ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

Макаренко К.В. 1
1Муниципальное Государственное Образовательное Учреждение СОШ № 76
Харченко С.В. 1
1Муниципальное Государственное Образовательное Учреждение СОШ № 76
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Управление процессами трансформации бизнеса в своих научных основах базируется на совокупности коренных экономических концепций, образующих базис методологии. Это маркетинговый и интеграционный, системный и ситуационный, функциональный и процессный, инновационный и воспроизводственный и другие подходы, отличающиеся по структуре и по содержанию, а также применяемому инструментарию.

Помимо перечисленных подходов, в управлении изменениями широко используются и другие понятия, сохраняющие присущий им смысл, в таких научных дисциплинах, как стратегическое планирование, управление персоналом, инновационный, инвестиционный и финансовый менеджмент, маркетинг, контроллинг и др.

Методические аспекты всех этих понятий в приложении к управлению трансформацией рассмотрены в соответствующих главахработы. При этом использованы как зарубежный опыт, так и многочисленные научные исследования отечественных учёных.

Глава 1. Эволюция теории и методов трансформации бизнеса

Результаты исследования обширного теоретического материала, связанного с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, определенных Н. Д. Кондратьевым, обусловливают необходимость и характер процессов трансформации бизнеса относительно сокращения длительности жизненного цикла продукции.

Методология современной трансформации в процессе своего эволюционного развития накопила большой арсенал эффективных форм, методов и методического инструментария управления процессами трансформации. Как показывает опыт Финляндии, Японии, Южной Кореи и других стран, можно обойтись без полного комплекта этапов трансформации и иметь не менее успешный результат.

Своевременная трансформация деятельности бизнеса, как свидетельствует передовая отечественная и зарубежная практика хозяйствования, в условиях усиления динамичности бизнес-среды, а также возрастания конкуренции и усиления процессов интеграции и глобализации мировой экономики имеет решающее значение, как для текущей деятельности предприятия, так и для перспектив его развития.

Согласно теории исследования систем управления и сложившимся на нынешний момент концепциям современных учёных,трансформация бизнеса – это комплекс мультифакторных преобразований деятельности, реализуемых менеджментом организации за счёт трансформационного потенциала предприятия в соответствии с трансформационными приоритетами, определенными относительно ниш стратегического пространства.

Сегодня, очевидно, преждевременно говорить о сформировавшейся российской школе теории трансформации, однако благодаря работам таких учёных, как Д.С. Львов, П. А. Минакир, Г. И. Усанов и др. она уже заявила о себе.Вместе с тем, в современных условиях хозяйствования требуется дополнить и уточнить разработанную ими концепцию формирования трансформационных способностей (КФТС)для предприятий переходного периода и преобразовать её в концепцию формирования трансформационных приоритетов в рыночных отношениях современной бизнес-среды(КФТП) (см. рис. 2).

Преобразования КФТС требует балансировка соответствиятрансформационного потенциала предприятия направлениям воздействия трансформационных потребностей внешней среды на стратегическое пространство. Если внешняя среда воздействует на всё стратегическое пространство, то предприятиям в силу отраслевых принадлежностей необходимо и достаточно воздействия только на целевые ниши. Таким образом, трансформационные приоритеты формируются на основании трансформационных потребностей внешней среды за счёт аналогичного потенциала и способностей предприятия, ориентированных на ниши стратегического пространства (НСП). В этой связи трансформации требует только часть трансформационных способностей, что предопределяет процессный подход к трансформации деятельности предприятий.

Эффективность любого бизнеса может быть существенно повышена как посредством ресурсных, логистических, интеграционных, организационно-управленческих, производственных и сбытовых трансформаций, так и посредством различных комбинаций внешних и внутренних факторов, которые, в целях исследования, требуют классификации. На рис. 3 приведена авторская классификация видов и процессов трансформации бизнеса в современной экономике России.

