Русский женский головной убор: история и современность

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский женский головной убор: история и современность

Кувикова Е.С. 1
1МБОУ СОШ № 135 им. академика Б.В.Литвинова
Куракова Н.П. 1Орлова Т.Н. 1
1МБОУ СОШ № 135 им. академика Б.В.Литвинова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: создание женского головного убора в русском стиле для танцевального ансамбля «Карамель» МБОУ СОШ №135.

Задачи:

изучить литературу по данной теме;

найти упоминания о русских женских головных уборах в произведениях русской литературы;

изучить технологию изготовления русского головного убора, как элемент национального костюма;

создать эскизы будущих русских женских головных уборов, подобрать материалы и выполнить;

поделиться полученными знаниями и умениями в процессе участия в массовых мероприятиях (мастер-классы, выставки, 3D фестивали, конкурсы, концерты и т.д.).

Предмет исследования: история русского женского головного убора.

Объект исследования: русский женский головной убор.

Методы исследования: теоретический, сравнительно-исторический, аналитический.

Актуальность всохранении русских национальных традиций и поддержании интереса к ним.

Практическая значимость состоит в том, что материалы могут быть использованы на уроках технологии при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество», а также как элементы русского костюма танцевального ансамбля «Карамель».

Содержание

Вступление

Глава 1

Коса – девичья краса

История русского женского головного убора

2.1 Девичьи головные уборы

2.2 Головные уборы замужней женщины

2.3 Русский головной убор: современное прочтение

Глава 2

Головные уборы в произведениях русской литературы

Глава 3

Технологический этап

Изготовление повойника

Изготовление кокошника

Изготовление коруны

Заключение

Библиографический справочник

Приложение

В нашей школе есть танцевальный ансамбль «Карамель», который вдохновляет своим творчеством уже … лет. За эти годы были сделаны различные постановки танцев, сшиты разнообразные костюмы. Среди них есть народные костюмы, одним из элементов которого является головной убор. Я часто просматриваю телепередачи о танцах, показываемые по телевизору. Моё внимание привлекло разнообразие головных уборов, стало интересно узнать, почему именно в русских танцах головной убор обязателен. Так возникла тема моего проекта «Русский женский головной убор: история и современность».

Вступление

Всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, причёски, подчёркивающие лучшие качества обладателя, — всё это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки. Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле – он выполнял и другие функции.

На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, рассказывала о принадлежности человека к тому или иному сословию. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить её возраст — совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.

Обычай прикрывать волосы пришёл к нам из глубокой древности. Именно тогда родилась идея, что волосы являются вместилищем магической жизненной силы. Поэтому, когда рождался ребёнок, его старались не стричь хотя бы до года. Это было связано с народным поверьем: «До года стричь — язык отрезать». Молодые родители считали, что от густоты волос напрямую зависит ум ребёнка, который в этих волосах и собирался.

Попытаемся разобраться в большом разнообразии русских женских головных уборов.

Глава 1

1. Коса — девичья краса

Коса являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян. Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей; украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например, височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос (с распущенными волосами). [1]

Смена причёски в жизни женщины играла огромную роль, это был целый обряд, происходивший на её свадьбе, — она становилась замужней. Под плач и пение волосы девушки заплетали в две косы и укладывали венком вокруг головы, покрывая сверху головным убором. Этот обряд «окручивания» являлся своеобразным актом регистрации брака, а женщина получала документ — новую причёску. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если же это произошло, женщина могла подать в суд, и обидчику грозил солидный штраф. Отныне и навсегда женщина была обязана прятать свои волосы. Прежде чем заняться домашним хозяйством — растопить печь, подойти к скотине, выйти на улицу, женщина тщательно закрывала свои волосы. Выставить их напоказ, открыть, т.е. «опростоволоситься», считалось позором. В русской деревне принято было считать, что женщина с непо­крытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д. [1]

2. История русского женского головного убора

На формирование образа русских головных уборов огромное влияние оказала Византия, особенно после крещения Руси.

На Руси говорили: «На парне да на мужике всё та же шапка; а девка простоволоса, жёнка покрыта» (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. [2]

2.1 Девичьи головные уборы

До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.

Взрослея, девушка получала повязку (перевязку), называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями. Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде какого-либо узорчатого узла или фигуры и называлась чело (начёлка).

Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вёл своё происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Венец делали из тонкой (около 1 мм) металлической ленты, ширина которой составляла не более 2,5 см. Для его изготовления использовали серебро и бронзу. По своей форме венец напоминал повязку, с той лишь разницей, что на концах мастер делал крючки для шнурка или ленты, которая завязывалась на затылке. Часто венец покрывался каким-либо узором с зубцами наверху. Девичий венец, унизанный жемчугом вдоль щёк, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник. Такой головной убор украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I — «венец с каменьи и с жемчуги».

Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента. [3] [10]

2.2 Головные уборы замужней женщины

После замужества убор женщины резко менялся, ведь её красота теперь принадлежала только мужу. Во время праздника жених набрасывал своей избраннице на голову платок и становился, таким образом, её мужем.

Одним из самых древних женских головных уборов является платок – убрус. В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, намётка, подширье, фатаи т.д. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. В X—XI вв. поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. Позднее убрус приобрёл треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, для чего требовалось особое умение. Концы платка спускались на

плечи и спину и также богато расшивались. [3] [10]

Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в XVIII—XIX вв. из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке, так, как будто болят зубы. Этот способ назывался «головка».

Составляя свой головной убор в будние дни, женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку-сетку из тонкой ткани, он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба, эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор. Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина надевала платок или шапку. С XVIII в. повойники начинают меняться и приобретают форму чепца, который иногда носили и поверх убруса, это зависело, главным образом, от богатства и красоты того или иного предмета. К головным уборам, платкам, одежде относились с трепетом. [3] [10]

После замужества вместе с убрусом и повойником женщина получала кику (кичку), которую называли «короной замужества». При приготовлениях к свадьбе предписывалось на блюдо возле «места» молодых в доме невесты «положити кика да положити под кикой позатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало».  

Кику можно было узнать сразу по лопатке или рогам, торчащим вверх надо лбом. Кика имела мягкую тулью, окруженную жестким, расширяющимся кверху подзором. Она была крыта яркой шелковой тканью, спереди имела расшитое жемчугом чело, у ушей — рясы, сзади — задок из куска бархата или собольей шкурки, закрывавший затылок и шею с боков.

Рога были связаны с верованиями в оберегающую силу, они уподобляли женщину корове — священному для наших предков животному. Защита молодой женщины, её ребенка — вот главная идея рогатой кики, другой смысл заключался в плодородии, продолжении рода. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. [7] [8]

Кику носили поверх подубрусника или повойника, который представлял собой легкую мягкую шапочку из цветной материи; под него и убирались заплетенные в две косы волосы женщины. Сзади повязывался для той же цели одинаковой с повойником расцветки платок — позатыльник. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Поверх всего надевала убрус — полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками (другое его название — шлык), или волосник— сетку с околышем из золотных или вышитых золотом материй..

Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми. [7] [8]

Разновидностью кики для особ княжеского и царского рода была коруна. Она отличалась своей формой — короной, богато украшенной, под которую надевали убрус. К убору добавляли ряски, жемчужную поднизь на лоб, колты, внутрь которых вкладывали кусочки тканей, пропитанные «ароматами», т.е. духами. [7] [8]

Ещё одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош — курица, наседка, петух). Кокошник получил популярность с появлением сарафана. В разных областях правила ношения кокошников были разные, также они отлича­лись по форме и отделке. Отличительной особенностью кокошника являлся гребень — его передняя часть. Делался гребень на твёрдой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Он был затянут тканью. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых — кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI—XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с «рогатой», запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более «безопасный» головной убор. [7] [8]

Существовало несколько видов и форм кокошников: одно­рогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный и многие другие.

