Определение практичного варианта переноса узора на деревянную поверхность для применения его в творческой работе

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение практичного варианта переноса узора на деревянную поверхность для применения его в творческой работе

Жаркова Д.Г. 1
1МБОУ "Средняя школа №10"
Ковалева О.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10» г. о. Чехов МБОУ СШ №10
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я учусь разным видам рукоделия и полученные знания использую для создания поделок, которые украшают мой дом и которые в качестве подарков с удовольствием принимают мои родные. В прошлом году на школьной выставке меня вдохновили работы ребят из старших классов: кухонные разделочные доски с узорами, сделанными при помощи выжигательного аппарата. Мне эта техника немного знакома, и поэтому стало понятно, в каком направлении хотелось бы поработать. Передо мной встал вопрос: перед тем как пользоваться выжигательным аппаратом, как перенести рисунок на деревянную поверхность более практичным способом, т.е. быстро, аккуратно, удобно. Этой проблеме и посвящена моя работа.

Гипотеза исследования: самый практичный вариант переноса узора на поверхность выявить среди других можно, применяя самые простые подручные материалы и инструменты.

Актуальность заключается в том, чточеловеку свойственно искать различные варианты и подходы и находить оптимальные решения.

Новизна: на сегодняшний день в Интернете существует немало информации, посвященной теме переноса изображения на поверхность, однако мы решили на частном примере найти самый практичный вариант и поделиться опытом в школе для уроков технологии и работы в кружках по рукоделию.

Объект исследования – перенос изображения на поверхность

Предмет исследования – варианты переноса изображения

Цель: определить практичный вариант переноса узора на деревянную поверхность для применения его в творческой работе.

Задачи:

Собрать информацию из разных источников о способах переноса узора на поверхность и определить, какие варианты можно использовать для переноса на деревянную поверхность.

Провести пробы собранных вариантов по переносу изображений на деревянную поверхность.

Сравнить результаты для выявления самого практичного способа переноса узора на деревянную поверхность.

Разработать мастер-класс по переносу изображений на деревянную поверхность.

Для решения выдвинутых задач предполагается применение следующих методов: ознакомление с информацией, накопление материала для исследования, пробы, опрос, сравнение, обобщение; моделирование.

1.Сбор информации о способах переноса узора на поверхность и определение вариантов переноса на деревянную поверхность.

На этом этапе работы нужно было разобраться, какие существуют способы переноса узора на поверхность. Эту информацию я решила собрать следующим образом:

Использовать сеть Интернет и литературу.

Опросить друзей, учителей, родственников.

Вспомнить варианты, которые известны мне.

«В многообразии материалов, применяющихся для отделки, дерево занимает особое место. Этот материал примечателен своей уникальной текстурой, экологичностью и природным происхождением. Само по себе дерево, особенно покрытое лаком или украшенное иным образом, весьма красиво. Однако при этом оно нередко становится основой для размещения тех или иных изображений. Причем последние могут быть перенесены самостоятельно»1. Мне нужно было узнать способы переноса на различные поверхности, чтобы выбрать те, которые подойдут для переноса на деревянную поверхность.

1.Оказалось, что в Интернете есть много предложений о переносе изображения. Одни авторы дают краткие описания и рекомендации по этому вопросу2, другие выкладывают в сеть видеоматериалы3. Существуют даже форумы, которые собирают творческих людей, где они делятся своим опытом4. Там же я нашла страницы старой книги, в которой описываются способы переноса изображений на кожу5 ( Приложение 1). В этой книге предлагаются два варианта, один из них это применение пантографа. Я познакомилась с этим вариантом, но поняла, что, так как я ищу простые способы, этот не подойдет сразу, так как сначала этот инструмент нужно самостоятельно собрать и это займет какое-то время.

2. За советом я обращалась к знакомым, которые мне предложили способы переноса изображения при помощи кальки и копировальной бумаги. Еще мной проведен письменный опрос среди учащихся нашей школы, знают ли они способы переносаизображений на деревянную поверхность(см. Приложение 2). В опросе участвовали 116 человек, это ученики с 4 по 9 класс. Опрос показал, что большинство школьников не могут предложить ни одного варианта.

