Маркетинговое исследование рынка чая в Нижнем Тагиле

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маркетинговое исследование рынка чая в Нижнем Тагиле

Берая Т.Д. 1
1МБОУ СОШ № 70
Суханова М.П. 1
1МБОУ СОШ №70
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Чай, как напиток, известен с давнейших времён. Сегодня мировая тенденция распространения чая такова: среди всех напитков, употребляемых человечеством, чай занимает первое место. Интерес к чайной церемонии и культуре чаепития растёт во всём мире. Мы выбрали тему исследования «Маркетинговое исследование рынка чая в Нижнем Тагиле».

Сегодняшние потребители становятся более требовательным к качеству чайных продуктов. Чайные производители, стремясь удовлетворить потребительские запросы, расширяют ассортимент чайных напитков, вырабатывают новые линии и виды.

Цель исследования – анализ рынка чая в Нижнем Тагиле.

Объект исследования – рынок чая в России.

Предмет исследования – рынок чая в Нижнем Тагиле.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Проанализировать и выявить особенности состояния российского рынка чая.

3. Выявить потребительские предпочтения тагильчан и сравнить с показателями по России.

4. Разработать маркетинговую стратегию для реализации чая, необходимого тагильчанам и рекламный видеоролик.

Методы исследования: анализ и синтез; анкетирование; сравнение.

В настоящее время российский рынок чая характеризуется как насыщенный. Причина состоит в высоком уровне популярности напитка среди потребителей: в количественном отношении рынку расти практически некуда - его потребляет почти 100% россиян, и рынок чая практически прекратил свой рост. Об этом же свидетельствует статистика [3]. Внутри рынка отмечаются такие процессы, как появление новых марок, изменения в дизайне упаковки, формирование оригинальных чайных коллекций. С этой точки зрения, российский чайный рынок динамично развивается, [3].

Основными тенденциями развития рынка чая в настоящее время являются: смещение спроса в сторону средних и более дешевых сортов чая, вызванное финансовым кризисом, рост розничных цен на чай, обострение конкуренции, [4]

Э ксперты ассоциации «Росчайкофе» отмечают, что в прошлом году спрос на чай оставался стабильным. Рынок чая в значительной степени зависим от импорта. Собственное производство чая в России в настоящее время крайне невелико: он производится в Краснодарском крае. Более чем 95% потребляемого в РФ чая импортируется и фасуется на российских производственных предприятиях (рисунок 1). Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Индонезии, Кении. Что касается уже расфасованного чая, то его доля импорта на рынке - около 60% [5], данные «РБК. Исследования рынков», (рис. 1).

Что касается ведущих марок на рынке чая, то в сегменте черного чая это ТМ «Образец 1» («Орими Трэйд»), в сегменте зеленого – ТМ «образец 1» (Ahmad Tea Ltd). Пять ведущих марок занимают около 65% рынка в натуральном выражении. В пятерку лидеров в 2017 году вошла марка Образец 2 («Орими Трэйд»), которая за год поднялась на 10 рейтинговых мест (таблица 1), [1].

Сегмент рынка чая

Марка

Место в рейтинге

Черный

Образец 1

1

Образец 2

2

Образец 3

3

Образец 4

4

Образец 5

5

Зеленый

Образец 1

1

Образец 2

2

Образец 3

 

Образец 4

 

Образец 5

 

Ч то касается каналов продаж чая, то, по данным компании Nielsen, в первой половине 2017 года на долю супер -, гипер - и минимаркетов пришлось 58% в стоимостном выражении, т. о., они стали основными каналами продаж чая (рис. 5), источник данных – Nielsen, [1].

Основные выводы: рынок чая продолжает развиваться и является одним из самых стабильных; основные тенденции 2018 года - рост средней розничной цены чая, изменение потребительских предпочтений в пользу более дешевых сортов чая. Однако значительное повышение цен не повлияло на общее состояние рынка и не привело к снижению спроса; россияне расширяют свои предпочтения, переходя на зеленые, фруктовые и травяные чаи. Увеличивается и доля пакетированного чая.

В конце 2016 года случился прорыв – чаеводы объединились и создали Ассоциацию производителей краснодарского чая («Адлерский чай», «Дагомысчай», «Мацестинский чай», «Солохаульский чай», «Хоста-чай»). В «Росчайкофе» отметили, что появление в составе ассоциации компании, развивающей бренды на основе отечественного сырья, будет способствовать восстановлению чаеводства в России и популяризации краснодарского чая на мировом рынке, т.к. краснодарский чай имеет высокий экспортный потенциал.

