Телескопическое и фотографическое изучение поверхности Луны

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Телескопическое и фотографическое изучение поверхности Луны

Павлова П.А. 1Рулькова А.Д. 1
1МОУ СШ № 105
Глазов С.Ю. 1Гадышева Н.С. 2
1ВГСПУ
2МОУ СШ № 105
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Луна богата силою внушенья,

Вокруг неё всегда витает тайна.

К. Бальмонт

Введение

Таинственный и постоянный спутник Земли, самый яркий объект после Солнца на земном небосклоне - Луна. Люди тысячелетиями наблюдают это ночное светило. Вначале наблюдения велись невооружённым глазом, затем в телескоп. Однако ни один, даже самый мощный наземный телескоп не позволяет детально разглядеть поверхность Луны. Это стало возможным только благодаря космическим полётам к Луне. Получены фотографические снимки лунного пейзажа, с помощью аппаратуры вблизи Луны и на самой её поверхности. Однако по вызываемым ощущениям непосредственные наблюдения в телескоп не заменит ни одна, даже самая лучшая фотография.

Мы проводили наблюдения Луны в школьный телескоп и обнаружили, что каждый день наблюдений лунная поверхность выглядит по-разному. День за днём из-за линии терминатора появляются очертания новых горных хребтов, лунных морей, новые кратеры. При этом возникает желание узнать, как называется, как выглядит наблюдаемая поверхность с близкого расстояния, какие космические аппараты и лунные экипажи здесь побывали.

Тема нашей проектно-исследовательской работы:«Телескопическое и фотографическое изучение поверхности Луны». Объект исследования – поверхность Луны. Предмет исследования– рельеф поверхности Луны на основе телескопического и фотографического методов изучения.

Проблема: при наблюдении Луны в школьный телескоп трудно определить, что за поверхность наблюдается в данный момент по линии терминатора – какие кратеры, горы, не только из-за плохого знания лунной поверхности, но и потому, что наш телескоп даёт зеркальное отображение.

Гипотеза: получив фотографии лунной поверхности во время наблюдений в телескоп, изучив изображение поверхности Луны по глобусу и карте, мы сможем найти на наших фотографиях наиболее интересные и исторически значимые элементы поверхности и описать их.

Цель исследования: - для организации проведения наблюдений Луны в телескоп учащимися в нашей школе, составить путеводитель по лунной поверхности. В путеводителе дать представление о рельефе поверхности Луны и его изучении космическими аппаратами и астронавтами.

Задачи исследования: 1) Изучить историю картографии лунной поверхности по результатам визуальных, телескопических, фотографических наземных и космических наблюдений Луны. 2) Изучить результаты исследований рельефа поверхности Луны наземными методами, космическими аппаратами и астронавтами. 3) Сравнить наблюдения лунной поверхности в школьный телескоп с наблюдениями в аналоги первых телескопов Галилея - бинокль и фотокамеру. 4) Получить фотографии поверхности Луны с помощью фотокамеры и телескопа. Отождествить участки поверхности Луны на фотографиях с изображением их на лунных картах и глобусе. 5) Составить описание рельефа отдельных элементов лунной поверхности, отображённой на снимках. 6) Результаты работы представить в виде путеводителя.

Используемое оборудование: лунный глобус, лунная карта, бинокль 8×30, зеркально-линзовый телескоп Levenhuk Skyline PRO 80 MAK, камеры: Canon Power Shot SX230 HS и NIKON D5200.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; наблюдения Луны в бинокль и подзорную трубу; телескопические наблюдения; фотографирование. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты нашей работы могут быть использованы при подготовке к проведению телескопических наблюдений Луны учащимися в нашей школе, на факультативных занятиях, а также на уроках астрономии.

Актуальность исследования: несмотря на то, что Луна изучена лучше других небесных тел, она хранит много тайн и загадок. Чтобы разгадать их, нужны систематические наблюдения и изучение Луны, начало которым, в нашей школе, положим мы своей работой.

Глава I. Как исторически менялись представления о поверхности Луны

1.1. Лунная поверхность в представлении философов древности.

