Тайна зашифрованных инициалов

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна зашифрованных инициалов

Плиева М.А. 1
1МБОУ «СОШ № 2 с. Ногир им. Х. Тотрова»
Засеева М.Х. 1
1МБОУ «СОШ № 2 с. Ногир им. Х. Тотрова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В научной работе цель достигается при

движении по неизведанным тропам.

Тезис софистов: «Не лезь в реку, пока

не научился плаванию» − в научной

работе не срабатывает.

Герш Будкер, советский учёный- физик

Коста Хетагуров… Его имя каждый осетин произносит с трепетом и восторгом. Стихи поэта слышим мы с раннего детства дома, в детском саду, в школе. Трудно перечислить имена всех ученых, исследователей творчества нашего национального гения. Большой интерес для исследования представляют люди, которые окружали поэта, с кем он общался, кто поддерживал дружбу с ним. Они упоминались в творчестве и в личной переписке Коста. Среди его знакомых и друзей были политики и художники, врачи и фотографы, журналисты и артисты. Многим из них он посвящал стихи.

Из всего многообразия посвящений мы возьмем два стихотворения: «А.Г.Б» и «А.Я.П.».

Итак, предметом моего исследования явилась небольшая часть творческого наследия великого Коста, но для этого мне потребовалось подобрать и изучить литературу о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова, используя собранный материал, подготовить доклад и вынести его на суд престижного Республиканского конкурса «Ступень в науку». Среди книг и статей о Коста Хетагурове особо хочется отметить хорошо иллюстрированную, вышедшую в год 150-летнего юбилея поэта книгу «Коста.Вы так мне дороги». Большую помощь оказала нам также книга, изданная в том же юбилейном, 2009-м, году в городе Цхинвал, - «Коста в жизни».В этих книгах собраны бесценные фотоматериалы, а также воспоминания о поэте его современников, оценка его творчества многими классиками литературы.

Цель работы, моего первого шага в научной деятельности проста: хочу, чтобы как можно больше людей, особенно подростков, узнали о нашем поэте, так как творчество его имеет огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения. Когда-то великий русский критик В.Г.Белинский сказал о произведениях А.С.Пушкина, что их непременно следует читать молодому поколению, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека». То же самое мы можем сказать без ложной скромности о нашем национальном поэте.

Этим можно обозначить и актуальность нашей работы.

Основная часть

Стихи Коста Хетагурова мы слышим с раннего детства дома, учим их в детском саду, в школе. «Осетинская лира» поэта является настольной книгой для всех осетин. Но не так давно мне попался томик стихов Коста, и я заметила, как много в книге стихов- посвящений. Я задалась целью узнать, кому посвятил автор эти строки, и обратилась за помощью к своему учителю русского языка и литературы Засеевой М. Х. Она любезно согласилась мне помочь.

Первое стихотворение, тайну зашифрованного адресата которого мы решили выяснить, − «А.Г.Б.».

Кто зашифрован под буквами «А.Г.Б»? В литературе о Коста адресат данного стихотворения расшифрован давно. Это Александр Григорьевич Бабич, владикавказский художник и журналист, друг К.Хетагурова. (Приложение №1. Александр Григорьевич Бабич).

Эту информацию о Бабиче можно найти почти во всех биографиях Коста. Но чтобы ближе познакомиться с человеком, который привлек внимание поэта, нам надо вспомнить некоторые события из жизни Коста Хетагурова.

Осенью 1885 года Коста приехал во Владикавказ. Позади − 4 года занятий в Академии Художеств Петербурга, общений с прекрасными педагогами и талантливой молодежью, горячие политические споры. Но он измучен голодом и болезнью и вынужден покинуть холодную столицу. Во Владикавказе у него появляются новые знакомые и друзья. Среди них Александр Григорьевич Бабич. Бабич занимается живописью и журналистикой, пишет заметки о театре и путевые очерки о Чечне. Но во Владикавказе сложилось мнение, что власти считают Бабича неблагонадежным.