«Крымский чай», как бренд претерпевает свой второй расцвет. Коллективные хозяйства претерпели распад и разруху. Сейчас многие из них стали частными владениями, так называемым семейным бизнесом, который активно развивается и становится узнаваемым за границей.

Как бы ни была заезжена фраза «Поддержим отечественного производителя», в ситуации с чаем она особенно актуальна. Нашему чаю есть куда развиваться, есть люди, которые вкладываются в производство своими силами и временем. Поэтому стоит перешагнуть представления о низкосортном или неоправданно дорогом российском чае.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ЧАЯ В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ

Согласно данным статистики, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, причем треть из них выпивает по 4 и более чашек в день, примерно 1,1 кг чая, а если принять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит примерно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашки в день. Чай занимает особое положение среди импортируемых продовольственных товаров – он фактически единственный включается в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для российского населения. В настоящее время ассортимент чая поражает многообразием и обилием видов и сортов. В связи с тем, что супермаркеты являются самым популярным местом покупки чая, то рассмотрим подробнее ассортимент чая на примере торговой сети «Пятерочка». Данный магазин расположен по улице Ильича, 39, рядом с нашей школой. Ассортимент торговых марок, реализуемых в магазине «Пятерочка» представлен на рисунке 6, ассортимент чая довольно разнообразен.

На рисунке 7 видно, что большую часть ассортимента представляет ароматизированный чай, на втором месте черный и лишь малую часть занимают зеленый и травяной чаи. Это связано с расширением ассортимента ароматизированного чая на рынке.

Цены на чай в данном магазине колеблются от шестидесяти до четырехсот рублей, в зависимости от торговой марки и фасовки. Чай торговых сортов поступающий в торговую сеть Нижнего Тагила предпочтительно имеет полужесткую упаковку массой по 25, 50, 75, 100, 200 г, а также фасуется в пакетики для разовой заварки массой 2; 1,5 г.

В целом, по торговой сети «Пятерочка» Нижнего Тагила чёрный чай представлен 12 марками, 6 из которых - чёрный листовой чай, 12 - пакетированный. Зелёный чай представлен 6 марками, 3 из которых - листовые, а 6 - пакетированные. Остальной чай представлен 20 видами (весовой, травяной и фруктовый). С целью выявления потребительских предпочтений в отношении чайной продукции, были проведены опросы потребителей чайной продукции Нижнего Тагила в период декабря 2018 г. Учитывая ассортимент чайной продукции, было проведено изучение потребительских предпочтений.

Чай, как продукт питания, в потребительской корзине занимает 11 место. Но цены на чай постоянно растут. Необходимо пересмотреть значимость чая в минимальном наборе продуктов питания в потребительской корзине (таблица 5). Минимальный набор продуктов питания

           

Номер строки

Наименование продуктов питания

Единица

измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

1

2

3

4

5

6

1.

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

килограммов

132,0

100,3

78,2

2.

Картофель

килограммов

87,8

70,0

85,5

3.

Овощи и бахчевые

килограммов

115,2

105,0

115,4

4.

Фрукты свежие

килограммов

60,0

45,0

118,1

5.

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

килограммов

23,8

21,2

21,7

6.

Мясопродукты

килограммов

58,9

54,5

44,2

7.

Рыбопродукты

килограммов

20,0

18,0

18,6

8.

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

килограммов

254,8

235,8

359,9

9.

Яйца

штук

210,0

200,0

201,0

10.

Масло растительное, маргарин и другие жиры

килограммов

12,5

10,0

6,1

11.

Прочие продукты питания (соль, чай, специи)

килограммов

4,9

4,1

3,5

В ходе анализа полученных данных (рис. 9), было выявлено, что наибольшее предпочтение черного и зеленого чая наблюдается среди потребителей 20 - 45 лет. Около 75% женщин и 25% мужчин, останавливаются в своём выборе на черном чае. Вторую позицию потребительских предпочтений занимает зеленый чай (65% женщин и 35% мужчин в возрасте от 20 до 45 лет).

Также, большую популярность приобретают «чаеподобные» чаи (фруктово-ягодные, ароматизированные, травяные, цветочные) около 18% респондентов мужчин и 38% женщин в возрасте от 30 до 45 лет. Красный и белый чаи предпочитают около 2% мужчин и 3% женщин в возрасте от 18 до 25 лет.