В
соответствии с классификацией видов и процессов трансформации бизнеса, в первую очередь трансформации подвергаются процессы обеспечения деятельности предприятия с использованием инструментов логистики и других ресурсных комбинаций. Как следствие, трансформация обеспечения, влечёт за собой организационно-управленческие преобразования, оптимизируя систему управления запасами, изменяя структуру и направления материальных потоков и т.п. Организационно-управленческие трансформации, рационализирующие комбинации факторов повышения эффективности деятельности формируют мотивационные положения, преобразующие коллективный договор, должностные инструкции и ряд других основополагающих руководящих документов организации. Последние, в свою очередь, создают предпосылки для НИОКР и реинжиниринга. В результате взаимосвязи вышеперечисленных факторов, формирующих обновленную продукцию, преобразовывается сбытовая политика в области новых качеств продукции, особых условий поставки и т.п. Таким образом, современная концепция управления предприятием основывается на том, что главные предпосылки успеха лежат не внутри предприятия, а вне его, и поэтому предприятию присуще постоянное обновление и приспособление к изменяющимся факторам внешней среды, главными из которых являются предпочтения потребителя.

Глава 2. Трансформационные процессы в бизнесе Дальнего Востока Российской Федерации

На современном этапе развития трансформационного менеджмента новые маркетинговые, производственные, организационно-управленческие и многие другие комбинации рассматриваются, как ключевые факторы формирования конкурентного преимущества предприятия (см. рис. 4).

Программируемая трансформация внутренней среды организации в направлении обеспечения сбалансированности (гармонизации) её структурных элементов должна обеспечивать преодоление убыточности (если оно существует) и достижение устойчивого финансово-экономического состояния предприятия в долгосрочной перспективе. Для условий Дальнего Востока Российской Федерации результаты трансформации деятельности некоторых предприятий по полноте трансформации бизнеса представляется возможным ранжировать по балльным показателям в соответствии с классификацией видов и процессов такой трансформации (см. табл. 1).

Как показали проведённые нами исследования, большинство предприятий и организаций Дальнего Востока Российской Федерации трансформируют свою деятельность частично, тогда как наилучший результат, по нашему мнению, приносит более полное, или общее (генеральное) преобразование деятельности. В процессе реализации трансформационной программы субъекта происходят глубокие изменения, затрагивающие его ассортиментную политику (номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, и их объёмы производства), техническую политику (продуктовые технико-технологические трансформации и нововведения), снабженческо-сбытовую и ценовую политику (каналы товародвижения и стимулирование потребителей), методы и формы организации управления, экономику, логистику и финансы.

Источник: составлено автором.

Структурные изменения основных, вспомогательных, обеспечивающих и управленческих процессов вызывают необходимость пересмотра их ресурсного обеспечения по трём основным направлениям: технико-технологическому, организационному и ресурсному обеспечению.

Принципиальная схема управления процессами трансформационных преобразований предприятия приведена нами на рис. 5.

Количество основных составляющих компонент принципиальной схемы управления трансформацией на предприятии позволяет стратифицировать их в виде концепции интерактивного управления трансформацией бизнеса в формате «КУБА МЕНЕДЖЕРА» (см. рис. 6).

Глава 3 Формирование концептуальных основ интерактивного управления процессами трансформации бизнеса

Концепция интерактивного управления процессами трансформации бизнеса «КУБ МЕНЕДЖЕРА» требует взаимосвязи необходимых и достаточных параметров для принятия оптимальных решений. Такую взаимосвязь на предприятиях обеспечивают графики, отражающие сроки выполнения работ и стоимость контрактов.

Таблица 1 – Бальное ранжирование полноты трансформации бизнеса на некоторых предприятиях Дальнего Востока Российской Федерации (факторы трансформации: 1 – кадровая политика; 2 – финансовый менеджмент; 3 – инжиниринг; 4 – маркетинг; 5 – логистика; 6 – сбытовая политика)

№№п/п

Предприятие

Полнота трансформации

Итог

трансформации

Направление

деятельности

Балл

1

2

3

4

5

6

1

ОАО «КНААПО»

1-6

Увеличение рентабельности бизнеса

Ниша: среднемагистральный самолет

6

2

ОАО «АСЗ»

1, 2- 3, 6

Увеличение рентабельности бизнеса

Ниша: суда прибрежного лова, сухогрузы до 20 тыс. тонн, корветы

4

3

ОАО «Амурметалл»

1-3

Снижение конкурентоспособности продукции

Прокат

3

4

ОАО «КНПЗ»

