Взаимопроникновение Мезенской росписи с Русским космосом

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Взаимопроникновение Мезенской росписи с Русским космосом

Гришенкова Е.С. 1
1МБОУ "СОШ №33" г. Калуги
Шепелева С.Н. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Не удивительно, что наша страна является великой космической державой. Это изначально предопределялось национальным характером русского народа, привыкшего мыслить глобально и жертвовать всем ради идеи.

Русский космос – это не только устойчивое определение того пространства в мире, которое занимает отечественная космонавтика и ракетно-космическая индустрия. Русский космос – это вопрос самоидентификации нашего народа, это синоним русского мира.

В настоящее время Россия лидирует в изучении космоса.

Актуальность темы: Сохранение культурного наследия России как эстетического источника внутри Русского космоса.

Гипотеза: Взаимосвязь мезенского промысла с Русским космосом пробудет интерес к русской национальной культуре.

Цель: Привлечение внимания к национальной культуре и Русскому космосу.

Задачи:

- изучить историю вопроса;

- изучить художественно-декоративный и технологический компоненты;

- отразить слияния Русского космоса с мезенской росписью в авторской работе.

Предмет исследования: Эстетический потенциал промысла внутри Русского космоса.

Объект исследования: Развитие мезенского промысла, возможная взаимосвязь с Русским космосом.

Новизна: В процессе исследования были изготовлены авторские работы по мотивам мезенской росписи на космическую тему.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- создание авторских работ.

I. История развития мезенского промысла.

1.1. Возникновение и развитие промысла в ХIХ веке.

Мезенская роспись, или как ее еще называют, палащельская возникла как самостоятельный народный промысел в начале XIX века на р. Мезень, в небольшом селе Палащелье в Лешуконском районе Архангельского края.

Из этого села больше всего прославились своими изделиями такие династии, как Новиковы, Аксеновы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы.

Даже для жителей самого Палащелья эта роспись остается загадкой.

Существует множество теорий и предположений насчет зарождения Мезени.

Академик Рыбаков Борис Александрович считал, что мезень является отголоском индоевропейской культуры, скифского культа оленя.

Исследователь росписи Василий Сергеевич Воронов видел в ней схожесть с древнегреческим орнаментальным стилем Дипилон (приложение 1).

Исследователь крестьянского искусства Жегалова Серафима Кузьминична находила в мезени черты, схожие с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья (приложение 2).

Также есть версия, что мезень произошла от похожей на нее по рисунку вышивки, в которой также используются два основных цвета, и присутствуют геометрические орнаменты.

Мезенская роспись в корне отличается от остальных русских народных росписей строгой графичностью, а также цветовой гаммой. В Мезени нет обычных для русских промыслов яркости и богатых насыщенных цветов. Обычно в мезени использовались только два цвета - красный и чёрный (сажа и глина, позднее сурик).

Еще одна особенность мезенской росписи - то, что раньше ей занимались преимущественно мужчины. Секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение строго по мужской линии. Возможно, поэтому она такая геометричная и рациональная.

Мезенская роспись имела огромное значение в оформлении как внутреннего, так и внешнего вида крестьянских изб - традиционно мезенью расписывались предметы быта (прялки, сундуки, ковши, короба, туеса, орудия труда, рамы в интерьере дома, украшения для избы).

В свои узоры мастера вкладывали целые рассказы и легенды, оставляли потомкам послания и пожелания.

1.2. Развитие мезенского промысла с ХХ века и до наших дней.

Революционные события 17 года внесли свои коррективы во все сферы жизни страны, не обошли они стороной и палащельских мастеров.

В 20-х годах промысел начал угасать, а секреты мастерства чуть не были утеряны, это связано с появлением фабрик и распространением фабричных изделий.

В 60-х годах наработки старых мастеров Григория и Василия Аксеновых, Василия Федотова стали возрождать потомки. Сотрудники музеев, этнографы начали изучать мезенскую роспись.

В настоящее время народные промыслы являются важной частью экономики нашей страны, великим достоянием и подлинной национальной гордостью России. В них воплощены национальные традиции в привычных для нас природных материалах: глине, камне, дереве, льне и шерсти, металле, папье-маше, коже и других материалах.

Сейчас мезенская роспись широко применяется в сувенирной продукции. Мастерами по росписи сейчас преимущественно являются женщины, а рисунки наносятся кистью, имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписью в старину.

