Карманные деньги: сберечь или потратить?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Карманные деньги: сберечь или потратить?

Мельник Е.В. 1
1МБОУ "СОШ №30"
Толмачева Л.В. 1
1МБОУ "СОШ № 30"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Деньги? – Деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И не жалея шлет туда, сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»

Деньги известны каждому человеку с самого раннего детства. Однако, большинство из нас знает о денежном мире очень мало. И это неудивительно: этот мир представляет собой один из сложнейших механизмов цивилизации. Все его особенности хорошо известны только профессионалам - банкирам и финансистам.

В последнее время в средствах массовых информации все чаще стали говорить о финансовой грамотности населения. Оказывается, в современных условиях вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Примерно 60 стран мира разработали и реализуют национальные стратегии повышения финансовой грамотности. Не исключением стала и наша страна. Так, 25 сентября 2017 было подписано Распоряжение Правительства РФ № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.».

Целью Стратегии стало создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.[10]

Поэтому было принято решение выяснить, как учащиеся нашей школы относятся к карманным деньгам, нужны ли им карманные деньги.

Целью моей работы стало выявление особенностей получения и отношения к карманным деньгам у учащихся 8-17 лет МБОУ «СОШ № 30».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;

Составить анкету;

Провести анкетирование среди учащихся 2-11 классов МБОУ «СОШ № 30» и сделать выводы.

Объект исследования: карманные деньги.

Предмет исследования: процесс получения и использования карманных денег учащимися 2- 11 классов МБОУ «СОШ № 30».

Методы исследования: изучение литературных источников, статей в сети интернет, анкетирование, обобщение и анализ.

Гипотеза:  предполагаем, что у учащихся начальной, средней и старшей школы имеются свои возрастные особенности получения и расходования карманных денег.

При изучении темы и сбора информации не удалось найти современные печатные издания специально для детей о карманных деньгах. В библиотеке МБОУ «СОШ № 30» имеются только учебные пособия для общеобразовательных учреждений «Основы финансовой грамотности» [13] и статьи в энциклопедических изданиях. Основные источники информации, использованные в работе, были взяты из интернета.

1.1 История возникновения денег

Из детского экономического словаря узнали, что деньги – это средство, с помощью которого можно оплатить покупку, измерить ценность чего-либо и даже сколотить состояние [7].

История денег начинается еще с древних времен. В те времена люди и не знали, что такое деньги в нашем понимании. У них были товары, и они обменивались ими друг с другом, сейчас это называется бартер[2]. В разных странах были в качестве денег свои предметы и товары. Одними из древних считаются морские ракушки каури, их начали использовать в Китае примерно 3500 лет назад. Так же как платежное средство они использовались в Японии, Индии, Африке.

На Руси и в Средневековой Европе деньгами служила соль, в Мексике – какао-бобы. Самые большие деньги были обнаружены на острове Яп (в Тихом океане) - это каменные деньги Раи [6].

Но со временем люди поняли, что товарообмен не очень удобен и сложен.

В Лидийском царстве (запад нынешней Турции) в VII веке до нашей эры стали чеканить первые металлические монеты. Монеты были небольшого размера, их было удобно перемещать, хранить, поэтому они быстро распространились по всему миру.

Бумажные деньги впервые появились в 910 году в Китае.

В России бумажные деньги появились в 1769 году во времена правления Екатерины II[3].

Как мы видим, деньги прошли долгий путь своего развития и продолжают развиваться. В наше время люди широко используют как наличные - это бумажные и металлические деньги, так и безналичные деньги – это пластиковые карты и электронные деньги. В современном мире очень важно научиться правильному обращению с деньгами.

1.2 Карманные деньги и особенности отношения к ним в разных странах

Карманные деньги - это деньги, даваемые родителями ребенку на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея)[1]. Главная цель выдачи карманных денег детям, научить их правильно обращаться с деньгами. Карманные деньги - это один из инструментов обучения детей основам финансовой грамотности.

Рассмотрим особенности отношений к карманным деньгам в разных странах.

