Русская колыбель Люлька

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русская колыбель Люлька

Шнайдмюллер В.В. 1
1МАОУ СОШ № 22, корп.1
Рыкованова Г.В. 1
1МАОУ СОШ № 22,корп.1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Слова «колыбель» и «люлька» очень редко встречаются в наши дни. В нашей семье растет младшая сестренка Арина, когда она родилась, я наблюдала как мама ее укачивала в кроватке. И мне стало интересно, как раньше мамы укачивали своих малышей? Из чего изготавливали колыбели? Всегда ли колыбели были такими, как сейчас? Мне захотелось узнать о традициях и культуре наших предков. У моего папы есть столярный цех, он занимается изготовлением различных изделий из дерева. Видя мое увлечение, он предложил мне сделать с ним русскую колыбель, и я с радостью согласилась ему помочь.

Актуальность: к сожалению мы забываем культуру и быт своего народа и этим проектом мне бы хотелось приобщить своих одноклассников к культурному наследию своего народа.

Цель работы: изучить виды старинных русских колыбелей, как продукт исторического наследия русского народа.

Задачи:1. изучить информацию по теме проекта;

2. изучить виды колыбелей и их предназначение;

3. изготовить самостоятельно люльку.

Объект исследования: разновидности русских колыбелей.

Предмет исследования: предметом исследования является люлька.

Гипотеза: если предположить, что наши предки не случайно использовали такую конструкцию колыбели, то вполне возможно использование колыбели старинных конструкций и в современных условиях.

Методы исследования: цель и задачи определили выбор способов исследования. Это сбор, обработка, анализ, сравнение, анкетирование, практикум и обобщение.

Используемые источники литературы:

Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: 
Т. 1-4. – М.: Русский язык.

Русская изба. Иллюстративная энциклопедия. – Санкт-Петербург: Искусство, 2001.

Структура исследования.

В 1 главе рассмотрен теоретический материал об истории возникновения и предназначении различных видов русской колыбели. С помощью сравнительного анализа определили вид изготавливаемой колыбели, с целью ее дальнейшего практического применения.

Во 2 главе представлен материал по практической части проекта – анализ результатов анкетирования, фиксирование этапов по изготовлению люльки.

В заключительной части перешли к обобщению, описанию полученных результатов.

Практическая значимость.

Новизна данного проекта заключается в том, что в ходе работы над проектом возникла идея разработки нового социального проекта в классе по работе с многодетными семьями: изготовление деревянных игрушек, предметов быта и обихода из дерева. Данная колыбель положит начало данному проекту. В этом также заключена практическая значимость проекта .

 

I.Теоретическая часть

1.1. История появления детской колыбели

Сменяются эпохи, приходят и уходят правители, расцветают и катятся к упадку цивилизации, но как и сотни лет назад любящие матери все так же проводят бессонные ночи у детских кроваток, баюкая своих чад под ласковые напевы колыбельных песен. История детской колыбели включает в себя огромный пласт культуры древних народов. Считают, что история люльки началась с рождением первых людей, праотцев человечества.

Колыбель - это замечательное изобретение наших предков, которое, к сожалению, почти не используется сейчас. А ведь когда-то колыбель была просто незаменимой, без неё не обходилась ни одна изба. В одной колыбельке могло вырасти несколько поколений.

Колыбель — это кроватка или корзина небольших размеров (около 50 см в ширину и до 100 см в длину), подвешенная к специальным креплениям или установленная на опорах, основное предназначение которой – укачивать младенца. Даже колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, колыбелька.

Чтобы выявить значение слов «колыбель» и «люлька», мы обратились к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля.

«Колыбель – зыбка, качалка, баюкалка» [ Том II с. 144].

«Люлька – колыбель, зыбка, качалка» [ Том II с. 285].

Что же такое «зыбка», это слово образовалось от слова «зыбнуть».

«Зыбнуть - колебать, качать, покачивать, колыхать» [ Том I с. 697].

«Зыбка, зыбушка, зыбалка – колыбель, люлька, качалка» [ Том I с. 697].

Согласно определениям Владимира Даля, слова: «колыбель», «люлька» и «зыбка» - это слова синонимы.

