Необыкновенный мир чисел и цифр

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Необыкновенный мир чисел и цифр

Ашмарина К.А. 1
1МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа №1"
Ашмарина Н.С. 1
1МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Давным-давно, много тысяч лет назад наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям, по лесам, разыскивая себе пищу. Люди ловили рыбу, собирали ракушки, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат родители и учителя, старшие братья и сёстры, а первобытных людей не учил никто. Учителем у них была сама жизнь.

Как же учились считать наши предки? Как люди научились записывать цифры? На что были похожи первые цифры? Какие тайны скрываются в числах и цифрах? Какова роль цифр и чисел в нашей жизни? Интересно? Да, ещё как интересно! Во всех этих вопросах мы пытались разобраться и ответить на некоторые из них в данной работе.

Целью исследования стало изучение использования и применения цифр и чисел в жизни людей.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Собрать и изучить материалы о том, как давно появились цифры и числа;

Узнать, как числа получили имена и стали цифрами;

Какие цифры наиболее привлекают людей;

Имеют ли числа магическую силу.

Объект исследования: цифры и числа.

Предмет исследования: действительно ли числа и цифры влияют на жизнь людей;

Гипотеза исследования: все ли цифры использует человек в своей жизни одинаково; что было бы если чисел и цифр не было до сих пор в жизни людей.

Глава 1. Из истории чисел и цифр

Арифметика каменного века

Числа и действия с ними не были придуманы каким-то одним человеком. Ещё в самые далёкие времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько нужно на зиму мешков зерна.

Но первобытные люди не умели считать. Однако много тысяч лет назад древние люди, особенно пастухи, решили делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Делали они это для того, чтобы в конце дня знать, не пропала ли за день хоть одна овца, когда те заходили в загон по одной, он откладывал по одному кружку. Но ведь в стаде были и другие животные. Для них приходилось делать другие фигурки. Перекладывать фигурки и камешки, делать зарубки на дереве было довольно утомительно и надоедливо.

Прошло не одно десятилетие и тысячелетие пока люди научились пересчитывать предметы, а учителем у них была сама жизнь. Для этого им пришлось придумать сначала числа и их названия, а затем и цифры.

1.2 Числа получают имена

Первобытных людей учиться заставляла жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справиться. Командовал облавою обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади и четыре слева. Тут уж без счёта ну никак не обойдёшься! И вождь с этим справлялся. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

Пальцы то и сыграли немалую роль в истории счёта. Сильно это было заметно, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Например: Желая обменять, сделанное им копьё с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки, нужно положить шкурку. Одна рука (пятерня) означала – пять, две – десять. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа – собственной пятернёй. Часто говорят: «Знаю, как свои пять пальцев». Не с этого ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Люди постепенно осваивали счёт. Первые названия чисел стали применять 20-25 тысяч лет назад.

Первые цифры

Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная – они ещё не умели писать. Поэтому прибегали к зарубкам на дереве или на кости, к узелкам на верёвках, рисункам на мягкой глине и так далее. Но всё же, это была ещё не настоящая арифметика. Эти значки обозначали не числа, а предметы – головы скота, мешки зерна, кувшины масла. Их приходилось изображать столько, сколько было предметов.

И вот примерно пять тысяч лет назад было сделано замечательное открытие. Люди догадались, что можно знаком обозначать не одну голову скота, а сразу десять или сто голов. Так стали появляться цифры. Первые цифры появились в Египте и Месопотамии около пяти тысяч лет назад.

Слово «цифра» возникло от арабского слова «сифр». Вот что пишет в 1202 году в «Книге об абаке» Леонардо Пизанский: «Девять индусских знаков следующие: 9,8,7,6,5.4,3,2,1. С помощью этих знаков и знака «0», который называется по-арабски «сифр», можно написать какое угодно число». В дальнейшем словом «цифра» стали называть все эти знаки.

