Введение
В современном мире человек стал полностью зависим от электроэнергии. Достаточно прекратить подачу электроэнергии от электростанции в дома, как человек, привыкший к благам цивилизации, начнет испытывать дискомфорт практически во всех сферах своей деятельности.
Многие считают, что выходом из такой ситуации являются самодельные источники энергии. На просторах интернета есть большое количество видеороликов, где люди используют альтернативные источники энергии: зажигают лампы от земли, конструируют солнечную батарею, используют овощи и фрукты для работы электронных часов, заряжают мобильный телефон при помощи «Земляной батарейки». Наибольший интерес у нас вызвало практическое применение гальванического элемента «Земляная батарейка»
В связи с этим определилась проблема:
Проблема: действительно ли возможно изготовить из подручных средств гальванический элемент «Земляная батарейка» способный питать маломощные устройства.
Гипотеза: гальванический элемент «Земляная батарейка», не смотря на свою простоту и мобильность, имеет невысокий коэффициент полезного действия и небольшие возможности практического применения.
Цель работы: изготовить гальванический элемент «Земляная батарейка» и на основе опытно-экспериментальной проверки выяснить возможность практического применения полученного источника.
Задачи:
изучить теорию по данной теме в научно-популярной литературе, публикациях и статьях Интернет;
изготовить гальванический элемент «Земляная батарейка»;
провести опытно-экспериментальную проверку гальванического элемента:
выяснить от чего зависит сила тока и напряжение на полюсах гальванического элемента;
изучить факторы, повышающие силу тока в цепи и напряжение на полюсах гальванического элемента;
исследовать, как меняется с течением времени сила тока и напряжение на полюсах гальванического элемента;
создать батарею гальванических элементов, способную питать маломощные потребители;
проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Объект исследования: гальванический элемент.
Предмет исследования: земляная батарейка.
Для решения вышеуказанных задач, использовали следующие методы: эмпирический (наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение), общелогический (анализ, синтез).
Новизна работы:
В нашей работе представлен как теоретический, так и практический материал, выходящий за рамки школьной программы курса физики. Поставлен ряд опытов и проведено исследование в области изучения гальванического элемента «Земляная батарейка» и ее возможностей практического применения.
Практическая значимость:
В данной работе изготовлен простейший, экономный, экологический тип источника тока категории «Гальванический элемент». Результаты исследований могут использоваться на уроках физики 8 класса при изучении темы «Источники электрического тока», для повышения интереса к физике как науке, для расширения кругозора учащихся.
Основная часть
§ 1. Виды источников
Источник тока — это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию. В любом источнике тока совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц, которые накапливаются на полюсах источника и создают между ними электрическое поле. Если полюса источника соединить проводами, то по ним пойдет электрический ток.
По виду преобразуемой энергии источники тока условно разделяют на химические и физические.
Физические источники тока преобразуют тепловую, механическую, электромагнитную энергию, а также энергию радиационного излучения и ядерного распада в электрическую энергию.
Химические источники тока устройства, в которых химическая энергия окислительно-восстановительных реакций преобразуется непосредственно в электрическую. Такие источники содержат отрицательный и положительный электроды, изготовленные из электрических проводников 1-го рода (с электронной проводимостью), которые разделены электролитом – проводником 2-го рода (с ионной проводимостью) . Процессы окисления и восстановления в таких источниках пространственно разделены: при замыкании внешней цепи на отрицательном электроде протекает окисление восстановителя с выделением электронов во внешнюю цепь, а на положительном – восстановление окислителя с потреблением эквивалентного количества электронов из внешней цепи. Эквивалентное количество ионов переносится при этом через электролит от одного электрода к другому. Совокупность материалов электродов и электролита представляет электрохимическую систему химического источника тока.
В условиях разомкнутой цепи ток через химический источник тока не протекает, а на его электродах устанавливается электродвижущая сила (эдс), которая однозначно определяется электрохимической системой, т. е. природой токообразующей реакции. Электрод, на котором протекает реакция окисления, называется анодом; электрод, на котором протекает восстановление, – катодом.
Различают первичные, или одноразовые, химические источники тока– гальванические элементы, и вторичные, или перезаряжаемые– аккумуляторы. [1]
§ 2. Гальванический элемент
Гальванический элемент - в нем энергия выделяемая в электрической цепи, получается за счет энергии освобождающейся при химических реакциях, сопровождающих работу элемента.
