Наша школьная форма

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наша школьная форма

Евгранова О.А. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия № 13
Погорельчук С.М. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия № 13
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

1.1. Обоснование темы

Исследуя тему «Наша школьная форма», задаем себе вопрос – «Что такое школьная форма»?

Форма – единая по цвету, покрою, другим признакам одежда для определенной категории лиц.

Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в гимназии и на определенных школьных мероприятиях вне гимназии.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу закон « Об образовании Российской Федерации». Среди его нововведений - право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающих. Таким образом, в стране на законодательном уровне введена школьная форма. Появление ее обуславливается необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой. Во многих регионах страны этот вопрос уже законода-тельно урегулирован.

Поэтому, согласно тексту федерального закона, данное правило действует, если иное не установлено законодательством субьекта федерации.

Для тех регионов, в которых вопрос школьной формы еще не решен, необходимо принять соответствующий нормативно-правовой акт. Требования для новой формы для школьников содержатся в образце закона, направленного Минобрнауки регионам.

1.2. Актуальность темы

Введение формы не означает, однако, что все учащиеся будут одеты одинаково. Для каждого образовательного учреждения цвет, фасон, внешний вид одежды и обязательность ее ношения будут определяться индивидуально. Школам рекомендуется принять специальный локальный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы формы для учащихся, причем с учетом мнения родителей.

Общеобразовательные организации могут установить три вида школьной одежды: парадную, повседневную и спортивную. Парадная форма предназначена для праздничных мероприятий и школьных линеек. Парадная форма от повседневной отличается наличием светлой сорочки или праздничного аксессуара для мальчиков и юношей, блузки или праздничного аксессуара для девочек и девушек.

Спортивная одежда используется для занятий физкультурой. Форма каждой школы может иметь свои отличительные знаки в виде эмблем, нашивок, значков, галстуков и так далее.

Социальное значение школьной формы

Социальное значение является одним из важнейших в ношении школьной формы, так как именно оно решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников – социальное неравенство в детской среде, которые молодые люди проявляют в демонстрации своих дорогих нарядов.

Форма в данном случае, сглаживает разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

Дисциплинирующее значение школьной формы

Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передает идею статуса и при понимании ее значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.

Школьная форма является символом надежности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше способствует формированию ума и тела – это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определенные узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только порзволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

Эстетическое значение школьной формы

Эстетика одежды как ничто другое конструирует окружающий мир человека – указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основный вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры – она отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.

Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

Имиджевое значение школьной формы

Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень, образования, традиции и статус.

Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о воздействии на окружающих его людей, как в стенах образовательного учреждения, так за ними, так как наличие формы в настоящее время – является показателем высокой корпоративной культуры.

1.3. Объект исследования

В настоящее время школьная форма в гимназии темно- синего цвета. Общих, четких составляющих в одежде нет, но обязательными являются шеврон и значок. Наш проект направлен на разработку общих составляющих в школьной форме для учащихся 7-11классов нашей гимназии.

Приложение №1

1.4. Гипотеза исследования

Сформулировать устойчивое обоснованное представление о целесообразности применения форменной одежды в гимназии и ее усовершенствование относительно физиологическим, эстетическим, психологическим требованиям.

Цель:

Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного гимназиста.

Задачи:

Изучить историю появления школьной формы.

Узнать, когда появилась школьная форма в России.

Познакомиться с формой других стран .

Провести социологический опрос среди учеников о значимости школьной формы и ее составляющей.

Создание единой модели школьной формы для гимназистов.

Восстановить совместную работу швейных фабрик по реализации школьной формы в гимназии

1.5. Методы исследования

Изучение печатных материалов

Сравнительный анализ

Поиск в Интернете

Проведение социологического опроса среди учеников 7-11 классов

Создание эскизов школьной формы

Изучить колористику и применение цвета для школьной формы

1.6.План работы

Выбор темы

Поиск материала. Источники:

Книги, журналы.

