1. Введение
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование макулатуры для получения бумаги – одно из решений этой проблемы. У нас дома и в классе скапливается много бумажных отходов. И я решил попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.
Цель нашей работы: изготовление бумаги самостоятельно в домашних условиях и исследование её свойства.
Для этого поставили следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения бумаги;
2. Познакомиться с методами получения бумаги в домашних условиях;
3. Провести анкету среди одноклассников;
4. Получить бумагу в домашних условиях;
5. Исследовать свойства бумаги.
6. Показать применение полученной бумаги.
Объект исследования: бумага.
Предмет исследования: способы создания и использования бумаги.
Гипотеза нашего исследования: если изучить способы создания бумаги, то её можно будет изготавливать и использовать дома в бытовых условиях.
1.Теоритические методы:
- изучение энциклопедической литературы, анализ анкет.
2.Практические методы:
- проведение опытов по получению бумаги;
-сравнение образцов полученной бумаги.
План работы.
1. Поиск информации в библиотеке и Интернет.
2. Анкетирование учащихся по теме проекта.
3. Практическая работа по изготовлению бумаги.
4. Сравнение свойств полученных образцов бумаги.
5. Изготовление поделок.
6. Мастер-класс по изготовлению бумаги на кружке «Умелые руки».
2. Основная часть
2.1. История возникновения бумаги
Для выполнения своего проекта мы изучили историю возникновения бумаги и выяснили, что бумага существовала не всегда.
До её изобретения, какие только материалы не пытались приспособить для письма. Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.
С изобретением и распространением письменности люди стали писать на дощечках из влажной глины. Для того чтобы записать текст книги, использовали десятки и сотни табличек.
Древнейшие люди рисовали надписи – рисунки на пальмовых листьях с помощью острой рыбьей косточки, вырезали эти рисунки на костях животных.
Об изобретении бумаги существуют несколько легенд. По одной из них, бумага была изобретена в Китае. Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Технология, предложенная Цай Лунем, заключалась в следующем – необходимо было растолочь волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Затем всё это смешать с водой, получившуюся массу выложить на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, эту массу необходимо было разгладить с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги пригодной для письма.
С годами технология изготовления бумаги совершенствовалась, производство бумаги становилось более доступным.
Впервые ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаге.
Бумага собственного производства появилась на Руси в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I.
2.2. Анкетирование
Своё исследование мы начали с опроса в классе, которое показало, что ребятам известно, из чего изготавливают бумагу и где её используют. Результаты опроса отражены в диаграммах.
Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу? Мнения ребят разделились. Выявлено, что большая часть ребят считает, что нельзя изготовить бумагу в домашних условиях (Приложение 1).
Чтобы доказать свою гипотезу я решил провести практическую работу по изготовлению бумаги у себя дома.
2.3. Практическая работа по изготовлению бумаги
Опыт №1
Цель: получение бумаги из использованных газет (макулатуры).
Оборудование и материалы: тазик, газеты, листы использованной бумаги, кусочек сетки с мелкими отверстиями, рамка, блендер, вода, клей ПВА, гуашь, сухие цветы, крахмал.
Сначала надо измельчить бумагу ножницами и замочить её в воде, добавив 2 ложки крахмала и тюбик клея ПВА (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться).
Затем полученную массу измельчить блендером. Должна получиться смесь наподобие каши.
Через дуршлаг удалить излишки воды и выложить бумагу небольшими порциями на поверхность стола. Затем выровнять скалкой. Но такой «лист» получается серого цвета. Поэтому можно разложить нашу смесь в разные ёмкости и добавить гуашь для цвета.
Листы полученной бумаги можно накрыть тканью и просушить утюгом для быстрого получения результата (Приложение 2).
Опыт №2
Цель: получение бумаги из использованных листов белой и тетрадной бумаги (макулатуры).
Сначала нарезаем бумагу как можно мельче и заливаем её водой. Спустя 3 часа полученную массу измельчаем в блендере. Полученную бумажную кашицу разбавляем в большом количестве воды. Далее используем заранее изготовленную рамочку с натянутой москитной сеткой. Опускаем в бумажный раствор на 1-2 секунды для того, чтобы мелкие бумажные частички осели на сетку и вынимаем рамочку. Даём воде стечь. Выкладываем полученный лист на ткань, осторожно перевернув рамочку. Лист не трогаем в течение 24 часов до полного высыхания (Приложение 2).
