Введение.
Мы так привыкли к ношению головных уборов, что не задумываемся, насколько это важный и полезный предмет гардероба, который способен изменить не только внешность, но и образ мыслей человека, его самоощущение, настроение, имидж. Сегодня головной убор является элементом, определяющим характер и способность к творческому самовыражению человека, его носящего. Головной убор отражает индивидуальность человека.
В результате работы я хочу узнать историю возникновения головных уборов, интересные факты, связанные с ними.
Цель работы: познакомиться с историческими корнями появления женских головных уборов, изучение особенностей и знаковой символики традиционных женских головных уборов.
Задачи: -
- Собрать материал об истории национальных головных уборов.
- Классифицировать женские головные уборы по возрастной принадлежности и применении.
- Оформить результаты в виде презентации и ознакомить с этой темой других школьников.
- Провести небольшой опрос по данной теме среди одноклассников.
- Изготовить с ребятами кокошники, красиво их украсить и сделать выставку.
В работе использовались следующие методы исследования:
Поисковый: подбор литературы в библиотеке, Интернете.
Исследовательский: работа с источниками по данной теме, изучение литературы.
Аналитическое сравнение и обобщение.
Обоснование выбора темы.
На Новый год я захотела быть снегурочкой
Возникли вопросы:
1. Как выглядит головной убор для снегурочки?
2. Можно ли представить снегурочку без головного убора?
3. Как появились головные уборы на Руси?
4. Как изготовить головной убор и чем украсить?
Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось обратиться к словарям и справочникам.
Проект
«Женская краса не только коса. История женских головных уборов на Руси »
боснование проекта
Банк идей
Самооценка
Материалы и инструменты
Технология изготовления
Техника безопасности
Реклама
Таблица себестоимости
Экологическое обоснование
Использованные источники
вездочка обдумывания
Н емного истории.
Первые головные уборы появились еще в доисторическое время. Их надевали, прежде всего, для защиты от дождя, солнца, холода и ветра. Сначала в качестве уборов, вероятно, использовали листья, шкуры, кожуру плодов. Потребность в защите постепенно привела к возникновению более сложных форм головных уборов. С развитием человечества менялась и роль головных уборов.
Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много, и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по-разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека, прибыла ли гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался по богатству отделки головного убора и материала, из которого он был сделан.
Девичьи традиционные русские народные головные уборы.
При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичий головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял более или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.
Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками, венок из живых или искусственных цветов.
Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем современном представлении.
Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты способствовать удачному замужеству.
КОРУНА
На гуляньях, правда, внимание парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.
Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.
КОСНИК (НАКОСНИК)
Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.
Замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.
Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.
Повойник (подубрусник) - это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем. В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в. повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани.
ПОВОЙНИК
Поверх всего этого одевали волосник.
Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой. од ВОЛОСНИКа праздничный воло
сУбрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Одним концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке.
УБРУС
Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.
Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганого материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).
КИКА СОРОКА
Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки, состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.
Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.
Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.
СОРОКА
Кокошник- самый известный женский головной убор. Правда, в том виде, каким мы его привыкли видеть (у Снегурочки, например, с косой наружу) - современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде - шапочка на голову. Кокошник - праздничный головной убор и бывает он разных видов: однорогий, двурогий и седлообразный, а также в виде шапочки с плоским дном и высоким очельем.
Однорогий кокошник - богатый головной убор для замужней женщины, волосы сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины. Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника.
Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити - рясны, а спереди сетка из жемчуга - поднизь. Однорогие кокошники с шишками (крайний слева) - олицетворение плодородия.
Зимние головные уборы (столбунец, каптур и треух)
Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемойстолбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.
Замужние женщины зимой надевали шапки из бархата, отороченные мехом. Верх делался из клееной бумаги или ткани, он был круглой, конусообразной или цилиндрической формы и отличался от мужских украшением – шитьем, жемчугом, камнями. Так как шапки были высоки, для сохранения тепла внутрь подкладывали легкий мех или набивали атлас. На шапки замужним женщинам шел бобровый, лисий, соболий мех, а «девичьим мехом» считался заячий и беличий.
В «Домострое» находим еще один вид зимнего женского головного убора – каптур.
Он являлся дальним родственником капора и пользовался популярностью у вдов. Защищал голову от стужи, т. к. по форме напоминал меховой цилиндр, покрывавший не только голову, но и облегавший по обе стороны лицо. Шили каптур из меха бобра, а в семьях победнее использовали овчину. Сверху надевали особый чехол или повязку.
В обиходе использовался еще один головной убор – треух.
В отличие от каптура, верх треуха покрывался не мехом, а тканью, а налобная часть опушалась соболем и украшалась жемчугом или кружевом.
Банк идей.
Материалы и инструменты.
Камни, ленты, тесьма разная(по цветовому решению, пайетки, бусинки , полубусины, ткань по цветовому сочетанию, картон, пластмассовая салфетка(1шт), резинка широкая (шириной 3см) , леска, иголка ручная, ножницы, мел портновский, нитки красные(1катушка).
Технология выполнения кокошника
1.Беру лист бумаги и рисую на нём форму будущего кокошника, далее вырезаю шаблон и складываю его пополам, чтобы он был симметричен. Форму и высоту кокошника замеряю с помощью линейки. Край кокошника вырезаю согласно ранее сделанному рисунку.
