Доказано, что в силах одного человека
изменить небольшой кусочек мира вокруг себя.
А что, если это сделает каждый?
Введение
«Красота спасёт мир» - утверждали великие гуманисты. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах светлого и чистого села, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается, прежде всего, школа, но это должно сопровождать ребёнка и тогда, когда он выходит из стен школы.
Чтобы воспитать красивую личность, надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни села.
Таким образом, выявилось противоречие между запросами педагогического коллектива, учеников и родителей нашей школы и теми условиями, которые созданы в селе.
В настоящее время большое внимание уделяется озеленению и благоустройству населенных пунктов.
Постановка проблемы.
Население села Пышлицы составляет 1657 человека. В селе функционируют средняя школа (167 обучающихся), детский сад, ДК, музыкальная школа. В с. Пышлицы 34 молодых семей в возрасте до 30 лет, в которых есть дети дошкольного и школьного возраста. В селе много пожилых людей и пенсионеров. В свободное время мамы с колясками и маленькими детьми выходят на прогулку. Свои прогулки они могут осуществлять только вдоль автомобильных дорог, а это не безопасно и вредно для здоровья. В селе отсутствуют места отдыха, а по опросам жителей села многим хотелось бы отдохнуть в ухоженном, специально оборудованном для этого месте.
В центре села, перед сельским домом культуры, находится центральная площадь. Здесь есть фонтан, разбиты цветники, но рядом находиться дорога. Дети не могут чувствовать себя в безопасности. И игровые зоны здесь не предусмотрены.
Мы обратили внимание на эту проблему. Пообщались с жителями села, администрацией села, мы приняли решение создать в селе место культурного отдыха, где можно было бы не только отдохнуть, но и проводить культурно-массовые мероприятия, т.е. разбить на этой площади парк отдыха.
Реализовав данный проект, мы бы решили не только проблему отдыха односельчан. Забота о воссоздании и сохранении природы поможет в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни, ведь большая концентрация домов, пролегающие рядом автомобильные дороги, отсутствие зеленых зон увеличивает загрязненность воздуха. Экологическая деятельность объединит различные социальные и возрастные группы людей для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства.
Актуальность:
Наша задача состоит в том, чтобы при проектировании парка были учтены интересы не только молодежи, но и людей всех возрастных категорий. Грамотно спланированный засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками парк может стать оазисом экологической культуры и активного отдыха жителей всего села.
У учащихся 10 класса МОУ «СОШ с. Пышлицы» возник интерес самим разработать и реализовать предложения по благоустройству села. Охватить всю территорию села сразу невозможно, поэтому в первую очередь было решено заняться благоустройством центральной территории села.
Цель проекта: создание проекта парковой зоны в с.Пышлицы г.о. Шатура
Задачи проекта:
1.Провести социологический опрос для изучения мнения жителей села по проблеме создания проекта «Парк отдыха с.Пышлицы «Радуга».
2.Изучить возможности социума по оказанию помощи в реализации проекта.
3.Привлечь внимание общественности, родителей к проблеме культурного отдыха односельчан и проблеме экологического состояния территории села.
4.Создать зелёную зону для культурного досуга и отдыха жителей села, для этого
- обследовать место разбивки парка,
- провести возможные экономические расчеты;
- составить план - карту будущего парка;
- подготовить проект парка;
- расчистить территорию;
- посадить деревья, кустарники, цветы;
- построить детскую площадку;
- создать спортивную дорожку;
- организовать и провести мероприятие, посвященное открытию парка отдыха с. Пышлицы.
Проект включает в себя три этапа деятельности по его реализации:
1 этап. Подготовительный (выбор проблемы, обсуждение проекта, планирование работы по его реализации)
2 этап. Основной (разработка проекта будущего парка)
3 этап. Заключительный (реализация проекта).
Методы исследования:
1. Аналитический (исследование литературы)
2. Составление и анализ планировки территории парка.
а) Составление плана - карты территории,
б) Составление проекта парка;
3. Определение видового состава растительности, произрастающей на территории будущего парка с использование квадракоптора, который был приобретён вместе с оборудованием «Точки роста».