П олученные результаты свидетельствуют, что большинство потребителей предпочитают покупать чай и чайную продукцию два-три раза в месяц (38%) опрошенных. Около 30% потребителей совершают покупку 1 раз в месяц. Учитывая, что чай является продуктом повседневного использования, он имеет стабильный спрос в реализуемых торговых предприятиях нашего города. За счет того, что одной упаковки чая, вне зависимости от вида, хватает на значительный срок, частота его покупок по сравнению с другими товарами – средняя (рис. 17).

С ледующий этап исследования относится к выявлению критерия предпочтений потребителей чайной продукции по частоте употребления (рисунок 10). Можно сказать, что чай - традиционный напиток, употребляют его в различных случаях: по утрам (57,6%), после еды (49,8%), за компанию (36,2%), в перерывах между работой (32,3%), вечером перед сном (29,6%). Стоит отметить, что мужчины в основном пьют чай в перерывах между работой или за компанию, тогда как наибольшая доля женщин предпочитают пить чай по утрам, после еды или перед сном. Большинство респондентов предпочитает горячий и теплый чай (48,5% и 30,5% соответственно). Также было установлено, что наибольший процент опрошенных предпочитает употреблять чай и чайную продукцию в зимнее время года (40%), на втором месте весеннее время (27%) и осень (21%). Установлено, что мнение большинства опрошенных, разделились между фасованным (44%) и пакетированным (56%) чаями, рассыпной чай пользуется спросом лишь у 10% потребителей, растворимый, прессованный - у 3%. Следует отметить, что наибольшим спросом у женщин (38%) пользуется рассыпной чай, а у мужчин - пакетированный (около 42%). Это связано с нежеланием мужчин тратить время на заваривание напитка (рис.11).

Р ассматривая предпочтения в зависимости от возрастного критерия, выяснилось, что пакетированный чай пользуется у студентов и офисных работников наибольшей популярностью (34% и 57% соответственно). Наиболее предпочтительным местом покупки чая и чайной продукции (рис. 12) являются супермаркеты - их назвали около 65% опрошенных. По всей видимости, выбор потребителей в пользу супермаркетов связан с тенденцией роста доли магазинов самообслуживания на рынке розничной торговли. 10% потребителей приобретают чай и чайную продукцию в продовольственных магазинах, в основном это небольшие, так называемые «магазины у дома». Такой выбор объясняется близостью с местом проживания потребителя, а, следовательно, и экономией времени. В специализированных магазинах делают покупки 16% опрошенных. Что же касается других видов торговых точек, таких как рынки, павильоны, то их доля меньше - соответственно 8%, и 1%.

На рис. 13 можно увидеть, что наибольшая часть населения употребляют чай (97%), и лишь малая часть (3%) заменяет чай другими напитками, следовательно мы еще раз доказали, что чай один из самых распространенных напитков.

Выводы: с увеличением уровня дохода растет доля предпочитающих зеленый, красный и белый чаи; половина респондентов обращает внимание при покупке на предприятие - изготовитель чая; наибольшим спросом у респондентов пользуется 200-граммовая упаковка чая - 47%, которая является более рациональной по массе и цене; при покупке чая в первую очередь обращают внимание на качество 35% участников опроса. На использование экологически чистого сырья ориентируются 15% опрошенных; цена и марка чая имеют значение соответственно для 46% респондентов, на упаковку обращают внимание 4% респондентов; особенно высокие требования большинство респондентов предъявляют к вкусу и аромату чая; при выборе чая потребителем в пользу покупки нового продукта оказывают влияние советы друзей и родственников - 55%, телевидение - 15%, печатные издания и радио - 7%, уличная реклама - 3%. На свой вкус полагаются 20% респондентов.

Следует отметить, что покупатели далеко не всегда ориентируются в ассортименте чая. Отмечается неинформированность потребителя (24%) о чае с добавками растительного сырья и чайных напитках.

Большую долю чайных продаж занимает чёрный байховый чай. Как правило, продажа зелёных чаёв возрастает в летнее время года. В настоящее время увеличивается спрос на ароматизированный чай в связи с расширением ассортимента. Традиционно, зеленый чай продаётся слабее, чем чёрный. Это происходит вследствие устоявшихся предпочтений российских потребителей.

1.2. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЧАЯ,

НЕОБХОДИМОГО ТАГИЛЬЧАНАМ

Нижний Тагил – второй по величине город в Свердловской области, который появился, когда тульские промышленники Никита и Акинфий Демидовы по приказу Петра Первого стали осваивать рудные залежи Уральских гор.

