Красота души в русском народном костюме

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Красота души в русском народном костюме

Попова Е.А. 1
1МБОУ «СОШ №7»
Гаврилюк О.А. 1
1МБОУ «СОШ №7»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нам, россиянам, русского костюма историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать, о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду, по выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду: не правда ли, проста и хороша?

О русском народном костюме XI–XIII века.

Нет живописней русского наряда! Национальный костюм занимает в истории особое место. Вплоть до сегодняшнего дня он сохранил связи с народными формами искусства и оставил след в настоящем. На протяжении всех периодов существования Русского государства были высоко развиты многие виды прикладного искусства. Россияне, в течение долгого времени вынужденные защищать свою национальную самостоятельность, упорно держались старинных обычаев и костюмов.

«Народная одежда, как и одежда вообще, - сложноорганизованная культурная подсистема, маркирующая и идентифицирующая пол, возраст, социальное, этническое, религиозное положение человека, подчеркивающая его статус в обществе и его отношение к обществу. В разные эпохи менялась семантика и семиотика народного костюма, его восприятие в некрестьянской среде в зависимости от изменения культурной и политической ситуации».1

«Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками, и сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий. В значительной степени народный костюм используется в фольклорных ансамблях и художественной самодеятельности, к нему часто обращаются модельеры, создавая образцы современной одежды».2

«Одежда, кроме своего основного назначения – предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являлась отметкой половозрастной, социальной, этнической и другой принадлежности человека, могла рассказать о многом: о быте и истории того времени и вкусах народа».3

Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, характеристики традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом. Красота, оригинальность и в то же время простота женского костюма находит отражение и в современной индустрии моды. В наши дни большинство дизайнеров, разрабатывая свои изделия, уделяют большое внимание национальному колориту. Популярными русскими дизайнерами, работающими в этом направлении, являются: Павел Рябинин, Алена Ахмадуллина, Анастасия Романцова, Ирина Батькова (Приложение 1, рис. 1-4).

Актуальность работы. Проживая в районах Крайнего Севера, являясь представителями разных национальностей, мы изучаем историю, образ жизни, обряды и традиции коренных жителей Севера, но при этом не уделяем должного внимания изучению русской культуры, поэтому было принято решение привлечь внимание обучающихся к русскому народному костюму и через него рассказать о культуре русского народа.

Объект исследования: русский народный костюм

Предмет исследования: составные части русского народного костюма - рубаха, сарафан, кокошник, душегрея.

Методы исследования:

изучение русского народного костюма, а также литературы по теме;

разработка выкройки костюма;

подбор необходимой ткани;

изготовление русского народного костюма;

анализ проделанной работы.

Новизна работы:народный костюм - это достояние русского народа, заключённое в многовековых традициях и обычаях. Реализация данного проекта позволит привлечь внимание молодежи к русской национальной индивидуальности.

Гипотеза: пошив национального русского костюма позволит привлечь внимание обучающихся к истории, обычаям и традициям создания русского народного костюма и культурному наследию народа в целом.

Цель проектной работы: пошить русский народный костюм в соответствии с требованиями к его созданию, опираясь на описания его внешнего вида, оформления.

Задачи проекта:

исследование становления и формирования русского народного костюма;

исследование составных элементов русского народного костюма;

изучение методов и способов пошива костюма: выбор перспективных моделей и материалов для них;

через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувства гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Сроки реализации проекта - 3 года. Результатом нашего проекта является изготовление двух костюмов в русской народной стилистике.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения русского народного костюма. Отражение в современной индустрии моды.

В старину на Руси костюм был одним из проявлений народного прикладного искусства и ремесел. Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму, - его функциональность. В народе чаще всего шили одежды из льняных тканей с набивным узором, украшали обычно вышивками, шёлком, жемчугом. Общий вес женского костюма иногда достигал пятнадцати-двадцати килограммов, что сразу делало походку плавной и неторопливой – именно таким величественным был в то время женский идеал.

Состоял костюм из головного убора, рубахи и длинного сарафана. Поверх сарафана надевали душегрею – короткую нагрудную одежду на лямках. В холодное время года - шугай в талию с рукавами и воротником. С таким костюмом девушки носили повязку или венец, а замужние женщины – цельный жесткий головной убор - кокошник.

В народном костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный, обрядовый. Праздничная одежда всегда была более новой, ее чаще изготовляли из дорогостоящей ткани, составляли из большего числа предметов, обильнее украшали. Она имела свою регламентацию. Одну носили в воскресные дни, другую – большие, так называемые «годовые праздники». Праздничная одежда чаще подвергалась влияниям моды, особенно городской. Одежда всегда подчёркивала семейные и возрастные отличия (Приложение 2, рис. 5,6).

