Сохранение традиций и обычаев празднования православных праздников (на примере художественных произведений и деятельности храма в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сохранение традиций и обычаев празднования православных праздников (на примере художественных произведений и деятельности храма в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района)

Царегородцева А.М. 1
1МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Эргардт О.Р. 1Дудукало С.В. 1
1МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Христианство, как и другая религия, богата на различные обряды, традиции и празднества. Узнавать об этих обычаях и традициях невероятно увлекательно и интересно. Православные христианские праздники — это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых. Православные праздники занимали важное место в жизни народа, и во все времена основные праздники приурочивались к циклам природы, к началу и к концу полевых работ. Праздничными обрядами сопровождались наступление весны, первая пахота, сбор урожая. И в православном церковном календаре можно найти отголоски древних землевладельческих обрядов.

Каждый христианский праздник связан с библейской легендой. Верующие люди, участвуя в праздниках, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких. В произведения многих русских писателей описывается празднование православных праздников. Авторы знакомят нас с традициями и обычаями дореволюционной России.
   Общий аспект проблемы нашего исследования заключается в поиске ответа на вопрос, поддерживают ли семьи православных христиан традиции и обычаи проведения православных праздников своих предков.

Цель исследования: изучить особенности традиций и обычаев празднования православных праздников на примере художественных произведений и деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района и провести сравнительный анализ.

Объект исследования: традиции и обычаи празднования православных праздников в России на примере художественных произведений и деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Предмет исследования: особенности празднования православных праздников в России на примере художественных произведений и деятельности храма  в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

База исследования: МБОУ «Солнечная СОШ №1»,храм в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: если изучить традиции и обычаи празднования православных праздников, то можно увидеть, что традиции и обычаи в нашем храме и в православных семьях чтутся и соблюдаются.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

- провести анкетирование;

- изучить литературу по теме из словарей и православной энциклопедии;

- изучить традиции и обычаи православных праздников;

- прочитать рассказы, в которых описывается празднование православных праздников;

- проанализировать прочитанные рассказы;

- изучить, как празднуют православные праздники в наше время (на примере деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района);

- доказать, что традиции и обычаипразднования православных праздников сохранились и продолжаются в современной России;

- провести мастер-класс для учащихся школы по изготовлению куклы-оберега «Рождественский Ангел»;

- сделать выводы.

Методы исследования:

1). Литературоведческий анализ следующих произведений:

- Шмелёв И.С. «Лето Господне»; - Засодимский П.В. «В метель и вьюгу»

- Никифоров- Волгин В. А. Рассказы и другие.

2). Поисковый (изучение информации по выбранной теме с последующей её обработкой, а также её осмысление, обобщение и сравнение).

3). Метод выборки.

Новизна исследования состоит в том, что нами проведён не только анализ традиций и обычаев празднования православных праздников на примере художественных произведений, но и выделены сравнительные особенности празднования православных праздников в деятельности храма в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиций и обычаев празднования православных праздников формирует представление о праздновании православных праздников в нашей стране, о семейных традициях, способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала и сохранению традиций и обычаев нашего народа.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание исследования

Мы празднуем огромное количество праздников: личных, государственных, церковных. Но более почитаемые праздники у русского народа – это православные праздники. Многие скажут, что так принято, так делают все, но за всем этим многообразием просматривается исконно-русская культура, почитаются и передаются из поколения в поколение наши православные праздники и обычаи.

В своём проекте мы остановимся на нескольких православных праздниках, а также сравним, как описывается празднование православных праздников в художественной литературе и как проводятся эти праздники в храме в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Нами было прочитано 9 художественных произведений:

1. Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на ёлке».

2. Засодимский П.В. «В метель и вьюгу».

3.Лукашевич К.В. «Рождественский праздник».

4. Никифоров- Волгин В. А. Весна православная.

5. Победоносцев К. П. «Рождество Христово».

6. Черный С. «Рождественский ангел».

7.Чехов А.П. «Ванька».

8. Шмелев И. С. «Рождество».

9.Шмелёв И.С. «Лето Господне».

1.1Понятия православных праздников

В нашей работе мы изучали следующие понятия:

-Православный праздник

-Рождество

-Святки

-Масленица

Для этого мы обратились к различным энциклопедиям и словарям.