Как показывает анализ литературы [2,4], Луна с древних времён привлекала внимание человека. В Ирландии были найдены наскальные рисунки, изображающие Луну. Этим рисункам пять тысяч лет.

Древние греки высказывали свои суждения в отношении природы деталей лунного диска. Так, древнегреческий философ Аристотель в IV веке до н.э. считал, что поверхность Луны зеркальная, а тёмные пятна на ней - это отражение земных морей и суши. Это мнение просуществовало до начала 17 века. Однако так считали не все, в трудах древнегреческих философов, живших в VI веке до н.э., Эпименида, Фалеса и Анаксагора, говорится о Луне как о «горной земле». Также философ-математик Пифагор и его последователи высказывали мысль о том, что Луна «во многом подобна Земле». А Демокрит, живший в V-IV веках до н.э. считал, что неровности поверхности Луны дают тени, что создаёт видимые различия на Луне.

Первые сохранившиеся качественно выполненные зарисовки Луны принадлежат Леонардо да Винчи (1505 – 1508 г). По рисункам можно судить, что Леонардо да Винчи никогда не видел Луны в телескоп, так как он изобразил только крупные моря на её поверхности. Кратеры и лучевые системы на зарисовках да Винчи отсутствуют. Предвосхищая результаты наблюдения Галилея о родственности структуры поверхности Земли и Луны, он говорил: «Земля-звезда почти подобная Луне» [10].

Историки не могут ещё с уверенностью сказать, где и когда впервые появилась зрительная труба. Узнав летом 1609 г. о существовании зрительной трубы, Галилей приобрёл трубу и усовершенствовал с трёхкратного до 32-кратного увеличения, и… впервые перед человеком открылся рельеф поверхности небесного тела так похожий на земной, но в то же время отличный от него. «Из наблюдений, неоднократно повторённых, - писал Галилей в «Звёздном вестнике» [7], - мы пришли к тому заключению, что поверхность Луны не гладкая и не ровная и не в совершенстве сферическая, как полагал в отношении её великий легион философов, а, напротив того, неровная, шероховатая, испещрённая углублениями и возвышенностями, наподобие поверхности Земли». Галилей впервые дал оценку высоты лунных гор близкую к современным оценкам и описал их кольцевую форму. Галилей понял, что тёмные пятна на Луне не являются настоящими морями, а представляют собой обширные безводные низины.

1.2. Фотографическое изучение Луны

Американским ученым Джоном Дрэпером в 1840 г. получен первый фотоснимок Луны с использованием двенадцатисантиметрового зеркального телескопа.

В 1881 году Пьер Жансен составил первый детальный «Фотографический атлас Луны». В 1896-1910 годах французские астрономы М. Леви и П. Пьюзе используя фотографии, полученные на Парижской обсерватории, издали большой атлас Луны. Позже Ликская обсерватория в США издала фотоальбом Луны. А в 1960 году Дж. Койпером (США) на основе фотографических изображений поверхности Луны, полученных на крупных телескопах разных астрономических обсерваторий, составлено несколько детальных атласов.

Новый этап в развитии картографии начался с запуском в нашей стране АМС для исследования Луны. Проанализировав источники [2], мы выяснили, что при помощи АМС «Луна-3» в 1959 году были получены первые фотографии невидимой с Земли обратной стороны Луны. В результате исследований этих фотографий в СССР был выпущен «Атлас обратной стороны Луны», где было отмечено около 4000 впервые обнаруженных образований.

В нашей школе сохранился лунный глобус 1961 года, на части поверхности которого отсутствует изображение рельефа Луны (приблизительно 25%). На нём надпись: «Глобус составлен по фотографиям, полученным автоматической межпланетной станцией 7 октября 1959 года и материалам Атласа обратной стороны Луны, Центральным научно-исследовательским институтом геодезии, аэросъёмки и картографии совместно с Государственным астрономическим институтом им. П.К. Штернберга. Видимая с Земли часть лунной поверхности воспроизведена по современным картам».

