Радуга

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Радуга

Шайнога А.О. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 345 имени А.С. Пушкина"
Аникина Н.М. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 345 имени А.С. Пушкина"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Тема моей исследовательской работы – явление радуги. Радуга меня впервые заинтересовала тогда, когда я увидела на небе разноцветные дуги. Каждый раз я не уставала любоваться радугой, появлявшейся в солнечный день после дождя. Красота цветных дуг смотрелась как сказочные ворота, открывающие путь в далёкий волшебный мир.

Неоднократно я задавала вопросы. Как появляется радуга? Почему радуги не бывает, в солнечную погоду без дождя, или в дождливую погоду без солнца? Почему её цвета появляются в строгом порядке, а не каждый раз в новом? Почему радуга появляется внезапно и также исчезает? Можно ли построить свою радугу и всегда ею любоваться?

С этими вопросами я обратилась к моему научному руководителю Наталье Михайловне Аникиной, и мы вместе решили выяснить, как появляется это великолепное красочное явление и можно ли самому научиться делать радугу.

Цель исследования:

Узнать, как появляется радуга, выяснить существует ли взаимозависимость между появлением радуги, дождём и солнцем;

узнать можно ли создать «радугу» в домашних условиях.

Задачи исследования:

найти и проанализировать информацию о радуге;

выяснить основные условия и механизм возникновения радуги в природе;

создать условия для получения «радуги» в домашних условиях разными способами.

Гипотезы исследования:

появление радуги в природе в солнечный и дождливый день;

создание «радуги» в домашних условиях, используя солнечный свет или искусственное освещение.

Методы исследования:

поиск и изучение информации о радуге в печатном издании и в интернете;

проведение экспериментов;

наблюдение, сравнение, вывод.

Объект исследования – природное явление радуга.

Предмет исследования – световой луч.

Актуальностью исследования является то, что, сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим волшебным красочным явлением природы, люди испытывают радость. Появляется желание видеть эту красоту чаще, и стремление создать ее искусственно.

Новизна исследования явления радуги заключается в использовании информационных компьютерных технологий, развитии исследовательских умений, творческих способностей в изучении окружающего мира и изобразительного искусства. Работа приучает видеть и понимать красоту природных явлений.

II. Основная часть.

2.1. Радуга в мифологии.

Семицветная радуга издавна становилась объектом мифов разных народов нашей планеты. Она признавалась особым природным божеством и сравнивалась с самыми разнообразными предметами.

С древних времён у славян радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем, если радуга долго не появлялась, следовало ждать голода, неурожая.

В древнегреческой мифологии радуга представлялась посредницей между небом и землёй, то есть между богами и людьми. Они сравнивали радугу с прекрасной Иридой и изображали её одетой в шелка, который переливался всеми семи цветами. Непременным атрибутом Ириды были золотые крылья. Они символизировали её непостоянный нрав: ведь радуга появляется и исчезает всегда неожиданно.

В скандинавских мифах радуга - это мост Биврёст, соединя-ющий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов); красная полоса радуги - вечный огонь, который безвреден для Асов, но сожжёт любого смертного, который попытается подняться по мосту. Охраняет Биврёст Ас Хеймдалль.

В древнеиндийских мифах радуга - лук Индры, бога грома и молнии.

По поверьям африканских народов, в тех местах, где радуга касается земли, можно найти клад (драгоценные камни, раковины каури или бисер).

В мифологии австралийских аборигенов (радуга) - радужный змей считался покровителем воды, дождя и шаманов.

Американские индейцы сравнивали радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир.

Инки считали радугу добрым божеством - священным Солнцем. Правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.

2.2. Значение термина радуга в литературе.

Я решила выяснить, почему это красивое явление природы называется радугой. Существуют несколько этимологических теорий:

- radoga является производным от праславянского корня radъ, значение которого аналогично англосаксонскому rot (радостный, благородный);

- корень rad является производным от Arda (имя одного из славянских вождей);

- «райдуга» образовалось в результате слияния слов «рай» и «дуга» в русском языке в 17–18 веках, т.е. радуга буквально означает «пестрая дуга».

Значение слова радуга, с которыми я ознакомилась в различных источниках:

Исаак Ньютон: «Радуга - дисперсия, наблюдаемая в атмосфере при прохождении света через капли воды или кристаллы льда».