В разных странах и в разные времена, у разных народов числовые знаки были различными и цифры записывались по-разному.

1.3.1 Цифры Древнего Египта

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры «3» - три палочки, а вот для десятков уже был другой знак – вроде подковы (рис.1, приложение 1). Цифры писали иероглифами. У египтян были знаки для обозначения чисел от 1 до 10 и специальный иероглиф для обозначения десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч и так далее (рис. 2, приложение 1).

Цифры Древней Греции

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы в порядке алфавита. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах. «А» - один, «Б» - два, «В» - три и так далее. Это была алфавитная система нумерации.

Создатели славянского письма перенесли этот приём на новую почву: знаки кириллицы, соответствовавшие греческим буквам, получили те же значения.

Таким образом, приходилось запоминать 27 числовых знаков-цифр.

Также в Месопотамии (Греция) тоже использовали свои специальные знаки для записи чисел (рис.3, приложение 1).

Цифры Западной Европы

В Западной Европе вплоть до XVIII века в официальных документах применялась римская буквенная нумерация. Она использовала всего семь цифр: I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000. Эти буквы отображали цифры. Для того, чтобы прочесть римскую цифру, следует следовать пяти основным правилам.

а) Буквы пишутся слева направо, начиная с самого большого значения: например, XV – 15, DLV – 555, MCLI – 1151.

б) Буквы I, X, C, M могут повторяться до двух раз: II – 2, XXX – 30, CC – 200, MCCXXX – 1230.

в) Буквы V, L, D не могут повторяться.

г) Цифры 4, 9, 40, 90, следует писать, комбинируя буквы: IV – 4, IX – 9, XL – 40, XC – 90, CM – 900 ( Например: 48 – XLVIII, 449 – CDXLIX ).

Значение левой буквы уменьшает значение правой.

д) Горизонтальная линия над буквой увеличивает её значение в 1000 раз (например: V – 5000, CIII – 103000, IXDL – 9550.) (рис. 4, приложение 1).

Сейчас мы иногда пользуемся римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, то римские цифры похожи на пальцы.

Один – это один палец, два – два пальца, пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да ещё один палец.

Китайская система счисления

Происхождение китайской системы счисления более древнее и определяется между 1500 и 1200 годами до нашей эры. В конце XIX века крестьяне, возделывающие поля, нашли множество черепашьих панцирей и костей животных, исписанных знаками древней китайской системы исчисления. Крестьяне, не знавшие важности этих рисунков, продали эти кости аптекарю, решившему, что они принадлежали дракону и имеют целебные свойства (рис.5, приложение 1).

Много лет спустя в другом регионе Китая появилась новая система исчисления. Потребности торговли, управления и науки потребовали развития нового способа написания цифр. Палочками из слоновой кости или бамбука они обозначали цифры от 1 до 9. Цифры от 1 до 5 они обозначали количеством палочек в зависимости от номера. Так, две палочки – это два. Чтобы указать цифры от 6 до 9, одна горизонтальная палочка помещалась в верхней части цифры (рис.6, приложение 1).

Новая система исчисления была отличительной и позиционной: каждая цифра имела определённое значение согласно месту, занимаемому в ряду, выражавшем число: например: 2614= II T I IIII. (рис.7, приложение 1).

Система исчисления в племени «майя»

Система исчисления в племени «майя» была своей. Они писали любое число (первое тысячелетие нашей эры), используя только три знака: точку, линию и эллипс.

Точка имела значение единицы, линия означала пять. Комбинация точек и линий служила для написания любого числа до девятнадцати. Эллипс под любым из этих чисел увеличивал его в 20 раз (рис.8, приложение 1).