В Нижнем Тагиле представлены следующие предприятия: ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК); ОАО НПК «Уралвагонзавод»; УралХимПласт. Наиболее загрязненным районом считается Дзержинский, где располагаются корпуса Уралвагонзавода и до сих пор существует проблема очистки питьевой воды.

И сегодня, пожалуй, не меньшим источником загрязнения можно считать автомобильные выхлопы, пыль, горящие свалки и торфяники [13].

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наш город является промышленным центром. Качество здоровья человека более, чем на половину, зависит от его приверженности к здоровому образу жизни. Для мотивации человека к здоровому образу жизни необходимо использовать все возможности, например здоровое питание. Мы предлагаем тагильчанам один из самых популярных напитков зеленый чай. Еще бы, ведь он не только вкусный, но и полезный [10]: Дубильные вещества занимают приблизительно треть состава зеленого чая. Это различные соединения танина, полифенолов, катехинов. Зеленый чай содержит теобромин и теофиллин. В чае содержатся аминокислоты и ферменты. Листья зеленого чая содержат витамин Р, витамин С. Кроме того, зеленый чай включает в себя провитамин А. Важное место в зеленом чае занимают витамины группы В.

Результаты наблюдений показали, что группа чайной продукции (среди зеленого чая), представленная в торговых сетях Нижнего Тагила, является недостаточно оптимальной для нашего промышленного города и требует разработки продуктов со свойствами, позволяющими снизить риск влияния антропогенных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения. Учитывая популярность и доступность чайной продукции, представление зеленого чая и чая с добавками растительного сырья антиоксидантной направленности, может представлять практический интерес в плане расширения ассортимента продуктов здорового питания, профилактики имуннодефицитных состояний, повышения биопротекторной резистентности организма.

Мы предлагаем вам анализ маркетинговой стратегии двух марок зеленого чая, которые представлены в торговых сетях нашего города и характеристику маркетинговой стратегии специализированного магазина «Чай-кофе».

Компания «Объединение Краснодарский чай» имеет основной объем продаж в федеральных сетях. Краснодарский чай в Нижнем Тагиле в основном представлен в торговой сети «Магнит». По цене краснодарскому чаю сложно конкурировать с чаями, производимыми в странах Азии, Африки и других по двум причинам: первая – стоимость рабочей силы, которая в странах Азии значительно ниже; вторая – длительность сезона сбора чая. Если в Краснодарском крае он длится 3-4 месяца, то в других странах – 10 месяцев. Перспектива краснодарского чая в премиальном сегменте.

Компания Lipton занимает прочную позицию на рынке и различными способами укрепляет как бренд, так и само положение. В настоящее время деловая репутация компании тесно связана с понятием традиционности и выбора, контроля качества.

Специализированный бутик «Чай-кофе». Мы посетили специализированный бутик «Чай-кофе». В магазине мы имели беседу с руководителем Максимовой О. В.

Маркетинговая стратегия бутика «Чай-кофе» должна включать в себя три базовых момента: наращивание клиентской базы чайного магазина, управление этой базой и учет. Удержание клиента – это не менее трудная задача, как и привлечение. Основные требования к персоналу – осведомленность, коммуникабельность, приветливость, индивидуальный подход к каждому клиенту. Начинающий бизнес компании рациональнее найти партнера-оптовика в рамках Свердловской области. Небольшой магазин вместил до 30 сортов чая на развес.

Вывод:

Маркетинговая стратегия у чайных фирм различна, в зависимости от востребованности продукта. Самая продуктивная маркетинговая стратегия у торговой марки «Lipton», т.к. она зарекомендовала себя как компания с богатой историей, в продукции которой можно найти любой вид и вкус чая, хорошего качества на ваш выбор.

Зеленый чай: биостимулятор, витаминный и энергетический напиток. Это эликсир бодрого, позитивного настроения и хорошего самочувствия. Имеет мощное антибактериальное, антивирусное и противогрибковое действие. Зеленый чай способен в некоторой степени нейтрализовать негативное влияние различных излучений.

1.3. ОПИСАНИЕ РЕКЛАМНОГО ВИДЕОРОЛИКА «ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ -

НАПИТОК МОЛОДОСТИ, ДОЛГОЛЕТИЯ, КРАСОТЫ»

В результате нашего исследования, мы решили снять рекламный видеоролик. Развернутый ролик - ролик с длительностью 30 секунд до минуты, что позволяет более обстоятельно проинформировать о рекламируемой фирме и ее товарах.

Этапы и особенности создания рекламного ролика «Зеленый чай — напиток молодости, долголетия, красоты».

