Волшебный мир лепки

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебный мир лепки

Макарова З.И. 1
1МБОУ Атепцевская СОШ
Бугрова Е.И. 1
1МБОУ Атепцевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Я обучаюсь в 7 "Б" классе, зовут меня Макарова Злата. Я очень люблю заниматься рисованием и лепкой. Я посещаю художественную школу. Мама разделяет мои интересы к творчеству. В свободное от учёбы время вместе с мамой изготавливаем оригинальные украшения, сувениры и даже сладости. У мамы очень интересное хобби, она создаёт цветы и цветочные украшения в технике реалистичная флористика. Это волшебство превращения полимерной глины в реалистичные цветы, которые не отличить от живых, превращение глины в скульптурные миниатюры, украшения и даже мои любимые сладости. Мама является членом японской Академии, которая обучает своему мастерству по всему миру.

Я решила провести исследование и написать работу об интересном и увлекательном занятии, о работах, которые можно сделать из полимерной глины. Об одном из видов декоративно-прикладного искусства – лепке.

Я стала задумываться над этой задачей и поняла, что хочу узнать, будет ли интересен этот вид декоративно-прикладного искусства моим одноклассникам, есть ли среди них мои единомышленники?

Цель исследования: привлечь моих одноклассников к занятиям лепкой.

Чтобы моя работа заинтересовала ребят, я думаю им необходимо рассказать о лепке много интересных и новых вещей. А для этого, надо много знать самой.

В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:

1. Проанализировать и рассмотреть сведения из интернет - ресурсов и дополнительной литературы по этой теме;

2. Опросить одноклассников, составить анкету и сделать выводы по результатам анкетирования;

3. Познакомить с моими достижениями в данном виде декоративно-прикладного искусства.

Объект: лепка из полимерной глины.

Предмет: техника лепки украшений и сладостей из полимерной глины.

Гипотеза: если я поделюсь своим опытом и знанием с одноклассниками, то возможно кому-то будет интересен этот вид искусства.

Результат:в результате знакомства одноклассников с моим хобби я найду единомышленников и смогу с ними делиться новыми секретами лепки.

Источники информации:книги, фото и видео, интернет ресурсы.

Методы:изучение и анализ литературы, беседа, сравнение, рассказ, анкетирование.

Глава 1.История возникновения лепки.

1.1.Глина – древнейший материал лепки.

О существовании лепки известно очень давно. Это один из самых древних видов искусства.Её история очень интересная и занимательная. Начинается она с легенды о со­творении мира. Из Библии известно, что первого человека - Адама - Бог сотворил из глины. Глина- это часть земной коры, осадочная горная порода, образовалась в процессе выветривания из-за разрушения скальных пород.

 Глина бывает разных цветов: красная, желтая, белая и голубая. На её цвет воздействуют примеси других минералов. Еще в далёком прошлом люди сосредоточили своё внимание на том, что если увлажнить глину, она станет мягкой, и можно лепить разные предметы.

В Древней Руси гончары лепили из глины чаши, кувшины, горшочки и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Эта краска носила название "керамическая". Изобрели глиняную краску, конечно же, намного раньше, еще первобытные племена, которые расписывали своё тело цветной глиной для устрашения врагов и совершения некоторых ритуальных обрядов. Даже и в наше время глина является основой для красок, и замену ей еще не нашли.

Мастерству обжигать посуду из глины научились случайно: промокшую корзину поставили возле огня, чтобы просушить, а когда корзина остыла, стало заметно, что она прочная и твёрдая, теперь в ней можно хранить жидкости. Благодаря этой случайности, люди все чаще стали использовать глину в быту. Позже, когда был изобретён гончарный круг, сосуды из глины стали более аккуратными, красивыми и изящными.

В наше время лепка из разных видов глины — это любимое занятие народных мастеров. Глина может быть в жидком и твердом виде. Детям глина очень нравится, потому что она очень легко крошится, ломается, скатывается, размазывается. Изделия из глины обычно называют – керамикой.

Одна из составляющей скульптурного образа является народная глиняная игрушка. Очень популярны дымковские, филимоновские и калининские игрушки.

1.2. Солёное тесто – материал для лепки.

Но творить можно не только из глины и пластилина. Лепить можно и из соленого теста разные фигурки, поделки и картины, которые доставят мастеру огромную радость и удовольствие. Солёное тесто для лепки очень пластичное и, наверное, самое экологически чистое.