В Англии родители не стараются с раннего возраста обучать детей обращению с деньгами, чтобы не лишить их детства. В зависимости от возраста ребенка родители выдают детям карманные деньги еженедельно в среднем от 5 до 20 евро, часть из которых они предлагают откладывать в копилку. В подростковом возрасте многие англичане стараются подрабатывать. В Англии существует так называемый родительский сбор 10% от своей зарплаты. Когда дети выросли и стали зарабатывать самостоятельно, но продолжают жить с родителями, вот тогда они и платят родителям эти 10% на оплату счетов за коммунальные услуги, покупку продуктов и т.д.

Во Франции же наоборот родители приучают детей обращению с деньгами уже с 5-6 лет. Родители выдают детям кошелек и блокнотик. В блокнотиках детки записывают свои доходы и расходы, и родители контролируют их. А еще французы любят штрафовать детей за всякие провинности и шалости, уменьшая сумму карманных денег. Получают дети на карманные расходы от 5 до 30 евро, в зависимости от возраста[8].

В Германии, как и во Франции, учат детей обращаться с деньгами с детства, это даже закреплено законом. Ведомство по делам детей и молодежи издало предписание, в котором написано в каком возрасте и сколько должен получать ребенок денег на карманные расходы от родителей. Если родители не выполняют свои обязанности, ребенок вправе обратиться с жалобой и родителям выпишут штраф. На карманные расходы немецкие школьники получают также от 5 до 30 евро, но 20% от этих сумм родители забирают обратно, приучая детей всегда платить налоги. Многие дети подрабатывают, продают свои ненужные вещи, прочитанные книжки, игрушки и откладывают вырученные деньги на более «крупную покупку».

В Швеции детям до 20 лет деньги на карманные расходы платит государство 1050 крон в месяц. С этих денег им родители выплачивают карманные деньги в среднем от 20 до 100 крон. Дети их тратят на то, что им нравиться, особенно на сладости, которые можно есть только по субботам, чтобы у них были здоровые зубы. Остальные деньги копят. Шведские дети как можно раньше пытаются научиться зарабатывать деньги и стать самостоятельными. Как и в Германии, они зарабатывают деньги на продаже ненужных вещей. С 15 лет шведский школьник может открыть свою компанию.

В нашей стране, как правило, обучение обращению с деньгами происходит, когда появляется первая работа и заработная плата в 16-20 лет. По мнению финансистов и психологов этому нужно учиться с малых лет[5].

По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2018 году, посвященного теме финансовой грамотности детей, подавляющее большинство опрошенных школьников от 12 до 17 лет 87% получают деньги на карманные расходы от родителей [11]. При этом большинство стараются не тратить сразу, а сберечь полученные деньги.

Сейчас существуют в Сети много приложений, интерактивных игр, образовательных порталов для обучения детей финансовой грамотности: игра «ЖЭКА», PandaMonеуМонеткины и многие другие. Эти приложения помогут школьнику понять, что такое деньги, как ими распоряжаться, вести свой бюджет [5].

Как выяснилось, в разных странах неодинаковый подход в воспитании детей в отношении денег, но уверена, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок мог правильно и умело распоряжаться деньгами в будущем.

1.3. Анкетирование и его результаты

Чтобы изучить отношение к карманным деньгам, у школьников от 8 до 17 лет МБОУ «СОШ № 30» было проведено анкетирование. Для анкеты были подготовлены вопросы, представленные в приложении 1.

В анкетировании приняли участие 187 учащихся МБОУ «СОШ № 30» со 2 по 11 класс.

После проведения анкетирования, результаты были обработаны и представлены в таблицах (приложения 2-4).

С помощью взрослых полученная информация была представлена в виде диаграмм, которые помогли сделать сравнительный анализ по возрастным категориям.

На вопрос «Карманные деньги в вашем понимании – это», мы видим (приложение 5), что только 67 % учащихся начальной школы дают правильное определение. Тогда как у учащихся средней и старшей школы этот показатель 82% и 87 % соответственно. Количество неверных ответов у школьников средней и старшей уменьшается, однако, есть и такие ребята, которые считают, что это деньги, которые лежат в кармане и заработанные самостоятельно – 15 %.

