У дыхания цветов есть понятный язык

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

У дыхания цветов есть понятный язык

Бабина Э.Н. 1
1МБОУ СОШ № 135 им. академика Б.В.Литвинова
Куракова Н.П. 1Орлова Т.Н. 1
1МБОУ СОШ № 135 им. академика Б.В.Литвинова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: исследование символических значений некоторых цветов.

Задачи:

1) Усовершенствовать навык вязания цветов,

2) Найти легенды и стихотворения о цветах.

3) Выяснить смысл названия некоторых цветов.

4) Изучить символику цветов.

5) Изготовить подарочный буклет.

6) Научиться понимать язык цветов.

Методы исследования:

1) Поисковый,

2) Анализ.

3) Наблюдение,

4) Практический.

Глава 1. Вступление

В преддверии праздника 8 Марта я искала открытки с цветами в Интернете и случайно увидела вязаные цветы. Сначала я даже не поняла, что цветы связаны!!! Настолько они были похожи на настоящие! Меня это очень заинтересовало. Я решила попробовать связать один цветочек, самый простой. Изготовив его, поняла, что это очень интересно!

В течение всей жизни человек тесно связан с цветами: на все праздники и знаменательные события человеку дарят цветы. Тема увлекла меня, и я решила узнать больше о названиях цветов, их символическом значении. Поэтому я стала изучать легенды, связанные с историей цветов, нашла стихотворения поэтов-символистов. Я открыла книги о цветах, прочитала ряд журналов и поняла, что цветы умеют говорить. Так появилось название моей работы: «У дыхания цветов есть понятный язык».

Актуальность данной работы заключается в том, что каждому человеку необходимо видеть и ценить прекрасное.

Новизна: состоит в том, что в работе представлено много практических материалов по технике вязания цветов, а также осуществлена подборка стихотворений поэтов Серебряного века и легенд о цветах. Объединение литературы и технологии позволило выполнить данный проект.

Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы на уроке технологии при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчества. Вязание» и на уроках литературы при изучении поэзии Серебряного века, а также на практических и семинарских занятиях.

Глава 2. Стихотворения и легенды о цветах.

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»,- сказал Г.Х.Андерсен.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы-

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельётся в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы

Посредники живого пониманья.

2.1 РОЗА

Человека окружает множество цветов. Но по праву королевой считается я роза. Кто не восхищался нежно благоухающими цветами розы…Этот цветок известен с глубокой древности. Ее красота и неповторимый запах очаровывают всех.

Слово роза известно с 16 века лат. Rosa\ греч. Rodon\ древнеперсид. Язык (Этимологический словарь русского языка под редакцией Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой).

Предание о сотворении красной розы богиней Флорой.

Флора была поражена стрелой Амура и воспылала к нему страстной любовью. Тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она и решила создать цветок, который смеется и плачет — соединяет в себе грусть и радость.

Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: «Эрос» (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: «рос». Росшие вокруг цветы подхватили это слово, и с той поры цветок этот и стал называться розой.

Роза неоднократно упоминается в литературе: стихи А. Пушкина, В. Шекспира, но более – у поэтов-символистов: А. Блока, В. Брюсова, М. Лохвицкой.

Валерий Брюсов

Белая роза дышала на тонком стебле.

Девушка вензель чертила на зимнем стекле.

Голуби реяли смутно сквозь призрачный снег.

Грезы томили все утро предчувствием нег.

Девушка долго и долго ждала у окна.

Где-то за морем тогда расцветала весна.

Вечер настал, и земное утешилось сном.

Девушка плакала ночью в тиши,- но о ком?

Белая роза увяла без слез в эту ночь.

Голуби утром мелькнули - и кинулись прочь.

Образ розы многозначен: она является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы, католической церкви, Богоматери.
Преимущественно роза выступает как символ любви и радости (хотя одновременно в ряде традиций она стала цветком траура и связывалась с подземным царством). Важную роль в символике розы играет ее цвет, форма и количество лепестков. Голубая роза является символом невозможного. Роза с семью лепестками воплощает символику совокупности семи элементов, с восемью лепестками — символизирует возрождение.

