КНИГА - КАПСУЛА ВРЕМЕНИ!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КНИГА - КАПСУЛА ВРЕМЕНИ!

Жигулина А.В. 1
1МБУ "Гимназия №38", г. Тольятти
Кротова Г.А. 1
1МБУ "Гимназия №38", г. Тольятти
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В моей комнате на полке стоят мои любимые книги. Раньше это были детские книжки, а сейчас там «Алиса в Стране чудес», «Волшебник Изумрудного города», сказки Кира Булычева и пр. Иногда я их читаю, мне кажется, что читаю я достаточно. Моя мама говорит, что в своем детстве она читала книги тайком от родителей по ночам, пока не уснет с книжкой в руках. А я думаю, у нее просто не было Интернета…

Одна из главных проблем современных детей - угасающий интерес к книжной литературе. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось – интерес к чтению спадает. Детей все больше интересуют игры на планшетах и социальные сети. Актуальность данного проекта очевидна.

Гипотеза. А может быть не все так плохо. И если позволить книге рассказать о себе, свою историю, дать раскрыть ей свои возможности, сделать ее своим другом на многие года – тогда она не исчезнет со временем лет…?

Цель исследования. Показать ценность книги на примере всей истории человечества, а также доказать, что книга, как «капсула времени» способна привлечь к себе интерес и в будущем.

Задачи.

1. Исследовать технологию изготовления книг на протяжение всей истории, изготовить опытные образцы.

2. Доказать, что и сегодня книга может стать интересным проектом. Изготовить книгу с настоящим переплетом своими руками. Проанализировать интерес детей к движению буккросинга.

3. Доказать, что у книги может быть будущее. Сделать всем классом проект капсулы времени.

4. Провести анкетирование среди учащихся 3 «А» класса нашей школы.

5. Определить практическую значимость работы. Сделать выводы.

Методы исследования.

Весь процесс исследования будет строиться на практических работах, направленных на развитие интереса школьника к книге. Также будем изучать, анализировать, изготавливать, экспериментировать, анкетировать и фотографировать.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. КНИГА ВЧЕРА. История книги на примере самостоятельного изготовления книг по технологии того времени.

Что же такое «капсула времени»? Это послание, отправляемое самому себе, своим потомкам или просто в надежде, что кто-то в будущем его найдёт. И именно книга передает такие послания от поколения к поколению. Книги из прошлых столетий и находят на археологических раскопках и по ним узнают, как жили люди, чем они интересовались, как был устроен их быт.

Давайте сядем в воображаемую машину времени и узнаем, как же выглядели книги в далекие времена, как их изготавливали. Попробуем сделать образцы этих «капсул времени» и попытаемся понять их послание.

Слово «книга» произошло от славянского выражения «кънигы», что означает буквы или письмо. Разные народы по-разному пришли к письменности и изготовлению первых книг, используя для этого разные материалы.

История развития книги берет свое начало в далеком прошлом. Самым первым материалом для письма был камень. «Каменные книги» - это даже не книги, а наскальные рисунки, петроглифы. Позже появились различные каменные письмена. Так начинала создаваться история человечества в книгах.

Наскальный рисунок. Каменные письмена.

Затем появились глиняные дощечки (таблички) – это и есть самые первые книги (5 тыс. лет до н.э.). Появились они в Вавилоне - столице Месопотамии. Из глины лепили плоские кирпичики, по мягкой глине писали палочками и высушивали и обжигали. Десятки и сотни готовых табличек одного содержания, укладывали в деревянные ящики в определенной порядке – получалась глиняная книга! Ее достоинством была дешевизна, простота и доступность. Я сама изготовила такую глиняную табличку! Делать ее было действительно не сложно, но она получилась довольно тяжелой по весу - 300 грамм. Стало интересно, а сколько бы весил портфель школьника, если бы мы пользовались глиняными книгами? Вес портфеля был бы 240 кг!

Изготовление глиняной дощечки.

В древнем Египте, Риме и Греции (3 тыс. лет до н.э.) для записей использовался папирус, вид бумаги, сделанный из стеблей одноименного растения. Толстые стебли разрезали полосками, вымачивали в воде, укладывали их определенным образом и склеивали друг с другом. Папирус я делать не стала, очень сложная технология и до сих пор не раскрыты все секреты его изготовления.

Папирус.

Первыми книгами на Руси были восковые таблички «церы» (9 в.). Это дощечка из твердого материала с выпуклыми краями заполненная расплавленным черным воском. По застывшему воску писали острой палочкой «писалом», при необходимости запись можно было стереть обратным концом палочки в виде лопаточки, как стеркой. Это было очень удобно, поэтому такие восковые таблички использовали для ежедневных записей, для обучения грамоте, чтобы освоить алфавит и отработать почерк. На церах можно было писать, как на нашей школьной доске, затем стирать и писать заново. По краям каждой церы делались отверстия для соединения их кожаными ремнями – так и получалась книга.

