Введение
В макроэкономике экономическая безопасность — это такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов[7].
Экономическая безопасность, с точки зрения государственности–это совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства (http://abc.informbureau.com/html).
Аспектами деятельности, непосредственно, влияющими и направленными на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности являются:
- разработка, принятие и исполнение законодательных актов, оптимально обеспечивающих сохранение и поддержание этого уровня;
- контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств
- борьба с коррупцией на всех уровнях;
- инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств;
- усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии;
- развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством;
- глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий.
1. Анализ современных возможностей внешней среды в Российской Федерации
В настоящее время президентом РФ Путиным В.В. поставлена реально необходимая и возможная задача по удвоению ВВП в ближайшее время, которая имеет следующее решение.
Удвоение ВВП для современной государственности является основной геополитической задачей в целях обеспечения собственной экономической безопасности.
В соответствии с экономической теорией, ВВП как стоимость всех произведенных товаров, услуг и работ в данном месте за данный период исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости плюс чистые налоги, а величина разрыва ВВП зависит от уровня безработицы. В этой связи, освоение в России 3-5 млн. рабочих мест (рисунок 1), увеличит поступления от НДФЛ, НДС, налога на прибыль и других налогов, доля которых в бюджетах регионов достигает 50 %, а, следовательно, и ВВП страны вдвое. Поэтому следует снизить уровень безработицы, определив причины её негативных основ.
Рисунок 1 – Динамика безработных по возрастным группам
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. –http://www.gks.ru/)
1. Следует отметить, что распределение безработных в России по возрастным группам в течении периода с 2010г по 2015г стабильно.
2. Наибольшим потенциалом креатива, и, следовательно, наибольшим уровнем добавленной стоимости обладает трудовой ресурс в возрасте от 20 до 40 лет. Уровень этой категории безработных в России составляет более 50 % от всех – около восьми миллионов человек. В этой связи размер поступлений от продажи патентов самозанятым перекроет штрафные санкции выявленным и доступным из них, это около 10 млрд.руб. в год, при годовой стоимости патента 1200 рублей (1200р.*8000000чел=9,6 млрд.) или около 5 % доходн6ой части бюджета Краснодарского края.
3. Безработица среди молодежи до 20 лет держится на сравнительно низком уровне в 5-6 % от всей численности безработных, это связано с тем, что преобладающее число лиц данного возраста заняты в учебных заведениях (школы, колледжи, университеты) и тем самым не может быть отнесено к безработным, фактически эти люди не работают лишь официально. При этом в 2018 году по данным Минобрнаукии в России около 10 млн. студентов – нетрудно подсчитать, если это количество людей будет работать 2 месяца в год официально, то отчисления в бюджет по НДФЛ, при зарплате 10000 рублей в месяц составит 26 млрд.руб в год или 10 % доходн6ой части бюджета Краснодарского края.
4. Уровень безработицы граждан России в возрасте 20-29 лет в размере 38, 3 % к общему их числу вполне объясним тем, что молодые профессионалы впервые выходят на рынок труда и ввиду отсутствия подходящих рабочих мест, низкой конкурентоспособности им требуется время, чтобы обрести опыт и найти работу. При этом обеспечение стабильности в этом аспекте может дать около 100 млрд. рублей только по НДФЛ. Наряду с этим не стоит забывать, что параллельно, в вышеозначенных расчетах увеличатся поступления по социальным налогам. Вырастут объемы реализации (работ, услуг, товаров), а это значит, что увеличатся поступления по налогу на прибыль и НДС, для расчёта этой величины потребуется понять дифференциальную составляющую (расчет средневзвешенной величины).
В рамках молодежной политики в России различными законодательными актами решаются следующие задачи:
– обеспечение трудовой мобильности и сезонной занятости молодежи, в том числе пропаганда и развитие движения студенческих отрядов, трудовых, ученических и производственных бригад;
– содействие постоянному трудоустройству молодых граждан;
– содействие предпринимательской деятельности молодежи;
– организация стажировок молодых граждан в организациях и на предприятиях города.
5. Следующим по значимости фактором увеличения ВВП является снижение экономических преступлений и возврат потерь связанных с этим. Только за 2015 год в России выявлено более 200 различного вида правонарушений экономической направленности, причем в некоторых регионах потери от них составляют более 6 % (Краснодарский край: постановление от 25.02.16 № 2225-П) доходной части бюджетов, что является прямой угрозой их разбалансированности и, следовательно, нарушает исполнение бюджетной политики государства, приводит к снижению ВВП.
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемые инструменты позволяют снизить себестоимость СД и ОРМ, а, следовательно, расходную часть бюджета России, т.е. стабилизировать её экономическую безопасность. Кроме того более скорый возврат украденного обеспечивает его величину. Средняя величина, рассчитанная по докладам глав УВД регионов, составляет около 6% их бюджетов – это около 10 млрд.руб. в одном только Краснодарском крае.
