Введение
В современном мире невозможно представить жизнь без различных видов транспорта и чем больше на городских улицах становится транспорта, как общественного, так и частного, тем острее и болезненнее становится проблема своевременного перемещении по городу.
Как показывает практика, не всегда общественный наземный транспорт передвигается по расписанию, его движение во многом зависит и от наполненности пассажирами, и от обстановки на улицах. Маршрутное такси маневреннее и быстрее, однако, безопасность пользования этой услугой остается под большим вопросом.
Поэтому самым оптимальным способом передвижения по городу является такси. Услуги такси позволяют передвигаться по городским улицам быстро и безопасно.Люди стали больше ценить собственное время и привыкли ездить с комфортом. Поэтому, такси как бизнес - это довольно прибыльная затея, но конечно при условии, что все спланировано грамотно. Однако, в связи с высокими требованиями по законодательству на выдачу лицензии, существует большое количество нелегальных фирм, которые не лицензируется, так как не хотят платить повышенные налоги.
Объект исследования – несоблюдение таксистами законов, устанавливающих правила для перевозки пассажиров.
Предмет исследования – рынок такси.
Цель исследования: изучение обязанностей таксистов, а так же причин, связанных с уклонением перевозчиков от законов.
Задачи исследования:
- изучить историю возникновения такси;
- выявить нарушения таксистов;
- рассмотреть законы, устанавливающие правила для перевозчиков;
- провести анкетирование;
- систематизировать результаты, полученные при исследовании;
- проанализировать полученные результаты;
- предложить пути их решения.
Используемые методы:
-наблюдение;
-обобщение;
-опрос (анкетирование);
-анализ.
История создания такси
В современном мире под такси подразумевается пассажирский транспорт, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику – таксометру.
Примитивные прототипы такси появились в Лондоне в 1636 году, когда лондонские кучера получили лицензию на извоз. A к середине XIX века извозчики пересели на двухколёсную открытую повозку – кабриолет, который очень быстро стал называться «кэбом».
В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы, оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос. Самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешало утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации. Но рынок заставил нечистых на руку водителей измениться или покинуть этот бизнес.
Развитие перевозок в России началось еще задолго до того, как появились первые автомобили. Будущие «таксисты» в то время назывались извозчиками, а в роли транспортных средств использовались различные виды экипажей, отличающиеся внешним видом, качеством отделки, лошадьми и соответствующей ценовой политикой.
Долгое время извозчики в России перевозили людей на своих экипажах, пока в 1907 году одна из популярных газет «Голос Москвы» не поведала своим читателям о первом появлении в столице извозчика на автомобиле. С этого момента практически каждый из работников транспортной сферы мечтал обзавестись своей собственной машиной и вскоре многие так и сделали.
В конце 1924 года столичной администрацией было принято решение о создании своего собственного «советского» парка такси. Вскоре у заграничных производителей были куплены наиболее подходящие для перевозок автомобили, а уже через десять лет в автопарк начали внедряться отечественные машины, что позволило увеличить его в несколько раз.
Законы, регулирующие деятельность такси
Деятельность такси регулируется законодательными актами:
-Федеральный Закон о безопасности дорожного движения ;
-Правила дорожного движения ;
-ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;
-КоАП России (Кодекс об административных правонарушениях) - определяет штрафные санкции за нарушения общепринятых законодательных норм.
Конкретно ФЗ №69 устанавливает и регулирует правила относительно регистрации, порядок получения лицензии, требования к используемым транспортным средствам, правила безопасности.
В 2019 году в закон были внесены правки, которые определили новые правила для служб и водителей. Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Были введены новые штрафы за административные нарушения, такие как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Контролировать выполнение требований будут региональные органы власти.
Нелегалов меньше не становится, хотя Федеральный Закон № 69 , не позволяющий оказывать услуги такси без соответствующего разрешения, был принят Государственной Думой ещё в 2011 году. Тогда же штраф за работу в такси без лицензии составлял пять тысяч рублей и с тех пор ничего не поменялось, хотя обещаний по поводу повышения штрафа до пятнадцати-двадцати тысяч было много. К сожалению, нет жёсткого контроля ,а из-за этого есть проблемы. Ведь нелицензированные такси зачастую -это автомобили в плохом техническом состоянии и водители без стажа и плохой ездой, а результат- наличие большого количества аварий с участием такси. Так же из-за нелегальных таксистов бюджет ежегодно недополучает налоговых поступлений.
В нашем регионе десятки таксомоторных компаний и сотни частников, однако, сдавать документы в Минтранс (Министерство транспорта) они не спешат, надеясь, что закон так и останется на бумаге, другие же уверены, что легализация потребует непомерных затрат. В областном Минтрансе уверяют, что за такси ведётся строгий контроль, а расходы на регистрацию не столь обременительны. Конечно, многим водителям приходится регистрироваться в качестве частных предпринимателей и платить налоги. Кроме того, легальные таксисты раз в полгода должны проходить техосмотр и перед каждым выездом получать допуск врача.
