Актуальность выбранной темы.
В нашем XXI веке, большинство людей делают что- то своими руками (подарки, цветы, топиарий и т.д.). Многие из этих людей увлекаются вышиванием из бисера. Я с 5 класса увлекаюсь этим видом рукоделия, была победителем в муниципальном конкурсе «Рукам работа, душе – праздник», мои работы (вместе с лучшими работами учителей и учащихся нашего района принимали участие в выставке на семинаре в г. Серпухове).
Мне очень нравится вышивка бисером, поэтому, выбирая тему для проекта, я решила остановиться на творческой работе, связанной с этим видом рукоделия. У моих родителей скоро праздник – годовщина свадьбы, и я сделаю для них такой подарок. Ведь подарок, сделанный своими руками, намного дороже того, который мы купим.
Я очень люблю работать с бисером. Из него плетут всевозможные плоские и объемные изделия, его используют при вышивке при декорировании или изготовлении одежды, различных аксессуаров, головных уборов. А картины, вышитые бисером, получаются замечательными, благодаря эффекту полупрозрачности самого бисера. Они прекрасно украшают любой интерьер, никогда не выглядят старыми, не выходят из моды. Можно создать целые композиции из картин, вышитых бисером.
Мои работы.
Картина "Маки", выполненная чешским бисером. Размер изделия 27x38 см.
Картина " Подсолнухи в корзине". Размер изделия 37x25 см.
А это мои первые работы:
Цель:
Познакомиться с новыми работами и вышить картину, которая будет радовать мою семью.
Задачи:
Рассмотреть схемы для вышивания картин бисером и готовые работы.
Провести исследование и выбрать схему для моей работы.
Подобрать материалы и приспособления.
Выполнить работу, контролировать качество выполнения.
Продумать оформление.
Оценить качество своей работы.
Передать свои знания и умения подрастающему поколению.
Гипотеза:
Изделия ручной работы несут положительную энергетику, «тепло» и
обязательно будут радовать своей красочностью и привлекать внимание гостей.
ГЛАВА I (теоретическая).
Из истории вышивки бисером.
Вышивка бисером — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.
Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла.
Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла.
С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.
В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция.
О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности.
Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.
На Руси бисер появился в IX веке. Русские рукодельницы использовали его для украшения своих нарядов и предметов обихода, а с XVIII века жемчуг и бисер становится неотъемлемой частью народного мастерства. Как светская, так и церковная вышивка бисером всегда поражала иностранных гостей, а умение русских мастериц создавать настоящие шедевры, используя эти материалы, было известно всему миру.
Историческая справка
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов свидетельствуют об этом.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
Виды бисера.
По виду бисер делят на:
Бисер- мелкие бусинки диаметром не более 2 мм.
Бусины- крупный бисер диаметром более 2 мм.
Рубка — рубленый бисер, короткие трубочки из цветного стекла разных размеров (от 1 до 5 мм), цветов и формы (в том числе граненый ). Иногда стеклянные трубочки разбиваются под косым углом, и получается косая рубка..
Стеклярус — это трубочки из цветного стекла — изготовляются разных размеров (в среднем — от 5 до 15 мм, хотя стеклярус может достигать даже 35 мм в длину), цветов и формы (в том числе витой и граненый).
Чаще всего и стеклярус и рубка имеют острые края (хотя есть и стеклярус с оплавленными краями), поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса можно помещать бисеринку, если это позволяет схема изделия. Рубка и стеклярус имеют одно несравненное качество: яркий блеск в отражённом свете. Именно поэтому принято украшать вечерние туалеты и театральные сумочки сверкающим стеклярусом и рубкой.
Анализ возможных вариантов.
Чтобы начать выполнение своей работы, я рассмотрела множество журналов и сайтов по вышивке бисером, рассмотрела много готовых картин, узнала много нового и интересного, чем непременно я воспользуюсь. В магазинах в отделах «Рукоделие» я не нашла работу, которая мне очень понравилась и обратилась к интернет –ресурсам.( https://vichivay.ru/) Очень много интересных работ там представлено. Три работы я выбрала и решила рассмотреть каждую в отдельности. Первая работа «Любимые цветы», очень похожа на мою работу «Маки», вторая – «Поле в лукошке», интересная работа, я ее выполню в следующий раз, а третья работа «Шляпка, ромашки и маки» мне понравилась больше других и она будет хорошо смотреться с моими вышитыми ранее картинами.
«Любимые цветы» «Поле в лукошке»
Итак, выбор мой сделан, я буду вышивать такую картину
Выбор материалов и приспособлений.
Для выполнения работы мне потребуются следующие материалы:
Пяльцы-рамка Мононить Иглы бисерные
Бисер
Глава II (практическая).
Технологическая последовательность выполнения работы.
Шаг первый.