В сентябре 1886 г. Ставропольская газета «Северный Кавказ» публикует сообщение о том, что во Владикавказе ее представителям является А.Г.Бабич. В последующие два года на страницах этой газеты появляются его очерки, рассказ и заметки. Особый интерес вызвали путевые очерки о Средней Азии, а также зарисовка о выставке, на которой демонстрировалась картина Коста «Святая Нина».(Приложение №2. Картина «Святая Нина»)

«Вошли два осетина. Остановились посреди комнаты, они как бы замерли, глаза их широко раскрылись, все в них выражало удивление, восторг… Долго любовались они картиной и также незаметно и тихо вышли, как пришли»,- писал Бабич в газете «Сев. Кавказ», 1887 г. за 31 декабря, №102.[1, с.88]

16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника великому русскому поэту М.Ю.Лермонтову в Пятигорске. У памятника появляется молодой горец в светлой черкеске с кинжалом на поясе. Дождавшись, когда смолкнет гул толпы, он поворачивается вполоборота к бронзовому изваянию поэта и говорит: «Великий, торжественный гений! Подрастающее поколение моей родины приветствует тебя, как друга и учителя, как путеводную звезду в своем движении к Храму искусств, наук и просвещения…» Потом, поглядев на вершины гор, которые протянулись по всему горизонту, продекламировал четыре строчки из своего нового стихотворения:

Торжествуй, дорогая отчизна моя,

И забудь вековые невзгоды,-

Воспарит сокровенная дума твоя -

Вот предвестник желанной свободы!

Это было первое публичное выступление Коста.

В его стихах звучал голос осетинской молодёжи. Его выступление было с восторгом воспринято прогрессивной общественностью и враждебно − местными властями.

Вернувшись во Владикавказ, Коста узнал новость: Бабич из города уехал. Но куда? Ответ на этот вопрос был дан газетой «Терские ведомости» 10 сентября.

Здесь было напечатано сообщение: «Определён в службу отставной поручик Александр Бабич полицейским приставом в город Моздок с 1 сентября». Как Коста воспринял отъезд Бабича? 17 декабря 1889 года в газете «Северный Кавказ» была опубликована статья «Владикавказ. Письмо другу Саше» за подписью «Скучающий житель», в которой он писал: «Прости, что до сих пор не ответил на твоё письмо, но мне нечего писать… Ты упрекаешь, что я забросил лиру, а ты разве не читал поучения в «Неделе»: «Пиши, брат, сам стихи, а я не хочу…»?

Через месяц, в январе 1890 году, Коста, находясь на излечении во Владикавказсколм госпитале, написал стихотворениеие «А.Г.Б.». [цит, с.144]

Выйдя из госпиталя, 22 февраля Коста публикует в газете «Северный Кавказ» «Великолепные куплеты для Владикавказа».

Спою вам куплеты

Сегодня, друзья, -

Все ваши секреты

Раскрою здесь я…

Я знаю, я зорко за вами следил;

Покайтесь, покайтесь, ведь пост наступил…

Вы, доктор, порою

Даёте рецепт

С научной брехнёю –

На совесть иль нет?..

Я знаю, я зорко за вами следил…

Ну, полно, не бойтесь, ведь я пошутил…

А вы, наш присяжный

Ведёте дела

Без мысли продажной,−

Всегда против зла?

Я знаю, я зорко за вами следил…

Ну, полно, простите, − ведь я пошутил.

И всё стихотворение каждой строкой дышит задором, блистает сатирическими находками.

22 марта в городском театре состоялся большой музыкально-литературный вечер, весь сбор от которого решено было передать в фонд помощи беднякам – переселенцам. Коста принимает активное участие в подготовке вечера. И сам читает стихи.

На следующий день, 23 марта, начальник Терской области дал поручение «зорко следить за деятельностью художника К.Хетагурова». Вскоре Коста был выслан из Владикавказа. Эта ссылка свидетельствует о том, что местное начальство хорошо было осведомлено о деятельности Коста. Конечно, поэт публиковал свои произведения под различным, − но он не мог сохранить тайну авторства.