Солёное тесто — это чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки - мукосольки. Этот вид народного творчества доступен абсолютно всем, не требует больших художественных способностей. Важное качество теста - оно не пачкает руки. Возможности солёного теста могут быть неограниченными, если его правильно замесить. Оно не будет крошиться, трескаться, может храниться достаточно долгое время. Но следует отметить один минус солёного теста - оно достаточно хрупкое при небрежном обращении.

Пластические свойства соленого теста известны нам из незапамятных времён. Когда-то очень давно, люди стали лепить хлебные лепешки, в состав которых входили только мука и вода, а затем обжигали на раскаленных камнях. Из такого теста пекли не только хлебные изделия, но и декоративные. Приготовление такого теста является древним обычаем и использовалось для изготовления фигур из народных преданий. Даже древние греки, римляне и египтяне использовали фигурки из солёного теста для преклонения перед своими божествами.

Символом Рождества и Нового года была ёлка, и небогатые люди делали рождественские украшения из хлебного теста. Чтобы такие украшения не ели мыши и насекомые, в него добавляли огромное количество соли. Таким образом появилось соленое тесто.

В знак благополучия, плодородия, сытости, в древней Руси на Новый год, дарили фигуры из такого теста . Были времена, когда Новый год на Руси отмечали 1 сентября, был обычай дарить фигурки из соленого теста. Украшали фигуры жёстовской, филимоновской и дымковской росписью. Если в доме была поделка из солёного теста - это был символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Поэтому эти фигурки часто называли очень просто -"хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста.
Искусство изготавливать изделия из теста живёт и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются огромной популярностью и спросом. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. К любому торжеству будет отличный подарок. Сделать из солёного теста можно простые фигурки и изделия - грибочки, листочки, яблочки, и можно выбрать сложные вариации — деревья, фигурки животных и людей, и многое другое. В этом виде деятельности является самым интересным то, что мы делаем тесто своими руками.

Чтобы работать с тестом нам не потребуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Можно использовать те инструменты, которые находятся всегда под рукой или лепить руками. Следует помнить, изделия из теста очень тяжелые (плотные), поэтому практически невозможно создать композицию большого размера.

1.3.Лепка из пластилина.

Изделия из пластилина не пользуются спросом, потому что они недолговременные и легко меняют форму, однако пластилин не менее любим как взрослыми, так и детьми.

Пластилин изобрели в Англии в 1897году. Изобретателем стал преподаватель Школы искусств Вильям Харбатт. Он хотел обеспечить своих студентов материалом, который бы в процессе создания скульптур не высыхал и использовался многократно, до этого для лепки использовалась только глина. Первый пластилин обладал унылым серым цветом, но, спустя несколько лет, пластилин стал так популярен, что его начали производить на заводе и добавлять в него красящие пигменты.

Отличительная черта и достоинство пластилина в том, что он не сильно пачкает руки во время работы, а также, в зависимости от температуры, может приобретать разную степень мягкости и не теряет своих пластических свойств.

1.4.Современный материал – пластика.

Альтернативой пластилину может послужить новый современный материал —пластика, также известная как полимерная глина. Это синтетическая масса, которая по своим свойствам напоминает пластилин.

Подразделяют полимерную глину: на само отвердевающую на воздухе и запекаемую в печи. Оба направления широко развиты в Европе уже на протяжении многих лет и с недавнего времени активно развиваются в нашей стране.

Самая первая в России школа по лепке из само отвердевающей полимерной глины появилась в городе Москва в 2008г. Основателем школы является Ольга Петрова, которая привезла это искусство в Россию из Японии, где она прошла курс обучения в DECO Clay Craft Academy в Японии. Академия  была основана Казуко Мийяй (Kazuko Miyai) в Токио, в Японии в 1981г. (Приложение 1).

Основной материал изделий  - само отвердевающая полимерная глина - уникальная разработка японцев.

Казуко Мийяй  - автор более двадцати книг по лепке.В настоящее время она продолжает разрабатывать новые уникальные техники работы с полимерной глиной, организует выставки, как в Японии, так и за рубежом.

Страсть Казуко к лепке разделила ее дочь Юкико. В 2000 году она открыла свою собственную школу в США.  

Лепка из полимерной глины DECO увлекательна. Овладев данным ремеслом, можно лепить множество разнообразных цветов, составлять букеты и интерьерные композиции, делать аксессуары, украшать предметы интерьера, а также лепить миниатюры.