2. Разработка модели экономической безопасности РФ
Согласно словарям «Википедии» экономическая безопасность или финансовая безопасность — это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. То есть будут ресурсы – будет доход и наоборот – значит экономика в безопасности.
Представление реализации вышеназванных аспектов, с целью контроля, оценки и корректировки возможно лишь посредством многомерного отображения разнонаправленных векторов деятельности (рисунок 2).
Рисунок 2. При пересечении двухмерного пространства трёхмерным объектом, в двухмерном пространстве появляется лишь двухмерная проекция.
На рисунке 2 отображается, как двухмерные наблюдатели смогут наблюдать возникновение объекта в их двухмерном мире. В этой связи можно сделать вывод, что равномерное проектирование событий зависит от их состава, его соответствия точке отсчета и взгляда наблюдателя. Поэтому расчет показателей экономической безопасности исходя из событий, происходящих в определенное время, состоит из сумм сил векторов, воздействующих на плоскость (события).
При этом параллельно будут проходить более двух процессов, имеющих более двух проекций, то есть деятельность организаций, в целях экономической безопасности, необходимо представлять в виде многомерной пространственно – временной модели.
Таким образом, можно сделать вывод, что степень экономической безопасности (СЭБ) зависит от полноты составляющих её величин, мерность которых взаимосвязана между собой и возможна к расчетам. В этой связи экономически безопасную деятельность можно представить в виде модели куба, имеющего мультимерное отображение комплекса взаимозависимых процессов рисунок 3
Таким образом, взаимосвязи основных, конкретных и целевых функций эффективного управления экономически безопасной деятельностью могут быть выражены через затраты труда в нормо-часах на результативное управление и его функции в конкретных единицах – нормативных трудоемкостях операций целого процесса (НТОЦП). То есть НТОЦП – это неотъемлемая и целостная часть деятельности организаций, требующая стандартной полной комплектности в целях обеспечения национальной безопасности государства, как гаранта возможности развития бизнеса.
3 ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УВЕЛИЧИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ВВП РОССИИ ВДВОЕ
В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением и первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Наряду с этим операция внедрения в инновационном процессе является наиболее значимым, так как занимает длительный период (рисунок 5), что в свою очередь увеличивает инвестиции и, следовательно, риски «старт – апов». Последнее напрямую угрожает экономической безопасности организации, так как развитие и инноватика понятия не разделимые и, как действия, обязательные.
Р исунок 5 - Динамика внедрения передовых технологий (единиц) по длительности и составляющим в 2015 году в России (Госкомстат)[1]
Кроме того, по данным статистики[1], в Российской Федерации исследованиями и разработками в 2015 занимались 761252 человека из них нанотехнологиями – 14873. При этом следует учитывать тот факт, что исследователей в этом процессе менее половины (рисунок 6).
Рисунок 6 - Распределение участников процесса исследований и разработок по данным Госкомстата России в 2015 году.
Наряду с этим удельный вес убыточных предприятий относительно их общего числа (около 400 тысяч на 2015 год) остается угрожающим, даже при положительной динамике, составляя в России и Дальнем Востоке в частности - более трети в их общей массе (около 130 тысяч).
Типичными причинами, по данным Федеральной службы финансового оздоровления РФ являются:
- а) нецелевое использование амортизационных начислений и отсутствие фондов развития предприятий при высоком износе основных средств (рисунок 7).
Рисунок 7 - Динамика износа основных средств в России по данным Госкомстата[1] на начало 2015 года.
б) Низкий уровень технологий и длительный срок внедрения инноваций (рисунок 8). Что, как и пункт «а» подтверждают данные Российского ежегодного статистического сборника.
В этой связи отсутствие системы мониторинга процессов внедрения инноваций создает условия для кризисных ситуаций, а длительный срок внедрения инновации ведёт к перераспределению её владельца. Подтверждением этого может служить то, что многие Российские разработки внедрены иностранными компаниями, так с 2000 года по 2011 год число соглашений на реализацию технологических инноваций в среднем на 15 % превышало их импорт (рисунок 8).
Рисунок 8 - Анализ экспорта и импорта технологических инноваций в России (2000 – 2015).
Причём рентабельность реализации соглашений по их экспорту на 50 процентов меньше чем их импорта (рисунок 9).
Рисунок 9 – Анализ рентабельности экспорта и импорта технологических инноваций в России (2000 – 2011гг).
Следовательно, увеличение объёма импорта технологических инноваций позволяет увеличить рентабельность промышленных предприятий и прибыль, остающуюся в их распоряжении вдвое. Что в свою очередь, может создать основу для формирования фондов развития, финансирующих внедрение инноваций. В настоящее время, по данным Госкомстата[1] удельный вес затрат на технологические инновации в их общем объеме составляет около четверти (рисунок 10).