Данные приведены в таблице

Участвовали в опросе 116 чел.

Предложили варианты

45 чел

При помощи копирки

42 чел

При помощи кальки

3 чел

Не предложили варианты

71 чел.

   

Новых вариантов предложено не было.

3.Я ранее знала следующие варианты переноса изображения: перевод рисунка «через окно» (подходит только для бумаги), при помощи копировальной бумаги, самостоятельная перерисовка, рисование по клеточкам, обрисовка вырезанного узора. Для выявления самого практичного варианта из всех найденных я решила провести эксперименты.

Для проведения экспериментов я сделала расчет затрат на необходимые материалы:

Материалы

Количество

Стоимость

Примечание

1.

Фанера 100х150

13 шт

150 руб.

Остатки от поделок

2.

Акриловый лак

50 мл

15 руб.

Остатки от ремонта

3.

Распечатка на лазерном принтере

3 шт

75 руб.

Стоимость распечатки в фотоателье

4.

Лист копировальной бумаги

1 шт

3руб.

Из старых запасов

ИТОГО: 243 руб.

     

2.Проведение проб собранных вариантов по переносу изображений на деревянную поверхность

табл.1

Материалы

Инструменты

Описание работы

Время

1.Название варианта: Тычкование грифельной стружкой (припорох)

1. Фанера 2.Грифельная стружка

3.Подложка (например, пенопласт)

4. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

1.Шило

2.Кисть

3.Карандаш

4.Канцелярский нож

Подготовить грифельную стружку при помощи канцелярского ножа. Распечатку с рисунком наложить на подложку, шилом проколоть отверстия по рисунку на распечатке с расстоянием 2-5 мм. Подготовленный узор переложить на фанеру и методом тычкования кисточкой через отверстия вбить грифельную стружку.

15мин.

2.Название варианта: Обратный декупаж

1.Фанера

2.Распечатка на лазерном принтере)

3.Акриловый лак

4.Вода

1.Кисточка

2. Емкость для воды

В емкость с водой помещаем распечатку с узором, при этом бумажный лист в воде сначала сворачивается, а затем распрямляется, что говорит о его подготовленности к дальнейшей работе. С помощи кисточки покрываем поверхность фанеры лаком. Вынимаем распечатку из воды, даем воде стечь, накладываем распечатку на подготовленную поверхность фанеры и ждем полного высыхания. Через 24 часа увлажняем высохшую поверхность с распечаткой и аккуратно пальцами скатываем верхние слои бумаги, стараясь не повредить картинку. Даем просохнуть .

24 часа

3.Название варианта: Графитовый оттиск

1.Фанера

2.Распечатка (на любом принтере) или рисунок

1.Карандаш с мягким грифельным стержнем

Заштриховываем карандашом заднюю сторону распечатки как можно темнее. Накладываем узор заштрихованной стороной на фанеру и с помощи карандаша обводим рисунок .

7 мин.

4.Название варианта: Копировальная бумага

1. Фанера 2.Копировальная бумага

3. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

1.Карандаш

На фанеру накладываем копировальную бумагу, а сверху распечатку и обводим карандашом.

5 мин.

5.Название варианта: Перенос рисунка по клеточкам

1. Фанера

2. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

1.Карандаш

2. Линейка

3. Ластик

Разлиновываем распечатку на квадраты удобного для перерисовки размера, например, 1 кв.см. Также разлиновываем фанеру. Перерисовываем рисунок по фрагментам в клеточках. Далее ластиком удалить с фанеры разлиновку.

30 мин.

6.Название варианта: Вырезание по контуру

1. Фанера

2. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

1.Карандаш

2. Ножницы

3. Скотч

Вырезаем рисунок по контуру, накладываем готовый фрагмент на фанеру, фиксируем при помощи скотча и обводим его по контуру. Самостоятельно дорисовываем недостающие элементы рисунка.

20 мин.