Мы определили, что для творческого воплощения рекламной идеи необходимы следующие этапы: сбор и обработка сопутствующей информации; сведения о потенциальном потребителе; коммуникации, на которые сориентирован рекламодатель; характеристики товара и выделение его отличительных свойств; свойства, которые могут быть положены в основу рекламного мотива; работа непосредственно над текстом рекламы.

Текст рекламного видеоролика «Зеленый чай - напиток молодости, долголетия, красоты»: Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр металлургии и машиностроения в России:

Качество здоровья человека более, чем на половину, зависит от поведения человека и от его приверженности здоровому образу жизни. Для мотивации человека к здоровому образу жизни необходимо использовать все возможности, например здоровое питание. Мы предлагаем тагильчанам один из самых популярных напитков зеленый чай. Еще бы: ведь он не только вкусный, но и полезный. Зеленый чай - это настоящая сокровищница драгоценных лечебных свойств. Зеленый чай - превосходный биостимулятор, витаминный и энергетический напиток. Это эликсир бодрого, позитивного настроения и хорошего самочувствия. Зеленый чай - напиток молодости, долголетия, красоты.

Людям, которые живут в больших пыльных городах, пить зеленый чай просто обязательно!

1.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (АНКЕТИРОВАНИЕ)

Процесс исследования потребительских предпочтений проводился в несколько этапов: предварительное выделение рыночных сегментов, разработка анкеты, проведение анкетирования, оценка и интерпретация результатов [11].

Ц елью анкетирования является выяснить, что является наиболее важным в чае для потребителя, как часто они покупают и пьют чай, и что влияет на их выбор при выборе упаковки чая. Для того чтобы результаты исследования были полными и имели большую достоверность необходимо составить анкету и провести анкетирование (приложение 1). Цели анкетирования: описание требований, предъявляемых к чаю потребителями; набору определенных характеристик; определение природы потребности, когда и как часто возникает потребность на данный товар; выявление предпочтений потребителей по торговым маркам, выяснение условий конкуренции; выявление факторов влияющих на поведение потенциального потребителя.

В роли репортеров выступили ученики 8-х классов. Возраст репортера от 14-15 лет. Главным критерием репортера является приятная внешность, грамотная речь, умение расположить к беседе.

Анкетирование проводилось среди работников и родителей МБОУ СОШ № 70. Исследование строилось на опросе покупателей, поэтому была предложена анкета для покупателей, которая состояла из 18 вопросов. Из опрошенных женщины составляли 75%, мужчины 25%. Ранжируя их всех по возрастному признаку, были получены следующие данные: возраст респондентов от 18 до 65 лет; количество опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет - 22%; от 26 до 45 лет - 58%; от 46 до 65 лет - 20%. Из этого следует, что реклама чая должна быть ориентирована на потребителей среднего возраста, так как этот сегмент составляет наибольший удельный вес (рис. 14). Социальное положение респондентов также очень разнообразно: служащие – 25%, рабочие – 55%, предприниматели – 9%, пенсионеры – 6%, другие – 5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россияне и тагильчане по-прежнему любят чай и не склонны запасаться этим продуктом впрок, а покупают его по мере необходимости.

Главное при выборе чая: марка, цена, страна-производитель и польза для здоровья имеют самое большое значение при выборе чая.

Для рынка чая характерна слабовыраженная сезонность, которая проявляется в снижении продаж чая в летние месяцы в связи с переходом потребителей на соки и прохладительные напитки и восстановлением спроса с наступлением осени. Наиболее высокое потребление чая наблюдается в зимнее время.

Подводя итог, отметим, для эффективного использования разных факторов и условий чайные компании планируют следующие действия: расширение бизнеса в приоритетных направлениях; развитие ключевых брендов; освоение новых перспективных сегментов; освоение новых территориальных рынков и расширение присутствия в освоенном регионе.

Конкуренция на рынке чая очень остра. Бытует мнение, что торговля чаем, не может приносить высоких прибылей, однако, судя по объемам продаж, чайная группа занимает одно из лидирующих мест в списке бакалейных товаров, а чай на протяжении целых десятилетий остается напитком номер один в России.

Еще одна важная устойчивая характеристика рынка пакетированных чаев в России – это очень серьезный консерватизм потребителя по отношению к базовому вкусу и к бренду: покупатель сначала выбирает бренд и уже в его рамках – тот или иной вкус.