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: «Радуга -всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже ? двух концентрических светлых дуг, рисующихся на небосводе со стороны падающего дождя и окрашенных концентрически в ряд «радужных» цветов».

Новейший большой толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова С.А. «Радуга - разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях».

Википедия: «Радуга– атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)».

Первичный анализ данных определений позволяет сделать вывод, что радуга – это разноцветная дуга на небосводе, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Увидеть радугу возможно при наличии следующих условий:

- наличие дождя и одновременно солнечного света;

- местоположение человека между солнечным светом и дождем;

- солнечный свет располагается ближе к объекту, а дождь – дальше.

2.3. История исследования радуги.

Почему появляется волшебная семицветная картина на небе в дождливый и солнечный день? В исследованной мною литературе, даётся краткое определение радуги как солнечных лучей, преломляющихся в каплях дождя. Из истории исследований учёными вопросов о преломлении лучей и возникновении радуги, следует:

Древнегреческий философ Аристотель, предположил, что радуга - это оптическое явление, а не материальный объект, который возникает в результате необычного отражения лучей солнечного света от облаков.

Преломлением солнечных лучей в каплях дождя описал радугу в 1267 году английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон.

В 1304 году создал радугу на сферической колбе с водой немецкий монах Теодорик из Фрайберга.

В 1637 году дал научное объяснение радуги на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя французский философ и математик Рене Декарт. Так как разложение белого света в спектр при преломлении не было открыто, поэтому радугу считали белой.

В 1671—1672 годах английский физик и математик Исаак Ньютон первый доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его семь основных цветов. Ньютон первый совершил открытие, что солнечный луч - многоцветный, данное свойство получило название дисперсия.

2.4. Условия возникновения радуги.

Как появляется радуга? Во время дождя в воздухе скапливается огромное количество водяных капелек. Каждая из них заменяет маленькую призму. Солнечные лучи, которые проходят через капельки дождя, как сквозь призмы, в них и преломляются. В результате разложения лучей света, появляется большая полоса цветных линий, которая отражается на противоположной стороне неба. Данных полос цветных линий получается очень много, поэтому и радуга получается больших размеров.

Какой же путь проходит луч, проходящий через капельку. Преломившись на её границе, луч входит в капельку и доходит до противоположной границы. Часть луча, преломившись, выходит из капельки, а вторая часть повторно идет внутри капельки до новой границы, где вновь часть второй части луча, преломившись, выходит из капельки, а некоторая часть идет через капельку и так происходит неограниченное количество раз. Каждый белый луч, преломляясь в капельке, разделяется в спектр, и из капельки выходят семь расходящихся цветных лучей.

Необходимо отметить, что радуга появляется, когда солнце освещает завесу дождя и только в стороне, противоположной солнцу. Человек должен находиться между солнцем и дождём, так, чтобы солнце было сзади, а дождь перед ним. При несоблюдении данного правила радугу не увидеть. Радуга исчезает, как только прекратится дождь. Солнце, человек и центр радуги должны находиться на одной линии. Если Солнце высоко, провести прямую линию невозможно. Поэтому радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Появление радуги утром означает, что Солнце находится на востоке, а дождь идет на западе. Появление радуги во второй половине дня свидетельствует о том, что Солнце расположено на западе, а дождь идет на востоке.

А возможно ли появление радуги если не идёт дождь? Появление радуги возможно даже в зимний период, когда воздух насыщен кристалликами льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Радугу можно увидеть около фонтанов или водопадов, на фоне множества капель, разбрызгиваемых поливальной машиной. Существует возможность самостоятельного создания радуги из множества капель рассеянных ручным пульверизатором, но важно предварительно выполнить условие – наблюдатель должен встать спиною к Солнцу.

2.5. Цвета радуги.

Каждый раз, когда я смотрю на радугу неоднократно задаю вопрос: «Сколько же оттенков цветов содержит солнечный спектр»? Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основные цвета радуги - красный, желтый и синий. Из них можно получить иные цвета радуги. Наблюдаемые в радуге цвета чередуются в такой же последовательности, как и в спектре, получаемом при пропускании пучка солнечных лучей через призму. При этом внутренняя (обращенная к поверхности Земли) крайняя область радуги окрашена в фиолетовый цвет, а внешняя крайняя область — в красный.