Гальванические элементы в простейшем варианте состоят из двух химически различных электродов (медного и цинкового), опущенных в электролит. [2]
Принцип действия гальванического элемента основан на взаимодействии двух пластин или стержней выполненных из разных металлов, которые погружены в раствор сильного электролита. В процессе работы гальванического элемента, на аноде осуществляется процесс окисления, связанный с отдачей электронов. На катоде – восстановление, сопровождающееся принятием отрицательных частиц. Происходит передача электронов по внешней цепи к окислителю от восстановителя. [5]
§ 3. Способ изготовления гальванического элемента
Мы сможем получить простой источник питания -гальванический элемент, который можно было бы изготовить прямо на месте без лишних затрат, если куски оцинкованного железа и меди (это будут электроды, образующие гальваническую пару) воткнем во влажный грунт (электролит). Этот элемент даст едва заметный ток.
Такой простой источник питания примитивен и имеет невысокий коэффициент полезного действия. Зато он:
крайне дешевый и делается из доступных материалов, (пластинки металла, проволока);
не имеет никаких подвижных частей и не требует обслуживания один раз изготовил, и пользуйся;
работает независимо от погодных условий (не требует солнца или ветра);
прост в изготовлении;
очень мобильный (достал электроды, воткнули их в увлажненную землю-источник готов). [3]
Какие электроды и электролиты наиболее рациональны? Какой площади и на каком расстоянии должны быть пластины? Какое напряжение на полюсах и электрический ток в цепи даст получившейся источник? Какие электрические приборы можно запитать от такого источника? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить в ходе нашего исследования.
Глава II. Экспериментальная часть
§ 1. Изготовление «Земляной батарейки»
Оборудование: медная и цинковая пластины, контейнер, земля, вода.
Порядок выполнения работы:
Засыпаем землю в контейнер.
Втыкаем в землю электроды.
Поливаем водой.
Подключаем вольтметр к электродам (фото №1)
Вывод: вольтметр фиксирует напряжение на полюсах источника
§ 2. Исследование зависимости напряжения на полюсах источника и силы тока в цепи от размера электродов
Оборудование: 3 пары медных и цинковых пластин разной площади, контейнер, земля, вода.
Порядок выполнения работы:
Поочередно втыкаем в землю электроды разной площади. (фото №2)
Поливаем землю водой.
Подключаем вольтметр к электродам, измеряем напряжение на полюсах.
Подключаем амперметр через ключ, измеряем силу тока
Измерения представлены в таблице
Электроды |
Площадь электродов |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока I(мА) |
№1, №2 |
140см2 |
0,7 В |
9 мА |
№3, №4 |
21см2 |
0,7 В |
3,5 мА |
№5, №6 |
10,5см2 |
0,7 В |
3 мА |
Вывод: напряжение на полюсах источника не зависит от площади электродов. Чем больше площадь электродов, тем больше сила тока в цепи.
§ 3. Исследование зависимости силы тока в цепи напряжения на полюсах источника от расстояния между электродами
Оборудование: медные и цинковые пластины одинаковой площади, контейнер, земля, вода.
Порядок выполнения работы:
Втыкаем в землю электроды №3, №4 и поливаем землю водой.
Подключаем вольтметр к электродам, измеряем напряжение.
Измерения повторяем 4 раза, меняя расстояние между электродами. (Фото №3)
Подключаем амперметр через ключ, измеряем силу тока
Измерения представлены в таблице
Расстояние между электродами, d(мм) |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока I(мА) |
80мм |
0,7 В |
2 мА |
45 мм |
0,7 В |
3,5 мА |
20мм |
0,7 В |
5,5 мА |
10мм |
0,7 В |
7,5 мА |
Вывод: при изменении расстояния между электродами, изменения напряжения на полюсах источника не зафиксировано. Чем меньше расстояние между электродами, тем больше сила тока в цепи.
§ 4. Исследование зависимости силы тока в цепи и напряжения на полюсах источника от типа электродов
Оборудование: медная, цинковая, алюминиевая, свинцовая пластины, контейнер, земля, вода.
Порядок выполнения работы:
Втыкаем в землю по очереди различные пары электродов, поливаем водой
Подключаем вольтметр к электродам (фото №4)
Измерения представлены в таблице
Электроды |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока I(мА) |
Цинк-медь |
0,7 В |
3мА |
Медь- алюминий |
0,4 В |
1,5мА |
Цинк-алюминий |
0,3 В |
0,5мА |
Медь-свинец |
0,3 В |
1мА |
Цинк-свинец |
0,5 В |
3мА |
Вывод: напряжение на полюсах источника и сила тока в цепи зависят от вещества, из которого изготовлены электроды. Лучшую гальваническую пару образуют пластины из меди и оцинкованного железа.