Позднее АМС «Зонд-3» (1965 г.) выполнила фотографирование районов обратной стороны Луны, не охваченных станцией «Луна-3».И в 1966 - 1967 годах в СССР были составлена первая в мире полная карта и полный глобус Луны.

В январе 1966 г. АМС «Луна 9», опустившись па лунную поверхность в районе Океана Бурь начала обзор лунного ландшафта и передачу изображений.

В 1966-1967 годах на окололунной орбите успешно отработали американские зонды «Lunar Orbiter 1-5» [11. Они передали на Землю среднемастштабные фотографии 99% лунной поверхности и крупномасштабные изображения отдельных её участков, что позволило создать новые атласы поверхности Луны.

В 2009 году NASA были запущены лунные орбитальные зонды – «Lunar Reconnaissance Orbiter» (LRO) и «Lunar Crater Observation and Sensing Satellite» (LCROSS) [5], предназначенные для сбора информации о лунной поверхности.

К сорокалетию полёта «Аполлона-11» АМС LRO выполнила специальное задание – была проведена съёмка районов посадок лунных модулей земных экспедиций.

1.3. Наши телескопические и фотографические наблюдения лунной поверхности

В ходе работы над проектом, мы захотели посмотреть на Луну глазами Галилея. Как известно, Галилей начал работу над созданием телескопа с подзорной трубы, дающей трёхкратное увеличение. Мы нашли бинокль с четырёхкратным увеличением, попытались рассмотреть с его помощью что-либо на Луне, и обнаружили, что бинокль даёт картинку мало чем отличающуюся от наблюдения невооружённым глазом. Если принять во внимание, что у Галилея были простые линзы, как в объективе, так и в окуляре, которые давали размытое и окрашенное на краях изображение, то становится ясным, что в свою голландскую подзорную трубу с 3-х кратным увеличением рассмотреть что-либо на Луне Галилей не мог. Поэтому он занялся её усовершенствованием. Известно, что Галилей изготовил несколько образцов зрительных труб, работая над их качеством [7]. Они давали 14-кратное, 20-кратное и 32-кратное увеличения.

Когда мы сделали фотографии современной зеркальной камерой (NIKON D5200), дающей 19-кратное увеличение, близкое к одной из труб Галилея (фото 1 и 2), то поняли, как велико было желание Галилея продолжить усовершенствования, и в итоге он получил телескоп с 32-кратным увеличением. В такой телескоп Галилей и совершил свои замечательные открытия (горы и кратеры на Луне, спутники Юпитера, фазы Венеры, пятна на Солнце и другие).

   

Фото 1. Снимок Луны камерой NIKOND5200 (10-ый лунный день)

Фото 2. Снимок Луны камерой NIKOND5200 (13-ый лунный день)

 

Диаметр объектива телескопа в нашей школе – 80 мм, фокусное расстояние объектива – 1000 мм. Оптическая схема: зеркально-линзовый, Максутова-Кассегрена. При наблюдениях мы использовали окуляр с фокусным расстоянием 17 мм, что даёт увеличение около 60. Наш телескоп даёт хорошее поле зрения и чёткое изображение многих деталей лунного рельефа. Мы смогли получить фотографии с помощью камеры Canon Power Shot SX230 HS, размещая её перед окуляром телескопа.

Получив фотографии Луны, мы, используя школьный лунный глобус и лунную карту, отметили на них названия морей, кратеров, гор. Мы поместили эти фотографии в путеводителе, а также фотографии отдельных, наиболее интересных деталей лунной поверхности, полученные с помощью космических аппаратов при изучении Луны с близкого расстояния. На фотографии мы нанесли места посадок автоматических станций «Луна», лунных модулей «Аполлонов» и некоторых других космических аппаратов.

Следует отметить, что в зеркально-линзовых телескопах Максутова-Кассегрена, которым является наш телескоп, для удобства наблюдения объектов перед окуляром размещено диагональное зеркало. При наблюдениях мы заметили, что изображение Луны, даваемое телескопом, получается в зеркальном отображении. Это создаёт трудности при отождествлении наблюдаемых деталей поверхности с картой или глобусом. Поэтому в путеводителе мы приводим фотографические изображения лунной поверхности в том виде, в котором они видны в телескоп. Это поможет наблюдателям в наш школьный телескоп-рефлектор быстрее ориентироваться в лунных ландшафтах. Наблюдения в телескоп дают возможность совершить много собственных незабываемых открытий.