Вот примеры работ японских мастеров. (Приложение 2).

В России этот вид прикладного искусства появился относительно недавно. Наши мастера начали осваивать новые техники и получать всё больше информации, появилось большое количество разнообразных глин.

Хотелось бы отметить ещё одну разновидность полимерной глины "холодный фарфор", техника работы с этой глиной обозначается такими терминами, как "керамическая флористика", "реалистичная флористика", "флористическая лепка". Уникальные цветочные композиции, созданные в этой технике - это авторские произведения искусства, где вручную вылепливаются и расписываются масляными красками каждый лепесток, листочек и тычинка цветка.

Сейчас я расскажу вам рецепт, по которому можно самим приготовить дома смесь, аналогичную "холодному фарфору", и попробовать себя в данном виде творчества.

Рецепт "холодного фарфора" в домашних условиях.

Ингредиенты:

1 стакан (250 гр.) белого клея ПВА,

1 стакан (250 гр.) кукурузного крахмала,

1 столовая ложка вазелина,

1 столовая ложка крема для рук (нежирного и без силикона).

Выливаем в чашку клей, ставим на средний огонь, сразу же добавляем крем, быстро перемешиваем, добавляем вазелин, не переставая помешивать. 

Понемногу, постоянно помешивая, засыпаем крахмал.

Хорошо вымешиваем.

Очень быстро масса густеет, вначале она будет похожа на творог.

Затем образуется комок. Комок с чашки выкладываем на стол смазанный кремом, даем чуть-чуть остыть.

Вымешиваем, пока масса не станет однородной, как пластилин.

Холодный фарфор на сегодняшний день является абсолютно безвредным материалом для лепки. 

Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он очень удобен в использовании. 

Работать с холодным фарфором могут и дети, и взрослые. Холодный фарфор при застывании становится твердым, что выгодно отличает его от пластилина. Также его достоинством является то, что его легко можно приготовить в домашних условиях.

Выводы по первой главе.

Лепка – один из самых древних видов изобразительного искусства, который сопровождает человека на протяжении всей его истории. Современный материал лепки – пластика (полимерная глина).Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, творчество, воспитывают дисциплинированность и аккуратность.

Глава 2. Опрос и исследование по теме.

Так как цель моего исследования: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой, я составила анкету из 5 вопросов, направленную на получение данных по количеству детей не желающих заниматься лепкой и на выявление учащихся, которые проявляют интерес к данному виду прикладного искусства. (Приложение 3).

Результаты анкетирования:

- Большинство одноклассников в свободное от учёбы время предпочитают вид деятельности – подвижные игры.

- Менее половины детей любят рисовать.

- Малая доля учеников читают книги и лепят.

- Больше половины одноклассников любят лепить, знают основные материалы по данному виду искусства и хотели бы заниматься этой деятельностью, НО по каким-то причинам не делают этого. (Приложение 4).

Вывод: анализ данных показал, что только несколько учеников владеют достаточной информацией по данному вопросу, а остальным ученикам необходимо узнать, как и для чего это делать, чтобы появился интерес к этому занятию.

Глава 3. Практическая часть.

Каждый день меня окружают работы моей мамы, и я тоже с удовольствием пробую делать что-нибудь за компанию.

Увидев всё разнообразие глин и красок разных марок, которые показаны на фото, можно сразу подумать, все материалы довольно дорогие, и не имея такого разнообразия нельзя ничего сделать.

Я покажу Вам на примере, как можно имея немного глины, без использования специальных инструментов, используя только ладони и пальцы рук слепить цветок - например, многими любимую розу.

Учась в школе искусств на художественном отделении, я научилась смешивать цвета и знаю, что для получения различных оттенков нам нужны базовые цвета. Их четыре - это белый, желтый, синий и красный.

Например, если смешать несколько цветов - красный и желтый, мы получим оранжевый цвет, красный + синий = фиолетовый, а зелёный + красный = коричневый, синий + желтый = зелёный. Итак, меняя интенсивность, можно получать любые желаемые оттенки.

Есть важное правило, поверхность, на которой я буду работать и мои руки должны быть чистыми, т.к. глина впитывает в себя все мельчайшие частицы.

Для того чтобы сделать розовую розу мне понадобится глина базового белого цвета и немного красной глины.