Кокошники изготавливались обыч­но профессиональными мастерица­ми, продавались в деревенских ла­вочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокош­ники, передавали их по наследству, часто они использовались несколь­кими поколениями. Кокошники считались большой семейной цен­ностью. [7] [8]

По В. Далю («Толковый словарь живого великорусского языка») кокошник носят не только женщины, но и девицы; это не точно. Кокошник носят только замужние женщины, надевая его впервые после брака. В старину девицы молились о своём замужестве в день Покрова 1-го октября такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!» Свадебный венец всегда изготавливали со смыслом. Даже цветы, слу­жившие его украшением, выбирались определенные, и каждый имел символическое значение: розмарин, барвинок, калина, рута. Нередко в венец зашивались или подкладывались и менее подходящие предметы: шерстяные нити непременно красного цвета, перец, зерна овса, изюм, кусочки сахара, даже луковицы чеснока и куски хлеба. Всего этого у молодой четы должно быть много. [7] [8]

С конца XVI в. в весенне-осенний период женщины, выезжая «в люди», поверх убруса надевали шляпу. Зимой надевали шапки из бархата, отороченные мехом. Верх шапок делался из клеёной бумаги или ткани, он был круглой, конусообразной или цилиндрической формы и отличался от мужских украшением — шитьём, жемчугом, камнями. Так как шапки были высоки, для сохранения тепла внутрь подкладывали лёгкий мех или набивали атлас. К шапкам относились бережно, известно, что по прошествии сезона царские дочери обязаны были «сдавать» свои зимние уборы на хранение в Мастерскую палату, где их помещали на болваны и укрывали чехлами. На шапки шёл разный мех – бобровый, лисий, соболий, «девичьим

мехом» считался заячий и беличий. [3] [10]

Каптур являлся дальним родственником капора и пользовался популярностью у вдов. Он защищал голову от стужи, т.к. по форме это был меховой цилиндр, покрывавший не только голову, но и облегавший по обе стороны лицо. Шили каптур из меха бобра, а в семьях победнее использовали овчину. Сверху на каптур женщины надевали особый чехол или повязку.

У мужчин женщины переняли ещё один головной убор — треух. В отличие от каптура верх треуха покрывался не мехом, а тканью, а налобная часть опушалась соболем и украшалась жемчугом или кружевом. [3] [10]

Платки в дальнейшем полностью вытесняют прочие женские головные уборы. Различались платки холщовые и из ситца. И повязывали везде по-разному: и на макушку, и сзади, и спереди, под подбородком. Появились и шали. [3] [10]

От славян и до Петра I головные уборы наших предков претерпели изменения. Их основу составляли шапка и платок. Но уже в те времена люди понимали, что головной убор — своего рода визитка, способная многое рассказать о своём владельце.

2.3 Русский головной убор: современное прочтение

Современные русские женщины тоже следуют традициям. Так, на улицах наших городов мы можем встретить дам в платках, шалях, шапках, стилизованных под кичку.

А вот высокая мода не оставила без внимания кокошник.

Популярности кокошника во многом способствовали русские придворные костюмированные балы начала по­запрошлого века и фантазия русских дизайнеров в эмиграции.

Сейчас русский кокошник является источником вдохновения для знаме­нитых дизайнеров и домов моды, создающих наряды в русском стиле. Он является жемчужиной в сокро­вищнице мировой моды. Известные европейские модельеры используют элементы русского кокошника в своих коллекциях.

В 2008 году Карл Лагерфельд показывает коллекцию Paris-Moscou, в которую были включены фантазийные кокошники с элементами царственность в условиях современной лаконичной моды. [11]

Кокошник великой княгини Ксении Александровны Романовой — послужил источником вдохновения для американских дизайнеров, создававших костюм принцессы Падме-Амидалы (актриса Натали Портман), правительницы планеты Набу из голливудского блокбастера «Звёздные войны» [11]

Пресловутый кокошник явился инструментом для творческих метаморфоз в различных интерпретациях: у Славы Зайцева – с присущей ему претензией на солидность, у грузинского дизайнера Ria Keburia — с абстракционистской немногословностью. [11]

В 2013 году дизайнер Константин Гайдай решил отдать дань традициям, а заодно показать современным леди, как нужно украшать волосы и индивидуализировать образ в целом. Он представил коллекцию тематических головных уборов haute coutur по мотивам русских народных сказок и получил награду Fashion TV.
 Вдохновленный творчеством выдающихся писателей, художников, деятелей искусства таких, как Васнецов, Врубель, Дягелев, модельер создал современную интерпретацию кокошника. Ручная вышивка, полудрагоценные камни, жемчуг, перья, бархат и кристаллы украшают каждый головной убор, великолепно гармонируя со старорусскими деталями.  [11]

Царская особа Елизавета II с юных лет одевала в торжественных случаях кокошшик - венец.