Мы узнали, что существовали следующие виды колыбелей, исходя из конструкции и материала.

Колыбель в форме прямоугольной деревянной рамы, обтянутой тканью.(приложение 1 рис.1).

Колыбель в виде деревянного ящика.(приложение 1 рис. 2).

Лубяной короб овальной или прямоугольной формы.(приложение 1 рис.3).

Плетеные колыбели (из лозы, соломы, дранки). (приложение 1 рис.4)

Легкая зыбка (кузовок), сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу (приложение 2)

Очеп — это длинный березовый шест или жердь. Тянулся он в пол избы, а на конце дополнительно вбивали гвоздь и наматывали на него веревку, чтобы люлька не слетела.

У городского народа встречалась другая форма колыбельки – напольная, которая качалась по принципу «ваньки – встаньки».(приложение 3). Люльки «ваньки-встаньки» устанавливались рядом с кроватью родителей.  Собственно говоря, с тех самых пор такие люльки по-прежнему располагают либо рядом с родительской кроватью, либо рядом с кроватью няни.

Люльки можно купить и сейчас. Чаще всего люльки делают из новых материалов, у многих моделей есть режим вибрации, встроенные мобили с разнообразными мелодиями (приложение 4).

1.2. Как делали колыбели

Правильно сделанная и закреплённая колыбелька - долговечная, устойчивая и легко качалась.  А вот неправильная могла опрокинуться от неосторожного толчка. Вот поэтому за новой колыбелькой обращались к специальному мастеру. Если семья не могла позволить себе этого, то тогда колыбельку делал хозяин дома.

В качестве материала для изготовления использовались - дерево, ивовые прутья, кора, кожа. Но не каждое дерево использовалось для колыбелек, а только то, которого, как считалось, боялась нечисть. А вот из осины, которая с нечистью дружит, колыбельки никогда не делали.

Очень состоятельные люди могли себе позволить кованые колыбельки. Так, например, для Александра I тульскими мастерами была сделана  стальная колыбелька, украшенная резьбой и вензелями (приложение 5).  Эту колыбельку можно увидеть в Оружейной палате.

1.3. Поверья и обряды, связанные с люлькой

Многие поверья и обряды имеют языческие корни. Например, клали полено рядом с младенцем, приговаривая: «Спи так же крепко, как это поленце». Для того, чтобы защитить ребенка и призвать к нему добрые сны, колыбель украшали разнообразными оберегами. Так, бортики колыбельки украшали резьбой (приложение 6) и росписью (приложение 7).

В колыбельку клали крестик и иконку. Колыбельку обязательно закрывали пологом. Он защищал ребёнка не только от насекомых и яркого света, но и служил преградой от тёмных сил. Часто полог-оберег, делали из старой материнской юбки, которую та носила во время беременности – ребёнок чувствовал мамин запах и вёл себя спокойнее. Наверно, именно отсюда пошло выражение – «под маминой юбкой»

Прежде чем положить в колыбель младенца, туда клали куклу мотанку, которую делала мать в ожидании ребенка. А если в доме уже были маленькие дети, при появлении младенца в зыбке им обычно говорили, что это ожила кукла- мотанка, до этого лежавшая в колыбельке.

Кроме того, в колыбельку клали матрасик: для девочек делали из пшеничной соломы, считая ее знахарем души, тела и оплодотворяющего начала, а для мальчиков из ржаной, которая наполняла малыша энергией земли и способствовала росту. Под подушку в колыбель младенцу клали различные травы: чабрец, мяту, бессмертник, душицу, полынь — считалось, что они влияют на здоровье и хороший сон.

Простыни и наволочки подушек обязательно вышивали. Вышивка не только украшала белье, но и служила оберегом.

Позднее добавились другие обычаи:

1. Православные священники требовали, чтобы в колыбельку первый раз клали ребенка только после крещения и со специальной молитвой.

2. Если малыш благополучно вырастал в колыбельке (мало капризничал, мало болел, хорошо кушал и спал), то она называлась "счастливой". Такая колыбелька очень ценилась и передавалась по наследству.

3. Запрещалось качать пустую колыбель, считалось, что ребеночек в ней не

сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней.