§ 5. Исследование зависимости силы тока в цепи и напряжения на полюсах источника различных гальванических пар от типа электролита
Оборудование: медная, цинковая, алюминиевая, свинцовая пластины, контейнер, земля, солевой раствор, раствор медного купороса, 9 % уксус.
Порядок выполнения работы:
Втыкаем в землю по очереди различные пары электродов, поливаем землю различными электролитами. (Фото №5)
Подключаем вольтметр к электродам, измеряем напряжение.
Подключаем амперметр через ключ, измеряем силу тока.
Результаты представлены в таблице
Электролит - солевой раствор
Электроды |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока, I(мА) |
Цинк-медь |
0,7 В |
10мА |
Медь- алюминий |
0,5 В |
20мА |
Цинк-алюминий |
0,3 В |
20мА |
Медь-свинец |
0,1 В |
1,5мА |
Цинк-свинец |
0,01 В |
0 |
Электролит - уксус
Электроды |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока, I(мА) |
Цинк-медь |
1 В |
25 мА |
Медь- алюминий |
0,5 В |
4,5мА |
Цинк-алюминий |
0,4 В |
0,5 мА |
Медь-свинец |
0,5 В |
4 мА |
Цинк-свинец |
0 |
0 |
Электролит – медный купорос
Электроды |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока, I(мА) |
Цинк-медь |
1 В |
30 мА |
Медь- алюминий |
0,3 В |
5 мА |
Цинк-алюминий |
0,8 В |
45 мА |
Медь-свинец |
0,1 В |
3 мА |
Цинк-свинец |
0,9 В |
30 мА |
Вывод: напряжение на полюсах источника и сила тока зависит от типа электролита. Из эксперимента следует, что напряжение на полюсах источника определяется химическими процессами, происходящими между металлами и раствором электролита.[4]
§ 6. Исследование изменения напряжения на полюсах источника с течением времени
Оборудование: медная и цинковая пластины, 3 контейнера с землей, электролиты (солевой раствор, раствор медного купороса, уксус), секундомер
Порядок выполнения работы:
Втыкаем в землю электроды №3, №4 (медь-цинк) и поливаем каждый контейнер разным раствором электролита
Подключаем вольтметр к электродам, включаем секундомер
Результаты представлены на графике
Вывод: напряжение на полюсах источника с течением времени меняется. Уже через сутки заметно падение напряжения, это связано с тем, что со временем качество поверхности электродов изменяется.
§ 7 . Исследование изменения силы тока с течением времени
Оборудование: медная и цинковая пластины, 3 контейнера с землей, электролиты (солевой раствор, раствор медного купороса, уксус), секундомер
Порядок выполнения работы:
Втыкаем в землю электроды №3, №4 (медь-цинк) и поливаем каждый контейнер разным раствором электролита.
Подключаем амперметр через ключ, включаем секундомер
Результаты представлены на графике
Вывод: сила тока с течением времени уменьшается. Это связано с тем, что ионы водорода, разряжающиеся на медной пластине, превращаются в газообразный водород, который закрывает доступ к медной пластине новыми ионами, что ослабляет ток и сводит его к нулю.
§ 8. Изготовление батареи гальванических элементов
Оборудование: 6 медных и 6 цинковых пластин одинаковой площади, 6 контейнеров, земля, раствор медного купороса.
Порядок выполнения работы:
Втыкаем в землю электроды №3, №4 и поливаем землю раствором медного купороса.
Соединяем источники последовательно (Фото №6).
Поочередно измеряем напряжение на полюсах батареи и силу тока в цепи с двумя, тремя, четырьмя, пятью и шестью гальваническими элементами .
Измерения представлены в таблице
Количество гальванических элементов в батареи |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока I(мА) |
2 |
2В |
20 мА |
3 |
3В |
20 мА |
4 |
4В |
20 мА |
5 |
5В |
20 мА |
6 |
6В |
мА |
Соединяем источник параллельно (фото№7).