Мы просмотрели жизненные страницы Коста за 5 лет, с 1885 до 1890 года, с момента приезда Коста во Владикавказ из Петербурга до высылки его из Владикавказа.

Что же получается? В течение нескольких лет дружили два человека. Некоторое время они даже жили под одной крышей, писали вместе статьи, ходили в театр. А потом одного их них отправили в ссылку, а другого назначили полицейским приставом. И случилось это в один промежуток времени. Да, может быть, и поэт ошибся в Бабиче.

Пушкин сказал о дружбе более полувека назад до Коста:

Что дружба? Лёгкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор?

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор?

Вероятно, нет человека, который хотя бы раз не ошибся в жизни. Однако, ошибки гениев всегда представляют особый интерес, в них обычно находят отражение явления большого общественного значения. Как бы то ни было, сохранилась фотография Коста, подаренная им семье Бабичей. Она подписана так: «Всегда дорогой и душевно уважаемой семье Бабича с предписанием помнить и не судить строго непутёвого, а, может быть, даже неисправимого, но глубоко любящего Коста».

Второе лицо, которому адресовал поэт стихотворные строки под шифром «А.Я.П.» - Анна Яковлевна Попова. Для Коста имя Анна стало роковым. Его носили сразу две женщины, в которых он в разные годы был безнадёжно влюблен. Две его музы: Анна Цаликова и Анна Попова. (Приложение №3 и №4 – фото)

Коста было 27 лет, когда он первый раз встретил Анну Попову на Александровском проспекте – темноволосую большеглазую гимназистку, красавицу из состоятельной семьи владикавказских армян. И потерял покой и сон. Но признаться ей в своих чувствах решился не сразу.

В начале мая 1887 года он забросил в окно комнаты возлюбленной акростих – будущее посвящение к поэме «Фатима», первые буквы строк которого складывались в страстный призыв: « Аня, иди за мной…». [цит, с.270]

Спустя много лет, в 1927, Анна Яковлевна Попова в своём дневнике «Воспоминания о давно минувшем, но вечном живом, о поэте Коста» напишет: «Коста в продолжение многих лет всё своё свободное время проводил в роще – бульваре, что против нашего дома». Он тогда был просто свободным художником. Коста в те годы ходил в синей блузке… Ну, совсем нигилист. Не будучи ещё знакомой, в 1886 году, 3 июня, от Коста получила письмо со вложенным посвящением «А.Я.П.» («Да, я уже стар…»). [цит, с.121] В этот раз в письме его было: «Прилагаемое к письму стихотворение прошу хранить до тех пор, пока Вы не захотите сгладить из своей памяти воспоминания о злосчастном знакомом незнакомце». [1.1, с.89]

Анне с её незаурядным умом хватило и одной встречи, чтобы понять, что она имеет дело с неординарной, яркой, интересной личностью, добрым, искренним, талантливым человеком, который душой болеет за свой народ, мечтает внести свою лепту в дело улучшения его тяжёлого положения.

Летели годы. Коста выслали из Владикавказа. Попова уезжала в Гори, Петербург, Тифлис. Они обменивались письмами. Поэт написал маслом портрет Анны.(Приложение №5)

Специалисты характеризуют этот портрет, как исполненный с большим мастерством, безупречным по рисунку и прекрасным по тёплому колориту. Хорошо известно также, что образ Анны Поповой Коста отразил в картине «Скорбящий ангел».(Приложение №6)

Известный советский искусствовед Е.А.Кацман доказывал, что икону «Спас Нерукотворный» Хетагуров писал с брата Анны Поповой. (Приложение №7 «Спас Нерукотворный»)

Встречалась Анна с поэтом и в последние годы жизни Коста во Владикавказе. Теперь он запросто приходил к Поповым, много и страстно говорил. Кстати, дом Поповых и поныне стоит рядом с Армяно-Григорианской церковью, тогда это была улица Купеческая, − ныне улица Чермена Баева 11. Тот самый «высокий барский дом», который украшают подъезд с гербом старинным, узорчатый балкон, стеклянный мезонин. Коста воспел этот дом в посвященном Анне стихотворении «Многоточия». [цит, с.122]

Я часто бываю в этом районе, и мне не трудно представить, как некогда из дома слышны были звуки рояля, а в ярко освященных окнах мелькала белоснежная черкеска Коста. Помимо житейских невзгод, изнурительной болезни, высылок у поэта бывали и радостные, светлые моменты в жизни.