Нередко над основной радугой возникает еще одна (вторичная) радуга - более широкая и размытая. Цвета во вторичной радуге чередуются в обратном порядке: от красного (крайняя внутренняя область дуги) до фиолетового (крайняя внешняя область).

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и множество оттенков между этими цветами, не позволяют провести границу при переходе из одного цвета в другой. Цвета радуги расположены в строгой последовательности. Наружный край дуги всегда красный, а внутренний – фиолетовый.

На ранних этапах истории развития человечества каждый народ видел разную цветовую гамму радуги.

Два цвета - темный и светлый видели в радуге народы африканских племён. Шестицветным считали «Радужного Змея» австралийские аборигены.

Кто и когда выделил семь цветов в радуге? Первооткрывателем семицветной радуги стал Исаак Ньютон. Вначале он разделил радугу на пять цветов. Позднее, он добавил ещё два цвета - оранжевый, и индиго (индиго - разновидность фиолетового цвета, среднее между тёмно-синим и фиолетовым, его название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, использовавшийся для окраски одежды).

Количественный и цветовой состав разделения радуги и в настоящее время у разных народов мира трактуется неоднозначно.

В Англии вначале радугу считали семицветной, что подтверждает следующая запоминалка — Richard Of York Gave Battle In Vain (In — для синего indigo). Однако спустя некоторое время об индиго забыли и цветов стало шесть. Аналогично считают шестицветной радугу в Германии, Франции и США.

В Японии тоже считают, что в радуге шесть цветов: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. Изначальное отсутствие зеленого цвета в радуге объясняется тем, что данного иероглифа в японском языке нет.

Для лучшего запоминания последовательности цветов радуги придуманы следующие фразы:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;

«Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки»;

«Как однажды Жан звонарь городской сломал фонарь».

В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета радуги.

Насыщенность цвета и ширина полос радуги зависят от количества размеров капелек в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга, а если капельки мелкие, то радуга кажется малозаметной. Явление радуги различимо при наличии дождя.

В ходе исследования радуги выявлено, что утверждение радуга - дуга, не корректно, так как полная дуга является частью разноцветной окружности и имеет форму круга. Природная радуга имеет круглую форму, так как определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Капелька, освещенная параллельным пучком лучей солнечного света, может образовать радугу только в виде круга. Когда Солнце находится высоко относительно Земли, видна небольшая часть радуги. Когда Солнце находится низко относительно Земли, радуга просматривается в форме полукруга. Однако явление полной круглой радуги можно наблюдать исключительно с большой высоты, например, с самолета.

2.6. Разновидности радуги.

В природных условиях явление радуги происходит потому, что солнечный свет преломляется в капельках воды, дождя или тумана, кристалликах льда, парящих в атмосфере. Капельки и кристаллики отклоняют свет разных цветов от первоначального направления распространения на разные углы. Луч красного цвета в веществе имеет наибольшую скорость, поэтому он преломляется (отклоняется) меньше. Луч фиолетового цвета в веществе имеет наименьшую скорость, поэтому он преломляется больше и капелька воды, действующая по принципу призмы, разлагает белый свет в спектр. В итоге человеку кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам) исходит разноцветное свечение. В воздухе же скорости света разного цвета одинаковы, их совместное действие на человеческий глаз вызывает у людей впечатление белого цвета.

Исследуя информацию о явлении радуги, я узнала, что на земле кроме обыкновенной радуги существует иные оптические явления радуги, которые возникают по аналогичным признакам. Какие же существуют разновидности радуги.

2.6.1. Обыкновенная радуга.

Обыкновенная радуга – цветная окружность (видимая с земли в форме дуги), угловой радиус которой 420.

 

Внешняя дуга радуги имеет красный цвет, далее к центру располагаются дуги - оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, и последняя внутренняя дуга – фиолетовая. В обыкновенной радуге световой луч испытывает единственное внутреннее отражение от капли.

2.6.2. Двойная радуга.