Система исчисления у ацтеков

Система исчисления у ацтеков состояла только из 4 знаков. Точка или кружок для обозначения единицы, буква h – для обозначения двадцати, перо – для цифры 400 (20x 20), мешок, наполненный зерном – для 8.000 (20x20x20). Из-за использования малого числа знаков для написания цифры приходилось повторять много раз один и тот же знак, образуя длинный ряд символов. В документах ацтекских чиновников встречаются счета, в которых указываются результаты описи и подсчётов податей, получаемых ацтеками от покорённых городов. В этих документах можно увидеть длинные ряды знаков, похожие на настоящие иероглифы (рис.9, приложение 1).

Арабское происхождение современных цифр

А откуда же всё-таки взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня?

Цифры, или символы наших чисел, имеют арабское происхождение, хотя они были заимствованы арабской культурой из Индии (рис.10, приложение 1). Пришли к нам эти цифры через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в «угловатой форме».

Современные цифры (1,2,3,4,5,6,7,8,9) не совсем точно воспроизводят индийские, поскольку арабы их слегка видоизменили, приспосабливая к своему письму. Но, исходя, из их влияния и авторитета их культуры, современные числовые символы, называют арабскими цифрами, хотя правильнее было бы их называть индийскими. Они употребляются в нашей стране, начиная с XVII века.

Открытие нуля

Интересны были различные способы обозначения чисел, придуманные египтянами и вавилонянами, греками и римлянами. Но у всех этих методов был один недостаток: по мере увеличения чисел нужны были всё новые и новые знаки. Величайший древнегреческий математик Архимед научился называть громадные числа, но обозначать их он не умел. Не хватило ему самой малости. Архимед, один из гениальнейших математиков в истории человечества, не додумался до …нуля.

Знакомясь в первом классе с числом «0», вряд ли кто из нас представлял, что это одно из величайших изобретений в математике. Без нуля не было бы современной математики, не было бы таких достижений человеческого разума, как вычислительные машины и космические корабли.

Впервые «0» был придуман вавилонянами примерно две тысячи лет назад.

Слово «нуль» произошло от латинского «нулла» - «никакая». Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. Вавилоняне применяли его лишь для обозначения пропущенных разрядов в середине числа. Писать нули в конце записи числа они не догадывались.

В Индии, примерно полторы тысячи лет тому назад, «0» был присоединён к девяти цифрам. Появилась возможность обозначать этими цифрами любое число, как бы велико оно ни было. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от неё. Самое главное, запись гигантских чисел стала довольно короткой.

(Например: Если бы живший 30 тысячелетий тому назад древний человек имел представление о миллионе и захотел бы изобразить это число в виде зарубок на волчьих костях, ему пришлось бы истребить 20 тысяч волков. А для записи миллиарда не хватило бы волков во всех европейских лесах. Теперь же вся запись умещается в одной строке!)

Магия чисел

Какую цифру вы любите больше всего? Семёрку? Пятёрку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить какие – то цифры, числа? Однако, не все так думают. У некоторых есть числа «плохие» и «хорошие», например, число 7 – хорошее, а число 13 – плохое и так далее.

Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – «нумерология», в которой каждое имя имело своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры. По древней традиции каждое число имеет своё магическое значение. Любое число – произнесённое, написанное, воплощённое в количестве тех или иных предметов – обладает определённой магической силой. Магия чисел может оказывать большое влияние и на вашу повседневную жизнь. ( Например: иногда цифры в вашем адресе или телефонном номере могут помочь вам в принятии сложного решения или явиться сигналом того, что вы приближаетесь к поворотному моменту в вашей жизни.)

Числа – это ключ к пониманию человеческого поведения, один из простых методов для изучения и тренировки дарований человека. Если знать значение чисел и их характеристики, то можно сохранить много сил, средств и времени.

«0» - символ доверия и наивности. Ноль говорит о том, что вы можете использовать свои шансы с открытым сердцем.

«1» - символ интеллекта, силы характера, причём самоуверенного и честолюбивого. Многие священные праздники отмечают в первый день месяца.

«2» - символ двойственности натуры и женского начала. Она окружена атмосферой романтической любви. Она помогает нам открыть свои сильные и слабые стороны.