Я замешиваю глину до тех пор, пока цвет не станет нужного мне оттенка. Если я хочу сделать более светлый цвет, то тогда возьму чуть меньше красной глины, если более яркий, то добавлю ещё немного красного пигмента.

Эта глина в работе мне очень нравится. Она мягкая, напоминает зефир, приятно пахнет. Большим плюсом для меня является то, что это глина самозатвердевающая на воздухе, её не нужно дополнительно запекать или обжигать в печи. Работать нужно довольно быстро пока глина не потеряла свои свойства пластичности.

Разделю глину на несколько шариков по числу лепестков. Чем больше лепестков - тем пышнее получится роза.

Из шарика делаем капельку и раскатываем на ладони. Тоньше у верхнего края и толще у основания. Обратите внимание, на лепестках остаются отпечатки от моей ладони, они будут смотреться, как настоящие прожилки на тонких лепестках.

Затем скручиваю один лепесток за другим, делая основание бутона, вокруг которого один за другим оборачиваю остальные лепестки.

Крайние лепестки я подкручиваю пальцами на внешнюю сторону, так моя роза раскрывается и оживает. (Приложение 5).

А пока моя роза сохнет, я покажу ещё возможности самоотвердевающей полимерной глины.

В магазине для творчества «Леонардо» мы купили набор, с помощью которого можно почувствовать себя настоящим кондитером и воплотить свои вкусные задумки.

У меня есть стеклянная банка, которую я буду украшать сладостями. Специальная полимерная глина, глазурь, крем.

Я слепила различные сладости. А сейчас покажу, как я сделала пончик.

Вот такие сладости у меня получились. (Приложение 6).

Самый последний и интересный момент, буду делать композицию на банке.

На крышку банки выдавливаем сливки, они липкие и клей мне не потребуется. Располагаю мои сладости на крышке, как нравится.

Вот что у меня получилось. (Приложение 7).

Заключение.

1. Лепка – вид изобразительного искусства, который сопровождает человека на протяжении всей его истории. Одним из самых древних материалов лепки является глина.

Изделия из глины называют керамикой.

2.Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, творчество, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе, а также умение планировать творческий процесс.

3. Альтернативой пластилину может служить новый современный материал – пластика или полимерная глина.

4.Лепить можно из разных материалов – глины, соленого теста, пластилина, пластики.

5. Из своей работы я сделала вывод, что для того чтобы дети занимались лепкой, они должны знать о различных техниках исполнения как можно больше. Многим ребятам трудно начать заниматься самим, им нужна поддержка друзей и семьи, значит, единомышленники нужны не только мне. Очень важно иметь единомышленников не только среди друзей, но и в своей семье. Если я поделюсь со сверстниками своими знаниями и успехами, то возможно кого-то заинтересует этот вид творческой деятельности.

Цель моего учебного проекта достигнута. Мне есть с кем обсудить секреты чудо - лепки.

Литература.

1. "Поделки из пластики", Ольга Сухова

2. «Полимерная глина. Техника. Приемы. Изделия.

3.«Чудеса из полимерной глины» Автор: Губина В.К., Издательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2015г.,

4.«Реалистичные цветы из полимерных глин» Автор: Почуева-Прибельская А., Издательство: Контэнт, 2012г. 

5."CLAY ART for all seasons" Yukiko Miyai
Лепкаизпластики DECO

6.«The Art of Polimer Clay» – ДоннаКато, 2007г.

7.«Amazing Clay Flowers» - НурикоКавагучи.

8. Фотографии и видео из домашнего архива.

Интернет - ресурсы:

1. http://okultureno.ru/journal/view?id=882

2.Немного истории

rusmedserver.ru›med/narodn/glina/1.html

3.http://www.hobbygirl.ru/iz-istorii-o-teste.html

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Опрос обучающихся 4-го класса.

Ответьте пожалуйста на несколько вопросов.

1.Какой деятельностью вы занимаетесь после уроков или в выходной?

подвижные игры лепка рисование чтение книг

2.Любите ли вы лепить?

да нет

3.Какие материалы для лепки вы знаете?

4.Знаете ли вы что такое "полимерная глина"?

да нет

5.Хотели бы вы заняться лепкой?

да нет

Спасибо!

Приложение 4.

1.Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

2.Нравится вам лепить?

3.Какие материалы известны вам для лепки?

4.Вы слышали что такое "полимерная глина"?

5.Хотели бы вы заняться лепкой?

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Просмотров работы: 197