Способность солнечного луча создать одновременно более одной радуги (от двух и более) происходит, когда он отражается от внутренней поверхности дождевых капелек дважды. Данное явление называется двойной радугой. Внутренняя радуга, первая, всегда по цвету насыщеннее внешней, второй. Последовательность цвета на внешней радуге расположена в зеркальном отражении по отношению к внутренней и является менее насыщенной.

 

Пространство между радугами всегда более тёмное, чем остальное небо. Данное небесное пространство между двумя радугами называется полосой Александра. Существует примета если посчастливилось увидеть двойную радугу, нужно загадать желание и оно обязательно исполнится.

2.6.3. Зимняя радуга.

 

Как красива радуга зимой, когда сияет солнце на бледно-голубом небе и трещит мороз. Воздух наполнен маленькими кристалликами льда, проходя через которые солнечные лучи преломляются, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.

2.6.4. Кольцевая радуга.

Природная радуга имеет круглую форму, так как определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Капелька, освещенная параллельным пучком лучей солнечного света, может образовать радугу только в виде круга. Когда Солнце находится высоко относительно Земли, видна небольшая часть радуги.

 

Когда Солнце находится низко относительно Земли, радуга просматривается в форме полукруга. Однако явление полной круглой радуги можно наблюдать исключительно с большой высоты, например, с самолета. Данное явление называется кольцевой радугой.

2.6.5. Красная радуга.

Во время заката в небе существует возможность увидеть красную радугу. Она очень насыщена цветом и различима человеческому глазу спустя 10 минут после захода солнца. При закате солнечные лучи проходят сквозь воздух более длинный путь, а так как показатель преломления воды для более длинноволнового (красного) света меньше, чем для коротковолнового (фиолетового), то красный свет меньше отклоняется при преломлении. Когда Солнце скрывается за горизонтом, в радуге первыми

 

исчезают самые короткие фиолетовые волны. Они рассеиваются первыми, за ними исчезают синие, голубые, зеленые, желтые, оранжевые. И только спустя десять минут оставшись единственными, в форме красной дуги последними исчезают красные волны.

2.6.6. Лунная радуга.

Существует возможность увидеть радугу ночью при свете луны. Лунная радуга создаётся при участии Луны. Она имеет менее насыщенный цвет, чем обычная радуга. Объяснение данному явлению в том, что Луна производит (отражает от Солнца) меньше света, чем непосредственно Солнце.

Лунная радуга видна исключительно при очень насыщенном ночном свете. При наличии тёмного времени суток, когда луна является полной, и напротив луны идет дождь, существует возможность увидеть ночную радугу! При слабом освещении человек не воспринимает цвета, поэтому лунная радуга видится ему «белой». Однако чем ярче свет, тем насыщеннее и различимее для зрения становятся цвета лунной радуги.

2.6.7. Огненная радуга.

Солнечный свет, проходящий через легкие перистые облака, при условии, нахождения солнца очень высоко в небе образует огненную радугу. Как «радужный огонь» создается в атмосфере при помощи льда? Несмотря на то что перистые облака, состоящие из плоских ледяных кристалликов расположены очень высоко над землей, где всегда очень холодно, солнечные лучи преломляются, проходя через вертикальные грани ледяных кристалликов, которые в свою очередь отражают свет, создавая огненную радугу. При этом кристаллики льда должны иметь форму листа и своими гранями располагаться параллельно поверхности Земли.

 

Огненная или округло - горизонтальная радуга относительно редкое и уникальное явление в природе по причине необходимости наличия в атмосфере одновременно трёх условий: перистых облаков, шестиугольных кристалликов и высокого нахождения солнца над землёй.

2.6.8. Перевернутая радуга.

Редким природным явлением является перевёрнутая радуга. В отличие от традиционной радуги, она появляется при отсутствии низкой облачности и дождевых туч. Солнечные лучи должны освещать под определенным углом тонкую в виде дымки завесу облаков на высоте от 7000 до 8000 метров. На указанной высоте перистые облака состоят из крошечных кристалликов льда. Солнечные лучи, достигшие ледяных кристалликов под определённым углом, разлагаются на семицветный спектр и обратно отражаются в атмосферу.

 

Перевернутая радуга в сравнении с обыкновенной, более насыщена красками. Однако последовательность её цветов расположена в обратном порядке, от фиолетового к красному. Если строение из кристалликов льда нарушится, насыщенная цветом перевёрнутая радуга исчезнет.