Опыт №3
Цель: получение бумаги из рисовой муки.
Материалы: рисовая мука, вода, крахмал.
Смешиваем рисовую муку и крахмал. В полученную массу добавляем воду. Получается смесь похожая на тесто для блинчиков.
Затем полученную массу нужно распределить тонким слоем по форме. У меня это была маленькая тарелочка. И поставить в микроволновку на 1 минуту.
Осторожно перевернуть блюдце на поверхность стола. Получившийся лист не трогать до полного высыхания 5-6 часов (Приложение 2).
2.4. Исследование свойств полученной бумаги
У полученной тремя разными способами бумаги я решил исследовать её свойства.
Цель: сравнить обычную бумагу для рисования с бумагой, изготовленной в домашних условиях.
Оборудование: шариковая ручка, простой и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварель, гуашь, картинки, салфетки.
1 и 2 опыты мы проводили на исследование гладкости и впитываемости полученных листов бумаги. Гладкость мы проверили, попробовав написать шариковой ручкой. На рисовой бумаге написать нельзя. А впитываемость проверили так: подложили под каждый лист салфетку и капнули акварельной краской. След на салфетке оставила бумага из белых листов без клея и крахмала. Она самая пористая.
3 и 4 опыты был связан с проверкой на прозрачность и растяжимость. Чтобы проверить прозрачность, надо под каждый лист бумаги положить картинку. Самая прозрачная – это рисовая бумага. Чтобы провести опыт на растяжимость, нам пришлось медленно разорвать каждый кусочек бумаги. Бумага растягивается и рвётся одинаково.
5 и 6 опыты были на проверку мягкости и толщины. Мы сминали по кусочку каждой бумаги и зрительно оценивали толщину листов. Вся бумага легко сминается. Самая толстая – бумага из газеты.
И последнее наше исследование (для детей самое важное) было связано со свойствами бумаги для рисования и письма.
Рисовать простым, цветными карандашами и восковыми мелками нельзя на рисовой бумаге. На двух других это возможно. Фломастерами, акварелью и гуашью можно на всех видах бумаги (Приложение 3).
3. Заключение и выводы
Выводы я сделал следующие:
1. Бумагу можно приготовить в домашних условиях. Создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс. И совсем несложный. А какой потрясающий результат: эксклюзивная бумага вашего собственного дизайна!
2. Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат.
3. Рисовая бумага меньше всего по своим свойствам напоминает обычную бумагу, поэтому её изготовление дома нецелесообразно.
4. Бумагу из газет лучше использовать для оформления открыток, поделок. Она больше похожа на картон. Из такой бумаги я изготовил альбом для фотографий.
5. Лучший результат по простоте приготовления и своим свойствам у бумаги из использованных белых листов. На такой бумаге можно рисовать красками, фломастерами, восковыми мелками, изготавливать различные поделки.
Проведя такое исследование, я захотел поделиться с ребятами способами получения бумаги, рассказать об истории появления бумаги, о важности использования макулатуры для охраны нашей природы и провести мастер-класс по её изготовлению на кружке «Умелые руки» (Приложение 4).
Моя гипотеза о возможности получения бумаги в домашних условиях подтвердилась.
Создание бумаги ручной работы – интересный процесс.
Не выбрасывайте макулатуру, а перерабатывайте в бумагу, тем самым сохраняя лес.
4. Список использованных источников
1. Бумага[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki//
(Дата обращения: 15.01.2019).
2. Виды бумаги: какие бывают, где и зачем они применяются [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fb.ru/article/61529/vidyi-bumagi-kakie-byivayut-gde-i-zachem-oni-primenyayutsya (Дата обращения: 11.12.2018).
3.Карнаухин, Д. Получение бумаги в домашних условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prog132007.narod.ru/Issl_rab/Bumaga.htm. (Дата обращения: 11.12.2018).
4. Кто и когда изобрёл бумагу? Где это произошло? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vseznaika.org/history/kto-i-kogda-izobryol-bumagu-gde-eto-proizoshlo/
(Дата обращения: 12.01.2019).