Вставьте нить в иголку и сделайте узелок. С изнаночной стороны вставьте иголку в точку левого нижнего угла. Нанижите бисерину соответствующего цвета вставьте иголку в правый верхний угол. Подтяните нить. (пунктиром показано с изнаночной стороны)
Шаг второй.
Вышиваем весь ряд, соблюдая порядок: игла выходит из левого нижнего угла, угла, нанизывается бисерина, соответствующая схеме, игла вставляется в правый верхний угол.
Шаг третий.
Закончив первый ряд, спускаемся на второй. В этом случае игла выходит из правой верхней точки, а входит в левую нижнюю точку. Третий ряд вышивается, как первый.
Шаг четвертый.
Доводя до фрагмента рисунка, перетяжки нити с изнаночной стороны не делать, а вышивать частями, сначала с одной стороны, потом с другой.
Шаг пятый.
Если следующий ряд по схеме оказался короче предыдущего, можно не закреплять нить, мелкими незаметными стежками (как можно ближе к бисеринам), пройти до нужного Вам места и продолжать вышивать. Крупные бусины можно пришить по окончанию работы.
Экономическое обоснование.
Картина ««Шляпка, ромашки и маки»-1520,00 рублей.
Багетные работы-2442,00 рублей.
Итого:3942,00 рублей.
Такую же, но только готовую вышитую картину, можно купить в интернете за 8000,00 руб. и выше. Экономия составляет около 4000рублей.
Социологический опрос.
Я захотела узнать: какими видами рукоделия владеют дети и чему бы они хотели научиться. Для этого я провела социологический опрос у учащихся 4 и 5 классов, который состоял из следующих вопросов:
Вопрос №1: Каким рукоделием вы увлекаетесь?
Вопрос №2: Чему бы вы хотели научиться?
Вопрос №3: Почему?
Изучив диаграммы, полученные в результате опроса, мне удалось сделать следующие выводы. Большинство учащихся в свое свободное время занимаются творческой деятельностью. Крестиком и бисером вышивают большинство опрошенных, а 20% учащихся захотели научиться вышивать бисером после того ,как я показала свои работы.
А на третий вопрос дети отвечали, что это очень красиво, увлекательно и можно сделать подарки к любому празднику.
Мастер – класс.
На занятиях по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» мы рассмотрели старинные изделия, вышитые бисером и я провела мастер – класс с желающими научиться этому виду творчества.
Заключение.
В настоящее время бисероплетение переживает новый этап своего развития. В наши дни украшения из бисера носят люди любого возраста, потому что бисер – это красиво и очень увлекательно, к тому же вещи, сделанные собственными руками, всегда доставляют большую радость.
Многие народы наделяли украшения из бисера магическими свойствами, считая их своеобразными амулетами и талисманами. Может быть, они в чем-то правы? Ведь, сделанные своими руками и подаренные друзьям от чистого сердца, такие поделки и в самом деле могут принести удачу. Сделать подарок своими руками выйдет дешевле купленной безделушки.
Для того, чтобы выполнить мою работу, я рассмотрела много литературы и сайтов интернета. Я узнала много интересного из истории вышивки бисером и сделала выводы, что этот вид рукоделия оказывает благотворное воздействие на человека, он становится мягче, усидчивее, мировоззрение также меняется. Это я рассказала и ученикам с которыми проводила социологический опрос мастер – класс. Кроме того, занимаясь творчеством, можно найти много друзей, которые имеют такое же увлечение; они общаются, обмениваются опытом, схемами, различными хитростями, материалами.
Любой человек в состоянии заняться этим видом декоративно – прикладного искусства и за несколько часов освоить все азы. В этом я убедилась, когда провела мастер– класс с учениками 4 класса. Со временем от простых поделок можно перейти к более сложным и создавать настоящие шедевры. Для этого требуются только терпение, время и, прежде всего, желание.
Я провела анкетирование среди учащихся 4 и 5 классов и поняла, что любовь к декоративно – прикладному творчеству не ослабевает. А вышивка крестиком и бисером – один из самых любимых среди людей любого возраста и пола. И в последнее время интерес к нему значительно возрос. Вышивка бисером , как вид декоративно – прикладного искусства, органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции.
Я буду продолжать заниматься этим интересным видом рукоделия, делать красивые композиции, разрабатывать схемы для новых работ и постараюсь передавать свои знания и умения другим ребятам, а также радовать своих друзей и родных необычными и креативными подарками.
Я считаю, что мне удалось создать неповторимую работу, отлично вписавшуюся в интерьер комнаты, которая будет радовать мою семью на протяжении долгих лет.
Библиографический список использованной литературы
Будур Наталия. Вышивка по канве и бисером (к. XVIII-н. ХХ вв.).Москва, 2001.
Литвинец Э.Н. Низание бисером и ручное вышивание. Минск. «Хэлтон», 1999.
Ляукина Марина.Бисер. Основы художественного ремесла. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998
http://bicerinka.com
https://www.livemaster.ru/topic/1920295-legenda-proishozhdeniya-bisera