Рисунок 10 - Соотношение удельного веса затрат на технологические инновации и удельного веса предприятий, внедряющих инновации к их общему объёму.
Увеличенные на срок внедрения такие затраты могут поглощать большую часть чистой прибыли, что в свою очередь может привести к лишь убыточному существованию предприятий – новаторов. И от ожидаемого прогресса регрессивно отразиться на их развитии. Трудоёмкость инжиниринга в общем процессе внедрения является наибольшей (рисунок 10). При этом окончательный расчёт экономической эффективности от внедрения инновационного проекта зависит от завершения отдельных процессов: конструкторской разработки и части расчётов по ней; технологического проектирования и расчётов по нему и т.д. Этот процесс можно ускорить за счёт снижения времени на расчёты экономической эффективности от внедрения инноваций, что в свою очередь позволит своевременно подать заявку на участие в тендере и увеличить количество таких заявок. А, в конечном счёте, и результатов, за счёт которых можно загружать производственные мощности.
Рисунок 11 – Вид окна отражающего процесс расчёта экономической эффективности инновационных проектов основанный на программе «КУБ МЕНЕДЖЕРА»[4] (пример).
Наиболее удобным способом расчётов, по мнению экспертов, являются общепризнанные формы, такие как EXCEL и другие, они не требуют длительной подготовки и в ряде «УЗов» являются базовыми. В этой связи, для расчётов предлагается использовать программу «КУБ МЕНЕДЖЕРА», свидетельство о регистрации № 2011610737, автором которой является С.В.Харченко. Это специальная программа, позволяющая мгновенно рассчитывать и корректировать экономическую эффективность от внедрения инновационных проектов на всем протяжении инновационного процесса (рисунок 11).
Заключение
Таким образом, предлагаем внести в:
1. Налоговый кодекс РФ - Замена 40 % основных средств в России и технологические инновации, связанные с этим, позволят увеличить ВВП России минимум на 20 %, т.к. среднее увеличение производительности за счет реновации составляет 20 % (рисунок 7);
2. Закон «Об образовании» РФ - Обязательное прикрепление на практику всего процесса обучения в СУЗе и ВУЗе всех студентов с дальнейшим обязательным трудоустройством увеличат фонды оплаты труда организаций и отчисления в бюджет по НДФЛ и социальным налогам не менее чем на 20 % (рисунки 1,11);
3. Гражданский кодекс РФ - Введение ОСБ – обязательного страхования бизнеса (договоров контрагентов) и создание обязательной структуры организации (ОСО) сократит банкротство организаций до минимума, т.е. увеличит количество рентабельных организаций минимум на 30 % к их нынешнему числу, что позволит увеличить поступления по налогам на прибыль, НДС и т.п. минимум на 30%
Эти изменения по нашим расчетам принесут в бюджет России 136 миллиардов рублей.
Таким образом, экономическая безопасность государства тем выше, чем больше добавленная стоимость производства и услуг, остальные коэффициенты. При этом величина добавленной стоимости обеспечивает часть ВВП в виде налога на прибыль и НДС, заработной платы и налогов на неё и т.д. (таблица 6)
Таким образом, вышеизложенное, кроме определения величин и структуры экономической безопасности регионов и страны в целом, позволяет предложить некоторые изменения в законодательные акты, обеспечивающие экономическую безопасность государства с целью увеличить ВВП вдвое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Российский статистический ежегодник 2014:Статистический сборник/ Росстат. – М .,2015. – 826с.
Гунин В. И., ИвоДирикс (Yvo V.I. Dirickx) – профессор университета г. Лёвен (Бельгия), 17-модульная программа для менеджеров Г 93 «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: «ИНФРА-М», 1999. – 328
Усанов И.Г. Реинжиниринг бизнес процессов КнАГТУ 2007 - 125
Харченко С.В. «Стратегическая необходимость и инструментарий интенсификации инновационных внедрений в России» - «Инновации», журнал, Санкт – Петербург. №7 (105), июнь, 2007.- с100
Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 N 19(ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) "специалист")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2011 N 20440)
Путенихин П.В., Материя, Пространство, Время. – Самиздат, 2007, http://zhurnal.lib.ru/editors/p/putenihin_p_w/materia.shtml
С.В.Харченко. Концептуальная модель экономической безопасностидеятельности организаций. – Материалы международной научно-практической конференции Современная экономика России: опора на внутренние резервы и поворот на Восток. Под ред. Д-ра экон. Наук проф. М.Б.Щепакина Краснодар: Изд. КЦНТИ. 2015.- Том 2. 287 с..-С.219-223
С.В.Харченко. Обеспечение экономической безопасности посредством увеличения добавленной стоимости. – Краснодар: Экоинвест, 2015.- 274 с.