7.Название варианта: Перерисовка при помощи стекла

1. Фанера

2. Распечатка (на любом принтере) или рисунок 3.Стекло 9х15 с подставкой

1.Карандаш

Перед собой кладем слева распечатку с изображением, справа фанеру. Между ними устанавливается стекло. Для переноса рисунка необходимо смотреть с левой стороны на отражаемое в стекле изображение. И справа карандашом на фанеру наносить отражаемый рисунок.

15 мин.

8.Название варианта: При помощи валика и краски

1. Фанера

2. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

3. Краска гуашевая

1.Валик резиновый или втулка от салфеток

2. Зубочистка или игла

На распечатку по контуру рисунка зубочисткой наносим краску тонкой линией. Накладываем изображением на фанеру и прокатываем валиком.

15 мин.

9.Название варианта: Способ ученика 19 века6

1. Фанера

2. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

1.Ручка или карандаш

2.Канцелярская резинка

3.Канцелярская кнопка

4.Нитка

5.Скотч

Один конец резинки прикрепляем кнопкой к столу, а другой на ручку или карандаш. На середину резинки крепим отрезок нитки. Скотчем фиксируем рисунок на нужном расстоянии от фанеры. Натягиваем резинку так, чтобы нить повторяла узор на распечатке, следя за ниткой, одновременно карандашом рисуем по поверхности фанеры.

30 мин.

10.Название варианта: Самостоятельная перерисовка

1. Фанера

2. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

1.Карандаш

Перерисовываем картинку с распечатки на фанеру, стараясь повторить узор.

15 мин.

11.Название варианта: При помощи утюга

1. Фанера

2. Распечатка (на лазерном принтере)

1.Утюг

На фанеру накладываем распечатку рисунком вниз. И проглаживаем заранее разогретым утюгом.

15 мин.

12.Название варианта: При помощи уайт-спирита

1. Фанера

2. Распечатка (на лазерном принтере)

3.Уайт-спирит

1.Ватный диск

2. Респиратор

3. Резиновые перчатки

Уайт-спиритом при помощи ватного диска промачиваем фанеру. Распечатку накладываем сверху рисунком вниз. Ватным диском с уайт-спиритом пропитываем рисунок.

15 мин.

13.Название варианта: Через кальку

1. Фанера

2. Распечатка (на любом принтере) или рисунок

3.Калька

1.Карандаш с мягким грифельным стержнем.

На распечатку с рисунком накладываем кальку. Карандашом обводим рисунок по контуру. Снимаем кальку с переведенным рисунком, накладываем на фанеру стороной с рисунком вниз и обводим рисунок карандашом.

15 мин.

3.Сравнение результатов для выявления самого практичного способа

Оценивание по 5-бальной системе.

табл.2

Название варианта

Качество переноса

Доступность инструмента

Доступность материала

Сложность в работе

Время

безопасность

Общий балл

1

Тычкование грифельной стружкой (припорох)

4

3

4

5

4

4

24

2

Обратный декупаж

5

5

4

4

2

5

25

3

Графитовый оттиск

5

5

5

5

4

5

29

4

Копировальная бумага

4

5

3

5

5

5

27

5

Перенос рисунка по клеточкам

3

5

5

3

3

5

24

6

Вырезание по контуру

3

5

5

3

4

4

24

7

Перерисовка при помощи стекла

2

3

5

3

4

4

21

8

При помощи валика и краски

0

3

5

4

4

5

21

9

Способ ученика 19 века

1

4

5

3

3

5

21

10

Самостоятельная перерисовка

3

5

5

4

4

5

26

11

При помощи утюга

4

4

5

5

4

4

26

12

При помощи уайт-спирита

0

5

3

4

4

4

20

13

Через кальку

4

5

4

7

4

5

27

Сравнение вариантов переноса изображения на деревянную поверхность по результатам таблицы

схема 1

Из 13 вариантов выбрано 3. Это – 3«Графитовый оттиск», 4 «Копировальная бумага» , 13 «Через кальку». Они набрали наибольшее количество баллов.