«3» - магическая цифра. Олицетворяет святую Троицу и связана с циклом рождения, жизни и смерти. Символ мужского начала.

«4» - символ справедливости, устойчивости. Это число квадрата времён года, возрастов человека, лунных стадий. В Древней Греции – символ Бога. Древние люди верили, что душа состоит из четырёх элементов – огня, воздуха, земли и воды и что, соединившись вместе, принимают форму огня и становятся пламенем.

«5» - пять пальцев на руках и ногах, символизирует неподкупность, указывает на равновесие, так как делит 10 на две равные части. Это символ природы, символизирует жизненную силу. Пять – число человечества с его пятью развитыми органами чувств.

«6» - символ целостности и спокойствия, первое совершенное число. Ассоциируется с возникновением материнства, отцовством, домашней жизнью. Символ красоты и гармонии. Это образ человека – две руки, две ноги, голова, туловище.

«7» - самое магическое и священное число, мудрость, святость и тайное знание.

Меня заинтересовало значение числа 7.

Оказывается в жизни очень многое связано с этой цифрой.

Дети – дошкольники. Когда им исполнится 7 лет, идут в школу, 7 цветов радуги, 7 дней в неделе, 7 звёзд в созвездии Большой Медведицы, 7 нот нотной грамоты.

7 – всегда связывали с удачей. Иногда называют эту цифру знаком ангела. Ещё, почему магическое и священное? Человек воспринимает окружающий мир ( свет, запах, вкус,) через семь «отверстий» в голове: 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот).

Это волшебное число широко использовалось в сказках: «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик».

«8» - символ материнского благополучия, процветания и изобилия. Тайна числа 8 – вечное и непрерывное движение, постоянно происходящее во Вселенной. Символ вечности, нового времени в царстве Бога.

«9» - символ постоянства и цикличности. Считается числом человека (из-за девяти месяцев развития зародыша в утробе матери). Девятка – безграничное число, потому что за ним кончается основной числовой ряд.

Глава 2. Числа в нашей жизни

В настоящее время наше общество постоянно пользуется числами. Мы их используем, чтобы измерить время, купить и продать, позвонить, посмотреть телевизор, вести автомобиль. К тому же у каждого человека есть различные числа, идентифицирующие его: в удостоверении личности, в паспорте, банковском счёте, кредитной карточке и так далее. Больше того, сегодня в компьютерном мире вся информация передаётся посредством числовых кодов.

2.1 Числа в поговорках и пословицах

Отголоски почитания различных чисел дошли и до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки с ними.

Один.

- Один в поле не воин.

- Одна голова на плечах.

- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

- Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Два.

- Как две капли воды.

- Старый друг лучше новых двух (говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга).

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. ( Не берись сразу за несколько дел, не закончишь ни одного).

- Уплетать за обе щёки (очень быстро кушать и съесть всё).

Три.

- Заблудилсяв трёх соснах. ( Не смог в чём-то разобраться в простом, не сложном).

- От горшка три вершка. ( Очень маленького роста, низкий ).

- Третьего дня. (Позавчера).

- Плакать в три ручья. ( Очень горько плакать).

Четыре.

- На все четыре стороны. (Иди куда хочешь).

- Без четырёх углов изба не рубится.

- Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

- Как свои пять пальцев (Очень хорошо что-то знать).

- Пятое колесо в телеге. ( Лишний, ненужный человек, в каком- либо деле).

- Один- улей, а пять – пасека.

Шесть.

- Шестое чувство.

- Шесть дней рабочих, а седьмой – для охочих.

Семь.

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Семеро одного не ждут.

- Лук – от семи недуг.

- Семь бед – один ответ.

- Семь пядей во лбу.

- Семь пятниц на неделе.

- До седьмого колена. (До самых отдалённых поколений).

Восемь.

- Весна да осень – на дню погод восемь.

- Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

Десять.

- Десятая вода на киселе.

