Из детского сада – в первый класс!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Из детского сада – в первый класс!

Гончарова Е.И. 1
1МБОУ "Давыдовская СОШ с УИОП"
Гончарова Г.В. 1
1МБОУ "Давыдовская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Введение.

 

На уроках технологии, при изучении раздела «Профессиональное самоопределение школьника», я решила попробовать свои силы в области педагогики и психологии. После окончания школы я хочу поступать в педагогический институт. Поэтому решила попробовать себя в роли учителя начальных классов, изучить методическую литературу, познакомиться с детьми 6-7 лет.

 

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. И проблема эта по-прежнему актуальна. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними коррекционной работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

Я считаю, в настоящее время актуальность данной темы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

социальный,

психологический,

эмоционально – волевой.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное становление личности во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Цель: Использовать системный подход при исследовании готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Подбор методов и методик для исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе.

2. Проведение диагностики психологической готовности ребенка к школе.

3. Разработка консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов.

Объект исследования: дети подготовительной группы МДОУ "Давыдовский детсад». Предмет исследования: системный подход и его применение в исследовании готовности детей к обучению в школе.

Гипотеза: психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Поэтому, для исследования психологической готовности необходим системный подход, который исследует личность ребенка со всех сторон. Выявление готовности к школе с помощью описанных ниже методик, поможет определить те стороны психического развития ребенка, которые нуждаются в коррекции, а также будут способствовать успешному построению коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с целью формирования их психологической готовности к школе.

1.1 Теоретическая часть.

Системный подход готовности ребенка к обучению в школе исследует сразу несколько признаков ведущих видов деятельности. Эти признаки были четко сформулированы Д.Б. Элькониным.

1) Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности;

2) в процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

3) в ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка с взрослым;

4) ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источником его психического развития.

«Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йерасика» дает представление о степени созревания мозговых структур ребенка через развитие его сенсомоторной координации. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры; срисовывание письменных букв; срисовывание группы точек. Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка. Я. Йерасик провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо с ним справляющиеся, тоже могут хорошо успевать.Поэтому Я. Йерасик подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость.

Д.Б. Эльконин подчеркивает, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития.

Существующие методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методики: «Узор» Л.И. Цеханской (1978), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина [9] (см. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста, 1988).

Методика «Узор» (Л.И. Цеханская) направлена на выявление сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умения внимательно слушать говорящего.

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило» [9] (Д.Л. Венгер. 1981) предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований. Данная методика отличается от методики Л.И. Цеханской тем, что в ней ребенок должен осуществлять заданное правило и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец, тогда как в методике Л.И. Цеханской осуществление правила сопровождает выполнение задания, воспринимаемого на слух. А.Л. Венгер [9] считает,что «последовательная ориентировка на систему требований возможна лишь при достаточно высоком уровне развития произвольности, планирования своих действий и контроля за их протеканием.

Таким образом, показатель, выбранный для диагностирования, является комплексным».

Практическая значимость данной работы.

В процессе учебы возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми, однако отсутствие какого-то компонента психологической готовности к школе полностью не компенсируется и может привести к не успешности в учебной деятельности. Однако для правильного проведения диагностики, прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но определенный их набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Психологическая характеристика детей 6 -7 лет

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. В возрасте семи лет у детей игра все еще является ведущей деятельностью. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Интенсивно растет словарный запас, в шесть лет он достигает 2500 – 3000 слов. Ребенок семи лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. К концу дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Механическая память преобладает над смысловой памятью. Активно формируется и произвольная память.

Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Дети данного возраста начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе. В шесть – семь лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений.Играя, он учится общаться со сверстниками.

К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Экспериментальная часть

В набор «школьной готовности» входит мотивационная готовность, которая предполагает наличие у ребенка желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Взрослым нужно помнить о том, что инициатором общения с детьми должны быть именно они, а не ребенок, который не всегда может подойти и попросить поиграть или поговорить с ним. Это в первую очередь относится к тревожным, неуверенным в себе детям, которым такое общение просто необходимо.

Таким образом, « готовность к школе» - это комплексное понятие, для ее диагностики необходимо исследовать уровень развития каждого компонента.

II. «Психологическая готовность детей к обучению в школе».

Цель: Освоение методов психологической диагностики готовности детей к обучению в школе»

Задача: Изучить и проанализировать с помощью методов наблюдения и тестирования «Психологическую готовность детей к обучению в школе».

Умения читать, писать и считать являются признаками умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в школе. Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний перед школой год. Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.

Физическая готовность. На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу.

Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Эмоционально-волевая готовность.  Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в учении, у него повышается самооценка. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе.

Интеллектуальная готовность к школе. Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении.

Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек». Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. Д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

Социальный интеллект (социальная зрелость) – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.

2.1 Игра как подготовка к школе

Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания «взрослого».

И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, «что было бы, если бы…».

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, «рассмотреть» их в уме. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д. Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения. Лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не надо гасить интерес!

 Подготовка к школе – это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.

2.2 Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе

Зачитать ребенку следующие утверждения и спросить его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ - один балл.
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни.
8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – первоклассники.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

От четырех до восьми баллов – хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует – новые друзья или сами уроки. Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов – отличный результат! Малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

Нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Учеба – это весьма занимательное занятие само по себе. В школе он узнает много нового и интересного. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше рассказывайте ребенку о школе, но не надо приукрашать. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

2.3. Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Надо попросить ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

1. Что такое класс? (Класс – это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс «а», дружный класс.)

2. Что такое урок? (Урок – это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом «урок» называют выполнение какого-либо задания, например «выучить уроки» – это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

3. Что такое каникулы? (Каникулы – это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.).

4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)

5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена – это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

7. Что такое отметка? (Отметка – это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.) и т. д.

Главным критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой. Как правило, практически все дети хотят пойти в школу, вот только далеко не все из них могут обосновать свое желание. Чтобы ребенок ходил в школу с радостью, чтобы он овладел необходимыми знаниями и умениями, постарайтесь представить его ожидания от школы, рассмотрите ситуацию с позиции ребенка, расскажите ему о школьной жизни так, чтобы заинтересовать его, но не приукрашивайте реальное положение вещей.

Следует ли из этого, что хорошо учиться в первом классе будут только дети, обладающие всеми вышеперечисленными качествами? Конечно же это не так, ведь у каждого ребенка есть свои достоинства и свои недостатки. Кроме того, общеизвестно, что обычно одно качество личности компенсируется другим. Да и не бывает так, чтобы личность обладала всеми положительными качествами одновременно. Чаще всего отсутствие чего-то одного восполняется наличием чего-то другого.

Более того, обычно достоинства являются продолжением недостатков. Так, например, любознательный ребенок с легкостью откликается на все новое, но при этом не любит повторения пройденного и у него серьезные проблемы с усидчивостью. Дружелюбный ребенок, легко завязывающий новые контакты, в свою очередь склонен беспрестанно болтать с одноклассниками во время урока и т. п. Таким образом, в результате применения системного подхода удалось получить описания «сложного явления» такого как готовность к школе.

III Заключение. Практическая часть

С целью изучения использования системного подхода в исследовании готовности ребенка к обучению в школе был проведен эксперимент, в котором условно можно выделить три основных этапа:

1 этап – психологическое обследование;

2 этап – анализ результатов исследования;

3 этап – выработка рекомендаций.

Исследование проводилось в индивидуальном порядке и включало в себя детальное изучение индивидуальных особенностей ребенка.

Психологическое исследование готовности к обучению в школе ребенка проводилось следующим образом:

- индивидуальное собеседование, продолжительностью в 25 минут, включающее в себя детальное изучение индивидуальных особенностей:

Исследования кратковременной речевой памяти;

Исследование кратковременной зрительной памяти;

Исследование интуитивного речевого анализа-синтеза;

Исследование речевых аналогий;

Исследование особенностей произвольного владения речью;

Исследование интуитивного визуального анализа-синтеза;

Исследование визуальных аналогий;

- психологическое наблюдение на стандартном занятии и в игровой деятельности;

- анализ имеющихся данных.

В результате выполнения заданий Мария набрала 23,5 баллов. Это соответствует среднему уровню для 6-7 –ми летних детей, готовящихся к поступлению в школу. Общая характеристика – рекомендация Марии по повышению уровня готовности ребенка к школе.

По результатам исследования рекомендуется Марии - расширять кругозор, стимулировать познавательную активность. Необходимо – приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного, услышанного. Полезно при этом задавать ребенку вопросы, стараясь получить от него более подробный и развернутый ответ.

Родителям можно посоветовать читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать прочитанное и увиденное. Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. При этом необходимо чаще доверять ему исполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми. При недостаточном уровне развития речи ребенку с самого начала обучении должны быть обеспечены индивидуальные занятия.

Для развития образных представлений большое значение имеет изобразительная деятельность. Необходимо стимулировать занятия ребенка аппликацией, рисованием. Творческая конструктивная деятельность - для развития двигательной активности, мелкой моторики рук, рекомендуется использовать различные подвижные игры.

При диагностике готовности к школе необходимо помнить о том, что все компоненты психологической готовности не обязательно должны быть максимально развиты, гораздо важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них невысок. В процессе учебы возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми, однако отсутствие какого-то компонента психологической готовности к школе полностью не компенсируется и может привести к неуспешной учебной деятельности.