2.6.9. Туманная радуга.

Туманная радуга или белая в виде широкой блестящей белой дуги появляется при освещении солнечными лучами небольшого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Данная радуга имеет очень слабую цветовую окраску, а если капельки совсем маленькие, то человек различит исключительно белый цвет.

 

Почему туманная радуга позволяет видеть человеку исключительно белый цвет? Ответ на вопрос связан с размером капелек, от которых отражаются солнечные лучи. Размеры частичек тумана ничтожно маленькие, поэтому отдельные цветные полосы, на которые распадается при преломлении солнечный луч, расходятся в стороны не широким разноцветным веером, а

небольшим раскрывшимся бутоном. Происходит наложение красок, и человеческий глаз не может различить цветов, а видит исключительно бесцветную светлую дугу – белую радугу. Туманная радуга редкое атмосферное явление, она может появляться и ночью во время тумана, когда луна является полной.

III. Эксперименты по созданию искусственной радуги

Чтобы убедиться в том, что белый цвет (солнечный спектр) состоит из семи цветов и существует возможность получения радуги искусственным путём, проведены следующие эксперименты:

3.1. Эксперимент получения радуги при помощи стеклянной призмы.

В тёмной комнате, можно создать радужную полосу искусственным путём проведя эксперимент при помощи стеклянной призмы.

Предметы для эксперимента: стеклянная призма, стена.

Мобильный телефон – источник света.

Ход эксперимента:

1. Войти в тёмную комнату.

2. Взять в левую руку стеклянную призму.

3. Взять в правую руку мобильный телефон, включить функцию подсветки.

4. Перемещать в пространстве мобильный телефон до достижения результата, чтобы световые лучи преломились и отразились через стеклянную призму на стене в виде радужной полоски.

   

Вывод: Световой луч выходящий из мобильного телефона, изначально различаемый глазом как белый цвет, преломляясь и проходя через стеклянную призму достигал стены в виде семицветной полоски.

3.2. Эксперимент получения радуги при помощи зеркальца.

В пасмурную погоду, когда не светит солнце, можно создать радужную полосу искусственным путём проведя эксперимент с фонариком и зеркальцем.

Предметы для эксперимента: ёмкость, зеркальце, потолок, фонарик – источник света.

Ход эксперимента:

Наполнить емкость водой.

Поставить зеркальце под наклоном к потолку, частично погрузив его в ёмкость.

Включить фонарик и направить его свет на погружённую в воду часть зеркальца.

Преломлённые световые лучи отражаясь от зеркальца, достигают потолка и создают на нём радужную полосу.

В ывод: При прохождении через воду и зеркальце световые лучи преломились и отразились на потолке в виде радужной полуокружности. Чем больше размер емкости с водой и зеркала, тем крупнее размер создаваемой радуги.

3.3. Эксперимент получения радуги при помощи системы полива растений.

В солнечную погоду, когда светит солнце, можно создать радугу искусственным путём проведя эксперимент при помощи системы полива растений.

Предмет для эксперимента: система полива растений.

Солнечные лучи – источник света.

Ход эксперимента:

Встать спиной к Солнцу.

Наполнить систему полива растений водой.

Включить систему полива растений, до создания завесы из рассеиваемых водяных капелек в воздухе.

 

Вывод: Солнечные лучи преломились в каплях воды создав радугу. В пасмурную погоду достигнуть явления радуги значительно сложнее.

3.4. Эксперимент получения радуги при помощи мыльных пузырей.

В солнечную погоду, когда светит солнце, можно провести эксперимент по созданию искусственным путём радужной окраски мыльного пузыря.

Предметы для эксперимента: мыло, вода, ёмкость для мыльной пены, приспособление для выдувания мыльных пузырей;

Солнечные лучи – источник света.

Ход эксперимента:

Взять ёмкость и налить воду.

Взять мыло и положить его в воду.

Растворить мыло в воде и смешать до получения мыльной пены.

Взять приспособление для выдувания мыльных пузырей и добавить в него мыльную пену.

Герметично закрыв приспособление для выдувания мыльных пузырей встряхнуть его несколько раз.

Подуть в приспособление для выдувания мыльных пузырей.