Из них выделяется третий способ «Графитовый оттиск».

Разработка фотомастер-класса по практичному способу переноса узора на поверхность

Мной разработан фотомастер-класс по практичному способупереноса узора на деревянную поверхность, который выявлен в результате исследовательской работы (Приложение 3).

Буклеты с фотомастер-классом мной были предложены в библиотеку, для вложения в учебники по технологии 5 класс для девочек и мальчиков. Я показала вариант «Графитовый оттиск» ученикам начальной школы и девочкам на уроке технологии в 6 классе. Этим способом заинтересовались старшие ребята из 9 класса, которые посещают кружок в школьных мастерских. Буклет с фотомастер-классом я распространила среди учащихся начальной школы и по кабинетам, где занимаются творчеством и в кабинеты технологии.

Мастер-класс

Перенос узора на деревянную поверхность способом «Графитовый оттиск»:

1.Подготовить : фанеру, распечатку на принтере ( принтер лазерный или струйный ) и карандаш ( мягкий).

2.С обратной стороны распечатки карандашом хорошо заштриховываем поверхность в области изображения.

3. Переворачиваем распечатку заштрихованной стороной вниз и кладем на деревянную поверхность изображением вверх.

4.Обводим изображение по контуру.

5. Снимаем распечатку, узор на поверхности.

ГОТОВО! УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ!

Заключение

При проведении проб и разработке мастер-класса данная работа не требовала использования инструментов и материалов, которые могли бы принести вред здоровью человека. Наше исследование не повлекло за собой изменения в окружающей среде.

В результате исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

1. Информация о способах переноса узора на поверхность собрана. Среди учащихся нашей школы проведен письменный опрос на знание способов переноса изображений на деревянную поверхность и выявлено, что большинство затрудняются в ответе. Для проб выбраны 13 вариантов переноса на деревянную поверхность.

2.Проведены практические пробы собранных вариантов. Из них два варианта дали отрицательный результат.

3.Проведено сравнение результатов для выявления самого практичного способа. Им оказался способ «Графитовый оттиск»

4. В результате работы выявлен самый быстрый, аккуратный, удобный способ переноса изображения на деревянную поверхность, и на эту тему разработан фотомастер-класс. Распечатанные мной буклеты вложены в учебники по технологии для 5 классов. Несколько экземпляров буклетов я передала в школьные библиотеки нашего города. В настоящее время на уроках технологии в 5 х классах для переноса изображения на фанеру большинство ребят пользуются именно способом «Графитовый оттиск».

В работе над проектом я получила хороший опыт, который я теперь могу применить для реализации своих задумок.

Список использованных источников

1.https://bricknews.ru [стр.4]

2.http://stroim-domik.ru/lib/b/book/1329064339/26 [стр.5]

3.http://fb.ru/article/400078/kak-perenesti-risunok-na-derevo-vse-sposobyi-sekretyi-masterov [стр.5]

4.https://www.liveinternet.ru/users/5073759/rubric/6692169/ [стр.5], [стр.7]

5.thefanera.ru/dekor/risunki-na-fanere [стр.5]

Приложение

Приложение 1

Страницы старой книги, в которой описываются способы переноса изображений на кожу

Приложение 2

Опросный лист

ОПРОС

ВАШ ВОЗРАСТ_____________________

1.Вы занимались выжиганием по дереву?

_________________________________________

2.Если да, как Вы переносили узор на деревянную поверхность?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой Вы можете предложить способ переноса узора на деревянную поверхность?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Буклет с фотомастер-классом «Самый практичный вариант переноса узора на деревянную поверхность»

1https://bricknews.ru

2http://fb.ru/article/400078/kak-perenesti-risunok-na-derevo-vse-sposobyi-sekretyi-masterov

3thefanera.ru/dekor/risunki-na-fanere

4http://stroim-domik.ru/lib/b/book/1329064339/26

5 https://www.liveinternet.ru/users/5073759/rubric/6692169/

6https://www.liveinternet.ru/users/5073759/rubric/6692169/

Просмотров работы: 46