Русский народный костюм был способом взаимодействия человека с Миром. Традиции народного искусства донесли до нас этот смысл, зашифрованный в узорах древней керамики, украшающих жилище, устном народном творчестве, орнаменте народного костюма, рисунках.

Головной убор. Идея женского головного убора – отражение структуры Мира верхнего. В шумерской мифологии богиня Инанна говорит: «Мой Отец дал мне Небеса, дал мне Землю. Небо он поместил как корону на мою голову. Землю он поместил как сандалии на мои ноги».

Поскольку головной убор был отображением идеи Неба, устремлением ввысь, то и названия головных уборов в народе были «птичьими»: «кокошник» («кокошь» - петух), «кика», «кичка» (утка), «сорока».

Шея - рубеж двух сфер, двух миров. Он должен снабжаться системой защиты, которую и представляли собой воротник и ожерелья.

Ворот одежды, как женской, так и мужской, представляет собой границу (порубежье), сквозь которую из внешнего мира на тело (дом души) может проникнуть не желаемое, опасное.

Рубаха. Важное назначение в структуре костюма принадлежит рубахе. Если голова и головной убор семантически представляют собой «верх», то рубаха закрывала тело, принадлежащее «середине» и «низу», т.е. Земле. Орнамент, покрывающий отдельные части рубахи, является живым свидетельством важности отдельных частей тела и органов.

Пояс. Светлое и тёмное символически соединяет и гармонизирует в человеке пояс. Пояс как ствол дерева соединяет в человеке «верх» и «низ». Пояс как пуповина соединяет зарождающуюся во чреве жизнь с матерью.

Понёва. Бедра замужней женщины прикрывала поверх рубахи набедренная одежда, которая называлась понёва. Она несла семантическую идею Матери Сырой Земли.

Передник. Важной частью женского костюма был передник. Передник прикрывал «перёд» женщины, т.е. места вынашивания и вскармливания ребенка и сердце - центр жизнедеятельности. Передник праздничного костюма отображал идею «паспорта» женщины. Идеограммами - символами женщина отображала на переднике своё бытие, явное и тайное.

Обувь. Завершает космологическую систему народного костюма обувь. В обуви Человек ступает по тверди земной, в «глубине» которой «мир нижний», «преисподняя». Обувь - граница, сквозь которую не должно проникать на тело не желаемое, отрицательное. Отсюда становятся понятными обычаи оставлять обувь у порога, отряхивать обувь веником, даже если она чистая, потопать перед входом, отряхнуть всё ненужное.

С изменением религиозных воззрений на смену поклонению Свету (световой энергии неба) пришло поклонение «теплу» в виде «земного» огня и красного цвета. В костюме нашло свое выражение и обилие красного цвета (цвета тепловой энергии - огня). Дети до полового созревания, не имеющие собственной энергетической силы и зависящие от матери, имели минимальное количество орнамента на одежде. Девушка хороводного возраста (самый сильный энергетический потенциал человека) максимально украшает свою одежду орнаментом красного цвета.

Итак, человек целостно отражал свое воззрение на Мир и себя в этом Мире (в костюме, в жилище, в обрядах, в обычаях). Об этом особенно ярко свидетельствует язык русского народного костюма, в котором каждая деталь - это образ Бога, его форма, глубочайшее содержание и смысл.4

Русский народный костюм и современность

Интерес к истории национальных нарядов и преобладание этнических мотивов четко прослеживаются в современной моде. Русский народный костюм своими руками создается для карнавалов, представлений. Его черты часто встречаются и в повседневных нарядах, причем не только в России, но и в других странах. Мировая мода обязана русской культуре популярностью вышивки цветными нитями, спросом на декоративный шнур, ленты и бисер. Особенно широко известны национальные аппликации, которые задействуются в женской, мужской и детской одежде. Из сезона в сезон коллекции дизайнеров, в том числе и российских, подвержены влиянию общих трендов, задаваемых ведущими домами моды. Но есть направления  моды, где ежесезонные веяния не могут внести значительных изменений. Одно из таких направлений — русский народный стиль (Приложение 2, рис. 7).

Молодой нижегородский дизайнер Павел Рябинин совместно с торговой маркой «Иволга» шьет свои коллекции, возрождая искусство народных художественных промыслов Нижегородской губернии, при этом модифицируя его на современный лад. Основа большинства его коллекций — это традиционные городецкая и хохломская росписи. Городецкое золотошвейное мастерство, казаковская филигрань, шахунские тканые узоры, вышивки строчевышивальной нижегородской фабрики — все это части традиционного художественного промысла Нижнего Новгорода (Приложение 1, рис. 1).