Кокошник не забыт, это и элемент традиционного русского женского сценического костюма для танцевальных и фольклорных ансамблей, а также обязательный атрибутом новогоднего костюма Снегурочки. 

Глава 2

Головные уборы в произведениях русской литературы

Как современному человеку узнать о моде и традициях своих предков? Одним из источников может служить русская литература. Упоминания о некоторых головных уборах мы можем встретить в произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Ершова и других авторов.

Человеку непосвящённому достаточно сложно разобраться в тонкостях женских головных уборов и причёсок прошлого. Так, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» совмещает в главной героине Алёне Дмитриевне два образа: девичий и замужний:

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы…
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.

Так рассказывает о замужней женщине молодой опричник, определяя её в незамужние. А чуть позже сама героиня жалуется мужу – купцу Калашникову:

Как из рук его я рванулася…
И остались в руках у разбойника
Мой узорный платок, твой подарочек,
И фата моя бухарская.
Опозорил он, осрамил меня…

Позор Алёны Дмитриевны современникам был вполне понятен, ведь она лишилась своего головного убора, главного «паспорта» замужней женщины.

О кичке и шушуне весьма образно выразился А. Пушкин в стихотворении «Всеволожскому»:

В почтенной кичке, в шушуне,

Москва премилая старушка.

Разнообразной и живой

Она пленяет пестротой.

Ещё одно упоминание о кичке можем встретить в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.

В стихотворении «Колокольчики звенят…» поэт (Пушкин) упоминает ещё об одном уборе:

А цыганочка-то пляшет,

В барабанчики-то бьет,

Голубой ширинкой машет,

Заливается-поет. (А. Пушкин)

Ширинка (полотенце, или намётка) носилась в основном в центре и на западе России. По названию «полотенце» понятно, что это полотнище с затканными концами. Ширинка – это полоса холста (отрезанная по ширине – отсюда название), маленький платок, часто вышитый.

В сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок» тоже встречаем упоминание о ширинке

И скажи: «Ведь для поимки

надо, царь, мне две ширинки,

шитый золотом шатёр,

да обеденный прибор»…

Ширинки были неотъемлемой частью женского гардероба: «На новоселье и на поминки у наших девок пестры ширинки» (Н. Клюев). В дальнейшем слово «ширинка», как мы знаем, перешло в словарь мужского гардероба.

Как видим, упоминания о женских головных уборах встречается в произведениях русских поэтов и писателей. Все эти слова являются частью устаревшей лексики. Названия использованы с целью демонстрации исторического времени.

Глава 3

Технологический этап

3.1 Изготовление повойника

Глубок и многогранен русский народный костюм. Никогда он не был простым и примитивным. Ни одна бусина на нем не пришита «просто так». Всему есть объяснение и без этого невозможно до конца понять народный костюм. Сценический костюм помогает актёру в воплощении образа на сцене, создаёт первое впечатление о персонаже у зрителя. Сценический костюм – это особый вид одежды, отвечающий определённым требованиям. Во – первых, он должен быть зрелищным, броским, ярим и хорошо различимым в деталях на большом расстоянии. Во – вторых, при его изготовлении следует избегать трудоёмких ручных операций – вышивки, ткачества и т.д., заменяя их крупной аппликацией, росписью по ткани и отделкой тесьмой, создающих хорошо видимое яркое пятно.

Народный танец – один из древнейших видов искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа.

Для танца «Колядки» необходимо было передать образ зимней одежды. К имеющемуся костюму мы создал головной убор. Сделав несколько эскизов (приложение №1), мы остановились на № 3, он напоминает древнерусский повойник, который представляет собой легкую мягкую шапочку с круглым или овальным дном из цветной материи, под него и убираются заплетенные в две косы волосы. Сзади повязывали  позатыльник - одинаковой с повойником расцветки платок. Поверх всего надели убрус — полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками.

Определившись с формой головного убора, мы сделали лекало, по которому из плотного изолона (изолон – это пенополиэтиленовый утеплитель, имеющий хорошую эластичность, небольшую плотность, позволяющую удерживать форму и низкую способность к впитыванию влаги, что немаловажно для хранения костюмов; экологически чистый материал) вырезали заготовки. По верхнему краю повойника мы пришили регилен (пластиковая плотная лента), для того чтобы держалась форма. Затем из парчи (плотная тяжёлая ткань из шёлка, на поверхности которой при помощи металлической нити выполнен узор) вырезали детали. Мы использовали парчу, т.к. она красиво и ярко смотрится со сцены. Верхнюю и нижнюю части кокошника стачали вместе по боковым срезам и верхнему срезу одной строчкой. Углы на краях надсекли, и кокошник вывернули, надели на заготовку и зашили снизу.