- Не робкого десятка.

- Десять знающих не стоят одного, который дело делает.

После изучения пословиц и поговорок мы пришли к выводу: что пословиц и поговорок с числами 6 и 8 гораздо меньше, чем с другими числами, а с числом 9 – совсем не удалось найти. Наверное, на определённом этапе развития человечества эти числа играли меньшую роль в жизни людей, так как о них очень мало сказано.

2.2 Числа в загадках

Число 1.

У кого одна нога, - Танцует крошка

Да и та без башмака? (гриб) А всего одна ножка (юла).

- Зимой и летом

Одним цветом (ель).

Число 2.

- Два конца, два кольца, - В школе есть такая птица:

А посредине гвоздик (ножницы). Если сядет на страницу,

- Два братца в воду глядятся – То с поникшей головой

Век не сойдутся (берега). Возвращаюсь я домой (двойка).

Число 3.

- Треугольная доска, - Один льёт, другой пьёт,

А на ней три волоска. Третий зеленеет да растёт.

Волосок тонкий, (дождь, земля, трава).

Голосок звонкий. (Балалайка).

- У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня (светофор).

Число 4.

- Кто в году четыре раза переодевается? ( Времена года).

- Четыре братца под одной крышей живут (Стол).

- Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что мы пройдём за два часа

Они – за две минуты (машина).

Число 5.

- Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в свои чуланчики (рука, перчатка).

- У двоих матерей – по пяти сыновей,

И всем одно имя. ( Руки, пальцы).

Число 6.

Сидит бык, у него шесть ног –

И все без копыт (жук).

Число 7.

- Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний (дни недели).

- Приказало солнце: « Стой,

Семицветный мост крутой!» (радуга).

Число 8.

- Восемь ног, как восемь рук,

Вышиваю шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк! (паук).

- Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я………….(осьминог).

Число 9.

Отгадайте - ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (Девятка).

Число 10.

Десять мальчиков

Живут в зелёных чуланчиках (горох).

- На десять братьев двух шуб хватит (рукавички).

2.3 Числа в играх и физкультминутках

Игра «Две из трёх».

На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бёдрах или за спиной. По команде «стоп!» каждый старается схватить две кегли. Тот, кому достанется одна, проигрывает.

Игра « Шесть городков».

Двое играющих становятся у черты. Перед каждым на одной прямой линии расставлены шесть городков на расстоянии одного метра друг от друга. По сигналу игроки бегут, собирают городки. Возвращаются обратно. Побеждает тот, кто вернётся первым, не уронив по дороге ни одного городка.

Игра « Восемь имён».

Играют несколько человек. Для игры используется мяч. С каждым ударом мяча о землю игрок должен назвать одно имя девочки. « Я знаю восемь имён девочек: Лена – раз, Маша – два, Таня – три, Катя – четыре, Аня – пять, Ира – шесть, Лиза – семь, Дуся – восемь». Выигрывает тот, кто без ошибок назовёт восемь имён девочек. Тот, кто ошибся, передаёт ход другому игроку. Вместо имён можно называть цветы, животных и что-то другое.

Физминутки.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, улыбнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – два прыжка.

Пять – руками помахать,

А на шесть всем тихо сесть.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

2.4 Числа в стихах

1)Вот один, иль единица, 3) А вот это – посмотри,

Очень тонкая, как спица. Выступает цифра «три».

2)А вот это цифра «два» Тройка – третий из значков –

Полюбуйся какова: Состоит из двух крючков.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

4)За тремя идёт «четыре», 5) На бумаге цифра «пять»

Толстый локоть оттопыря. Ручку вправо протянула,

Смотри, четыре – это стул, Ножку круто изогнула.

Который я перевернул. Рады мы её принять.

7)Над лесами, над рекой 8) У восьмёрки два кольца.

Семицветный мост дугой. Без начала и конца.

Если б мог я встать на мост, Цифра «8» так вкусна:

Я б рукой достал до звёзд. Из двух бубликов она.