В 1906 году Анна Попова выехала в Гори. 19 марта 1906 года в Георгиевском-Осетинском умер Коста Хетагуров. Он любил Анну, а она не смогла ответить ему взаимностью. Попова вспоминала: «У нас было много общего, хорошего, незабвенного во взглядах и переживаниях. В наших задушевных беседах мы говорили много о сбыточном и несбыточном. Последнее касалось личной жизни, сложившейся у нас весьма печально благодаря предрассудкам тех времён». [2.1] В конце своей жизни Анна Попова призналась: «В знак нашей дружбы я никому не дала слово, ни с кем не связала свою жизнь и осталась с одинокой и скорбной разбитой душой».

Заключение

Две истории, рассказанные нам при расшифровке стихотворных строк Коста Хетагурова, приподнимают завесу, за которой открывается духовный мир поэта и людей, близких ему.

Когда-то Нафи Джусойты сказал, что в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа.

А ведь на самом деле, рассмотрев всего лишь два стихотворения из всего, что написал Коста, можно сделать вывод о Хетагурове – человеке, понять его нравственные принципы, вобравшие в себя народные представления о жизни, о человеке. Разве не является великодушным его отношение к Бабичу?! Другой, может быть, высказал бы слова подозрения «полицейскому чинуше». А Коста оставляет семье Бабичей свой фотопортрет с такой великодушной дарственной подписью, чтобы не было даже намёка с его стороны на обиду или подозрения в отношении Александра Бабича, которые в принципе могли возникнуть у него в душе, так как его недавний друг начал служить в полиции приставом. Тем самым, Коста учит нас следовать вечным законам добра, человеколюбия, уважения к окружающим.

А что касается любви… Поэт говорил: «Любовь – это тайна духа, выносить её на обсуждение не разрешается». Вся жизнь Коста, его стихи о любви учат постигать, что такое честь, благородство, достоинство. Почтительное отношение к женщине вынес поэт из национальных традиций и пронёс через всё творчество и через саму жизнь.

Подводя итог нашему небольшому исследованию, можно сказать о выводах, которые мы сделали для себя, словами поэта-гения:

Лучше скажи мне могучее слово,

Чем бы весь мир я сумел убедить,

Что в этом мире нет счастья другого,

Как бесконечно прощать и любить.

Список использованной литературы

1. Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов

1. Коста в жизни. – Цхинвал: Южная Алания, 2009.

2. Коста: Вы так мне дороги. – Владикавказ: Ир, 2009.

3. Кусов Г. Вокруг Коста. – Владикавказ: ИПП им.В.А.Гассиева, 2009

4.Мальцев С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия. – Владикавказ, 2005.

2. Ссылки на статьи из журналов и газет

1. Две Анны в жизни Коста. Анна Попова// Южная Осетия, 2010, 16 октября, с.7

2. Две Анны в судьбе поэта// Слово, 1999, 18 сентября.

Произведения Коста Хетагурова цитируются по: Константин Леванович Хетагуров. Избранное.− Орджоникидзе.: Издательство Ир, 1989−496 с.

Приложения

Приложение №1 − Бабич А.Г.

Приложение №2 – «Святая Нина»

Приложение №3 – Анна Цаликова

Приложение №4 – Анна Попова

Приложение №5 – портрет Анны Поповой

Приложение №6 – «Скорбящий ангел»

Приложение №7 – икона «Спас Нерукотворный»

Просмотров работы: 76