Алена Ахмадуллина, главная сказочница российской модной индустрии, всегда вдохновлялась русскими сказками. Создав свой бренд в 2001 году, а в 2005 выйдя на мировой рынок, она не изменяет собственному стилю и сегодня, представляя миру свою интерпретацию русского фольклора. Характерные черты бренда — микс современного и русского народного стилей (приложение 1, рис. 2).

Бренд-дизайнер Ирина Батькова тоже решила воплотить народные сказки в жизнь. Для этого она основала компанию «Sirinbird», создающую шелковые платки с принтами по мотивам самых известных сказок, в узорах проглядывают мотивы самых известных фольклорных произведений русского народа. Весь дизайн Ирина разрабатывает сама, после чего отправляет свои творения на одну из самых старейших фабрик Италии, чтобы мастера вручную перенесли узоры на шелк (приложение 1, рис. 4).

Анастасия Романцова возродила моду на русский стиль. Она создает одежду русского дворянства, спокойную и аристократичную, но неизменно именно в русском стиле. Возможно, не случись революции 1917 года, так бы одевалась аристократия России в наши дни (приложение 1, рис. 3).5

Таким образом, технология изготовления русского (сценического) костюма актуальна и в наши дни. Она нашла отклик в фантазии дизайнеров, фотографов с мировым именем. Это дает надежду на то, что традиции русского народа не забыты и заиграют новыми красками и оттенками в новых моделях.

1.2. Банк идей, эскизы.

Описание модели №1: «Русский народный рабочий костюм».

Туникообразная женская рубаха до пола - скроена из цельного полотнища льняной ткани. Округлый вырез горловины и неглубокий нагрудный разрез. Широкие, длинные рукава до кисти. Украшением их служила вышивка строчкой выполненная белыми льняными нитями. Поверх составной рубахи одета нижняя юбка «с бранями» на подоле. Сарафан – трапеция, на тонких бретелях из льняной ткани. Головной убор – повойник, чаще всего это платок, повязанный поверх другого головного убора (Приложение, рис. 8).

Описание модели №2: «Русский народный костюм девичий».

Женская рубаха, присборенная у горловины, окантованная бейкой в тон основной ткани. Завязкой служит льняной жгут. Рукава вверху отделаны контрастной цветной тканью и вышитой тесьмой. Низ рукава присборен. Сарафан полуприлегающего силуэта, спереди с застёжкой на воздушные петли. Отделкой служит ткань контрастного цвета. По спинке сарафана заложена бантовая складка, застроченная до середины бедра. Верх сарафана выполнен на широких бретелях и отделан тканью контрастного цвета с декоративной тесьмой. По низу сарафана — полоска ткани с цветочным принтом. Завершает костюм девичий головной убор — перевязка. Она выполнена из льняной и хлопчатобумажной ткани, украшенная спереди цветочной аппликацией и жемчугом (Приложение 3, рис. 9).

Описание модели №3: «Русский народный костюм нарядный».

Костюм, традиционного покроя, пестрядинная рубаха-ворот из тонкой бязи, присборенная по горловине и окантованная контрастной тканью. Рубаха с ластовицами и прямыми поликами, отделанная тканью контрастного цвета. Выполнена вышивка крестом в русских традициях. Рукава присборены на кисти с декоративной отделкой и вышивкой. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Круговой сарафан выполнен из гобеленовой ткани с цветочным рисунком, спереди с застёжкой на воздушные петли и металлические пуговицы, на спинке выполнен крой «лягушки», к которой прикреплены бретели. По верхней части сарафана, застёжке и низу украшением служит кружево и золототканая тесьма. Душегрея «шугай» сшита из жаккардовой ткани на подкладке. С отложным плоско лежащим широким воротником. По краю воротника проходит декоративная велюровая лента, украшенная вышивкой и каменьями. На передних концах воротника свисают золототканые кисти. Рукава одношовные, слегка сужены к низу. По низу душегреи, рукавов, застёжки также проходит декоративная тесьма и кружево, и дополнена растительной аппликацией. Застёгивается душегрея на декоративные кнопки. Нарядный костюм дополнен головным убором - кокошником. Основой является твёрдый каркас. Обтянут жаккардовой тканью и отделан кружевом, жемчугом и каменьями. (Приложение 3, рис. 10).

Описание модели №4: «Русский народный костюм свадебный».