9)Цифра «9», иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой «6» девятка станет.

2.5 Стихотворения из чисел

Что мы обычно видим, когда читаем стихи? «Странный вопрос,- скажете вы.- Конечно, буквы, слова, фразы…».

А я предлагаю вам почитать стихи, сочинённые из чисел.

Получается здорово:

Стихотворение Стихотворение

подражаем Пушкину: подражаем Есенину:

17 30 48 14 126 14

140 10 01 132 17 43

126 138 16 42 511

140 3 501 70 4 83

170! 16 39

514 700 142

612 349

17 114 02

Глава. 3 Исследования и наблюдения

Было очень интересно узнать, какие числа привлекают людей, какие для них самые любимые, какие числа наиболее магические, какие нравятся им и многое другое. Для этого мы провели опрос среди учеников 3 и 4 классов нашей школы, учителей и родителей 4 – а класса. Пришли к следующим выводам.

Было опрошено учеников 3 и 4 классов 44 человека. Из них мальчиков: 19 человек, девочек: 25 человек.

Любимыми числами мальчиков стали 5 и 7, менее любимое – это число 6. (рис.1, приложение 2) Любимыми числами девочек стали числа 5 и 9. Менее любимое – это число 4. (рис.2, приложение 2)

Цифрами – лидерами в номерах мобильных телефонов мальчиков стали 9, 2, 8. Меньше всего в номерах присутствует цифра 1. (рис.3, приложение 2). Цифрами – лидерами в номерах мобильных телефонов девочек стали 5, 6, 9. Меньше присутствуют цифры 3, 4, 0. (рис.4, приложение 2).

Счастливыми цифрами для мальчиков оказались 5 и 7, не счастливыми 8, 9, 4. Счастливой цифрой для девочек стала цифра 5, менее счастливыми получились 7 и 1. (рис.5, приложение 2).

Последняя цифра мобильного телефона у мальчиков (большинство назвали) это 0, (меньше всего используют цифру 2). Девочки (большинство) имеют цифры 5, 3,2, менее цифра 8. ( рис 6, приложение 2).

Какая цифра относится к числу вашего рождения: мальчики – 2 и 1 – это популярные, 7 и 8 – малое количество. Девочки – 1 и 2 – цифры лидеры, 6 и 7 менее популярны (рис. 7, приложение 2).

Цифра месяца вашего рождения: мальчики – 2 и 6 набрали больше всего, меньше – 3, 4, 7; а- 8 вообще 0. (рис.8, приложение 2).

Среди родителей было опрошено 13 человек. Опрос показал следующие результаты:

Ваше любимое число: всех больше назвали число 5, всех меньше 3, 8, 9 (рис.9, приложение 2). Самая счастливая ваша цифра – победила цифра 5, а менее счастливые – цифра 8 и 9 (рис 10, приложение 2 ). Самым магическим числом среди родителей признано число 3, менее число 8, 6, 7. 9. (рис.11, приложение 2). Далее родители отвечали ещё на вопрос, какие знаете художественные фильмы, где в названиях есть цифры? Вспомнили несколько фильмов. Места распределились так:

«Четыре танкиста и собака» - 5 чел.

« Три плюс два» - 5 чел.

« Семнадцать мгновений весны» - 3 чел.

« Десять негритят» - 2 чел.

« Три тополя на Плющихе» - 2 чел.

« Спортлото 82» - 2 чел.

« 12 стульев» - 1 чел.

« 9 рота» - 1 чел.

« Семь стариков и одна девушка» - 1 чел.

Какие вы знаете песни, в названиях которых употребляются цифры? Вспомнили некоторые родители следующие песни, места распределились так:

« Миллион алых роз» - 5 чел.

« 33 коровы» - 3 чел.

« Три белых коня» - 2 чел.

« Девчонка из квартиры 45» - 2 чел.

« Пять минут» - 1 чел.