На вопрос «Нужны ли карманные деньги школьнику?» лишь половина учеников младших классов ответила на этот вопрос положительно. Доля же учащихся средней школы, желающих иметь карманные деньги – уже 92 %, тогда как у старшеклассников сомнений нет, что деньги им необходимы – 100 % (приложение 6). Объяснить такую разницу можно тем, что учащиеся начальных классов, видимо, имеют более скромные желания, чем старшеклассники, у которых потребности становятся более разносторонними.

Ответы на вопрос «Есть ли у вас карманные деньги» показали, что желание детей иметь карманные деньги (предыдущий вопрос) не совпадает с реальной ситуацией. Как видим (приложение 7), в каждой возрастной группе количество, получающих карманные деньги регулярно, чуть ниже детских запросов. Также хочется отметить, что количество ребят, получающих карманные деньги нерегулярно, уменьшается с каждой возрастной группой – с 44 % у младших школьников до 17 % у старшеклассников.

Очень удивили ответы на вопрос «Как вы распоряжаетесь карманными деньгами?» (приложение 8). В младших классах более половины опрошенных старается отложить деньги в копилку. В средних классах этот показатель уменьшился с 66% до 38 %, а у старшеклассников еще ниже – 32%. Зато с возрастом значительно увеличивается желание потратить деньги на свои увлечения. У учащихся 2-4 классов это желание составляет всего лишь 5%, у средних классов – 29% и старшеклассники тратят до 34 %, т.е. каждый третий учащийся. Еще заметили, что тратить карманные деньги на подарки готовы 11 % учащихся младших классов, лишь 4 % - подростки и совсем не готовы это делать старшеклассники. Также интересно, что с возрастом увеличиваются затраты на сладости.

На вопрос анкеты «Разговаривают ли с вами родители, о том, как правильно распоряжаться карманными деньгами?», мы видим, что с двумя детьми из трех в младших классах родители разговаривают на эту тему. А в средних и старших классах эта тема становится еще менее обсуждаемой, лишь 39 % (приложение 9).

Можно сделать вывод, что у детей в начальных классах потребность в карманных деньгах минимальная, а с возрастом она возрастает. И это логично: дети взрослеют, становятся самостоятельными, у них появляются свои интересы, увлечения, которые требуют материальных затрат. Несколько беспокоит тот факт, что количество детей, которые умеют откладывать деньги и делать накопления с возрастом уменьшается. Отсутствие бесед родителей с детьми о правильном распоряжении деньгами также говорит о недостаточном уровне финансовой грамотности родителей, так как ученые утверждают, что финансовое воспитание надо начинать с раннего возраста.

Если мы сравним данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения 2018 года, о чем говорилось выше, и полученные нами данные, то видим, что по данным ВЦИОМ 87% школьников получают деньги на карманные расходы, а по нашим данным - 74% получают регулярно и 24 % - иногда. В вопросе, как дети распоряжаются карманными деньгами, наши данные и данные ВЦИОМ не совпали: лишь 39 % школьников 12-17 лет стараются сберечь полученные деньги. Это лишь каждый третий школьник (приложение 10).

Заключение

В процессе изучения литературы мы узнали об истории возникновения денег, отношении к карманным деньгам в разных странах. При изучении темы и сбора информации выяснилось, что печатных изданий для детей о деньгах мало, зато интернет ресурсы оказались достаточно богаты.

В ходе практической части исследования для выявления особенностей получения и отношения к карманным деньгам у учащихся 2-11 классов МБОУ «СОШ № 30» была разработана анкета и проведено анкетирование.

Анализ анкеты подтвердил то, что действительно у учащихся начальной, средней и старшей школы имеются возрастные особенности получения и расходования карманных денег, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Дополнительно в ходе практической части было проведено сравнение между данными исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 2018 года, посвященного теме финансовой грамотности детей. Результаты, полученные нами, по вопросу количества подростков, получающих карманные деньги от родителей, можно считать близкими. Тогда как результаты по вопросу сбережения полученных средств имеют большую разницу.