Наряд из дорогих и тяжелых тканей, с характерными, красиво расшитыми узорами: цветами, ягодами и листьями, которые являлись символом добра. Венчальная рубаха «калинка», «долгостанец», «исцеленница». Верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами и с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными», достигавшими в длину до 130 см. Отделкой служит декоративная тесьма, проходящая по горловине, низу изделия и рукавов. Круговой сарафан расклешенный книзу с набивным рисунком, пышными букетами и гирляндами украшенный золотным галуном, металлическим кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами вдоль шва, верха и низа изделия выполняют декоративную функцию. Кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка (Приложение 3, рис. 11).

Проанализировав предложенные описания моделей, приняли решение пошить модели под №2 «Девичий русский народный костюм» и № 3 «Нарядный русский народный костюм». Так как эти модели, по нашему мнению, интересные, соответствуют решению поставленных задач. Уровень сложности пошива и отделки изделий, непосредственная работа с тканью соответствует нашим технологическим знаниям и умениям, техническим возможностям. И нам кажется, что эти костюмы очень ярко отражают нравы русского народа, грацию и достоинство душевного состояния.

Глава 2. Технологическая часть

Изучив и проанализировав соответствующую литературу, мы создали эскизы, учитывая при этом все основные требования изготовления костюмов. (Приложение 3, рис 8-11).

Подобрали ткани (Приложение 4, рис. 12-19).

Хлопчатобумажная ткань – это ткань, изготовленная из волокна растительного происхождения.Ткани хлопка довольно прочные, удобные в носке и теплостойкие. Они обладают значительной устойчивостью к многократным растяжениям и изгибам, стиркам и глажению, кроме того, имеют прекрасные гигиенические свойства.

Жаккард - это крупноузорчатая ткань, которая образуется при переплетении основных и уточных нитей. Уникальное переплетение нитей позволяет создавать необычные повторяющиеся сложные рисунки на полотне, которые одинаково красивы с обеих сторон полотна.

Ярким примером жаккардовой ткани является гобелен. Технология переплетения нитей позволяет создавать объёмные многоцветные узоры.

Подкладочная ткань – это дополнительная ткань, которая помогает сохранить изделие в хорошем состоянии, прячет детали обработки, приятно прилегает к телу, поддерживает в изделии нужную форму, поглощает влагу и тем самым оберегает основную ткань от намокания.

Тесьма — это плоские плетеные или вязаные изделия, по назначению во многом аналогичные лентам, но обладающие большей растяжимостью.

Шнуры — это круглые плетеные, витые или вязаные изделия. Классические шнуры и тесьму изготавливают плетением на различных видах плетеных машин.

Кружево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева.

Пуговицы. Так же, как и ювелирные украшения, пуговицы должны быть подобраны самым тщательным образом. Выбор пуговиц зависит от моды и свойств ткани. Они должны сочетаться по цвету с тканью, подчёркивать стиль одежды. В данном случае мы подобрали пуговицы инкрустированные и металлические.

Построили чертежи – рубахи, двух сарафанов, душегреи, кокошника и перевязки. Для создания необходимой модели душегреи, мы выполнили моделирование на чертеже полочки и спинки. Путем закрытия нагрудных и плечевых вытачек мы раздвинули изделие по линии низа, дополнительно расширив его по боковой линии. Изготовили выкройки (Приложение 5, рис. 20 - 24), произвели раскрой и подготовили изделие к первой примерке.

Внесли необходимые изменения, откорректировали изделие и сметали еще раз с необходимыми поправками.

После того как мы убедились, что модель имеет хорошую посадку на фигуре, мы приступили к пошиву изделия, по предварительно составленному плану последовательной технологической обработки.

В процессе пошива изделий была проведена влажно-тепловая обработка и были удалены нитки временного назначения. (Приложение 6, таблица 1).

На протяжении всей своей работы мы соблюдали технику безопасности, санитарно-гигиенические требования и технологию изготовления (Приложение 7).

Готовые изделия отвечают следующим требованиям:

1. Соответствуют выбранной задумке и эскизам моделей.

2. Выполнены качественно.

3. Аккуратно.

4. Экономически выгодны.

Глава 3. Маркетинговые исследования.

Эколого-экономическая часть.

В процессе работы над проектом, мы провели исследование на основе маркетингового анализа. Определили три ключевые позиции нашего исследования – себестоимость изделия, сравнительная ценовая политика, спрос на национальные русские костюмы.