Наше исследование включало в себя сбор, обработку, хранение информации о маркетинговых явлениях, её анализ, интерпретацию и прогнозирование. В общем, маркетинговые исследования направлены, во-первых, на получение информации о текущем состоянии внешней среды и, во-вторых, прогнозов о её будущем состоянии.

Данная работа имеет практическое значение: группой учащихся восьмых классов были проведены классные часы в рамках внеурочной деятельности для пятиклассников по теме «Дегустация зеленого чая»; проведено анкетирование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рекламно-информационное издание «Российский продовольственный рынок»[Электронный ресурс]. – http://www.foodmarket.spb.ru.

2. Маркетинг журнал [Электронный ресурс]. – http://www.4p.ru

3. Инвестиционный информационо-аналитический портал "Проектопровод" [Электронный ресурс]. –http://proektoprovod.ru

4. Информационное агенство «Двина-информ» [Электронный ресурс]. – http://dvinainform.ru

5. Бизнас портал [Электронный ресурс]. –http://www.aup.ru

6. Все про кофе и чай [Электронный ресурс]. –https://kofechay.com

7. TeaTerra: Чайный портал «Всё о чае» [Электронный ресурс]. – https://www.tea-terra.ru

8. Центр управления финансами [Электронный ресурс]. – http://center-yf.ru

9. РБК исследований – продажа готовых маркетинговых [Электронный ресурс]. – https://marketing.rbc.ru

10. Твой чай [Электронный ресурс]. – http://tvoj-chaj.ru

11. Электронный учебник «География Свердловской области». [Электронный ресурс]. – http://geografia-sverd.ucoz.ru/

Приложение 1

Образец анкеты

Дата опроса_____________________ Ф.И.О. респондента_________________

Пол м. ж. Возраст_______

1.Пьете ли вы чай? 1. Да 2. Нет3. Редко

2) Какие сорта чая вы знаете?________________________________________

3) Какие марки чая вы знаете?________________________________________

4) Какой вид чая вы предпочитаете? 1.Черный 2. Зеленый 3. Фруктовый

4. Другой ______________________________________________

5) Какую марку чая вы предпочитаете? 1. Липтон 2. Гринфилд 3. Принцесса Нури 4. Майский чай 5. Беседа 6. Ахмад 7. Брукбонд 8. Дилма 9. Тесс 10. Лисма

11.Другие __________________________________________________________________

6) Как часто вы пьете чай? 1. Каждый день. 2. Часто 3. Редко 4. Почти не пью

7) Как часто вы покупаете чай? 1.Раз в неделю 2.Раз в месяц 3.Раз в полгода 4.Раз в год

8) Чем вы руководствуетесь при выборе чая? 1. Вкус 2. Крепость 3. Аромат 4. Цвет 5. Цена 6.Постоянное качество 7. Страна-поставщик 8. Торговая марка, фирма 9. Упаковка 10.Реклама 11. Иные мотивы________________________

9) Покупаете ли вы чай один для всей семьи или для каждого члена семьи разный?

1. Один для всей семьи 2. Для каждого разный 3. Другой вариант _________

10) Какой чай вы купили в последний раз?_____________________________

11) Как давно вы покупаете этот чай?__________________________________

12) Часто ли вы меняете свои предпочтения? 1. Довольно часто 2. Каждый раз покупаю новый 3. Редко 4. Предпочитаю только один вид

13) Влияет ли чай на ваше здоровье?____________

14) Сколько стоит упаковка чая, который вы предпочитаете? 1. 10-50 рублей 2. 50-100 рублей 3. 100-200 рублей 4. 200-500 рублей 5. Более 500 рублей

15) Какую максимальную сумму вы готовы заплатить за упаковку чая? 1. 10-50 рублей 2. 50-100 рублей 3. 100-200 рублей 4. 200-500 рублей 5. Более 500 рублей

16) Вы предпочитаете развесной или пакетированный чай?

1. Развесной 2. Пакетированный 3. И тот и другой 4. Другой вариант_______

17) Где вы предпочитаете покупать чай? 1. В специальных чайных магазинах 2. В супермаркетах 3. В интернете 4. Другой вариант____________________

18) В теплое время года вы предпочитаете обычный чай или холодный?

1. Обычный 2. Холодный 3. И тот и другой 4. Не пью чай в теплое время года

19) Какие добавки к чаю, вы предпочитаете?

1. Лимон 2. Молоко 3. Сахар 4. Мята 5. Другой вариант _______________

20) Пьете ли вы чай в баре\ресторане\кафе? 1. Да 2. Нет

21) Причина потребления чая______________________

Просмотров работы: 213