II. Практическая часть

Изучив теоретический материал, мы остановились на изготовлении напольной люльки- качалки, т.к. в современных условиях квартиры, технически сложнее использовать подвесную люльку.

Чтобы узнать, насколько мои одноклассники знают историю своих предков, в классе провели анкетирование (приложение 8). В опросе приняли участие- 30 человек, возраст 8–9 лет. По результатам анкетирования составили диаграммы. Результаты удивили, 60% опрошенных не знают, как укачивали детей наши предки (диаграмма 1 приложение 9). Скорее всего из-за того, что они не интересуются историей своих предков. Про люльку знают почти все, 73% ответили «да» (диаграмма 2 приложение 9) и это не удивительно, все-таки для России это не диковинка. Радует и то, что 57% знают, что в наше время тоже существуют люльки (диаграмма 3 приложение 9).

2.1.Материалы и инструмент для изготовления люльки

Общие размеры колыбели:

- Высота – 650 мм.

- Ширина – 480 мм.

- Длина – 850 мм.

Для изготовления нам понадобились следующие материалы:

- 1 лист фанеры толщиной 16 мм.

- саморезы 3,5х45

- воск, льняное масло

Инструменты для работы:

- электрический лобзик

- дрель

- шлифовальная машинка

- губка

2.2. Техника по изготовлению люльки

Первый этап : мы разметили и вырезали все детали по картонному шаблону, который сделал папа. (приложение 10 рис.1)

Второй этап: отшлифовали все детали.(приложение 10 рис.2)

Третий этап: приступили к сборке люльки. Собрали все детали и соединили их саморезами, на места соединения нанесли шпаклевку, еще раз отшлифовали. (приложение 10 рис.3)

Четвертый этап: изготовили декор для украшения люльки и покрасили его яркой краской. (приложение 10 рис.4)

Пятый этап: приступили к завершающему этапу, финишной обработке люльки льняным маслом и воском.(приложение 10 рис.5)

Мне было очень интересно поучаствовать в процессе изготовления люльки. Люлька получилась красивой (приложение 10 рис.6), думаю сон малыша в ней будет спокойным и безмятежным!

Заключение

В ходе работы над проектом я узнала много нового об обычаях, традициях своего народа. Готовая люлька натолкнула нас на мысль, что она не должна быть пустой, в ней должен плакать, смеяться и расти ребенок. Поэтому мы хотим выступить с предложением начать большой социальный проект по работе с многодетными семьями: изготавливать игрушки, предметы быта и обихода. И начало этому положит наша колыбель!

Список литературы

1. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: 
Т. 1-4. – М.: Русский язык

2. Забылин М. Русский народ [Текст]: обычаи, обряды, предания, суеверия / М. Забылин. - М.: Рус.кн., 1996. - 496 с.

3. Русская изба. Иллюстративная энциклопедия. – Санкт-Петербург: Искусство, 2001.

4. Интернет ресурсы:

- http://russian7.ru/post/o-russkoj-lyulke/

- http://lopotun.ru/article/russkie-narodnye-tradicii-lyulka

- https://otevalm.livejournal.com/6217358.html

- http://sna-kantata.ru/istoriya-detskoy-kolyibeli-chudo-iz-glubinyi-vekov/

- http://drevoroda.ru/interesting/articles/701/1221.html

Приложение 1

Виды колыбелей

рис.1

рис.2

рис.3

рис. 4

Приложение 2

Зыбка подвешенная к очепу

Приложение 3

Люлька «Ванька – встанька»

Приложение 4

Современная колыбель

Приложение 5

Колыбель Александра I

Приложение 6

Колыбель украшенная резьбой

Приложение 7

Колыбель украшенная росписью

Приложение 8

Анкета для опроса

1.Знаете ли вы как укачивали детей наши предки?

Нет да

2. Знаешь ли ты, что такое люлька?

нет да, это___________

3.Существуют ли в наше время люльки?

Нет да

Приложение 9

Анализ анкетирования

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Приложение 10

Процесс изготовления люльки

Рис.1

Рис. 2

рис.3

рис.4

рис.5

рис .6

Просмотров работы: 1950