На примере этого ребенка я попробовала доказать необходимость системного подхода в исследовании готовности к обучению в школе. Если бы мы исследовали только волевую готовность, зрительно-моторную координацию, картина исследования была бы не полной. Мы видим, что с данным ребенком нужно проводить индивидуальные занятия, вести тесную работу по воспитанию и обучению ребенка с мамой.

Литература.

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе //Начальная школа. №1, 1999

2. Анастази А. Психологическое тестирование // Т.2.- М.-1982.

3. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения //Вопросы психологии. -№1, 1993

4. Бастун Н.А., Сак Т.В., Ильяшенко Т.Д. Дети с задержкой психического развития и их обучение. – К., 1997. – 150 с.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.-1989

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. - 1995.

8. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. - М. - 1989.

9. Вегнер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981., с.49

10. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. соч. Т. 5. - М. -1983.

11. Пасечник Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. – Изд-во Скрипторий 2003. – 2009. – 112 с.

12. Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.

1980.

13. Учимся общаться с ребёнком / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М. - 1993.

Приложения.

Протокол №1

«Исследования кратковременной речевой памяти»

Ф.И.О. респондента Мария

Возраст 6 лет 9 месяцев

Пол женский

Дата исследования 20.02.19

Время исследования 11:00

Результаты исследования:

Названные слова ребенком: соль, кит, бег, рысь

Обработка результатов: Из девяти слов произнесенных взрослым ребенок запомнил и назвал четыре слова. За каждое верно названное слово начисляется 1 балл. За это задание ребенок получил 4 балла.

Вывод: У Марии во время исследования выявлен средний уровень кратковременной речевой памяти.

Рекомендации: Марии рекомендуется заниматься развитием кратковременной речевой памяти.

Протокол №2

«Исследование кратковременной зрительной памяти»

Ф.И.О. респондента Мария

Возраст 6 лет 9 месяцев

Пол женский

Дата исследования 20.02.19

Время исследования 11:15

Результаты исследования:

После рассмотрения таблицы с 16 картинками ребенок запомнил и назвал правильно 4 картинки: дом, кошка, пароход, пистолет, при этом корабль ассоциируется с пароходом

Обработка результатов: Мария из 16 возможных картинок назвала 4. За каждый верный ответ начисляется 1 балл. За это задание ребенок получил 4 балла.

Вывод: У Марии во время исследования выявлен средний уровень кратковременной памяти.

Рекомендации: Рекомендуется ребенку развивать кратковременную зрительную память. Для этого можно использовать упражнения и задания разного уровня.

Протокол №3

«Исследование интуитивного речевого анализа-синтеза»

Ф.И.О. респондента Мария

Возраст 6 лет 9 месяцев

Пол женский

Дата исследования 20.02.19

Время исследования 11:30

Прочитанные слова

Слова, названные после анализа ребенком

Лук, лимон, груша, дерево, яблоко (прав. ответ дерево)

Дерево +

Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь (прав. ответ светлячок)

Фонарь -

Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник (прав. ответ радиоприемник)

Градусник -

Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый (прав. ответ солнечный)

Солнечный +

Обработка результатов:

В этом задании два ответа ребенка были верны. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. За это задание ребенок получил 2 балла.

Результаты исследования: В результате исследования было выявлено, что ребенок после зачитывания вариантов слов с небольшим затруднением перерабатывает информацию, анализирует, умеет обобщить и назвать правильный ответ (лишнее слово)

Вывод: В результате исследования было выявлено, что ребенок после зачитывания вариантов слов с небольшим затруднением перерабатывает информацию, анализирует, умеет обобщить и назвать правильный ответ (лишнее слово)

Скорость переработки информации – средняя

Внимательность – средний уровень

Речевая память – средняя (т.к. ряд слов приходилось зачитывать два раза)

Мышление – развито.

Протокол №4

«Исследование речевых аналогий»

Ф.И.О. респондента Мария

Возраст 6 лет 9 месяцев

Пол женский

Дата исследования 20.02.19

Время исследования 12.00

Результаты исследования:

Данные примеры пары слов

Слова для задания

Выбор слова ребенком

Стол-Скатерть

Пол- (мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)

Доски -

Ручка - писать

Нож- (бежать, резать, пальто, карман, железный)

Резать +

Сидеть - стул

Спать- (книга, дерево, кровать, зевать, мягкий)

Кровать +

Город - Дома

Лес- (деревня, деревья, птица, сумерки, комары)

Комары -

Обработка результатов: За каждый правильный ответ - 1 балл. За это задание ребенок получил - 2 балла.