2. Из пластмассовой салфетки и 2-го слоя картона(для сохранения формы) , по готовому шаблону вырезаю основу будущего кокошника. Затем из ткани, выкроила по шаблону выкройку с припусками на швы.
3.Положила 2 детали кокошника лицевой стороной внутрь обтачала края по периметру с внутренней стороны.
4. Высекла припуски шва до 0,7см, сделала надсечки, для того чтобы вывернуть и красиво легла ткань по краям кокошника.
5. Вывернула детали кокошника на лицевую сторону, вставила внутрь детали из пластмассы и картона.
6. Затем подвернули внутренний край внутрь и закрепили машинной строчкой по всему периметру кокошника (вокруг).Выполнила влажно-тепловую обработку.
7. Далее беру декоративные детали и начинаю украшать изделие.
8.По нарисованному эскизу (карандашом) начинаю пришивать тесьму золотую и зеленую.
9. Для украшения кокошника использую сеточку из бисера(возле лобной части головы)
10. Украшаю кокошник полубусинами, а также массивным камнями и бусинами зеленых и белых цветов. И украшаю сережками по 3 с каждой стороны кокошника.
11. На задней части кокошника по бокам я пришила широкую резинку и 2 отрезка атласной ленты красного цвета,для закрепления его на голове.
Техника безопасности.
Помните!
- все материалы и инструменты нужно хранить в шкатулке или в специальной коробочке;
- для хранения иголок, булавок использовать только игольницу;
При работе:
- аккуратно обращаться с материалами и инструментами;
- не вкалывать в одежду булавки и иголки (использовать только игольницу);
- нить обрезать только ножницами (руками и зубами не рвать!);
- для защиты пальцев использовать наперсток;
- ножницы класть только с сомкнутыми лезвиями;
- ножницы передавать только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
- через каждые полчаса работы нужно 15 минут отдохнуть (для защиты зрения).
После окончания работы:
- проверить количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько же, сколько было в начале работы);
- сломанные иглы, булавки нужно аккуратно завернуть в бумагу и выбросить в мусорное ведро;
- инструменты и материалы убрать в шкатулку (коробку).
Таблица себестоимости
№ п/п |
Наименование используемых материалов |
Цена (руб.) |
Расход материалов |
Стоимость (руб) |
1. |
Камни, декоративные тесьма и ленты, бусины, леска. |
625 |
625 |
|
2. |
Картон и пластмассовая салфетка |
- |
2 листа |
Имелся в наличии |
3. |
Ткань красная |
210 |
40см |
84 |
4. |
Нитки красные |
20 |
1катушка |
20 |
Итого: |
729 |
|||
Экологическое обоснование
Данная проектная работа выполнена из экологически чистого материала. Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, энергоёмкого оборудования. При создании своего проекта я пользовалась только ножницами, тканью, ниткой, лентами , тесьмой, картоном, бусинами, декоративными камнями и считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено.
Изготовление и эксплуатация кокошника не повлечёт за собой изменений в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека.
Самооценка
Изделие имеет законченный вид. Оно самобытно и красиво. Гармонично сочетается с образом русского стиля и моим костюмом для выступления. Выполнено качественно с соблюдением всех требований к работе.
Заключение
Одежда - один из устойчивых компонентов народной культуры. Важную роль в законченности женской одежды принадлежала головному убору. Форма старинного головного убора и прическа были взаимосвязаны. Головные уборы девушек отличались от головных уборов замужних женщин. В начале XX века платок становится основным, самодеятельным головным убором, как девушек, так и женщин, что привело к постепенному стиранию различий в девичьих и женских головных уборах.
Таким образом, традиционные женские головные уборы - это предметно-символическая летопись истории. От славян и до Петра I головные уборы наших предков претерпели небольшие изменения. Их основу составили шапка и платок. Но уже в те времена люди понимали, что головной убор – своего рода визитка, способная многое рассказать о женщине.
ВЫВОДЫ:
1. Люди носят головные уборы с давних времен.
2. Существует множество разнообразных головных уборов.
3. Каждый головной убор имеет свое название и назначение.
4. Для изготовления головных уборов используются разные материалы.
5. Определенный головной убор соответствует разным временам года.
Реклама
Нет живописней русского наряда!
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить надо,
Неповторимость русского наряда!
Если Вас заинтересовала композиция кокошников,
обращайтесь к нам.
Мы ждем Вас
в нашей мастерской «Рукодельница»
Использованные источники:
*http://costume-history.livejournal.com/687405.html
*http://anastgal.livejournal.com/1062134.html
*http://www.livemaster.ru/topic/162651-kokoshniki-korony-dlya-russkih-krasavits
*http://www.antik-invest.ru/blog/?p=3843
*http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/84-1-0-2672
*http://kladraz.ru/blogs/natalja-yurevna-podhalyuzina/ruskii-kokoshnik.html
Приложения
Выставка кокошников.
Вопросы
1.Что такое кокошник?
(старинная обувь - старинная одежда - старинный головной убор - не знаю)
2. Где, на ком можно увидеть кокошник в наше время? (Снегурочка, артисты, иллюстрации)
3. Какой современный головной убор пришел к нам из древности? (Платок)
3. Типичный головной убор замужней женщины России. (Сорока)
4. Цельный твердый головной убор замужних женщин из шелка, парчи, бархата,известен на большей территории России как праздничный головной убор. (Кокошник)
5. Украшение девичьей косы круглой, треугольной формы, в виде банта, розетки. (Косник)
Выкройка кокошника