Православный праздник

Словарь С.И. Ожегова - Православный праздник - день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. [6]

Словарь Т.Ф. Ефремовой - Пра́здник - день или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). [2]

Словарь Д.Н. Ушакова - Праздник в религиозном обиходе - день или несколько дней подряд, посвященных памяти какого-нибудь религиозного исторического или легендарного события или святого. [8]

Свободная энциклопедия – Правосла́вные пра́здники - общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий.[9]

Рождество

Словарь С.И. Ожегова - Рождество - один  из христианских (у православных - один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря /7 января). [6]

Словарь Т.Ф. Ефремовой - Рождество́ - один из главных христианских церковных праздников, установленный - согласно церковному вероучению – в честь рождения Иисуса Христа (отмечающийся православными верующими 25 декабря по старому стилю или 7 января – по новому, а остальными верующими – 25 декабря).[2]

Словарь Д.Н. Ушакова - Рождество - рождение, день 25 декабря, церковный христианский праздник рождения Христа. [8]

Свободная энциклопедия - Рождество - один из христианских (у православных - один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/ 7 января). [9]

Святки

Словарь С.И. Ожегова - Святки в православии: праздничные дни между Рождеством и Крещением. [6]

Словарь Т.Ф.ЕфремовойСвя́тки - дни, связанные с празднованием православными Рождества и Крещения и сопровождающиеся гаданием, пением колядок, переодеванием и т.п. [2]

Словарь Д.Н. Ушакова – Святки в церковном быту - праздничное время от дня рождества до крещенья. [8]

Свободная энциклопедия - 12 дней - с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января. Установлены христианской церковью в память мифического рождения и крещения Христа. [9]

Масленица

Словарь С.И. Ожегова - Масленица - старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. [6]

Словарь Т.Ф.Ефремовой- Ма́сленица весенний – приуроченный христианской церковью к сырной неделе перед Великим постом – праздник проводов зимы, с которым у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения. [2]

Словарь Д.Н. Ушакова - Ма́сленица - земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианами к неделе перед великим постом, во время которого пеклись блины и устраивались различные увеселения. [8]

Свободная энциклопедия - Масленая неделя, сырная неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. [9]

1.1. Традиции и обычаи православных праздников

Рождество

Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, который всегда отмечался с особым благоговением, красивыми обрядами и традициями. Рождество с 1991 года в странах бывшего СССР вновь является официальным праздником. 7 января считается официальным выходным днем, а церковь и правительство делает все, чтобы возродить дореволюционные традиции и обряды празднования Рождества.

Что касается дореволюционных традиций, то праздновать Рождество на Руси стали со времен крещения князя Владимира в конце Х века. Традиции и обычаи этого праздника формировались веками. Если учесть, что христианские общины были еще в древнем Киеве, то историки полагают, что празднование Рождества может иметь и более древнюю историю.

Традиции и обычаи Рождества в России очень разные, некоторые пришли от разных народов. К примеру, в начале XVIII века из Польши в России проникла традиция вертепного театра. Со сцен с помощью кукол разыгрывались специальные рождественские представления. Кстати, традиции празднования рождества не всегда были связаны с новогодней елкой. Такая традиция, ставить украшенные ели на площадях города и дома укоренилась в России, Украине только в конце XIX века, а только в начале XX века приносить подарки под Рождество русским детям начал аналог западного Санта-Клауса – Дед Мороз.

Еще одна традиция перед Рождеством-это наведение генеральной уборки дома: выметают пыль из углов, стирают занавески, т. е. очищают свое жилище перед светлым праздником. В старину мужчины чинили сани, дом, крышу, в общем находили себе дело. Перед Рождеством люди ездили на ярмарку, чтобы купить обновки себе и близким.  Обновляли посуду, колотую и треснутую выбрасывали. Подготовиться к празднику нужно было всей семьей. [7]