Создать летящие мыльные пузыри.

 

Вывод: Солнечные лучи, проходя через оболочку мыльных пузырей, преломляются и распадаются на семь цветов, в результате эксперимента на оболочке летящих пузырей наблюдается радужная окраска.

3.5. Эксперимент получения радуги при помощи компакт-диска.

В тёмной комнате, можно создать радужную полосу искусственным путём проведя эксперимент при помощи компакт - диска.

Предметы для эксперимента: компакт - диск, стена.

Мобильный телефон – источник света.

Ход эксперимента:

Войти в тёмную комнату.

Взять в правую руку компакт - диск.

Взять в левую руку мобильный телефон, включить функцию подсветки.

Перемещать в пространстве мобильный телефон до достижения результата, чтобы световые лучи преломились и отразились через компакт – диск на стене в виде радужной полоски.

   

Вывод: При достижении солнечными лучами компакт - диска семицветная полоска появлялась на всех трёх предметах: на телефоне, компакт – диске, а также на стене.

3.6. Обратный эксперимент.

По итогам проведённых экспериментов меня заинтересовал следующий вопрос: если солнечный свет состоит из семи цветов, то существует ли обратное доказательство при котором спектр состоящий из семи цветов может дать исключительно белый цвет? Чтобы ответить на данный вопрос, мы с Натальей Михайловной провели следующий эксперимент.

Предметы для эксперимента: лист бумаги, карандаш, линейка, ножницы, акварельные краски, электродрель.

Ход эксперимента:

Взять лист бумаги и нарисовать на нём окружность.

При помощи ножниц вырезать окружность.

При помощи линейки и карандаша разделить белый круг на семь равных частей.

При помощи акварельной краски раскрасить круг в соответствии с последовательностью цветов солнечного спектра.

Закрепить на электродрели полученный разноцветный круг.

Включить электродрель в розетку.

Вывод: включив электродрель, мы увидели, как разноцветный бумажный диск при быстром вращении вокруг своей оси видится в серо-белом цвете.

IV. Заключение.

Выполнив исследовательскую работу я узнала, как появляется радуга. Выяснила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги. Научилась создавать радужные полосы в домашних условиях. Исследуя информацию о явлении радуги, я читала научную и художественную литературу, узнала много новой информации о радуге, расширила кругозор и свой словарный запас, поучилась чувствовать красоту окружающего нас мира. В ходе исследований я училась проводить эксперименты, анализировать полученные результаты, обосновывать итоги исследований. Выдвинутые гипотезы подтвердились. Исследован вывод о том, что радуга – это разноцветная окружность, которая образуется, вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Мною получены первичные знания, когда появляется радуга и как она образуется, а также, возможность создания радужной полосы в домашних условиях в любое время. Проведенные эксперименты позволили посчитать число цветных полос в радуге, а изменение условий их проведения позволило изменять ширину получаемых спектров.

Как использовать полученные в ходе исследовательской работы знания и умения? Рассказать одноклассникам, младшим братьям и сёстрам, о загадке солнечного луча, объяснить им о появлении природного явления радуги.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Радуга – одно из самых красивых явлений природы. Она приносит радость. Мне очень хочется, чтобы радуга никогда не исчезала, может быть тогда люди будут добрее и терпимее.

В заключение хочу поблагодарить своего научного руководителя, Наталью Михайловну, за оказанную мне помощь в ходе исследования темы.

V. Литература.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона», изд. акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз  -И. А. Ефрон (Петербург) в 1890—1907 годах. 

Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 1988г.

Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР". АСТ – ЛТД» 1998г.

Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

Зверева В.Л. Солнечный свет в атмосфере. - М..: ,1988.

Колтун М. Мир физики. – М.: Детская литература, 1994.

Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 1988г. –№ 6. – 48 – 50 с.

Наука: научно-популярное издание / пер. В. Н. Дородницына [и др.] под общ. ред. Н. С. Кочарова. – М.: АСТ, 2003. – 160 с.

Новейший большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.М.: Норинт; Рипол классик, 2008. — 1534 с. — (Библиотека энциклопедических словарей).

Пермяк Е. «Волшебная радуга» 2008г. Изд. Эксмо

Просмотров работы: 39