По верхнему краю мы пришили тесьму-вьюнчик, а на лобную часть - меховую опушку из лебяжьего пуха. Затем раскроили позатыльник, чтобы во время танца повойник не слетал с головы, собрали его и пришили к основной детали повойника. Снизу повойника вставили резинку. Мы изготовили 10 штук.

3.2 Изготовление кокошника

Для русского танца нам нужен был высокий головной убор, и за основу мы взяли кокошник. Кокошник на Руси играл значительную роль, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники. Посмотрев костюмы разных коллективов, проанализировав разнообразные виды кокошников (Приложение 2), мы выбрали самую подходящую для нашего танца модель № 1.

Кокошник мы решили делать из плотного картона. По шаблону обвели заготовку формы и вырезали её. Затем приклеили заготовки на ткань (так как наши платья сшиты из креп- атласа (гладкокрашеная ткань из шелковых нитей с блестящей поверхностью атласного переплетения) и дали просохнуть. Загнули края на изнаночную форму и приклеили. Затем на лицевую часть кокошника настрочили тесьму по выбранному рисунку на машине, а на изнаночную часть пришили тесьму по контуру. Вырезали полоску-ободок из картона и приклеили её на ткань. Затем пришили на лицевую сторону тесьму и соединили ободок с кокошником с помощью клея. Особое очарование головному убору придает ажурная сеточка на лобной части - волосник. Мы сплели из бусин сетку и пришили её к ободку. По краям кокошника мы пустили рясны (спадающие на пле­чи жемчужные нити). С изнаночной стороны мы пришили резинку и атласную ленту, которую мы будем завязывать бантом, чтобы кокошник не спадал во время танца. Мы изготовили 8 кокошников

3.3 Изготовление коруны

Хоровод - массовый танец. Его рисунок – простой круг - олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Для хоровода нам нужны были величественные головные уборы, и за основу мы взяли конусообразную коруну. Нарисовав несколько эскизов (Приложение 3), мы остановились на № 1. Выполнив на бумаге контур, мы обратились к мальчикам, и они из жесткой проволоки (чтобы хорошо держалась форма) сделали основу. Для отделки кокошника мы взяли парчу трёх цветов - красную, голубую, белую (цвета Российского триколора). Вырезали из ткани форму с припуском на швы и натянули на каркас. Затем на декоративной сетке нарисовали узор. По рисунку вышили с помощью пайеток узор. Сетку с узором пришили к обтянутому каркасу. По краю кокошника пришили бусы и выполнили рясны и жемчужную поднизь на лоб. Пришили резинку и ленты для банта, чтобы головной убор не спадал во время танца. С тыльной стороны прикрепили треугольное покрывало, для придания большей величественности головному убору. Мы изготовили 8 кокошников.

Русский народный костюм - ниточка, которая связывает прошлое и будущее. И тем крепче эта связующая нить, чем более широко в выступлениях, празднествах, фестивалях представлен народный костюм, тем понятнее для молодого поколения устремления и чаяния его предков.

Глава 4

Экономический расчёт

Когда мы смотрели различные варианты головных уборов в магазинах, то были удивлены ценами (от 990 до 2450 руб. за один кокошник). Мы решили провести экономический расчет наших кокошников, чтобы понять, сможем ли мы сэкономить или нет, если сделаем головные уборы сами.

№ п/п

Материал

Цена за единицу измерения (руб.)

Расход на изделие (шт., м)

Общая стоимость (руб.)

Голубой повойник

1

Парча голубая

560 руб.м

30 см

168 руб.

2

Боа

250 руб.

50 см

152 руб.

3

Регилен

60 руб.м

75 см

45 руб.

4

Вьюнчик белый

7 руб.м

60 см

4 руб. 20 коп.

5

Изолон

120 руб.кв.м

20 см

24 руб.

6

Резинка

17 руб.м

15 см

2 руб. 55 коп.