Современные материалы и инструменты дают возможность выполнять более утонченные изображения, более яркие, аккуратные.

Но, к сожалению, мезенская роспись в наши дни носит имитирующий характер, т.к. сакральное содержание символов, их взаимосвязь на сегодняшний день практически утерена.

II. Художественно-декоративные и технологические компоненты.

2.1. Технология изготовления мезенских изделий.

Освоение мезенской росписи начинается с изучения орнаментов и их символики, а также с овладения основных приемов выполнения орнаментов и мотивов.

Мезенская роспись писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы, сам рисунок наносился на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Для долговечности и сохранности рисунка, изделие олифилось, что, к тому же, придавало ему золотистый цвет.

Так же нужно отметить порядок росписи: в верхней части изделия, обычно, размещались птицы, середина и нижняя часть, в промежутке между ленточным орнаментом, заполнялась изображением коней, оленей, бытовыми сценками.

2.2. Элементы росписи и их значение.

Несмотря на то, что в мезенской росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также сохранения и пополнения семьи.

Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Так, например,

Прямая линия – символизирует небо или землю.

Прямая линия с волнистой – небо с запасами воды.

Многочисленные короткие штрихи, разбросанные по орнаментам – воздух, ветер (в Мезени воздух сродни Божьему Духу, положившему начало всей жизни).

Волнистая линия – вода (один из главных элементов мезенской росписи, т.к. считалось, что вода олицетворяет очищающую стихию).

Вертикальные и диагональные линии – дождь.

Круговые и крестообразные знаки – символы огня, древние обереги.

Крест в круге – знак солнца (знак являлся сильнейшим амулетом).

Ряд крестов в круге – движение солнца по небосводу.

Спираль тоже обозначала движение солнечного светила по небосводу.

Двойные спирали – символизируют равновесие противоположностей («инь-янь»).

Ромб - символ плодородия, возрождения жизни.

Цепочка из ромбов - родовое древо жизни.

Треугольники, квадраты пустые внутри – вспаханная земля.

Скобочки, точечки, капельки, звездочки - обозначают семена, плоды, и являются символами плодородия.

Соответственно, треугольники и квадраты с точечками, капельками внутри – засеянная земля.

Наиболее яркие персонажи мезенской росписи –

Красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу; так же символ жизненых благ. Они имеют значение оберега, символизируют семейные ценности.

Оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, приносят радость.

Уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту. Так же лебеди сулят урожай и богатство.

Ёлочки — олицетворение мужской силы.

Сам рисунок делится на три части: небо, землю, и подземный мир. А сами части разделялись горизонтальными орнаментальными лентами.

Важно знать, что, поскольку, мезень глубоко символична, каждая точечка и звездочка что-то обозначает.

Расписанное изделие похоже на составленную мозаику - если убрать какой-либо элемент, композиция может потерять свою целостность.

Заключение

В ходе исследования были изучены: история развития мезенского промысла, освоены художественно-декоративный и технологический компоненты, что имело своё отражение в авторских работах на космическую тему.

Проведены мастер-классы в объединении Исследователь «Карандаш - волшебник» на базе Центра космического образования «Галактика». Тем самым мы привлекли внимание к национальной культуре и Русскому космосу. Свои работы мы экспонируем на конкурсах и выставках различного уровня, в том числе и международного, рождая интерес к русской национальной культуре и Русскому космосу. Цель исследования достигнута посредством выполнения поставленных задач, гипотеза подтверждена.

Список литературы

Жегалова, С.К. Росписи Мезени /С.К. Жегалова. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.

Круглова, О.В. Мезенская роспись по дереву, О.В. Круглова. – М.: Исскуство – 2006. – 123 с.

Крюкова, Т.А. Основы художественного ремесла/Т.А. Крюкова. – М.:Просвещение, 1986. – 134 с.

Интернет ресурс www.livemaster.ru Мезенская роспись – история, традиции.

Интернет ресурс www.kulturologia.ru Что скрывают символы древней мезенской росписи.

Интернет ресурс www.liveinternet.ru Мезенская роспись.

Интернет ресурс www.culture.ru Мезенская роспись: картинки, элементы росписи, художники…

Приложение 1

Древнегреческий стиль Дипилон

Приложение 2

Наскальные рисунки Заонежья

Просмотров работы: 60