Интернет.

Общение с учителями, психологом, учениками,

высказываниями ведущих модельеров.

Оформление работы

Описание результатов исследования.

Подготовка презентации.

Редактирование текста и материалов презентации.

Защита исследовательской работы

1.7. Практическая значимость работы

1.Дети с малых лет должны приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, будет зависеть то, как с тобой будут общаться окружающие.

2.Создание единой модели школьной формы поможет родителям в ликвидации проблемы в приобретении одежды для гимназиста.

3.Для повышения собственной самооценки, школьный дресс- код поможет одеваться стильно и строго одновременно.

4. Школьная форма должна быть удобной, качественной, доступной, соответствовать возрастным особенностям.

2. Основная часть

2.1. История школьной формы в России

История школьной формы в России берет свое начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено «Положение о гимназической форме для девочек». Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.

Форма гимназистов было сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжества и праздников. Она была предметом гордости.

Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе…» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная подоплека – бедность.

Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако, со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу – к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.

В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенной эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это все – таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е: Перестройка в действие

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало немного выше колен.

У мальчиков и брюки, и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по - прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени – краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введен костюм- тройка синего цвета, состоящий из юбки- трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь комплект сразу.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.

Плиссированная юбка, жилет и главное - блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985 – 1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак, Но уде в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Однако, оказалось, что такой подход также имеет свои минусы, Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.

Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуясь чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный.

Приложение №2

2.2. Школьная форма за рубежом

Школьная форма в других странах отличается от нашей: где- то она более консервативна, а где- то очень модная и необычная.

Например, в Японии школьницы носят матроски, называемые там «сэйлор- фуку». Форма для них - эталон подростковой моды. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму: белые блузки, темно- голубые плиссированные мини- юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли.

В Африке школьницам запрещают мини- юбки.

В Иране ученицам начальной школы позволено носить накидки не черного или коричневого цветов, а более светлые. Остальные носят чадру.

В США каждая школа сама решает, какие вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой – вот, то что предпочитают ученики американских школ. Они готовы пренебречь строгими правилами за право называться самым стильным человеком в классе. Однако, для США довольно часты случаи, когда школьники, одетые в мешковатые одежды проносят в класс огнестрельное оружие. Строгая школьная форма с облегающим силуэтом не дала бы возможности пронести пистолет. Опрос учителей, проведенный в 1988 году показал, что введение единой школьной формы в 60% случаев позволяло улучшить дисциплину в классе и повысить уровень внимания учеников.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. В Англии в некоторых колледжах рекомендуется носить школьную форму, стоимость которой входит в стоимость обучения за один школьный год. Школьная форма в Великобритании всегда приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны ходить с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить школьную форму, большинство из них гордится ей.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении.

В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики участвуют в ее разработке.

На Кубе форме обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Приложение №3

2.3. Цвет и форма

Цветовая гамма школьной формы должна быть спокойной, не раздражающей и снижающей утомляемость ребенка.

Традиционно принято считать коричневый, черный, белый, синий, бордовый, зеленый и серый цвета основными в школьной форме. При этом широко используется клетка этих же оттенков.

Любой из этих цветов, или их сочетаний, выбираются администрацией учебного заведения и родительским советом. Каждый выполняет свою основную задачу сделать школьную форму деловой, стильной и практичной одновременно.

Все эти цвета могут быть использованы, как для повседневного, так и для нарядного варианта одежды.

В последние годы стал модным ретро- стиль советской эпохи. Это коричневое или синие платье, длинной выше колена, украшенное белым фартуком. Фартук может быть выполнен из гипюра, атласа или просто легкой ткани. Обязательными элементами этого аксессуара остаются оборки, рюши, крылышки и бант на линии талии. Красивая советская школьная форма – это безошибочный выбор для того, чтобы сделать последний звонок незабываемым.

2.4. Ткани для школьной формы

Во- первых, ткань для школьной формы должна быть комфортной, достаточно мягкой, немного эластичной, с приятной поверхностью.