Целевые группы проекта:
- школьники с 6 по 11 класс,
- молодежь с. Пышлицы,
- пожилые люди села,
- руководители, администрация села.
1. Практическая часть
1.1 Анкетирование
Приступая к разработке проекта, мы провели социологический опрос жителей нашего села.
Всего в опросе приняло участие 70 человек. 45% из них – это люди в возрасте от 15 до 20 лет, 22% - от 20 до 30 лет, 29% - от 30 до 50 лет, 10% - более 50 лет. В основном это школьники (40%), рабочие и служащие (55%). В опросе принимали участие пенсионеры (3%) и безработные (2%).
98% опрошенных хотели бы, чтобы на территории села Пышлицы был парк. 2% опрошенных безразлично отнеслись к этой проблеме.
При опросе мы выясняли, каким бы вы хотели видеть будущий парк отдыха, какую помощь вы могли бы оказать. Результаты опроса показали, что
39% - видят будущий парк как зеленую зону для прогулок и отдыха,
11% - участок с аттракционами и игровыми автоматами,
22% опрошенных, считают, что в парке должен быть участок со спортивными площадками,
11% хотят видеть в парке сказочный игровой городок,
17% опрошенных желают оказать помощь в посадке деревьев,
Анализ анкеты позволил определить актуальность данного исследования и в дальнейшем дать реальные и обоснованные рекомендации по данной проблеме.
Команда учащихся 10 класса под руководством инициативных педагогов, родителей, общественности с большой активностью включились в разработку проекта. Проект заинтересовал учащихся, прежде всего потому, что
- организация и проведение дел основаны на принципах добровольности и самостоятельности;
- предлагаемые дела под силу подросткам, молодёжи.
2. Разработка эскиза проекта будущего парка отдыха с. Пышлицы
2.1. Составление и анализ планировки будущего парка.
Порядок выполнения работы:
После визуального осмотра и замера территории составили план – карту будущего парка. На карте отметили следующие зоны:
- детская площадка;
- спортивная дорожка;
- зона отдыха;
- прогулочные пешеходные тропинки,
- зелёная зона.
2.2. Реальное состояние «Парка отдыха».
В настоящее время территория около здания сбербанка заброшена. После осмотра видового состава растительности и уже имеющихся объектов мы пришли к мнению, что деревья и кустарники целесообразно частично оставить, включив их в зелёную зону парка.
2.3 Разработка плана будущего парка
Любой парк – это огражденная территория. Наш парк с одной стороны ограждён естественным забором. Общая площадь парка отдыха – 1 га.
2.3.1. Оформление входа в парк.
Мы планируем сделать вход в парк не просто в виде ворот, а в виде арки. С левой стороны будут располагаться стела в виде сердца с надписью «Пышлицы». При входе будут так же располагаться качели.
2.3.2. Разработка плана детской площадки.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста предлагаем создать детскую площадку. Она решит проблему сохранения и укрепления здоровья детей. Разрабатывая план, мы учли мнение жителей села.
Элементы площадки:
Напротив входа расположена песочница
В левом и правом углу от входа находятся аттракционы
По левой стороне площадки будет находиться детская песочница и лавочки
Справа от входа беседка.
Центральное место на площадке отводится для проведения подвижных игр.
Для отдыха и для того, чтобы родители могли присматривать за детьми, вдоль дорожки по обе стороны предлагаем разместить ряд скамеек. Возле каждой скамейки поставить урну и разбить небольшие клумбы с целью создания эстетического вида.
3. Финансовый план
строительства детской площадки.
№ п/п |
наименование |
количество |
стоимость |
сумма |
1 |
Колесо обозрения |
1 |
45000 |
45000 |
2 |
Лавочки |
3 |
3300 |
9900 |
3 |
Цепочная карусель |
1 |
170000 |
170000 |
4 |
Песочница |
1 |
10000 |
10000 |
5 |
Зонтики пляжные |
3 |
5000 |
15000 |
6 |
Качели |
2 |
15000 |
30000 |
7 |
Урны |
3 |
540 |
1620 |
8 |
Дорожка |
200м2 |
355 |
71000 |
9 |
Рекламный щит на входе |
1 |
10000 |
10000 |
10 |
«Сердце» |
1 |
10000 |
10000 |
11 |
Забор |
160 м |
260 |
41600 |
итого |
413520 |
4.Перспективный план работы
детской площадки
4.1.Зона отдыха
Для отдыха и для того, чтобы родители могли присматривать за детьми, вдоль центральных дорожек, по периметру, на детской оздоровительной площадке предлагаем разместить ряд скамеек. Возле каждой скамейки поставить урну.