Обязательными блюдами на Рождественский сочельник были сочиво (кутья), т. е. вареная крупа с медом, и взвары из сушеных плодов и ягод. Остальные постные блюда (как правило, двенадцать) раньше принято было подавать в холодном виде. 
В этот день дети допоздна не спят и сидят за столом вместе со взрослыми. В ожидании звезды все вместе читают вечернюю молитву, старшие рассказывают детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. В конце застолья в Сочельник (прекрасная традиция!) все члены семьи обмениваются приготовленными заранее подарками. А дети еще несколько столетий тому назад знали, что под Рождество старый Святой Николай (Николай Чудотворец) принесет каждому ребенку подарок. Заканчивается Рождественская ночь и наступает долгожданный праздник. [14]
Святки
По православным традициям, Святки (или Святцы) – святые дни примирения. Праздник этот древний. Уже в уставе VI века – его написал преподобный Савва Освященный – говорится, что в дни Святок не полагается класть поклоны и венчаться. Второй Туронский Собор 567 года объявил все дни от Рождества и до Богоявления праздничными. В первые дни праздника было принято посещать друзей, родных, близких – всех тех, кто дорог, и дарить подарки в память о дарах, принесённых Христу волхвами. От Рождества до Крещенского сочельника (с 8 по 18 января) длятся праздничные дни - Святки. Веселое и радостное это время! Катание на тройках, санках, праздничные угощения гостей, посещение близких и дальних родственников, святочные гадания, карнавальные шествия, маскарады, ряженые...

Часто Святки ассоциируются только со святочными гаданиями. Действительно, до революции многие гадали: на кофейной гуще, на картах, на капусте, по гребню (оставляли на видном месте гребень и смотрели: кто первый оставит на нём волосы (причёсываясь), тот и жених будет). Но это, скорее пережиток язычества, чем православная традиция. Церковью гадания во все времена осуждались как колдовство и вступление в союз со злыми духами. И в народе, и в литературе сохранились истинно православные обычаи.

В Рождественские праздники люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. В Святки всегда принято было творить добро: помогать больным и сиротам, раздавать милостыню, делать подарки старикам, узникам, ибо Рождество — это праздник ожидания чуда, время надежд, какой бы период своей жизни в это время ни пережинал человек. [15]

Масленица

В христианстве Масленица — это неделя, предшествующая Великому посту, и начинается за 8 недель до Пасхи. Она была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «Сырной, или Мясопустной» седмицы (недели). В Сырную неделю можно есть сыр, масло, сметану, творог, яйца — все, кроме мяса. Это помогает сделать плавный переход от мясоеда к наступающему Великому посту. В праздничные дни в большом количестве готовили мучные блюда: блины, оладьи, блинчики, а также пироги и пирожки с творогом, яйцами, рыбой и другими начинками. Ни одно масленичное застолье не обходится без блинов.

Масленица — действительно всенародный праздник — для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый, озорной, разухабистый, разгульный! Говорили: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду». На улицах все масленичные дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, развеселые процессии ряженых с соломенным чучелом Масленицы. 
В Прощеное воскресенье веселье стихало — на следующее утро начинался Великий пост. В преддверии его, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение: младшие у старших, дети у родителей, бедные у богатых, богатые у бедных, священники у прихожан. «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою», — говорили по обыкновению друг другу. И все вольно или невольно нанесенные обиды и оскорбления в этот день принято прощать.[16]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В практической части нашего исследования нам предстояло решить следующие задачи:

1. Провести анкетирование.

2. Прочитать 9 художественных произведений и проанализировать в этих произведениях традиции и обычаи празднования православных праздников.

3. Изучить празднование православных праздников в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

4. Сделать выводы.

2.1 Анкетирование

Нами была разработана анкета для обучающихся 5-6 классов МБОУ «Солнечная СОШ №1». «Что мы знаем о православных праздниках, традициях и обычаях их празднования?». Анкета состояла из 10 вопросов. Данное анкетирование было проведено с целью сбора информации о праздновании православных праздников в современном обществе.

В анкетировании принимало участие - 27 учащихся 6 А класса.

Анализ результатов анкетирования показал, что из учащихся 6 А класса, на вопросы:

- «Какие православные праздники празднуют в вашей семье?» - ответили 21 учащийся.

- «Что вы знаете о Рождестве?» - правильно ответили: 19 человек.