Новизна данной работы заключается в том, что проведенный анализ финансовой грамотности учащихся МБОУ «СОШ № 30» был проведен впервые. Поэтому считаем, что результаты проведенного анкетирования будут интересны педагогам, занимающихся преподаванием курса «Основы финансовой грамотности» и могут быть учтены при изучении отдельных тем, например «Личные расходы и доходы», «Какие расходы бывают у семьи?», «Как и зачем копить деньги?» и другие. Считаем, что и родителям, задумывающихся над вопросами финансовой грамотности собственных детей, есть над, чем поразмышлять.

Список литературы

Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с. 

Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.

Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/. –Заг. с экрана.

Демина, Е.А. Дети и деньги. Как воспитывать разумное отношение к финансам [Текст] / Е.А. Демина : Никея; М., 2018. – 288с.

Детские деньги полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими./Сбербанк [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://школа-банкира.рф/ - Загл. c экрана.

Дубровицкий, И.В. Сколько стоит рубль? [Текст] – 2-е доп. изд./И.В. Дубровицкий, В.В. Орлов – М.: Мол.гварди, 1983. – 167 с.

Евменова, Г.М. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике [Текст] : учебное издание / Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова; -М.: Просвещение, 1993.-96 с.

Карманные деньги детям: за и против./ Мои финансы интернет журнал [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://myfinpress.ru/. – Загл. c экрана.

Липсиц, И.В. Экономика [Текст]: учебник для 9 кл.общеобразоват. учрежд./ И. В. Липсиц, И. В. Смолин.- М.: Вита-Пресс, 2000.- 304 с.

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. / ГАРАНТ.РУ: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.garant.ru/- Загл. c экрана.

Релизы с данными опросов 16.01.2018 Что знают школьники о деньгах? [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://wciom.ru/. – Загл. c экрана.

Смирнова, Н. Финансовая грамотность для детей и подростков / Н. Смирнова [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://finassist.ru/– Загл. c экрана.

Чумаченко, В.В. Основы финансовой грамотности [Текст]: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Чумаченко, А.П.Горяев.- М.: Просвещение, 2017. - 271 с.

Приложение 1

Анкета

Сколько вам лет? ______________

Карманные деньги в вашем понимании – это

а) деньги в вашем кармане;

б) деньги, полученные от родителей (родственников) для личных расходов;

в) деньги заработанные самостоятельно;

г) иное _____________________________________________

3. Нужны ли карманные деньги школьнику?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Есть ли у вас карманные деньги?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Как вы распоряжаетесь карманными деньгами?

а) кладете в копилку;

б) покупаете сладости;

в) делаете подарки;

г) тратите на свое любимое увлечение;

д) на отдых и досуг;

е) иное _________________________________________

6. Разговаривают ли с вами родители, о том, как правильно распоряжаться карманными деньгами?

а) да;

б) нет.

Приложение 2

Анализ анкет по параллелям

 

2 кл.-17 чел. 

3 кл.-17 чел

4 кл.-23 чел

5 кл. - 21 чел.

6 кл. - 19 чел.

7 кл. - 17 чел.

8 кл. - 15 чел.

9 кл. - 17 чел.

10 кл. - 20 чел.

11 кл. - 21 чел.

Итого 187 чел.

1.    Сколько вам лет?

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

2.    Карманные деньги в вашем понимании – это

                     

а) деньги в вашем кармане;

4

1

1

3

 

 

 

 

1

1

11

б) деньги, полученные от родителей (родственников) для личных расходов;

7

13

18

13

17

16

11

16

16

19

146

в) деньги, заработанные самостоятельно;

3

3

4

5

2

1

4

1

3

1

27

г) иное

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3. Нужны ли карманные деньги школьнику?

                     

а) да;

5

9

12

19

17

15

15

16

20

21

133

б) нет;

7

5

6

1

 

1

 

 

 

 

36

в) не знаю.