Итоги первой главы. Таким образом, мы видим, что yже с древних времён высказывались поразительные догадки о природе деталей лунного диска.

С развитием телескопической астрономии, начало которой положено с 1610 года великим итальянским учёным Галилео Галилеем, стало возможным увидеть рельеф лунной поверхности.

С помощью телескопа и фотоаппарата мы получили фотографии Луны в различных фазах. Используя школьный лунный глобус и лунную карту, мы отметили на фотографиях названия морей, кратеров, гор, места посадок космических аппаратов и поместили их в нашем путеводителе по Луне.

Глава II. Поверхность Луны – далёкая и близкая

2.1. Лунные моря

Многолетние телескопические наблюдения позволили составить представление о лунном рельефе. Около 40% видимой и 16% полной поверхности Луны занимают самые крупные её детали - лунные моря. Моря — это равнинные низменности, залитые затвердевшей лавой, покрытой вулканическими породами - базальтами, возраст которых оценивают в 3-4,5 млрд. лет. Многие моря окружают концентрические кольцевые хребты. В морях встречаются мелкие кратеры, крупных – мало. Иногда здесь можно встретить уступы - сбросы. Лунные моря имеют серовато-коричневатый оттенок, так как застывшая лава более тёмной окраски, по сравнению с остальной поверхностью Луны. На более светлой поверхности Луны находятся многочисленные кратеры, кольцевидные хребты, борозды и другие образования. Даже невооруженным глазом на лунном диске видны такие образования как Океан Бурь, Море Дождей, Море Ясности, Море Спокойствия, Море Кризисов и некоторые другие крупные детали (фото 3).

В работе мы приводим фотографии, полученные с помощью нашего школьного телескопа и камеры Canon Power Shot SX230 HS, а также со спутников NASA «Lunar Orbiter» и LRO [13]. Описания большинства объектов составлены на основе источников [5,6].

   

Фото 3. Снимок Луны камерой Canon с телескопа (19-ый лунный день)

Фото 4. Снимок Луны камерой Canon с телескопа (13-ый лунный день)

Самое крупное лунное море - Океан Бурь. Занимаемая площадь - 4 000 000 км.² В феврале 1966 года АМС «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку к северо-востоку от кратера Кавальери в Океане Бурь. А в 370 км к югу от кратера Коперник в 1969 году опустился посадочный отсек американского космического корабля «Аполлон-12» (фото 3, МП Л9, МП А12).

Крупнейшим морем ударного происхождения, четвёртой по размеру ударной структурой в Солнечной системе является Море Дождей. Его площадь - 829 000 км.² Такое море могло возникнуть при столкновении с крупным метеоритом или ядром кометы. Его возраст оценивается в 3,85 млрд. лет. Вытекшая лава заполнила дно, и образовала относительно ровную поверхность. Окружают море три концентрические гряды гор, внешняя гряда имеет высоту до 7 км. Она образована Карпатами на юге, Апеннинами на юго-западе и Кавказом на востоке. Среднее кольцо гор образовано Альпами и возвышенностями вблизи кратеров Архимед и Платон (фото 4). Внутреннее кольцо практически полностью скрыто под толщей базальтов. До 800 км вокруг моря вся лунная поверхность в канавках и бороздах. Они образованы выброшенными осколками от удара метеорита или ядра кометы.

В Море Дождей у кратеров - Архимед, Аристилл и Автолик. впервые в мире достигла поверхности Луны советская АМС «Луна-2» (1959 г.) (фото 4, объект 1). А в 1971 году прилунился посадочный модуль «Аполлона-15» (фото 4, объект 3). В северо-западной части моря Дождей находится Залив Радуги, который является большим ударным кратером, заполненным застывшей лавой. Залив имеет диаметр 250 км. Его окружают полукольцом Юрские горы. В Заливе Радуги в 1970 году работал управляемый с Земли самоходный аппарат «Луноход-1», доставленный «Луной-17» и китайский луноход «Чаньэ-3» в 2013 году (фото 4, объекты 2. 4).