Себестоимость костюмов. При изготовлении костюмов мы просчитали количество материалов, которые уходят на их изготовление и, исходя из цены, определили стоимость. Себестоимость двух костюмов составляет 4290 рублей, без затрат на оборудование. Средняя стоимость одного русского народного костюма на рынке – 4500 рублей. Соответственно мы сэкономили в 2 раза больше денег, чем потратили бы. Это позволяет сделать вывод – работа, сделанная своими руками, экономически выгодна, изделие выполнено качественно, процесс изготовления изделия доставляет эстетическое удовольствие, костюм уникален и имеет собственный стиль и образ.

Экологическое обоснование.

1. Изготовление швейных изделий происходило в дневное время (учебное), что позволило экономно расходовать электроэнергию.

2. Процесс работы не подразумевал использование питьевой воды на производственные нужды

3. Для пошива костюмов были использованы в основном натуральные, экологически чистые материалы, которые не наносят вред здоровью.

4. Остатки материалов можно использовать для изготовления и отделки декоративных изделий.

Анализ деятельности проделанной работы. Определив цену и затраты (приложение 7, таблица 2), мы провели ознакомительную беседу об истории русского костюма для обучающихся 5-6-х классов, продемонстрировав им наши изделия. С целью выяснения наличия интереса к русским народным костюмам в конце нашей беседы был проведен опрос среди обучающихся. Анкетируемым предлагалось ответить на вопросы:

Что Вы знали о русском народном костюме до нашей встречи?

Знакомы ли вы с традициями оформления русского народного костюма?

Хотели бы Вы приобрести изделия в русском национальном стиле от современных дизайнеров?

На каких вещах Вы бы хотели видеть элементы, заимствованные с русского народного костюма?

Встречаются ли в современной одежде элементы русского народного костюма? Модно ли это?

Анализ проведенного анкетирования показал:

Большинство опрошенных имели самые общие представления о русском народном костюме (Снегурочка из сказки, Русская красавица в короне, Иван-царевич в красивой рубахе и т.д.). Из 68 опрошенных только двое смогли назвать элементы русского народного костюма - сарафан, рубаха, кокошник (девочки – участницы ансамбля русской народной песни).

Обучающиеся называют самые распространённые традиции оформления русского народного костюма: использование красного и белого цветов, вышивка цветочным орнаментом или орнаментом с элементами животных, украшение драгоценными камнями (вышивка жемчугом).

Обучающиеся проявляют интерес к традициям русского колорита. Большинство из них (87%) высказали свое желание приобрести изделия в русском национальном стиле. Выбор предпочтений обучающихся в одежде, в которой могли бы прослеживаться элементы, заимствованные с русского народного костюма, разнообразен: рубашки (28%), джинсы (36%), жакеты и сарафаны (11%), платья (25%) (Приложение 8).

Анализ пятого вопроса показал, что большинство опрошенных видели и даже имеют в своем гардеробе вещи с элементами русского народного костюма: спортивные костюмы, посвященные олимпиаде в Сочи 2014 года, ободки для волос, стилизованные под кокошники, футболки, сарафаны и др.

Необходимо отметить, что обучающиеся стали активно называть вещи с элементами русского народного костюма, где их видели, где они используется, только после того, как в класс были внесены наши готовые изделия. После проведения ознакомительной беседы об истории русского народного костюма с показом презентации и минимальным иллюстративным материалом откликов было намного меньше, чем после появления изделий в кабинете. Было задано много вопросов: «как это сшить», «где это можно купить», «а как мне такому научиться», «можно сфотографировать», «можно ли примерить» и т.д.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: пошив национального русского костюма позволил привлечь внимание обучающихся к истории, обычаям и традициям создания русского народного костюма и культурному наследию народа в целом.

Думаю, что русский народный костюм соответствует задуманному варианту. Прекрасно раскрывает дух русского народа. А самое главное – он действительно универсален и экономически выгоден! Впоследствии будет прекрасно вписываться в школьные мероприятия. Цель, которая была поставлена, успешно выполнена.

Выводы

В процессе реализации проекта:

- изучили и проанализировали большой объем теоретического материала по теме;

- на основе полученной информации, разработали эскизы, построили чертежи, изготовили выкройки;

- выкроили и пошили костюмы, используя модернизированную фурнитуру для придания изделиям современного «модного» вида;

- познакомили обучающихся 5-7 классов (девочек) с историей русского народного костюма, продемонстрировали готовые изделия;

- пополнили фонд школы двумя костюмами: девичьим русским народным костюмом и женским нарядным русским народным костюмом.

Трудности:

достаточно высокая сложность изготовления изделий;

огромный объем материала в интернете и определиться с моделями для пошива очень сложно;

низкая материально-техническая база школы, поэтому все необходимые материалы для изготовления костюмов приобретали самостоятельно;

отсутствие предмета «Технология» в учебном плане 9 класса;

временные затраты: длительный период реализации проекта.