Повторяем измерения напряжения на полюсах батареи и силы тока в цепи
Измерения представлены в таблице
Количество гальванических элементов в батареи |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока I(мА) |
2 |
1В |
40 |
3 |
1В |
60 |
4 |
1В |
80 |
5 |
1В |
100 |
6 |
1В |
110 |
Соединяем параллельно 2 группы элементов, состоящих из трех последовательно соединенных элементов (фото №8)
Повторяем измерения напряжения на полюсах батареи и силы тока в цепи
Измерения представлены в таблице
Смешанное соединение элементов в батарею |
Напряжение на полюсах, U(В) |
Сила тока I(мА) |
2 источника в 2 ряда |
2 В |
40 мА-30мА |
3 источника в 2ряда |
3В |
40мА-30мА |
2 источника в 3 ряда |
2В |
60мА-50мА |
Вывод: при увеличении количества источников при последовательном соединении напряжение увеличивается пропорционально числу элементов в батареи, сила тока остается постоянной. При параллельном соединении напряжение не изменяется, сила тока увеличивается пропорционально количеству элементов в батареи. Для увеличения напряжения на полюсах источника и тока удобно использовать смешанное соединение.
§ 9. Проверка работы источника тока
Оборудование: 6 медных и 6 цинковых пластин одинаковой площади, 6 контейнеров, земля, раствор медного купороса, потребитель (светодиод)
Порядок выполнения работы:
Собираем цепь, состоящую из батареи гальванических элементов, ключа и потребителя.
Замыкаем цепь
Вывод: светодиод начинает светиться при подключении к батареи, состоящей из 2 гальванических элементов соединенных последовательно, (U=2В, I=20мА). Получить нужные характеристики напряжение и силы тока (5В — 0,8A) для зарядки аккумулятора мобильного телефона и работы электрической лампочки (2,5 В - 0,16 А) не удалось.
Заключение
Данная исследовательская работа является актуальной, так как имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
В результате проделанных опытов, можно утверждать, что нам удалось изготовить гальванический элемент «Земляная батарейка» и на основе опытно-экспериментальной проверки выяснить возможность практического применения полученного источника, а также подтвердить выдвинутую нами гипотезу.
В ходе исследований были сформулированы следующие выводы:
Напряжение на полюсах гальванического элемента не зависит от размеров его пластин, но зависит от веществ, из которых состоят пластины. Поскольку определяется только химическими процессами, происходящими между металлами и раствором.
Сила тока зависит от размеров его пластин, от вещества из которого изготовлены пластины (электроды) и от типа раствора электролита.
Сила тока и напряжение на полюсах источника с течением времени уменьшаются. Это связано с тем, что со временем качество поверхности электродов изменяется. Цинковая пластина растворяется, а на медной выделяется газообразный водород, который закрывает доступ к медной пластине новыми ионами, что ослабляет ток и сводит его к нулю.
Из эксперимента следует, что напряжение на полюсах собранного гальванического элемент «Земляная батарейка» составляет не более 1В. Что не достаточно для питания маломощных потребителей.
Для увеличения силы тока и напряжения, мы собрали несколько батарей гальванических элементов:
При увеличении количества источников при последовательном соединении, напряжение увеличивается пропорционально числу элементов в батареи, сила тока в цепи остается постоянной.
При параллельном соединении напряжение не изменяется, сила тока в цепи увеличивается пропорционально количеству элементов в батареи.
Для увеличения напряжения на полюсах источника и силы тока в цепи удобно использовать смешанное соединение.
Единственный потребитель, который работал от нашей «Земляной батарейки» был светодиод. Получить нужные характеристики напряжения и силы тока в цепи, для зарядки аккумулятора мобильного телефона и работы электрической лампочки от карманного фонарика не удалось.
Список используемых источников
Большая Российская энциклопедия
Физика. Электродинамика. 10-11 класс, Г.Я Мякишев-М.: Дрофа, 2001.-480с.:илл
Заметки Мастеру
Режим доступа: https://mas-te.ru/eto-interesno/prostejshyj-istochnik-pitaniya/
Л.С. Жданов, В.А. Маранджян. Курс физики/ Издательство «Наука», 1971-608 с.: илл.
Н.Д. Бытько. Физика. Ч.3 и 4. Электричество. М: «Высшая школа»,1972.-384с с илл.
Самоделки
Режим доступа: https://eurosamodelki.ru/katalog-samodelok/alternativnaja-energetika/samodelnii-galvanicheskii-element-dlja-avtonomnogo-pitanija
Приложение 1
Фото №1
Фото №2
Фото №3
Фото №4 Фото №5
Фото №6
Фото №7
Фото №8
Фото №9