1-3, 5-6

Увеличение рентабельности бизнеса

Ниша: высокооктановые виды топлива

5

5

ОАО «РЖД»

1-6

Увеличение рентабельности бизнеса

Увеличение фондоотдачи

6

6

Порты

1-3, 5,

Интеграция участников проектов

Ниша: комплекс услуг

4

7

Лесная промышленность

3-4

Глубокая переработка древесины

Ниша: целевой сегмент

2

8

Малые предприятия

1-2, 4-5

Повышение рентабельности бизнеса

Ниша: спрос

4

Источник:составлено автором по отчетным данным предприятий.

Использование подобных моделей обеспечивает возможность планировать и контролировать исполнение договоров с учетом инвариантности функций и их отображения. Единая адаптированная к рыночным условиям хозяйствования система управления интенсификацией процессов трансформационных преобразований должна функционировать на каждом этапе финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сопряжении с условиями безубыточности деятельности, обеспечивая сокращение затрат времени, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов.

Источник:составлено автором.

Концепция интерактивного управления процессами трансформации бизнеса «КУБ МЕНЕДЖЕРА» требует взаимосвязи необходимых и достаточных параметров для принятия оптимальных решений. Такую взаимосвязь на предприятиях обеспечивают графики, отражающие сроки выполнения работ и стоимость контрактов. Отличительной особенностью графиков программы «КУБ МЕНЕДЖЕРА» является соответствие последовательности технологических процессов их длительности, а формирование цены реализации – цене предприятия (см. рис. 7).

Источник:составлено автором.

Ключевыми факторами успеха в тендерах на получение заказов являются цена предприятия и сроки исполнения договоров, абсолютная величина которых определяется выбором тех или иных трансформаций факторов производства. Например, преддоговорная работа (блок П. – см. рис. 7) ведется специалистами предприятия в соответствии с регламентом затрат времени и средств, показатели которых координируются периодически по мере выполнения той или иной операции на графиках. То есть функции преобразовываются в графики этих функций и передаются на интерактивный носитель «КУБ МЕНЕДЖЕРА». Далее интерактивное управление процессами преобразования бизнеса позволяет в течение секунды определить приоритетный вариант трансформации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные научные и практические результаты проведённого исследования, полученные в соответствие с поставленными в работе целью и задачами, а также выводы и предложения соискателя заключаются в следующем.

Разработана концепция формирования трансформационных приоритетов (КФТП), классифицированы виды и процессы трансформации деятельности предприятий на основе системного анализа современных теоретических взглядов и практических исследований зарубежных и отечественных учёных в области оптимизации конкурентных преимуществ, позволяющая выделить и обосновать определяющее значение процессного подхода в выборе направления трансформации бизнеса предприятий.

Предложенная в работе и апробированная на практике ппринципиальная схема управления процессами трансформации бизнеса на предприятии, позволяет предложить концепцию интерактивного управления процессами трансформации бизнеса, базирующуюся на использовании интегрирующих свойств информационных технологий. Это обеспечивает усиление взаимосвязи между подсистемами стратегического, тактического и оперативно-календарного планирования на предприятии. В результате этого в организации трансформационных процессов, процессно-ориентированном учёте, контроле и корректировке реализации бизнес-процессов сокращается длительность операций трансформационного цикла и возрастает скорость принятия рациональных управленческих решений.

Реализованный методический инструментарий и его программное обеспечение позволяет использовать диалоговый и интерактивный режимы управления трансформационными программами и проектами по оптимизации материально-технической подготовки и ротации кадрового обеспечения процессов преобразования бизнеса, повышения эффективности маркетинговой, производственной и сбытовой деятельности бизнес-структур в режиме удалённого доступа.

Литература

Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.

Харченко С.В. Исследование систем управления: учебное пособие / С.В. Харченко, В.Б. Золотухин. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2008. –
157 с. – 5,8 п.л. (в т.ч. авт. – 2,8 п. л.).

Харченко С.В. Альтернативные подходы к переходной экономике / С.В. Харченко // Труды СГА. – М.: СГА, 2002. – С. 57 – 60. – 0,3 п. л.

Просмотров работы: 88