Море Ясности, отчётливо видимое в седьмой лунный день, имеет диаметр около 700 км. Центр моря пересекает светлый луч, который идёт от кратера Тихо. Море Ясности посещалось экипажем «Аполлона-17», АМС «Луна-21» прилунилась в южной части кратера Лемонье, на восточной окраине Моря Ясности, и доставила на поверхность «Луноход-2» [5] (фото 5, МП Л21, МП А17).

   

Фото 5. Снимок Луны камерой Canon с телескопа (7-ой лунный день)

Фото 6. Снимок Луны камерой Canon с телескопа (19-ый лунный день)

2.2. Кратеры и горная местность

Кратеров на Луне очень много, они почти на всей её поверхности. Кратеры различаются размерами, возрастом, они могут быть светлыми или тёмными, с лучами или без лучей. В результате наземных наблюдений и космических исследований установлено строение кратеров [6]. Кратеры, диаметром меньше 15-20 км имеют чашевидную форму. Крупные кратеры (до 200 км) состоят из округлого вала с крутыми внутренними склонами, и сравнительно плоского дна, более углублённого, чем окружающая местность, часто они имеют центральную горку (фото 8 и 15).

Кратеры имеют различный относительный возраст: от древних, едва различимых, сильно переработанных образований, такие как Платон (фото 6, фото 13) и Гримальди (фото 6), до очень чётких в очертаниях молодых кратеров, иногда окружённых светлыми «лучами», такие как Кеплер, Коперник, Аристарх, Лангрен, Манилий, Манелай и, конечно же, Тихо (фото 6). Лучи образованы породами, выброшенными при образовании кратера. Со временем, вследствие космического выветривания, лучи темнеют, поэтому у древних кратеров они не наблюдаются.

     

Фото 7. Окрестности кратера Фра Мауро. Снимок зонда LRO

Фото 8. Кратер Тихо

Снимокзонда Lunar Orbiter - V

Фото 9. «Луноход 1»

Снимок зонда LRO

Так кратер Фра Мауро (фото 7), находящийся в области северо-восточного побережья Моря Познанного (фото 3), является остатком большого древнего ударного кратера. Как видно на фото 7, дно чаши кратера покрыто базальтовой лавой и содержит множество мелких кратеров. С юга на север через чашу кратера проходят борозды. В 1971 году приблизительно в 40 км к северу от кратера Фра Мауро, совершил посадку лунный модуль «Антарес» экспедиции «Аполлон-14» (фото 3, МП А14).

Одним из наиболее интересных молодых кратеров на Луне, хорошо видимым даже невооружённым глазом является 85-километровый ударный кратер Тихо, в южной части видимой стороны Луны (фото 3). Тихо имеет самую яркую систему, из более ста светлых лучей, простирающихся на тысячи километров. В центре чаши кратера находится массивный центральный пик, который возвышается надо дном на 2,4 км, а вал кратера - в среднем на 4,7 км. Тихо имеет яркое дно, а снаружи окружён тёмным кольцом шириной около 60 км. За ним - светлый «ореол» - яркая поверхность, переходящая в лучи. На фото вблизи полнолуния (фото 3) хорошо видны лучи от кратера Тихо, проходящие через море Ясности. В 1972 году за 2250 километров от кратера Тихо (на краю Моря Ясности) астронавты «Аполлона-17» (фото 5, МП А17) взяли образцы пород из луча этого кратера, что дало возможность учёным определить его возраст. Было установлено, что удар, образовавший кратер Тихо, произошёл незадолго до того, как на Земле вымерли динозавры, 109 ± 4 млн. лет назад.