В центральной зоне парка разбить 1 рабатку, установить фонари.
Для соединения всех зон парка выложить дорожки шириной 1 метр.
4.2. Спортивная дорожка.
На территории парка планируем создать спортивную дорожку по периметру, на которой разместятся велодорожка и пешеходная.
4.3. Видовой состав растительности будущего парка
Деревья: берёзы.
Кустарники: акация.
Рабатка: пионы, тюльпаны, нарциссы, флоксы, бархатцы, петунии, однолетние георгины, астры, циннии и др.
Древесные - кустарники, кустарнички и хвойные растения:
Можжевельник Ель голубая
Многолетние травянистые и почвопокровные растения.
5. Источники финансирования:
выделение денежных средств из администрации поселения Пышлицкое на организацию досуговой деятельности молодежи, поддержку молодых семей;
спонсорская помощь предприятий и организаций, частных предпринимателей;
средства, зарабатываемые силами учащихся (организация ярмарок для жителей села).
6.Анализ риска.
Возможные препятствия:
Неспособность или нежелание материально обеспеченных лиц профинансировать проект в достаточной мере;
Пассивность молодежи, жителей села;
Низкий интерес к проектной деятельности большинства семей.
Пути преодоления:
Поиск новых источников финансирования;
Организация рекламной компании проекта в школе и местных СМИ;
Поощрение активных участников проекта.
7. Планируемые результаты проекта:
Будет собрана и систематизирована информация об экологическом состоянии села, проведен экологический мониторинг.
Будут отобраны активная часть молодежи, школьников, учителей, общественности и объединены в единую команду.
Будет создан круг заинтересованных партнеров по реализации проекта.
Будет одна интересная работа для всех и каждый найдет себе занятие по интересам.
Изменится экологическая культура населения, школьников: «От экологического образования к экологической деятельности».
Будут устранены экологические проблемы.
Улучшится эстетичный вид села.
Будут созданы зона отдыха, детская оздоровительная площадка, спортивная площадка, летняя танцплощадка.
Все партнеры получат удовольствие от совместно проделанной работы.
Будут задействованы спонсоры в благотворительную деятельность, активизирована совместная деятельность с компаниями-менторами. Будет сформировано положительное отношение жителей к органам местного самоуправления и руководству администрации района, имиджа молодежи в глазах пожилых людей.
Село станет для других населенных пунктов района примером по созданию социальных проектов.
Будет распространен опыт работы через СМИ, Интернет.
Выводы:
1. Создана команда единомышленников из школьников, учителей и общественности,
2. Проведён анализ и оценка экологического состояния села,
3. Проведена работа по повышению уровня самосознания населения.
4. Проведена акция «Красивая школа», конкурс «Будущее своими руками».
5.Создан проект парка
Наш проект – начало огромной работы по благоустройству села Пышлицы. На будущее перед учащимися и педагогами стоят большие задачи, которые, надеемся, снова воплотятся в новых проектах, и нами будет гордиться село!
Заключение.
Создание и реализация данного проекта – создание парка отдыха, способствует улучшению условий жизни социума. Ценность этой работы заключается в следующем:
1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами.
2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.
3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством села при решении проблемы общественных вопросов.
4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.
Список литературы:
1. Проектирование садов и парков. Гостев В. Ф., Юскевич Н. Н.2001.г.
2.Залесская Л. С., Микулина Е. М. Ландшафтная архитектура.-- М.: Стройиздат, 2009.
3.Рубцов Л. И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре.-- Киев: Наукова думка, 2007.
4.Косаревский И. А. Искусство паркового пейзажа.-- М.: Стройиздат, 2007
5.Хоменко В.С. Глоба-Михайленко Д. А. Дендрология и основы зеленого строительства,2000