Библиографический список

Даниленко, В.Н., Начала цивилизации. Космогония первобытного общества. Праистория Руси / В. Н. Даниленко, Ю. А. Шилов. - Екатеринбург, 1999. – 170 с.

Маслова, Г.С., Народная одежда в восточнославянский традиционных обычаях и обрядах XIX- начала XX в./ Маслова Г.С. – М.:Наука, 1984 – 214 с.

Онучина, И.В., Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции /И.В. Онучина. - Каргополь, 2004. – 364 с

Соснина, Н.В., Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия/Н. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство, 2006.- 400 с., ил.

Чернякова, В.Н., Технология обработки ткани: учеб. для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений/В.Н. Чернякова.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2005. – 209 с.

Перечень Интернет - ресурсов

Сохраняя традиции |Кто работает в «русском стиле» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.russmodamag.ru/14231

История русского народного костюма [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://womanadvice.ru/istoriya-russkogo-narodnogo-kostyuma

История русского народного костюма [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://5ка.рф/catalog/view.download/14/186

Русский народный костюм [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.melina-design.com/rus_nat_cost.html

Русский народный костюм: история и современность. Русский народный костюм для мужчин, женщин и детей [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.syl.ru/article/154319/new_russkiy-narodnyiy-kostyum-istoriya-i-sovremennost-russkiy-narodnyiy-kostyum-dlya-mujchin-jenschin-i-detey

Русские девушки в народных костюмах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mylitta.ru/1886-russian-girl-national-costume.html

Русский костюм – хранитель традиций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post266295104

Приложение 1

Рис. 2. Алёна Ахмадуллина и её коллекция

Рис. 1. Павел Рябинин и его коллекция

Рис. 3. Анастасия Романцова и её коллекция

Рис. 4. Ирина Батькова и её коллекция платков

Приложение 2

Рис. 6. Русский нарядный костюм

Рис. 5. Русский повседневный костюм

Рис.7. Русский народный костюм и современность

Приложение 3

Эскизы

   

Рис. 8. Русский народный рабочий костюм

Рис. 9. Русский народный костюм девичий

   

Рис. 10 Русский народный костюм нарядный

Рис. 11. Русский народный костюм свадебный

Приложение 4

 

Рис. 19. Тесьма

Рис. 18. Пуговицы

Рис. 15. Подкладочная ткань

Рис. 16. Шнуры

Рис. 17. Кружево

Рис. 13. Хлопчатобумажная ткань

Рис. 12. Жаккард

Рис. 14. Гобелен

Приложение 5

Рис. 20. Выкройка приталенного сарафана с бантовой складкой

Чертежи и выкройки

Рис. 21. Выкройка душегреи с плосколежащим воротником

Рис. 23. Выкройка рубахи

Рис. 22. Выкройка девичьего головного убора «Повязка»

Рис. 24. Выкройка цельнокроеного кругового сарафана

Приложение 6

Таблица 1. Технология изготовления русского народного костюма

№ п/п

Последовательность выполнения работы

Фото последовательности действий.

Инструменты, оборудование, материалы

 

Технология изготовления сарафана

 

1.

Раскрой сарафана, смётывание и стачивание деталей кроя.

 

Ткань, ножницы, утюг, игла, нитки, гладильная доска.

 

2.

Обработка подкройной обтачкой верх спинки, бретели, проймы.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг.

 

3.

Настрачивание кружева и декоративной тесьмы по верхней части сарафана и бретелям.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг.

 

4.

Пришивание навесных петель. Обработка застёжки флизелином и подкройной планкой.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг, ткань, флизелин.

 

5.

Обработка низа изделия декоративным кружевом.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг, ткань, флизелин.

 

6.

Настрачивание кружева и декоративную тесьму по борту сарафана.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг, гладильная доска.

 

7.

Окончательная обработка изделия. Пришивание фурнитуры. Влажно-тепловая обработка изделия.

 

Швейная машинка, ножницы, игла нитки, булавки, утюг, гладильная доска.

 

Технология изготовления рубахи

 

8.

Раскрой рубахи. Вышивание орнамента.

 

Ножницы, шерстяные нитки для вышивания, утюг, гладильная доска.

 

9.

Окончательное оформление рукавов вышивкой.

 

Ножницы, шерстяные нитки для вышивания, утюг, гладильная доска.

 

10.

Соединение ластовицы с рукавом.

 

Игла, ножницы, нитки, утюг, гладильная доска, ткань, швейная машинка

 

11.

Подготовка низа рукава к сборке.

 

Игла, ножницы, нитки, монетка или пуговица, портновский мел.

