звук их проникал сквозь шум ближних деревьев и беспорядочное, как перестрелка, хлопанье калиток».

«Владик еще слышал неостывший запах обуглившейся газеты, которой отец прикрывал лампу, когда сидел над чертежами».

«Владик нащупал упавшее на пол одеяло, натянул его до подбородка и стал медленно засыпать под шум тополей и гудение проводов. «Циклон с северо-запада», – подумал он сквозь дремоту. Сейчас он уже и без флюгера знал, с какой стороны пришел ветер».

«Так проходили два часа. Они все-таки кончались, несмотря на свою бесконечность, и Генка выходил на улицу, где в тополях и кленах посвистывал ветер августа».

«А ветер шумел и сейчас, качал в палисаднике ветки сирени».

«Его злило все: шуршание ветра, хлопанье форточки, дребезжащая музыка приемника. Генка прыгнул на пол. Со звоном закрыл форточку. Рванул штепсель. С кухни доносилось звяканье тарелок и погромыхиванье кастрюль: бабушка мыла посуду».

Использование цветовой лексики

Многое в окружающем мире воспринимается благодаря цвету и при его помощи. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно представить сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор. В культуре человечества цвет всегда имел важное значение, так как тесно связан с философским и эстетическим осмыслением мира.

Колоративная лексика – это группа слов, выражающая значение цвета. Под колоризмом мы понимаем языковую или речевую единицу, в состав которой входит корень, семантически или этимологически связанный с цветонаименованием. Лексика, обозначающая цвет, как описательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное или психофизиологическое значение.

Для создания образа Владика автор использует цвет, цветовую лексику. Мальчик не видит, а значит, весь его цветовой мир состоит из одной краски – черной. Писатель постоянно подчеркивает эту особенность,

«Темнота, словно стены черной палатки, вздрагивала под ветром. И вот наконец он пробил ее, рассыпав редкие оранжевые искры. Они выросли, превратились в яркие шары с пушистыми лучами и заплясали вокруг Владика, разрывая темноту на клочья. Так всегда начинался самый хороший сон».

«Генка с отвращением глянул в зеркало на дверце облезлого гардероба. Но лица не увидел. В отраженном солнечном окне рисовался только темный Генкин силуэт».

«Лишь через минуту Генка увидел в конце квартала маленькую, словно тушью нарисованную фигурку. Это подходил мальчишка.»

«Он был в черных тренировочных брюках, в черной футболке, темноволосый и тонкий».

В цветовой гамме образа Владика все меняется, когда мальчик начинает видеть. Автор включает в описания героя разнообразную цветовую гамму. В сознание Владика проникают свет и цвет, причем сначала описание наполняется светом, будто автор готовит нас к ярким краскам постепенно, а уже потом идет яркая цветовая лексика.

Использование световой лексики

Создавая художественные образы в произведениях, авторы используют разные средства изображения природы, героев, их состояния и чувств. Одним из таких средств является световая лексика. В отличие от цветовой световая лексика не обладает определенным цветовым оттенком. Это всегда только намек на цвет, который может варьироваться в рамках тона в зависимости от воображения писателя, вызывая создание яркого многокрасочного образа.

Давайте рассмотрим, как рисует автор образ Владика, когда тот после операции, уже зрячий, возвращается в город. Сначала он вводит свет.

«Сейчас у Владика весело блестели глаза. Лицо было темным от загара, и белки глаз выделялись особенно ярко. В уголках их прыгали точки солнца. Генка вдруг понял, почему говорят: глаза смеются (т. е. светятся)».

Далее Генка, друг Владика, произносит следующие слова:

«Я Владьку в черном запомнил. Весь он какой-то черный был. Не то, что сейчас».

Я думаю, автор делает это, чтобы подчеркнуть контраст между цветом и светом. И после чёрного в описании мальчика появляется яркий цвет.

«Сейчас на Владике были короткие синие штаны и удивительно пестрая рубашка навыпуск. Яркие пятна и клетки перемешивались на ней так, что в глазах мелькало».

«Они вышли на улицу, по которой полосой прошелся ливень. Асфальт был темно-фиолетовый, и в нем, опрокинувшись, стояли размытые отражения кленов (зеленый)».

«Желтый день… – вдруг сказал Владик.

Генка понял. Шла у берега неспокойная желтая вода, и солнце, уходя к западу, тоже рассеяло в небе янтарный свет».

«Такой туман… Как молоко. Говорят, такие туманы осенью бывают, а тут вдруг летом. И моря совсем не видать. Ну, как стена из ваты».