На фото, полученном нами при наблюдении Луны в первой четверти (фото 5), виден сравнительно молодой (1,1 млрд. лет) ударный кратер Евдокс, лежащий в гористой местности между Морем Ясности и Морем Холода. На западе от него - горы Кавказ, и Апеннины, отделяющие Море Ясности от Моря дождей. На снимке оно западнее, за линией терминатора. Горная цепь Апеннин является одной из самых мощных горных систем на Луне. Высота некоторых пиков доходит до 5 – 6 км. На севере от кратера Евдокс находится кратер Аристотель, имеющий яркую систему лучей, на юге – остатки древнего кратера Александр. Изображение кратеров Евдокс, Аристотель и Александр приведены так же на фото, полученных с зондов LRO и «Lunar Orbiter» (фото 10, 11, 12).

     

Фото 10. Кратер Евдокс. Снимок зонда Lunar Orbiter - IV

Фото 11. Кратер Аристотель. Снимок зонда LunarOrbiter - IV

Фото 12. Кратер Александр. Снимокзонда Lunar Orbiter - IV

На северо-восточной границе Моря Дождей, в северо-западной оконечности гор Альпы, находится кратер Платон (фото 6, фото 13). Это древний (3,84 млрд. лет) крупный ударный кратер его диаметр 100 км. На фото 13 хорошо видно, что Платон полностью залит базальтовой лавой. Дно чаши кратера на 500 м выше уровня моря Дождей. Чаша кратера имеет сравнительно низкое альбедо, поэтому на фоне окружающей местности кратер выглядит хорошо заметным тёмным пятном.

     

Фото 13. Кратер Платон и горы Альпы

Снимок зонда LRO

Фото 14. Окрестности кратера Декарт.

Снимок зонда LRO

Фото 15. Центральный пик

кратера Коперник. Снимок зонда LRO

Спускаемый модуль «Аполлона-16» (1972 г.) совершил посадку в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт (фото 3, МП А16), и исследовал район кратера. За длительное время своего существования (3,92 млрд. лет) кратер практически полностью разрушен. Считалось, что «местность, которая окружает кратер, образована в результате вулканических извержений потоками более вязкой лавы по сравнению с лавой, заполнявшей лунные моря». Но образцы, собранные экипажем «Аполлона-16», показали, что породы, из которых сформирована данная местность, имеют ударное происхождение.

Итоги второй главы. В итоге научных споров о природе лунных кратеров и других деталей рельефа, на основе данных многолетних наземных наблюдений и результатов исследования Луны космическими аппаратами и астронавтами, учёные пришли к заключительному выводу: формирование поверхности Луны происходило под действием, как внутренних сил – вулканической деятельности молодой Луны, так и внешних – падения на незащищённую атмосферой лунную поверхность комет и метеоритов разных размеров. Вследствие этого мы наблюдаем в настоящее время и древние, разрушившиеся крупные кратеры, заполненные лавовыми потоками, испещрённые метеоритными ударами, возраст которых равен возрасту самой Луны и относительно молодые - с яркими лучами, протянувшимися на тысячи километров по лунной поверхности. И причины такого различия нам стали понятны.

Заключение

В ходе исследования, мы узнали, как с глубокой древности велось и ведётся в наши дни изучение Луны. Изучили результаты исследований рельефа поверхности Луны космическими аппаратами и астронавтами. Сравнили наблюдения лунной поверхности в школьный телескоп с наблюдениями в аналоги первых телескопов Галилея - бинокль и фотокамеру.

Проводя телескопические наблюдения Луны, и получив фотографии отдельных участков её поверхности, мы отождествили их с изображением на лунной карте и глобусе и отметили на полученных нами фотографиях Луны. По результатам проведённой работы мы составили «Путеводитель по Луне». В путеводителе мы даём описание объектов поверхности Луны, запечатлённой на фотографиях, полученных в различных лунных фазах с помощью школьного телескопа. Это – лунные моря, молодые и древние кратеры, лунные горы и другие объекты лунной поверхности. Для того чтобы можно было более наглядно представить описываемую поверхность, наряду с нашими фотографиями мы разместили так же фотографии отдельных участков поверхности, полученных с близкого от Луны расстояния с помощью АМС.