5. Самостоятельное изготовление бумаги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://promzn.ru/proizvodstvo-bumagi-i-kartona/samostoyatelnoe-izgotovlenie.html (Дата обращения: 25.01.2019).
6. Технология изготовления бумаги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/65666243 (Дата обращения: 19.12.2018).
5. Приложения
Приложение 1. Анкета
Из чего можно изготовить бумагу?_________________ Где вы используете бумагу? ___________________________________________________ Скапливаются ли у вас дома различные бумажные отходы? Да Нет Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу? Да Нет |
Приложение 2. Практическая работа по изготовлению бумаги
Приложение 3. Исследование свойств полученной бумаги
Приложение 3. Исследование свойств полученной бумаги
СВОЙСТВА |
ОПЫТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ВЫВОД |
|||
бумага из газеты макула тура |
бумага из использо ванных белых листов |
рисовая бумага |
обыч-ная бумага |
|||
Гладкость |
Пишем шариковой ручкой |
+ |
+ |
- |
+ |
На рисовой бумаге написать нельзя |
Впитываемость (пористость) |
Капаем акварельную краску на бумагу и ждём несколько секунд |
+ краска впиталась в бумагу, но след не оставила |
+++ краска сразу протекла сквозь бумагу |
- не впитывает |
+ |
Самая пористая – это бумага из белых листов без клея и крахмала |
Приложение 3. Исследование свойств полученной бумаги
СВОЙСТВА |
ОПЫТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ВЫВОД |
|||
бумага из газеты макула тура |
бумага из использо ванных белых листов |
рисовая бумага |
обыч-ная бумага |
|||
Прозрачность |
Наклады- ваем листы на картинки |
- |
- |
+++ |
- |
Самая прозрачная – это рисовая бумага |
Растяжимость |
Пытаемся медленно разорвать бумагу |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бумага растягива- ется и рвётся одинаково |
Приложение 3. Исследование свойств полученной бумаги
СВОЙСТВА |
ОПЫТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ВЫВОД |
||||
бумага из газеты макула тура |
бумага из использо ванных белых листов |
рисовая бумага |
обыч-ная бумага |
||||
Мягкость |
Кусочек бумаги пробуем скатать (смять) в комочек |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бумага легко сминается в ровный круглый комок |
|
Толщина |
Зрительно оцениваем толщину листов бумаги |
+++ |
+ |
++ |
+ |
Самая плотная – это бумага из газеты |
Приложение 3. Исследование свойств полученной бумаги
СВОЙСТВА |
ОПЫТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ВЫВОД |
||||
бумага из газеты макула тура |
бумага из использо ванных белых листов |
рисовая бумага |
обыч-ная бумага |
||||
Рисования и письма |
Пишем надпись простым карандашом |
+ |
+ |
- Каран даш рвёт бумагу |
+ |
На рисовой бумаге простой карандаш не рисует |
|
Рисования и письма |
Рисуем цветными карандашами |
+ |
+ |
- Каран даш рвёт бумагу |
+ |
На рисовой бумаге цветные карандаши не рисуют |
Приложение 3. Исследование свойств полученной бумаги
СВОЙСТВА |
ОПЫТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ВЫВОД |
||||
бумага из газеты макула тура |
бумага из использо ванных белых листов |
рисовая бумага |
обыч-ная бумага |
||||
Рисования и письма |
Рисуем восковыми мелками |
+ |
+ |
- |
+ |
Рисовая бумага непригодна для рисования мелками |
|
Рисования и письма |
Пишем надпись фломастером |
+ |
+ Чернила очень хорошо впитывают-ся |
+ |
+ |
Фломасте-ры пишут на всех видах бумаги |
Приложение 3. Исследование свойств полученной бумаги
СВОЙСТВА |
ОПЫТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ВЫВОД |
|||
бумага из газеты макула тура |
бумага из использо ванных белых листов |
рисовая бумага |
обыч-ная бумага |
|||
Рисования и письма |
Рисуем акварель-ными красками |
+ |
+ |
+ |
+ |
Кисть с водой и краской хорошо скользит по всем видам бумаги |
Рисования и письма |
Рисуем гуашью |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рисовать гуашью легко на всех видах бумаги |
Приложение 4. Мастер-класс.