 

12.

Обработка низа рукава.

 

Игла, ножницы, нитки швейные, нитки шерстяные для отделки.

 

13.

Обработка застёжки.

Обработка горловины косой бейкой.

 

Игла, ножницы, нитки, утюг, гладильная доска, ткань, швейная машинка, декоративный шнур.

 

14.

Обработка низа изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

 

Игла, ножницы, нитки, утюг, гладильная доска, ткань, швейная машинка,

 

Технология изготовления душегреи

1

15.

Раскроить изделие. Стачать и разутюжить плечевые швы. На подборта приклеить флизелин.

 

Ткань (жаккард), подкладка, флизелин, портновский мел, ножницы, булавки, игла. Нитки, швейная машинка, утюг, гладильная доска.

216.

Раскроить воротник. Обтачать, вывернуть воротник на лицевую сторону и выметать края воротника.

 

Ткань (жаккард), подкладка, дублирин, портновский мел, ножницы, булавки. Нитки, швейная машинка, утюг, гладильная доска.

317.

Отделка воротника. Пришить ручными стежками декоративные кисти и тесьму. Готовый воротник вметать и втачать в горловину.

 

Декоративные кисти, тесьма, портновский мел, ножницы, булавки. Нитки, швейная машинка, утюг, гладильная доска.

418.

На подгибку низа рукава приклеить дублирин. Соединить нижний срез рукава с подкладкой. Стачать срезы рукава верха и подкладки одной строчкой. На одном рукаве оставить не застроченную посередине подкладку. Для дальнейшей обработки изделия. Закрепить подгиб низа рукава. Вывернуть рукав подкладкой вверх и закрепить припуск прямыми стежками, чтобы подкладка не затягивала основную ткань.

 

Дублирин, портновский мел, ножницы, булавки. Нитки, швейная машинка, утюг, гладильная доска.

19.

Выкроить обтачку на обработку низа изделия и приклеить флизелин. Приметать и притачать ее.

Обработать подборта и заметать низ изделия. Окантовать их косой бейкой. Соединить изделие с подкладкой.

 

Косая бейка, портновский мел, ножницы, булавки. Нитки, швейная машинка, утюг, гладильная доска.

20.

Готовые рукава вметать и втачать в пройму.

 

Портновский мел, ножницы, булавки. Нитки, швейная машинка, утюг, гладильная доска.

21.

Отделка изделия декоративной тесьмой. Влажно – тепловая обработка.

 

Портновский мел, нитки, игла, ножницы, булавки. Нитки, утюг, гладильная доска.

Технология изготовления кокошника

22.

Изготовление выкройки.

Раскрой деталей кокошника.

 

Ткань верха (жаккард),

Бортовая прокладка, подкладочная ткань, линейка, портновский мел, ножницы, булавки.

23.

Уплотнение бортовой ткани выстегиванием.

 

Бортовая прокладка, синтепон, ножницы, булавки, швейная машинка, утюг, гладильная доска.

24.

Соединение верхнего среза кокошника с донышком.

 

Игла, нитки, швейная машинка, ножницы, булавки, утюг, гладильная доска.

25.

Стачивание срезов кокошника ткани верха (жаккард).

 

Игла, нитки, швейная машинка, ножницы, булавки, утюг, гладильная доска.

26.

Стачивание срезов кокошника подкладочной ткани.

 

Игла, нитки, швейная машинка, ножницы, булавки, утюг, гладильная доска.

27.

Сборка всех частей кокошника. Обработка нижнего среза.

 

Игла, нитки, швейная машинка, ножницы, булавки, утюг, гладильная доска.

28.

Отделка кокошника.

 

Декоративная тесьма, жемчуг, искусственные камни, кружево.

Технология изготовления сарафана

29.

Раскрой сарафана. смётывание деталей кроя.

 

Ткань, ножницы, утюг, игла, нитки, гладильная доска.

 

30.

Стачивание вытачек, боковых швов.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг.

 

31.

Обработка застёжки, пришивание навесных петель и декоративной тесьмы.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг.

 

32.

Обработка проймы подкройной обтачкой.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг, ткань, флезелин.

 

33.

Изготовление бретелей.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг, ткань, флезелин.

 

34.

Обработка верхней части сарафана декоративной тесьмой-обтачкой.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг, гладильная доска.

 

35.

Обработка низа изделия декоративной тесьмой-обтачкой.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки, утюг, гладильная доска.

 

36.

Окончательная обработка изделия. Пришивание фурнитуры. Влажно-тепловая обработка изделия.

 

Швейная машинка, игла, ножницы, нитки, гладильная доска,

утюг.