5

3

5

1

2

1

 

1

 

 

18

4. Есть ли у вас карманные деньги?

                     

а) да;

5

9

9

13

11

11

12

14

17

17

118

б) нет;

7

1

1

 

1

 

 

1

 

 

11

в) иногда.

5

7

13

8

7

6

3

2

3

4

58

5. Как вы распоряжаетесь карманными деньгами?

                     

а) кладете в копилку;

13

12

13

7

8

6

5

7

6

7

84

б) покупаете сладости;

 

1

1

4

2

 

2

3

3

4

20

в) делаете подарки;

1

2

3

1

 

2

1

 

 

 

10

г) тратите на свое любимое увлечение;

 

1

2

7

7

6

4

2

8

6

43

д) на отдых и досуг;

 

 

4

 

2

 

1

4

3

4

18

е) иное

3

1

 

2

 

3

2

1

 

 

12

6. Разговаривают ли с вами родители, о том, как правильно распоряжаться карманными деньгами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) да;

7

13

19

6

7

4

5

13

5

11

90

б) нет.

10

4

4

15

12

13

10

4

15

10

97

                       

Приложение 3

Анализ анкет по возрастным категориям

 

Начальная школа

57 чел. 

Средняя школа

89 чел.

Старшая школа

41 чел.

Итого 187 чел.

2.    Карманные деньги в вашем понимании – это

       

а) деньги в вашем кармане;

6 (10%)

3(3%)

2(5%)

11

б) деньги, полученные от родителей (родственников) для личных расходов;

38(67%)

73(82%)

35(85%)

146

в) деньги, заработанные самостоятельно;

10(18%)

13(15%)

4(10%)

27

г) иное

3(5%)

0

0

3

3. Нужны ли карманные деньги школьнику?

       

а) да;

26(46%)

82(92%)

41(100%)

133

б) нет;

18(32%)

2(2%)

0

36

в) не знаю.

13(22%)

5(6%)

0

18

4. Есть ли у вас карманные деньги?

       

а) да;

23(40%)

61(69%)

34(83%)

118

б) нет;

9(16%)

2(2%)

0

11

в) иногда.

25(44%)

26(29%)

7(17%)

58

5. Как вы распоряжаетесь карманными деньгами?

       

а) кладете в копилку;

37(66%)

34(38%)

13(32%)

84

б) покупаете сладости;

2(4%)

11(12%)

7(17%)

20

в) делаете подарки;

6(11%)

4(4%)

0

10

г) тратите на свое любимое увлечение;

3(5%)

26(29%)

14(34%)

43

д) на отдых и досуг;

4(7%)

7(8%)

7(17%)

18

е) иное

4(7%)

8(9%)

0

12

6. Разговаривают ли с вами родители, о том, как правильно распоряжаться карманными деньгами?

       

а) да;

39(68%)

35(39%)

16(39%)

90

б) нет.

18(32%)

54(61%)

25(61%)

97

Приложение 4

Анализ анкеты учащихся в возрасте 12-17 лет

 

12-17 лет, кол-во

12-17 лет, %

4. Есть ли у вас карманные деньги?

   

а) да;

79

74%

б) нет;

2

2%

в) иногда.

25

24%

5. Как вы распоряжаетесь карманными деньгами?

   

а) кладете в копилку;

39

37%

б) покупаете сладости;

14

13%

в) делаете подарки;

3

3%

г) тратите на свое любимое увлечение;

35

33%

д) на отдых и досуг;

14

13%

е) иное

6

6%

Приложение 5

Карманные деньги в вашем понимании – это …

Приложение 6

Нужны ли карманные деньги школьнику?

Приложение 7

Есть ли у вас карманные деньги?

Приложение 8

Как вы распоряжаетесь карманными деньгами?

Приложение 9

Разговаривают ли с вами родители, о том, как правильно распоряжаться карманными деньгами?

Приложение 10

Анализ анкеты для учащихся в возрасте 12-17 лет «Есть ли у вас карманные деньги?»

Просмотров работы: 29