2.2 НАРЦИСС

Этот цветок – белый с нежной сердцевиной на стройной зелёной ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на своё отражение в воде и грустит, что столь короток его век.

Слово нарцисс известно с первой половины 18 века, нем. Narzisse\ лат.Narzissus\ греч. яз; этимологически связаны с narke- онемение, оцепенение. Греческое название цветка (Нарцисс) имеет общий корень со словом "наркоз". Нарциссы еще называют "травой забвения" (из-за их наркотических свойств).

Легенда рассказывает, что жил когда-то прекрасный юноша Нарцисс, сын речного бога Кефиса и очаровательной нимфы. Многие девушки добивались любви этого юноши, но он оставался ко всем безразличен. Никого Нарцисс не любил, кроме самого себя. Юношу полюбила прекрасная нимфа Эхо, но он отверг её любовь. Тогда обиженная нимфа попросила богов наказать гордеца. Однажды Нарцисс склонился к ручью, чтобы напиться, и увидел в нём своё отражение, и не мог оторваться, так был очарован своим лицом. Юноша так долго любовался, что забыл о еде, питье, сне. Нарцисса стали покидать силы, он побледнел, чах, но не мог оторваться от своего отражения в ручье. Голова склонилась на прибрежную траву, и Нарцисс умер. Добрые лесные нимфы приготовили юноше могилу под кущами тенистых деревьев. Но когда пришли за телом, то не нашли его. На том месте вырос белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его прозвали нарциссом.

Константин Бальмонт

Цветы нарцисса
Точно из легкого камня иссечены,
В воду глядят лепестки белоснежные.
Собственным образом пристально встречены,
Вглубь заглянули цветы безмятежные.
Мягкое млеет на них трепетание,
Двойственно-бледны, растут очертания.
Вглубь заглянули немые цветы,
Поняли, поняли свет Красоты!
Сердце, багряной чертой окаймленное,
Тайно хранит золотые признания.
Только в себя невозвратно-влюбленное,
Стынет, бледнеет, в мечтах без названия.
С чистою грезой цветок обручается,
Грезу любя, он со Смертью венчается.
Миг, и от счастья гаснут цветы,
Как они поняли свет Красоты!

Таким образом, нарцисс символизирует возобновление чувств.

Нарцисс – символ себялюбия, символ смерти в юности (Нарцисс цветет и увядает бысто).

2.3 МАК

Слово мак древнерусское: Макъ\ общеслав. makъ на индоевроп. Основе, пришло оно из языков Средиземноморья.

Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

С. Есенин

Белая свитка и алый кушак

Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
Громко звенит за селом хоровод,
Там она, там она песни поет.
Помню, как крикнула, шигая в сруб:
"Что же, красив ты, да сердцу не люб.
Кольца кудрей твоих ветрами жжет,
Гребень мой вострый другой бережет".
Знаю, чем чужд ей и чем я не мил:
Меньше плясал я и меньше всех пил.
Кротко я с грустью стоял у стены,
Все они пели и были пьяны.
Счастье его, что в нем меньше стыда,
В шею ей лезла его борода.
Свившись с ним в жгучее пляски кольцо,
Брызнула смехом она мне в лицо.
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
Маком влюбленное сердце цветет,
Только не мне она песни поет.

Вообще, красные маки символизируют тех, кто погиб во время войны. Но у Есенина иной символ: безответная любовь. Иногда мак использовался как символ возрождения, вечного сона, забвения, современная версия: мир, богатство и успех.

2.4 ТЮЛЬПАН

Слово тюльпан известно с 30-ых годов 18 века, франц. tylipan\ итальянск. tulipano\ турецк. tulbend\ перс. dulbend – тюрбан.

Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Иннокентий Анненский

ОН И Я
Давно меж листьев налились
Истомой розовой тюльпаны,
Но страстно в сумрачную высь
Уходит рокот фортепьянный.
И мука там иль торжество,
Разоблаченье иль загадка,
Но он - ничей, а вы - его,
И вам сознанье это сладко.
А я лучей иной звезды
Ищу в сомненье и тревожно,
Я, как настройщик, все лады
Перебираю осторожно.
Темнеет... Комната пуста,
С трудом я вспоминаю что-то,
И безответна и чиста,
За нотой умирает нота.

Таким образом, тюльпан символизирует признание в любви, безнадёжную любовь.

Тюльпан является символом кратковременной красоты, так как этот цветок с красивой расцветкой совершенно не обладает запахом, а следовательно, и какими-либо внутренними достоинствами. Впервые на тюльпаны обратили внимание на Востоке, где они росли сами по себе. Согласно персидской легенде, этот цветок появился из капель крови, пролитой влюбленными, и с тех пор он стал считаться символом совершенной любви. Этот мотив снискал большую популярность среди восточных поэтов, которые часто воспевали этот цветок в своих стихах.

2.5 ЛИЛИЯ.

Лилия означает «белый цветок» (перевод с латинского языка).

Символ чистоты и праведности, используемый в христианской иконографии в качестве атрибута Девы Марии. Также лилия связывается с миром мертвых и с плодородием. Красная лилия иногда трактуется в качестве эротического образа. Водяная лилия уподобляется лотосу и наделяется функцией опоры земли или солнца, как цветок, появившийся из мирового океана в начале времен.
Геральдическая лилия с древнейших времен была символом высшей власти.

Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны.

Мирра Лохвицкая

Между лилий

Лилии, лилии чистые,

Звезды саронских полей,

Чаши раскрыли душистые,

Горного снега белей.

Небу возносит хваление

Сладостный их фимиам.

Золото - их опыление,

Венчик - сияющий храм.

В ночи весенние, лунные

К тени масличных дерев

Овцы спешат белорунные,

Слышен свирели напев…

Кроют нас чащи тенистые,

Сумрак масличных аллей.

Друг мой! Мы - лилии чистые,

Дети саронских полей.

В искусстве этот цветок связывался с вдохновением. Образ лилии, подобно розе, получил распространение в мистической традиции средневековья и в искусстве романтизма и символизма. В определенной степени она соотносилась с древом жизни и с крестом. В поэтических сравнениях употребляется как символ белизны, чистоты, нежности.

2.6 ЛАНДЫШ

Откуда цветок получил свое название до сих пор остается загадкой. Существует несколько вариантов. Некоторые ученые думают, что ландыш обязан своим именем форме листьев так похожих на «ланьи ушки», это название перекочевало к нам из Польши. Другие считают, что ландыш за его гладкость раньше называли «гладыш», кое-где название сохранилось до сих пор. Однако наиболее распространенная версия предполагает происхождение слова ландыш от «ладан».

В народе ландыш воспринимается как символ весеннего обновления и весенней свежести чувств.

На Руси рассказывали, что ландыш проявился их слез прекрасной девы Волхвы. Она полюбила Садко, но тот отдал свое сердце другой красавице – Любаве.

Игорь Северянин

Кто идёт?

Кто идет? какой пикантный шаг!

Это ты ко мне идешь!

Ты отдашься мне на ландышах

И, как ландыш, расцветешь!

Будут ласки небывалые,

Будут лепеты без слов...

О, мечты мои удалые,

Сколько зреет вам цветов!

Ты — дитя простонародия,

Много звезд в моей судьбе...

Но тебе — моя мелодия

И любовь моя — тебе!

Этот цветок традиционно считался символом богини восходящего солнца. Ландыш – символ девической чистоты, непорочности, любви, нежности и грусти. Раньше его очень часто дарили влюбленным или на свадьбу невесте.

ГЛАВА 3. ЯЗЫК ЦВЕТОВ

Язык цветов родился на Востоке, создали его женщины. Лишённые общения, не смеющие часто открывать лица, они перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувства. Возникшие однажды ассоциации постепенно превращались в стойкие символы, благодаря которым можно было вести разговор.