Во- вторых, форма не должна стеснять движений. Дети много двигаются, потому будет лучше, если школьная форма будет пошита из эластичной ткани, хорошо сохраняющей форму. Это позволит ей не растягиваться на локтях и коленях, не стягивать тело, а также не меняться в течении учебного дня, быть стойкой к разрывам и износу.

Эти качества присущи тканям из смешанных или искусственных волокон. И для школьной формы наиболее практичным и удобным вариантом станут именно они.

Костюмная ткань благодаря особому плетению отличается плотностью, прочностью и мягкостью. Также она обладает привлекательным внешним видом, что позволяет создавать прекрасные костюмы, пиджаки, брюки и юбки. Такая ткань для школьной формы достаточно эластична и устойчива к растяжениям, а также обладает хорошей воздухопроницаемостью, гигиенична. Из нее можно создавать как целые ансамбли – верх и низ, так и отдельные детали одежды. Костюмная ткань подходит как для мужской, так и для женской одежды – необходимо просто подобрать цвет.

Пикачу – идеальная ткань для школьной формы. В ее состав входят эластичные волокна, поэтому она растягивается (в одну или обе стороны). Из пикачу удобно шить пиджаки, юбки, брюки – они не будут стеснять движений, будут прекрасно держать форму. Этот материал достаточно мягкий, поэтому костюмы свободного края также будут выглядеть привлекательно. Пикачу – однотонная ткань, более яркая ее разновидность – пикачу- полоска.

Габардин – самая практичная ткань для школьной формы. Она обладает привлекательной поверхностью в мелкий рубчик, хорошо держит форму, мало сминается.

3. Практическая часть

3.1. Создание школьной формы для гимназистов

Для определения составляющей формы в гимназии мной была проведена большая исследовательская работа.

Я изучила определенное количество источников информации, где отметила мнения специалистов:

Психологи – «При выборе школьной одежды важно учитывать мнение учащихся».

Модельеры – «Человек с детства должен приобщаться к тому, сто костюм – это нечто большее, чем просто одежда».

Учитывая высказывания специалистов, я составила «Дизайн – анализ».

Приложение №4

На основе «Дизайна – анализа» составлен и проведен социологический опрос. В нем приняли участие 360 человек 7-11х классов.

Приложение №5

3.2. Социальный опрос

Вывод по результатам опроса учащихся 7-11 классов

Анализируя социологический опрос, можно сказать, что наши гимназисты неравнодушны к своему внешнему виду, и проявили большую активность в ответах на вопросы социологического опроса.

Результаты ответов подтвердили, что школьная форма нужна. Многие опрошенные едины во мнении, что сочетание цветов не должно быть слишком пестрым. Цветовая гамма должна быть спокойной, не раздражающей и снижающей утомляемость ребенка.

В этом же отношении синий цвет – идеальный вариант для школьной формы. Необходимо исключить клетчатые ткани в различных цветовых сочетаниях – они раздражают нервную систему не только ученика, но и учителя.

Большинство опрошенных отдали предпочтение деловому стилю в школьной форме. Существует много вариантов составляющих школьной формы. Наши гимназисты определились следующим:

Девушкам 5-9 классов – жилет, блузки, юбки.

Девушкам 10-11 классов – платье.

Юноши 5-11 классы – пиджак, брюки, рубашка.

Почти единогласно наши гимназисты подтвердили необходимость эмблемы. На сегодняшний день обязательным дополнением является пристегивающийся значок.

В настоящее время приобретение школьной формы не является большой проблемой.

Нашу школьную форму можно приобрести в магазинах от швейной фабрики «Старт».

Приложение №6

4.Заключение

Подводя итоги исследовательской работы по теме «Наша школьная форма» мы многое узнали о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость ее введения. Собрали материал об истории школьной формы, познакомились с учебной формой других стран.