«Три танкиста» - 1 чел.

« Жили у бабуси два весёлых гуся» - 1 чел.

Среди учителей было опрошено 8 человек. Показаны такие результаты. Ваше любимое число, победителем стало число 7, менее любимые – 3, 8, 6 (рис 12, приложение 2). Какой цифрой заканчивается номер вашего мобильного телефона? (победила цифра 6) ( рис.13, приложение 2 ). Самое магическое для вас число? (победило число 7) (рис. 14, приложение 2). Самая счастливая ваша цифра – это 3 на первом месте (рис.15, приложение 2). Какие произведения Вы читали, где в названиях есть цифры?

« Два капитана» - 4 чел.

«Три мушкетёра» - 2 чел.

« Три поросёнка» - 2 чел.

« Белоснежка и семь гномов» - 2 чел.

« Волк и семеро козлят» – 2 чел.

Итак, можно сделать следующий вывод:

У каждого человека есть как любимые, так и не очень любимые числа. Некоторые числа привлекают людей в большей степени, некоторые в меньшей степени. Большинство людей в современном мире, не может обойтись без телефонов, и, конечно же, как правило, обойтись без цифр и чисел тоже не могут. Многие люди считают, что есть для каждого человека какие-то магические числа. Они верят в эти числа, а некоторые, не придают этому никакого значения. И ещё, чем чаще называешь число, тем оно, наверное, становится более любимым. Роль цифр в современном мире огромна.

Заключение

При работе над данной темой я узнал много нового о происхождении чисел, об их использовании в жизни человека.

Мы встречаемся с числами на каждом шагу и настолько с этим свыклись, что почти не отдаём себе отчёта, насколько важны они в нашей жизни. Числа составляют часть человеческого мышления. На протяжении истории каждый народ писал числа, считал и вычислял в самых различных формах.

Я понял, что без знания математики обойтись невозможно.

Как подсчитать, сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для корабля или сколько дерева для детского кубика? Поэтому математика и есть «королева всех наук».

Оказывается, гипотеза частично подтвердилась: цифры влияют на жизнь людей, цифры человек использует не одинаково, старается использовать любимые числа. Если бы не было цифр и чисел в жизни людей, то человеку было бы очень трудно жить в современном мире.

Использованные источники и литература

Большая книга вопросов и ответов «Что? Зачем? Почему?» - М., «Эксмо», 2008 г.

Геллер Е. М. «Игры на переменах для школьников 1-3 классов», - М., 1986 г.

«Русские народные пословицы и поговорки» ( сост. А.М. Жигульба),- Устинов, 1986 г.

Житомирский В. Г. « Математическая азбука», - М., Просвещение, 1989 г.

Александрова Э.Б. « В лабиринте чисел»,- М., 1977 г.

Интернет – ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Рисунок 1.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5 Рисунок 7

Рисунок 6

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Приложение № 2

Любимые числа мальчиков: Любимые числа девочек:

Рисунок 1. Рисунок 2.

Цифры – лидеры в номерах мобильных телефонов мальчиков:

Рисунок 3.

Цифры – лидеры в номерах мобильных телефонов девочек:

Рисунок 4.

Самая счастливая цифра у мальчиков и девочек:

Рисунок 5.

Какой цифрой заканчивается номер вашего мобильного телефона:

Рисунок 6.

Какая цифра присутствует в числе вашего рождения:

Рисунок 7.

Какая цифра относится к месяцу вашего рождения:

Рисунок 8.

Любимое число родителей 4 а класса:

Рисунок 9.

Самое счастливое число у родителей.

Рисунок 10.

Самое магическое для Вас число:

Рисунок 11.

Ваше любимое число (среди учителей).

Рисунок 12.

Какой цифрой заканчивается номер вашего мобильного телефона:

Рисунок 13.

Ваше магическое число:

Рисунок 14.

Самая счастливая цифра:

Рисунок 15.

Просмотров работы: 144