В восточной традиции считается важным:

когда поднесены цветы;

какого цвета цветы;

как дарящий держит букет:

- соцветиями вверх или вниз;

- в левой или правой руке.

- украшен ли букет листьями и убраны ли шипы у розы.

Язык цветов

Роза

чайная

красота всегда нова

красная

настоящая любовь

синяя

таинство, достижение невозможного

белая

вечная любовь, молчание или невиновность, тоска, добродетель, чистота, скрытность, благоговение и смирение

чёрная

смерть, ненависть, прощание, омоложение и возрождение

жёлтая

дружба, счастье, радость.

розовая

вежливость, учтивость, любезность

тёмно-розовая

благодарность, признательность

светло-розовая

желание, страсть, радость жизни, молодость, энергия

бордовая

нечаянная красота

коралловая

желание, страсть

бледно-лиловая

любовь с первого взгляда

бело-красная

единство, совместный интерес

красно-жёлтая

восторг, счастье и волнение

без шипов

любовь с первого взгляда

Тюльпан

красный

признание в любви

жёлтый

безнадёжная любовь

белый

скромность

Мак

обыкновенный

вечный сон, забвение, фантазия

красный

удовольствие

белый

утешение мечтами; современная версия: мир

жёлтый

богатство, успех

Нарцисс

возобновление чувств

Ландыш

надежность, достоверность

Лилия

белая

чистота, непорочность

алая

возвышенные намерения

желтая

1) веселье и благодарность, 2)ложь и легкомыслие.

оранжевая

ненависть и отвращение

тигровая

изобилие, процветание, самонадеянность, гордость

Глава 4. Проект «Вязаные цветы»

Цветы можно выполнить в различных техниках: вязание крючком и спицами, бисероплетение, из атласной ленты, из ткани.

Я хорошо владею навыками вязания крючком и спицами, поэтому решила выполнить работу именно в этих техниках и сравнить, какие цветы будут больше походить на настоящие. Я решила связать тюльпан, розу, мак, ландыш и лилию.

Для работы мне понадобились спицы, крючок, вязальные нитки.

Техника вязания крючком

Чтобы сделать тюльпан крючком, нужно связать внутреннею часть, 3 лепестка, и лист по следующим схемам:

 

Затем присоединила проволоку, обмотала её нитками присоединила лист. Тюльпан готов.

В технике вязания крючком я выполнила все цветы.

Глава 5. Заключение

Цветы с незапамятных времён не только украшали быт людей, но и многое символизировали. Преподнеся тот или иной цветок, можно было признаться в любви, выразить восхищение, негодование, предупредить об опасности. Тут играла роль каждая деталь – и количество цветов, и их окраска, и положение с другими цветами.

На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложенные о них легенды. Изучив легенды и стихотворения о цветах, мы пришли к выводу, что цветы, как правило, ассоциируются с определёнными качествами человека или с его душевными переживаниями.

Выполняя проект «Вязанные цветы», мы показали, как из подручных средств можно сотворить красоту. Такие цветы можно использовать для декора одежды, в качестве подарка близким и друзьям, для украшения интерьера.

Цветы…Их красота, удивительный аромат, нежность всегда будут привлекать человека. А значит, этот разговор о цветах не последний…

Библиографический список

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения; М.: Агропромиздат, 1989.

Ковпак Н.В., Черноморская О.А. «Цветы, связанные крючком». Издательство «Мир книги», 2010 год.

Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: М.: Просвещение, 1993.

Сьюзи Джонс «Вязаные цветы». Издательство «Арт-Родник», 2010 год.

Фонотов М.С. Геометрия растений: Как приоода изобрела зелёный

мир. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2008.

6. Этимологический словарь Русского языка для школьников; Москва

ООО «Дом Славянской Книги», 2004.

Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Сост. Л.А. Багрова; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Просмотров работы: 67