Вывод: У испытуемого недостаточно функционирует речевая аналогия, средний уровень логики мышления. В процессе работы выявлен уровень ниже среднего.

Рекомендации: В этом случае рекомендуется упражнения для установления связей между понятиями: (конкретные, логические категориальные связи), развития речевых аналогий.

Протокол №5

«Исследование особенностей произвольного владения речью»

Ф.И.О. респондента Мария

Возраст 6 лет 9 месяцев

Пол женский

Дата исследования 21.02.19

Время исследования 11:20

Результаты исследования:

Задание 5.1. Исправление семантически нервных фраз

Данное предложение для задания с правильным ответом

Ответ ребенка

Взошло солнце и закончился день

Наступил день +

Этот подарок доставил мне большую печаль

Радость +

Задание 5.2. Восстановление предложений

Данные предложения для задания с пропуском слов

Ответ ребенка

Оля…..свою любимою куклу

Сломала +

Вася…….красный цветок

Полил +

Задание 5.3. Завершение предложений

Данные предложения для задания

Ответ ребенка

Если в воскресенье будет хорошая погода, то…

Мы пойдем гулять +

Ребенок ходит в детский сад, потому что..

Надо +

Девочка ударилась и заплакала, потому что..

Было больно +

Саша еще не ходит в школу, хотя…

-

Обработка результатов:

Во время выполнения задания на исправление семантически неверных фраз ребенок быстро находил правильный ответ, наблюдалась скорость подбора ответа.

В задании 5.2. «восстановления предложения» Мария легко вставляла слова по смыслу. Затруднений не наблюдалось.

В задании 5.3. на «завершение предложений» испытуемый пытался дополнить предложения словами с пониманием всего текста в целом.

Исследуемый ребенок за это задание получил 6,5 баллов.

1 задание – 2 балла.

2 задание – 2 балла.

3 задание – 2,5 балла.

Вывод: Из исследовательской работы можно сделать вывод, что у ребенка достаточно развита речь. Уровень – средний.

Рекомендации: Для большего развития речи рекомендуется проводить беседы с ребенком, рассуждения, читать худ. литературу. Необходимо приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного и услышанного.

Протокол №6

«Исследование интуитивного визуального анализа-синтеза»

Ф.И.О. респондента Мария

Возраст 6 лет 9 месяцев

Пол женский

Дата исследования 21.02.19

Время исследования 11:40

Результаты исследования:

Собака ,еж ,белка ,заяц

-

Кружка ,цветы ,чайник ,нож

+

Кисть, бумага, ножницы, карандаш

-

Кактус, колосья пшеницы ,батон ,овощи

-

Ответы ребенка:

1 ряд – еж колючий -

2 ряд - цветы +

3 ряд - кисточка

4 ряд - кактус - он не съедобный

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. за это задание ребенок получил всего 1 балл.

Обработка результатов: При исследовании обнаружили следующее: при показе ребенку картинок предназначенных для выполнения этого задания был выявлен уровень ниже среднего.

Вывод: Испытуемый часто не мог выделить существенные признаки предметов. С трудом мог найти четвертый лишний предмет.

Рекомендации: Рекомендуется проводить с ребенком дополнительные задания-упражнения на обобщение признаков предмета, действия и т.д. проводить беседы-рассуждения о предметном мире, анализы-обобщения.

Протокол № 7

«Исследование визуальных аналогий»

Ф.И.О. респондента Мария

Возраст 6 лет 9 месяцев

Пол женский

Дата исследования 22.02.19

Время исследования 12:00

Результаты исследования:

Картинки к заданию

Ответ ребенка

Кошка-котенок

Курица-цыпленок +

Ручка-пенал

Азбука-карандаш -

Телефон-ухо

Телевизор-стол -

Смородина-вишня

Бегемот-еж +

Виноград-сосна

Тетрадь-ручка -

Лампа-свеча

Газ. плита-сковорода -

Одуванчик-сосна

Батон-нож -

Окно-дом

Глаз -очки -

Обработка результатов:

Из 8 заданий испытуемый правильно выполнил 2 за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, в этом задании ребенок получил 2 балла.

Вывод: Исследование показало, что это задание у ребенка вызвало затруднение. Уровень – ниже среднего.

Рекомендации: Рекомендуется стимулировать интерес ребенка к окружающему миру, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулки.

Таким образом, мы видим, что уровень разных видов памяти у одного и того же ребенка может быть разным, но это еще не повод для беспокойства, как мы уже говорили, связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухсторонняя, и не плохая память, в отличие от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

По результатам исследования можно отметить, что на общем фоне готовности к школьному обучению наблюдается средний уровень развития процессов мышления (обобщение и классификация понятий) за счет уровня развития логического мышления.

Просмотров работы: 83