Вместо дощечки я взяла деревянную рамку для фото и залила туда расплавленный черный горный воск. Табличка получилось почти как настоящая!

Изготовление церы.

Потом в Древней Руси для записей использовали бересту (11-15 вв.). Если вы хотите почувствовать себя писцом 11 века, вам понадобится сходить в лес и заготовить березовую кору - «бересту». Так мы и сделали. Раньше писали по бересте тоже писалом, но я взяла простое шило. Такие записи называли «берестяными грамотами». Это были, конечно, не книги, а скорее деловые документы или записные книжки. Но именно на них отслеживается развитие нашего алфавита – кириллицы.

Изготовление берестяной грамоты.

В древнем Пергамском государстве появился новый материал для книг - пергамент – материал для письма из выделанной шкуры животных (2 в. до н.э.). Преимущество пергамента в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа. Также пергаментные рукописи можно было соскоблить и смыть, а потом использовать пергамент повторно.[2] Пергамент складывали пополам и получалось 4 страницы. Такая четвертинка называлась «тетрадос», а вместе они составляли тетрадь, несколько таких тетрадей сшивались и получалась книга. По пергаменту писали черным глиняным сланцем. Этот сланец назывался – караташ. Отсюда и пошло название карандаш! Также использовали чернила.

Я тоже решила сделать тетрадь на пергаменте. Взяла кусок кожи, попробовала на нем писать карандашом, но оказалось, что это очень неудобно и почти не видно. А вот чернилами писать по коже оказалось очень интересно, особенно по гладкой стороне!

Изготовление тетради из пергамента.

Затем появился новый материал, который был гораздо тоньше пергамента – это бумага. Бумагу придумали в Китае во 2 веке, с тех пор ее производство совершенствовалось. В России бумага появилась только в 15 веке. Бумагу делали сначала из ткани, потом ее стали делать из целлюлозы (дерева). Писали на бумаге гусиным пером и чернилами. Эта работа требовала определенного мастерства, как в подготовке к письму, так и в написании.

Пишу пером и чернилами.

Я попробовала писать чернилами на бумаге гусиным пером…Это было очень непросто, я даже не могу сказать, что у меня что-то толком получилось, здесь нужен серьезный навык и опыт. Вдобавок пострадал стол – чернила с непривычки были пролиты…

В давние времена особенно ценился труд переписчика. На изготовление копии одной книги иногда уходил не один год, поэтому книги очень берегли и в библиотеках их даже приковывали цепями.

Прикованные библиотечные книги.

Когда бумага стала относительно доступной, появилось книгопечатание (1445 г.). Для набора текста использовали отдельные металлические буквы — литеры, которые располагали в нужном порядке в специальных ячейках. Литеры покрывали краской, а затем прижимали к листу бумаги в станке.[3] В итоге получается оттиск страницы книги. Книгопечатание развивалось, появлялись типографии, улучшалось качество печати. Сейчас самый актуальный вид печати – это цифровая печать. Также с 18 века развивалась идея книгопечатания с помощью пишущих машинок (печатная машинка).

Первый печатный станок. Современное производство. Печатная машинка.

Вывод: итак, я исследовала историю развития книги, изучила те возможности, которые открывала книга людям своего времени. Узнала насколько трудоемкой и ценной для людей была книга раньше. Одну за другой открывала для себя эти «капсулы времени» в поисках знаний и умений, которые могла дать книга. Это было очень занимательное путешествие по истории книги!

2.2. КНИГА СЕГОДНЯ. Изготовление настоящей книги с переплетом своими руками. Буккроссинг.

У мамы в детстве была любимая книга «Бухтик из тихой заводи», мама говорит, что прочитала ее в детстве раз 500! Но, к сожалению, книга не сохранилась. Тираж у книги был очень маленький, и найти ее в букинистических магазинах не получалось. Но мама нашла текст в интернете, распечатывала по несколько листов в день и читала мне ее вечером перед сном, когда я была маленькой. Эта очень интересная книга, и я ее тоже полюбила!

Мы решили сделать сами эту книгу, по всем правилам ее изготовления. Для начала распечатали листы с текстом, затем их сшили определенным образом ниткой, проклеили корешок книги бинтом. Потом нам понадобился переплетный картон и ткань. Картон наклеили на ткань, края завернули и уже в готовый переплет книги вклеили книжный блок. На переплете написали название произведения. Книга готова!

Изготовление книги с переплетом. Наша домашняя «капсула времени».

Мы сделали семейную книгу с настоящим ручным переплетом! Пока собирали ее по частям изучили анатомию книги – книжный блок, переплет, корешок, форзац, титульный лист.

Вывод: сделать книгу своими руками - это не только интересно и познавательно, это еще и большая ценность для семьи! Может именно эту книгу будет читать не одно поколение, и она станет настоящей «капсулой времени» для нашей семьи со своей историей!