Мы установили, что форма нужна современному ученику, потому что она ослабляет социальное неравенство, которое мешает ученикам налаживать ученикам общение друг с другом и с учителем, повышает дисциплину.

Согласно выдвинутой гипотезе методами исследования, мы создали эскизы школьной формы для юношей и девушек, которые отвечают физиологическим, эстетическим, психологическим требованиям. С особым вниманием отнеслись к мнению старшеклассников, для которых важно самовыражение в одежде .

В исследовательской проекте представлены предприятия города Москвы, где пошивают школьная форму.

Приложение №7

Вывод. Выбранные модели школьной формы в результате социологического опроса можно приобрести в магазинах от старейшей московской швейной фабрики «Старт».

Это предприятие много лет по договоренности администрации и родителей осуществляет выездные распродажи в учебные заведения, при этом учитывая размеры и фасоны. Так же для более расширенной информации разработан буклет.

Такая система работы поможет нашим гимназистам быстро и без проблем приобрести школьную форму к новому 2020-2021 учебному году и с 1 сентября 5-11 классы будут едины в цвете и фасоне.

Приложение№8

Список литературы

Новикова Е.Ю. Социально – психологический аспект отношения подростков к моде// Вопросы психологии, 1989 №1 с.121-127

http://ewiki.info- Русская энциклопедия

Федеральный закон об ОСАГО в редакции 2016 года с новыми поправками.

Интернет ресурсы:

www.schoolnayaforma.ru

Отзыв на исследовательскую работу

по технологии «Наша школьная форма»

ученицы 10«А» класса Евграновой Ольги

Работа Евграновой Ольги направлена на исследование важной проблемы в нашей гимназии. Актуальность данной темы заключается в разработке единого внешнего вида современного гимназиста – стиль, цвет, фасон.

Автор представляет исследовательский проект с выполнением практической части. Ее основой является социологический опрос среди учащихся 7-11х классов, знакомит с его результатами, подтверждает значимость темы.

В работе представлены фотоматериалы и схемы, которые раскрывают смысл работы, а также использовались интересные источники информации.

Исследовательский проект соответствует логическому плану и раскрывает выбранную тему.

Руководитель:

ПогорельчукС.М.

Учитель технологии

МБОУ Одинцовской гимназии №13

Приложения

Приложение №1

Платье и фартук

Платье

Форма

Брюки, Сарафан ,

жилет, блузка

рубашка

Пиджак, брюки, рубашка

Жакет, брюки, жилет и

Жилет, юбка, блузка блузка

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Фасон

Цвет

Дизайн- анализ

Фурнитура

Ткань

Приложение №5

Результаты социологического опроса учащихся 7-11 классов

Вопрос 1

Нужна ли школьная форма?

74% - да

18% - нет

8% - затрудняюсь ответить

Вопрос 2

Какого цвета должна быть школьная форма?

35% - синяя

25% - черная

20% - серая

12% - зеленая

8% - бордовая

Вопрос 3

Какой стиль вам нравится?

45% - деловой

35% - классический

20% - спортивный

Вопрос 4

Составляющие формы

.

Девушки:

40% - платье

40% - жилет, блузка, юбка

20% - затрудняюсь ответить

Юноши:

70% - пиджак, брюки, рубашка

25% - брюки, джемпер, рубашка

5% - затрудняюсь ответить

Вопрос 5

Нужна ли эмблема образовательного учреждения?

90% - да

9% - нет

1% - затрудняюсь ответить

Приложение №6

Приложение №7

Приобретение формы

ООО «Дресс- код», Фабрика »Старт»

Москва м. Семеновская, ул.

Каширское шоссе, д. 17 Вильяминовская, д.9

Корпус 5, строение 3

магазины

Компания «Наша

Форма», Москва

Ул. Рябиновая

д.. 44

Фабрика «Смена», м. Фабрика «Космос»,

Ботанический сад, Москва, Дмитровское ш.

Ул. Докукина, д.16, стр. 1 д. 79

Приложение №8

Просмотров работы: 296