Многие предприниматели не спешат получать лицензии на бизнес, так как считают, что к её оформлению предъявляются слишком большие требования по законодательству, а это большие затраты, и чтобы выдали разрешение необходимо сдать документы, по которым будет видно все ли законно на данном предприятии. ...............................оцессов и производств ()
Проблема нелегального бизнеса такси в других государствах
Не только в Мурманской области широко распространена проблема нелегального такси. Она очень актуальна для многих государств. Например, в Финляндии полиция города Хельсинки не в силах бороться с засилием таксистов-нелегалов. Только за последний год сотрудниками правоохранительных органов было оштрафовано более 30 таксистов, которые занимаются частным извозом, не имеет на это соответствующего разрешения. Максимальное количество водителей, подрабатывающих «такси», выезжает на улицы города в ночное время. Особенно активно нелегалы действуют в период перед рождеством, когда и спрос на услугу значительно возрастает.
В Италии эту проблему попытались решить не при помощи полиции, а с помощью единой службы такси, которая действует пока только на территории Рима. Специальная программа распознает местонахождение клиента и адресует заказ на ближайшую парковку такси. Стоимость проекта составила 90 тысяч евро. Однако мэр города Джанни Алеманно надеется, что эти меры помогут в борьбе с таксистами, которые занимаются извозом, не имея на это лицензии.
В Беларуссии налоговики при каждой второй проверке работы таксистов выявляют нелегальных перевозчиков. Так, в январе-июне 2019 года специалисты инспекций МНС провели больше 400 контрольных мероприятий в отношении таксистов. Результат — обнаружили 209 нелегалов, которые оказывают услуги по перевозке без государственной регистрации.
Таксист в Китае - это стабильная и высокооплачиваемая профессия. Поэтому борьба с нелегальными водителями, не имеющими лицензии, идет довольно жесткая. Кроме того, что нелегальные водители не платят налогов с выручки, некоторые вообще ездят на автомобилях, собранных из сомнительных запчастей. Конечно же, правоохранители усиленно борются с этой проблемой, но как показывает практика, это не так-то просто. Чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нужно не только его поймать, что в условиях мегаполисов, уже представляется сложнейшей задачей. Ещё нужно произвести контрольную закупку и доказать факт перевозки, причём проверяющим запрещено прибегать к разного рода провокациям. Уличённому в преступлении таксисту, грозит огромный штраф или тюремное заключение, вплоть до 5 лет. Конфискованные машины отправляют на переработку, но иногда, в назидание остальным, власти устраивают показательные акции и отдают автомобили для расправы легальным таксистам. Так, в провинции Аньхой, с огромным энтузиазмом и практически голыми руками, ими было растерзано 156 автомобилей.
Заключение
Возможно, такое ужесточение мер за несоблюдение законодательства, как в Китае, поможет избавиться от нелегальных таксистов и улучшить экономику. Так же можно организовать специализированные стоянки для лицензированных такси возле крупных объектов инфраструктуры, ужесточить штрафы, изымать у нелегалов автомобили и лишать их водительских прав.
От работы таксиста, в процентах от оборота, государство получает в виде акцизов и таможенных пошлин порядка 60% от цены топлива и 30% от цены импортного автомобиля. Если удастся навести порядок в сфере таксомоторных перевозок, к этим поступлениям добавятся отчисления в виде налогов и взносов в Пенсионный фонд РФ, а также средства от продажи лицензий.
Список использованных источников
1. Википедия «Такси» - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Такси (дата обращения: 17.06.2019)
2. История такси в России - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mastertaxi.ru/history-of-taxi-russia (дата обращения: 17.06.2019)
3. Актуальность такси - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ruarchive.com/archives/20438 (дата обращения: 03.07.2019)
4. Организация перевозок в режиме легкового такси-[Электронный ресурс] Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-perevozok-v-rezhime-legkovogo-taksi
5.Самозанятость таксистов -[Электронный ресурс] Режим доступа:https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fiz.ru%2F852842%2Faleksandr-volobuev%2Fshashechnyi-razbor-taksisty-perekhodiat-na-samozaniatost
Приложение
Статистика аварий с участием такси РФ за 2015-2018 год.
Требования к таксистам |
-Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдаётся на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе. -Разрешение выдаётся на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение. -Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения. -В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдаёт юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передаёт информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам: 1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям: а) утратил силу. - Федеральный закон от 23.04.2012 N 34-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; в) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трёх лет; (п. 2 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра. |
|
Штрафы |
Штраф за работу без разрешения (лицензии): -50.000 рублей для отдельного водителя; -100.000 рублей для водителя,который оформлен как ИП; -400.000 рублей для юридических лиц; -Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки»,то водитель заплатит штраф 5.000 рублей,должностное и ответственные лица 20.000 рублей,юридическое лицо 500.000 рублей; Штраф за отсутствие кассы: -от 2.000 до 10.000 рублей,если пассажир не получит чек; -от 30.000 рублей,если в службе вообще не применяется касса; Штраф за неправильное оформление машины: -Если в машине нет информации о водителе и перевозчике,то водитель заплатит штраф 1.000 рублей,должностное лицо - 10.000 рублей,юридическое лицо - 30.000 рублей; -Если на машине нет фонаря или «шашечек»,или она покрашена в неустановленный цвет,штраф с водителя- - 3.000 рублей,с должностного лица - 10.000 рублей,с должностного лица - 50.000 рублей. |
6