На сегодняшний день, для большей популярности чтения книг, существует движение «буккроссинг» (2001г.). Я подумала, а почему бы не сделать зону буккроссинга в своем доме? Мы нашли старый библиотечный стеллаж и поставили его в подъезде. Эта идея прижилась, стеллаж поставили еще в сентябре, а смотрите, сколько сейчас там книг! Детям нашего двора это очень понравилось, и они заходят в наш подъезд, чтобы обменяться книгами!

Наш подъездный буккроссинг. Сентябрь. Ноябрь.

Вывод: не смотря на распространение цифровых книг, «живые» книги не умирают, а находят своих новых читателей. Развитие буккроссинга в России идёт по пути расширения как числа людей, вовлечённых в процесс книжного обмена, так и числа мест, где создаются зоны обмена книг — кафе, школы, библиотеки, остановки.

2.3. КНИГА ЗАВТРА. Книга – капсула времени, делаем ее всем классом.

Мы решили всем классом создать свою капсулу времени, отправить послание самим себе через книгу. На весь класс были сделаны заготовки книг в технике оригами. Все ученики моего класса из этих заготовок делали собственную книгу по всем традициям ее оформления – обложка, заголовок, текст, иллюстрация и пр. Посланием наших книг стала тема «Кем я хочу стать». Интересно же через много лет посмотреть, сбылись ли наши мечты… Все вместе мы создали «классную библиотеку» - капсулу времени. Закапывать капсулу мы, конечно, не будем - книги плохо хранятся в сырости. Мы сложим эти книги в коробку, запечатаем и отправим на дальнюю полку в шкаф и откроем эту коробку только в 11 классе в конце обучения в школе. Это будет послание самому себе посредством книги.

Наши капсулы времени!

2.4. Анкетирование и интересные выводы.

В своем классе мы провели анкетирование для того, чтобы понять, как относятся современные школьники к книге. В опросе участвовало 27 человек.

Вопросы для анкетирования:

1. Интересно ли вам было делать книгу своими руками, узнали ли вы что-то новое об изготовлении книги?

2. Что вам интереснее, поиграть в компьютерную игру (Майнкрафт) или почить любимую книгу?

3. Знаете ли вы, что такое: глиняная книга, восковая табличка, берестяная грамота, книга из пергамента?

Вывод: проект по созданию книги «капсулы времени» оказался очень удачным. Ученики с большим удовольствием и интересом делали свою собственную книгу.

Несмотря на огромное количество компьютерных развлечений, между книгой и гаджетами дети в большинстве своем выбрали книгу. Это подтверждает мою гипотезу о том, что книги не исчезают из нашей жизни.

А вот историю развития книги школьники знают не очень хорошо, поэтому решили в ближайшее время на уроке классного часа провести презентацию «Книга – капсула времени».

2.5. Книга в моей семье.

В нашем роду есть семейная реликвия – КНИГА – точнее, это полное собрание сочинений Шекспира на немецком языке 1893 года выпуска, ему почти 130 лет! Собрание передается из поколения в поколение старшим детям. Конечно, книги эти уже никто не читает, потому что никто в семье, к сожалению, не знает в совершенстве немецкий язык. И шрифт в этих книгах старинный, готический и трудночитаемый. Но это реликвия, как напоминание о своих немецких корнях, о истории своего рода, память о старших поколениях.

Полное собрание Шекспира на немецком языке. 1893 год.

3. ВЫВОД

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результатом исследования стали интересные проекты, которые привлекли внимание детей к книге (опытные образцы, изготовление книг, буккросинг, проект «капсула времени»).

Это доказывает, что книга имеет свою ценность сегодня, также, как и раньше и у нее есть потенциал и возможности в будущем. Книга не исчезнет со временем…

Данный исследовательский проект придет к своему завершению только в 2028 году, на выпускном вечере в 11 классе, когда мы уже определимся с выбором профессии. Мы откроем капсулу времени «Кем я хочу стать», возьмем книги, сделанные своими руками, и посмотрим на свои мечты, воплощенные в 3 классе в собственной маленькой книге! Разве это не подтверждение того, что книга, как капсула времени проходит сквозь года и сохраняет большую человеческую ценность и значимость!

Книги — это большой и очень интересный мир. Путешествуя по нему, ты не только приятно проводишь время, но и учишься чему-то важному и полезному. Совершай открытия, листая страницы хороших и умных книг!

Книга – капсула времени! До встречи в будущем!

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://www.livelib.ru/quote/942610-entsiklopediya-mudrosti-bez-avtora

2. https://greecehist.ru/drevnij/drevnij-pergament.html

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Книгопечатание

4. http://natalieremenko.ucoz.net/index/ehto_interesno/0-9

Просмотров работы: 117