- «Что Вы знаете о Святках?» - правильно ответили: 12 человек.

- «Что Вы знаете о Масленице?» - правильно ответили: 21 человек

- «Празднуете ли вы Рождество, Святки, Масленицу?» - ответили: «да» 17 человек.

- «На какой праздник уместнее всего дарить подарки и открытки?» - правильно ответили: 20 человек.

- «Ходите ли вы в церковь во время православных праздников?» – ответили: «да» 12 человек.

- «Наряжаете ли вы на Рождество ёлку?» - ответили «да» 27 человек.

- «Знаете ли вы историю празднования православных праздников?» - правильно ответили: 3 человека.

- «Гадаете ли вы на Святки?» - ответили «да» 2 человека.

Вывод: результаты данного этапа исследования показали, что православные праздники являются значимыми праздниками для большинства учащихся 6 А класса. В дальнейшем планирую провести анкетирование в 5-6 классах нашей школы.

2.2. Рождество в творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне»

Рождество. Снежная морозная зима. Наступает Рождество. Для того чтобы "славить Христа", в доме появляется сапожник вместе с мальчишками. Они разыгрывают небольшое представление про царя Ирода. Затем приходят нищие, которым подают в честь праздника. Как всегда, для всех убогих устраивается обед. Ване всегда интересно наблюдать за различными диковинными людьми.

Настоящее Рождество – дома, где колядуют и из окна светится Вифлеемская звезда.[10] Люди заходят в дом, на праздник, и все – словно другие, радостные, счастливые. Да и не только люди у Шмелёва – счастливые. В воображении маленького Вани (героя «Лета Господня» и «Богомолья») встаёт картина: около яслей овцы, коровы, голуби взлетают… Чувствует это и их цепной пёс Бушуй. «Крикнешь в конуру: «Бушуйка!» Цепью загремит, проснётся, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руки, будто да, Рождество. И на душе тепло от счастья». [12], [13]

Вывод. У Шмелёва Рождество, как и все православные праздники, словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным. Под пером Шмелёва возникают картины навсегда ушедшего быта о том, как справляли Рождество в дореволюционной России.

2.3. Святки в произведении Павла Владимировича Засодимского

«В метель и вьюгу»

Произведение «В метель и вьюгу» было опубликовано в 1888 году в сборнике П.В. Засодимского (Вологдина) и имело подзаголовок «Святочный рассказ».

Действие происходит именно в ночь на 25 декабря. В Рождество, когда маленькая, худая, бедно одетая девочка в снежную вьюгу бредёт пошатываясь и спотыкаясь, боясь вернуться в хозяйский дом, так как потеряла деньги. Девочка от порыва ветра потеряла деньги, данные ей на свечку, просит помощи, но никто её не слышит. Все готовятся к Рождеству. Её спасает рабочий, который бродит по улице от одиночества и горя, он год назад потерял любимого брата, надеясь первого встречного бедняка привести к себе на ёлку, в память о брате. Полузамёрзшую девочку он воспринимает как подарок судьбы. Таким образом, встреча с девочкой становится и для Ивана Пичугина чудом, рождественским подарком. Иван Пичугин дарит девочке заботу, внимание, тепло своей души и сам становится счастливее. Ёлка, недавно напоминающая ему о брате, становится символом праздника и надежд на будущее. Рассказ заканчивается счастливым финалом – это пробуждает веру людей в то, что красота, добро, забота о ближнем должны быть смыслом жизни человека. [3]

Вывод. Мы видим, что рассказ «В метель и вьюгу» приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества - Святок до Крещения. Это добрая история о простых, работящих и очень искренних людях, верящих и почитающих православные праздники.

2.4. Масленица в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина

Рассказ Никифорова-Волгина про Масленицу и начинается с воспоминания о прошедших праздниках: «Прошла Ефимия Великая, апостол Тимофей полузимник, за ними три вселенских святителя…Догорали восковые свечи Сретения Господня». Ещё задолго до Масленицы люди начинают думать о ней, хотя ещё «по ночам метель воет, морозы стоят словно медные». [5]

Ведь это – не просто праздник, а неделя заговения, предшественница Великого поста! «С Мытаревой недели в доме началась подготовка к Великому посту. Перед иконами затеплили лампаду… по средам и пятницам не ели мясного… перед обедом и ужином молились в землю».