 

Технология изготовления рубахи

 

37.

Раскрой рубахи. Подбор декоративной тесьмы.

 

Швейная машинка, ножницы, нитки, утюг, гладильная доска, декоративная тесьма.

 

38.

Соединение ластовицы с изделием. Обработка низа рукава косой бейкой.

 

Игла, ножницы, нитки, утюг, гладильная доска, ткань, швейная машинка

 

39.

Обработка застёжки.

Обработка горловины косой бейкой.

 

Игла, ножницы, нитки, утюг, гладильная доска, ткань, швейная машинка, декоративный шнур.

 

40.

Обработка низа изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

 

Игла, ножницы, нитки, утюг, гладильная доска, ткань, швейная машинка,

 

Технология изготовления девичей повязки.

 

41.

Раскрой кокошника и элементов украшения. Наклеить флизелин на изнаночную сторону ткани. Наложить на ткань элементы украшения и выполнить аппликацию зигзагообразной строчкой.

 

Бумага, ткань, портновский мел, карандаш, ножницы. Ткань, флизелин, ножницы, клей, швейная машинка, гладильная доска, утюг.

 

42.

Настрочить бортовую ткань и пришить крестообразными стежками полоску хлопчатобумажной ткани на основу.

 

Основа, бортовая ткань, ножницы, швейная машинка, люрекс, игла.

 

43.

Обтачать основу подкладочной тканью. Украсить кокошник бусинами жемчуга.

 

Швейная машинка, основа, ножницы, подкладочная ткань, игла, нитки. Половинки бусин жемчуга, игла, клей.

 

Приложение 7

Правила безопасности во время работы.

1.Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями.

2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперед.

3. Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.

4. Если игла не нужна, ее следует вколоть в игольницу.

5. Нельзя пользоваться ржавой иголкой (такая игла может легко сломаться).

6. В процессе работы необходимо пользоваться наперстком.

Правила безопасной работы на швейной машине.

1. Волосы спрятать под косынку, застегнуть манжеты рукавов.

2. Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.

3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.

4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

6. Перед работой проверить исправность шнура.

7. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимая на нее плавно, без рывков.

8. По окончании работы выключить машину, убрать рабочее место.

Санитарно-гигиенические требования.

1.Нельзя перекусывать нитку зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы и язык.

2.До начала работы необходимо вымыть руки.

3.Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 1,5 часа, так как при данном занятии утомляются глаза; устают пальцы.

Приложение 8

Таблица 2. Таблица расчета цены за два костюма

Материал

Стоимость за единицу, р.

Количество

материала

Общая стоимость, руб.

Стоимость материалов (С1)

Ткань жаккард

600

1.5 м

900 руб.

Ткань гобелен

300

1.3 м

420 руб.

Ткань бязь

170

2.5 м

425 руб.

Ткань сатин

300

1,5 м.

450 руб.

Подкладочная ткань

100

1,5 м

150 руб.

Пуговицыметаллические

17

15

255 руб.

Пуговицы с инкрустацией

40

16 шт.

640 руб.

Нитки швейные

30

2 катушки

60 руб.

Декоративная тесьма

30

7 м

560 руб.

Кружево

80

2 м

160 руб.

Бусины

70

1 пакетик

70 руб.

Износ и амортизация инструментов и принадлежностей (ножницы, клей, и т.п.)

   

200-00

Коммунальные платежи

   

100-00

Итого: 4290 рублей

Приложение 9

Приложение 10

Ф отогалерея изготовленных костюмов

Приложение 11

Реклама

Если бы мне пришлось продавать свое или подобное изделие, то я бы сделала ему такую рекламу:

«В наше время высоко ценят уникальные, неповторимые вещи ручной работы. Самостоятельно пошитые изделия обходятся намного дешевле, чем на рынке прямых продаж. Согласитесь, стоит ли переплачивать за дорогие вещи, когда вы сможете создать изделие гораздо лучше и красивее, а главное по вашему вкусу. Шейте одежду и аксессуары сами. Это приносит не только экономию, но и массу положительных эмоций от готового изделия».

1Онучина И.В. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции /И.В. Онучина. - Каргополь, 2004. – 7 с.

2 Молотова Л. Н. Русский народный костюм из собрания государственного музея этнографии народов СССР/ Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 5 с.

3Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянский традиционных обычаях и обрядах XIX- начала XX в./ Маслова Г.С. – М.:Наука, 1984 – 3 с.

4Онучина И.В. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции /И.В. Онучина. - Каргополь, 2004. – 22- 35 с.

5 http://www.russmodamag.ru/14231

Просмотров работы: 5036