«Мы потом к причалу спустились, там «Адмирал Нахимов» стоял. Такая белая громадина. Вплотную, конечно, видно было. И воду видно. Темно-зеленая вода. Небо серое, а вода все равно темно-зеленая…»

4.4. Сравнения

Крапивин В.П. – мастерски использует сравнения для описания природы или состояния внутреннего мира героев. Сравнения играют важную роль в создании образа мальчишек, описании их чувств и переживаний.

Вот, например, как Владислав Петрович передает чувство стыда, которое испытывает Генка от неловко сказанной фразы:

«Генка почувствовал, будто кто-то крепкой рукой ухватил его за волосы и с размаху макнул лицом в крутой кипяток».

А вот Илькин заливистый смех автор описывает так:

«Услыхав этот рассказ, Илька даже стонать начал от хохота и, лежа в траве, так дрыгал ногами, будто ему сразу несколько человек щекотали живот холодными пальцами».

Какие же сравнения Крапивин использует, чтобы передать внутренний мир главного героя? Как ни странно, никаких. Только во второй части книги, посте того, как мальчик начинает видеть, в его речи появляются сравнения, описывающие природу, но они короткие, неразвернутые.

«Такой туман… Как молоко. Говорят, такие туманы осенью бывают, а тут вдруг летом. И моря совсем не видать. Ну, как стена из ваты».

Это не может быть случайностью. Отсутствием сравнений, относящихся к внутреннему миру главного героя автор как бы выделяет Владика среди его сверстников и усиливает эффект отчужденности и непонимания между слепым человеком и зрячими людьми. Еще одна причина отсутствия сравнений состоит в следующем. Ребенок, который не имеет практики видения мира не может мыслить яркими образами, а когда к Владику возвращается зрение, он, как младенец, учится постигать окружающий мир через цвет и свет. Его опыт крайне мал, поэтому и сравнения в речи мальчика состоят из одного или двух слов.

Таким образом мы видим, что отсутствие сравнений – это тоже способ, с помощью которого В. П. Крапивин раскрывает внутренний мир главного героя.

Проанализировав примеры из текста, мы видим, что цвет в основном передается через

- существительные (темнота)

-прилагательные: (темноволосый, синие, пестрая, желтый, янтарная, темно-фиолетовый);

-сравнения (словно тушью нарисованную, словно стены черной палатки);

- лексику, напрямую не называющую цвет (темный от загара (т. е. коричневый), как молоко (т. е. белый), как стена из ваты (белый);

Черный цвет во второй части книги появляется в резкой негативной форме. Это напоминание о слепоте, он символизирует теперь не образ героя, а скрытые страхи мальчика.

«Я черный цвет ненавижу. Тогда мне было все равно, а сейчас на черное смотреть не могу… Черное – как слепота». (стр.232)

Световая лексика выражается через

-глаголы (глаза блестели, белки выделялись, глаза смеются (т. е. светятся);

- наречия (особенно ярко, ясно);

- существительные (точки солнца).

В произведении Крапивина световая лексика выполняет переходную функцию от черноты к цвету. В описании героя после темноты сначала появляется свет, а только потом цвет.

Ярче всего в морфологическом и синтаксическом плане представлены звуки. Они выражаются через

- глаголы (ударил, застучали, застонали, дрожали, посвистывал, шумел, рванул);

- существительные (шум, перестрелка, хлопанье, гудение, звяканье, погромыхивание, шуршание, хлопанье);

- прилагательные (низкий);

- сравнительные обороты (как басовые струны);

- словосочетания, где оба слова выражают звук (низкий звук, проникал сквозь шум);

- развернутую метафору (слышал неостывший запах обуглившейся газеты).

Лексика со значением звучания неслучайно представлена наиболее разнообразно. Она служит средством восприятия окружающего мира слепым мальчиком, а для слепых звук и осязание являются проводником в «большую жизнь», основным средством восприятия действительности.

Заключение

Проанализировав текст повести В. Крапивина и выделив лингвистические элементы образа главного героя, можно определить основные языковые способы, которые использует автор для создания образа главного героя, сначала слепого, потом прозревающего мальчика:

- использование цветовой лексики;

- использование световой лексики;

- использование звуковой лексики;

- функция сравнений.

Таким образом, В. Крапивин, создавая образ главного героя, использует языковые приемы разных лингвистических уровней: словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического

Список литературы

Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 496 с.

Крапивин В. П. Та сторона, где ветер: / Владислав Крапивин – М.: Дет. Лит., 2015. – 377с.: ил. – (Школьная библиотека).

Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск; М., 1980.

Мишенькина Е. В. «Лексика со световым компонентом в русском и английском языках». Ярославский педагогический вестник/2012г. № 2. Том I (Гуманитарные науки).

Фрумкина Р. М. Психолингвистика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001г.- с. 64.

Просмотров работы: 1822