Итого:

395 руб.75 коп

Кокошник красный

1

Креп - атлас

250 руб

20 см

50 руб.

2

Бусы

140 руб.

3 м

21 руб.

3

Стразы

10 руб.

10 шт

100 руб.

4

Вьюнчик золотой

15 руб.

2м 60 см

39 руб.

5

Вьюнчик белый

7 руб.м

1 м 20 см

8 руб. 40 коп.

6

Тесьма отделочная

25 руб.

60 см

15 руб.

7

Тесьма отделочная

35 руб.

1 м

35 руб.

8

Тесьма отделочная

45 руб.

30 см

13 руб. 50 коп.

9

Лента атласная

25 руб.

1 м 20 см

30 руб.

10

Резинка

17 руб.м

20 см

3 руб.40 коп.

Итого:

315 руб. 30 коп.

Коруна

1

Парча

560 руб.м

50 см

280 руб.

2

Бусы

140 руб.

1 уп.

140 руб.

3

Пайетки на нитке

15 руб

3 м 20 см

48 руб.

4

Пайетки цветочки

1 руб.

32 шт.

32 руб.

5

Лента атласная

25 руб.

1 м 20 см

30 руб.

6

Резинка

17 руб.м

20 см

3 руб.40 коп.

Итого:

533 руб. 40 коп.

Экономические расчёты показали, что себестоимость одного повойника – 395 рублей 75 копеек, кокошника – 315 рублей 30 копеек, коруны – 533 рубля 40 копеек. Их цена на рынке – от 990 до 2450 рублей за одну штуку. То есть экономия составила- за один повойник 594 рубля 25 копеек , а в перерасчёте на комплект –5942 рубля 50 копеек. Экономия за один кокошник – 884 рубля 70 копеек, а за комплект – 7077 рублей 60 копеек. Экономия за коруну – 1916 рублей 60 копеек, а за комплект – 5749 рублей 80 копеек. Налицо экономическая выгода. Кроме того, все изделия эксклюзивные, авторские.

Заключение

Головные уборы на Руси (как и во всём мире) не являлись чем-то исконным и не имели раз и навсегда принятой формы. Как и любой элемент человеческой культуры – язык, архитектура, кухня или искусство – они развиваются постепенно, меняясь по форме, материалу, фасону и заимствуясь у соседних народов. Русскому головному убору характерна довольно запутанная система названий: шапочка одной и той же формы без особых отличий может, в зависимости от района, называться кокошником, повойником, сборником или волосником. А два головных убора из разных областей, в которых трудно найти что-либо общее, кроме функционального назначения, могут называться кичками.

Возникновение и развитие женского головного убора можно объяснить следующими факторами. Первый – необходимость перевязывать длинные волосы верёвкой (прообраз девичьих головных уборов) и необходимость обвязывать причёску сеточкой (повойник). Второй фактор – магический: головной убор должен служить оберегом матери (и её ребёнка) от нечистой силы и злого глаза (все рогатые головные уборы). В кокошнике идея оберега заменилась магическими свойствами плодородия: сближение с символом женской плодовитости – с курицей.

Изучая русский народный костюм как произведение искусства, мы находим в нем ценности жизни наших предков, которые языком цвета, формы, орнамента раскрывают нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Библиографический список

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство «Паритет» Санкт-Петербург, 2004г.

2. Бруп А., Пильке М. История костюма с древности до нового времени. М., 1997г.

3. Буровик  К. А. Родословная вещей. — М. : Знание, 1991. 232 с.

4. Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 2 (6) (2005 г.)

5. Русский народный костюм. Издательство «Мозаика-синтез», М., 2006г

6. Стойкова Л. Головные уборы. Шьем. Вяжем. Серия «Дамский клуб». Ростов н/д: Феникс, 2000

7. Монастырная В.П. Кокошник, коруна, кичка… Журнал «Школа и производство» №6 2007

Интернет-ресурсы:

8. Кокошник. История вещей. http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43464506058/Kokoshnik.-Istoriya-veschey

9. Кокошник в русском стиле своими руками. http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43464506058/Kokoshnik.-Istoriya-veschey

10. Женские головные уборы.

http://kykolnik.livejournal.com/184953.html

11. «Синдром кокошника»: как русский стиль стал заболеванием http://www.russmodamag.ru/678

Просмотров работы: 1437