В рассказе Никифорова-Волгина отразился ещё один православный обычай – петь покаянные песни. Они напоминают о том, что надо спасать. И праздновали весело, с чистой душой. А в деревне, где все обычаи держатся дольше, Масленицу праздновали по-старинному: каждый день имел своё название, пели песни, «сотканные из звёзд и ржаных колосков». [5]

И хотя богатые ели блины дорогие, с икрой, ходили на представления, у Никифорова-Волгина Масленица – праздник для всех. Особенно ярко это видно, когда на Масленицу нищим подают блины (был даже такой «убогий блин») – пусть и в их тяжёлую жизнь заглянет Масленица.

Вывод. Масленица – праздник старинный, уходящий корнями в незапамятные времена. Сейчас Масленицу празднует вся страна, вне зависимости от веры – праздник стал народным. Однако до революции, когда православие было распространено широко, справляли Масленицу по православной традиции, это был религиозный праздник. Особенно это отразилось в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина.

2.5. Православные праздники в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района

Храм построен в 2011 году. При храме есть воскресная школа, которую я посещаю уже 5 лет. В воскресной школе мы изучаем Закон Божий. Педагоги воскресной школыпрививают нам основные нравственные ценности. Учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к ближним и родному Отечеству.
Мы знакомимся с традициями и обрядами празднования православных праздников. Проводим их ежегодно. На эти праздники собираются не только дети из воскресной школы, но и все жители посёлка. (Приложение 1). 

Празднование Рождества-Рождественское Богослужение

Ночью с 6-го на 7-е число во всех православных церквях и храмах свершаются торжественные рождественские Богослужения. В нашем храме тоже прошло это торжественное Богослужение. Храм был украшен живыми елями и еловыми ветками. (Приложение 2). 

Праздник Рождества Христова в воскресной школе

7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, воскресная школа прихода храма в честь святого благоверного князя Александра Невского п. Солнечный Сургутского района организовала праздничный концерт для детей и наших родителей.

Мероприятие проходило в зале КСК «Солнечный». Мы представили театрализованную постановку «Рождественский сочельник», а также исполнили песни и хореографические постановки. После концерта с нами провели игровую программу артисты театральной студии «Пилигрим». Все дети активно участвовали в хороводе, играли со Снегурочкой, рассказывали стихи и получили Рождественские подарки. Гостями праздника были воспитанники КОУ «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и ребята из КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа № 2». А также на праздник пришли дети из многодетных семей и жители посёлка. С праздником Рождества Христова нас и гостей поздравил настоятель храма иерей Глеб Перфилов. (Приложение 3). 

Рождественский Ангел и Рождественский вертеп на территории храма

Есть ещё одна интересная традиция: кукольный театр, или маленький вертеп, в котором представляли сцены Рождества. В храме в честь святого благоверного князя Александра Невского есть вертеп из дерева, его под Рождество устанавливают в снег и украшают целыми ворохами еловых ветвей, волхвами, иконами с изображением святых родителей, яслями с младенцем, животными, ставят подсвечник для зажигания свечей.

А фигура Ангела Хранителя возвещает о рождении Христа. (Приложение 4)

В нашей школе среди учащихся проводился мастер – класс: кукла-оберег «Рождественский Ангел». Непременной рождественской куклой был ангел. Рождественский ангел обязательно присутствовал в вертепе. Ведь ангелы своими песнями и трубами возвестили в рождественскую ночь, что на земле родился  Иисус Христос. Слово ангел в переводе с греческого означает вестник. Вот и дети воскресной школы изготавливали куклу-ангелочка и дарили своим родным и близким.
Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани. Для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер где-то 20см х 20см. В идеале, народная кукла изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки. Замечательна эта кукла простотой, быстротой изготовления, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична. (Приложение 5)

Ещё одной ежегодной традицией среди учащихся нашей школы является проведение конкурса вертепов, сделанных своими руками. В котором мы с ребятами ежегодно принимаем участие. (Приложение 6)

Святки

Святки – это не пора гаданий и суеверий, а святые дни, как сказал Достоевский, «дни семейного сбора, дни милосердия и примирения».