Работая над составлением своего путеводителя, мы встречали в сети Интернет различные вариации путеводителей. Так, в приложении «Google Moon Online» компании Google [14] представлены постоянно обновляющиеся космические снимки лунной поверхности, интерактивные карты. Особый интерес у нас вызвала интерактивная карта северного полюса Луны от НАСА, в которой даны снимки с пространственным разрешением до двух метров. В приложении приведена подробная карта Луны, которую мы использовали для отождествления кратеров на полученных нами фотографиях поверхности Луны. Интересны также лаконичные описания объектов, нанесённых на лунную карту, в статье «100 лучших объектов Луны» [15] с указанием для каждого из них оптимального времени наблюдения (возраста Луны в днях), с возможностью сортировки по некоторым параметрам.

Материалы этих источников хороши в познавательных целях, но при проведении наблюдений использовать полную лунную карту, чтобы определить, какие объекты появились у линии терминатора, не представляется возможным. На наших фотографиях в путеводителе с видом Луны в различных фазах (фото 7,8), отмечены только объекты у линии терминатора, и только те, которые видны в наш телескоп Levenhuk Skyline PRO 80 MAK, и в том виде, в котором они наблюдаются непосредственно в телескоп – в зеркальном отображении.

Близка к нашей работе презентация любителя астрономии из Чувашии Э.В. Важорова «Путеводитель по Луне» [16]. Автор, также, как и мы, приводит фотографии лунной поверхности в различных фазах (от новолуния до полнолуния), подписывая лунные объекты. Эта презентация хороша в обзорном плане, её автор использует в ходе лекции о Луне. Наш путеводитель помимо электронного вида представлен и в печатном варианте, что удобно для наблюдателей, т.к. его можно взять с собой на наблюдательную площадку.

Помимо общего вида Луны в различных фазах, в нашем путеводителе размещены 70 фотографий с подробным описанием наблюдаемых объектов, мест посадок космических аппаратов и лунных экспедиций. В путеводителе дана геологическая история поверхности Луны, подробно описаны 12 крупных лунных морей и 34 крупных кратера, а также приведены древние знания о Луне и космические программы её изучения. Содержание путеводителя полностью удовлетворит познавательную потребность самого любознательного наблюдателя при его подготовке к телескопическому наблюдению Луны - хранительницы многочисленных тайн.

И когда мы в звёздной ночи, прильнув к телескопу, ведём наблюдения за Луной, хочется верить, что мы сможем раскрыть хотя бы одну из них.

Список источников и литературы

1. Норильский, С. Л., Время и звезды Николая Козырева. Заметки о жизни и деятельности российского астронома и астрофизика. – Тула: Гриф и К, 2013

2. Парнов, Е., Самсоненко А., Лунариум. – М. «Молодая гвардия», 1976.

3. Перов, В. Д., Стахеев, Ю. И.,Космические аппараты исследуют Луну. – М. «Знание»,1979.

4. Шкуратов, Ю. Г., Луна далекая и близкая. – Харьков: ХНУ, 2006.

5.Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B5_%D0%AF%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

6. Большая Советская Энциклопедия. http://www.help-rus-student.ru/text/44/157.htm

7. Галилео Галилей биография и его открытия. http://nasha-vselennaia.ru/?p=2499

8. Джованни-Баттиста Риччоли  http://jesuit.ru/en/jesuits-today

9. Журнал Новости Космонавтики  http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum11 /topic7272/?PAGEN_1=13

10. Леонардо да Винчи http://leovinci.ru/astronomy/index.html

11 Лунар Орбитер http://objective-news.ru/lunnaya-missiya/lunar-orbiter-1.html

12. Посадка на Луну http://altpp.ru/istorija-otkrytij-dlja-detej/posadka-na-lunu.html

13. Фото с зонда LRO NASA https://commons.wikimedia.org/w/index. php?curid=39700270

14. Карта Луны онлайн http://mapgroup.com.ua/news/kosmos-2/837-karta-luny-onlajn-google-moon

15. 100 лучших объектов Луны http://www.realsky.ru/articles/book/whatobserve/100-%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D1%85-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BB%D1%83%D0%BD%D1%8B-r28/

16. Путеводитель по Луне https://vazhorov.wordpress.com/2012/05/26/slides-moon-guide/

Просмотров работы: 340