Радостную весть о Рождении Богомладенца принесли в дома жителей п. Солнечный Христославы прихода храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Вместе с ребятами из приходской воскресной школы мы посетили многодетные семьи, пожилых людей, семьи с тяжело болящими детьми и других жителей поселения. Славословили Рождение Христа в тропаре и колядках. Детям дарили сладкие подарки. Не остались без угощения и колядующие. Надеемся, что у нас получилось оставить добрый след и тепло Рождественской звезды, указывающей путь ко Христу, в каждом сердце. (Приложение 7)

Масленица

18 февраля 2018 года, в прощенное воскресенье, (воспоминание Адамова изгнания), по совершении Божественной Литургии в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района, на территории прихода воскресная школа организовала проводы масленицы. Мы под руководством преподавателей провели игры и спортивные соревнования. Это были состязания между командами по перетягиванию каната, прыжки в мешках, перенос «блинов на сковороде». По окончании соревнований в воскресной школе, традиционно, состоялся чай с блинами. (Приложение 8)

Вывод. Православные праздники в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района всегда проходят с торжеством и песнопениями и соответствуют православному календарю. Жители нашего посёлка унаследовали от своих предков многие традиции, дошедшие до наших дней.

Заключение

Изучив традиции и обычаи православных праздников на примере рассказов, в которых описывается празднование православных праздников в дореволюционной России мы видим, что тема милосердия и добра в праздники проходит золотой нитью через творчество многих писателей (от Достоевского до современных авторов). Скорее всего, это происходит потому, что милосердие для народа – от простых людей до самых творческих и талантливых людей - так естественно. Праздники играют в жизни человека важную роль. Но православные праздники – необычные. Люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел.

Все эти праздники сохранились с давних времён и до наших дней. Большинство людей поддерживают традиции и празднуют православные праздники.

Цель достигнута, задачи решены. Результаты данного исследования показали, что православные праздники являются значимыми праздниками для большинства людей.

Таким образом гипотеза исследования подтверждается. В результате исследования мы пришли к выводу, что семьи православных христиан поддерживают традиции и обычаи проведения православных праздников своих предков. И с каждым годом количество людей, с интересом относящихся к празднованию православных праздников возрастает. Из этого можно сделать вывод, что в Россию православные праздники возвращаются.

Список использованной литературы

1. Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на ёлке. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том XII. - М.: Правда, 1982 г.

2.Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка в 3 томах. Из.: АСТ, 2006 г.

3. Засодимский П.В. «В метель и вьюгу». Издание А. Ф. Девриена , 1888 г.

4.Лукашевич К.В. «Рождественский праздник». Изд.: «Приход храма Святого Духа сошествия», 2013 г.

5. Никифоров- Волгин В. А. Весна православная. Изд.: "Благословение", 2008 г.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд.: Мир и образование 2014 г.

7. Победоносцев К. П. «Рождество Христово». Изд.: Наука, 1996 г.

8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Изд.: Дом славянской книги, 2004 г.

9. Свободная энциклопедия – Википедия.

10.Черный С. «Рождественский ангел» - Изд.: Нигма, 2017 г.

11.Чехов А.П. «Ванька». Изд.: Нигма, 2015 г.

12. Шмелев И. С. «Рождество» - Изд.: «Приход храма Святого Духа сошествия», 2013 г.

13.Шмелёв И.С. «Лето Господне». М.: Московский рабочий, 1990 г.

14.https://schci.ru/Rojdestvo.html

15.adychef.ru/prazdniki/rozhdestvenskie-svyatki-istoriya-i-traditsii-prazdnika/

16.http://rosregistr.ru/raznoe/98737.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского

с.п. Солнечный Сургутского района

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Празднование Рождества-Рождественское Богослужение

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Праздник Рождества Христова в воскресной школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рождественский Ангел и Рождественский вертеп на территории храма

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Кукла-оберег «Рождественский Ангел»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конкурс Рождественских вертепов в школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Святки

(поздравление малоимущих и требующих особого ухода прихожан храма)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Масленица на территории храма

Просмотров работы: 573